Предисловие
С Б-й помощью, я удостоился на протяжении многих лет проводить уроки по еврейскому мировоззрению для начинающих. Несколько лет назад разные ученики, независимо друг от друга, стали уговаривать меня собирать наработанные материалы с тем, чтобы издать книгу. систематизированной Они мотивировали это тем, что в мире еврейской книги на русском языке нет большого количества информации такого рода, и такой труд может принести пользу широкому кругу читателей. И вот, в результате многих усилий нашей небольшой команды сегодня появилась эта книга.
Кому она адресована?
Прежде всего следует отметить, что эта книга не подойдет для неевреев, практикующих другие религии, которые хотели бы расширить кругозор и познакомиться поближе с иудаизмом. Наоборот, при прочтении у них может возникнуть неправильное представление о нем. Для этих целей в интернете существует огромное количество более подходящих лекций из уст замечательных лекторов, обладающих широчайшей эрудицией и прекрасной дикцией, которые подают свой материал в легкодоступной форме для широкого круга слушателей. Наверняка, имеется также и соответствующая литература.
На кого же рассчитана эта книга? Она адресована не только тем, кто только начал соблюдать заповеди или серьезно об этом задумывается (в частности, готовится пройти гиюр). Даже «ветераны» найдут здесь много интересного, так как в процессе обучения у них часто остаются обширные пробелы в важнейших темах нашей веры, и имеющиеся знания иногда отрывочны и хаотичны, зачастую даже противоречивы. Также это должно быть интересным тем новичкам, кто ищет глубокую информацию по еврейскому мировоззрению. Ведь русскоязычный читатель по-прежнему остается интеллектуальным. Поэтому отсутствие подготови и сложность некоторых материалов не смутит того, кто по-настоящему ищет.
О чем наша книга?
Книга содержит множество информации из Талмуда, Зоара, мидрашей, а также из трудов учителей более поздних поколений. Читатель встретит здесь некоторые концепции из книг о мусаре, хасидуте и каббале. Цель книги – основательно ознакомить читателя с ключевыми аспектами нашей религии на достаточно глубоком уровне. Кроме того, она поможет многим читателям обратить внимание на свои недостатки, о которых они раньше не задумывались и найти способы их исправить. Ведь главная цель изучения Торы – это достижение духовного совершенства.
Актуальность для современного читателя
Испытания, которые мы проходим сегодня, отличаются от тех, с которыми сталкивался еврейский народ в предыдущих поколениях. И не все труды по мусару и советы остаются актуальными: ведь интеллектуальный уровень сегодня стал намного слабее, чем в прежних поколениях, а соблазны и вожделения стали намного сильнее в силу развития технологий и полного стирания моральных рамок. Сегодняшний главный враг – не безверие, а слабоволие, крайняя эгоцентричность и всеобщая погруженность в вожделения. В таких условиях даже религиозные евреи уже не стесняются придавать различным удовольствиям гораздо больше значимости, чем это было бы допустимым с точки зрения иудаизма, поскольку рамки, граничащие с запретом, в таких вопросах тяжело устанавливать.
Наши учителя говорят, что надежное средство для борьбы с этими недостатками –изучение агады, т.е. знаний о самом Творце, о том, как Он создал и управляет миром, как существует и работает дурное побуждение и т.д. Все перечисленные темы разбираются в каббале и в Талмуде, хотя зачастую завуалированны в непонятные рассказы. Но наши учителя, начиная с Виленского гаона и лидеров хасидута, спустили некоторые прикладные и возможные для понимания области знания на доступный для большинства людей уровень. Кроме того, они сделали это для того, чтобы удовлетворить естественное для разумного человека желание узнать о Творце, об устройстве творения и принципам, по которым Он управляет миром.
Большая часть нашей книги как раз и занимается тем, что называется «агада». Между тем, в отличие от многих других книг, здесь все материалы выстроенны в единое изложение, что позволит воспринять цельную картину.
Некоторые замечания
Так как цель книги – дать систематизированные знания, то материал получился достаточно насыщенный, многоплановый, включающий логические построения и цепочки. Поэтому нашему читателю стоит быть готовым к определенной умственной нагрузке.
При подготовке книги мы отлично понимали, что далеко не все будут читать книгу от начала и до конца. Поэтому постарались там, где это было возможным, снабдить текст объяснениями используемых ключевых идей и понятий. Однако мы опасались обилия (повторяющихся) пояснений, чтобы книга не стала обременительной для тех, кто более подготовлен или уже воспринял ту или иную информацию в других местах книги, где это пояснялось. В связи с этим, нам пришлось пойти на компромисс: там, где недостаточно просто сделать ссылку на детальное объяснение, мы делали это максимально кратко, чтобы познакомить тех, кто не читал (либо забыл) сказанное ранее. Однако для кого-то это окажется излишним, и мы просим читателя простить нам эти вынужденные издержки.
В тексте не всегда указаны места в Писании или Талмуде, из которых взяты цитаты. Дело в том, что на страницах этой книги в этом нет особого смысла. Но в некоторых местах, поскольку часть из материалов уже давно существовала в виде отдельных лекций, эти отсылки остались, и мы не видели смысл их удалять.
Так как сегодня есть много людей, интересующихся именно каббалой, то я иногда привожу слова учителей, познавших глубинные тайны Торы, чтобы привлечь и этот круг читателей, помочь им выстроить свое мировоззрение правильно. Хотя я сам, к моему великому сожалению, пока не удостоился постичь эту мудрость в достаточной мере.
Благодарности
Я хочу варазить огромнейшую благодарность моим друзьям, дорогим Акиве сыну Гирша и Дмитрию сыну Александра за финансовую, техническую и моральную помощь в подготовке этой книги. Да будет воля Творца воздать им за их праведные деяния, и пусть заслуга всех тех, кто, благодаря этой книге, улучшит свои пути и станет ближе к Б-гу, зачтется им в полной мере.
Хочу выразить огромнейшую благодарность раббанит Хаве Куперман шлита, наставнице многих и многих еврейских женщин, которая самоотверженно и бескорыстно потратила свое время, прочитав все материалы и слелав в них множество ценных замечаний и исправлений, что заметно улучшило книгу. Да зачтется ей это в заслугу, и Вс-вышний даст ей и ее семье много сил и здоровья, чтобы они и дальше могли также самоотвержено распространять свет Торы!
Хочется сердечно поблагодарить нашего учителя рава Бенциона Зильбера шлита за то, что он уделил свое драгоценное время и дал свое благословление, просмотрев материалы. Пусть будет Б-г ему в помощь, и даст много здоровья и сил, чтобы заниматься изучением и обучением Торы, продолжать духовное руководство великой организацией «Толдот Йешурун», многие годы успешно занимающейся распространением знаний Торы и оказывающую поддержку еврейской жизни для русскоговорящих евреев в Израиле и во всем мире.
В заключении хочется выразить огромную благодарность моему дорогому другу, р. Йосефу Молоту. Кроме необходимой редакторской и корректорской работы, он совершенно бескорыстно потратил многие часы для совершенствования текста, устранения повторений, выявления плохо объясненных мест, многозначных фраз и пр., чтобы сделать текст максимально понятным читателю. Да зачтет Б-г ему это в праведность, и даст ему здоровье и благословление.
Просим простить работавшую над книгой команду за допущенные ошибки и многочисленные недочеты. Мы будем благодарны Вам, если Вы сможете сообщить о найденных ошибках, и тогда мы сможем внести коррективы при подготовке следующих тиражей.
Обращения к читателям
Обращение рабанит Хавы Куперман шлита
Ханука 5779
Я прочитала с большим интересом книгу р. Шнайдера о тайнах еврейского года. Получила огромное удовольствие. В ней есть очень глубокие и важные вещи. Она, по моему мнению, будет полезной для всех слоев русскоговорящего еврейства. И большая мицва помочь р. Шнайдеру в этом (т.е. в издании и распространении).
С великим уважением,
Хава Куперман
(Перевод, оригинал находится на обложке)
Обращение автора
Дорогие друзья!
Вполне вероятно, что, ознакомившись с книгой, Вы найдете ее материалы действительно полезными и заслуживающими внимания многих других людей. И, как это свойственно благодарным людям, захотите помочь нам в распространии книг. Как вы можете помочь нам в этом? Вот несколько вариантов.
Как помочь в распространении?
Во-первых, вы могли бы сообщить об этой книге тем своим друзьям и знакомым, для которых эти материалы могут представлять интерес. Ведь нет лучшей рекомендации, чем от друга, который спешит поделиться тем, что пришлось по душе ему самому.
Также мы ищем людей, которые хотят участвовать в этом Б-гоугодном деле более весомо, и готовы стать распространителем в своем городе/стране.
О планах, новых книгах
Кроме уже готовых к изданию материалов, мною накоплено множество аудиоуроков по Пятикнижию, из которых тоже возможно составить еще одну или несколько книг.
Но я, слава Б-гу, постоянно занимаюсь изучением Торы, и отец двенадцати детей, поэтому у меня нет никакой финансовой и технической возможности осуществить этот проект в одиночку. Если кто-то захочет принять участие в этом грандиозном проекте, пусть свяжется со мной по e-mail: ishn123@gmail.com.
Пожертвования
Вероятно, найдутся те, кто захотят стать нашими партнерами в издании следующего тиража или новой книги. Есть возможность пожертвовать нам для выздоровления или возвышения души родственников, на бар/бат-мицву или свадьбу детей, а также как цдаку для удачи в бизнесе, на благополучие или поиск второй половины. Несомненно, полученные средства пойдут именно на указанные нами цели.
Все идеи и предложения отправляйте на e-mail: ishn123@gmail.com.
Те, кто хотят продолжать учиться у автора
Адар
Глава «Шекели»
«И сказал Г-сподь Моше так: Когда будешь делать поголовное исчисление (букв. «вознесешь головы») детей Израиля при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их. Вот что давать им, каждому, проходящему через подсчет: половину шекеля, по шекелю священному …: полшекеля приношение Г-споду. Всякий, проходящий через подсчет, от двадцати лет и выше, должен давать приношение Г-споду. … И возьми серебро искупления от детей Израиля, и отдай его на устройство Шатра собрания; и будет это для детей Израиля в память пред Г-сподом, для искупления душ ваших» (Шмот 30: 5-16).
Почему мудрецы постановили читать публично главу «Шекели»?
Постановили наши мудрецы читать публично с приходом месяца адар четыре отрывка Торы: «Шекели», «Помни», «Красная корова» и «Этот месяц». В ближайший к адару шабат читают главу «Шекели». Приводит Талмуд простое объяснение причины этого постановления – напомнить еврейскому народу о жертвовании денег на нужды Храма. А 1-го адара объявляли о сборе средств для Храма по всему Израилю. Однако, в наше время, спустя две тысячи лет после разрушения Храма, мы все еще продолжаем читать в синагогах эту главу. Как объяснить это? Сегодня средства на Храм мы не собираем! Простое объяснение, чтобы не забыть при построении Третьего Храма, не очень понятно.
Говорят наши учителя, что есть и другие причины для этого постановления, которые мы постараемся разобрать в этой беседе.
Структура года
Время, как известно, имеет годовую периодичность. И существуют определенные рамки, в которых реализуется потенциал каждого отдельного года. Год как бы рождается, развивается, приходит к упадку и заканчивается. В духовных планах он имеет структуру, схожую с человеческой жизнью от его рождения до смерти, а месяцы, по их духовной сути, роли и наполнению, соответствуют каждому отдельному ее этапу. Вся реальность разбивается на две составляющие: внешнюю оболочку, относящуюся к материальному аспекту творения, и ее духовное наполнение. Каждая из которых существует в рамках своих годовых циклов. Год внешней оболочки начинается в месяц тишрей, в Рош а-Шана. А внутренняя сущность реальности соотносится с этапами формирования еврейского народа, призванного раскрыть духовность в этом мире, и начинается в нисане, как сказано: «Этот месяц для вас – начало месяцев, первый он всем месяцам года» (Шмот 12:2). И в Песах, праздник этого месяца, произошло рождение нашего народа, как видно из слов пророков. Получается, что время окончания старого года и зачатия нового в духовном плане приходится на адар.
Месяц адар – время переворотов
В книге «Йецира», составленной Авраамом-авину и записанной раби Акивой, сказано, что сила, относящаяся к этому месяцу – это смех. А смех, как известно, результат какого-то неожиданного изменения. Классическая шутка – когда человек шел, шел … и вдруг упал. Как правило, такое зрелище вызывает смех. Нечто из этой категории произошло в Пурим, когда все перевернулось. А события, которые происходили в наши праздники, показывают суть духовных процессов, которые соответствуют этому дню и, в какой-то мере, всему месяцу. Следовательно, адар – время переворотов.
В рождении есть сила искупить смерть
Написано в трактате «Мегила» (13б), что когда Аман бросил жребий, он очень обрадовался тому, что жребий выпал на месяц адар, потому, что в этот месяц умер Моше-рабейну. «Но не знал этот злодей, что месяц, в котором Моше умер, тогда он и родился». И объясняет Раши: «В рождении есть сила искупить смерть». Казалось бы, любой рожденный человек умирает, и никто не может избежать этой участи. Но, на самом деле, в этом аспекте есть большая разница между евреями и другими народами. Эсав решил стать смертным и отказаться от Будущего мира ради удовольствий этого, не выдержав постоянных соблазнов. Словами «ведь Я иду умирать, зачем мне первородство» (Берешит 25:32) он выразил отказ от вечной жизни. Подобное произошло и с другими народами на горе Синай… С точки зрения Амана, потомка Амалека, который унаследовал в самом концентрированном виде корень всего зла Эсава – все было правильно. В его представлении, смерть – это самый плохой день, когда все хорошее заканчивается, а впереди – геином и полное исчезновение. Еврей же рождается навсегда, – чтобы жить вечно… Для нас смерть – это не конец жизни, а ее очередной, хотя и нелегкий, но, всего лишь, этап на пути к бесконечной жизни, полной немыслимых удовольствий награды Будущего мира. Он появился в результате греха Адам а-ришона. Мы проходим его для того, чтобы вылечится от недостатков материальной природы, и получить новое тело, и новый руах (дух) (в здоровом теле – здоровый дух), чтобы начать бесконечный период духовных наслаждений.
Как раз это и есть свойство месяца адар: «смерть» старого и «зачатие» нового.
Адар начинают главой «Шекели»
Как уже говорилось, адар начинается с чтения главы «Шекели», в которой рассказывается о том, что Вс-вышний приказывает Моше-рабейну исчислить еврейский народ через собранные пожертвования – по половине шекеля с каждого, которые должны стать искуплением еврейских душ, как сказано в стихе. Кроме этих пол-шекеля, в главе «Шекели» намекается и на другие пожертвования. Но те пол-шекеля, о которых говорится прямым текстом, стали первым пожертвованием и пошли на изготовление подставок для столбов переносного Храма.
Эти четыре главы соответствуют четырем буквам главного имени Вс-вышнего (йуд-кей-вав-кей1), которые, в свою очередь, соответствуют полному духовному строению как всего творения в целом, так и каждого отдельного его элемента, в том числе, и духовного строения человека. Последний, наиболее материальный уровень творения, соответствует последней («нижней») букве hей 4-х буквенного имени Вс-вышнего. Этот уровень, называется либо «женщина», либо мидат hа-малхут (царство), а в духовности человека – этому соответствует нефеш2. Относительно нашей главы об этом есть множество намеков, которые мы приведем.
Тайна 4-х бокалов
В Иерусалимском Талмуде написано, что четыре главы соответствуют четырем бокалам Пасхальной Агады. Бокалы там соответствуют истории мира. 2-й – история освобождения. Потом пасхальная трапеза, установленная мудрецами между 2-м и 3-м бокалами, соответствует трапезе ливьятана, которая будет в начале периода получения награды. Параллельно этому, трапеза Пурима приходится между 2-й и 3-й главами. А две последующие главы (3-я и 4-я) соответствуют более высоким уровням, Будущему миру и новому времени, как будет объяснено в соответствующих беседах. И так 3-й бокал пьют после трапезы, а 4-й после глав Алеля, посвященных временам Машиаха.
В любом случае, в этой параллели Иерусалимского Талмуда между бокалами и главами присутствует намек на то, что порядок глав соответствует 4-м буквам главного имени Творца, так как Пасхальная Агада тоже построена в соответствии с буквами имени Вс-вышнего, и каждый бокал относится к одному из 4-х уровней. Но мы не будем здесь вдаваться во все детали.
И «Шекели» относится к нижней hэй, что соответствует аспекту нефеш, т.е. самой низкой, связанной с физическим телом, частью в духовном строении человека.
Заповедь о шекелях исправляет нефеш
Гематрия слова шекель равна гематрии слова нефеш. А слово аданим (подставки для столбов переносного Храма, на что пошли те шекели) намекает на то имя Вс-вышнего, которое соответствует последней букве hей имени Ашем. (Сегодня нам запрещено произносить 4-х буквенное имя «Йуд-кей-вав-кей», и мы употребляем это имя, которое переводится как «Г-сподь» (алеф-далет-нун-йуд) вместо него).
Далее, в подставки для столбов вставляются столбы, похожие внешне на букву вав, что намекает на вав, третью с начала букву имени Вс-вышнего, соответствующую уровню руах, или «мужчина». Столбы определяют территорию переносного Храма. Предназначение буквы вав – спустить влияние души в нефеш, дабы исправить ее, а в творении – спустить в материальный мир влияние высших сфер замысла. Так как Храм – модель творения, то тут тоже есть система связи между духовным и материальным. И для того, чтобы святость спустилась в Храм, необходимо, чтобы его территория была определена.
В главе написано, что шекели будут «кофер (искупать) ваши нефеш (души)». Буквальный же перевод – очищение, от слова лехапер (очищать). День Искупления, Йом Кипур, например, как мы знаем, означает день очищения. Эта глава способствует духовному пробуждению, которое начинается в месяце адар, и оно будет продолжаться в нисане, а апогеем станет Песах. Аризаль говорит, что название кипур (в оригинале, а-кипурим) означает «ке-(как) Пурим», то есть у Пурима есть аспект Йом Кипура, но тшува здесь происходит совсем по-другому. От нас не настолько требуют переживаний, раскаянья и процесса тшувы, которую мы будем делать в элуле и тишрее. А ситуация в адаре совсем другая: нам нужно пробудиться духовно, проснуться и решить идти наверх, решить очищаться от ошибок. И для этого будет большая помощь с Небес, максимальное благоприятствование для тех, кто примет такое решение и постарается подняться духовно. Сам Пурим и Песах – это величайшие дни. Но начинается весь процесс в адаре, а точнее, чуть раньше, с чтения этой главы. Поэтому мы должны в первую очередь решить, что мы хотим подниматься наверх, пробудиться от материальной тяжести. Выражаясь образно, у нас должна начаться «духовная весна».
Нефеш – это начальные буквы слов: нер, птила, шемен.
Постараемся понять значение слова нефеш, которое мы употребляем очень часто. Наши учителя объясняют, что намек на функцию нефеш заложен в самих буквах этого слова. Этими буквами на иврите начинаются следующие слова – нер, птила, шемен – свеча, фитиль, масло. Раньше свечами были сосуды, в которые наливали масло, туда ставили фитиль и зажигали огонь. Имеется в виду, что огонь ложится на масло, но он не привязан к маслу, это не часть свечи. Пламя, которое находится на свече – это очень интересное физическое явление. Пока масло горит, пламя находится сверху и не заходит внутрь. Однако все масло, символизирующее жизненные силы, связано с ним и, в итоге, будет сожжено. Это напоминает душу, которая не заходит в тело, а находится над ним, пока человек жив. Имеется в виду, что мы должны все наше материальное подчинить исполнению воли Вс-вышнего. И тогда на нас ляжет определенная святость из-за усиления связи с душой. В результате, мы удостоимся большего совершенства в выполнении воли Творца в этом мире. А именно, если наша нефеш имеет достойный вид, то на нас нисходит влияние души. Душа (первая буква hей) ложится на руах (буква вав), подобно пламени на фитиль. И тогда мы более полно выполняем нашу миссию в этом мире. Что, как известно, и есть раскрытие души через поведение нашего тела.
Еще намек
Все виды человеческого поведения можно разбить на 7 категорий, соответствующие 7-и качествам, которыми управляется мир, поскольку человек создан по образу и подобию Вс-вышнего. Каждая категория сама тоже разбивается на 7 подкатегорий и составляет полную структуру, от хеседа (добро) до малхута (царство). Поэтому реально существует 7х7 – 49 уровней. А корень всего этого – в 50-м уровне, в душе. Например, говоря о передаче Торы, объясняет Рамбан, что сфират-а-омер длится 49 дней, поскольку это максимальный уровень, до которого мы сами можем дойти, а на 50-й день сверху мы удостоились получить Тору, источник всей святости. И это обусловлено тем, насколько правильно мы себя выстроили в эти дни.
Нефеш – это буквы нун, пей и шин. Гематрия букв пей и шин равна гематрии Мицраим (Египет), а нун – это 50 (все мы знаем 50-е Врата мудрости, на 50-й день мы получили Тору). Намек здесь следующий: в Египте люди были на уровне, близкому к животному, никакой духовности там не было (как сегодня). В названии Мицраим буквы, как в словосочетании мецар ям – теснина моря. Гематрия ям = 50, а это намекает, что духовность в Египте вообще не проявлялась, была в тюрьме, в теснине. Море намекает на бесконечность и на 50-й уровень, что соответствует уровню бина, там находится душа, нешама. В имени Вс-вышнего это первая («верхняя») hей идущая после буквы йуд. И оттуда спускаются все исправления, как, например, в Йом Кипур. Это корень материального мира, который порождает те 49 уровней.
В результате в самом слове нефеш (нун = 50, гематрия феш = Мицраим) намекается, что ее исправление (и правильное состояние) исходит из души, которая правит ею через руах.
Общее правило самоисправления
Я очень часто слышу христианское понятие, что мы якобы должны рассказать о Б-ге всему миру, а мы уходим от нашего призвания. Это неправильно. Очень много заповедей мы должны делать и делаем совершенно незаметно. Брит мила, мы делаем это в нашей среде. В синагоге, публично, но в нашей среде. Мы не идем на улицу рассказывать это другим народам. Шма Исраэль, молитвы, желательно произносить в синагоге среди евреев, но не на улице. Большинство заповедей – это наша повседневная жизнь. Все происходит внутри еврейского народа, мы совершенно не должны идти на улицу и кого-то учить. Ведь они отказались получить Тору. Когда придет время, когда Вс-вышний спустит понимание в мир, мы их научим. А до этого момента мы должны справиться с собой. Наша задача – подчинить себя, нашу материальную составляющую духовности – исправить наш нефеш.
Исправление нефеш происходит благодаря более высокому духовному уровню, который называется руах. Выбор происходит в сердце, органе тела, который связан с руах. Руах управляет нашей нефеш, пока это возможно, пока человек не испортил эту структуру своими дурными поступками.
В книге рава Айзека Хавера – мудреца, который раскрыл тайное учение Виленского гаона, приводится очень красивый пример из «Тикуней Зоар». Он говорит, что даже если в человеке, в его нефеш, есть заложенные природой плохие качества, но у него есть сила воли, у него здоровый руах, он может стать праведником. Это похоже на хорошего всадника, который сидит на плохом коне. Если у человека есть сила воли, то он может заставить подчиняться даже плохого «коня». То есть даже человек, имеющий от рождения духовные пороки, сильную тягу ко всему дурному, может все равно все исправить, если будет держать себя в рамках, заставит вести себя правильно. Он в конце концов подчинит свой нефеш руаху.
На это намекает слово нефеш. Благодаря духовному свету, который спускается с души через руах можно исправить все наше телесное, или, другими словами, человек должен вывести себя из Египта. Это происходит каждый год в частности, и всю жизнь в общем. То есть, наша задача – вывести себя из Египта, наша нефеш должна стать управляемой, подчиниться духу и вести себя правильно. Изначально ребенок рождается совершенно неуправляемым. Потом мы можем им управлять, как животными, но это ничего не стоит. А впоследствии, в него входит постепенно йецер тов (стремление к хорошему). Помимо того, что мы приучаем его вести себя правильно с точки зрения механической, мы еще пытаемся научить его Торе, объяснить ему все так, чтобы в конце концов он пошел по правильному пути. Осознанно это происходит в бар мицву. Так же нужно относиться и к самому себе. Заставлять вести себя в соответствии с Торой, постоянно размышлять о награде и наказании, хвалить и ругать себя, чтобы приучиться к исполнению заповедей.