Книга Сокровенный сердца человек. Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского) - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Румянцева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сокровенный сердца человек. Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского)
Сокровенный сердца человек. Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сокровенный сердца человек. Жизнь и труды священномученика Серафима (Звездинского)


Чудов монастырь


Когда начался обстрел Кремля (25 октября 1917 года), проживающие в Чудовом члены Собора и вся братия, во главе с епископом Арсением и архимандритом Серафимом, спустились в подземный храм Патриарха Ермогена (он был устроен под церковью Архангела Михаила в мае 1913 года, в год канонизации святого).

Сюда, где 300 лет назад томился заточенный поляками Владыка Ермоген, были перенесены в простом деревянном гробе и мощи Святителя Алексия, Митрополита Московского – основателя Чудова монастыря[14]. Пламенная молитва день и ночь возносилась ко Господу в подземном храме. Архимандрит Серафим после Богослужения в Ермогеновской церкви поднимался к себе в келью и молился там. Однажды один иеромонах поведал батюшке, что, войдя в его келью, увидел Преподобного Серафима Саровского, который быстро вышел в соседнюю комнату, где была икона святого… Это видение поразило будущего епископа, и он еще более усилил свой молитвенный подвиг. Приход новой власти почувствовали сразу. Очевидцы рассказывают, что перво-наперво ворота Священного Кремля были захлопнуты и попасть туда стало возможно только по пропуску – клочку бумаги за подписями начальства, который выдавался после большой волокиты… Везде стояли часовые, которые внимательно проверяли всех входящих. Позже епископ Серафим, утешая своих духовных детей, скажет им: «Теперь Кремль закрыт, Святители в затворе. Но у каждого из нас есть свой Кремль, освященный Божественной силою, воздвигнутый Кремль души нашей…»

Последняя служба в Успенском соборе была на Пасху 1918 года – «по специальному указанию Ленина, данному с целью успокоить ходившие в народе толки об осквернении и распродаже кремлевских святынь». Это богослужение проводил викарий Московский епархии, епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов)[15]. Впоследствии художник Павел Корин – ученик и друг художника Михаила Нестерова – попытается запечатлеть эту пасхальную службу в своей монументальной и, к сожалению, так и оставшейся только в эскизах картине «Уходящая Русь» (сначала она была названа «Реквием»)[16].

Распоряжение о закрытии Кремля стало приводиться в исполнение. Павел Мальков в «Записках коменданта Кремля» писал: «Больше всего хлопот и неприятностей доставляли мне монахи и монахини, так и сновавшие по Кремлю в своих черных рясах. Жили они в кельях Чудова и Воскресенского монастырей, приткнувшихся возле Спасских ворот». «Пока монахов из Кремля не уберут, я ни за что поручиться не могу», – писал он Ленину. Долго ждать не пришлось: в августе 1918 года пришел приказ – всем живущим в Чудовом монастыре покинуть обитель. 13/26 июля, в день Собора Архангела Гавриила, архимандрит Серафим и епископ Арсений запечатали мощи Святителя Алексия настоятельской печатью и одними из последних покинули обитель. Прощались они с ней навсегда – вскоре там разместился кооператив «Коммунист», затем пулеметные курсы, и, наконец, военное училище. В декабре 1929 года Чудов монастырь был взорван. После закрытия Чудова монастыря братию перевели в Новоспасский монастырь – древнейшую обитель Москвы, расположенную на Крутицком холме берега Москвы-реки. Но время было такое, что монастыри еле сводили концы с концами, и приезд новых насельников не обрадовал настоятеля. Владыка Арсений и архимандрит Серафим отправились в Смоленскую Зосимову пустынь, столь милую их сердцам. Но и здесь они тоже долго не задержались: приезд известных всей Москве епископа и архимандрита мог ускорить закрытие пустыни, и поэтому отцы, немного погостив, уехали.

У матушки Фамари

На этот раз их путь лежал в Серафимо-Знаменский скит женской Покровской общины сестер милосердия, который находился в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, рядом со станцией Востряково. Схиигумения Фамарь (Марджанова) приняла изгнанников как самых родных и близких ей людей и поистине стала их Ангелом-хранителем в то тяжелое время. Матушка устроила в лесу для изгнанников киновию – маленький домик, где они и стали жить с осени 1918 года. Дубовые рощи, цветущие луга, река, в которой плещется рыба… Приехав в скит осенью 1918 года, епископ Арсений и архимандрит Серафим обрели здесь духовный покой. «Какой страшный контраст чувствуется между во зле лежащим миром и святым уголком! – писал Владыка Арсений, живя в скиту. – Там идет угождение сатане, сопровождаемое пляской, визгами и всякой скверной, – здесь совершается смиренное служение Господу молитвой, удивительным духовным пением, со слезами и душевной чистотой… Там, среди веселья и разгула, в дружеской на вид компании, в сердцах людей кипит взаимная вражда, злоба, зависть, человеконенавистничество, а в этом же благодатном собрании при святом молитвенном единении происходит как раз обратное: заглаждение, уничтожение всяких злых чувств…»


Схиигумения Фамарь (Марджанова) Худ. П. Корин


Скит был задуман как место, напоминающее его насельницам о Небесном Рае. Освящая 23 сентября 1912 года новый монастырь, митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), сказал: «Сегодня, дорогие сестры, я считаю себя счастливейшим из людей, потому что Господь привел мне освятить чудный храм и побывать в уголке, напоминающем земной рай. Храм ваш к Богу зовет, а от скита веет таким благодатным миром и спокойствием, что душа радуется, забывая все горести и невзгоды…» Обитель была обнесена оградой в 33 сажени – по числу земных лет Спасителя. По углам ограды – 4 башни, на которых находились гипсовые Архангелы с трубами, напоминавшими о Втором пришествии Господа. В центре скита – храм, освященный в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского (внизу был подземный храм в честь Равноапостольной Нины). На территории обители выстроены 12 келий – домиков, каждый из которых был назван в честь одного из апостолов. Этот апостол был покровителем келии, и его икона висела на наружной стене. Сестры должны были молиться своему покровителю, подражать его подвигам, а день его памяти был праздником домика.


Епископ Арсений (Жадановский)


Епископ Арсений ежедневно служил Божественную литургию в домовой церкви, а его сомолитвенник пел и был за чтеца. В свободное от Богослужений время отец Серафим, в подражание своему небесному покровителю Преподобному Серафиму Саровскому, читал Священное Писание – в неделю все четыре Евангелия и Апостольские послания. Летом занимался огородом, рубил дрова. Владыка Арсений рисовал. Батюшка Серафим приручил птиц, которые во множестве жили вокруг киновии. Они вскоре настолько привыкли к нему, что слетались отовсюду, как только архимандрит выходил из домика. Прочитав у Брема, что пернатые зимой нуждаются в жирах и охотно поедают кусочки сальных свечей, отец Серафим стал подкармливать их огарками. Однажды одна из птичек, объевшись этим лакомством, умерла. Как скорбел батюшка о смерти пичужки! «Я сам виноват в гибели милого Божьего создания, накормил дурным салом…» – сказал архимандрит Серафим, похоронив птичку. Чтобы больше не повторять ошибок, архимандрит занялся изучением Брема всерьез. Годы, проведенные в киновии, были для будущих священномучеников годами высочайшего духовного подъема. Ежедневное совершение Божественной Литургии навсегда духовно сроднило их.

«Что такое литургия? Она есть благодать, милость, подарок Иисуса Христа. Подумайте, дорогие мои, какое счастье получить благодать Христа Спасителя, милостивый дар Его. Значит, мы благодатные, обвеянные милостью Господа Иисуса Христа. “И любы Бога и Отца” – вот еще что такое литургия Божественная, она – любовь, знак любви Бога Отца», – так говорил о Божественной литургии архимандрит Серафим.

Дружба служителей Христовых была образцом поистине христианской дружбы, основанной на взаимной любви, полном понимании, смирении и терпении. В своем дневнике епископ Арсений писал: «Что может быть дороже искреннего, преданного и притом святого друга? Он в борениях, искушениях поддерживает и помогает нравственно созидаться; он в унынии, в тоске, дурном подавленном состоянии духа парализует всякую тугу; он в опасностях и тревогах рассеивает малодушие, робость, боязнь и страх. Он в несчастьях, напастях, бедствиях, облегчает остроту страданий; он во дни спокойствия и счастья привносит в сердце мир и благодушие…»

«Я на все готов…»

В конце лета 1919 года Святейший патриарх Тихон вызвал архимандрита Серафима к себе. Бывший ректор Духовной Академии, а теперь архиепископ Нижегородский Евдоким (Мещерский), впоследствии один из лидеров обновленческого раскола, просил у Патриарха поставить отца Серафима в епископы города Арзамаса. Время было военное, получить пропуск в Арзамас для батюшки не удалось, и святейший увидел в этом особый Промысел Божий. «Ты мне будешь нужен», – сказал он отцу Серафиму и, избрав его себе в помощники, назначил епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. Расставаясь с епископом Арсением, отец Серафим сказал Владыке слова, которые тот хранил в своем сердце до самой смерти: «Мне ничего не жаль. Я на все готов и все оставляю спокойно, только с тобой расставаться в такое скорбное время тяжело и больно, милый ты мой Арсений…»

Старец Алексий благословил отца Серафима на архиерейское служение. 20 декабря/2 января 1918/1919 г., в день памяти священномученика Игнатия Богоносца, в Московском епархиальном доме состоялось наречение архимандрита Серафима во епископа Дмитровского. Грустное слово сказал Владыка Серафим при наречении, предвидя свой мученический путь. Вспоминал он Великого Архиерея – Господа и Его наречение в Гефсиманской веси, Его Голгофскую кафедру, Его терновую митру и багряное облачение. «Батюшка, что же вы сказали такое скорбное слово в столь радостный день?» – спросили его духовные чада. «Так скорбно и будет», – ответил им их отец.

Вечером Владыка отслужил панихиду по своим родителям и попросил у них благословения на архиерейский путь, который в то время равнозначен был пути мученическому. В том, что другой судьбы у него не будет, не сомневался ни он сам, никто другой. Во время праздничного обеда митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, взяв столовую ложку, обратился к отцу Серафиму со словами: «Советую Вам, Владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен…» Знал о мученическом пути епископа Серафима и его духовный отец – старец Алексий. Однажды, уже будучи архиереем, отец Серафим приехал в Зосимову пустынь к своему наставнику и рассказал о своих невзгодах. Старец достал крест – прозрачный и темно-красный, как кровь, и, благословив им, спел своему любимому чаду тропарь священномученикам: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове».

Хиротония была назначена на 3/16 января 1920 года. Рукополагал будущего новомученика Святейший Патриарх Тихон. Вручив епископу Серафиму архиерейский посох, он сказал: «По молитвам ныне празднуемого святителя Петра, митрополита Московского, желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был Святитель Петр для нашего града Москвы – утверждением!» И позже напутствовал: «Иди путем апостольским… где придется пешком – пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся, неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды по трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной». Забегая вперед, надо сказать, что три года служения епископа Серафима на Дмитровской кафедре были, действительно, годами утверждения и, как вспоминала паства, торжества Православия. На архиерейские службы народ собирался со всей округи. Дом, где жил архипастырь, можно было найти сразу – у его крыльца всегда толпилась очередь ожидающих пастырского утешения и наставления. Вечерами Владыка посещал «дорогих дмитровцев», и в столь тяжелое время жили они тихо и мирно, согретые пастырской любовью…


А.М. Васнецов. Древний Дмитров


12/25 января, в день святой мученицы Татианы, Владыка Серафим приехал на место своего архиерейского служения в «Богоспасаемый град Дмитров» (как его тогда называли)[17]. Прибыв в Дмитров, епископ Серафим первым делом отслужил благодарственный молебен. Он был рад, что Господь дал ему возможность послужить на архиерейском поприще в этом чудном уголке древней Руси. А ведь еще в 1915 году батюшка получил Божье указание на свое будущее служение здесь. Возвращаясь с епископом Арсением (Жадановским) из Пешношской обители в Москву, они проезжали Дмитров, и вдруг, напротив Успенского собора, лошади остановились и отказались двигаться дальше. Епископ Арсений и архимандрит Серафим зашли в собор и приложились к главной святыне города – Животворящему Кресту. Владыка Арсений заметил, что это событие не случайно. Он утверждал, что случайностей в жизни не бывает, и говорил: «Над каждым человеком бдит Промысел Божий. Вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым, водительством промышляющей и руководящей Десницы Вышнего».



Владыка Серафим поселился недалеко от Дмитрова в селе Подлипичье и там же стал служить в Казанской церкви. Дмитровцы очень полюбили епископа и старались не пропускать ни одной службы. Часто, после окончания Богослужения, прихожане провожали архиерея до дома и долго не могли с ним расстаться. Впоследствии, в ссылке, Владыка вспоминал об этом благодатном времени: «Премного вспоминал вас всех, больших и малых, когда читал житие святителя Григория Акрагантийского[18]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В конце XVII века была сделана первая попытка вернуть старообрядцев в лоно Православия, пойдя на некоторые обрядовые уступки.

Московский митрополит Платон (Левшин) утвердил специальные правила Единоверия. У единоверцев стали служить православные священники, подчинявшиеся православному архиерею, но вели они службу по старому обряду. Первая единоверческая церковь в Петербурге – «мидовская», названная так по фамилии купца-старообрядца И. И. Милова, поддерживающего Единоверие, была открыта в 1799 году.

2

Благовещенская единоверческая церковь была построена в 1813–1818 по проекту архитектора В. И. Беретти, а спустя 20 лет переделана архитектором А. И. Мельниковым. Вторым храмом на Волковском единоверческом кладбище был деревянный Сретенский храм, освященный в 1801 году после перестройки из часовни; он использовался, в основном, для совершения панихид. Оба храма до нашего времени не сохранились, а на месте единоверческого кладбища во время Великой Отечественной войны были устроены братские могилы.

3

Няня детей семьи Звездинских впоследствии примет монашество с именем Иоанна – в честь небесного покровителя отца Иоанна Звездинского.

4

Епископ Гавриил (в миру Красновский Всеволод Витальевич) закончил Московскую Духовную семинарию, затем – юридический факультет университета; в 1916–1917 году воевал на Румынском фронте в чине подпоручика, контужен. В 1921 году рукоположен в иерея. В 1923 году принял монашеский постриг и в сентябре этого же года Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епархии. В первый раз арестован в 1924 году, во второй – в 1925, в третий – в 1927. Не принял Декларацию митрополита Сергия (Страгородского). Снова арестован в 1932 году, приговорен к 3 годам лагеря. После освобождения жил в Крыму, тайно служил. В апреле 1941 года арестован, приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 5/18 августа 1941 года в Запорожье.

5

Чин поставления в церковнослужители – в чтеца и иподиакона.

6

Свидетельство об исцелении, заверенное врачами, отец Иоанн послал в Саров. Саровский монастырь в ту пору готовил материалы к прославлению прп. Серафима.

7

Иеросхимонах Алексий (в миру Феодор Алексеевич Соловьев) родился в 1846 году в Москве, в семье священника. В 1866 году закончил Московскую Духовную семинарию, женился, рукоположен во диакона ко храму Святителя Николая в Толмачах. Овдовев через два года, Феодор решил уйти в монастырь, но, имея на руках маленького сына, сомневался в правильности этого выбора. После долгих молитв будущий старец утвердился в намерении остаться в миру и жил в Москве в течение 25 лет. В июне 1895 года рукоположен во иерея и назначен пресвитером в Большой Успенский Собор Кремля. С 1898 года жил в Смоленской Зосимовой пустыни, где был пострижен в монашество игуменом Германом (Гомзиным) с именем Алексий, в честь митрополита Московского Алексия. В 1916 году ушел в затвор. В 1917 году был избран на Всероссийский Церковный Собор от монашества. 5 ноября в Большом Успенском соборе Кремля, у подножия иконы Владимирской Божией Матери (исстари перед ней избирались русские митрополиты и патриархи), старец Алексий вынул жребий на патриарший престол председателю Собора, митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину). В 1919 году пострижен в схиму с именем Алексий, но на этот раз в честь Алексия человека Божия. Когда Зосимова пустынь была закрыта большевиками, переехал со своим келейником, отцом Макарием, в Сергиев Посад, где жил на частной квартире. Умер в 1928 году, был погребен в Сергиевом Посаде. В 1944 году состоялось перенесение мощей старца в Смоленскую Зосимову пустынь.

8

С 1916 г. – епископ Аляскинский, с 1920 г. – епископ Смоленский. Уклонился в обновленчество, но принес покаяние. С 1928 г. – епископ Астраханский, с 1933 года – на покое, с 1937 г. – архиепископ Омский, с декабря 1943 года – архиепископ Астраханский. Умер в 1952 году.

9

Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой Лавре основан в 1844 году святителем Филаретом (Дроздовым) и архимандритом Антонием (Медведевым).

10

Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием во времена княжения Димитрия Донского, имел большую и славную историю. В 1554 году здесь был крещен царевич Иоанн, в 1557 – царевич Феодор и царевна Евдокия, в 1629 году – будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 – Петр I, в 1818 – император Александр II. В 1441 году в обители был заключен митрополит Исидор, принявший Флорентийскую унию, в XVI веке – епископ Новгородский Феофил, в 1612 году заточен поляками в подземелье и уморен голодом патриарх Ермоген. В монастыре жил прп. Максим Грек, а 12 октября 1666 года в Чудовом сняли сан с Патриарха Никона. К началу революции 1917 года обитель имела 4 храма с 7 престолами.

11

Игумен Герасим (Анциферов), в миру Георгий Диомидович, родился в 1829 году в семье священника в Енисейске. Остался сиротой в 8 лет, в18 лет ушел в Енисейский монастырь, а оттуда, согласно его прошению, был переведен в Чудов монастырь Кремля. [В Москву его увез дядя – архимандрит Вениамин (Фортунатов)]. В 1866 году пострижен в монашество, через четыре года рукоположен во диакона, а в 1872 году – во иеромонаха. В мае 1908 года назначен духовником братии Чудовой обители и тогда же возведен в сан игумена. Умер в возрасте 82 лет. Обладая даром прозорливости, отец Герасим предсказал, что Чудов монастырь будет разрушен, и многие иноки примут мученическую кончину.

12

Известно, что дар прозорливости старец получил вместе с рясой, подаренной ему Владыкой Филаретом.

13

Владыка Арсений за два дня до этого был хиротонисан во епископа Серпуховского и решением Синода оставлен на дальнейшее служение в обители.

14

Мощи Святителя Алексия, митрополита Московского, были перенесены сначала в Архангельский собор Москвы, а в 1947 году – по просьбе Патриарха Алексия (Симанского) – в Кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где сейчас и покоятся.

15

Митрополит Трифон (князь Туркестанов Борис Петрович) родился в 1861 году. С 1887 – послушник св. Амвросия Оптинского. В 1889 г. принял монашество, с 1890 г. – священник в пересыльной тюрьме, студент Московской Духовной Академии. С 1897 г. – ректор Вифанской Духовной семинарии, архимандрит; с 1899 г. – ректор Московской Духовной семинарии. С 1901 года – епископ Дмитровский, с 1914 г. – священник на передовой. В 1916 г. после контузии ушел на покой с управлением Ново-Иерусалимским монастырем под Москвой, с 1918 г. переехал жить в Донской монастырь. С 1923 г. – архиепископ, с 1931 г. – митрополит. Мирно отошел ко Господу в 1934 году. Похоронен на Немецком кладбище в Москве.

16

Эскизы для картины художник делал, в основном, с тех духовных лиц, которых увидел на похоронах Святейшего Патриарха Тихона.

17

Дмитров – древнейший город Руси, расположенный в 70 верстах от Москвы; по слову митрополита Владимира (Богоявленского), это был воистину «христианский город, известным своим благочестием». Основанный в 1154 году, во времена правления Юрия Долгорукова как город-крепость на границе Ростово-Суздальского княжества, он должен был заслонять пути от врагов в Суздальские земли. За свою долгую историю город был много раз разрушен, страдал от междоусобных княжеских войн, шесть раз его сжигали монголо-татары, но как птица-феникс он восставал из пепла заново. Святость города отображена и в его гербе, утвержденном в 1784 году. Герб Дмитрова напоминает нам сразу о трех святых Православной Церкви. В верхней части герба изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (символ Московской губернии), а в нижней части на горностаевом фоне – четыре княжеские короны, «в память бывшего в оном городе знаменитого четырех российских князей съезда» (в 1300–1301 гг.). Князья эти были: Великий князь Михаил Тверской, Великий князь Московский Даниил (оба – святые Православной Церкви), Переяславский князь Иоанн (племянник Великого князя Даниила) и Великий князь Владимирский Андрей (брат Великого князя Даниила, сын Александра Невского).

18

Епископ Григорий Акрагантийский жил в V веке (на южном берегу Сицилии).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги