Короткое описание
Эта книга с характером и перцем. О том, как придать больше смысла и ценности тому, на что тратишь полжизни, – своему бизнесу. Как создать продукт, которым будешь гордиться. Получать больше денег. Чаще радоваться. Чаще жить.
Я знаю, вам хочется оставить след и сделать что-нибудь стоящее для этого мира. Но чего-то не хватает: времени или знаний, а может, и смелости. Осмелиться сделать свой бизнес выдающимся, а не остаться незаметным серым прилавком. И для этого не нужно быть Суперменом. Ваше любимое дело (бизнес) и страсть к нему, ценностный продукт и большая цель – арсенал Супермена.
Я собрал свой восьмилетний опыт и наработки в бизнесе, маркетинге и творчестве. Стратегии ведущих маркетологов мира. Философию успешных предпринимателей-бунтарей. Древние духовные принципы. И трансформировал в систему «BRANDHERO» – как построить созидательный бренд на своем любимом деле и создать внеконкурентный продукт, делая мир лучше. Вот чем я хочу поделиться с вами в этой книге.
Вы хотите заниматься любимым делом, создавая своей стиль жизни?
Перейти из состояния, где вы вынуждены продавать и доказывать, что ваши продукты хороши, вместо того, чтобы просто транслировать то, что для вас важно и ценно?
Окружить себя лояльными клиентами без скидок и акций?
Построить команду преданных сотрудников, которых не нужно мотивировать, а которые горят идеей компании и разделяют ваши ценности?
Вы готовы создать бренд с душой, который оставляет след, используя свои таланты?
Надевайте костюм и полетели менять мир к лучшему.
Создайте свой BRANDHERO!
Введение
Представьте, собственник на 99 % влияет на успех бизнеса. Ваше отношение к миру и людям. Офис, самые топовые сотрудники, клиенты, экспертность влияют только на 1 %!
Ваша личность и качества стоят на первом месте. Давно забытые качества, такие как честность, сила слова, щедрость, отсутствие зависти и агрессии, станут ключевыми винтиками успеха вашего бизнеса.
Вот почему в ближайшее время остро будет стоять вопрос в бизнесах, которые создают ценностные продукты, бизнесах, которые меняют мир к лучшему. Это не кинуть пару тысяч на контекст и склепать «лендос».
Предприниматель, который закрыл потребность в деньгах, задумывается о том, что я оставил после себя, что вложил в рынок. В чем моя значимость, польза и смысл.
Но многие предприниматели ошибочно считают, что бренд необходим лишь гигантам рынка типа Facebook, Apple, BMW, NIKE и т. д. Что это очень дорого, трудно и долго. Или чтобы построить бренд, достаточно лишь «влить» солидную сумму в рекламу.
На самом деле бренд – эмоция и ассоциация в голове вашего клиента. Это душа вашего бизнеса и продукта. То, что питает и развивает его. Грамотно построенный бренд делает ваш бизнес внеконкурентным и уникальным, со своим стержнем, философией и группой поклонников. Это невозможно украсть и скопировать – это часть вас и вашей души.
Ценностный продукт – это комплексный продукт, в центре которого стоят ваша личность, талант, идея, свой клиент, продукт и вклад в мир. Ценностный продукт строится на любимом деле. Он окружен дополнительной ценностью, уникальным торговым предложением, партнерами, сотрудниками, грамотной рекламой и упаковкой. Это внеконкурентная бизнес-модель со своей стратегией, правилами и смыслами, что в конечном итоге формирует бренд компании и вашей личности.
Многие ошибочно считают, что бренд – это стильный логотип, упаковка, сайт, яркий слоган, большая рекламная кампания. На самом деле это его десятипроцентная составляющая.
Огромный плюс системы BRANDHERO в том, что вы создадите систему и ценностный продукт, которые будут работать на вас годами и десятилетиями. Правильная формулировка смыслов, идеологии, маркетинговой стратегии – фундамент для всех рекламных инструментов, которые вы будете прикручивать к своему бизнесу.
Теперь ненужно искать копирайтера и маркетолога, ломать голову, как описать преимущества своей компании, в чем ваше УТП, как составить эффективное рекламное сообщение, кого и как привлекать. А главное – как получать удовольствие и радость, занимаясь любимым делом, которое делает жизнь и мир лучше.
Ну что, вы готовы?
Давайте оставим вмятину на Вселенной.
Стив ДжобсСоздайте что-нибудь великое и сделайте его бессмертным.
Том ПитерсСуть бизнеса заключается не в соблюдении формальностей, поиске выгоды, практическом результате, получении прибыли, стремлении продать, коммерческой игре или чём-то ещё. Бизнес – это прежде всего то, что вам не безразлично.
Ричард БрэнсонЧасть 1. Товар есть у многих, продукт создают единицы
Моя история, или При чем здесь BRANDHERO?
Первоначально я занимался разными бизнесами: интернет-магазин, точка проката велосипедов, агентство недвижимости, консультант по маркетингу. Это приносило деньги, но я хотел создавать и реализовать себя на полную.
В 2013 была создана веб-студия WEBFACE. Я был хорош в маркетинге и копирайтинге, а друг – в IT и программировании. Через год осознал, что компетенция позволяет расширять веб-студию в маркетинговое агентство. Мы с командой начали разрабатывать свои «штуки» по маркетингу и IT. Делали клиентов успешней, кто-то становился лидером в своем городе и даже стране.
Но снова что-то не то.
Я зарабатывал деньги и пришел к выводу, что перестал ловить «кайф» и радость. В сердце уже нет того огня, хотя наше агентство внедряло авторские инновационные разработки в маркетинге и IT и заняло свою нишу на рынке.
В середине 2016 года почувствовал, что бизнес ради денег не зажигает мое сердце. Мне хотелось запускать значимые проекты и создавать продукты, которые меняют мир к лучшему. Работать с такими клиентами, для которых бизнес – больше, чем деньги. Ведь бизнес – это больше половины жизни. Дальше так продолжаться не могло, и остро встали вопросы: «Что дальше?», «Для чего все это?», «Что кроме денег?».
Многие клиенты меня не поддержали. Я распрощался с 90 % из них и на 10 месяцев вышел из бизнеса. Путешествовал по местам силы, заново изучал себя, раскрывал свои таланты и смыслы. Увидел себя в прошлых жизнях и осознал свою силу. Начал открывать древние знания о мироустройстве и возможностях человека. Стал целостным и сформировал свою философию жизни без гуру и духовных учений. Где только ты являешься творцом или палачом своей жизни.
Я захотел вкладывать в мир. Менять жизнь людей к лучшему. Оставить след.
Пришел к тому, что просто зарабатываю деньги. Да, помогаю клиентам становиться успешней, но меня это перестало зажигать. Осознал, что мой бизнес – это в первую очередь я, который использует свои таланты и занимается любимым делом, вкладывает частичку себя в продукт, а с помощью этого продукта выстраивает отношения с клиентом.
Если этот продукт качественный и ценный, он улучшает жизнь моих клиентов. Если я строю любимое дело на своих ценностях и авторской позиции, закладываю в него некую высокую более цель и миссию, чем просто зарабатывать деньги, это начинает меня вдохновлять.
Решил, что хочу использовать свои сильные стороны, навыки и таланты в творчестве, маркетинге, спорте и эзотерике, успешный опыт наших клиентов маркетингового агентства WEBFACE и опыт лучших маркетологов и бунтарей-новаторов мира, чтобы помогать мастерам, специалистам, предпринимателям, которые горят своим делом. Которые хотят создавать ценностные продукты и бренды на своей индивидуальности. Которые хотят обрести больше смысла, радости, свободы и процветания, делая мир лучше.
Так появилась система BRANDHERO: создание уникальных ценностных продуктов и созидательных брендов на любимом деле. Онлайн-школа по маркетингу и созидательному брендингу BRANDHERO SCHOOL.
Теперь хочу поделиться с вами технологией, где впервые на рынке объединены маркетинг, творчество, инновации и духовные принципы в одну систему.
4 типа бизнесменов. Кто вы?
Условно можно выделить 4 типа бизнесменов. Уверен, вы найдете и себя.
1. Нытик – бизнесмен, который плачет и жалуется на нехватку клиентов, прибыли, ресурсов. Мало продаж, виноват президент, правительство, курс доллара, конкуренты. Ах уж этот кризис, собака. Все рекламщики – негодяи, доят меня. Вообще, я очень умный, но деньгами не пахнет.
2. Барыга – «плохой» парень, не боится идти против системы. «Бабло» решает. Его система – купил дешевле, продал дороже. Какой сервис? Какой маркетинг? «Ужал» персонал, «прессанул» поставщиков – все, в шоколаде. Как правило, доверяет только себе. Контролирует все.
3. Романтик – занимается бизнесом для души. Просто есть деньги, почему бы не создать бизнес? Он сливается с бизнесом, в нем же растет и познает мир. Когда общается с клиентами, создается впечатление, что он медитирует. Работает для себя и в удовольствие. Деньги – не на первом месте.
4. Воин – Илья Муромец бизнеса. Для него бизнес – это стиль жизни и развитие. Не жует сопли, ломает кризис и стирает в порошок. Попадает в яму и дерется со Змеем Горынычем. Постоянно совершенствуется и пашет, как папа Карло. Меняет и улучшает окружающую реальность, а не плывет по течению. Оставляет след после себя и своего бизнеса. Уважает себя и других.
Теперь честно признайтесь себе, кто вы. Вы можете совмещать в себе несколько персонажей. Большинство из нас играет какие-то роли, часто не свои. Ваша задача понять, кто вы, что вы делаете и для чего.
Наш персонаж – воин, Илья Муромец. Человек, который относится к той редкой категории людей, для которых бизнес – больше, чем деньги. Деньги важны, но не первичны. Он следует своему пути и сердцу, но в то же время служит людям. Он верен себе и своим принципам. Он чувствует, что пришел сюда сделать что-то важное, чем он будет гордиться. Он творец, а не просто потребитель.
Скидки, сплетни, конкуренты
Зачастую мы не хотим создавать и напрягаться. Хотим больше потреблять. Потреблять новые «шмотки», технику, зависать в соцсетях и изображать себя другими. Потребление перешло в музыку, кино, бизнес. Смотрим на других, переводим, повторяем, слизываем. Воплощаем чужие мечты. Цитируем «ящик». Бежим за стадом. Так безопасней. Индивидуальностей и личностей почти нет.
Зеланд хорошо подметил: «Еще недавно примером для подражания были покорители новых вершин, строители новой жизни, энтузиасты своего дела – создатели. А сейчас стандартный образец для подражания – потребитель, который может себе позволить то, чего другие не могут. Настоящие люди куда-то исчезли. Их место заняли системные функционеры, менеджеры, члены соцсетей, звезды ютуба и поп-звезды…»
Правда, задевает за живое? А стоит всего лишь остановиться и осознать, зачем я делаю то, что делаю. Для себя или произвести впечатление? Просто быть в массе или следовать голосу сердца? Только потреблять и реализовывать чужие цели или создавать свою жизнь самостоятельно?
У нас создается иллюзия безопасности, когда идем протоптанным путем. Этот чужой путь, но вы же хотите достигать своих целей? Нам страшно ошибиться и совершить ошибку. Проще продавать аналогичный товар или услугу – зато уже работает.
Я не говорю придумать «шедевр», который никому не нужен. Предлагаю вам создать свой рынок внутри существующего рынка. Когда вы создаете свой продукт, вы – творец, а не потребитель. Вы задаете тон и сценарий игры без конкуренции.
Нам внушили, что нужно выгрызать кусок пирога на рынке, что низкие цены – это то, что действительно важно для клиента.
Нет смысла настраивать «директ», когда вы не понимаете своего клиента и что продаете. Мы проконсультировали 200 видов бизнесов, 99 % предпринимателей не понимают, что они на самом деле продают. Это фатальная ошибка. Все остальное уже не будет иметь значения. Креативная реклама, модный сайт, обученные продавцы будут транслировать «ложные» ценности и потребности клиента.
Товар или услуга воспринимается в прямом смысле слова. Если устанавливаю крышу, значит, занимаюсь установкой, если чай – то продажа чая. Вы знаете, что человек покупает не товар или услугу и не их свойства, а что стоит за ними. Если одним словом – счастье. Для одного – решение конкретной проблемы, для другого – чувство уюта комфорта, значимости и т. д. Детальней мы об этом поговорим в следующих главах.
9 из 10 бизнесов на рынке Украины и России конкурируют ценами. Самое интересное, ведь каждый знает, что это губительная стратегия. Я могу поставить сегодня 35 % скидки, завтра конкурент поставит 37 %.
Наблюдая за топовыми туристическими компаниями, замечаю, что они буквально каждую минуту меняют свои цены. Такое ощущение, что они не могут создать дополнительную ценность, кроме того, чтобы скидывать цену. И это делают монополисты.
Зачем заниматься делом, если не в состоянии предложить клиенту ничего, кроме цены?
Помните, что ваш клиент приходит на ваш продукт. Нет смысла «впаривать» и поливать грязью конкурентов. Наоборот, с конкурентами можно и нужно дружить, создавать альянсы. Денег хватит на всех.
Мы привыкли равняться на международные корпорации. Пишутся книги, в которых рассказываются стратегии и принципы успеха на личных примерах. Помните, звезды потому и звезды, что пошли своим путем. Это личности и творцы, а не подражатели и потребители. Чужим путем тяжело достичь своих целей. Идти всегда дольше, а в конце – не будет удовлетворения.
И книга, которую вы сейчас читаете, – всего лишь еще один взгляд на бизнес. Учитывайте чужой опыт, но развивайтесь и ошибайтесь на своем. Кто знает, может, вы найдете дорогу в 2 раза короче к истине, когда позволите себе идти по велению своего сердца.
Очередной бизнес, или Зачем я этим занимаюсь
У меня есть дом, машина, мешок «капусты», а теперь я начинаю жить…
Когда мы начинаем сотрудничать с предпринимателем, иногда задаем 4 личных вопроса:
1. Зачем вам бизнес?
Он говорит: «Я хочу просто отдыхать, проводить больше времени со своими детьми, заниматься хобби, реализовать себя».
Бизнес оказался инструментом достижения совсем других целей, и это не деньги. В большинстве случаев предприниматели создают бизнес и гонятся за прибылями. Им часто не хватает времени, и они мало уделяют внимания своим детям, редко путешествуют. Бизнес их засасывает и засасывает.
2. Сколько стоит ваша цель?
Тогда мы задаем следующий вопрос: «Сколько стоит ваша цель?» Его ответ: «Я хочу зарабатывать 50 000 долларов в месяц. Это позволит мне содержать семью, путешествовать, наслаждаться жизнью, помогать родителям».
50 000 долларов – это ориентир, атрибут на пути к цели, чистая прибыль, которую хотите получить именно вы. Исходя из этого, вы выстраиваете свою стратегию бизнеса.
3. Как достичь своей цели?
Теперь вы начинаете понимать, что хотите получать 50 000 долларов в месяц, как бизнесмен. Понятно, что есть совокупные операционные затраты, зарплаты сотрудников. Вы разрабатываете стратегию и план: «Мне нужно привлекать 15 клиентов в день, запустить рекламу, столько-то нужно партнеров, такой-то отдел продаж». И так далее.
Выстраивайте концепцию своего бизнеса, исходя из своей личной цели, а не цели получить бизнес с 1 000 000 долларов.
4. Что потом?
И последний вопрос: когда у вас уже есть успешный бизнес, вы достигли своей цели – что потом? Какая цель после того, как я ее достиг?
Некоторые начинают думать: «В детстве я любил рисовать, петь». И начинают реализовывать эти цели. Либо занимаются меценатством, благотворительностью, спонсорством.
Иллюзия в том, что мы начинаем заниматься любимым делом после того, как получили то, что считали важным: дом, машина, квартира, бизнес, семья. Любимое дело – это что-то воздушное, и оно где-то там, а пока мне нужно заниматься «делом» – зарабатывать деньги. Мы вбили в себе в голову, что хобби – это так, для души. Это не серьезно, на этом много не заработаешь.
Соль в том, что успешные империи строятся как раз на любимом деле, где есть страсть и посыл души. Мы готовы разменивать то, что любим и что лучше всего получается, на атрибуты статуса. Равняемся на тех, кто достиг своего, и хотим повторить их опыт. Они оттого и стали лучшими, что пошли своим путем, а не чужим.
Заниматься своим делом – это не зарабатывать деньги. Ты занимаешься им, потому что не можешь без него. Это часть тебя и пути. Деньги – это атрибут и даже не средство, не говоря о цели. Они всегда идут рядом с любимым делом, если их не вожделеть и не превращать в хозяина.
Рис. 1. «Я – ПРОДУКТ – КЛИЕНТЫ – МИР»
Бизнес начинается с вас, с собственника, где вы реализуете себя через то, что любите и в чем больше всего разбираетесь. Вы создаете продукт своей души и мозгов и делитесь им с клиентами, улучшая их жизнь и меняя мир к лучшему. Следствие этого – заработок денег.
Бизнес – это не просто заработок денег, это стиль жизни, свобода. Хотя для многих бизнес – это никогда не свобода. Зарабатывают большие деньги, а по факту чувствуют себя несчастливыми. В какой-то момент мы понимаем, что нам хочется чего-то большего. Кому-то хочется признания, кому-то помогать людям, чтобы чувствовать себя нужным в этом мире, а кто-то просто жаждет власти.
Ответьте себе на вопрос: «Что зажигает мое сердце, какой вид деятельности? Что вдохновляет меня, несмотря на деньги? Что сделает мою жизнь радостной и счастливой?»
Когда люди создают бизнес, предлагают какой-то товар или услугу, они не задают себе этот вопрос и не рассказывают другим, почему этим занимаются. Клиентам в какой-то момент станет интересно, почему вы занимаетесь своим делом. Они захотят узнать о компании, продукте, личности, которая представляет этот бизнес. Они почитают историю о вашей компании, потому что история может о многом рассказать.
Слишком много философии? Ценностный продукт – это продукт со смыслом.
Большое заблуждение состоит в том, что если я просто купил товар в Китае, я его продаю, то это считается продуктом.
Товар, где нет ваших мозгов, дополнительной ценности, вашего вклада, души, – это просто очередной бизнес-фастфуд, который натирает глаза и остается посредственностью.
Конкуренция по цене – тому подтверждение.
Вы барыга или создатель? Вы просто перепродаете и «втюхиваете» или вы создаете продукты, которыми хочется гордиться?
Меняем фокус с «Я» на «Вы»
Клиент – не доллар, клиент вам друг…
Что вы видите в своем клиенте: 10, 200, 1000-долларовую купюру или нечто большее? Ситуация в ресторане: «Опа, “сотка рубликов” пришел, присаживайтесь, что желаете: кофе или чай?» Конечно, ваш персонал так не говорит вслух, но в уме?
В последнее время стало подташнивать от отношения к людям как к «баблу». Предприниматель помешан на эго-цели типа увеличить продажи на «2,5 км» или «скупить лидов оптом». Ах, да, про конверсию забыл…
Почему не стоит цель улучшить сервис, отношение к клиентам? Сделать полезней продукт, придать больше смысла бизнесу. Развивать рынок и вкладывать в мир.
Сайты компаний и уста продавцов пестрят качественными прилагательными и расхваливанием себя во все стороны, сплошное «МЫканье» и «Яканье».
Клиент – не «бабло» или «лид», это человек в первую очередь. И бизнес – это про отношения. Если вы относитесь к своему клиенту как к зеленой бумажке и покупаете их оптом за 100 рублей, то не удивляйтесь, почему у вас мало клиентов и они уходят от вас.
Один из стереотипов рынка – считать свой труд по часам, рассказывать, как тяжело это делается. Клиенту безразлично, сколько времени и сил вы тратите на создание и продвижение своего продукта, какие большие зарплаты вы платите своим сотрудникам и сколько у вас конкурентов. Их интересуют только они сами, в первую очередь. Поэтому, когда вы ведете переговоры или жалуетесь, как много конкурентов, какой сейчас кризис, – это никому неинтересно. Если ценность вашего продукта превышает вашу стоимость, то человек будет готов за это заплатить.
Как на счет больного эго? Собственник, маркетолог, дизайнер относится к тому, что он делает, как к высшему пилотажу. Это какая-то гениальная задумка. и вот эту гениальную задумку должны оценить и принять все клиенты.
На самом деле зачастую то, что вам нравится, не нравится вашим клиентам. В то, во что вы верили, не верят ваши клиенты. То, что вы разделяете, не разделяют ваши клиенты. Считать, что ключевым элементом успеха вашей компании является крутой офис в центре и стильные визитки, а не обслуживание, экспертность, сотрудники – заблуждение.
Клиент хочет платить именно за ценность, и он остается лояльным только до тех пор, пока взаимообмен с продавцом кажется ему справедливым. Человек никогда не заплатит за продукт, если будет чувствовать, что он не выигрывает. Зачастую, когда продавец заключает сделку, думает: «Класс! Я “впихнул”, продавил, какой я молодец!» На самом деле клиент не дурак. Если он совершил покупку, значит, посчитал, что это для него ценно.
Удовлетворение потребителя – это единственный способ увеличить долгосрочную прибыль. Когда вы не вкладываете в постоянных клиентов, а постоянно увеличиваете новых клиентов – это очередная ошибка. Мы все больше и больше хотим новых клиентов, их становится много, а персонал и ресурсы не успевают обслуживать на должном уровне этот поток клиентов. Вы «забиваете» на старых клиентов, которые вам постоянно приносят деньги. И в тот же момент вы не успеваете качественно обслужить новых клиентов. Ваш бизнес просто рассыпается.
Сердце любого бизнеса – это клиент и продукт. Вы должны рассматривать бизнес, рекламу, продукт с точки зрения клиента. Надо поставить себя на его место, залезть в его голову и душу. Создавайте продукт, который улучшает жизнь ваших клиентов, и вам не придется продавать.
Вдумайтесь и осознайте, кто для вас клиент: «денежное мясо» или друг. Относясь к клиентам как друзьям, вы создаете домашнюю атмосферу и преданность. Лояльность, которую не купишь скидкой и конфетой. Поэтому больше инвестируйте в клиентов.
Бизнес – это про отношения, где клиент в центре. Проверьте, не забыла ли ваша уборщица протереть WC час назад. Мелочь, которая убивает ваш бизнес. Как вы держите свое слово и выполняете обещания? Как быстро и заинтересованно «разруливаете» проблемные ситуации? Искренни ли вы?
Часть 2. Создаем свой BRANDHERO
Что такое бренд, или Один случай на базаре
Как-то на конференции я услышал забавный пример. Пришел покупатель на рынок-базар в молочный отдел. Стоят две продавщицы.
– Сколько стоит творог?
– 100 грн.
– А у вас?
– Тоже 100 грн.
– А чем они отличаются?
– Хозяйки разные.
Смеетесь? Соль в том, что если вам понравился продавец, то скорее всего вы захотите выбрать именно его творог. По факту вы покупаете не творог, вы покупаете продавщицу. Вы покупаете те эмоции, которые возникают в момент общения с ней. Ее улыбку, ее глаза. Вы покупаете свое доверие к ней и уверенность. А потом уже сам творог. Вы покупаете бренд – продавщицу!
Бизнес – это взаимодействие двух живых людей – владельца и потребителя. А не потребителя и товара. Если обе стороны счастливы, бизнес идет в гору.
Так что же такое бренд?
В голове человека 2–5 брендов по каждой категории. Люди делегируют свой выбор другим, следуют, доверяют большинству, «звездам». Доверяют поверхностным штампам.
Зачастую глупые и эмоциональны покупки делают человека счастливым. Сильные бренды обращаются к сердцу человека. Чем сильнее бренд, тем больше человек переплачивает. Где логика? А ее нет. Маркетинг живет за счет чувств и иррациональностей, спонтанностей. Люди – не роботы.
Задача – бренда эффективно работать с чувствами, а потом уже с рацио. В идеале – объединить рацио и эмоцию в одно решение.
Часто брендовые товары покупаются не из нужды, а чтобы с помощью этих символов послать сообщение и показать, что я могу себе это позволить, что я круче, чем есть на самом деле. С помощью бренда я хочу поднять свою самооценку. И потребитель готов переплачивать за бренд только ради этого восприятия и ощущения особенности.
Бренд – это эмоция, а не мысли. Бренд – ваш главный актив.
Многие предприниматели ошибочно считают, что бренд необходим лишь гигантам рынка типа Facebook, Apple, BMW, NIKE и т. д. Что это очень дорого, трудно и долго. Или что, чтобы построить бренд, достаточно лишь влить солидную сумму в рекламу.