Вступление
АЛБАНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В Европе есть одна небольшая и несмотря на свою древнюю историю все же малоизвестная страна gд названием -Албания.
Исторически так сложилось, что за время пребывании современной нам территории этой страны в составе «Османской империи» ее коренной народ в своем подавляющем большинстве и в первую очередь албанская "элита» приняли ислам. В связи с чем эта страна является единственны европейским государством, где ислам утвердился и остался как религия для подавляющего числа населения страны.
И в связи с чем, Албания в геополитическом плане на сегодня является государством только что сбросившим с себя «коммунистическую «безбожную диктатуру «рабочих и крестьян» так и не обретя демократического устройства стала по сути главным «плацдармом» как для очередных попыток современных нам «исламских фундаменталистов» вытеснить «христианскую религию» хотя бы из стран Южной Европы, так и в первую очередь захвата этого государства для создания политической напряженности в современной нам Европе!
С ее демократическими институтами и ценностями! В связи с чем обстановка в этой стране, по мнению вашего автора должна находится под самым я бы сказал «тотально» пристальным внимание руководства ЕС и Блока НАТО для избежание использования ее территории и ресурсов в развязывании новой европейской войны.
Тем более, что ранее почти такой же прецедент в истории Албании уже был.
Ведь после 1945 г. Албания была захвачена «просоветски» настроенными коммунистами и на ее территории так же при поддержке СССР была установлена не только одна из самых кровавы коммунистическая диктатура в Европе, истории, которой и будет посвящена данная работа, но СССР впервые получил военно-морские базы на территории Средиземного моря.
Но начнем мы наше повествование не с 1945 г. а с учетом сложности и мало известности истории Албании среди читателей уже только с момента получения независимости Албании.
Для чего я предлагаю познакомится вот э этой исторической справкой.
Она поможет вам уважаемый читатель понять особый «дух албанского народа» и его древние идеологические корни, истребить которые на протяжении более 60 лет не смогли даже так называемые «албанские коммунисты», пролившие увы немало албанской крови…
Итак, история Албании начинается не с истории завоевании или заселения ее территории «албанским народом.
Тут ситуация не традиционная и Албанская история начинается в Османской империи с истории одного из мусульманского религиозного монашеского ордена БЕКТАШИ.!
Бекташи – суфийский орден, основанный Хаджи-Бекташем в XIII веке. Близок к шиизму (за почитание Али) и содержит элементы христианства (крещение).
Распространён был в Турции, Албании и Боснии – в значительной мере, среди перешедших в ислам бывших христиан.
Воспринимали мир посредством триад: Аллаха, Мухаммеда и Али, имели ритуальную еду из вина, хлеба и сыра.
В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права.
Бекташи являются последователями Хаджи-Бекташа, уроженца Нишапура в Хорасане, бывшего, согласно легенде, потомком седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима. Традиционно считается, что он жил в промежутке между 1248 и 1337 годами и переселился в Малую Азию, на территорию Румийского султаната, в 1281 году.
Там он и основал орден, названный его именем.
Поздняя легенда приписывает Хаджи-Бекташу акт благословения на царство юного эмира Османа-Гази, основателя Османского государства.
В XV веке происходит сближение бекташей с корпусом янычар.
Все янычары были приписаны к ордену, и шейх (настоятель) дервишей был почётным командиром 99-й роты янычарского корпуса.
В конце XV века во главе ордена встал Балым-Султан (? – 1516), выступивший то ли систематизатором, то ли реформатором учения бекташей. К бекташам благоволил Сулейман I. (Биография Хаджи Бекташа хорошо описано вот тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хаджи_Бекташ и я рекомендую е прочесть самостоятельно)
В первой половине XVI века Бекташский орден разделился на два течения – челебии и бабаи.
Поводом к разделению стал спор о наследниках Хаджи-Бекташ-Вели.
Согласно челебиям, он имел рождённых в разные эпохи потомков, зачатых чудесным образом.
Согласно бабаям, многие из которых были кызылбашского происхождения, Хаджи-Бекташ не имел потомства. Через посредство бабаев, в учение бекташей проникают шиитские концепции. Бекташи признают 12 шиитских имамов.
После расформирования корпуса янычар в 1826 году, орден лишился привилегированного статуса.
De jure, султаном Махмудом II орден вообще был упразднён – но продолжал функционировать неофициально.
Одним из центров ордена стала албанская Тирана на периферии Османской империи. В Албании целые сельские районы обращались в бекташизм вследствие неприятия суннизма – религии завоевателей.
В 1913 году – после провозглашения Албанией независимости – государство признало самостоятельность религиозной общины бекташей, и Тирана превратилась в мировой центр этой религии.
В Турции же, после революции Кемаля, все религиозные ордена (даже чисто-суннитские) были в 1924 г. закрыты и подверглись репрессиям.
В 1925 году многие бекташи были вынуждены покинуть пределы Турции, и большей частью, осели в Албании, где с орденом было связано до 20 % местного населения" из числа его «элиты»
Но нас в данной работе будет в первую очередь интересовать не это, а та "геополитическая операция» которую после 1945 г. что осуществили в данной стране советские спецслужбы (опиравшиеся на штыки Красной Армии оккупировавшей к этому времени всю Югославию) – это установления КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЫ в этом мусульманском государстве!
А во-вторых мы на примере Албании посмотрим, что получилось в ходе проведения этого эксперимента по адаптации "российской версии марксизма-ленинизма» на ну совершено не пригодной для этого территории.
Но, вначале (перед углублением в историю Албании и поиски корней тех бед, что ее угнетают и сейчас) я подам для любознательного читателя краткую справку о том, что такое в данное время представляет собой эта страна и почему туда после 70 летнего "коммунистического эксперимента" не ступала до сих пор нога скажем того же "российского туриста"! А если и ступала, то как правило это были разведчики-дилетанты (практиканты» и ФСБ РФ! Надо же где-то и им учится своей профессии? А в Албании и не дорого и все же заграница!!!
Итак, на сегодня Албания (алб. Shqipria), полная официальная форма – Республика Албания (алб. Republika e Shqipris – государство в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей.
Член НАТО с 2009 года.
Пролив Отранто отделяет Албанию от Италии! Т.е до Италии как говорится рукой подать!
На северо-востоке граничит с Сербией, автономным краем Косово и Метохия (частично признанной Республикой Косово), на северо-западе – с Черногорией, на востоке – с Республикой Македонией, на юго-востоке – с Грецией.
Ее площадь 28, 7 тыс. кв. км, что чуть менее площади Армении (30 тыс.)
Население – более 3 миллионов, свыше 96% из них албанцы.
За период с 1940 по 1998 население выросло в 3 раза.
Столица страны – порт Тирана с населением 210 тыс.
Климат: летом жаркая, сухая погода (июль 24-25 С), зимой мягкая, сырая +8 – 9 С. Албанцы – это такая же загадка для большинства европейцев. Как собственно и сама Албания
Кроме собственно Албании албанцы проживают на территории Сербии, где более 90% живущих в автономном крае Косово – их единоплеменники, в Македонии, где к ним себя относят от 30% (по официальным данным) до 50% (по мнению их самих) жителей, много албанцев на севере Греции и в Черногории. Албанское население есть и в Италии – на Сицилии и в Калабрии, где их называют арбрешами.
Сами албанцы называют себя шкиптерами, а свою страну – Шкиприя!
Это самоназвание, возникло потому, что так звали друг друга говорящие на понятном языке, т.к. “shgipoj” значит по-албански “понимать”.
А вот жизнь албанцев была для европейцев загадкой.
За XVI-XVIII вв. там не побывал ни один известный иностранный путешественник и не оставил для нас никакого описания этой страны.
В связи с чем мне и приходится все сведения собирать самому.
И начну с главного!
Среди албанцев в конце XIX века существовали 4 религиозные группы.
Самая многочисленная – мусульмане-суниты.
Ко второй группе относились так называемые бекташи, считающиеся мусульманами, в действительности, придерживающиеся верований из смеси из шиизма и различных христианских сектанств, считались покровителями янычар.
Католики составляли 20% албанского населения, а православные – менее 10%.
Ныне преобладающая религия среди албанцев – ислам, ибо со второй половине XVIII в. в стране началась массовая исламизация населения.
Проводилась она не столько путем проповедей, сколько путем экономического нажима, и путем запрета на ношения оружия немусульманам, что в условиях постоянных схваток за земли было весьма мощным средством давления.
Турки стремились опереться на албанцев в управлении Балканами, поэтому во второй половине XIX века стремясь задобрить «албанскую знать», всячески расширяли ее самоуправление.
Именно из-за этой политики во время Русско-турецкой войны 1878-1879 гг. албанцы оказались на стороне Стамбула.
Тем не менее по Сан-Стефанскому договору 1879 г. Албания получила ограниченную административную автономию
В 1902-1903 гг. в местах проживания албанцев начались волнения. Албанская гвардия султана в 1909 году поддержала младотурок. Но их националистическая политика ущемила интересы албанцев.
В 1910 году восстал «Косовский валиет», однако через 5 месяцев восстание было подавлено.
В 1911 году восстали католические кланы.
В 1912 году восстание вспыхнуло вновь и через 1, 5 месяца после его началась «Балканская война». На этот раз албанцы не поддержали турок, дезертировали из их армии и встречали союзные славяно-греческие войска как освободителей.
28 ноября 1912 года торжественно была провозглашена «независимая Албания» со столицей в Люсини и создано правительство во главе с Исмаилом Кемалем.
В конечном итоге Косовский валиет отошел к Сербии.
И население возникшего Албанского государства на 3/4 стало состоять из мусульман.
В начале 20-х годов прошлого века Президентом страны стал Зогу Ахмет ( о нем подробно будет рассказано далее)
Правительство А. Зогу опиралось на крупных землевладельцев, составлявших 3% от общего числа владевших землей.
Им принадлежало 23% всех земель, т.е. по 19 га на семью.
В тоже время 129 тысяч семей, составлявшие 83% всего сельского населения владели 61% земель, или по 1, 8 га на семью.
Промышленность к 1940 году составляла 18% всего национального дохода.
Рабочих в стране было меньше 15 тысяч.
Заводы скорее напоминали мелкие цеха. На крупнейшем из них – пивном в Корче трудились 60 рабочих.
Рабочий день на шахтах и нефтепромыслах продолжался 14-16 часов, плата у рабочих была в 2-3 раза меньше, чем у итальянцев, работавших там-же.
На вооруженные силы, королевский двор и чиновничество шло 80% бюджета страны.
Обо хочу остановится на нравах албанцев и их укладе жизни
А албанские нравы весьма схожи с нравами горцев Кавказа которых в России в шутку принято называть лицами «кавказской национальности».
И если вы уважаемый читатель бывали в Чечне, Осетии или др. подобных нац. автономных республиках РФ то в Албании вас уже ничего не удивит…
А если все же вернутся к Албании, то даже XIX век был временем больших социально-политических потрясений для албанцев, связанных с восстановлением государственности страны.
Именно тогда в колоссальных размерах распространился обычай "кровной мести", который был искоренен лишь в конце 50-х годов ХХ века
Месть считалась тяжелой, но неизбежной моральной обязанностью. Мстили по принципу 1-1, но часто это соотношение не соблюдалось.
Обычное албанское право считало (а законы Порты в горах не действовали), что убийство в порядке кровной мести или за проступок, обязательное с точки зрение общественной морали, не наказуемо
По всей стране в целях самозащиты стали строиться высокие укрепленные башни-кулы, которые сродни кавказским.
Объектами мести со стороны “кровников” могли стать все мужчины, включая грудных младенцев, жившие с убийцей под одной крышей.
А стать убийцей было весьма просто, так как понятие “поруганная честь”, требовало мстить смертью за всякое оскорбление.
Оскорбить же можно было и начав еду раньше гостя, и облизыванием посуды, как и скребением сковородки как хозяином дома, так и гостем в присутствии хозяина.
Смертью должно было караться и нанесение побоев чужой женщине или ребенку.
Правда, на кровную месть были весьма жесткие ограничения.
Запрещалось совершать отмщение в собственном доме, в доме третьего лица, в общественном месте, иногда на проезжей дороге.
После совершения “возмездия” мститель обязан был собрать на обед друзей и объявить о своем поступке, дабы ответная месть не пала на другого.
После убийства полагалось 24 часа перемирия (беса).
Просить ее – право, давать – обязанность.
За убийство можно было дать выкуп.
Иногда примирение кровников организовывалось иезуитами, которых в горах боялись.
Обычное право было записано, и следовали ему неуклонно.
Была велика роль следящих за его соблюдением старейшин. Старожилы в 50-х годах нашего века вспоминали: “Парши (старейшины) были правительством, правительства ведь кроме них не существовало”.
Убийство с целью грабежа считалось у албанцев позором, но тем не менее распространились чем-то схожие с кавказскими абреками цуби.
В случае угрозы считалось допустимым отдаться под покровительством могил, место у которых выполняло функцию убежища.
По отношению к тяжким преступлениям, кроме убийства кровника или убийства с целью смыть оскорбление албанцами применялись следующие наказания:
1) поток и разграбление;
2) изгнание навсегда или на срок (3 года);
3) штраф;
4) смертная казнь, но приведенный в исполнение приговор подвергался кровной мести.
Родственные связи между албанцами очень развиты.
Существовали три группы родовых объединений которые затем переросли в наше время в своего рода " албанскую мафию":
1) фис – группа людей, людей, объединенных родством по мужской линии;
2) влазния – меньший круг лиц;
3) барку – группа наиболее близких родственных семей.
Браки между даже очень дальними родственниками были запрещены. Побратимство означало принятие на себя всех обязательств родственника и поэтому влекло за собой запрет браков между родственниками побратимов.
Родство “древа крови” и “древа молока” также исключало брачные узы. Родство по отцовской линии подвергалось более тщательному анализу, чем по материнской.
Албанцы высоко ценили гостеприимство и считали его своим долгом. Пословица гласила: “Дом албанца есть дом Бога и гостя”.
Просто гостю предлагали тоже, что ели сами. Хорошему другу предлагали кофе, виноградную водку и вино с хлебом.
Особо почетным гостям полагались сладкий кофе, мясо, табак, ну и, естественно, водка и хлеб.
Обычное питание албанцев состояло из кукурузного хлеба и молочных продуктов.
Пресный хлеб выпекали в очаге, для этого замешанное на воде тесто клали на большую сковороду, накрывали высокой крышкой и заваливали горячей золой.
Овощи горцы разводили в небольшом количестве и ассортименте, в котором были капуста, лук, чеснок, фасоль. В XIX веке появился картофель. Подспорьем в рационе являлись каштановые и ореховые деревья.
Мясо горцы ели исключительно редко, свинину употребляли в сушеном виде. В местности Дарла мясо ели 7 раз в году. В Белише – 9 раз.
Однако мясом полагалось кормить гостей на свадьбах и на похоронах и эти поводы весьма дополняли меню.
Горцы существенно зависели от базаров.
Русский посол писал, что стоит турецкому правительству их закрыть и любое «албанское восстание» захлебнется, само собой.
На этом наш общий экскурс в историю Албании закончен, и мы переходим у сути вопроса и будем строго следовать за исторической хронологией событий.
Часть 1
История современной Албании
История Албании как государственного объединения начинается с момента падения Византии, когда в 1204 г. европейскими крестоносцами создается небольшое, но стратегически важное королевство Албания со столицей в г. Дурресе (1271—1333; 1355—1368).
В 1368 г. Дуррес возглавил Карл Топия – первый этнически албанский князь в истории Балкан, создавший здесь средневековое княжество Албания.
Но уже в 1381 году турки проникают на территорию Албании и поддерживают в межплеменной войне род Топия против рода Бальшей.
Албания превратилась в поле столкновения интересов венецианцев и турок.
Турки называли албанцев арнаутами.
В 1385 году сербские и албанские князья потерпели поражение в битве при Савре.
На этом первая попытка создать независимое албанское государство закончилась…
В составе Османской империи (1468—1912)
К концу 1571 года турки полностью вытесняют венецианцев с территории Албании. Горный север Албании сохранил определённую автономию.
Власть там принадлежала советам старейшин во главе с байрактарами – Хранителями Знамени.
В Албании постепенно распространяется ислам.
Османское владычество сохранялось до начала XX века, когда в ходе Первой Балканской войны территория Албании оказалась оккупирована войсками Черногории, Сербии и Греции, а Турция потерпела поражение в войне и Албания оказалась перед угрозой раздела между соперничающими державами.
В составе Турции Албания обладала достаточной автономией.
Земли, населённые албанцами, в 1835 были разделены на эйялеты Янина и Румелия, во главе которых ставились чиновники из Константинополя. Позже, в 1846 году, были созданы пашалыки в Монастире (до 1877 года) и Ускибе (до 1863 года).
После 1865 года Стамбул повторно разделил албанские земли между вилайетами Ишкодра (Шкодер), Янина (с 1867), Битола (Монастир) и Косово (с 1877).
А само "новое возрождения Албании" началось только после свержения турецкого султана Абдул-Хамида II, когда в июле 1908 появились первые албанские школы, возникли газеты и политические клубы, особенно на юге страны.
В ноябре 1908 в Монастире (Битоль) состоялся Национальный конгресс, обсудивший вопрос о национальной автономии и едином албанском алфавите на основе латиницы.
Стремясь расширить контроль над горцами, младотурками пришедшие к власти в Турции был принят т. н. Закон о бандах (1909); запрещалось ношение оружия, вводилось наказание палками и др.
По сути этот закон фиксировал зарождения в Албании особой преступной организации названой позже "албанской мафией"!
В 1909 году в Албании инициированное албанскими националистами вспыхнуло новое восстание., которое Турции уже не удалось подавить даже военной силой.
И как следствие этих событий – 28 ноября 1912 года во Влёре была провозглашена независимость АЛБАНИИ.
В 1912—1913 Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция признали вначале автономию, а затем – независимость Албании от Турции.
Но вот фактически над Албанией был установлен протекторат этих шести держав, которые и определили границы нового государства.
В 1914 году на короткое время князем Албании был провозглашён Вильгельм Вид, вскоре свергнутый в ходе про итальянский переворот.
В годы Первой мировой войны Албания превратилась в арену активных военных действий, а после окончания ПМВ большую часть территории страны контролировали уже вооружённые банды "албанских партизан", а по сути той же "албанской мафии".
Очевидно в силу этих всех политических обстоятельств уже в апреле 1915 года страны Антанты и Италия (особо претендовавшая на Албанию как часть своей исконной территории!) подписали секретный договор, ликвидировавший независимость Албании.
И этот план основывался на том факте, что территория Албании к концу ПМВ была оккупирована итальянскими, сербскими и греческими войсками, оттеснившими национальные бандформирования в непроходимые горы.
И на этом бы казалось все для Албании закончилось хорошо?
Но тут вдруг для европейских политиков оказалось, что не все албанцы в самой Албании были согласны с переходом страны под власть Италии!!!
Ибо к этому времени в стране бурно развивался албанский национализм и политические силы его пробудившие уже 21—31 января 1920 года созвали так называемый «Албанский Национальный конгресс" на котором в вновь в одностороннем порядке "провозгласил независимость страны!!! и объявил город Тирану столицей нового государства.
А по сути оказалось, что на волне албанского национализма к верховной власти в стране пришла феодально-помещичья группировка Ахмета Зогу ставшего первым Премьер -министром страны.
Который как ловкий политик сумел при военной, материальной и дипломатической помощи Югославии, Англии, Франции и Италии подавить демократическое движение ( в том числе и находившееся в зачаточном пока состоянии и коммунистическое движение!)
Справка: Коммунистическая партия Албании (под название «Албанская партия труда») возникла последней в странах Балканского региона.
В 1920-х в Албании образовались три коммунистические организации, численностью до трёх сотен человек каждая: Албанская коммунистическая группа в Корче; отколовшаяся от неё Группа молодёжи с ячейками во Влёре, Тиране и Гирокастре; группа в Шкодере.
Однако вплоть до начала 1940-х годов эти разрозненные группы албанских коммунистов не консолидировались в единую партию. В 1940г. столица была перенесена в маленький, тогда 12-ти тысячный прибрежный городок Тирану.
Попытка косоварского активиста Али Кельменди в 1925 году сформировать албанскую секцию Коминтерна не дали значительного результата.
Аналогичные действия предпринимал другой Коминтерновский представитель Лазар Фундо, но не получил советской поддержки, поскольку обвинялся то в троцкизме, то в «правом уклоне».
Ведущие коммунистические активисты состояли в компартиях стран Западной Европы.
Подпольные коммунистические организации рекрутировались из бывших сторонников республиканского движения православного епископа Фана Ноли. (Интересно, что некоторые другие республиканские активисты впоследствии примкнули к албанскому фашизму.)
Далее в последующих части мы продолжим тему создания АПТ (албанской партии труда), а сейчас я продолжу рассказ об Ахмете Зогу.
Заняв в 1924 г. пост Премьер-Министра А. Зогу не сразу на этом месте утвердился.
Ибо в июне этого же года его "сверг" православный епископ Фан Ноли, назначивший себя Премьер-министром. Как потом выяснилось этот переворот был совершен при помощи советских спецслужб и в качестве ответного подарка Албания в 1925 г. признала СССР и установила с ним дипотношения!
Ну а раз так, то в Албанию быстро проникли эмиссары Коминтерна, которые и начали процессы по объединению разрозненных коммунистических групп в единую коммунистическую партию.
А далее случилось небывалое в европейской политике событие!
Чего конечен не ожидали и в Кремле!!!
Бежавший из страны Премьер-министр А. Зогу не получив военной поддержки в Югославии тем не менее решил поискать поддержки у совершено другой политической организации.
Он лично обратился за помощью к российским офицерам-белоэмигрантам в Югославии, которые в декабре 1924 года отрядом численностью всего 108 человек в течение недели захватили Албанию (в армии которой в то время было 7,5 тыс. и 3 тыс. жандармерии)!!!
Просоветски настроенный епископ Фан Ноли бежал, а А. Зогу развивая свой политический успех тут же созвал Законодательное собрание, провозгласившее его в 1925 году Президентом, а в 1928 году – Королём Албании.
И вот как это было сделано!
Вначале А. Зогу пришлось долго лавировать между Югославией, Великобританией и Италией, но в итоге Италия стала вытеснять конкурентов, постепенно получая контроль над Албанией.