Книга Не по плану. Кинематография при Сталине - читать онлайн бесплатно, автор Мария Белодубровская. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Не по плану. Кинематография при Сталине
Не по плану. Кинематография при Сталине
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Не по плану. Кинематография при Сталине

173

Выше качество советских фильмов // Искусство кино. 1948. № 4. С. 1–2.

174

Большаков И. За высокое идейно-художественное качество фильмов. С. 3.

175

Там же. С. 5.

176

Власть и художественная интеллигенция. С. 635–637, 639; Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 801–811, 836. Обобщающую информацию о трофейных фильмах, в том числе их список, см.: Knight C. Stalin’s Trophy Films, 1947–52: A Resource // KinoKultura. 2015. № 48. URL: http://www.kinokultura.com/2015/48-knight.shtml. По сведениям Найт, в прокат было выпущено 86 картин, но есть сведения еще о четырех (возможно, их было еще больше): Летопись российского кино, 1946–1965. С. 66.

177

О советских прокатных копиях см.: Kepley V. Federal Cinema: The Soviet Film Industry, 1924–32; Kepley V. The First ‘Perestroika’: Soviet Cinema under the First Five-Year Plan. P. 31–53; Babitsky P., Rimberg J. Op. cit. P. 243, 281; Youngblood D. Russian War Films: On the Cinema Front, 1914–2005. Lawrence: University Press of Kansas, 2007. P. 88.

178

Цит. по: Гольдин М. М. Опыт государственного управления искусством: Деятельность первого отечественного Министерства культуры. М., 2000. С. 62. URL: http://www.rpri.ru/min-kulture/MinKulture.doc.

179

Turovskaya M. Op. cit. P. 44.

180

Сопин А. Указ. соч. С. 306.

181

Кино. 1937. 22 дек.

182

Максименков Л. Введение // Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. М.: РОССПЭН, 2005. С. 29. Также см.: Taylor R., Spring D. Red Stars, Positive Heroes and Personality Cults // Stalinism and Soviet Cinema / Eds. R. Taylor, D. Spring. L.: Routledge, 1993. P. 74, 240. Примеч. 19.

183

См.: Летопись российского кино, 1863–1929. М.: Материк, 2004. С. 479, 543.

184

Работа Совкино в 1927 году // Правда. 1927. № 27. С. 5. Цит. по: Летопись российского кино, 1863–1929. С. 567.

185

В 1920‐е гг. кино планировали по сезонам, которые начинались осенью и заканчивались летом. Годичное планирование ввели при Шумяцком в 1931 г.

186

См.: РГАЛИ. Ф. 2496. Оп. 1. Д. 30.

187

Тематический план Совкино на 1928–1929 год. М.: Теакинопечать, 1928; РГАЛИ. Ф. 2496. Оп. 1. Д. 30. Л. 7–8, 10. Об этом плане также см.: Хохлова Е. Неосуществленные замыслы // Кино: политика и люди. 30‐е годы. М.: Материк. 1995, С. 124; Miller J. Soviet Cinema: Politics and Persuasion under Stalin. L.: I. B. Tauris, 2010. P. 99.

188

Тематический план Совкино на 1928–1929 год. С. 6.

189

Это двойное значение прямо оговаривалось в сценарном учебнике того времени: Лядов М. Сценарiй: основи кiно-драматургiї та технiка сценарiя. Київ: Укртеакiновидав, 1930. С. 9.

190

Сутырин В. Литература, театр, кино // На литературном посту. 1929. № 10. С. 39–40.

191

Сутырин В. Проблемы планирования // Пролетарское кино. 1931. № 8. С. 7.

192

Там же. С. 4–16; Брик О. О занимательности // Кино. 1933. № 27. С. 2.

193

Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 167.

194

Фомин В. Кино на войне. М.: Материк, 2005. С. 340–341.

195

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1893. Л. 15.

196

Там же. Л. 21.

197

О художественных произведениях, посвященных Ивану Грозному, см.: Perrie M. The Cult of Ivan the Terrible in Stalin’s Russia. N. Y.: Palgrave, 2001; Uhlenbruch B. The Annexation of History: Eisenstein and the Ivan Grozny Cult of the 1940s // The Culture of the Stalin Period / Ed. H. Günther. L.: Macmillan, 1990. P. 266–286.

198

Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 796–797.

199

РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 12. Д. 79. Л. 24.

200

Ромм М. Беседы о кино. М.: Искусство, 1964. С. 15. Шумяцкий помнил название фильма как «Последний патруль» («The Last Patrol»).

201

См., например: Salys R. The Musical Comedy Films of Grigorii Aleksandrov: Laughing Matters. Chicago: Intellect. 2009. P. 24. Рус. перевод: Салис Р. Нам уже не до смеха: музыкальные кинокомедии Григория Александрова. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

202

ЦГАЛИ Ф. 257. Оп. 16. Д. 1556. Л. 14.

203

РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 8. Д. 75. Л. 6 об.

204

Там же. Л. 11.

205

An Analysis by Konstantin Simonov: The Soviet Film Industry // The Screen Writer. 1946. Vol. 11. № 1. P. 17. Благодарю Роберта Эпплфорда за указание на этот источник.

206

Герасимов С. Жизнь. Фильмы. Споры. М.: Искусство, 1971. С. 192. См. также: Что может редактор: коллективная повесть об Адриане Пиотровском // Искусство кино. 1962. № 12. С. 40–63.

207

Мессер Р. А. И. Пиотровский и сценарный отдел «Ленфильма» (30‐е годы) // Из истории «Ленфильма». Л.: Искусство, 1973. Т. 3. С. 139–150; РГАЛИ. Ф. 2450. Оп. 2. Д. 50. Л. 54.

208

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1354. Л. 136.

209

В поздний сталинский период планирование велось на два-три года вперед в связи с тем, что производство картин длилось больше года, а снималось их очень мало.

210

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1354. Л. 116–125

211

РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 2. Д. 509. Л. 1, 2.

212

Там же. Д. 506. Л. 7; Д. 97. Л. 20; Д. 507. Л. 7.

213

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1354. Л. 116–125.

214

О двух типах худсоветов см. в третьей главе.

215

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 1080. Л. 9.

216

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 17. Д. 254; Оп. 16. Д. 1893; Д. 1894.

217

Там же. Д. 251. Л. 9.

218

Там же. Д. 250. Л. 8.

219

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 710. Л. 139.

220

Там же. Л. 46.

221

См., например: РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 14. Д. 61. Л. 1–14.

222

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 710. Л. 44–50. Члены Сценарной студии лично переписывали некоторые сценарии. См., например, воспоминания об этом Михаила Зощенко: Живые голоса кино. М.: Белый берег, 1999. С. 240–241.

223

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 710. Л. 51.

224

См., например: ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1895.

225

В 1932 г. в честь пятнадцатилетия Октябрьской революции «Союзкино» провело открытый конкурс на сценарии. В 1933 г. открытые конкурсы устраивали киноуправления Украины и Грузии. В 1936 г. Комитет по делам искусств провел закрытый конкурс на сценарии, приуроченный к двадцатилетнему юбилею революции. В 1938 и 1939 гг. Комитет по кинематографии организовывал открытые конкурсы сценариев на современные темы и комедийных сценариев соответственно. Первый проводился одновременно с закрытым конкурсом на ту же тему. Для поддержки второго газета «Кино» опубликовала серию статей о комедии, а Дом кино провел цикл соответствующих лекций и показов. В 1920‐е гг. также проводились сценарные конкурсы.

226

Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 909–910; Babitsky P., Rimberg J. The Soviet Film Industry. N. Y.: Praeger, 1955. P. 108.

227

Токарева М. Первые итоги // Кино. 1939. № 8. С. 3. Список победителей см.: Информационное сообщение жюри конкурса на киносценарий // Кино. 1939. № 8. С. 3. Отчет о том, какие сценарии были поставлены, см.: Конкурсные сценарии // Кино. 1939 № 24. С. 4. В статье перечисляются десять работ, но весьма вероятно, что позднее были использованы и другие сценарии/либретто под измененными названиями.

228

Итоги всесоюзного конкурса на комедийный киносценарий // Кино. 1940. № 40. С. 3.

229

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1893. Л. 27–35. См. также: ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 16. Д. 1894.

230

Там же. Л. 39–44. «Днепрогэс», о котором в своем предложении писал Эрмлер, не вошел в этот план, но упоминается в другом плановом документе.

231

ЦГАЛИ. Ф. 257. Оп. 17. Д. 251. Л. 11, 76–88; Оп. 16. Д. 1893. Л. 11, 20 об.

232

Власть и художественная интеллигенция: документы, 1917–1953. С. 668–689.

233

Козинцева В. Т., Бутовский Я. Л. Карл Маркс: история непоставленной постановки // Киноведческие записки. 1993. № 18. С. 198–205; Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 566.

234

Трауберг Л. О фильме «Карл Маркс» // Киноведческие записки. 1993. № 18. С. 206–209. Вмешательство Жданова (и Сталина) неудивительно, учитывая тему. Фильм «Пирогов» был снят в 1947 г.

235

Тематический план производства художественных фильмов на 1954 год. М.: Искусство, 1953.

236

Фомин В. Кино и власть: советское кино, 1965–1985: документы, свидетельства, размышления. М.: Материк, 1996. С. 92.

237

Холмский Г. К вопросу о темплане // Пролетарское кино. 1932. № 6. С. 10; Сутырин В. Проблемы планирования // Пролетарское кино. 1931. № 8. С. 4–16.См. также: Taylor R. Ideology as Mass Entertainment: Boris Shumyatsky and Soviet Cinema in the 1930s Inside the Film Factory: New Approaches to Russian and Soviet Cinema / Eds. R. Taylor, I. Christie. L.: Routledge, 1991. P. 200.

238

Встречный план – понятие того времени, которое предполагало выдвижение новой, более смелой задачи в рамках инициативы с места в ответ на задачу, поставленную сверху. Шумяцкий очень любил фильм «Встречный», который рассказывает о таком плане.

239

Шумяцкий Б. З., Лисс Ю. М. Всем трестам, директорам кинофабрик, директорам съемочных групп, режиссерам, сценаристам и операторам // К темплану Союзкино на 1932 год. М.: Союзкино, 1932.

240

О творческих задачах советской кинематографии // Там же. С. 2.

241

Шумяцкий Б. Боевой темплан // Кино. 1931. № 58. С. 4.

242

Кива Н. Условный план московской фабрики // Кино. 1931. № 57. С. 4.

243

«Престижная картина» – голливудский термин. В Голливуде фильмы подразделялись не только по жанрам, но и по типам. См.: Production Trends // Grand Design: Hollywood as a Modern Business Enterprise, 1930–1939 / Ed. T. Balio. Berkeley: University of California Press, 1995. P. 179–211. В 1940‐е гг. Михаил Ромм называл такие фильмы показными (Фомин В. Кино на войне. С. 542). Благодарю Винсента Болингера, который предложил применить понятия обычной и «престижной» картины к советской киноиндустрии.

244

Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 163–173. Списка фильмов, который подал Шумяцкий, в источнике нет, но есть их описание.

245

РГАЛИ. Ф. 2497. Оп. 1. Д. 73. Л. 20.

246

Летопись российского кино, 1930–1945. С. 195.

247

РГАЛИ. Ф. 2497. Оп. 1. Д. 98. Л. 30–132.

248

Там же. Л. 24.

249

Там же. Л. 24–26.

250

См., например: Железный хребет темплана // Кино. 1933. № 1. С. 1; Шнейдер М. Реальное понятие или речевая фикция? // Кино. 1933. № 31. С. 1.

251

Коренные вопросы советской кинематографии.

252

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 76. Л. 15–17.

253

РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 76.

254

За репертуарный план! // Кино. 1934. № 32. С. 1; Мигалов Б. М. Репертуарный план // Кино. 1934. № 27. С. 1; Зайцев Я. От тем к репертуару // Кино. 1934. № 30. С. 1.

255

Шумяцкий Б. Проверяем готовность // Кино. 1934. № 32. С. 1. Цит. по: Выход из прорыва – твердый план // Кино. 1933. № 15. С. 1. На самом деле Сталин сказал: «Реальность нашей программы – это живые люди, это мы с вами» (Сталин И. Новая обстановка – новые задачи хозяйственного строительства // Правда. 1931. № 183. С. 1).

256

Практичность подхода Шумяцкого отмечалась отдельно: В-В. Б. Конкретность и деловитость // Кино. 1934. № 34. С. 2.

257

Кива Н. Условный план московской фабрики // Кино. 1931. № 57. С. 4.

258

Савченко И. Мой репертуар // Кино. 1934. № 31. С. 1.

259

Кремлевский кинотеатр, 1928–1953: документы. С. 476.

260

Мигалов Б. М. Репертуарный план // Кино. 1934. № 27. С. 1.

261

Зверина Р. Потылиха // Кино. 1934. № 32. С. 2.

262

Катинов В. Украинфильм // Кино. 1934. № 32. С. 2.

263

Юков К. Производственный план 1935 года // Советское кино. 1935. № 2. С. 9. Юкова, работавшего с Шумяцким в 1933–1936 гг., расстреляли в сентябре 1938 г.

264

Шумяцкий Б. З. Пути соревнования // Кино. 1935. № 57. С. 1. Сюжетный подход также был характерен для «Межрабпомфильма» (см.: Зайцев Я. От тем к репертуару // Кино. 1934. № 30. С. 1).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги