Санта-Мария-дель-Пи знаменита своей огромной розеткой, одной из самых больших в Европе. Действительно, ее размеры поражают. Изнутри вы сможете насладиться прекрасными витражами розетки, восстановленными после Гражданской войны.
Фасад однонефной базилики
При взгляде на однонефную базилику возникает ощущение мощности и монументальности. Такая массивность отличает каталонскую готику от французской, легкой и кружевной. Широкий фасад даже не влезает целиком в объектив фотоаппарата, а маленькие башенки наверху практически незаметны.
Восьмигранная колокольня лишена шпиля. Своей массивностью, простотой и неприступностью она, как и церковь в целом, больше напоминает крепость, чем собор.
Вокруг строительства колокольни ходят легенды. Говорят, что архитектору, строившему ее, никак не удавалось закончить работы.
Все шло не по плану, и колокольня больше разрушалась, чем строилась. Тогда архитектор в сердцах сказал, что он готов на все, только чтобы его проект был воплощен в жизнь. Тут же перед ним возник сам дьявол и сказал, что легко исполнит любой каприз в обмен на бессмертную душу.
Розетка собора
В тот день сделка была заключена. На следующий же день работа пошла на лад, и в считанные недели была почти закончена. Однако тут хитрый архитектор сам приостановил работы и не заканчивал их до самой смерти. Так ему удалось перехитрить дьявола.
При входе внутрь от масштабности храма захватывает дух. Огромное помещение, полное воздуха и света, наполняется яркими красками проходящих сквозь цветные витражи солнечных лучей. При ширине нефа 17 метров, высота потолков составляет 27 метров – просто удивительно как держится вся эта конструкция.
Внутреннее убранство
Собор пережил два землетрясения: 1371 и 1428 годов. Во время Трагической недели 1909 года Санта-Мария-дель-Пи чудом не пострадала, однако второго чуда не произошло. В Гражданскую войну церкви очень сильно досталось от анархистов. В 1936 году она была подожжена, в результате чего полностью сгорел алтарь, двери порталов и все убранство боковых капелл. При входе вы сможете увидеть табличку, повествующую об этом ужасном событии. Однако, несмотря на разруху и разграбления, царившие в период Гражданской войны, собору удалось сохранить свое главное сокровище. С 1542 года в церкви хранится реликвия – Святой Шип из тернового венца Христа.
Несмотря на все испытания, собор все еще нерушимо стоит на своем месте, и сосна его при нем. Пройдя сквозь века, он заставляет вновь и вновь поражаться его масштабам. Удивительным кажется то, как на столь узких улочках Готического квартала прячется такая монументальная постройка. В бурлящей, шумной жизни никогда не затихающей Барселоны это одно из немногих мест, где можно, оказавшись в моменте, погрузиться в свои мысли и побыть наедине с собой и с тонкой энергетикой храма, накопленной и сохраненной им за многие века.
Кафедральный собор Барселоны (Catedral de Barcelona)
Главный католический собор Барселоны вздымает свои шпили ввысь над Готическим кварталом. Построенный в классическом готическом стиле, собор полностью оправдывает название района, в котором находится. Итак, речь пойдет о соборе Святого Креста и Святой Евлалии (исп. La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia).
Смотрящий своим главным фасадом на площадь Ла Сеу (Pla de la Seu) собор словно переносит вас на улицы Парижа. Немудрено, ведь при его строительстве были использованы схемы постройки Руанского собора, ставшего главным действующим лицом серии картин Клода Моне.
Петляя по узким улочкам Готического квартала в неизменной толчее туристов, в какой-то момент вырываешься на открытое пространство, которое тут же заполняет собой занимающий все внимание главный фасад собора.
Играющие, словно языки пламени на фоне безмятежного неба, шпили поражают своей утонченностью, а глядя на кружево розеток и окон, сложно поверить, что выполнены они из камня. Немного придя в себя, вы осознаете, что по-прежнему находитесь в Барселоне, и отправляетесь на поиск тайн, которые хранят древние стены.
С постройкой собора не торопились, она велась на протяжении 122 лет, с 1298 года по 1420 год, а в 1867 году собору было присвоено звание малой папской базилики. Хотя Саграда Фамилия уже переплюнула своего главного конкурента по сроку стройки, именно собор Святой Евлалии, или Барселонский собор, стал главной резиденцией архиепископа Барселоны.
Главный фасад
План Барселонского собора
1. Крипта собора
2. Хоры
3. Распятие с корабля
4. Кулуар с 13 гусями
5. Статуя Георгия Победоносца
6. Лифт на крышу
7. Часовня святой Лучии
8.Ворота святого Иво
9. Крестильная чаша
Ворота святой Евлалии в настоящее время служат главным выходом из собора. Они расположены в кулуаре и ведут на Carrer del Bisbe, прямо к мосту Вздохов, еще одной яркой точке Готического квартала. Ворота Милосердия тоже ведут в кулуар, но в настоящее время не используются, как и ворота святой Лучии, ведущие в ее часовню. Попасть в часовню святой можно из кулуара.
Собор построен на месте римской базилики, разрушенной в 985 году маврами, и посвящён покровительнице Барселоны – святой Евлалии. Язычники пытались заставить юную девушку отречься от Христа, а когда она отказалась это сделать, подвергли мученической смерти. Святая Евлалия была заперта в бочку, в стенки которой воткнули кинжалы и катали ее по улицам Барселоны. Но даже этой пытки оказалось недостаточно, мученицу распяли и отрезали ей груди, и только после этого, сжалившись, обезглавили.
Крипта собора, в которой покоятся мощи святой Евлалии
В память о стойкости святой Евлалии у собора есть одна сентиментальная и уникальная особенность. Под его сводами живут 13 белоснежных гусей, символизирующих непорочность святой и тринадцать лет ее земной жизни. Мощи святой покоятся в крипте собора, под главным алтарем. Бросив монетку в аппарат, установленный перед решеткой крипты, вы сможете наполнить светом ее сумрак и в деталях разглядеть отделку и убранство.
13 важных птиц вы найдете в кулуаре – внутреннем дворе собора. Защищенные от лучей палящего солнца высокими стенами, белоснежные гуси степенно прогуливаются по дворику с бассейном. При этом, все кругом идеально чисто, и ни одно перышко не выбивается из пышного одеяния оранжевоклювых птиц.
13 белых гусей живут в кулуаре собора
Существует две теории, почему же собор носит название Святого креста. Согласно первой из них, речь о том самом кресте, на котором был распят Иисус. По другой теории, речь о кресте с корабля Хуана Австрийского, находившемся на его судне во время битвы при Лепанто, в ходе которой Священной Лиге удалось одержать победу над турками и установить свое господство в Средиземноморье. Сейчас это распятие хранится в первой часовне, справа от главного входа в собор. Христос на распятии немного отклоняется в сторону, по легенде, фигура повернулась во время сражения, уклоняясь от пушечного ядра.
Слева от главного входа вы обнаружите еще одну реликвию собора – крестильную чашу. Если верить очередной легенде, в 1493 году именно в этой чаше были крещены шестеро индейцев, пересекших океан вместе с Колумбом, возвратившимся из своей самой известной морской экспедиции.
Собор имеет центральный неф и два придела, разделенные на 26 капелл. Даже в солнечный день внутри царит полумрак, присущий большинству католических соборов. Изящные колонны, поддерживающие свод, вздымаются вверх, заканчиваясь легкими дугами, напоминающими раскидистые кроны пальм. Во время Гражданской войны в Испании Барселонскому собору очень повезло, и его миновала участь большинства церквей: он не был уничтожен анархистами. Благодаря этому, его интерьер сохранился в неизменном виде, который вы можете увидеть по сей день.
В середине центрального нефа в XIV веке были построены хоры. Гербы на хорах принадлежат членам Ордена Святого Руна.
В левом приделе, сразу за воротами святого Иво, в капелле Душ в чистилище находится лифт, на котором за небольшую плату вы сможете подняться на крышу собора. Всего несколько секунд, и из сумрака храма вы взлетите над крышами города, на полную света и воздуха площадку.
С одной стороны высятся легкие кружева башен собора, а другой расстилается полотно Готического квартала, наполненное полутонами коричнево-бежевых крыш, с всплывающими над ними башнями и куполами. Вы сможете разглядеть контуры канатной дороги, горы Монжуик и Национального дворца у ее подножия, а где-то вдалеке, за куполами, – контуры храма Святого Сердца Иисуса Христа, на вершине горы Тибидабо.
Прямо напротив лифта, над воротами святого Иво, возвышается колокольня. Звонкий колокол носит имя «Евлалия». Если во время посещения крыши вам удастся услышать его голос, этих впечатлений вы точно не забудете. Чистый, сильный звук пробирает до мурашек, забирается под кожу и касается самой души, даря покой и безмятежность. Внизу же, возле ворот святого Иво, в 1538 году был установлен орган, так что именно эта точка собора концентрирует в себе его звук.
Вид на город с крыши Барселонского собора
Прогуливаясь по крыше, вы сможете подробно рассмотреть шпили собора, украшенные фигурами ангелов, горгульями и изображениями животных.
Особо внимательные и любопытные даже смогут найти фигурку улитки, украшающую одну из башенок центрального шпиля. Она, как незримая связь с богатыми животными орнаментами Саграда Фамилия, сближает два главных храма города, соперничающих друг с другом.
Планируя посещение, будьте внимательны: собор имеет весьма специфические часы работы.
В рабочие дни: с 9:00 до 12:15 и с 17:45 до 18:45.
По субботам: с 9:00 до 12:15 и с 17:15 до 19:45.
В праздничные дни: с 9:00 до 12:45 и с 17:15 до 19:45.
Подняться на крышу можно с понедельника по субботу с 10:00 до 12:00.
Оказавшийся в тени Саграда Фамилия Барселонский собор все же, несомненно, заслуживает отдельного пристального внимания. Будучи центральной точкой крупного и самого древнего района Барселоны, он хранит много тайн и легенд, в которых заключена многовековая история города.
Шпили собора – вид с крыши
Мост Вздохов
Есть на узеньких улочках Готического квартала одна необычная яркая точка. Если идти, глядя под ноги, можно ничего не заметить. Чтобы полюбоваться ей, придется поднять взгляд вверх, и вы увидите изящный, словно сделанный из кружева мостик, перекинутый между зданием правительства Барселоны и резиденцией Президента на уровне второго этажа.
Мост Вздохов, или мост Поцелуев (Pont dels Sospirs), с первого взгляда кажется средневековым сооружением, но на самом деле построен в 1926 году. Сооружённый каталонским архитектором Джоаном Рубио, плотно работавшим с Гауди на самых известных его проектах, мост представляет образец неоготической архитектуры.
Найти его не составит труда: он прячется на улочке справа, примыкающей к собору Святого креста и святой Евлалии. Выходя из собора со стороны кулуара, поверните голову налево, и если вы будете не готовы, у вас непременно захватит дух от увиденного. Легкий и воздушный, мост будто бы парит в воздухе. Он, как магнит, притягивает влюбленные пары и часто используется в качестве декорации для свадебных фотографий. По легенде, если, взявшись за руки, заглянуть внутрь полукруглых окон моста и загадать желание, оно непременно сбудется. Правда должно ли это быть общее желание, или у каждого свое, в легенде не уточняется.
Надо сказать, что идея такого моста не нова. Более того, барселонский мост Вздохов – это самая поздняя версия такого сооружения. Первый подобный мостик, бывший уникальным на момент постройки, сконструирован в 1602 году в Венеции. Несмотря на свое изящество, венецианский мост несет в себе оттенок печали, так как по нему проводили заключенных в тюрьму. Узенький пролёт моста был последним шансом бросить взгляд на любимый город и, вздохнув, набрать в лёгкие морского воздуха.
Этот первый мост и дал название всем последующим. В 1831 году мост такой же конструкции был построен в Кембридже, а в 1914 году – в Оксфорде. Наконец, мостом Вздохов именуют мостик, перекинутый через Крюков канал, соединяющий старую и новую сцену Мариинского театра в Петербурге.
Есть такое необычное сооружение и в Барселоне. Гуляя по улочкам старого города, не откажите себе в удовольствии восхититься этим ярким штрихом Готического квартала.
Площадь Сан-Фелиппе Нери
Уединенная площадь Сан-Фелиппе Нери (Plaça de Sant Felip Neri), в самом сокровенном месте Готического квартала получила имя благодаря церкви святого Филиппа Нери, расположенной там же. Католический святой родом из Флоренции запомнился тем, что создал и возглавил общество ораторианцев. Суть сводилась к тому, что общество проводило специальные встречи – «Оратории» – на которых обсуждали Священное Писание, причем участие во встречах принимали как священники, так и миряне.
Площадь, возникшая на месте средневекового кладбища, как будто переносит своих гостей на несколько веков назад. Тишина и умиротворение в окружении древних стен дарят покой и прохладу. Почти замкнутое пространство площади окружено домами, несколькие из которых в середине ХХ века были перенесены сюда камень за камнем для обеспечения возможности расширения города.
Особая атмосфера площади не раз привлекала к себе творческих людей. Ее восьмигранный фонтан, символизирующий жизнь, вы можете увидеть в одной из сцен фильма «Парфюмер», в которой Жан Батист Гренуй выбирает себе в жертвы рыжеволосую девушку.
Романтическая сцена фильма «Рождественская ночь в Барселоне», тоже снята здесь. Героиня рассказывает о событиях, произошедших 30 января 1938 года. Шла Гражданская война. Одна из бомб франкистов угодила в маленькую площадь, унеся жизни не успевших укрыться в убежище людей. Среди них было много детей из школы, до сих пор находящейся здесь. Люди бросились на помощь жертвам, погребенным под завалами, когда на площадь угодила вторая бомба.
Церковь Сан-Фелиппе Нери
В память о 42 погибших вы найдете мемориальную доску. Кроме того, было принято решение оставить на стенах церкви следы, нанесенные взрывом, как память о том дне, который изменить уже невозможно.
Сумрачная атмосфера площади привлекла к себе и еще одну съемочную группу. Клип группы Evanescence на песню My Immortal снимался на площади Сан-Филиппе Нери. Легко узнаваемые кромка фонтана и фасад церкви мелькают на протяжении всего клипа.
«Площадь Сан-Фелиппе Нери, спрятавшаяся за древними крепостными стенами, казалась маленьким островком воздуха в лабиринте улочек, пронизывающих готический квартал.
Оставшиеся со времен войны следы пулеметной картечи усеивали стены церкви, куча детей играла в солдатики рядом с хранившими горькую память камнями» – так всего в двух предложениях Сафон Карлос в романе «Тень ветра» описал историю и атмосферу маленькой площади, затерянной в лабиринте пешеходных улиц.
Кадр из клипа группы Evanescence – видны двери церкви и фонтан
Кафе Четыре Кота
Совершенно неоспорим тот факт, что между Барселоной и Парижем существует незримая связь. Даже об Антонио Гауди заговорили именно после Всемирной выставки, проходившей в Париже в 1878 году.
Многие люди, вдохновившись воздухом и атмосферой Парижа, разлетаются по всему миру словно зонтики от одуванчика, а вместе с ними летят посетившие их идеи. Так вот, один такой зонтик приземлился на уютную узкую улочку Готического квартала. Звали «одуванчика» Пере Ромеру: проработав какое-то время в парижском кабаре «Черный кот» (Le Chat Noir), он вернулся в Барселону с намерением открыть здесь подобное заведение.
Для воплощения своей задумки Ромеру выбрал построенный архитектором Пуч-и-Кадафалком в стиле готики и каталонского модерна дом Марти (Casa Martí). В компаньоны он взял людей искусства: художников Мигеля Утрильо, Рамона Касаса и Сантьяго Русиньоло.
Мнения по поводу выбранного места были неоднозначны. Создатели кафе боялись, что никто не найдет его в лабиринтах улиц, и популярности оно не получит. В Испании есть такая поговорка: когда хотят сказать, что никто не придет, говорят: «Только четыре кота и заглянут!». Так страхи были преобразованы во вдохновение и кафе получило свое название – «Четыре кота» (Els Quatre Gats). Говорить про удачную аналогию с парижским «Черным котом», по-моему, излишне.
Вход в «Четыре кота»
Кафе открылось в 1897 году. Сантьяго Русиньоль написал приветственное объявление, общий смысл которого сводился к тому, что кафе приглашает под свою крышу тех, кому нужна не только материальная пища, но и пища для души.
Ещё один из четверки основателей, художник Рамон Касас, нарисовал картину для украшения интерьера. Он изобразил себя и Пере Ромеру едущими на велосипеде-тандем. Сейчас в кафе висит копия, а оригинал выставляется в Национальном музее искусства Каталонии. Кроме того, изображение украшает обложку путеводителя по музею. Со временем и неумолимо надвигающимся прогрессом, появилась еще одна картина, в том же стиле, с теми же персонажами, но уже на машине.
«Тандем»
Первый успех пришел к кафе практически моментально. Оно стало излюбленным местом для творческих людей. Здесь устраивались выставки и выступления, давались концерты и проводились творческие вечера.
Пабло Пикассо впервые посетил заведение, когда ему было 17 лет. Всего через год в кафе прошла выставка его работ, состоящая из портретов постоянных посетителей. Французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, чьим творчеством интересовался Пикассо, не раз оформлял меню для парижских ресторанов. Подражая ему, Пикассо разработал дизайн меню для «Четырех котов». Оно встретит вас и сегодня при посещении кафе. Бывали здесь и такие известные личности, как Сальвадор Дали, Антонио Гауди и скульптор Хулио Гонсалес.
Знаменитое меню работы Пикассо
К сожалению, первый успех был недолгим. Пере Ромеру оказался не очень хорошим управляющим, и уже в 1903 году кафе закрылось. Так или иначе, оно продолжило работать до начала Гражданской войны, пусть уже и не под началом своих основателей.
Можно встретить образ кафе на страницах романа Сафона Калоса. Описывая время перед самым началом войны, он рисует романтический образ заведения: «Кафе „Четыре кота“ находилось в двух шагах от нашего дома и было одним из моих любимых мест в Барселоне. Именно там в 1932 году познакомились отец и мать, и я считал, что именно очарованию старого кафе отчасти обязан своим появлением на свет. Притаившийся в полумраке фасад охраняли два каменных дракона, а остановившие время газовые фонари берегли воспоминания о прошлом».
Печально, но во времена диктатуры Франко дом вместе с кафе был снесен. Мы могли и вовсе утратить возможность окунуться в творческую, богемную атмосферу начала века, но этого не случилось. В конце 70-х годов здание восстановили, а в начале 90-х был воссоздан интерьер кафе настолько близко к первоначальному, насколько это было возможно.
Сегодня «Четыре кота» – это место, описанное во всех путеводителях. Оно одним из первых упоминается в экскурсиях, а в его интерьерах снимают фильмы. Именно в этом кафе чувственный и страстный герой в исполнении Хавьера Бардена сделал Вики и Кристине предложение, отказаться от которого они не смогли, и на следующий же день все трое отправились в Овьедо (фильм Вуди Аллена «Вики. Кристина. Барселона»).
Пусть Пере Ромеру так и не узнал этого при жизни, но его идея, привезенная с загадочных берегов Сены, живет, и не просто живет, а пользуется огромной популярностью. «Четыре кота» – чуть ли не самое востребованное и посещаемое кафе во всей Барселоне. Оно снимается в кино, к нему водят экскурсии, о нем пишут в книгах. Это, безусловно, успех, о котором мечтал, но, может быть, боялся себе признаться человек, рискнувший ради своих истинных желаний, и на самом деле у него все получилось.
Холм Монжуик
Гора Монжуик, в знак почтения к которой Гауди спроектировал свое главное детище – Искупительный храм Святого Семейства – на 1 метр выше него. Высота горы – 173 метра, не считая крепости на вершине; выше нее в Барселоне только гора Тибидабо, во времена Гауди не входившая в черту города.
У подножия горы Монжуик – или, как ее еще называют, холма – раскинулась площадь Испании с поющими фонтанами и величественно возвышающимся Национальным дворцом и Испанской деревней, которым посвящены отдельные главы книги, а на самом верху горы проступает силуэт древней крепости, имеющей не самую романтическую репутацию. На склоне, прямо над морем, находится древнее кладбище – излюбленное место писателей для изображения мистических и загадочных сцен в романах. Последний приют здесь нашли Кармен, Жоан Миро и каталонский поэт Жасинт Вердагер.
Изначально холм, конечно, был стратегическим военным объектом. Отличный обзор на море – пожалуй, самый лучший в Барселоне – и на город позволял использовать эту точку для защиты и охраны города. Гора претерпела два преображения: первое – к Всемирной выставке 1929 года, когда был построен Национальный дворец, Испанская деревня, а также канатная дорога и фуникулер; второе – перед Олимпиадой 1992 года, когда холм, как и весь город, получил много новых объектов: олимпийский стадион, олимпийскую деревню и некоторые другие постройки.
Вид на город со смотровой площадки холма Монжуик
К Олимпиаде 1992 года на Монжуик были построены олимпийский стадион и олимпийская деревня. Кроме того, на горе разбито множество садов и парков.
Однозначной версии о происхождении названия горы нет, но самая популярная именует гору еврейской, в переводе со старо-каталонского (от старокаталан. Mont juïc).
Добраться до вершины можно разными способами, включая и пешую прогулку, но я расскажу о самых захватывающих. Потрясающе живописным путём будет канатная дорога El Teleférico del Puerto, остановка которой находится на набережной в районе Барселонетта.
В сезон к башне Сант-Себастиа (Torre de Sant Sebastià), с вершины которой начинается канатная дорога, выстраиваются длинные очереди, и есть ради чего. Проплывая над морем в мирно покачивающейся кабинке, с высоты птичьего полета вы посмотрите на потрясающие виды на город с моря.