Книга посвящается нашей маме
Клавдии Иосифовне Карташовой.
Она учила нас мудрости, любви и доброте.
Она была ангелом на земле.
От авторов
Шахрукх Кхан. Кто он? Актер, удостоенный самых престижных кинонаград Индии. MEGASTAR – МЕГАЗВЕЗДА.
В его интервью, в его выступлениях даже на шоу, не бывает каких либо сантиментов. Только умные, здравые, порой даже чуточку жесткие, но точные слова, которые всегда взбадривают, дают понять – он всегда был и остается, не смотря ни на что, честным и прямолинейным. В его словах звучит ответственность за страну, за людей, за весь мир.
Сам же он не устает повторять.
«Я наслаждаюсь улыбками людей, которые смотрят на меня. Я вижу, как они радуются при каждой встрече со мной. И это доставляет мне огромное удовольствие жить и творить».
Шахрукх, поистине, народная звезда. У него по всему миру более трех миллиардов поклонников. Где бы он не появился и чтобы он не делал помимо своей профессиональной деятельности – его ждут, узнают, восхищаются и приветствуют от всего сердца.
Что-то таинственное, магнетическое заключено и исходит из глубины его глаз. Скорее всего, его глаза излучают звездный свет, притягивающий всеобщее внимание.
Энергетические потоки, исходящие от него, устремлены к людям. Он обладает невероятной возможностью создавать ветер, который подхватывает паруса наших желаний и направляет их к цели.
Эта книга задумывалась как продолжение бесед о героях, рожденных талантом Шахрукх Кхана и воплощенных им на киноэкране.
Сказанное слово, книга делает реальным, вещественным, проявляет его. Магия книги заключена в магии слов, в том, как они рассыпаются по листу бумаги, складываясь в предложения, и как их видят те, кто читает ее.
И даже, если о Шахрукх Кхане напишут сотни книг – эта среди них не затеряется. У нее определенно будут свои читатели, которых радует каждое слово, сказанное о нем.
В этой книге авторы поведали десять историй, которые Великий Актер рассказал и показал миру.
Каждый фильм, о котором пойдет речь дальше, – это живое повествование о человеческой судьбе.
Десять историй, десять жизней героев так не похожих друг на друга, которые Шахрукх Кхан прожил на наших глазах.
Захваченные сюжетом кинокартины, мы вновь смотрели в его чарующие глаза.
Десять лучших фильмов последних лет, ставших хитами, удостоенных высоких наград представлены здесь. И это наше исследование творчества того, кто заговорен на успех.
Наше повествование, скорее всего можно отнести к ретроспективному анализу кинокартин различных лет, по времени, уходящих в прошлое.
Мы как бы перелистали календарь в обратную сторону.
Но как бы вы не перевертывали листки календаря, вы придете к одному выводу, что успех Шахрукх Кхана на этом поприще закономерен.
Хорошего вам настроения.
Глава 1
Надежда
И был день, и была ночь, и было утро.
Запах молотого кофе и легкое жужжание, доносившееся в комнату, разбудили меня. Открыв глаза, я тут же зажмурилась от яркого света, бившего пронзительной небесной синевой мне в лицо. Шторы были не задернуты. Сладко потянувшись, я выскользнула из-под одеяла, подошла к окну и приоткрыла его. Солнечные зайчики, отраженные от стекла, запрыгали по стенам, а в комнату ворвался воздух, пронизанный свежестью раннего утра.
«Что день грядущий мне готовит? – Его напрасно взор мой ловит» – промелькнули в голове строчки, написанные легкой рукой гения почти двести лет назад…
И я отправилась туда, где что-то шипело, шуршало, позвякивало.
Ты не ожидала увидеть меня в такую рань на своей кухне – голос Ассилы, голос моей сестры, искренне обрадовал меня.
Я даже не слышала, как ты пришла – опять сладко потянувшись и взлохматив рыжие волосы на своей макушке – сказала я.
Командировка отменилась. Я не стала тебе звонить, открыла дверь своим ключом – ответила сестра лаконично как всегда.
А вдруг я была бы не одна? – задала я ей провокационный вопрос.
Ну и что? Если бы ты была не одна! – передразнила она меня ехидным голосом. Кофе от этого не стал бы хуже. Да и потом, было бы с кем поболтать о твоих недостатках.
А что, их есть у меня? – шутливо спросила я на одесский манер.
А у кого их нет? – решив сжалиться надо мной, нараспев сказала Ассила. И на солнце бывают пятна.
Ну, ты как всегда, сестра, настроена серьезно – парировала я. Посмотри, какой день за окном, ска-зоч-ный. А аромат от кофе – ска-зоч-ный. Я намеренно слово «сказочный» произнесла по складам.
Помнишь, так любила говорить мама, когда что-то приводило ее в восторг.
Конечно, помню – ответила Ассила.
« Где-то среди звезд заблудилась мама, и она с улыбкой смотрит на меня с небес» – продекламировала я.
Почему на тебя? – обиделась Ассила. Смотрит на нас.
Конечно, на нас – успокоила ее я. Мама была большой оптимисткой.
При ее профессии учителя словесности другим и нельзя было быть – поддержала меня сестра.
Клавдию Иосифовну Карташову, я уверена, помнят до сих пор и ее бывшие ученики и ее коллеги – сказала я.
Да, наша мама была замечательным человеком: веселым, жизнерадостным, доброжелательным – добавила сестра. Она очень рано ушла от нас – сказала Ассила с грустью.
Но порой она была сентиментальна. Я искоса посмотрела на Ассилу и добавила. Помнишь, она любила смотреть индийские фильмы и очень переживала, если герои в них страдали или погибали. Ей больше всего нравилось счастливое окончание историй.
К чему это ты об этом заговорила? – подозрительно глядя на меня, спросила сестра.
Но я не ответила и убежала умываться.
Спустя полчаса, столько времени ушло у меня на душ и все остальное, мы сидели с Ассилой друг против друга, и пили ароматный обжигающий напиток.
Ну и что? – нарушила первой тишину сестра.
А что? – в ответ спросила я.
Что, что? – передразнивая меня, опять спросила она.
Говори уже толком, почему ты вспомнила про то, что мама любила индийские саги? А то у нас с тобой одни вопросы, а где ответы – съязвила сестра. У тебя что, завелись тайны от меня?
Ну не тайны, а так, маленький секрет – ответила я.
Какой еще секрет? Ой, ой, ой секрет – подзадорила она меня. А я знаю, а я знаю – с насмешкой в голосе, запела Ассила. Утром, пака ты спала, я заглянула в твой компьютер. Ты начала писать новую книгу о ПРИНЦЕ? Без меня?
Вопросы так и сыпались.
Но ты же собралась в длительную командировку, я не успела тебе сказать об этом, хотела сделать тебе сюрприз по приезде – пыталась оправдаться я.
Конечно, я могла бы на тебя обидеться – немного помолчав и выдержав паузу – сказала сестра. Но я великодушный человек и не буду этого делать.
Она опять сделала паузу, а потом продолжила.
Мне самой интересно в этом поучаствовать. Так что прощаю.
Махнув у меня перед носом рукой, Ассила как бы поставила точку.
Ну что, значит, как тогда будем работать вместе – утвердительно сказала она.
Да, вместе. Я как раз это и хотела предложить тебе, но немного сомневалась, согласишься ли ты.
Ну и зря сомневалась. Нам с тобой просто выпало счастье писать о таком великом человеке. Считай, что нам достался выигрышный билет – сказала она, а я в ответ покивала головой и добавила.
Ничего случайного не бывает. Значит, так должно было быть.
Помнится, тогда еще, когда писали первую книгу, мы с тобой хотели и дальше рассказывать о творчестве Шахрукх Кхана, чтобы как можно шире показать его – напомнила сестра.
Мы уже тогда предполагали, что в каждой новой части будет представлено не меньше десяти лучших его фильмов. Так почему же не продолжить такое наше увлекательное кинопутешествие по дивной восточной стране, которой нет ни на одной карте мира и, которая зовется таким запоминающимся именем – ШАХРУКХ КХАН.
По-крайнем мере – добавила я, это будет наш глубокий реверанс перед КОРОЛЕМ БОЛЛИВУДА КХАНОМ.
И я продемонстрировала перед сестрой, как можно с почтением склониться перед лицом его величества.
Выслушав меня внимательно и оценив мой реверанс, Ассила сказала -
Ты права, прикасаясь к творчеству Шахрукх Кхана, действительно испытываешь такое удовольствие, что хочется поделиться этим счастьем со всеми, со всем белым светом.
Ушедший в прошлое 2007 год был для нашего кумира очень благоприятным, можно сказать – урожайным. Два фильма “Chak de India” (Вперед, Индия) “Om Shanti Om” (Ом Шанти Ом), два выстрела были такими точными, что оба попали в «десятку». В прокате по сборам они оставили всех далеко позади. Хотя у многих его коллег, говорят, были шансы хоть как-то обогнать его. Но фортуна – дама своенравная. Она отдала предпочтение Королю Кхану.
Подожди, – остановила я сестру. Мы еще не оговорили наш план действий, а ты уже перешла к повествованию.
А что долго думать и рассуждать. И так ясно. Мы идем правильным курсом, капитан. Это я тебе говорю, дорогая моя.
Я изумилась в ответ.
Тебя не узнать. Это ты или не ты, Ассила? То не торопясь, по-взрослому. А тут на тебе: с места в карьер. Мы что, куда-то опаздываем?
Представь себе, да – сестра менялась, можно сказать, на глазах и все меньше походила на привычную рассудительную Ассилу.
Ты забыла, обращаясь ко мне с нетерпением в голосе, продолжила она. Мы вступили в эру Водолея. Время ускорило свой бег или другими словами, процессы, которые проходят в мире, ускорили свое движение. Вокруг нас мир меняется. Может и незаметно для глаза, но меняется. Возникли другие космические вибрации. Это только, кажется, что все осталось в прежнем состоянии: зима – лето. Время мимо нас летит с такой скоростью, что даже удивиться этому не успеваешь. Теперь считай, как на войне: год за три идет – так у нас в народе говорят. Поверь мне, я то уж знаю. Так что поспешим встретиться с героями тех десяти фильмов Шахрукх Кхана, что войдут в книгу.
А начнем мы наше путешествие словами самого актера.
«Мечта, которую я ловлю, открылась мне в пути. Путь более важен, чем сами цели, достижения. Когда я оглядываюсь назад, то вижу что-то похожее на столкновение миллиона зеркал. Каждое отражение, словно окно, окно в мир, который я только что открыл, в мир, который я хочу разделить со всеми из вас…»
Шахрукх Кхан – сказала сестра, как гениальный человек, смог выстроить свою личную временную траекторию среди грохочущего как гром, порой бессмысленного, надрывного, полного неожиданностей и перемен бытия.
Время для нас разделено на ПРОШЛОЕ, БУДУЩЕЕ и НАСТОЯЩЕЕ. Он же осознает и видит себя во всех трех измерениях сразу. Поэтому он говорит так:
«Я должен утром вставать и противостоять целому миру. Я должен помнить, что сделал я – звезда, что делаю я – актер и что буду делать я – человек»
Знакомясь с его героями, мы путешествуем с ним по просторам времени от ПРОШЛОГО к БУДУЩЕМУ через НАСТОЯЩЕЕ. В своем творчестве он обращает наше внимание на то, что сами мы никогда не увидим. Мы слишком приземленные и заняты, в первую очередь, обычно своими мелкими заботами и делами.
– Ему же дано лететь над нами и дарить радость встречи, вызывая в наших душах священный трепет. Он проносится на своих лучистых крыльях над всеми, даря нам свою лучезарную улыбку.
– Ассила на минуту замолчала, и я успела сказать:
– Ты права. Когда я смотрю в глаза его героев, его глаза – не могу оторвать взгляда. В них звездная бесконечность, млечный путь, который уводит нас за пределы нашей Галактики. Это взгляд из космической дали.
– Хорошо, хорошо – остановила меня сестра. Я уже заметила, что ты не скупишься на слова по отношению к творчеству Шахрукха. Я с тобой полностью согласна и я не одна. Ты же помнишь, что число его поклонников исчисляется миллиардами.
– Может быть именно ему суждено быть тем, кто своим талантом устремляет эмоции людей в положительное русло отношений, кто разрушит воздвигнутую стену непонимания между народами и объединит страны, континенты, материки.
– Давай уже начнем наше путешествие – Ассила ободряюще улыбнулась мне.
– Начнем. Я готова.
– На четырнадцатой ежегодной церемонии награждений – заговорила сестра неторопливо – в сфере киноискусства журналом «Screen», проходившей десятого января 2008 года, победителем был признан фильм «Chak de India» (Вперед, Индия). Лучшим актером года был назван Шахрукх Кхан, исполнивший роль главного героя.
– Вслед за «Screen» прошла церемония награждения журналом «Zee Cine Awards 2008». И вновь лучшим актером года был признан Шахрукх Кхан за фильм «Chak de India», который стал, если так можно выразиться применительно к кинокартине, «бестселлером» ушедшего года.
– Вереницу награждений завершила пятьдесят третья ежегодная церемония журнала «Filmfare» – самая престижная кинопремия в Индии.
– Волнение зрителей, присутствующих при этом событии, достигло апогея, когда на сцену легкой походкой поднялся герой дня Шахрукх Кхан и принял из рук старейшего режиссера и продюсера Яша Чопры и кинозвезды Рекхи очередную награду как лучший актер года – «черную леди». Так между собой кинозвезды называют приз журнала «Filmfare» – статуэтку, изображающую танцующую девушку.
– Звуки фанфар в честь победителя и гул одобрительных голосов поклонников, восхищенных новыми победами кумира, заглушили роптание и недовольство завистников. Но и они были покорены его непревзойденным талантом. Им оставалось только шипеть за его спиной, а, встречаясь с ним лицом к лицу, раскланиваться и говорить восторженные слова. Они понимали, что ему по-прежнему нет равных.
– Прежде, чем продолжим – остановила я сестру, мы должны объяснить читателям, что в каждую главу книги мы включили то, что мы называем «Портрет героя».
– Так что же такое «Портрет героя»? – повторила я вопросительно.
По нашей задумке, задумке авторов, «Портрет героя» – это «глава» в «главе», лучше сказать «подглава», которая дает нам возможность напомнить вам или приблизить вас, дорогие читатели, к главному герою того или иного фильма.
«Портрет героя» содержит описание самого героя, его действий и взаимных отношений с другими действующими лицами.
В нашу задачу не входит простой пересказ сюжета – продолжила я. Мы хотим, говоря о работе Шахрукх Кхана над каждой ролью, показать его героев в той атмосфере, в которой они живут и действуют на экране.
Это, как если мы смотрим на портрет, написанной рукой живописца – перебила меня сестра. Мы обращаем внимание не только на позу, костюм, лицо, выражение глаз. В композицию картины обязательно входит или пейзаж, или интерьер, или обстановка, которые окружают человека на портрете.
Так и герои Шахрукх Кхана. Они не одиноки, их окружают, изображаемые другими актерами, персонажи. Поэтому, создавая «Портрет героя», мы не можем вырвать его из контекста сюжета и поместить просто в «пустую раму» слов. В каждом отдельном случае мы будем говорить об искрометном таланте Шахрукх Кхана, который легкими мазками волшебной кисти, изображает тот или иной человеческий характер.
Итак, перед вами десять образов, десять «Портретов героев», нарисованных, нет созданных Великим Мастером.
Мы попытались передать вам свои ощущения от встречи с ними на экране, а вам судить, правы мы или нет – добавила я к сказанному Ассилой.
Портрет героя
Фильм «Chak de India» (Вперед, Индия).
Последние секунды матча по хоккею на траве между командами Индии и Пакистана. Индия проигрывает его. Все надежды на победу связаны только с капитаном индийской команды Кабиром Кханом. Но отыграть гол ему не удается. В один миг Кабир становится предателем и врагом всей нации.
Доведенный до отчаяния травлей журналистов, Кабир вместе с матерью, покидает родной дом. Его провожают злобные взгляды соседей, и кто-то пишет на стене слово – «предатель». Но даже в этой глухой обстановке непонимания Кабир – боец. Дух его не сломлен, а в глазах боль, но не смирение.
Вот что рассказал Шахрукх Кхан.
«Было много причин для того, чтобы решиться снять этот фильм. Конечно, режиссер. Я знаю его давно, он работал со мной в фильме «Ashoka». Он выбрал тему, которая рассказывает о спортивном состязании, обычно такими фильмами пренебрегают. А теперь мы сделали не просто спортивный фильм, а что-то, о чем я думал, когда был моложе, когда я хотел сделать, но у меня не было шанса. Теперь я рад, что кто-то, как Shimit (Шимит Амин – режиссер) подумал, что я смогу сыграть в спортивном фильме. Тем более, хоккей на траве мой любимый вид спорта и я хочу научить играть в него моих детей. Мой отец играл, мои друзья играют, и я люблю играть. И, когда все это объединяется в очень привлекательную идею и, конечно, продюсируется Yash Raj, то я получил отличный шанс осуществить свою мечту о том, что я люблю делать больше всего, и то, что близко моему сердцу».
Вернемся к нашему герою Кабиру – сказала я. Скорее всего, главный персонаж фильма подлинный, а не выдуманный. Если Кабир и вобрал черты характера не одного, а многих спортсменов, в чьих судьбах были похожие моменты, от этого он становится только притягательнее и возвышеннее. Шахрукх мощно и убедительно провел его через все перипетии сюжета к победе, возрождая из «пепла» подозрений и наговоров.
По большому счету, работать над образом такого плана как Кабир, очень сложно. Сложность, при всей той динамике, которая присутствует в фильмах на спортивную тему, заключается в том, что работа тренера, как и в жизни, очень скрупулезна. Она до мелочей тщательно продумывается им мысленно и только потом выплескивается в ощутимые победы спортсменов.
С этой точки зрения роль тренера ограничена, как бы, определенными рамками. Как выйти за их пределы? Как показать процесс становления из разнящихся, не похожих друг на друга ни по темпераменту, ни по характеру девчонок – слаженной, мощной команды, ставшей к концу действия, чемпионами мира по хоккею на траве? Вот какую задачу ставили перед собой создатели фильма «Chak de India» (Вперед, Индия).
Небольшая бородка и усы, четко обрисованные губы и взгляд, как выстрел снайперской винтовки, что всегда попадает в цель, четкий абрис головы, не взлохмаченные, а тщательно уложенные черные волосы – вот каким предстает перед нами лицо Кабира, лицо Шахрукх Кхана.
На первый взгляд эти детали не сразу бросаются в глаза. Но, именно они создали облик личности, облик человека, воспитавшего команду победителей.
Образ, который Шахрукх представил зрителям, настолько был отличен от других его героев, что поначалу казалось, что это даже не он. Но, взглянув всего один раз в его распахнутые, размером во весь экран, глаза и, уловив движение вскинутой им левой брови, понимаешь, что перед нами сейчас начнется таинство рождения самобытного характера, и, что триумф этому фильму уже обеспечен.
Нагнетая от одного эпизода к другому интригу событий, развернувшихся на экране, Шахрукх разрывает условности, возможно присущие поведению тренера, и наделяет его правдивыми и честными чертами характера.
«Шахрукх – сказал режиссер фильма Шимит Амин, один из самых профессиональных актеров в нашей стране, а может и в мире. Он работает над ролью всегда с полной самоотдачей. Даже, если бы вы попросили его залезть в бочку, полную льда и просидеть там, в течение шести часов, уверяю, он сделал бы и это. Такой это мощный человек».
Спустя семь лет после злополучного матча – продолжала я свои рассуждения о фильме, Кабир приходит в ассоциацию по хоккею на траве.
«Зачем ты вернулся»? – удивленно спрашивают его присутствующие.
«Чтобы выиграть чемпионат мира. Это моя цель» – отвечает он, загадочно улыбнувшись.
Ему возражают, куда мол, индийским девушкам бегать по полю с клюшками, женская команда никогда не добивалась успеха.
«Именно такая команда мне и нужна». Эти слова Кабира привели всех в замешательство.
И вот перед ним шестнадцать девушек, приехавших из разных штатов страны.
Но методы его работы не всем пришлись по вкусу. Подъем в четыре утра, десятикилометровые пробежки, насыщенные дни тренировок – все это стало испытанием на прочность и выносливость девчонок, на слаженность их игры.
«Команде – говорит Кабир, нужны игроки, которые, прежде всего, играют за Индию, потом за товарища по команде, а потом, если останутся силы, за себя».
Тренер непреклонен и упрям в своем стремлении создать единую команду.
Противостояние Кабира и девушек разваливают всю его стратегию становления коллектива. Он решает подать в отставку и уйти.
Все перечисленные до этого момента эпизоды плавно накручивались на сюжетную линию фильма, как если бы цепь накручивалась на стержень барабана. У зрителя могло первоначально создасться впечатление, что ничего особенного, из ряда вон выходящего не произойдет. Ну, бегают, ну спорят, ну не довольны тренером – обычное дело. Но вот цепь натянулась до предела. Еще немного и она лопнула. Барабан с грохотом стал откатываться назад. Что это? Что произошло?
Взрыв эмоций потряс девушек и выплеснулся на экран, поразив зрителей своей неожиданностью, в эпизоде драки с парнями в кафе, куда Кабир пригласил их на прощальный обед. Откуда что взялось, когда девушки, как один, бросились защищать подругу.
Что должен был сделать тренер? Броситься на помощь или остановить разъяренных подопечных? Ни то и ни другое не произошло. Кабир, не вмешиваясь в происходящее, мудро позволил девушкам почувствовать, что они единая команда, что они друг за друга встанут стеной. В эту минуту он понял, что у него получилось, он таки смог создать национальную сборную, готовую сразиться за звание чемпионов.
Шахрукх Кхан проводит эту сцену виртуозно, виртуозно. В ней очень скупое действие. Он остается неподвижно сидеть за столом. И только сжатые губы, сжатые до боли, да напряженные скулы говорят о его внутренней, скрытой от глаз окружающих, борьбе, что проходит в его душе.
Вот что еще сказал сам Шахрукх.
«Работать было, действительно, тяжело, потому что большинство девочек никогда не играли в кино. Нам пришлось много репетировать, а, точнее, проводить настоящие тренировки, прежде чем мы начали снимать фильм. Мы проводили встречи, чтобы нам было легко общаться друг с другом. Некоторые девушки, которым я нравлюсь, очень смущались, потому что им было по шесть, семь лет, когда они впервые посмотрели фильмы с моим участием. Им было непривычно видеть меня рядом, спорить со мной, вести со мной диалог. Но я, вернее мой герой тренер Кабир, рассматривал их, как взрослых спортсменок. Мы были со-актерами, сотрудниками. Нам всем нужно было выдержать точную линию спортивного фильма и это у нас получилось».
Фильмы на спортивную тематику – включилась в разговор Ассила, всегда проходят успешно и вызывают большой интерес публики. Они очень зрелищны, динамичны, захватывающе волнительны. Будь то фильмы про бокс, футбол или автогонки – все увлекает зрителя, независимо от возраста. В первую очередь, конечно, молодежь. И, судя по тому, как был принят фильм «Chak de India» и в Лондоне, где состоялась его премьера, и, сам принц Чарльз присутствовал на ней, и в США, где проживает несколько десятков, а может и сотен миллионов выходцев из Индии, тема его затронула многих, и он точно попал в цель. В нем все, вроде бы, выглядит просто, но в тоже время интригующе и завораживающе.
Как-то Шахрукх сказал.
«Я сам спортсмен и считаю, что в нашей стране женщины все еще мало вовлечены в спорт. Необходимо поощрять их участие в спортивных состязаниях».
Его герой Кабир – тренер женской команды подтвердил сказанные им слова.
Наступили – продолжила я негромко, когда сестра замолчала, самые ответственные минуты фильма: кто победит, кто станет чемпионом мира? Зрители замерли в ожидании, а вопросы эти, казалось, буквально повисли в воздухе гигантского внутреннего двора шикарного Лондонского отеля Соммерсет-хаус, где под открытым небом проходила премьера «Chak de India» (Вперед, Индия).
Более двух тысяч гостей присутствовали на этом событии. Монолог тренера, монолог, исполненный Шахрукхом, заставил вжаться их в кресла – так веско прозвучали его слова.
«Семьдесят минут. Вам их никогда не забыть. Идите и потребуйте эти семьдесят минут у самих себя, у жизни, у Бога и у всех тех, кто в вас не верил».
По тому, как звучали эти слова, и по выражению лица Кабира – Шахрукха, зрителям стало ясно: команда скорее умрет на поле, но не сдастся и выиграет, обязательно выиграет этот матч.
Вот они последние секунды игры. Перед глазами Кабира, как во сне, всплывают картинки из его жизни. Он вздрогнул, а вместе с ним вздрогнули и затаили дыхание две тысячи зрителей. Сейчас все решится.