Кирилл очень удивился – до будущего 9-го Мая еще надо дожить – так всегда говорила мама, когда дети ждали какого-нибудь важного события. Мария Митрофановна, подозвав к себе внуков, сказала Кириллу строго: «Не умничай, а слушай нашу с дедушкой историю о нашем яблоневом саде».
Она рассказала, что эти чудесные яблоки были из сада, который посадил перед самой войной её Кирилл Иванович. Он, уходя на фронт, подробно описал всю технологию ухода за саженцами и наказал своей Машеньке неукоснительно следовать всем расписанным указаниям. А когда пришла похоронка с Белорусского фронта, с похоронкой был передан орден за храбрость и его неотправленное письмо. В нём, после всех расспросов, был отмечен ещё один важный вопрос – о самочувствии новых морозоустойчивых сортов яблонь, над которыми он, молодой агроном, бился два года, перед самой войной.
Так и осталась Мария Митрофановна с дочерью на руках и заботой об оставленном завете мужа, сказанном на прощании: «Сад на радость людям нужен, Машенька. Вот увидишь, яблоки будут просто замечательно красивыми и вкусными, я тебе обещаю. Как вернусь, так выпишу тебе благодарность за нашу удачу». Эта история, всех притихших слушателей, озадачила. А Соня воскликнула: «Так вот откуда у меня столько сил – дедушкины и бабушкины яблоки волшебные!» И все кинулись обнимать свою любимую бабушку.
Всё-таки Кирилл сбежал в школу. Причина была очень важной. – у Данька, лучший его друг, сегодня пригласил весь третий класс к себе домой на день рождение.
Кирилл возвращался домой хмурый и очень грустный. Опять получил двойку за поведение. А ведь он только хотел помочь Даньке рассказать спряжение без ошибок и тут, прямо на уроке, между друзьями началась перебранка. Оба были выставлены за дверь под общий смех класса. У Кирилла упало настроение окончательно ещё и потому, что Даниил назвал его предателем из-за этого курьеза на уроке. И конечно, разобидевшись на друга не на шутку, он теперь брёл домой, чуть не плача.
У дома, на детской площадке стояла его пятилетняя сестренка Таня и хныкала. Звала маму, которая перед уходом в магазин строго настрого приказывала ей гулять и дождаться сестру Соню. На снегу алело большое румяное яблоко. Таня привязала к нему веревочку и тянула его за собой, приговаривая: «Мой песик Мулька, почему ты меня не слушаешься? Почему ты хочешь убежать от меня? Вот сейчас придет Соня и задаст тебе жару».
Кирилл слушал, слушал малышку и засмеялся громко. Он весело сказал Тане: «Какой же это Мулька, это толстый Барбос, видишь, он даже стал красным от толщины и лени».
«Ничего подобного, это Гаврик, он только приехал из Африки, поэтому он такой загорелый до красноты» – сказала Соня, сбегая со ступенек. Она весело присоединилась к этому замечательному диалогу. И, видимо, как всегда, захотев подшутить над Кириллом, крикнула ему: «Подожди меня немного около Тани, я сейчас» – и убежала.
Соня была одноклассницей старшего брата Даньки и частенько разыгрывала друзей. И Кирилл стал ждать сюрприза от её очередного розыгрыша, сейчас он этого очень желал. Он надеялся посмеяться вместе с Соней, так хотелось забыть о ссоре с Данькой.
Вдруг, откуда-то сверху раздался возглас Сони: «Ура! Ура!» Прямо с балкона второго этажа падали разноцветные яблоки – малиновые, алые, зеленые. Они сыпались дождём и рассыпались на снегу, сияя в белоснежном пространстве и притягивая к себе как магнитом.
Мария Митрофановна, ещё не пришедшая в себя после долгой дороги из деревни, только и успела вымолвить: «Ну и сорванцы, ну и сорванцы!» Она очень любила своих внуков, а из-за больных ног всё реже стала навещать их. Но озорная шутка Сони ей пришлась по душе, и она только прошептала себе: «Господи, как был прав Кирилл, сколько радости от его яблок». И как- будто в ответ, на её радость, из окон неслось: «Дедушкины яблоки! Бабушкины яблоки! Наша бабушка вчера привезла! Смотрите какие!!! Помогите скорее собрать!!! Пока мама не успела расстроиться!» – кричала весело Соня.
Но тут Кирилл услышал голос Даньки и снежок, пущенный другом, попал прямо ему в голову. Данька стремглав мчался к нему, на бегу швыряя в друга снежками.
«Ура! Ура! Ура!» – закричали Танюшка, ребята, и через минуту присоединившаяся к ним Соня. Друзья продолжали колотить друг друга снежками. Счастливо смеясь, бросились к Соне помочь собрать такие чудесные яблоки из сада ушедшего лета. Яблоки из сада, посаженного Кириллом Ивановичем и завещанного им, – из того сурового, 1941-го, военного года, на радость людям.
Красивые наливные душистые яблоки, которыми угощались все дети в округе. И не только.
Остров Селигериус
Памяти Георгия Шарова,
любимого школьного учителя из г. Видное
Всем безоговорочно полюбился, пришедший в школу в качестве физрука, Василий Константинович Соколов. Молодой лейтенант, только что вернулся с фронта. Пройдя всю Великую Отечественную войну, ещё не оправившийся после тяжелого ранения, он придумывал для своих подопечных самые разные ситуации, в которых ребята постигали мудрость самостоятельности, умения не боятся трудностей. Василий Константинович буквально заразил своих мальчишек и девчонок походами в удивительно красивые ближайшие окрестности. А его байдарочные походы со своей школьной командой в верховье Волги, туда, где начинаются её истоки, где в легендах и преданиях живёт душа нашего народа, подарили ребятам чувство бесконечного восхищения родным краем. Маршрут пролегал и по удивительному по красоте озеру Селигер.
Василий Константинович, среди нескольких его островов, в северной части этого озера приметил живописный остров Хачин с замкнутой экологической системой, где обитали не только бобры и зайцы, но и встречались кабаны, лоси и даже медведи. А целебный воздух был напоён ароматом хвои. Именно здесь, художник Иван Шишкин писал этюды к своей знаменитой картине «Утро в сосновом бору» Остров был настоящей жемчужиной озера.
И, наконец, пришёл день, когда Сергей Шаповалов, чемпион школы по гимнастике, поднял флаг открытия летнего школьного лагеря на острове Хачин, которому ребята дали своё название – остров Селигериус.
Этот день, освящённый божественным великолепием Селигера и его поразительной историей в жизни России, стал поворотным в судьбе многих мальчишек.
Здесь ранее пролегали торговые пути. А на острове Столобный, возвышался Монастырь Нилова Пустынь из пяти церквей, сегодня он восстановлен – это удивительное архитектурное наследие. Его начало заложил со времён седой старины, в 15 веке монах Нил, к мощам которого поклониться стекались паломники со всей великой Руси. Трагическая судьба монастыря наводила на мысль о несбывшихся надеждах многих, спешащих сюда на покаяние в надежде обрести себя и душевный покой. Святая вера помогала сохранять самые светлые чувства к своим истокам, не смотря, на порой чудовищные испытания, требующие от человека огромные душевные силы. Вера, только она была опорой в житейском смысле слова, помогающая сохранить человечность и любовь к человеку, жизни.
Кто-то из ребят выточил деревянного идола, и он стал духом острова – Селигериусом, оберегающий и защищающий его гостей. Его всегда привозили с собой на остров, как талисман, и все годы устанавливали на постаменте посередине палаточного городка.
А сколько труда Василием Константиновичем было вложено в этот смелый проект отдыха школьников, и что самое замечательное, его главными помощниками стали его супруга Ирина Валентиновна и дочь Наташа. Его единомышленники и соратники в большом и ответственном деле воспитания подопечных ребят.
Теперь каждый год, в середине лета, физически самые подготовленные ребята, человек 30, устраивались под тентом между тремя, связанными между собой лодками «Казанками», закреплённых основательно в грузовой машине. В предчувствии замечательного летнего отдыха ехали с песнями более 300 км через городок Осташково – настоящую селигерскую Венецию, до самого озера.
На острове было место как и грибам, и рыбной ловле, и песням известных бардов так и сочинённых школьными бардами, и задушевным разговорам у ночного костра. Остров, наполненный птичьим гомоном, солнцем и синевой неба и озера завораживал. Настраивал ребячью душу на поэтический лад, став для них, поющим Селигериусом под соборный колокольный перезвон монастыря Нилова Пустынь Селигера.
Участвуя в фестивалях бардовской песни, ребята привезли с собой полюбившуюся песню барда, Миши Русакова. Она единогласно стала для них символом Селигерского братства романтиков, верных своей мечте, став для ребят Гимном, который начинался так:
Радуга свисает с неба коромыслом,Опустив один конец в зелёный океан!Чуть пофантазируем,Представь, что ветер свистнул,Словно для мечты твоей он разорвал туман…А вот последний куплет Гимна был придуман Женькой Ивановым, автором веселых сценариев лагерных концертов, чтобы память о Селигериусе, об изумительном по красоте озере также волновала и новых друзей:
Ты плыви кораблик сквозь дожди и бури,Туда, где звон гитары и палатки у костра.Туда, где ждёт девчонка из серебряной лазури,Снова Селигера плещется волна!Жизнь на озеро Селигер были замечательной школой взаимовыручки, смелости и настоящей дружбы. Эти дни осталась в душе не только у Вани Костина, остроумного и находчивого, ставшего большим учёным, доктором физико-математических наук. Галина Леско, которую не хотели брать с собой в поход из-за её маленького росточка, именно здесь она поверила в свои силы и возможности. Для девочки это был большое испытание, но Галина Степановна пронесла память о Селигере через всю свою непростую жизнь врача. Это была память об удивительно светлом состоянии души, о радости общения со всеми ребятами, о задушевных песнях у костра.
Это был заряд не только бодрости и здоровья. Самое замечательное было то, что ребята не только отдыхали на острове, но и проходили серьезную трудовую школу, например, занимаясь прополкой в соседнем колхозе. На Селигере ребята стали верными помощниками местного Рыбнадзора и много лет патрулировали берега острова, предупреждая набеги браконьеров. В этой связи было много интересных историй. А самое главное, воспитанники Василия Константиновича под его руководством стали родоначальниками Всесоюзного движения 70-х годов «Живое серебро», помогая местному рыбозаводу разводить новое поколение рыбы. И право на доставку уже двумя грузовичками на остров Селигериус ребята зарабатывали на городской автобазе, ответственно выполняя все задания и поручения во время подработки на ней.
За почтой и продуктами отправлялись на лодке, через всё озеро, самые смелые и сильные. Это всегда было почетно и ответственно.
Забавных воспоминаний и любопытных историй было бесконечное множество, об этом стоило бы написать большую книгу откровений, посвященных удивительному братству воспитанников Василия Константиновича.
Одним из заводил, и часто разыгрывающий ребят, был Женька Иванов. Он был единственным ребёнком директора завода, который являлся шефом школы и помогал ей во всём, что касалось учебного процесса и отдыха ребят в летнее время. В конце 8-го класса сын все же уговорил родителей отпустить его со школьными товарищами в открывающийся на далеком сказочном острове Хачин школьный лагерь. Зная неуёмный характер сына они всё-таки поверили, что ничего непредвиденного, рядом с Василием Константиновичем, не должно случиться. Мама решилась отпустить Женьку в его первое детское приключение при условии, что он захватит с собой матрасик. Но она не могла и представить себе, что все последующие школьные летние каникулы, проведенные на Селигере, её сын будет спать счастливым сном в палатке, подложив под неё только лапник.
Только перед смертью, Зинаида Петровна, рассказала своему Женьке о самом счастливом для неё дне. Она, после разговора с мужем, приехала в Детский дом, в котором было много детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны, чтобы обрести себе сына. И как Женька выбрал её сам, прижавшись к её коленям и шепча, сквозь слёзы: «Мамочка, я знал, я знал, что ты обязательно найдешь меня!» Потрясённый правдой истории о себе, Женька, у изголовья уходящей мамы, впервые осознал по – настоящему, что такое любовь родителей и откуда в нём такая душевная сила и доброта. Поэтическая душа Женьки жила их животворящей любовью.
Трудно было забыть про пожар, который устроил случайно Серёжа —студент университета, сосед по дому, которого Василий Константинович пригласил поработать в лагере в качестве помощника. К счастью никто не пострадал, а сонный «поджигатель» всё удивлялся, кто же это сжёг, пусть перештопанную, но подаренную школе солдатскую, и потому дорогую для ребят, палатку. А Василий Константинович, как настоящий опытный педагог, старался внушить ребятам, подчёркивая: «Вот к чему приводит курение вообще, а курение в палатке в особенности!» Вероятно, это и не отвратило ребят от курения, но от курения в палатке – точно!
А однажды пошёл народ по грибы, и хоть бы один попался на пути. А наш Женька уже знал заветную тропинку к середине болотца с заветной грибной полянкой. Вскоре он принёс ведро сыроежек и вручил его дежурному, который хлопотал у печурки, сваренной на заводе шефов и подаренной ребятам. Все так и ахнули и давай выспрашивать у счастливца, что к чему. Конечно, вся команда с большим удовольствием уплетала грибной суп и шедевр костровой кулинарии – жареные грибы с дымком.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги