Книга Прогулки по Санкт-Петербургу - читать онлайн бесплатно, автор Нина Яр
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Прогулки по Санкт-Петербургу
Прогулки по Санкт-Петербургу
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Прогулки по Санкт-Петербургу

Любимые места моих путешествий


Рад познакомиться с новыми моими читателями. Меня зовут Малыш, я отношусь к собакам породы чихуахуа, живу в прекрасном городе Санкт-Петербурге. У нас в семье есть ещё кошка Туся, которая, в отличие от меня, на первый взгляд, не очень любит прогулки, хотя, как выяснилось со временем, она очень даже бывалый путешественник. Как исследователь необычных мест, она готова поделиться своими впечатлениями и подумывает над такой возможностью.

Мне очень нравится путешествовать, знакомиться с новыми местами, встречаться с разными обстоятельствами, расширять кругозор, несмотря на то, что по своему происхождению я обычный пёсик породы чихуахуа, который воспринимается людьми как декоративная собачка, в большей степени приспособленная разделять семейные радости в доме своих хозяев. Любимые моменты моей жизни звучат так: «Малыш, пойдём гулять? Ты хочешь пойти погулять?». Эти мгновения навевают свои сезонные ароматы снега, листвы, почвы, луж после дождя, цветущих деревьев, зреющих плодов, фонтанов, парков, прудов, рек, моря. Я люблю плавать на лодках и купаться не только у морского берега, но и в лучах скупого зимнего солнышка, в потоках цветового разнообразия, отражаемого буйной растительностью, начиная от первой весенней зелени и буйного цветения, до белоснежных зимних покровов.

Приглашение на прогулку звучит не только обращением ко мне, но и ожидаемым шорохом травы под ногами, шелестом листвы, шепотом освежающего ветерка, разноголосым пением птиц, поскрипыванием снега, шуршанием порхающих снежинок, торжественным шумом фонтанов в восхитительном сиянии радуг при солнце. Когда мне говорят на какую прогулку мы идём, или куда поедем, меня буквально охватывает трепет, волнение перед открывающимися горизонтами за пределами уютного и безопасного жилища.

В своей первой книге «Круги познания» я поделился своим восхищением Санкт-Петербургом и его замечательными пригородами, уделяя особое внимание животным, с любовью и признательностью воплощённым в бронзе и камне, украшающим город, отражающим его историю и культурное наследие. В другой книге: «Я – Малыш. Семейные истории», я поведал о районе Санкт-Петербурга, где живу и, конечно же, где больше всего гуляю. Московский район города богат историей, архитектурой, памятниками, парками и садами.

Отсутствие иллюстраций в книге «Круги познания» настроило меня написать эту книгу, сопровождаемую фотографиями, и в большей степени уделить им внимание на моей странице в Интернете.

Много загадочного, удивительного, кажущегося неправдоподобным и сказочным, мистическим и надуманным людьми с неуёмной фантазией, связано с захлёстывающей нас информацией в последнее время. Такое это время запускаемых для общего пользования и разоблачаемых фейков, время информации с широким и почти мгновенным доступом к ней, время завуалированной широкомасштабной дезинформации, которая с успехом водит за нос как своих легковерных и доверчивых наблюдателей жизни, так и активных любителей получать всё в готовом для употребления виде без приложения собственных усилий, принимая всё просто на веру. Впрочем, так было всегда, как в известной песенке лисы Алисы и кота Базилио на стихи Булата Окуджавы:

«… На хвастуна не нужен нож,


ему немного подпоешь -


И делай с ним, что хошь!


Покуда живы жадины вокруг,


Удачи мы не выпустим из рук.


Какое небо голубое,


Мы не сторонники разбоя:


На жадину не нужен нож,


Ему покажешь медный грош -


И делай с ним, что хошь!


Покуда есть на свете дураки,


Обманом жить нам, стало быть, с руки.


Какое небо голубое,


Мы не сторонники разбоя:


На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврёшь -


И делай с ним, что хошь!»

Если не воспринимать свою жизнь, как сказочный Буратино, закапывающий свои денежки на поле чудес, под чарующее пение кота-хитреца Базилио и плутовки лисы Алисы, то сможешь избежать и устоять против многих умело расставленных ловушек не только для всеядных жадин, хвастунов и дураков, но и для охочих до информационных сенсаций, взбудораживающих разум. Я придерживаюсь взвешенного подхода, как к получаемым свежим сведениям, так и к устоявшимся знаниям со своей репутацией, беспрекословно демонстрируемой в учебниках, поэтому считающейся безупречной и не подвергаемой сомнениям.

Санкт-Петербург является воистину мистическим городом. Не только монументальная архитектура ставит огромное количество вопросов, при этом ссылки на существующую архивную документацию истории их строительства по многим причинам не удовлетворяют вдумчивых исследователей. Интересно самому полюбоваться на затейливую кладку каменных блоков множества сооружений, задуматься о безупречной шлифовке камня многочисленных известных колонн в городе, доставшихся нам задолго до современных технологий обработки, так и не дотянувшихся до исполнения работ подобного масштаба в настоящее время. Эти свидетельства находятся перед глазами любого желающего. Интересно было бы посмотреть на древнеславянские артефакты, хранящиеся в запасниках Государственного Эрмитажа. Сам город с его дворцами, храмами, колоннами и статуями впечатляет как творение античного периода, во всяком случае, его историческая часть во многом соответствует канонам античного города.

Контуры строительных сооружений на территории Санкт-Петербурга, скрытые надписи на иконах, колоннах, которыми занимается профессор В.А. Чудинов, удивляющий своим неординарным подходом в исследовательской деятельности при расшифровке слогового и буквенного славянского письма, раскрывают страницы неведомой истории. Открытые всеобщему взоры тексты, которые надо постараться увидеть и понять, указывают на масштабное использование этих земель ещё во времена Рюрика, с уточнением даты 859 года нашей эры. У всех на виду надписи на колоннах Исаакиевского собора, повествующие о том, что это храм воинов; на одной из колонн, например, указана дата её изготовления – 1179 год, и дата наложения заплаты на повреждённую часть – 1359 год.

На виды нашего города сверху – урбаноглифы Санкт-Петербурга, можно полюбоваться в Интернете, где учёный щедро делится своими наблюдениями, представляя многочисленные фотографии, не скрывая тайны прочтения информации, напротив, с помощью видео он подробно вводит в курс работы с фактическим материалом. При этом вполне убедительной становится даже дата 1361 года нашей эры, пересчитанная после прочтения урбаноглифа Вавилона, дающая основание для размышлений о загадках истории, которая многократно переписывалась по запросу текущего момента. Кроме того, артефакты современных археологических раскопок на территории Санкт-Петербурга погружают в историю цивилизации пяти тысячелетней давности.

В книге российского историка и писателя В.Н. Балязина «Пётр Великий» историческое событие основания российской столицы в северном краю описано в следующем повествовании:

«Об основании Санкт-Петербурга 16 мая (по старому стилю, а по новому – 27 мая) 1703 года сохранился такой рассказ.

Петру I наиболее пригодным из всех островов на Неве для закладки крепости показался остров Заячий. Он решил построить здесь крепость, впоследствии названную Петропавловской, чтобы закрыть устье Невы от прохода по реке вражеских кораблей. Высадившись на финский остров Енисаари, что и значило «заячий», одним из первых, Петр взял у солдата, оказавшегося на берегу раньше него, штык-багинет, вырезал две полоски дерна, положил их крест-накрест и сказал: «Здесь быть городу». Потом взял заступ и начал первым копать ров. Когда же он был выкопан на глубину в два аршина, на дно поставили каменный ящик, а внутрь него положили золотой ковчежец с частью мощей апостола Андрея Первозванного. После этого государь прикрыл ящик каменной плитой, на которой уже загодя была высечена надпись: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года, мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем, царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским». В этой надписи весьма важно то, что с самого начала Санкт-Петербург назван царствующим градом. Таково предание, а на самом деле 16 мая 1703 года Петр был в Лодейном поле, а руководил закладкой крепости А. Д. Меншиков. В день своего ангела Петр заложил основание первой деревянной церкви во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Через десять месяцев она была готова.

Церковь была небольшая, но, по словам иностранцев, красивая; снаружи она была окрашена желтою краскою, под мрамор. Колокольня была высокая, остроконечная; на ней повешено было несколько колоколов, и к ним нарочно был приставлен искусный звонарь, который каждый час ударял в колокол, чтобы по числу ударов знать, который час; но сперва он должен был вызванивать какую-нибудь мелодию, чтобы привлечь внимание работающих. Постройка деревянной крепости была окончена в четыре месяца, и крепость могла уже встретить неприятельское нападение».

Интересные сведения историка и писателя В.Н. Балязина дают возможность представить живые картины более чем 300-летней давности, когда замыслы Петра воплощались в первые результаты после закладки будущего блистательного Петербурга.

По учебникам истории все знают, что Санкт-Петербург был основан российским царём Петром Первым в 1703 году на берегах реки Невы. Пушкинские строки из поэмы «Медный всадник» соответствуют историческим сведениям о пустынных берегах Невы с малочисленными поселениями на месте закладки столицы будущей империи:

«По мшистым, топким берегам


Чернели избы здесь и там,


Приют убогого чухонца;


И лес, неведомый лучам


В тумане спрятанного солнца,


Кругом шумел».

В наше время бурного натиска информационных потоков обнаруживаются археологические свидетельства существования здесь древней, возможно, высокоразвитой цивилизации, возникают и выносятся на обсуждение смелые догадки о доставшейся основателю города великолепной архитектуре древности, которую только надо было постараться откопать. Общим достоянием становятся результаты исследований древних надписей на русском языке многовековой давности времён Рюрика, указывающие кому были посвящены известные нам творения зодчества.

Праздники на Неве


Главная водная артерия Санкт-Петербурга зарождается не из слияния маленьких ручейков, как это чаще бывает. Нева уверенно и целеустремлённо вытекает из Ладожского озера, отличающегося необычайной красотой природы. Озеро в окружении живописных скал, с островами, излюбленными местами для заядлых рыбаков привлекает множество туристов и любителей природы в эти прекрасные места с разнообразной флорой и фауной. Многим удаётся даже наблюдать миражи, которые здесь часто бывают, по отзывам отдыхающих. Удивительно и любопытно обнаруживать в этих местах соседство произрастающих представителей южных растений, тундры и тайги.

Нева соединяет Ладожское озеро с Финским заливом Балтийского моря. По сути она является каналом, а её длина 74 км. Судоходная широкая и глубокая река временами выходит из берегов из-за нагонных вод из Финского залива, когда под действием ветров вода идёт вспять – против обычного течения. Вот тогда в Санкт-Петербурге начинается наводнение. Город расположен на 101 острове. Хотя количество островов и мостов не стоит категорически уточнять, понимая, что город растёт, развивается, обустраивается новыми мостами, водоёмами и территориями, убирая и модернизируя прежние. Названия некоторых районов города прямо указывают на каких островах они находятся: Заячий остров, Аптекарский остров, Елагин остров, Васильевский остров. А ещё город называют Северной Венецией. В черте города 93 реки с протоками, каналами, рукавами, около 100 озёр, прудов и водоёмов и около 800 мостов. Их количество производит впечатление и даёт понять, что у нас есть где попутешествовать, и есть что посмотреть. В любое время года здесь интересно, увлекательно и впечатляюще среди великолепия достопримечательностей города, пригородов и на природе.

Известно, что населённые места вблизи рек и даже небольших речушек обычно страдают от разлива вод. Территория близ Невы помнит времена частого пребывания под водой, когда бушевала беспощадная стихия, как это описано в печальной поэме Пушкина «Медный всадник»:

«Но силой ветров от залива


Переграждённая Нева


Обратно шла, гневна, бурлива,


И затопляла острова,


Погода пуще свирепела,


Нева вздувалась и ревела,


Котлом клокоча и клубясь,


И вдруг, как зверь остервенясь,


На город кинулась. Пред нею


Всё побежало, всё вокруг


Вдруг опустело – воды вдруг


Втекли в подземные подвалы,


К решеткам хлынули каналы,


И всплыл Петрополь как тритон,


По пояс в воду погружен.»

Что касается наводнений в Санкт-Петербурге, то в настоящее время от возможных тяжёлых последствий разбушевавшейся стихии город спасает дамба.

Географическое положение подарило городу великолепные белые ночи в мае – июле, когда на закате солнце только частично уходит за горизонт и в волшебном ночном освещении завораживающее зрелище представляет процесс разведения мостов и восстановления мостов после прохождения судов. Сам город с его богатой архитектурой в это время особо величествен и загадочен, просто нереально романтически фантастичен. Водные прогулки на теплоходах, катерах, речных трамвайчиках, яхтах, катание на лодках и катамаранах, зрелища праздников в водной акватории очень притягательны. Мне нравится праздник выпускников школ с известным названием «Алые паруса».

В последние годы в зрелищном мероприятии этого праздника участвует шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm», представляющий бригантину с яркими алыми парусами, как это было описано в повести Александра Грина «Алые паруса». Для участников фестиваля это символ реализации мечты, которая ассоциируется с мечтой девушки по имени Ассоль, встретившей свою любовь, о которой она мечтала, и которую верно ждала долгое время.

Замечательный символ праздника построен на верфи Шеппсхольмена из разных пород древесины, а нам отрадно сознавать, что для палубы была использована сибирская лиственница. Для общего представления стоит уточнить, что 16 алых парусов управляют ходом бригантины, мачты высотой 29,5 метра находятся на палубе длиной 35 метров с максимальной шириной 8,25 метров. Парусник вполне может вместить 68 человек. Прекрасные алые паруса выполнены в соответствии с технологией изготовления настоящих  морских парусов, которые предназначены для выхода в открытое море. Движение «Tre Kronor of Stockholm» по водной глади во время праздника представляет собой своеобразный танец под музыкальное сопровождение в определённом ритме, выдерживающий необходимые в канве выступления чёткие интервалы, создавая завораживающую сцену встречи с фантастикой.

В 2018 году праздничное световое и пиротехническое шоу на Неве, грандиозная концертная программа на разных площадках фестиваля, составленная с учётом пожеланий выпускников школ, оставили неизгладимое впечатление в атмосфере проходящего в это время в России Чемпионата Мира по футболу. Наш город во время мундиаля принимал матчи на футбольном поле стадиона на Крестовском острове, который до конца ЧМ именовался как «Стадион Санкт-Петербурга». Концерты праздника на Дворцовой площади и Стрелке Васильевского острова продолжались до 4 часов утра и завершились в прекрасное, наполненное романтическим очарованием время встречи утренней зари. Это природное явление с нежнейшими красками и оттенками неба, восходящего солнца, игрой света в водных просторах, вселяет надежды и уверенность в будущем, идущем после восторженной белой ночи, озарённой фейерверками и салютами при впечатляющем появлении фантастического брига с алыми парусами.

В 2016 году "Алые Паруса" официально получили мировое признание на фестивале событийного маркетинга и коммуникаций EuBea2016. Шоу "Алые Паруса" вошло в тройку лучших культурных событий Европы премии Best European Event Award – самой престижной премии в области организации национальных и глобальных мероприятий. Легендарный петербургский фестиваль занял первое место в международном конкурсе. Жюри признало, что ничего более впечатляющего в Европе в минувшем году не было. В последующие 2017 и 2018 годах эти фестивали, посвящённые выпускникам школ по прежнему не имели аналогов во всём мире.


Лики истории у порога моего дома


Мои путешествия начинаются как у всех: для начала надо выйти из дома. Но чудеса для меня открываются с порога, у самой парадной, которая смотрит на великолепный Чесменский архитектурный ансамбль – подорожный дворец императрицы Екатерины Великой и храм. Чесменский дворец был построен для отдыха Екатерины Второй во время её проезда из Царского села в Санкт-Петербург. Болотистая местность, в названии финнов, проживающих здесь, звучала как Кикерейскино, что в переводе на русский язык означает «лягушачье болото». Именно поэтому дворец императрицы до сих пор известен как «дворец на лягушачьем болоте», хотя давно уже эти места настолько облагорожены, что это название вызывает только улыбку и навевает желание узнать побольше исторических сведений. А во времена Екатерины Великой, правление которой для России было «золотой эпохой» стремительного развития страны и её расцвета, Кикерейскинский дворец славился праздничными церемониями. Чесменским дворцом он стал называться со времени торжества в честь десятилетия знаменательной победы русского флота над турецким флотом. Историческая решающая битва произошла в Чесменской бухте Эгейского моря в июне 1770 года.

Весть о знаменательной победе при Чесме стала известна императрице на том самом месте, где она решила поставить Путевой дворец и храм в честь этого события. А для торжественных приёмов, которые планировалось проводить здесь, ею был заказан в Англии обеденный сервиз с символикой местности в виде зелёной лягушки, который так и назывался: «Зелёная лягушка». В соответствии с заказом Екатерины II он должен был быть сервизом из «фаянса цвета сливок» на 50 персон. Все предметы изготовленного на заказ императорского парадного сервиза украшали зелёные болотные красавицы, представляющие его своеобразный герб. Художественной композицией стали изображения пейзажей, замков, дворцов и парков Англии с озёрами, каскадами, оранжереями. Есть изображения дольменов и водопадов, каменноугольных копей, плотин, искусственных руин, и декоративных зданий в стиле греческого храма или китайской пагоды. Прикладным значением этого шедевра искусства является запечатлённая на фаянсе достоверная реальность Англии 1770-х годов. Более 900 предметов обеденного сервиза представляют художественные произведения, на которых искусно и старательно было отображено около 1200 видов с топографической точностью так, что по ним можно изучать историю того периода. Великолепное окаймление художественных композиций представлено дубовыми ветками и желудями на обеденных предметах, а живописные ветви плюща украшают десертную часть сервиза. Около 700 сохранившихся предметов уникального сервиза сейчас хранятся в Государственном Эрмитаже и в Петергофе.

На званых обедах императрицы «Зелёная лягушка» неизменно участвовала в сервировке, где для общего пользования были супницы, салатницы, большие блюда для дичи, различные мелкие соусники, террины с горячими мясными блюдами, представляющие собой глубокие сосуды с крышкой, блюда овальной формы с фруктами и овощами; в десертной сервировке стол украшали креманки, компотьеры, вазочки с фруктами и желе, специальные мороженицы, под крышкой которых в специальном отделении размещался лёд, поддерживающий условия для хранения десерта длительное время. В распоряжении каждой персоны были различные тарелки с лягушкой на гербе, необходимые при смене блюд.

Такие обеды устраивались в Чесменском дворце для королевских и императорских особ, знатных и именитых гостей, и в честь верных сынов Отечества – кавалеров Георгиевского креста. Сама императрица имела такую награду, что неудивительно, так как она была учредительницей ордена и утвердила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия в 1769 году.

После смерти Екатерины II изменилось отношение к самому дворцу, который уже редко посещался. В дальнейшем менялся его статус и преобразовывался внешний вид пристройками для разного назначения. Послужил он и богадельней для бывших воинов. В настоящее время в здании бывшего путевого дворца российской императрицы Екатерины II Великой «грызут гранит наук» студенты Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Чесменская церковь известна как Предтеченская церковь, потому что событие великой победоносной битвы пришлось на день святого Иоанна Предтечи. В восточной башне Чесменского дворца в 1811 году открыли Рождественскую церковь, которой передали из Императорского Эрмитажа церковную утварь и знаменитый походный иконостас царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Императорский путевой дворец и храм являются памятниками архитектуры. В храме Рождества св. Иоанна Предтечи идут богослужения, и звон церковных колоколов слышен вокруг, даже в доме, когда открыты окна, божественные вибрации прикасаются к нам.

Чесменский комплекс строился в непосредственной близости у дороги, которая в те времена до 1800-х годов называлась Царскосельской дорогой, и вела в загородную резиденцию Екатерины Великой в Царском Селе. Когда город отстраивался на болотистой местности, возникало множество проблем с передвижением. Ещё Пётр Первый понимал, что необходимо провести прямую дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Если учесть, что Екатерина II велела эту дорогу мостить камнем в 1786 году, то можно представить каково до этого было в пути от Петербурга в Царское Село и обратно по тракту ещё до появления путевого «дворца на лягушачьем болоте» в 1777 году. Часть Царскосельской дороги от Фонтанки до Средней Рогатки входила в Московско-Петербургскую дорогу и называлась Московским трактом, который, пережив в своей истории различные названия, с 1956 года называется Московским проспектом.

У Царскосельской дороги на Средней Рогатке был установлен столб, на котором три руки показывали направления трёх дорог, идущих в трёх направлениях: на Петербург; на Царское Село и Москву; на Петергоф и Варшаву. Эти тракты соответствовали статусу дорог для царствующих особ, приезжавших не только в загородные резиденции. Традиционно церемония коронации на царствование проходила в Московском Кремле; и торжественному выезду в Москву, и возвращению в столицу российской империи, которой около 200 лет был Санкт-Петербург, должна была способствовать дорога, удобная для императоров. Кстати и сейчас, при использовании авиации, сократившей время на дорогу из Москвы, Московский проспект Санкт-Петербурга является правительственной трассой.

Реконструкцией и обустройством дорог и в прежние времена занимались постоянно. Описания поездок зависели от погоды, обслуживания на тракте, сезона года, лошадей, повозки и состояния грунтовой дороги в то время. В одном из писем поэт Александр Сергеевич Пушкин, жалуясь на рытвины и «местами деревянные мостовые», называет дорогу из Москвы в Петербург «несносной», а себя после шести дней этого пути «полумёртвым». При этом он упоминал о притеснении кузнецов и необходимости постоянной починки «проклятой коляски». В лучшее время, когда поэт – любитель пешеходных прогулок, увидел результат очередной реконструкции дороги в начале XIX века, он в восторге выразил надежду на то, что придёт время, когда все дороги будут никак не хуже.

Стоя у своей парадной, я вижу и Чесменскую Церковь, и Чесменский храм, и Московский проспект. А дальше, в зависимости от средства передвижения и направления, есть много других замечательных мест, о которых интересно узнать. В большей степени я буду писать о животных, думаю понятно, почему путешествующий пёсик породы чихуахуа цепляется взором за образы хвостатых, усатых, ушастых и пучеглазых. Императорскому сервизу с зелёной лягушкой я посвятил здесь немало строк, и ещё немало времени провёл, изучая изображения и знакомясь с историей и описанием этих изображений на предметах. А лягушка мне очень напоминала ту самую известную путешественницу, с которой многие знакомы, потому что она родом из детства, из детской сказки Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Я воображал, что это именно она столько интересного увидела, когда пролетала над старой Англией, уже в другом путешествии, о котором она мечтала, ожидая уток, помнивших о ней.