Думаю, ни для кого не секрет, что в бюджетных ограничениях живут все. Естественно, что у кого-то супчик жидкий, а у кого-то жемчуг мелкий. Но ограничения есть у всех. И сумма, которую готовы потратить наши потенциальные посетители, увы, конечна. И тут нам предстоит бороться не только с кулинарными соседями, со студиями, предлагающими женские практики разного рода и кружками пэтчворкинга/скраббукинга, но и с салонами красоты, и прочими книжными магазинами. Да-да, это все подпадает под понятие «досуг», а вот эти все непрямые конкуренты выступают сабститьютами, т.е. чайками, готовыми прямо на лету вырвать у вашего потенциального клиента последние деньги.
Что с этим делать? Во-первых, не отчаиваться. Средства массовой информации сделали за нас очень много, создав моду на еду: не только как то, что можно поесть, но и красиво приготовить, сфотографировать и «запостить» на зависть подругам. Во-вторых, как бы это идиотски ни звучало, работать. Вдумчиво и напряженно работать. У нас есть интересная форма досуга и задача ее правильно презентовать, дать возможность попробовать, создать интерес и твердо идти вперед. Практически не перефразируя В. Пелевина11, мы должны войти в ту самую кагорту людей, которая помогает людям тратить деньги в борьбе со скукой. Именно мы должны протянуть им яблоко соблазна. И наше яблоко должно уверенно конкурировать на этом базаре со всеми этими надоевшими грушами рисовальных студий и ананасами тренингов психологического роста.
Поэтому наше яблоко должно быть красивым, внешне привлекательным и призывно пахнущим.
И содержание, т.е. вкус, тоже должен быть на высоте. А оставшееся после посещения вашей студии послевкусие должно если не создавать зависимость, то, по крайней мере, оставить приятные впечатления, которые приведут этого клиента к вам снова. Может быть, не завтра. Но обязательно приведут.
Вернитесь к предыдущему пункту, пересмотрите свое предложение. Возможно, его придется переформулировать. Что нового вы несете? Досуг? Эмоции? Удовольствие? Счастье? Поставьте себя на место вашего потенциального клиента. Что его может заставить прийти к вам? Просто прийти что-то приготовить в компании незнакомых людей? Или узнать что-то новое? Познакомиться с интересными людьми? Пообщаться? Может быть, просто посмеяться (еда!!! ведь это должно быть весело!)
Что еще на этом этапе? Хм… Подумайте над альтернативными направлениями собственной деятельности – речь не идет о сомнениях в вашей вере в успех мероприятия. Но именно в этот момент вы можете попробовать приложить свои силы в другом, не менее интересном и прибыльном проекте, вы понимаете состояние рынка. И вы еще не потратили (или почти не потратили) деньги, отпущенные на проект.
Это предложение, несмотря на кажущуюся его глупость, не такое уж и несуразное – вы должны быть гибкими12. А приняв решение, готовы двигаться вперед без сомнений. Только это позволит эффективно использовать ресурсы, главный из которых – время. А потом уже деньги.
Подумайте и о возможности перепрофилирования студии и ответьте себе на вопрос: «Что из этого можно сделать, если что-то пойдет не по плану?» Чем больше вопросов вы зададите себе (и найдете на них ответ) на этапе планирования, тем легче будет двигаться вперед. Вы будете готовы к ситуациям, которые могут произойти.
Личная готовность к проекту (часть 2)
Что бы ни говорили, самым важным для любого проекта будет ваша личная решимость его реализовать. Если она есть, тогда все остальное отступит на задний план, дав вам возможность расправить крылья. Пафос этого абзаца сравним с поздравлениями руководителей страны с каким-нибудь вселенским праздником. И можно было бы от этого отмахнуться и переписать менее возвышенно, если бы это не было правдой.
Действительно, нужна решимость.
Остальное, по сути, «прогнется под вас».
А степень легкости этого «прогнется» опять зависит от вас.
Давайте попытаемся понять, каким может быть организатор кулинарной студии. Давайте вернемся к схеме простого бизнеса: «организовал студию – позвал повара – купил продукты – провел мероприятие – собрал деньги». Каждый из этапов, нашедших отражение в схеме, представляет собой важный шаг, который, в свою очередь, разбивается на несколько более мелких.
Например, закупка продуктов предполагает, что у вас есть:
программа мероприятия, с перечнем блюд;
каждое блюдо имеет свою фиксированную рецептуру;
перечень продуктов для мероприятия агрегирован, т.е. одинаковые продукты для разных блюд объединены по весам;
установлена очередность закупа продуктов на случай, если продукты закупаются не на один день, а несколько (если сегодня нет продукта, который потребуется только послезавтра, то можно не убиваться сегодня, а подождать до завтра);
определены дополнительные расходные материалы (салфетки, тряпки, моющее средство для посуды, средство для мытья рук и т.д.);
учтены особенности покупки в конкретных магазинах (например, в соседнем магазине необходимый нам продукт продается только коробкой, а в магазине подальше есть продажа пачками, т.е более «мелкая нарезка»);
имеется последовательность покупки продуктов в нескольких магазинах (из пункта А в пункт Б и далее);
определены «магазины последнего шанса», т.е. те, в которых заданный продукт должен быть обязательно. Хотя, скорее всего, по более высокой цене;
найден ответ на вопрос: «А что будем делать, если и там нужного продукта нет?»;
решен вопрос с компаниями, которые доставляют заказы: заказ, как правило, делается заранее, т.е. необходимо иметь достаточный зазор по времени.
И только после этого можно садиться в автомобиль (или такси) и ехать за продуктами. А в магазине, ставя галочки напротив позиции, положенной в продуктовую корзину, медленно катить ее к выходу, озабоченно поглядывая на часы.
И так к каждой из позиций в этой простой схеме ведения бизнеса. И нужно быть готовым морально и физически заниматься всем этим каждый день.
– Может ли руководитель проекта (организатор) быть поваром?
– Конечно.
– Должен ли он быть поваром?
– Не обязательно. Вы видите, что есть много работы и без приготовления пищи.
Бесполезных трудовых навыков не существует. Просто бывает, что они не всегда успевают нам пригодиться. Чем лучше вы владеете тем или иным навыком, тем более сложную задачу с его использованием можно решить.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Методика расчета затрат на продукты, применимая в данном пункте, очень приблизительная. Но нам другой и не надо – просто вес каждого ингредиента умножьте на его цену, затем просуммируйте получившиеся стоимости по каждому из блюд, приведите сумму к одной порции (сверху указано, на какое количество порций приведена рецептура). Повторите процедуру для каждого из блюд, входящих в программу. Сложив получившиеся стоимости, вы получите оценку затрат на продукты на 1 человека для проведения программы.
Важный момент: цена обычно приводится на 1 кг веса, а рецептуры приводятся в граммах – не забывайте об этом.
Более развернуто можете посмотреть п. «Оценка доходов и расходов, сроки окупаемости проекта. Бизнес-план».
2
У маркетологов есть понятие «УГ» , которое расшифровывается весьма просто «унылое г…». Невероятно точное определение специалиста, который никому ничего не продаст. А наша цель продавать все и всем.
3
Я начал с того, что нашел технолога общественного питания (я не профессиональный повар, и понимания специфики проекта так же не было). Помощи от неё особой мы не получили, хотя а) мы поняли, что для этого проекта нам технолог общественного питания не нужен и б) она познакомила нас с первыми двумя шефами, которые стали тренерами нашего проекта (вот за это отдельное спасибо).
4
Один из самых часто задаваемых по телефону вопросов: «Расскажите, как это у вас все происходит?». Т.е. в данном случае речь идет именно о формате. Нужно говорить о том, есть ли у каждого участника свое рабочее место, сколько поваров будет задействовано в мастер-классе, сколько блюд и какие будут приготовлены, сколько времени это займет.
5
В данном случае не нужно расценивать данное высказывание как рекламу (в этой студии действительно лучшая «экранизация» такого формата).
6
К каждому электрическому прибору идет паспорт, в котором прописана его потребляемая мощность. Просуммировав потребляемые мощности всех устройств, вы получите пиковую нагрузку на сеть – она должна быть к этому готова. Т.е. не только подводящие провода, розетки, но и автоматы, и прочее, прочее, прочее.
7
Отнеситесь внимательно к планированию помещения и моделированию движения во время мероприятия – представьте себе, что люди могут двигаться с горячими листами в руках, например.
8
Майкл Юджи́н По́ртер (англ. Michael Eugene Porter; род. 23 мая 1947, Мичиган) – американский экономист, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса (англ. Harvard Business School), признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.
9
Кулинарный квест как формат был представлен нашей студией в 2014 году. Это была новинка на рынке и какие-то деньги мы на этом собрали. Тем более что все основное оснащение у нас уже было.
10
Мастер-классы дегустационного формата появились в нашей студии в январе 2019 г. Для отдельных категорий посетителей это хорошее решение.
11
Речь идет о книге В Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи»
12
Чуть подробнее про отказ от неверных стратегий можно посмотреть у Максима Батырева в «45 татуировках менеджера» (гл. 3)
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги