Вопрос в том, способен ли мир справиться с грядущими изменениями и объединить усилия (см. главу «Флеров и Эйнштейн»).
Глава «Сверхкорпорации» рассказывает о растущем влиянии и возможностях технологических корпораций, прежде всего из США и Китая. Трудно представить современный мир без продуктов и услуг Alibaba, Amazon, Apple, Facebook, Google, Huawei, IBM, Microsoft, Nvidia и других. Основатели этих технологических гигантов продолжают «захватывать» не только список самых богатых людей на планете, но и внимание людей со всех уголков мира.
Казахстану в сфере искусственного интеллекта важно выстроить сегодня партнерство не только с крупными технологическими гигантами, но также со стартапами и венчурными фондами, чтобы сформировать собственный потенциал в этой сфере.
Данное исследование имеет целью представить всесторонний взгляд на феномен ИИ. Например, глава о проекте «Гильгамеш» представляет доказательства того, что продление жизни посредством улучшения физических и интеллектуальных способностей уже не научная фантастика, а скорее, реальность не столь отдаленного будущего.
Подобное развитие событий естественным образом поднимает вопрос о правовом регулировании искусственного интеллекта (см. главу «Асиломарские принципы») и его политических ограничениях. Завершается книга размышлением о роли и месте Казахстана в новом мире, где доминирует искусственный интеллект. Анализ текущей ситуации в Казахстане и состояния цифровизации в стране сопровождается обзором предпосылок развития собственного потенциала в сфере искусственного интеллекта и возможностей для реализации национальной стратегии ИИ.
Системы ИИ развиваются настолько быстро, что через год или два наша страна рискует остаться позади как «вечный аутсайдер» в глобальной гонке ИИ. Чтобы предотвратить подобный сценарий (см. главу «Казахстан»), нам необходимо реализовать собственную стратегию и создать максимально благоприятную правовую среду для взаимодействия со всеми зарубежными юрисдикциями, в том числе с технологическими компаниями и исследователями из Европы, Японии, США, Китая и других стран.
При этом нельзя ставить под угрозу защиту личных прав и неприкосновенности граждан страны. Наравне с изменением законодательства потребуется инновационная модернизация всей инфраструктуры, что позволит генерировать максимально возможный объем данных, необходимых для развития искусственного интеллекта.
Нам нужно понимать, что человечество совершает первые шаги на пути внедрения систем искусственного интеллекта. Экстремальные и даже фатальные сценарии возможны, но маловероятны. Мы не вправе использовать это как оправдание, чтобы препятствовать прогрессу и ничего не делать в настоящем.
Мы действительно должны понимать и помнить, что будущее глобальное доминирование ИИ начинается сегодня.
С чего все началось?
Искусственный интеллект: важные вехи
«Мысль о создании «мыслящей» машины может быть захватывающей, противоречивой и пугающей».
Из «Истории искусственного интеллекта», 2006 г.Искусственный интеллект изучается десятилетиями, но до сих пор остается одной из самых неизведанных областей компьютерных наук (Tate, 2014).
В первой половине прошлого века научная фантастика представила миру понятие интеллектуальных роботов. Все началось с научно-фантастической пьесы Карела Чапека (1920) «Россумские универсальные роботы» и «бессердечного» Железного Дровосека из «Волшебника страны Оз» (1939). Эта идея получила дальнейшее развитие в фильме «Метрополис» (1927)[2], где человекоподобный робот выдавал себя за человека. В 1929 году японский профессор Макото Нисимура сконструировал первого в мире настоящего робота Gakutensoku.
К 1950-м годам ученые, математики и философы начали развивать концепцию искусственного интеллекта, по сути, положив начало эпохе ИИ. В 1940-х годах был построен первый цифровой (но не программируемый) компьютер Atanasoff Berry Computer (ABC). В 1945 году в своей фундаментальной работе «Как мы можем мыслить» Ванневар Буш[3] предсказал наступление компьютерной эпохи. Пять лет спустя, в 1950 году, Алан Тьюринг[4] опубликовал свою статью «Вычислительная техника и интеллект», в которой указывал, что машины могут симулировать поведение человека и выполнять логические операции, например играть в шахматы.
В тот период Тьюринг сделал смелый прогноз, что примерно через 50 лет компьютеры будут способны настолько хорошо имитировать человеческий разговор, что человек со средними способностями не отличит, является ли его собеседник человеком или машиной (Turing, 1950).
Джон Маккарти[5] впервые ввел термин «искусственный интеллект» в 1956 году, когда пригласил группу исследователей на семинар под названием «Летний исследовательский проект по искусственному интеллекту в Дартмуте» (Дартмутский семинар или DSRPAI). Тогда исследователи собрались, чтобы прояснить и развить понятие «мыслящих машин». Говорят, что Маккарти сам выбрал термин «искусственный интеллект» за его нейтральность. В приглашении на семинар говорилось: «Исследование должно развиваться на основе предположения о том, что каждый аспект обучения или любая другая особенность интеллекта может в принципе быть описанной настолько точно, что это приведет к созданию машины для моделирования данных процессов» (Marr, 2018а).
Словари определяют ИИ как область компьютерной науки, сосредоточенную на машинах, которые могут имитировать человеческий интеллект или даже шире – могут быть похожими на людей и даже стремиться стать людьми. Оксфордский словарь дает следующее определение: «Теория и разработка компьютерных систем, способных выполнять визуальное восприятие, распознавание речи, принятие решений, перевод между языками и другие задачи». Мерриам-Вебстер определяет искусственный интеллект как отрасль компьютерных наук, занимающуюся моделированием интеллектуального поведения в компьютерах, или как способность машины имитировать разумное поведение человека (подробнее см. Marr, 2018a).
Катализатором исследований в сфере ИИ стала представленная на Дартмутском семинаре американскими учеными Гербертом Саймоном, Дж. Клиффом Шоу и Алленом Ньюэллом первая программа искусственного интеллекта «Logic Theorist» (Moor, 2006), разработанная для имитации навыков людей в решении проблем. Исследование финансировалось корпорацией RAND[6].
Новатор в ИИ Артур Самуэль ввел термин «машинное обучение», когда задумался о программировании компьютера, который мог бы играть в шахматы лучше, чем человек, написавший программу. В 1958 году Герберт Саймон[7], позднее получивший Нобелевскую премию по экономике, предсказал, что компьютер станет чемпионом мира по шахматам в течение ближайших десяти лет (Campbell, 2002). Однако прошло 40 лет, прежде чем в 1997 году IBM Deep Blue виртуозно обыграла тогдашнего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в матче из шести партий.
Задержка предсказания Саймона была отчасти связана с необходимостью создать компьютер, достаточно мощный для управления комбинаторной сложностью игры. Например, у Deep Blue было 480 процессоров, способных в среднем обрабатывать около 100 миллионов шахматных позиций в секунду. Шахматный триумф Deep Blue ознаменовал исторический момент в практическом развитии ИИ. Однако с тех пор компьютерная тренировка для шахматистов стала рутиной.
В 1966 году был создан один из первых чат-ботов, программа обработки языка под названием ELIZA[8]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Oxford English Dictionary определяет «большие данные» как «Data of a very large size, typically to the extent that its manipulation and management present significant logistical challenges; (also) the branch of computing involving such data». См.: http://www.oed.com/view/Entry/18833#eid301162177 (дата обращения: 10 апреля 2019).
2
«Метрополис» – немой 2,5-часовой художественный фильм Фрица Ланга по сценарию и параллельно написанному роману Теи фон Харбоу, эпическая метафорическая и научно-фантастическая антиутопия.
3
Ванневар Буш – американский ученый, инженер, разработчик аналоговых компьютеров, методолог и организатор научных исследований и научного сообщества. Советник по науке при президенте Рузвельте.
4
Алан Тьюринг – английский математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики. Предложенная им в 1936 году абстрактная вычислительная «Машина Тьюринга» позволила формализовать понятие алгоритма и до сих пор используется во множестве теоретических и практических исследований. Научные труды А. Тьюринга – общепризнанный вклад в основания информатики, в частности теории искусственного интеллекта.
5
Джон Маккарти – американский информатик, автор термина «искусственный интеллект», изобретатель языка Лисп, лауреат премии Тьюринга за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта.
6
RAND (аббр. от Research and Development – «Исследования и разработка») – американская некоммерческая организация, стратегический исследовательский центр, работающий по заказам правительства и вооруженных сил США, а также связанных с ними организаций.
7
Герберт Александер Саймон – американский ученый в области социальных, политических и экономических наук, лауреат Нобелевской премии по экономике (1978) и премии Тьюринга (1975). Его работы в области вычислительной техники и искусственного интеллекта оказали существенное влияние на развитие кибернетики.
8
ELIZA – виртуальный собеседник, знаменитая компьютерная программа Джозефа Вейценбаума, написанная им в 1966 году, которая пародирует диалог с психотерапевтом, реализуя технику активного слушания.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги