***
Первая большая группа источников по теме – сочинения Р. В. Иванова-Разумника.
Две книги имеют принципиальное значение для исследования идейного содержания творчества Иванова-Разумника. Первая, как называл её сам автор, юношеская работа – «История русской общественной мысли». (В первом издании у книги имелся подзаголовок «Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни»). В этом сочинении Иванов-Разумник представил собственную концепцию содержания и смысла человеческой истории, определение термина исторического прогресса, его движущих сил и сил, противодействующих позитивному развитию. Главное действующее лицо книги – интеллигенция, её антипод – мещанство. Борьба между ними – одна из составляющих исторического процесса. Выработка, в том числе и интеллигенцией, новых духовных ценностей – его смысл. Эти процессы отражены, естественно, в развитии общественной мысли, а отражение последней, в свою очередь, литература.
Таким образом, уже первый монографический опыт Иванова-Разумника – это заявка на некое цельное, комплексное философское, историческое, политическое и литературоведческое исследование. Первое издание книги увидело свет в 1906 году (хотя на титульном листе значится 1907 год). «История русской общественной мысли» имела успех и переиздавалась еще четыре раза. Последнее, пятое издание состоялось в 1918 году, преобразовавшись из двухтомника в сочинение в восьми томах. Дополнения, которые Иванов-Разумник вносил в новые издания, не носили принципиального характера. Текст, как, к слову, и во всех остальных работах не перерабатывался, но механическими вставками расширялись отдельные сюжеты либо добавлялись очередные главы по мере появления новых фактов политической и литературной жизни, а какие-то кусочки текста могли быть изъяты.
Так, например, в сравнении с первым, в последнем издании значительно объемней стал раздел, посвященный творчеству Пушкина и Лермонтова, появился раздел о декабристском движении с подробнейшим очерком об источниках, эволюции декабристских взглядов и движения в целом. В издании 1918 г., во-первых, расширился и, во-вторых, иначе структурно оформился материал об эпохах 1830-х, 40-х, 50-х гг.
Если в 1906 г. в один раздел были объединены материалы о 30-х и 40-х гг. XIX в., то к пятому изданию раздел о 1830-х гг. выделился в самостоятельный с подробной характеристикой идейных течений и историей общественно-политических кружков того времени, а в следующую часть ушли и объединились сюжеты об идейных движениях 1840-х и 50-х гг.
В разделе «Западники и славянофилы» в издании 1918 года есть немаленький кусок, где подробно изложены и проанализированы взгляды П. Я. Чаадаева, чего не было в первом издании. В последней версии появились совсем новые разделы о декадентстве и символизме. Напротив, не дожил к 1918 году малюсенький, в 1,5 страницы, кусочек о П. И. Новгородцеве из главы об идеалистическом индивидуализме.
Если принять во внимание общий объем книги (в издании 1918 г. 8 томов, от 100 до 200 страниц в разных томах) и хронологические рамки исследуемого периода (с конца XVIII в. до начала XX в., февральской революции), то изменения в тексте весьма незначительны.
Ряд монографий двадцатых годов представляют собой изданные отдельными книгами главы из «Истории русской общественной мысли». В 1920 г. вышли: в Берлине – изданное брошюрой введение к «Истории…» под названием «Что такое интеллигенция?» и в Петрограде раздел из восьмой части издания 1918 г., названный в новой транскрипции «Русская литература XX века (1890—1915)». А в 1923 г., снова в Берлине, практически без изменений были изданы с заголовком «Русская литература от семидесятых годов до наших дней» последние четыре выпуска все того же пятого издания «Истории русской общественной мысли».
Вторая, после «Истории…”, в той же степени важная для понимания и самого Р. В. Иванова-Разумника, и характера его идей, книга – «О смысле жизни». Она увидела свет двумя годами позже «Истории русской общественной мысли», в 1908 году. Также как и «История…» не единожды переиздавалась. В 1910 году вышло второе издание «О смысле жизни», а в 1920 году в Берлине – третье.
И логически, по смыслу, и тематически, она является продолжением «Истории русской общественной мысли». Есть прямое указание на то обстоятельство, что две книги – «История русской общественной мысли» и «О смысле жизни» – связаны между собой. В сноске к основному тексту говорится: «История русской общественной мысли – индивидуализм в смысле примата личности; это одна из модификаций имманентного субъективизма <…> тесная идейная связь с настоящей работой <…> факт, который нам хотелось бы особо подчеркнуть»11.
И в связи с этим для выстраивания общей методологической схемы, которой для анализа самых разных процессов пользовался Р. В. Иванов-Разумник, имеет смысл, пренебрегая временем выхода в свет его базовых произведений, на первое место определить именно книгу «О смысле жизни», а не его «Историю…».
Структура книги трехчастна. В первом, 1908 г., издании «О смысле жизни» имелся еще подзаголовок «Федор Соллогуб, Леонид Андреев, Лев Шестов». Рассмотрение творчества этих писателей, точнее, вопроса о том, как каждый из них определял для себя смысл человеческой жизни, а еще точнее, насколько близко каждый из них подвигался к имманентному субъективизму – центральная часть работы. Во вступительной части Иванов-Разумник пытался обосновать недостаточность для решения вопроса о смысле жизни всех существовавших прежде философских и мировоззренческих подходов, от религиозного или мистического до всех вариантов позитивизма, и делал заявку на свое, оригинальное и универсальное решение. Третья часть содержала и краткую схему самого имманентного субъективизма, и краткий исторический очерк о том, как на разных этапах развития русской общественной мысли и литературы он проявлялся, и, наконец, проповедь имманентного субъективизма как единственно верного пути к разрешению вечных проклятых вопросов и отказа от бесплодных поисков объективного смысла жизни.
К изданию 1920 г. «О смысле жизни» сохранила структуру, но претерпела ряд технических преобразований. Первая, размытая содержательно, часть была заменена статьей «Еще раз о смысле жизни» 1909 г., не единожды уже опубликованной, которая была схематичной до дидактичности и очень определенной в смысле постановки вопросов и формулирования ответов. Соответственно, и последняя часть во избежание повторов была приноровлена к изменившемуся введению. Налицо обычная для Иванова-Разумника практика не домысливания и творческой переработки, а лишь перестановок технического характера в «дополненных и переработанных» изданиях.
В 1910г. вышла в свет книга «Об интеллигенции. Что такое махаевщина. Кающиеся разночинцы». Она составлена из вышедшей отдельной книгой в 1908 г. статьи «Что такое махаевщина? К вопросу об интеллигенции», и новой статьи «Что такое кающиеся разночинцы (К вопросу о „Вехах“)». Объектом этого монографического исследования является интеллигенция. В действительности, это вариация «Истории русской общественной мысли», но в данном случае свою позицию автор отстаивал через критику иных, между собой весьма различных, подходов к определению и оценке интеллигенции.
Две книги о Белинском – «В. Г. Белинский» 1918 г. и «Книга о Белинском» 1923 г. – также со всей очевидностью восходят, и тематически и в смысле методологических подходов, к «Истории русской общественной мысли», где Иванов-Разумник писал и о великих исканиях, и их отражении в творчестве, и об индивидуализме Белинского.
Есть у Иванова-Разумника монография, выпущенная в очень трудный для него период, в 1930 г., и только первой частью – «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество». Это масштабное литературно-биографическое исследование, результат обработки прежде не разобранного архива Салтыкова-Щедрина, масса впервые изученных Р. В. Ивановым-Разумником материалов. И в этом смысле в этой работе он выступает в новом качестве. В этом случае демонстрация мировоззренческих установок автора не имела столь выраженного характера. И все-таки, там, где этических суждений и оценок нельзя было избежать, где необходимо было выявить мотивы человеческого поведения либо мотивацию творчества, автор возвращался, конечно, к «Истории русской общественной мысли». Это не осталось незамеченным и автором предисловия к книге В. А. Десницким. Он писал и о подгонке материалов под мировоззрение Иванова-Разумника, и об абстрактности его суждений. Таким образом, и эта книга при всей её непохожести на ранние образцы, оставалась повторением множество раз уже высказанных в неизменном виде идей.
В следующей подгруппе – статьи Р. В. Иванова-Разумника.
Творческая карьера Иванова-Разумника началась с сотрудничества в «толстых» журналах. Статьи, литературные и общественно-политического характера, он помещал в разное время с 1904 г. в изданиях разных направлений: либеральных, народнических, советских («Русская мысль», «Вопросы жизни», «Современность», «Жизнь и социализм», «Критическое обозрение», «Русское богатство», «Современник», «Наш путь», «Знамя», «Заветы», «Книга и революция», «Былое», «Каторга и ссылка», «Вестник знания», «Литературный критик», «Детская литература», «Летопись дома литераторов»).
Он участвовал со своими статьями в коллективных монографиях. В их числе «История русской литературы XIX века» под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского, где Иванов-Разумник присутствовал с материалами об отражении в литературе общественных и умственных течений 1830-х и 60-х гг. и со статьей о философии, творчестве и жизни Л. Н. Толстого, а также «Русская литература ХХ века» под редакцией С. А. Венгерова со статьей Иванова-Разумника об Андрее Белом.
Иванов-Разумник помещал статьи и в сборниках разного рода. В Юбилейном сборнике литературного фонда 1859—1909гг. (1909г.), в сборнике общественных, философских и критических статей «Самоубийство» (1911г.), в двух сборниках «Скифы» (1917,1918гг.) – с двумя статьями в каждом, в книге «Искусство старое и новое» (1921г.), сборниках «Пути революции» (1923г.) и «Скифское» (статьи, материалы, воспоминания)», в сборнике статей «Современная литература» (1925г.). В 8 томе «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона также имеется статья Иванова-Разумника о Белинском.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См.: Иванов-Разумник Р. В. Судьбы писателей // Время и мы. 1985, №85, 86; то же // Возвращение: Сб. прозы, поэзии, критики, философских эссе. М., 1991, Вып. 1; Иванов-Разумник Р. В. Испытание в грозе и буре. Весть весны // А. Блок, Белый А: Диалог поэтов о России и революции. М. 1990; Иванов-Разумник Р. В. Тюрьмы и ссылки (отрывки) // Вопросы литературы. 1991, №11/12; Иванов-Разумник Р. В. Памяти Ал-ра Блока // Согласие. 1991, №8; Иванов-Разумник Р. В. Тюрьмы и ссылки «По тюрьмам на родине» // Мера. 1994, №1, 2; Иванов-Разумник Р. В. Два цвета общества. Об интеллигенции и мещанстве // Новое время. 1995, №23; Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли. М. 1997. Т. 1—2т.
2
См.: Возякова Т. И. Философская концепция Р. В. Иванова-Разумника. Диссертация на соискание учёной степени к. ф. н. Екатеринбург, 2000; Агейчева Т. В. Концепция интеллигенции и истории русской общественной мысли в трудах Р. В. Иванова-Разумника. Диссертация на соискание учёной степени к. и. н. М., 2001.
3
Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. СПб., 1905 – 1916. Т.18, Стб. 949 – 950.
4
Новый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона. СПб., 1905 – 1916. Т.18, Стб. 949 – 950.
5
См. также: Культурология ХХ век. Энциклопедия. В 2 тт., СПб., 1998; Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М., 2001; Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М., 2010; Русская философия. Энциклопедия. М., 2014.
6
См.: История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография. М., 1965.
7
Петрицкий В. А. Концепция интеллигенции Иванова-Разумника и современность // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб., 1996. С.140.
8
Петрицкий В. А. Концепция интеллигенции Иванова-Разумника и современность // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб., 1996. С.140.
9
Петрицкий В. А. Концепция интеллигенции Иванова-Разумника и современность // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб., 1996. С. 141.
10
Лебедева В. Г. Встреча серебряного века с железным // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб., 1996. С. 144.
11
Иванов-Разумник Р. В. О смысле жизни. Фёдор Соллогуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908. С.257—258.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги