В конце Типикона помещены: а) «Храмовые главы»,
б) Индиктион, в) Зрячая Пасхалия и г) Лунник.
В «Храмовых главах» указывается, каким образом должно совершать службу в те или другие храмовые праздники.
Индиктионом называется период времени, в который завершается круг движения Пасхи; он состоит из 532 лет; только по прошествии их Пасха снова начинает следовать в прежнем порядке. Индиктион изложен в таблице, состоящей из 9 столбцов.[4]
Во 2-м столбце показаны года от Рождества Христова, а в последнем – ключевые буквы, служащие к тому, чтобы отыскать в готовом уже исчислении, когда в известном году будет Пасха (а равно и другие праздники). Это готовое вычисление и дано в Зрячей Пасхалии. Заметив в Индиктионе против искомого года ключевую букву и отыскав ту же букву в Зрячей Пасхалии, и найдем в последней точное указание, в какой месяц и число в этом году будет Пасха и другие праздники. В Луннике, состоящем из 19 лунных кругов, для каждого из них дано готовое указание, когда придутся новолуние («рождение») и полнолуние («ущерб») в каждом месяце солнечного года; а на какой круг луны падает известный год, это показано в Индиктионе, в 6-м столбце.
Ирмологий, или Ирмологион, главным образом содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами, от чего и получил свое название. В нем находятся и другие молитвословия, назначенные для пения (а не для чтения) при Богослужении. Таковы:
1) молитвословия, поемые на литургиях: св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров; 2) различные Богородичны на 8 гласов, поемые после стихир; 3) антифоны степенны на 8 гласов; 4) песни троичны на 8 гласов; 5) песни пророческие (т. е. ветхозаветные гимны, по образцу которых составлены ирмосы канона); 6) утренние воскресные прокимны; 7) тропари воскресные, поемые по «непорочных» (т. е. Ангельский Собор…) и тропари, поемые по «непорочных» в субботу (т. е. Святых лик обрете…); 8) величания с избранными псалмами; 9) припевы, поемые на 9-й песни канона в праздники и пр.
Молитвословия и песнопения частного Богослужения содержатся в Требнике и Книге молебных пений.
Различные наименования церковных песнопений
Многочисленные церковные песнопения имеют весьма разнообразные наименования. Одни из этих наименований указывают на содержание церковных песней, другие – на объем их, третьи – на состав, поэтический размер и образ пения; четвертые – на положение поющих и слушающих песнопения, пятые – на время пения их при Богослужении, шестые – на те места Св. Писания, с которыми соединяется пение христианских песней.
11. Наименования песнопений, указывающие на их содержание.
1) Воскресны – песнопения, в которых прославляется воскресение Христово. Таковы воскресные тропари, каноны и пр. Это наименование указывает и на время употребления этих песней – в воскресные дни.
2) Крестовоскресны – в которых воспеваются крестные страдания и вместе воскресение Христово. Обыкновенно на каждый воскресный день в Октоихе после канона воскресного полагается канон крестовоскресный.
3) Богородичны – песнопения в честь Божией Матери. Они полагаются в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей и пр.).
4) Крестобогородичны – в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
5) Догматики – Богородичные песни, названные так потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и о соединении в Нем двух естеств. Богородичны догматики разделяются на догматики малой и великой вечерни. Первые поются только в воскресные дни (на малой вечерне), так как в них прославляется воскресение Христово. Догматики великой вечерни, называемые также «Богородичны 1-е», имея более общее содержание, поются и в другие дни. Догматики, на каждый глас особые, поются в конце стихир на Господи воззвах.
6) Троичны – песни, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице поется троичный канон, на каждый глас особый, и после канона троичное величание. В седмичной службе поются песни троичны, на каждый глас особые, на утрени после Аллилуиа, когда оно поется вместо Бог Господь, (в Великом посту).
7) Мученичны – песни в честь мучеников. Они поются по Октоиху во все дни седмицы, кроме воскресенья, на вечерне – в стихирах на стиховне, в субботу же – и на Господи воззвах, на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне, на литургии – в блаженных. Мученичны полагаются только в Октоихе и в Триодях, заменяющих Октоих. Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются именем мученичных.
8) Покаянные и умилительные, содержащие в себе исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха.
9) Мертвенны и покойны, содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней и при погребении (напр., Святых лик обрете…)
10) Светильны, содержащие в себе большею частью моление о просвещении, об озарении души светом свыше. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха, Триоди Постной, Типиконе; другие же светильны, помещаемые на ряду службы (напр., в Минее), не имеют надписания гласа.
11) Ексапостиларий (εξαποστελλω – высылаю, предпосылаемый) поется вместо светильна на утрени в воскресные и некоторые праздничные дни. Свое название эта песнь получила или оттого, что она предшествует рассвету дня и пению великого славословия, или оттого, что содержанием ее часто служит обещание Спасителя о ниспослании Святого Духа на апостолов и послание их на проповедь, или, наконец, оттого, что в Константинопольской церкви для пения ее был высылаем один из певцов на середину храма.
12. Наименования, указывающие на объем песнопений.
1) Кондак и 2) Икос. Это суть песнопения, выражающие сущность праздника или же похвалу святому, но с тем отличием, что кондак (от κοντοξ – краткий, малый) короче по своему содержанию, а икос (οικοξ – дом) – пространнее. Оба песнопения сходны не только по содержанию, но и по изложению: писаны одним размером, поются на один и тот же глас, оканчиваются нередко одними и теми же словами. Кондак представляет из себя как бы тему последования, а икос – развитие этой темы. Посему икос полагается всегда после кондака и никогда без него.
13. Наименования песнопений, указывающие на поэтический размер, образ пения и состав их.
1) Стихира (δτικχρα – многостишие, или от δτιχοξ αιρεω – то, что написано стихами). Стихирами называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (в греческом тексте) и большей частью предваряемых стихами Св. Писания. По различию стихов, предваряющих стихиры, эти последние разделяются на 3 вида: а) стихиры на Господи воззвах; они поются на вечерни после пения 140-го псалма (Господи воззвах…) и предваряются стихами или припевами из псалмов 141, 129 и 116-го (Изведи из темницы душу мою… и пр.); б) стихиры стиховны (или на стиховне); так называются стихиры, имеющие перед собою стихи не одного известного псалма (как стихиры на Господи воззвах и на Хвалите), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Св. Писания, соответственно празднику или тому, к какому лику принадлежит святой. Эти стихиры поются в конце вечерни, а также и в конце утрени, когда нет великого праздника; в) стихиры на хвалитех или хвалитны, – это те, которые имеют перед собою стихи из так называемых хвалитных псалмов – 148, 149 и 150-го, в которых часто повторяется слово Хвалите.
Кроме этих стихир есть стихиры литийные, которые поются на литии.
2) Канон. Каноном называется обширное песнопение, состоящее из 9 песней[5], составленных по определенному правилу и известным образцам, написанных одним стихотворным размером и составляющих одно стройное целое. От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое получило свое наименование и самое песнопение (κβνων – правило). По различию содержания каноны называются: воскресными, крестовоскресными, Богородичными, троичными, святых.
Каждая песнь канона содержит в себе несколько стихов; первых стих каждой песни называется ирмосом (ειρμοξ – связь), так как он служит образцом и вместе связью для последующих стихов той же песни (сообщает им порядок относительно числа стоп и строк, и тон их пению); стихи же, следующие за ирмосом, называются тропарями (τρεπω – обращаю), так как они обращаются к ирмосу, т. е. подчиняются ему и по размеру и по напеву. Хотя по содержанию своему песни канона вообще характера новозаветного, ирмосы, за исключением ирмоса 9-й песни, составлены по образцу определенных ветхозаветных библейских песней (гимнов). В ирмосах явление Христа Спасителя в мир и совершенное Им дело спасения людей изображаются в таких чертах, как предвидели и как воспевали это ветхозаветные праведники, ожидавшие пришествия Спасителя. Тропари же канона – песнопения чисто новозаветного характера, прославляющие Господа, Божию Матерь или святых.
Ирмос 1-й песни канона составлен по образцу благодарственной песни Моисея и Мариами, воспетой ими после чудесного перехода евреев через Чермное море и потопления фараона с войском в пучине морской (Исх. 15, 1-21). Событие это служит прообразом нашего спасения через Иисуса Христа, Который Своим воскресением разрушил адову силу, спас нас из пучины греха (благодатию Божией, подаваемой прежде всего в таинстве крещения) и привел нас от смерти к жизни.
Ирмос 2-й песни составлен по образцу обличительной песни Моисея, составленной им перед своей смертью для обличения неблагодарных евреев за нарушение ими Закона Божия и для возбуждения в них раскаяния (Втор. 32, 1-43). 2-я песнь, как песнь покаяния, поется только в Великому посту.
Ирмос 3-й песни составлен по образцу благодарственной песни св. Анны, матери прор. Самуила, благодарившей Господа за снятие с нее поношения бесчадства и за дарование ей сына (1 Цар. 2, 1-10). Неплодная Анна служит прообразом Церкви Христовой из язычников, которые до принятия христианства не творили истинно добрых дел, а в христианстве принесли богатые плоды добродетелей (Процвела есть пустыня… языческая неплодящая церковь… Воскресный канон 2-го гласа).
Ирмос 4-й песни составлен по образцу песни прор. Аввакума, который, видя выходящее из-за горы, осененной лесною чащею, незаходимое Солнце, предсказал о воплощении Сына Божия и божественной силе Воплотившегося (Авв. 3, 1-19). Словами пророка в ирмосе 4-й песни Церковь и прославляет воплощение Христа от Девы Марии.
Ирмос 5-й песни составлен по образцу песни прор. Исайи, содержащей в себе изображение славного явления в мир Спасителя, как Света, все оживляющего и воскрешающего мертвых (Ис. 26, 9-21). Словами этого пророка в ирмосе 5-й песни и воспевается Христос, как Свет, освобождающий нас от мрака греховного.
В ирмосе 6-й песни, составленном по образцу молитвы прор. Ионы, во чреве китовом взывавшего ко Господу о спасении (Иона. 2, 3-10), Церковь просит Господа избавить нас от бурь житейского моря, от бездны грехов и страстей, вывести нас из глубины зол и привести к тихой пристани – вечному спасению.
Ирмосы 7-й и 8-й песней составлены по образцу песни трех отроков в пещи вавилонской, прославлявших Бога за свое чудесное избавление и призывавших всю тварь воспевать и превозносить с ними Господа во веки (Дан. 3, 25–45, 51–90).
В ирмосе 9-й песни содержится прославление Божией Матери и воплотившегося от Нее Господа. Содержанием своим ирмос этот применен к пророческой речи св. Захарии по случаю рождения у него сына – св. Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68–79), а равно и к собственному славословию Богоматери, произнесенному Ею при свидании с праведною Елисаветою (Лк. 1, 46–55).
Самые песни (гимны) библейские, как они изложены в Св. Писании, положено во время канона петь или читать – в седмичные дни Великого поста сполна, а в остальное время не полностью. Порядок пения или чтения во время канона библейских песней указан в Ирмологионе. Но, обыкновенно, пение канона начинается прямо с ирмоса, а между тропарями канона вместо стихов библейских песней произносятся припевы, т. е. молитвенные или хвалебные обращения к тому лицу, в честь которого канон составлен. Обыкновенно поются лишь ирмосы, а тропари читаются (но в Пасху и они поются).
3) Тропарь. Тропарь в обширном смысле есть общее наименование, свойственное церковным песнопениям, составленным и исполняемым по известным образцам. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, выражающее сущность праздника или жизнь святого краткими, а иногда переносными, образными чертами (τροποξ – образ).
4) Антифоны (αντι – против и (φωνη – глас; противогласник). Это – священные песни, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифоны бывают нескольких видов: а) антифоны кафизм, или «славы», поемые, по уставу, на два лика; б) антифоны изобразительные, состоящие из псалмов: 102-го (Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его…) и 145-го (Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем…) и поемые в субботние, воскресные и праздничные дни на литургии после великой ектении. Когда поются изобразительные антифоны, то вместо 3-го антифона поются «блаженны» с тропарями из 3-й, 6-й или иной песни утреннего канона; в) антифоны вседневные, состоящие из псалмов: 9-го (Благо есть исповедатися…), 92-го (Господь воцарися, в лепоту облечеся…) и 94-го (Приидите возрадуемся…), поемые на литургии, вместо изобразительных и блаженных, в дни непраздничные, когда в Уставе не указаны песни канона на блаженных. К стихам указанных псалмов присоединяются припевы новозаветных песней, – именно: к стихам 1-го антифона: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас; к стихам 2-го антифона: Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас; к стихам 3-го антифона: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа. (антифоны
изобразительные и вседневные см. в Ирмологионе); г) антифоны праздничные поются в двунадесятые праздники Господни, кроме Сретения (праздник этот по службе относится к разряду Богородичных), и во все дни Светлой седмицы, и состоят из стихов псалмов, имеющих отношение к празднуемому событию, и припевов. Припев 1-го антифона: Молитвами Богородицы…, 2-го антифона: применяется к празднику, напр., в Рождество Христово: Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: аллилуиа; припевом 3-го антифона служит тропарь праздника. Последний стих 3-го антифона называется входным, потому что его произносит диакон при входе в алтарь; д) антифоны степенны; они поются на утрени воскресной и в праздники со всенощным бдением и с полиелеем (перед чтением Евангелия) и называются степенными потому, что составлены (св. Иоанном Дамаскином) применительно к 15 т. наз. степенным псалмам (псалмы от 119-го до 132-го), певшимся в ветхозаветной Церкви на 15 ступенях Иерусалимского храма. Своим содержанием антифоны также ведут нас, как бы по ступеням лестницы, от земли на небо, от странствия в отечество, от скорби в радость, от владычества греха к освящению Духом Святым. Для каждого гласа имеются особые антифоны степенны (для 8-го гласа – 4 антифона, а для остальных гласов – по 3 антифона). Каждый антифон состоит из 3 стихов. Чаще других антифонов поется 1-й антифон 4-го гласа: От юности моея… (антифоны степенны помещаются в Октоихе и Ирмологине).
5) Подобны, самоподобны и самогласны. Подобными называются такие песнопения, которые послужили образцом (подобием) для других песнопений иногда в отношении содержания, а чаще в отношении размера или тона; служа же образцом другим песнопениям по составу, «подобны» служат вместе образцом для них и по голосу (по гласу пения, по напеву). Отсюда, если разного рода песнопения имеют образцом одну и ту же песнь (один и тот же «подобен»), то они поются на один глас (одной и той же мелодией), на который поется и «подобен» и начальные слова которого пишутся над песнопениями сразу после слова «подобен». Подобными называются также и песнопения, которые составлены по образцу других песнопений. В песнопениях подобных печатаются звездочки и тем указываются расстановки голоса в пении. «Самоподобными» и «самогласными» называются такие песнопения, при написании которых никакая песнь не служила образцом ни в содержании, ни в размере, ни в гласе пения. Различие же между самоподобными и самогласными состоит в следующем. Самоподобны суть 2 или 3 известного рода песни, которые, не будучи составлены по образцу других, сами между собою имеют, однако, сходство по размеру, тону и содержанию, и даже буквально. Глас, на который они должны быть петы, указывается перед ними. Самогласны суть песни, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания и не сходны между собою; глас же, на который они поются, назначен им сообразно лишь с их содержанием и независимо ни от каких других песней. Для самогласных изобретены особые напевы (мелодии), отличающиеся от обыкновенных церковных гласов. Однако над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Прот. В. Знаменский. Учение о богослужении Православной Церкви. Стр. 5.
2
Все даты в книге указаны по церковному календарю (прим. ред.).
3
На 1, 2, 3 и 4-й седмицах Вел. поста на вечерне на Господи воззвах поются мученичны Октоиха прилучившегося гласа, а на великом повечерии – покойны каноны настоящего гласа; в субботы же 2, 3 и 4-й седмиц, сверх того, на утрени поются из Октоиха – на «Хвалитех» мученичны, а на «стиховне» – мертвенны прилучившегося гласа.
Должно заметить, что в седмичные дни Вел. поста на утрени из Октоиха поются троичны гласа, а также читаются седальны и светильны гласа; но так как и троичны и светильны и седальны печатаются в конце Постной Триоди, то Октоих в эти дни не требуется, как он не требуется и в дни пения Цветной Триоди, в которой включены и песнопения Октоиха.
4
Число 532 получается от умножения 28 на 19. В течение 28 лет дни воскресные в каждом месяце переходят с одного числа на другое; только по прошествии 28 лет они начинают следовать в прежнем порядке (приходиться в прежние числа). Этот 28-летний период времени в Индиктионе называется кругом солнца (т. е. кругом воскресного дня), так как римляне наш воскресный день называли днем солнца (dies Solis). С другой стороны, в течение 19 лет новолуние («рождение») и полнолуние («ущерб») также переходят на разные числа нашего солнечного месяца, так как лунный месяц короче солнечного; только через 19 лет эти фразы луны начинают следовать опять в прежнем порядке, т. е. приходятся в прежние числа наших солнечных месяцев. Этот 19-летний период времени в Индиктионе называется кругом луны. Круг солнечный (круг воскресного дня, – а Пасха бывает в воскресенье) и круг лунный (а для определения времени празднования Пасхи важно, в какое число нашего марта в известном году придется полнолуние) оба вместе могут следовать в прежнем порядке только через 28 х 19 = 532 года.
Столбцы с славян, цифрами и буквами имеют следующие надписи: 1) «Лета от Адама»; 2) «Лета от Христа»; 3) «Индикт»; это – 15-летний податной период у древних римлян, каждое пятилетие которого они собирали с побежденных дань определенными предметами; с 313 г. Церковь, в память победы христианства над язычеством, ввела индикты в свое летоисчисление; цифра показывает, какой по счету данный год от начала индикта; 4) «круг солнцу»; о нем сказано выше; 5) «вруце лета»; это – воскресная буква, которою обозначаются в месяцеслове при богослужебных книгах (при Служебнике, Следов. Псалтири, Требнике и др.) все воскресные дни в известном году; таких букв семь: а, в, г, д, е, s, з; в одном году все воскресные дни обозначаются буквой «а», в другом – «в» и т. д.; порядок букв повторяется в Индиктионе через 28 лет; какой буквой в известном году обозначены в месяцеслове все воскресные дни, это и показано в 5-м столбце Индиктиона; 6) «круг луне»; о нем сказано выше; 7) «основание»; это – возраст луны к самому началу солнечного года (т. к. к 1-му марта, с которого начинается год в Индиктионе), или иначе говоря – то число дней, которое уже прошло в новом лунном году к наступлению солнечного года (к 1-му марта); называется оно основанием потому, что на нем основывается определение, в какое число нашего марта придется 1-е полнолуние (напр., если основание показано 6 (s), то значит полнолуние, имеющее наступить через 9 дней, будет 9-го нашего марта); 8) «епакта» (от επακτω – прибавляю); это – число дней, которое нужно прибавить к возрасту луны (к предыдущему числу), чтобы узнать, когда оканчиваются у евреев опресночные дни, т. е. последние дни еврейской пасхи, так как наша Пасха должна праздноваться только по окончании еврейской; 9) «ключ границ», или ключевые буквы, ключевые слова. Так как Пасха бывает в дни от 22-го марта до 25-го апреля, т. е. в один из 35 дней, то и ключевых букв всего 35. По ключевой букве Индиктиона узнается из Зрячей Пасхалии, когда в известном году будет Пасха.
5
B большей части канонов 2-й песни нет; в некоторых канонах (четырепеснцах, трипеснцах и двупеснце) пропускаются и другие песни, кроме 8-й и 9-й.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги