Отзыв
Данная книга касается актуальной для современного общества проблемы, речь идет о формировании педагогической культуры родителей, их ответственности за новую жизнь, которая либо уже появилась, либо может появиться в их «взрослой» жизни.
Авторы не обосновывают актуальность выбора темы явно, однако контекст произведения подчеркивает, что в настоящее время во многом утрачены семейные традиции воспитания, уважения к личности ребенка, понимание значимости четкой педагогической позиции родителей для нравственного, психологического и физического здоровья детей.
Восемь глав работы – это восемь возрастных периодов в жизни человека, для каждого из которых выделены ключевые аспекты: круг значимых людей, выбор отношения к жизни, новообразования в их крайних проявлениях, от максимально благоприятных до максимально неблагоприятных в зависимости от того, каковы жизненные условия индивида в данный период.
Авторы убедительно показывают, насколько важно для ребенка природосообразное проживание младенчества, раннего возраста и дошкольного детства, периодов, когда закладываются основы благополучия подросткового возраста, будущей взрослой жизни. Мама и папа должны быть рядом, обеспечить малышу запас благополучия, защищенности, безусловного счастья, который позволит преодолеть все жизненные трудности, сохранив позитивное отношение к жизни.
Книгу Телеповых отличает краткость и конкретность рекомендаций, минимально необходимое теоретическое обоснование и значительное число ярких, убедительных примеров. Ученые и публицисты помогают психологам-практикам говорить с читателем ненавязчиво, четко и убедительно.
Небесспорной является некоторая личностная отстраненность авторов от излагаемого материала, но такова авторская позиция.
В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа, материалы которой интересны широкому кругу читателей, могут быть использованы в практике работы педагогов и практических психологов.
Зав кафедрой
теории и методики образования
Центра развития образования
Администрации г. Самары
кандидат педагогических наук
И.А.Чупахина
К читателям
Мне посчастливилось быть знакомой с авторами книги «Личность: судьба или работа над собой?».
Присутствуя на их семинарах, конференциях, лекциях и различных встречах, слушая, как развиваются идеи, написанные в этих главах, и видя заинтересованность людей – и мужчин и женщин, – я убедилась в важности этих идей.
Супруги Телеповы – практикующие психологи, преподаватели и ученые, у них достаточно знаний и опыта для того, чтобы успешно решать различные семейные и личностные проблемы, чтобы дать практические советы не только по поводу того, как наладить отношения в семье, понять себя, но и как избавиться от различных зависимостей.
Хочется подчеркнуть, что это не просто книга для чтения. Это обобщение практического опыта обучения и общения.
Вы не просто читаете эту книгу, но вы ведете диалог с авторами, самим собой, возможно, и со своими близкими людьми. Поэтому недостаточно просто «пролистать» эту книгу. Погрузитесь в нее с головой, читайте книгу всей семьей и общайтесь по предлагаемым вопросам. Станьте ближе друг другу и честнее, чем раньше.
Если вы никогда не испытывали трудностей во взаимоотношениях с близкими людьми, отложите эту книгу. Она не для вас. Эта книга для тех, кто любит и страдает, кому не всегда «везет», кто не отмахивается от проблем. Об отношениях между людьми – близких, задушевных и в то же время, может быть, негласных, тайных – говорится в этой книге. Она предназначена для каждого, кто хотел бы лучше понять себя, свои взаимоотношения с другими людьми. Кое-что откроется тебе, дорогой читатель, в совершенно новом свете. А полезные советы, подкрепленные примерами из жизни, сделает ваше чтение захватывающим.
Задача авторов книги – показать наиболее частые заблуждения людей, строящих близкие отношения. Как хорошо известно, всякая разруха начинается в головах. Выход из вашего затруднения вы найдете сами.
Надеюсь, что с помощью этой книги вы продвинетесь в самосовершенствовании. Даже если, читая ее, вы лишь задумаетесь над обсуждаемыми здесь вопросами, поговорите со своими близкими на эту тему, вы уже что-то приобретете и получите импульс к дальнейшему духовному и личностному росту.
Один мой знакомый любит повторять: «Пожелайте, чтобы кому-то повезло встретить вас, тогда и вам повезет его встретить».
Я надеюсь, что, читая эти страницы, вы не раз воскликнете: «Ах, вот оно что!». Возможно, здесь встретятся идеи, с которыми вы не согласитесь, и мысли, которые вы не сможете принять сразу. И все же, дочитайте книгу до конца, и она поможет вам в ваших поисках более глубокого взаимопонимания.
Директор
Общественной Благотворительной
Организации «Спасение»
(Реабилитационный Центр для
зависимых людей),
член Общественной Палаты
Самарской Губернской Думы.
Вступительная статья
Каждый человек с самого своего рождения стремится к радости, счастью, гармонии. Более того, у каждого из нас в мозге есть специальный отдел, отвечающий за реализацию такого состояния в чувственной сфере. Этот отдел называется лимбической системой. Задача ее, с одной стороны, очень проста: максимально защитить нас от боли (в том числе, и душевной) и обеспечить состояние радости и удовлетворенности (кстати, лимбическую систему часто так и называют: «центр боли и удовольствия»). Но, с другой стороны, эту задачу лимбическая система реализует на уровне подсознания, вне нашего решения, и поэтому результат ее действия может быть непредсказуем. Все зависит от того, каким образом она «научена» доставлять нам радость и избавлять от душевного дискомфорта. Иногда она действует не совсем адекватно:
с помощью алкоголя – человека в случае душевного дискомфорта тянет к дозе спиртного;
с помощью шоппинга – человека тянет пройтись по магазинам, когда ему «плохо»;
с помощью порно – будет тянуть на порносайты и возможности получить самоудовлетворение… и др.
Дело в том, что человек «подсаживается» не столько на алкоголь или героин, сколько на поведение или реакцию организма на «дозу», которые провоцируют мощный выброс особых химических веществ в мозг, что обеспечивает «кайф» или «драйв» (сленг зависимых) …
Врачи Центра контроля и профилактики заболеваний в г.Атланта провели исследования по корреляции (соответствию) опыта, пережитого пациентами в детстве в родительских семьях и наличием у них тех или иных нарушений в состоянии здоровья. Были исследованы 17.000 пациентов, которых опрашивали по восьми категориям, связанным с этим исследованием. Три категории включали в себя вопросы о наличии в родительских семьях физического насилия, вербального (психологического) насилия и сексуального насилия. Пять категорий были связаны с дисфункциональностью семьи: находился ли в то время один из членов семьи в местах заключения, жила ли мать в ситуации насилия со стороны отца, был ли кто-то из членов семьи алко- или наркозависимым, отсутствовал ли в семье один из родителей, пребывал ли один из членов семьи в психически нездоровом состоянии (умственно-больного, с суицидальными наклонностями, с депрессивным синдромом).
Каждый положительный ответ оценивался в один балл.
Результаты ошеломили исследователей. По сравнению с теми, у кого количество баллов было ноль, набравшие 4 балла:
имели больший шанс начать курить в 3.9 раза;
приобретали хронические легочные заболевания (в том числе туберкулез) в 3.9 раза чаще;
имели вероятность заразиться гепатитом в 2.4 раза выше;
заболевали ЗППП в 2.5 раза чаще;
страдали от депрессии чаще в 4.6 раз;
совершали попытки суицида в 12.2 раза чаще.
Если же набиралось 6 баллов по предложенным 8 категориям, то вероятность того, что данный человек станет ПИН (потребителем инъекционных наркотиков), возрастала в 46 (!) раз» (21).
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Предлагаем провести небольшое самотестирование на тему «родом из детства» по вышеизложенным категориям риска, напрямую связанным со становлением личности в семье. Рассчитайте свои данные по простой шкале: наличие каждого аспекта добавляет вам один балл. Вы находитесь в ситуации риска, если набираете три и более баллов. Оцените свою семью в то время, когда вам было меньше 10 лет, и сделайте выводы:
наличие в семье физического насилия против вас;
наличие в семье вербального (психологического) насилия против вас;
наличие в семье сексуального насилия против вас;
наличие близкого родственника в местах заключения;
насилие над мамой со стороны отца;
наличие химически зависимого члена семьи;
отсутствие в семье одного из родителей;
постоянное присутствие члена семьи с психическими отклонениями (умственно-больного, с суицидальными наклонностями, с депрессивным синдромом).
Головной мозг человека состоит из 100 млрд.нейронов, между которыми на протяжении всей нашей жизни выстраиваются своеобразные дорожки, называемые синапсическими связями. Эти связи образуются в результате различных ситуаций извне, реакций организма и сознательного выбора человека. Эти связи образуют нейроновую карту, которая впоследствии является своеобразным путеводителем в нашей социальной, эмоциональной, интеллектуальной и духовно-нравственной жизни. Она формируется главным образом до пяти лет, а ее коррекция проходит наиболее успешно до 10-летнего рубежа. Можно со всей уверенностью утверждать, что родители, семейная структура и семейные ценности оказывают решающее воздействие на становление личности ребенка (39).
Приведем простую иллюстрацию. Когда маленькому ребенку 2-3 года, он, как правило, улыбается в ответ на улыбку взрослого человека. Сам ребенок в этом возрасте тоже готов улыбаться людям, потому что уверен, что в ответ получит улыбку (если не от этого, так от другого человека). Укрепляются и формируются синапсы, имеющие отношение к доверию, уверенности в себе и людях, стремлению к общению, самостоятельности, инициативности. Сформированные таким образом синапсические «дорожки» укрепляются в нейроновой карте, становятся неотъемлемой частью личности.
Но рано или поздно по каким-то причинам человек попадает в ситуацию, когда его оптимизм не поддерживается, его улыбка и выражение доброжелательности отвергаются. Для того, чтобы оградить его от разочарований и внутреннего дискомфорта, лимбическая система разрушает ставший ненужным, по ее мнению, «синапс улыбки, потому что включается посыл: «тут люди неприветливы, улыбки к добру не приведут». Это ложь, но если человек в нее поверил, после 11 лет процесс разрушения невостребованных синапсов активизируется.
Важно понять, что если человек теряет веру в людей, в добро, в достоинство, честность, он обрекает себя на нейробиологическое нездоровье. Впоследствии же нездоровая личность не может воспитать здоровую. Восстановление возможно, но оно целиком зависит от самого человека, насколько он готов откорректировать образ своих мыслей.
Каждый делает свой выбор: либо выстраивать синапсические позитивные «дорожки» и корректировать нейроновую карту, либо продолжать плыть по течению реки под названием «Разочарование» … (21)
Именно этот аспект мы имеем в виду, когда будем рассматривать ВЫБОР, который делает каждый человек на определенном этапе своего развития, в данном сенситивном (чувствительном) периоде, в результате чего формируется НОВООБРАЗОВАНИЕ в его личности.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни делает ВЫБОР под влиянием КРУГА ЗНАЧИМЫХ ЛЮДЕЙ, в результате чего формируется НОВООБРАЗОВАНИЕ (как очередной кирпичик) личности.
Для более наглядного изложения материала воспользуемся нижеследующей таблицей и будем заполнять ее в соответствии с периодами жизни человека.
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Не правомочно утверждать: «Моя заслуга, что я веду здоровый образ жизни, что я не уподобился тем, кто меня окружал» … Если вы принадлежите к людям, кого зависимость не очень сильно «достает», рекомендуем вам выполнить следующее задание: подумайте и вспомните, кто из близкого вам окружения во времена вашего детства помог вам получать радость от нормальных человеческих отношений, а также от эстетических и духовных сторон бытия. Может быть, таких людей было несколько, может быть, кто-то один. Вспомните его и сегодня же наберите номер телефона этого человека, чтобы поблагодарить за то, что вы на сегодняшний момент не подсели ни на какую «дозу». (21)
Это – те самые люди, о которых мы будем говорить как о КРУГЕ ЗНАЧИМЫХ ЛЮДЕЙ, которые напрямую участвуют в формировании личности человека.
Виктор Франкл, австрийский психиатр, философ и психолог, создал теорию логотерапии и экзистенциального анализа, которая представляет собой систему философских, психологических и медицинских аспектов, связанных с природой и сущностью человека. Из собственных жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл делает следующее заключение: для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Франкл считает, что любой суицидент не боится смерти, но боится жизни, в которой не видит смысла собственного существования.
В. Франкл рассматривает любовь как ценность человеческого переживания и утверждает, что человек, которого любят, всегда по своему определению является своеобразным и неповторимым, то есть в любви реализуется его ценность, При этом важно понимать, что, например, чисто сексуальное отношение направлено исключительно на физическую сущность партнера и не способно идти дальше этого уровня. Но секс как коронация любви имеет перспективы к умножению радости. Человек, который отчаянно рвется к ощущению счастья, таким образом, отрезает к ней дорогу. И, наоборот, человек, который находится в любви, обретает радость и счастье в обыденных ситуациях. Вопрос о смысле жизни присущ самой природе человека, при этом сомнения в смысле жизни нельзя рассматривать как проявление психической патологии, наоборот, как считает В. Франкл, «эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человека в человеке». Но при этом важно, чтобы мы не попали в сеть опасности, которую Франкл охарактеризовал как увлеченность средствами осуществления ценностей, при которой забывается конечная цель – сами ценности переживаний (26). Например, после тяжелой трудовой недели для получения сиюминутного ощущения радости люди могут предаваться алкоголю и «запретным плодам», и при этом становятся «жертвами невроза выходного дня», потому что с помощью суррогата радости пытаются спастись от ужаса внутренней пустоты, где нет смысловых ценностей.
Эту же мысль развивает в своих работах современный ученый, психолог и психотерапевт Г.С.Абрамова: «Своя человеческая жизнь – это жизнь, в которой присутствуют все и всё, потому что в ней присутствует создавший ее Творец, чей образ и подобие воплощаются в человеческих усилиях, когда они соответствуют замыслу творения. Тогда человек открывает в себе жизнь, и сам открывается жизни как существо бесконечное и бесстрашное» (2).
Л.Харт в своей работе «Из гусеницы в бабочку» пишет: «Мы можем влиять на происходящие вокруг нас события в незначительной мере, но, несмотря ни на что, не имеем права сбиться со своего курса и должны продолжать полет к тем вершинам, какие нас ждут» (29).
Мастер слова, выдающийся литератор современности Э.Э. Шмитт в своей повести «Оскар и Розовая Дама» показал, каким образом реализация ценностей отношения помогла десятилетнему мальчику, страдающему от онкологического заболевания, достойно прожить оставшиеся двенадцать дней своей жизни. Он сумел наполнить ее смыслом и стал опорой для тех, кто окружал его и страдал вместе с ним: онкобольных детей, врачей, родителей, бабушки Розы. Мальчик перед смертью играл в игру, правила которой заключались в проживании за день десяти лет. Таким образом, его жизнь в последние двенадцать дней наполнилась всеми смысловыми ценностями (творчества, переживания, отношения). Его запись в дневнике за два дня до смерти: «Я попытался объяснить своим родителям, что жизнь – забавный подарок. Поначалу этот подарок переоценивают: думают, что им вручили вечную жизнь. После ее недооценивают, находят никудышной, слишком короткой, почти готовы бросить ее. И, наконец, осознают, что это был не подарок, жизнью просто дали попользоваться. И тогда ее пытаются ценить. Я знаю, о чем говорю, потому что мне сто лет. Чем старше становишься, тем сильнее проявляется вкус к жизни. Какой-нибудь кретин в возрасте от десяти до двадцати лет может играть жизнью по собственной прихоти, но в сто лет, когда уже не можешь больше двигаться, тут уже следует использовать интеллект. Не знаю, удалось ли мне убедить взрослых. Господи, навести их, закончи работу, которую я сегодня начал в них…» (32).
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Возраст: младенчество (О-1 год)
Круг значимых людей: мать
Выбор отношения к жизни: вера и надежда либо безнадежность
Новообразование: базисное доверие и стремление к общению либо дистанцирование, уход в себя
Зачатие
Современная перинатальная психология и медицина утверждают, что психологические и биологические процессы формирования человека в период от зачатия до родов являются основополагающими для его будущего развития. Поэтому возрастной период «младенчество» мы будем рассматривать не с момента появления ребенка на свет, а с момента его зачатия. Родители (в частности, мать) вносит свой родительский вклад в формирование личности своего дитя уже во время совершения полового акта, в результате которого происходит соединение мужской и женской клетки.
К сожалению, в мире живет множество людей, которых зовут «Ну, ладно, пусть – живет». Конечно, никто из родителей не заносит в документы о рождении своего ребенка такое имя, но именно оно часто начинает определять многие аспекты в жизни человека. Понятие «желанный-нежеланный» ребенок прочно вошло в психологию и психотерапию, как один из показателей психологической готовности личности к решению важных задач. Дети из разряда «нежеланных» идут по жизни менее стрессоустойчивыми и более закомплексованными, нежели «желанные» дети. Причем, это касается и тех детей, которых родители впоследствии приняли и полюбили, но тот самый первый вклад в формирование личности своего ребенка не внесли.
Возникает правомочный вопрос: каким образом родители осуществляют этот важный вклад, если они не могут быть полностью уверены, закончится ли зачатием конкретный половой акт. Ответ прост: родителям следует быть готовыми к тому, что даже при самом умелом планировании во время данного акта, жизнь может возникнуть.
Беременность
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Готовы ли Вы, как мужчина, к отцовству во время каждого полового акта (несмотря на свою уверенность в том, что предприняты все меры и соблюдены все условия «безопасного» секса)?
Знаете ли Вы, как женщина, что Вы «ничем не рискуете» во время каждого полового акта, потому что даже в случае «неожиданной» беременности, она станет приятным сюрпризом – для Вас и для Вашего мужа, потому что и он, и Вы готовы принять с радостью «неожиданного» ребенка?
Если вы ответили на эти вопросы утвердительно, тогда можете быть уверены в том, что ваши дети (настоящие и будущие) имеют этот важный вклад в формирование своей личности.
Приведем некоторые симптомы негативного родительского вклада, в частности, материнские мысли и их вербализацию:
в начале беременности
«Как я мужу скажу, что беременна?! Какой будет его реакция?!»
«Может быть, все-таки аборт?»
«Как-то не вовремя это все…»
«Ребенок явно помешает моим личным планам!»
«Очень надеюсь, что это все-таки ошибка, и если это так, я буду очень счастлива!»
в течение беременности:
«Врач дал показания на патологию плода. То есть все-таки аборт?»
«Муж недоволен, что ребенка оставили. Мне больно и обидно. Зря оставила?»
«Может, решение оставить ребенка было все же неверным?»
«Уже сил нет терпеть токсикоз! Лучше уж выкидыш какой-нибудь!»
перед родами:
«Как уже все это надоело! Быстрее бы!»
«Как меня изуродовала эта беременность!»
«Рожу – и быстрее на работу, как же там без меня?»
Однажды профессор медицинского университета читал лекцию по гинекологии. Прежде, чем приступить к изложению материала, он задал следующий вопрос:
– Представьте себе, дорогие мои будущие коллеги, что вы закончили Университет, ординатуру и ведете свою практику. К вам на прием приходит беременная женщина. В ее карточке вы читаете следующий анамнез: пациентка больна туберкулезом, ее муж – сифилисом; первый ребенок у этой пары родился слепым, следующий умер во время родов, один из их детей родился глухим, другой – с врожденным туберкулезом. Итак, она пришла с очередной беременностью. Ваши показания на эту беременность, коллеги?
Большинство студентов ответили:
– Аборт. Однозначно. При таких показаниях рожать не рекомендуется.
(Были и более кардинальные мнения: «Зачем плодить нищету и заведомо больных детей?»)
Профессор, терпеливо выслушав все мнения, резюмировал вышесказанное так:
– Поздравляю вас, дорогие мои коллеги, вы только что убили Бетховена…
ПОРАЗМЫШЛЯЕМ
Готовы ли вы принять своего ребенка в любом случае и при любых показаниях?
Общаетесь ли вы со своим ребенком уже сейчас, когда он еще не родился, и вы с ним пока «незнакомы»?
Отслеживаете ли вы музыку, которую вы слушаете (ребенок нуждается в спокойных, радостных мелодиях, в одухотворенной и классической музыке)?
Заботитесь ли вы о своем духовном состоянии (чтение хорошей литературы и одухотворенные молитвы мамы очень благотворно сказываются на развитие ребенка в утробе)?
Выстраиваются ли гармоничные и близкие отношения с мужем? Общается ли папа с малышом?
Помните, что формирование мозга происходит именно в утробе у матери, когда в минуту образуется 250 тысяч нейронов. Причем рождается ребенок со 100 миллиардами нейронов, то есть их столько же, сколько и у взрослого человека. Разница состоит в количестве синапсических «дорожек», то есть нейроновая карта ребенка находится в самом начале своего формирования. От отношения мамы и папы к своему уже существующему, но пока еще не родившемуся малышу зависит становление его личности.
Первое время после появления на свет
Позитивный родительский вклад:
«Радость моя! Наконец-то могу познакомиться с тобой!»
«Дай-ка рассмотрю твои пальчики, носик, ножки…»
«Наконец-то я могу прижать тебя к себе!»
«Ты – мой любимый и долгожданный!»
«Именно о таком сыночке (о такой дочке) я и мечтала (мы мечтали)!»
Негативный родительский вклад:
(иллюстрация в притче)
Мужчина приходит к роддому и кричит в палату своей жене:
– Ну что, родила?!
– Да-а.
– Сын?!
– Не-ет…