Чудеса без чудес
Наука о религии и не только
Андрей Тихомиров
© Андрей Тихомиров, 2020
ISBN 978-5-4498-6077-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
* Необыкновенная сила. «После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида (Далила). К ней пришли владельцы филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра. И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя? Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди. И принесли ей владельцы филистимские семь сырых тетив, которые не засохли, и она связала его ими. [Между тем один скрытно сидел у нее в спальне.] И сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнана сила его. И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя? Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди. Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне идут на тебя. [Между тем один скрытно сидел в спальне.] И сорвал он их с рук своих, как нитки. И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде [то я буду бессилен, как и прочие люди]. [И усыпила его Далида на коленях своих. И когда он уснул, взяла Далида семь кос головы его,] и прикрепила их к колоде, и сказала ему: филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью; [и не узнана сила его]. И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. Далида, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы филистимские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников». Библия. Суд. (16). Так пишется в Библии. Существуют и другие примеры необыкновенной силы и мощности, объяснить которых не могут. «Итак, великая мощь Самсона обреталась в его волосах, и достаточно было срезать его свисавшие до плеч косматые пряди, не стриженные с детства, чтобы отнять у него сверхчеловеческую силу и сделать немощным. Такого рода поверье было распространено во многих местах земного шара, в особенности относительно людей, которые, подобно Самсону, претендовали на силу, недосягаемую для обыкновенных смертных. Туземцы острова Амбоина, в Ост-Индии, полагали, что вся их сила находится в волосах и что, потеряв волосы, они лишились бы и силы. Один преступник, подвергнутый пытке по приказу голландского суда на этом же острове, упорно отрицал свою вину, пока ему не срезали волосы, после чего он немедленно сознался. Другой человек, которого судили за убийство, оставался непоколебимым, отрицая свою вину, несмотря на все ухищрения судей. Увидев доктора с ножницами в руках, он спросил, для чего они. Когда ему сказали, что этими ножницами ему остригут волосы, он стал просить не делать этого и чистосердечно покаялся во всем. После этого случая всякий раз, когда голландским властям даже с помощью пыток не удавалось получить признание у заключенного, они прибегали к остриганию его волос. Туземцы другого ост-индского острова – Церам верят, что если юноша срежет себе волосы, то он сделается слабым и немощным.
В Европе также считали, что зловредная сила колдунов и ведьм таилась в их волосах и что с ними нельзя ничего поделать, пока у них целы волосы. Отсюда во Франции возникло обыкновение перед пыткой сбривать у людей, обвиненных в колдовстве, все волосы на теле. Миллей присутствовал в Тулузе при пытке нескольких человек, от которых нельзя было добиться признания вины, пока их не раздели донага и не обрили, после чего они тут же подтвердили предъявленное им обвинение. Точно так же одна, казалось бы, благочестивая женщина была подвергнута пытке по подозрению в колдовстве; она с невероятной стойкостью переносила все мучения, и лишь после того, как у нее выдернули все волосы, признала себя виновной. Известный инквизитор Шпренгер довольствовался тем, что сбривал волосы на голове у подозреваемых в колдовстве мужчин и женщин; а его более последовательный коллега Куманус обрил у сорока одной женщины волосы со всего тела, прежде чем отправить их на костер. Он имел весьма веские причины для столь строгого следствия, ибо сам сатана в проповеди с кафедры Норт-Бервикской церкви успокаивал своих многочисленных слуг заверением, что с ними не приключится никакого зла и ни одна слеза не упадет из их глаз, пока на них целы их волосы. Подобным же образом в индийской провинции Бастар «человека, признанного виновным в колдовстве, отдают на избиение толпе, сбривают с него волосы (так как именно в волосах предполагается вся его злая сила) и выбивают передние зубы, чтобы помешать ему бормотать заклинания. Колдуньи подвергаются такой же пытке; после того как их признали виновными, они подлежат той же каре, что и мужчины, а волосы их после бритья привешиваются к дереву в публичном месте». У бхилов, первобытного племени в Центральной Индии, к женщине, обвиненной в колдовстве, применялись различные способы увещевания, вроде подвешивания к дереву вниз головой или втирания перца в глаза, а затем у нее срезали с головы прядь волос и закапывали в землю, «дабы уничтожить последнее звено между нею и ее прежними злыми чарами». Равным образом у ацтеков, в Мексике, когда чародей или ведьма «совершили свои злые дела и настало время положить предел их презренной жизни, кто-либо хватал их и срезал им волосы на макушке, отчего пропадала вся их колдовская сила; вслед за тем их предавали смерти, и этим кончалось их ненавистное существование».
Неудивительно, что так широко распространенное поверье проникло и в волшебные сказки; несмотря на кажущуюся свободу фантазии, в сказках, как в зеркале, отражаются прежние верования народа. Туземцы острова Ниас, к западу от Суматры, рассказывают, что однажды некий предводитель по имени Лаубо Марос бежал от землетрясения с Макасара, на Целебесе, и переселился со своими приверженцами в Ниас. Среди последовавших за ним в новую страну находился и его дядя со своей женой. Негодяй-племянник влюбился в жену своего дяди, и путем разных происков ему удалось овладеть ею. Оскорбленный супруг помчался в Малакку и стал умолять джогорского султана, чтобы тот помог ему отомстить за обиду. Султан согласился и объявил войну Лаубо Маросу. Но бессовестный Лаубо Марос укрепил тем временем свое поселение, окружив его непроходимой изгородью из колючего бамбука, о которую разбивались все попытки султана с его войсками взять крепость приступом. Потерпев поражение в открытом бою, султан пустился на хитрость Он вернулся в Джогор и, нагрузив корабль испанскими циновками, поплыл обратно в Ниас. Здесь он бросил якорь в виду неприятельской крепости, зарядил свои пушки вместо ядер и гранат привезенными им циновками и открыл огонь по неприятелю. Циновки градом летели по воздуху и вскоре покрыли толстым слоем всю колючую изгородь и прилегающее побережье. Ловушка была поставлена, и султан стал ждать, что будет дальше. Ждать ему пришлось недолго. Какая-то старушка, бродившая вдоль берега, подняла одну циновку, а затем, к своему великому соблазну, увидела и остальные. Вне себя от радости по поводу своего открытия она распространила эту добрую весть среди своих соседей. Те поспешили к месту, и в одно мгновение не только ни одной циновки не осталось на изгороди, но и сама изгородь была повалена и сровнена с землей. Теперь джогорскому султану ничего не препятствовало войти в крепость и овладеть ею. Защитники ее бежали, а сам предводитель попал. в руки победителей. Его приговорили к смерти, но при совершении казни оказались большие затруднения. Его бросили в море, но вода его не принимала; тогда его положили на пылающий костер, но огонь его не сжигал; его стали рубить мечами, но сталь отскакивала от него, не причинив никакого вреда. Тут они поняли, что имеют дело с чародеем, и стали советоваться с его женой о том, как его убить. Подобно Далиде, она им открыла роковую тайну. На голове Лаубо Мароса рос один волос, твердый, как медная проволока, и от этого волоса зависела его жизнь. Когда волос выдернули, Лаубо Марос испустил дух. В этой сказке, как и в некоторых из приведенных ниже, в волосах героя таится не только его сила, но и сама жизнь его, так что потеря волос влечет за собой его смерть.
В фольклоре Древней Греции многие легенды напоминают рассказ о Самсоне и Далиде. Так у мегарского царя Низа на макушке рос один золотой или пурпурный волос, с потерей которого он должен был умереть. Когда критяне осадили Мегару, дочь Низа, Скилла, влюбилась в критского царя Миноса и вырвала роковой волос из головы своего отца, после чего тот умер. Согласно другому варианту, не жизнь, а сила Низа была связана с существованием золотого волоса, и, как только волос выдернули, царь стал слаб и был убит Миносом. В такой версии легенда о Низе имеет еще более близкое сходство со сказанием о Самсоне. Про Посейдона рассказывали, что он сделал бессмертным Птерелая, наградив его золотым»» волосом на голове. Когда Амфитрион осадил Тафос, родину Птерелая, дочь последнего влюбилась в Амфитриона и убила своего отца, выдернув из его головы золотой волос. В одной новогреческой народной сказке вся сила героя таится в трех золотых волосах на голове. После того как его мать выдергивает их у него, он делается бессильным и робким, и враги убивают его. Другая греческая легенда, в которой можно усмотреть следы предания о Низе и Скилле, рассказывает о том, как некий царь был самым сильным человеком своего времени, и у него на груди росли три длинных волоса. Когда он отправился на войну с другим царем, его собственная жена изменнически срезала эти три волоса, и он стал самым слабым из людей». (Дж. Дж. Фрэзер «Фольклор в Ветхом завете», М., 1986, с. 300—303).
Значит, речь идет о неких «волшебных» волосах, существуют ли они. Конечно. Это – вибриссы. «Особую категорию волос представляют вибриссы – очень длинные жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию. Они расположены на голове, нижней части шеи, груди, а у некоторых лазающих (например, у белки) – и на брюхе». (Жизнь животных. М., 1971, т. 6, с. 9—10). Вибриссы могут расти и на теле человека, выполняя осязательную функцию. К голове с давних пор относились крайне почтительно. Она считалась священной, и переступить через голову лежащего было неслыханным оскорблением. Люди были убеждены, что в голове и в волосах сосредоточена таинственная жизненная сила. Поэтому стрижка волос была делом очень ответственным. Если же остатки волос попадали в руки враждебного племени, горе древнего человека не поддавалось описанию: ведь в этом случае противник получал верную возможность заколдовать его. В средние века, когда в странах Европы свирепствовал церковный суд – инквизиция, перед пыткой на теле людей сбривали волосы. Считалось, что тем самым их лишают силы и стойкости. Бывали случаи, когда настоящие преступники, отрицавшие свою вину, лишившись волос, сознавались во всем. Так сильна была власть суеверного представления.
* Греческие слова. Парасит (паразит) (греч. обедающий у кого-либо, нахлебник) – первоначально в Древней Греции почётное звание, применявшееся к лицу, разделявшему с кем-либо трапезу. Позднее в повседневном быту этим словом стали обозначать прихлебателя, напрашивающегося на угощение и живущего за чужой счёт тунеядца (отсюда слово «паразит»). В новой аттической комедии (Менандр, Дифил и др.) и в римской комедии (Плавт, Теренций) – тип ловкого подхалима и обжоры, умеющего лестью втереться в доверие к богатому человеку и заслужить угощение. Роль такого парасита исполнялась актёрами в приёмах острого гротеска, буффонады. Параскева (от греч. пятница) – древнейшее женское божество у восточных славян. Почитание Параскевы-Пятницы как богини-матери, покровительницы земледелия, плодородия, здоровья было широко распространено у восточных славян и после принятия христианства как официальной религии. Христианская церковь, в противовес Параскевы-Пятницы как «матери всего сущего», причислила к лику христианских «святых» Параскеву-деву. Божество, олицетворявшее женское начало в природе, существовало и у других народов: у хеттов – Ма, у армян – Анаит, у народов Малой Азии, от которых культ его проник к грекам и римлянам, – Кибела. Восходит к обожествлению цифры 5, что, в вою очередь, восходит к почитанию 5 пальцев на руках и ногах. Почитание пятерки есть и у мусульман. В соответствии с вероучением ислама все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, которые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ ислама опирается на пять «столпов веры»: 1. исповедание веры – произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий» (самовнушение); 2. ежедневная пятикратная молитва, верующие обязаны обратиться лицом в сторону Мекки (внушение и самовнушение); 3. пост в месяц рамазан (рамадан) – ураза, саум (запреты на потребление пищи в определенное время или на некоторые виды пищи, используется для пропаганды религиозности, в сущности, также внушение); 4. обязательная благотворительность (закят) (бедные остаются также бедными, а богатые – богатыми, снятие социального напряжения), 5. паломничество в Мекку (хаджж) (скорее всего в Мекке – метеорит, проверить это не позволяют власти «заинтересованных лиц» – Саудовской Аравии, которые вообще не пускают в Мекку и Медину немусульман). Особой известностью во всем мусульманском мире пользуется легенда о парящем гробе пророка. Основатель ислама пророк Мухаммед был захоронен в железном гробу. Легенда утверждает, что он висит в воздухе, так как земля недостойна держать на себе столь святого человека, каким был посланник аллаха, принесший арабам новую религию. На поклонение этому чуду в аравийский город Медину до наших дней стекаются паломники мусульмане из разных стран. Какая же сила удерживает в воздухе останки Мухаммеда? Религиозное сказание отвечает кратко: так пожелал Аллах. А народные предания, не без помощи «заинтересованных лиц» – служителей бога, связали это чудо с магнитными силами. В усыпальнице пророка находится якобы особый камень, который и держит в парящем состоянии железный гроб. Яснее говоря, сила магнитного притяжения здесь должна быть такой, чтобы ее хватало приподнять гроб над полом, и было недостаточно, чтобы притянуть железный ящик с прахом к потолку, в котором запрятан магнит. Чудо при этом не меркнет – ведь природа сил, скрытых в магнитном камне, тоже божественна. Просто Аллах для исполнения своей воли выбрал магнит, а не что-то другое. Такое обстоятельство мединского чуда вполне вписывалось в представления людей. Разве не видели многие из них собственными глазами удивительную силу «божественного камня» в Мекке? О его всемогуществе рассказывал даже такой естествоиспытатель древнего мира, как Плиний Старший. По словам этого ученого и писателя, в Азии, на берегах Инда, есть две магнитные горы; одна притягивает к себе все оказавшиеся поблизости железные предметы, а другая, наоборот, отталкивает их. Что же касается гробницы пророка, то ее оберегали столь бдительно, что проникнуть в тайну было равнозначно тому же чуду. Чуду человеческой ловкости. Особенно оберегался парящий гроб от глаз иноверцев – не один из них поплатился своей жизнью, пытаясь проникнуть в святая святых ислама. Впрочем, и для правоверных их святыня была за семью печатями. Только отдельным паломникам за богатые приношения разрешалось заглянуть внутрь усыпальницы пророка через небольшое оконце. Никаких секретов оно не раскрывало – внутри виден был лишь черный занавес. Да и как иначе! Религиозное чудо перестало бы быть таковым, если бы люди могли увидеть его не закрытым покрывалом. Стоит вспомнить, что монополию подобных чудес не без успеха оспаривали у жрецов религии и профессиональные фокусники. В XIX веке на этом поприще прославился иллюзионист Антон Гамулецкий. В 1827 году он открыл в Петербурге «Храм очарований, или Механический, физический и оптический кабинет», в котором демонстрировались различные трюки. Гамулецкий был талантливым конструктором автоматов. Посетители с восторгом и изумлением наблюдали петуха, который «совсем как живой» хлопал крыльями и кричал кукареку, механическую лающую собаку, говорящую на нескольких языках голову чародея. Но самым удивительным созданием была фигура ангела, который парил в воздухе на верхней площадке лестницы при входе в «храм». Хозяин предлагал каждому посетителю убедиться в отсутствии обмана. Ангел действительно висел между полом и потолком без всякой видимой поддержки. Секрет этого технического чуда так и остался бы не разъясненным. Уже позднее конструктор парящего ангела лишь в нескольких словах сказал о принципе своего устройства: «Десять лет я трудился, чтобы найти точку и вес магнита и железа, дабы удержать ангела в воздухе». Надо заметить, что, даже зная главное «действующее лицо» фокуса, соорудить подобное чудо в прошлом было весьма и весьма сложно. И очень просто теперь – на основе электромагнетизма. В наши дни в любой физической лаборатории можно продемонстрировать такое чудо, давно рассекреченное наукой: у полюса электромагнита недвижно висит в воздухе металлический шарик. Вот вы его сдвинули в сторону, но уберите руку, и шарик займет свое прежнее место. Устойчивость здесь обеспечивается путем регулирования магнитного притяжения. Механик Гамулецкий ухитрился воспроизвести такое чудо без помощи электромагнита, и это было очевидным свидетельством его выдающегося таланта. Очевидным потому, что парящего ангела могли видеть и видели все, кто побывал в «Храме очарований». Сам факт чуда, как говорится, был налицо, хотя секрет своего творения изобретатель унес в могилу. Возможно, это был всего лишь хитроумный фокус. А в легенде о гробе Мухаммеда нет самого главного, чтобы признать ее за правду: все века гроб сокрыт от тех, кто хотел бы его увидеть. В религиозное чудо можно только слепо верить! (Использованы материалы из книги В. Мезенцева «Чудеса Популярная энциклопедия», Главная редакция «Казак энциклопедиясы», Алма-Ата, 1992). Таким образом, ислам, также как и остальные религии, полностью снимает всю ответственность с действий и бездействий человека, а также животных и растений – всё в мире происходит только по воле бога! Войны, убийства, махинации, несчастья, эпидемии, наводнения, голод и прочее и прочее! Всё происходило, происходит и будет происходить в мире по воле бога! Ни один атом, ни одна молекула, ничто и никто просто так не возникнет, всё в мире по воле бога! На самом деле это совершенно не так! Но для объяснения природных явлений и действий, речей жрецов-гипнотизеров, которые и выступают от имени несуществующей сущности – господина бога, необходимо развитие научных знаний. Все религии строились и строятся по схожей схеме, основанной на незнании природных явлений и невозможности их объяснить: 1. закулисье – «заинтересованные лица», вещающие от имени несуществующего бога; 2. очарованные богом (то есть загипнотизированные люди) – всем известные пророки, пропагандирующие постулаты и указания закулисья; 3. «пушечное мясо» – исполнители, гибнущие во имя закулисья.
* 10 египетских казней, которым бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена: превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек, моровую язву и проч. (Исход, 7 – 12) ныне объясняются воздействием и влиянием грандиозной катастрофы, случившейся 3500 лет назад (это грандиозное событие относится приблизительно к 1400 г. до н. э.) в Средиземном море в группе вулканических островов Санторин (Тира), некоторые ученые связывают также это природную катастрофу с исчезнувшей Атлантидой и гибелью минойской цивилизации (древнегреческая культура основывалась на развитой минойской культуре бронзового века 3—2 тысячелетия до н.э. на острове Крит и других островах Средиземного моря, названа так по имени мифологического царя Миноса, эта культура оказала огромное влияние на мировую культуру, поэтому мы ее и хорошо знаем, в отличие от многих древнейших культур европейских народов. Тоже можно сказать и о древнееврейской культуре, которая основывалась на развитых культурах Древнего Шумера, Вавилона, Ассирии, благодаря рассеянию евреев по миру, сохранилась в постепенно записанной истории евреев (Библии). «И пошли сыны Израилевы среди моря яко суше; и воды же были им стеною по правую и по левую сторону», повествует стих 22-й главы 14-й библейского «Исхода». Цунами, как правило, предшествует мощный отлив морских вод, обнажающих обширные пространства. Современные исследователи Библии полагают, что израильтяне пересекали «посуху» не Красное море, а «Море тростников» – пресноводную лагуну или озеро к востоку от дельты Нила, так звучит в древнееврейской Торе. Гибель египетской армии вполне можно объяснить одним из побочных последствий цунами, вызванных провалом центральной части Санторина. После взрыва в центре Санторина образовалась огромная кальдера, море устремилось в нее, чтобы заполнить гигантскую котловину, нынешнюю бухту Тиры, и воды отхлынули от берегов Восточного Средиземноморья. Когда воды отступили, коса, отделявшая лагуну от моря, естественно расширилась, «щель» на какое-то время перестала существовать, и лагуна оказалась полностью изолированной от моря. Очевидно, воспользовавшись этим, израильтяне смогли переправиться через лагуну, вернее, пройти по внезапно образовавшемуся перешейку». А вслед за тем на преследователей-египтян обрушилась гигантская волна-цунами, обычно приходящая через десять – тридцать минут после того, как отхлынувшее море обнажает дно. «Погнались египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его», – говорится об этом в Библии, – и нашли свою погибель в волнах-цунами».
Известно, что пепел с кальдеры Санторина и из верхнего слоя донных отложений Восточного Средиземноморья, в том числе северного Египта, в районе современной Александрии, совершенно идентичен. Извержение Санторина, сопровождавшееся образованием кальдеры, произошло 3370±100 лет назад. Значит, это грандиозное событие относится приблизительно к 1400 г. до н. э. Здесь вполне можно связать известные события в египетской истории с библейским повествованием. Монотеизм (единобожие) впервые в истории ввел Аменхотеп IV (Эхнатон), правил он приблизительно в 1419—1400 гг. до н.э., по другим данным, в 1368—1351 гг. до н.э., ввел культ Атона (букв. – солнечный диск, есть связь с событиями, описанными в Библии – египетская тьма, которая держалась 3 дня. Продолжатели монотеизма: иудаизм – христианство – ислам. То есть, воспользовавшись отсутствием солнечных лучей, Аменхотеп IV начал борьбу с могущественным фиванским жречеством и старой знатью, чтобы отстранить их от власти и источников богатства, поэтому он выступил как религиозный реформатор. Его мать царица Тэйе скорее всего не была египтянкой, она могла быть семитского происхождения, известно, что мать Тэйи была дочерью месопотамского царя Митанни. Большой гимн Эхнатона солнцу послужил позднее источником 104-го псалма Ветхого завета, который славит дела и творения Господа, но, конечно, этот псалом не отождествляет образ солнца с несуществующей сущностью – богом.
* Слов «тариф» происходит от названия одноименного острова близ Гибралтара. Арабы взимали пошлину с проходивших кораблей в зависимости от качества и количества груза.
* Логотип конфеты «Chupa Chups» придумал Сальвадор Дали, который оказал этим услугу своему земляку Энрике Бернату, изобретателю «Chupa Chups», так в в 1958 г. появился леденец на палочке, название происходит от испанского глагола «chupar» – «сосать».
* По одной из версий один врач прописал безнадежно больному русскому мальчику свинину с капустой, то поправился, а тот же рецепт немецкому мальчику привел к его смерти, отсюда появилось выражение «что русскому хорошо, то немцу – смерть».