Книга Общество как объект социологического анализа - читать онлайн бесплатно, автор Николай Алексеевич Вахнин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Общество как объект социологического анализа
Общество как объект социологического анализа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Общество как объект социологического анализа

Представления об обществе в XX в. развиваются как в рамках различных философских, так и непосредственно социологических школ и направлений.

В рамках неокантианства исследуются сущность и специфика наук об обществе и разрабатывается «исторический метод» исследования социальных явлений. Его представители В. Виндельбанд (1848–1915) и Г. Риккерт (1863–1936) отрицают наличие законов в общественном развитии. С их точки зрения социальные явления всегда уникальны и изменчивы. Поэтому для их изучения необходимо «идеографическое мышление», фиксирующее их особенности, индивидуальные черты. В этом – основное отличие индивидуализирующего метода общественных наук от генерализирующего, т. е. обобщающего метода естествознания. Не законы, а ценности служат критерием объяснения социальных явлений. Ценности имеют надысторический характер, они – своего рода идеалы, на основе которых люди вырабатывают установки и ориентиры своего поведения и деятельности. Это могут быть нравственные, политические, религиозные, эстетические идеалы, которые приобретают все большее значение для человека в ходе культурного прогресса.

Таким образом, социальная философия выступает в неокантианстве в качестве учения о ценностях. Основой и решающим фактором человеческой истории провозглашается ее духовная сторона – духовные ценности, по которым люди ориентируются словно «по звездам на небе».

Многие идеи неокантианства воспринял немецкий мыслитель Макс Вебер (1864–1920). Его оригинальным вкладом в развитие идей об обществе является «теория социального действия», согласно которой социальные действия – это система сознательного, осмысленного взаимодействия людей. А действуют они исходя из определенных духовных ценностей, поэтому задача социолога – понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Тем самым социология выступает как понимающая.

С точки зрения «понимающей социологии» ценности – это установки исторической эпохи, «свойственное эпохе направление интереса». Таким образом, Вебер подходит к решению проблемы ценностей с реалистических позиций, подчеркивая их социально-историческую природу.

Несомненный интерес вызывает и концепция идеальных типов Вебера. Идеальные типы – это логические конструкции, вспомогательные средства социально-исторического анализа. Это некие идеальные модели наиболее полезного человеку, отвечающего его интересам на данном этапе истории. В качестве идеальных типов выступают политические, религиозные, моральные и другие ценности и вытекающие из них ориентиры деятельности и поведения людей – правила поведения, нормы, традиции и т. п. Идеальные типы выражают оптимальные состояния власти, индивидуального и общественного сознания, общения между людьми. Материальные, политические, духовные и пр. отношения людей должны строиться исходя из идеальных типов. Несмотря на то, что несут в себе черты утопии, они все же имеют социальное значение, ибо вносят целесообразность и организованность в мышление и поведение людей, а значит, и в жизнь общества как целого. Таким образом, Вебер отстаивает приоритет духовного начала в развитии общественной жизни и стоит на идеалистических позициях.

Выдающийся русский мыслитель П. А. Сорокин (1889–1968) создал теоретическую социологию, в рамках которой решал важнейшие методологические и теоретические проблемы. Опора на реальный опыт и научные факты, отрицание монизма и утверждение социологического плюрализма – исходные позиции его теории.

Теоретическая социология Сорокина подразделяется на социальную аналитику (изучает строение социальных явлений – от самых простых до сложнейших), социальную механику (изучает процессы взаимодействия людей и тех сил, которые эти взаимодействия вызывают и определяют) и социальную генетику (изучает основные исторические тенденции в развитии общества, его отдельных сфер и институтов).

Общество как неоднородное единство социальных групп различной степени сложности является предметом теории социальной мобильности и социальной стратификации. Она изучает общество как взаимосвязь социальных слоев – стратов, отличающихся по уровню доходов, видам деятельности, политическим и культурным ориентациям. Основные формы социальной стратификации – экономическая, профессиональная и политическая.

Однако социальные слои не являются чем-то застывшим, люди переходят из одного социального слоя в другой, меняя свою профессию, экономическое положение, политические взгляды и т. п. Этот процесс Сорокин назвал социальной мобильностью, которая может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Горизонтальная мобильность осуществляется тогда, когда человек переходит из одной социальной группы в другую, но в пределах одного и того же уровня социальной стратификации. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по лестнице социальной иерархии[3]. Важное место в социологии Сорокина занимают проблемы равенства, социальной справедливости, разумного решения социальных противоречий. Он выступал против социальных революций и считал эволюционный путь оптимальным для общественного развития.

Свои философско-исторические взгляды Сорокин изложил в работах «Социология революции», «Человек. Цивилизация. Общество», «Социальная и культурная динамика» и др. В них он рассматривает исторический процесс как циклическое колебание и смену культурных суперсистем. Интегрирующим фактором взаимодействия людей и социальных систем, с его точки зрения, являются духовные ценности, нормы, идеалы. Эмпирико-статистическое изучение религии, искусства, науки, права и др. привело его к выводу о существовании трех фундаментальных форм культуры – идеациональной, основанной на ценностях религии и вере в Бога, чувственной, основанной на приоритете материальных ценностей, и идеалистической, синтезирующей ценности двух других форм.

Для периодов упадка характерно сосуществование ценностей всех форм культуры при отсутствии их органического единства. Каждая культурная система имеет свой закон развития и свои пределы роста. Современная чувственная культура (европейская и американская) находится в глубоком кризисе, затрагивающем искусство и науку, философию и религию, право и мораль, брак и семью, образ жизни, социальную, политическую и экономическую сферы жизни. Преодоление данного кризиса приведет к возникновению «новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего»[4].

Таким образом, Сорокин развивал теорию исторического круговорота, сторонниками которой в XIX в. был русский мыслитель Н. Данилевский (1822–1885), а в ХХ – О. Шпенглер (1880–1936) и А. Тойнби (1889–1975). Стоит подчеркнуть, что в ХХ в. происходит постепенный отказ от идеи единства всемирной истории и ее линейно-стадиального прогрессивного характера с ее установкой на превосходство ценностей западноевропейской культуры. Распространение получает теория исторического круговорота локальных цивилизаций. С этой позиции история человечества представляет собой совокупность различных культур, отличающихся от западных, но по-своему значительных и неповторимых. У истоков этой концепции лежит рассмотренная ранее теория Дж. Вико.

О. Шпенглер представил историю как последовательность абсолютно независимых друг от друга культур. Каждая из них отличается своим специфическим типом человека и какими-либо причинами их характер объяснить невозможно. Подобно живым организмам культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизацию. Цивилизация следует за культурой как смерть за жизнью. Единой культуры человечества нет и быть не может, ибо между различными культурами нет никаких связей. Исходя из этого, мыслитель отрицает и идеи преемственности и прогресса в общественном развитии.

Шпенглер развивает идеи Н. Данилевского, но в отличие от него, считавшего, что западная культура еще не исчерпала свои творческие силы, он кладет в основу своей работы «Закат Европы» (1918) идею ее угасания и смерти. Под влиянием Шпенглера английский историк и социолог А. Тойнби создает свой 12-томный труд «Исследования истории» (1934–1961). Здесь он показывает, что история человечества – это совокупность историй отдельных уникальных и относительно замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущей силой развития цивилизаций Тойнби считал «творческое меньшинство», которое увлекает за собой «инертное большинство». Но приходит время, и меньшинство утрачивает свою творческую энергию. Тогда оно навязывает свою власть силой, превращаясь в господствующее меньшинство. Так происходит надлом, начинается классовая борьба, и цивилизация постепенно угасает. По мнению мыслителя, основную роль в жизни людей играет религия. Творческие личности являются ведущей силой цивилизации до тех пор, пока они выступают проводниками высших религиозных ценностей, «Божьего Закона». Тойнби считал, что «жизнетворным центром», основой сохранения и развития современной цивилизации должна стать Вселенская Церковь.

Большое влияние на умы людей получили в ХХ в. те теории, которые рассматривали в качестве определяющих факторов общественной жизни науку и технику. Они появились как отражение сложившихся жизненных реалий, когда наука и техника действительно играют исключительно важную роль в развитии материально-производственной сферы, сельского и городского быта, а также материальной базы духовной, политической, правовой и других сторон общественной жизни. К ним относятся теория единого индустриального общества Р. Арона (1905–1983), стадий экономического роста У. Ростоу (р. 1916 г.), нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта (1908–2006), постиндустриального общества Д. Белла (1919–2011), сверхиндустриального общества О. Тоффлера (1928–2016), технотронного общества З. Бжезинского (1928–2017) и др. В целом они абсолютизируют роль науки и техники, объявляя их определяющей основой развития общества в целом, превращая в едва ли не единственный фактор исторического прогресса. Они образовали целую ветвь социальной философии, известную под названием технико-технологический детерминизм, или технократические теории.

Провозглашая современную технику и технологии основой всех социальных процессов, эти теории делят все существующие общества на три типа, в зависимости от степени освоения ими научно- технических достижений: доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные (информационные). Этот же критерий кладется в основу периодизации истории, которая есть последовательная смена указанных типов общества.

Доиндустриальное (традиционное) общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивными ремеслами, в основе которых лежит ручной труд. Человек подчиняется ритмам природы и максимально приспосабливается к окружающей среде. Частная собственность не является неприкосновенной. Доминирует общинная, корпоративная, условная, государственная собственность на средства производства. Социальная структура общества характеризуется стабильностью и неподвижностью – человек рождается и умирает, оставаясь в пределах одной и той же социальной группы. Личность подчиняется и выражает интересы семьи или общины. Индивидуальность и самостоятельность обществом не одобряется. Поведение людей регламентируется обычаями, традициями, верованиями, коллективными нормами и принципами. Доля образованных людей в обществе незначительна, информация передается преимущественно устным путем. Основой политической жизни выступает Церковь и армия. Власть ценится больше, чем право или закон. Человек на власть влиять не может. Изменения в традиционном обществе происходят крайне медленно, поэтому его характеризуют как «самоподдерживающуюся, саморегулирующуюся неизменность». Духовная сторона жизни превалирует над материально-производственной сферой.

Данные характеристики относятся к древним и средневековым обществам. Сегодня доиндустриальными являются большинство стран Африки, некоторые страны Южной Азии и Латинской Америки. Здесь преобладают земледелие, рыболовство и скотоводство, горнодобывающая и другие виды промышленности, связанные с непосредственным освоением природных ресурсов. В этих отраслях народного хозяйства занято около 70 % работоспособного населения.

Индустриальное общество – это результат модернизации, многоплановый переход от традиционного общества к новой цивилизации. Такую модернизацию называют техногенной, научно-технической, индустриальной и т. п. Основа ее экономики – промышленность, развивающаяся на базе машинной индустрии. Ручной труд заменяется механизированным. Эти процессы определяются научно- техническим прогрессом и законами рыночной экономики. Экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения, в результате чего растет благосостояние народа.

Социальная структура индустриального общества характеризуется высокой мобильностью, традиционные социальные перегородки рушатся, удельный вес крестьянства резко сокращается, аристократия утрачивает свою ведущую роль, утверждаются буржуазные отношения, укрепляются средние слои, расширяется урбанизация.

Коренным образом изменяется политическая жизнь. Развивается демократия, человек получает возможность активно влиять на власть, возрастает роль государства, господствуют право и закон.

Духовная сфера жизни индустриального общества характеризуется секуляризацией (обмирщением) индивидуального и общественного сознания, преобладанием личных интересов человека над групповыми, распространением рационализма. Утилитаризм, индивидуализм, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию – основные ценностные ориентации личности.

В настоящее время к индустриальному типу общества относят ряд стран Европы, государств бывшего Советского Союза, в том числе и Россию.

В некоторых обществах – главным образом в США, Японии, отдельных странах Западной Европы – возникает постиндустриальное общество, модель которого была разработана в 70-х гг. ХХ в. Д. Беллом и О. Тоффлером.

Уместно подчеркнуть, что процесс модернизации породил множество новых проблем. Некоторые из них стали глобальными. Основным принципом индустриального общества, по мнению Д. Белла, является состязание человека с уже освоенной природой. Преобладание тяжелой, как правило, вредной индустрии, ориентированной на массовое производство товаров народного потребления и обеспечение жизненных удобств и комфорта, породило экологический, энергетический и другие кризисы. Необходимость решения возникших проблем обусловила дальнейший научный и технико-технологический прогресс и переход к новому этапу общественного развития. Постиндустриальное общество – это общество знаний и высоких технологий. Товаропроизводящая экономика заменяется обслуживающей. Благодаря автоматизации и роботизации доля занятого в сфере материального производства населения резко сокращается. Увеличивается число занятых в сфере услуг (не менее 50 %). Массовое производство заменяется мелкосерийным, учитывающим потребности конкретного потребителя. Тотальная компьютеризация человеческой деятельности делает главным звеном общественного производства труд, направленный на поиск, накопление, хранение, преобразование, передачу и практическое использование информации. В таких условиях, как отмечал Д. Белл, «отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места».

В социальной структуре постиндустриального общества происходит размывание классовых различий, отличия в размере доходов различных групп населения становятся незначительными, растет удельный вес среднего класса. Место класса капиталистов занимает, с точки зрения Д. Белла, правящая элита, отличающаяся высоким уровнем образования и знания. В целом классовое деление общества заменяется профессиональным. На смену классовых конфликтов приходит борьба между знанием и некомпетентностью.

О. Тоффлер в своих работах «Футурошок» и «Третья волна» утверждает, что некоторые страны вступают сегодня в «третью технологическую волну», характеризующуюся широким использованием автоматики, электроники и компьютерной техники. В таком обществе резко повышается статус хорошо образованных и культурных людей. Экономика требует от человека прежде всего компетентности, творчества, быстрого реагирования на происходящие изменения, инициативности, общительности, широкой образованности. В обществе, вступившем в третью волну, особое внимание уделяется воспитанию и образованию детей, охране здоровья, достойной старости.

В политической и духовной сферах общества утверждается новая система ценностей, прежде всего ценности либерализма, принимающего в качестве основополагающего принципа общественного бытия права и свободы личности. В реальности либерализм осуществляется с теми или иными отклонениями от классической модели. Поэтому он больше существует как система определенных ценностей, отстаиваемых и принимаемых большинством населения.

Следует подчеркнуть, что наука, техника, высокие технологии, информация действительно играют все более значительную роль в развитии общества. Они коренным образом преобразовывают общественное производство, существенно влияют на все стороны общественной жизни. Однако современное общество развивается не только благодаря данным факторам, но и социальным, политическим, духовным. И все они действуют во взаимосвязи, системно и комплексно.

1.2. Системный подход в изучении общества

Системный анализ общества показывает, что оно состоит из различных элементов, которые образуют ее сферы, или подсистемы.

Основными подсистемами общества являются:

1) материально-производственная, или экономическая подсистема, включающая производство, обмен, распределение и потребление материальных благ;

2) социальная, состоящая из классов, социальных слоев и групп, национальных и др. общностей, вступающих во взаимодействии друг с другом по поводу социальных условий их жизни и деятельности;

3) политическая, охватывающая политическую деятельность государства, политических партий и движений, общественных организаций и пр., направленную на осуществление определенных политических целей. Все субъекты политической деятельности стремятся влиять на политические процессы в своих интересах;

4) духовная подсистема, представляющая собой деятельность и отношения людей по поводу создания, усвоения и распространения духовных ценностей, духовной культуры общества.

Каждая из этих подсистем может рассматриваться как относительно самостоятельная система, состоящая, в свою очередь, из своих подсистем. В совокупности они образуют общество как иерархическую, многоуровневую систему, как целое, свойства которого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих его частей. У общества как целого есть такие свойства, которых нет у его частей. Кратко рассмотрим каждую из названных подсистем общественной жизни.

Материально-производственная подсистема. Данная подсистема общества обозначается также и как «экономическая», «материальная» сфера. Так или иначе, под этим понятием подразумевается определенное социальное пространство, в рамках которого осуществляется экономическая деятельность – труд людей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, разного рода услуг и материальных условий жизни. Это – питание, одежда, жилище, транспорт, связь, а также услуги образования, быта, здравоохранения и пр. Следует подчеркнуть, что труд по созиданию, распространению и усвоению духовных ценностей тоже связан с использованием определенных материалов, орудий труда, оборудования, которые образуют их материальную базу. Сами духовные ценности обладают и ценностью экономической, но также выступают и в качестве товара со всеми его характеристиками.

Процесс производства подразумевает преобразование природного материала, придание ему свойств, которые удовлетворяют соответствующие потребности и интересы людей. Взаимодействие общества с природой – это необходимое условие его существования и развития. Однако не вся природа (как Вселенная) вовлечена в человеческую преобразовательную деятельность. Поверхность Земли, гидросфера, прилегающие слои атмосферы и земной коры – все земное природное окружение человеческого общества, с которым оно связано в своем бытии, и прежде всего в производственной деятельности, называют географической средой. По мере развития знаний и совершенствования производительных сил зона взаимодействия общества с природой расширяется. Сегодня еще не вся географическая оболочка освоена человеком, но в то же время уже происходит практическое использование космического пространства. С помощью средств космонавтики ведутся картографические съемки, геологическая разведка, прогноз погоды, разнообразные технические эксперименты и пр. Тем самым человечество в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки. Можно сказать, что будущее человеческой цивилизации во многом зависит от успешного освоения космического пространства.

Взаимодействие общества с природной средой проявляется прежде всего в сфере материального производства, в рамках которого природа выступает в качестве объекта труда. Природные ресурсы, освоение которых происходит в процессе производства, являются естественной основой бытия общества.

Но процесс производства невозможен без человека. В этом контексте особое значение приобретает народонаселение – воспроизводящаяся совокупность людей на Земле. Народонаселение – не только предпосылка, но и условие и результат общественного развития, необходимый компонент материального процесса общественной жизни. Трудоспособная часть населения – это главная производительная сила общества. Без наличия определенного минимума такого населения на определенной территории материальное производство не может ни возникнуть, ни функционировать. Численность, плотность, темпы роста народонаселения, удельный вес трудоспособного населения, степень удовлетворения производства рабочей силой, соотношение мужского и женского населения, выращивание и подготовка потомства к трудовой деятельности, миграционные движения, охрана и укрепление здоровья людей и др. – это широкий комплекс явлений, образующих демографические условия жизни

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Левиафан – земной бог людей.

2

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19.

3

Более подробно тема социальной мобильности рассматривается в четвертой главе данного учебного пособия.

4

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация Общество. М., 1992. С.427.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги