Книга Уголовный кодекс для детей и подростков «Тимур и его команда» - читать онлайн бесплатно, автор Елизавета Гричан
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Уголовный кодекс для детей и подростков «Тимур и его команда»
Уголовный кодекс для детей и подростков «Тимур и его команда»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Уголовный кодекс для детей и подростков «Тимур и его команда»

Елизавета Гричан

Уголовный кодекс для детей и подростков «Тимур и его команда»

Уголовный кодекс для детей и подростков


Глава 1. Причинение вреда здоровью


В связи с повышением отца в должности и его переводом в Москву Тимуру вместе с родителями пришлось покинуть родной Новосибирск и посреди учебного года отправиться в новую школу.

Он был мальчиком не робкого десятка: умен, уверен в себе, занимался борьбой и неоднократно побеждал в соревнованиях, являясь кандидатом в мастера спорта. Еще Тимур увлекался чтением кодексов и законов и не терпел нарушения прав человека.

В новую школу жизнь послала его не случайно, ведь в ней орудовала банда школьных хулиганов под предводительством Рената.

Прозвенел звонок, в класс зашла Тамара Михайловна – учительница истории и права, которая также являлась их классным руководителем. Поприветствовав учеников 10 «Б» класса, она проверила всех присутствующих по журналу и, объявив, что в классе есть новенький, представила Тимура и попросила рассказать его о себе.

– Ну что тут рассказывать. Приехал я к вам из Новосибирска, учусь хорошо, люблю читать, занимаюсь борьбой, являюсь кандидатом в мастера спорта, – не смутился он.

– Ну что же! Хорошо! Садись, – сказала учительница и начала урок.

– Слушай, а давай после урока на Красную площадь съездим, эскимо поедим, в Оружейную палату на экскурсию сходим, – предложил сидящий с ним за одной партой Вова.

– Отлично! Поехали! – охотно согласился Тимур.

После уроков мальчики вышли из школы и увидели столпившихся во дворе ребят. Уже издалека было понятно, что в центре толпы происходит драка. Тимур протиснулся сквозь учеников и увидел, как Ренат бьёт низкорослого парня из параллельного класса. Он моментально схватил руку Рената, вывернул ее, совершил бросок через бедро и, повалив парня на землю, крепко прижал к ней.

– Ты что, в тюрьму захотел? – решительно сказал он. – Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, не опасного для жизни человека, – статья 112 Уголовного кодекса РФ, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

– Да я только руку ему вывихнул и нос разбил, – испугавшись, попытался оправдаться Ренат.

– Тогда лишение свободы на срок до двух лет по статье 115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений, – ответил Тимур.

– Отпусти! Я больше не буду! – попросил Ренат.

Он встал и удалился быстрым шагом. Толпа школьных зевак тоже начала расходиться.

– Как тебя зовут? – спросил Тимур мальчика с разбитым носом.

– Леха, – ответил парень, вытирая салфеткой кровь, а потом уточнил: – Так все-таки как определяют этот вред здоровью?

– А это эксперты по последствиям, то есть по побоям на теле, при осмотре устанавливают и дают медицинское заключение: они учитывают наличие опасности для жизни в момент причинения, повреждение внутренних органов, наличие трещин и переломов костей, вывихов суставов, ушибов, гематом, ссадин, царапин и кровоподтеков. Всего три степени вреда – это тяжкий (опасный для жизни либо повлекший утрату органа или его функции, повлекший психические расстройства и прочее), средней тяжести и легкий вред. Ну и, соответственно, чем сильнее причинен вред здоровью, тем выше ответственность, но ее устанавливают уже на суде с учетом всех обстоятельств дела, - исчерпывающе объяснил Тимур.

– А если удары были, но никаких повреждений выявлено не было, то есть следы не остались? – заинтересовался Вова.

– Тогда эксперт отмечает в заключении отсутствие признаков повреждения и фиксирует жалобы пациента на болезненность при пальпации, и деяние уже квалифицируется как побои, то есть насильственные действия, причиняющие физическую боль, – статья 116 Уголовного кодекса РФ, наказание – лишение свободы до двух лет, – рассказал Тимур.

– А поехали с нами на Красную площадь? – предложил Леше Вова.

– С удовольствием, – Леша начал отряхивать джинсы от пыли.

– За что он тебя так? – поинтересовался Тимур.

– Хотел, чтобы я за него домашние задания делал. А я считаю, что каждый должен учиться сам! – нахмурился Леша.

– И это правильно! У каждого своя голова на плечах! – сказал Тимур.

– А ты хорошо дерешься, но у Рената здесь целая банда, в том числе из 11 «Б», их даже учителя боятся! – задумчиво сказал Леша.

– У меня отец подполковник полиции, так что мы в случае чего воспитаем и Рената, и всю его банду, – улыбнулся Тимур, и ребята отправились на станцию метро.


Глава 2. Незаконное лишение свободы


На следующий день, придя в школу, Тимур предложил своему соседу по парте:

– Вова, я вот что подумал: пошли сегодня вместе со мной на борьбу, у нас тренер отличный; запишешься, вместе ходить тренироваться будем?

– Отлично! И Леху с собой позовем, будем как три мушкетёра: «Один за всех, и все за одного!» – с выражением ответил Вова.

Тут в класс забежал их друг, про которого они только что говорили.

– Парни, помогите! Там Ренат мою одноклассницу в туалете запер, дверь держит и выйти ей не дает! – прокричал он.

Тимур с Вовой подскочили и побежали на место происшествия. Все было именно так, как описывал Леша: Ренат держал дверь в женский туалет, где находилась девочка. Он громко повторял: «Дай списать домашнюю работу по алгебре, а то так и будешь там сидеть!». Увидев приближающихся ребят, он немного сник.

– А ты в курсе, что статья 22 Конституции РФ гарантирует личную свободу человека? Арест и содержание под стражей допускаются только по решению суда. А то, что ты сейчас делаешь, – это насильственная изоляция вопреки воли лица, и статья 127 Уголовного кодекса РФ квалифицирует данное деяние как незаконное лишение свободы, максимальное наказание за которое – лишение свободы до двух лет.

Ренат ухмыльнулся, но отошел от двери и отправился в класс.

Дверь открылась, и из помещения вышла симпатичная девочка с серыми глазами и густыми волосами темно-русого цвета. Она улыбнулась и спросила: «Ты откуда такой умный взялся? У тебя что, папа – адвокат?».

– Ну почти! – немного смутившись, ответил Тимур, и тут прозвенел звонок на урок.

– Ну спасибо тебе, правозащитник! – подмигнула она и пошла в класс.

– Встречаемся после уроков, – сказал Тимур Леше, и они с Вовой отправились в свой класс.

– Мальчики, опаздываете! – строго сказала учитель.

– Извините, Тамара Михайловна! Обстоятельства непреодолимой силы, – ответил ей Тимур, и все, включая учителя, громко рассмеялись. Ренат же, стиснув зубы, прошипел своему другу Гене: «Достал меня этот правовед! Нужно с ним разобраться!».

После уроков Тимур с Вовой и Лешей отправились на занятия борьбой. Мальчикам очень понравился тренер и этот вид спорта, и они с радостью записались в секцию.

– Я у тебя спросить хотел. Если меня родители гулять не пускают, это тоже незаконное лишение свободы, ведь они это делают вопреки моему желанию на передвижение? – поинтересовался Вова.

– Нет, при наличии законных оснований уголовная ответственность исключается, например таких, как необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника или же лишение свободы передвижения ради блага самого лица. Лишение свободы выражается именно в противоправном воспрепятствовании человеку в перемещении из одного места в другое, причем способ может быть, как физическое воздействие, так и психическое, – пояснил Тимур.

– То есть если на меня кто-то нападает, то я могу закрыть агрессора в помещении, и это будет являться необходимой обороной, – догадался Вова.

– Слушай, а эта девочка, ну твоя одноклассница… – начал Тимур, когда они возвращались с тренировки.

– Таня Петрова, – сразу сообразил Леша. – Отличница. Понравилась?

– Ну да! – покраснел Тимур.

– А давайте завтра на ВДНХ гулять поедем и ее позовем, – предложил Вова.

– А она согласится? – засомневался Тимур.

– Ну конечно, согласится, ты же ей помог. Я завтра сам с ней поговорю, – пообещал Леша.


Глава 3. Хищение имущества


Как и планировали, после уроков Тимур, Леша и Вова поехали гулять на ВДНХ, а вместе с ними согласилась поехать Таня и ее подруга Лена. Погода была великолепная, а настроение у всех – отличным.

– Аббревиатура ВДНХ означает выставка достижений народного хозяйства – это построенные еще в довоенную советскую эпоху павильоны и фонтаны. Выставка была открыта в 1939 году и демонстрировала достижения социалистической индустрии, – воодушевленно рассказывал Вова.

Ребята подошли к фонтану «Дружба народов» с золотыми скульптурами их представителей в национальных костюмах и остановились, чтобы сфотографироваться на его фоне.

Далее они пошли по широкой асфальтной аллее, вдоль которой был высажен аккуратно выстриженный газон с небольшими клумбами ярких цветов. Школьники весело о чем-то болтали, пока не увидели лавку с мороженым.

– Эскимо! – в один голос воодушевленно сказали девочки.

– Вы здесь постойте, а мы сейчас купим, – отойдя, мальчики принялись сгребать мелочь по карманам.

Вдруг они услышали крик Лены, а обернувшись, увидели, как парень, выхвативший у нее сумочку, быстро убегает прочь. Сложив мелочь обратно в карманы, мальчики погнались за ним.

Пробежав несколько десятков метров, юный преступник понял, что его могут поймать, и, кинув сумочку прямо на дорогу, резко свернул в кусты. Мальчишки остановились. Леша подобрал с дороги Ленину сумочку, красиво украшенную стразами.

– Ну что там кодекс предусматривает за кражу? – спросил он.

– Кодекс говорит, что это не кража, поскольку кража есть тайное хищение имущества, а преступник сделал это открыто, в присутствии потерпевшего и иных лиц, а это является более общественно опасным деянием и квалифицируется как грабеж – статья 161 УК РФ, максимальное наказание – лишение свободы до 4 лет. А вот если бы он ей ножом при этом угрожал, тогда это квалифицировалось бы как разбой, по статье 162 УК РФ, то есть нападение в целях хищения чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, или угрозой его применения, – лишение свободы до восьми лет, – на обратной дороге растолковал Тимур.

– А почему такое большое наказание за разбой, ведь вроде деяния схожи? – удивился Вова.

– Да, цель обоих деяний одна – это завладение чужим имуществом, но при разбое преступник посягает не только на собственность лица (сумочку), но и на его здоровье, ведь при нападении применяется опасное для жизни и здоровья насилие или идет угроза его применения, что может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии человека, а значит, и наказание должно быть более жестким. В уголовном праве всегда идет соизмеримость деяния и наказания, – снова пояснил Тимур.

– Вот грамотей! – пожал плечами Леша.

– Кажется, у нас теперь еще один герой, – сказала Татьяна, когда Леша вернул Лене украденную у нее сумочку. Лена от счастья захлопала в ладоши и обняла парня, который резко покраснел.

– А кстати, что в ней было? – поинтересовался Тимур.

– Новенький телефон. Недавно родители подарили, – Лена быстро открыла сумочку и достала свою новинку.

– Дорогой! – восторженно сказал Тимур, а потом, еще подумав, добавил: – Ведь квалификация и наказание за деяние еще зависят от ущерба, причиненного потерпевшему, который может быть значительным, крупным и мелким. Ущерб определяется с учетом имущественного положения потерпевшего, но при этом не может составлять менее 5 тысяч рублей значительный, 250 тысяч крупный и 1 млн. особо крупный.

– А мелкий ущерб? – уточнил Вова.

– Это до тысячи рублей, и при этом ответственность идет не уголовная, а административная, то есть наказание в виде штрафа в пятикратном размере ущерба либо арест, но это уже на основании не уголовного кодекса, а кодекса об административных правонарушениях, – ответил Тимур.

– Мы же хотели купить эскимо! – вспомнил Леша и снова полез за деньгами в карман.

Ребята расплатились и взяли по мороженому.

– Проверьте срок годности на упаковке, чтобы потом живот не болел, – важно сказал Вова, мама которого была медиком.

У Тимура оказалось мороженое просроченным, и он пошел его менять, а когда вернулся, сказал: «Кстати, вещи, переставшие быть полезными и утратившие свою материальную ценность, не могут быть предметами хищения. То есть если бы я, скажем, украл это мороженое, при этом точно зная, что оно просроченное, то состава преступления кражи не было бы, поскольку это не годный предмет преступления».

– Ладно! Пойдемте лучше посетим здесь океанариум. Кстати, самый большой в стране! – предложил Вова.


Глава 4. Оскорбление


Сегодня в классе проходил открытый урок на тему: «Человек и его права». Поскольку эта тема была очень близка и интересна Тимуру, он подготовил для ребят целый доклад и с большим воодушевлением рассказывал классу:

«Признавая охрану личности человека и гражданина задачей приоритетной, Уголовный кодекс придает важное значение охране жизни человека – самой большой ценности и для самого человека, и для общества в целом.

Преступления против прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в УК РФ, можно разделить на три группы:


1. Преступления против политических прав и свобод. Политические права определяют возможность участия гражданина в общественно-политической и государственной жизни, включая управление государством и обществом. Их объем и содержание установлены Конституцией, которая является основным и главным законом нашей страны.

Преступления против политических прав – это:

– нарушение равенства прав и свобод (ст. 136 УК);

– воспрепятствование осуществлению избирательных прав и свобод (ст. 141 УК);

– воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК).


2. Преступления против социально-экономических прав и свобод. Социально-экономические права дают возможность удовлетворения личностью своих потребностей в сфере производства и распределения материальных благ, способных обеспечить его достойную жизнь, а также духовных и иных интересов.

Преступления против социально-экономических прав – это:

– нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК);

– невыплата заработной платы, пенсии, стипендии, пособий (ст. 145.1 УК);

– нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК).


3. Преступления против личных прав и свобод – это:

– нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК);

– нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 138 УК);

– отказ в предоставлении информации гражданину (ст. 140 УК).


Общественно опасным действием является незаконное собирание сведений о частной жизни (в том числе ознакомление с перепиской, прослушивание переговоров) и тем более их распространение.

Часть 2 ст. 24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Отказ в предоставлении такой информации признается преступным.

Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, предусмотрена статьей 237 УК РФ».


– Ренат, теперь ты, пожалуйста, расскажи нам, что ты знаешь о правах человека, – попросила Тамара Михайловна.

– Я знаю только то, что у нас прав тот, у кого больше прав! – дерзко ответил ей Ренат.

– Ну раз больше ничего, в таком случае – два, – спокойно ответила учитель и открыла журнал.

– Курица! – со злостью прокричал он.

– Замолчи! Как ты смеешь так разговаривать с учителем! – возмутился Тимур.

– И что же мне за это будет, грамотей? – злобно ответил ему Ренат.

– Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, то есть его оскорбление, хоть более и не предусматривает уголовной ответственности, поскольку было исключено из Уголовного кодекса, но является административно наказуемым по статье 5.61 КоАП, штраф до пяти тысяч рублей. Так что ты сейчас рискуешь лишиться карманных денег на целый месяц, – твердо ответил ему Тимур. Ренат замолчал, а весь класс разразился хохотом.

Прозвенел звонок на перемену, учитель попросила всех выйти из класса, чтобы проветрить помещение. Ренат удалился к своим друзьям, а Тимур в холле собрал около себя класс.

– Ребята, я что хотел предложить: давайте все сходим к директору и попросим, чтобы в школе для учеников установили персональные шкафчики. Ведь это очень удобно, можно в них хранить сменную обувь и форму на физкультуру, – высказался он.

Одноклассники охотно согласились с Тимуром, и все отправились к директору.

– Добрый день, Ирина Александровна, мы к вам целой делегацией, – сказал Тимур, когда ребята зашли в кабинет директора.

– Добрый, добрый! Ну говорите, раз уж пришли, – улыбнулась она.

– Мы с классом хотим походатайствовать об установке в школе персональных ящиков для учеников, ну как в зарубежных фильмах. Ведь это действительно очень удобно, многие вещи можно не носить с собой. Что особенно актуально для учеников младших классов: если родители купят ребенку по два комплекта учебников, один из которых будет лежать дома, а другой в школе, не нужно будет носить этот тяжелый ранец, создающий нагрузку на позвоночник, – высказался Тимур, который явно обладал азами ораторского искусства.

– Идея, конечно, хорошая, но у нас нет на это финансирования, по крайнем мере, в этом году бюджет весь уже распределен, – ответила директор.

– Подайте заявку на дополнительное финансирование, укажите необходимость установки данного оборудования. А мы с родителями составим коллективное обращение, на него и сошлетесь в своем обосновании. А еще можно объявить сбор средств по школе. Давайте всей школой поедем на сбор урожая, а заработанные деньги направим на установку шкафчиков, – предложил Тимур.

– Отличная идея! Тимур, ты составляешь ходатайство от имени родителей и отдаешь классному руководителю, чтобы она подписала его с родителями на собрании. А я запрошу в Министерстве образования дополнительное финансирование и узнаю про возможность выезда на полевые работы, – распределила обязанности директор.

Когда ученики выходили из кабинета директора, они столкнулись с Ренатом.

– Что, жаловаться на меня бегали? – нахмурился он.

– Ну вообще, твое неуважительное поведение портит репутацию нашего класса, но ходили к директору мы совсем по другому поводу. А вот тебе советую сейчас пойти и извиниться перед педагогом, иначе мы вернемся к директору, – неоднозначно сказал Тимур.

Увидев решительный настрой в глазах своих одноклассников, Ренату ничего не оставалось, как извиниться перед учителем.


Глава 5. Умышленное причинение вреда имуществу


В Международный женский день 8 марта ученики 10 «Б» класса поздравили своего классного руководителя Тамару Михайловну и торжественно вручили ей букет роз и большую красивую вазу, на которую скидывались всем классом. Девочкам мальчики подарили красивые косметички, украшенные стразами.

По школьному радио всех пригласили пройти в холл на торжественное поздравление с праздником женщин-педагогов, и ученики вместе со своим учителем покинули класс, оставив двери не запертыми.

И каково же было их изумление, когда, вернувшись, они увидели на полу разбитую вазу.

– Кто это сделал? – строго спросила Тамара Михайловна.

– Да ясно же кто! – сказал Тимур и начал искать глазами Рената, но его не оказалось в классе.

– Тамара Михайловна, давайте вызовем полицию, это уголовно наказуемо, ущерб причинен значительный, то есть более пяти тысяч рублей, а значит, есть состав по статье 167 УК РФ – умышленное уничтожение или причинение вреда имуществу. Максимальный срок наказания – до двух лет лишения свободы, - сказал Тимур.

– Нет! Не станем омрачать праздник! Да и к тому же утверждать, что кто-то сделал это умышленно, мы не можем. Накрывайте столы для чаепития, – сказала учитель и вышла из кабинета.

В класс зашел Вова.

– Что случилось? Почему Тамара Михайловна шла и плакала? – спросил он, а потом увидел на полу осколки и все понял.

– Девочки, мы с Вовой отъедем ненадолго. Если Тамара Михайловна спросит, где мы, то скажите, что мы пошли за тортом, – попросил Тимур и, взяв за рукав Вову, устремился к выходу.

– Мы куда? – заинтересованно спросил Вова.

– За вазой, конечно. Нужно спасать праздник, – ответил ему Тимур.

– А деньги, ведь она не дешевая? – изумился парень.

– Придется опустошить свою копилку, на новый компьютер копил, но пока и старый неплохо работает, – невозмутимо сказал Тимур.

Выйдя на улицу, мальчики повстречали Рената, он здесь кого-то ждал.

– Ты здесь! А мы едем в полицию, везем доказательства, у меня в пакете осколки вазы с отпечатками пальцев того, кто ее умышленно разбил, – слукавил Тимур.

– Да не разбивал я ее, она сама разбилась, я ее только посмотреть взял, – начал отпираться Ренат.

– Да! А на видеокамере, на которую я снимал поздравление Тамары Михайловны, но, оставив включенной, забыл в классе, когда все пошли в коридор, все совсем по-другому,– слукавил Вова и потряс камерой для правдоподобности.

– Ну давай, будь здоров! – сказал Тимур, и мальчики сделали вид, что уходят.

– Стойте! – крикнул Ренат. – Сколько я должен за вазу? – спросил он, поняв, что отпираться бесполезно.

– Семь тысяч восемьсот рублей, – ответил Тимур.

Ренат полез в карманы и начал высовывать скомканные тысячные купюры. Отсчитав восемь тысяч, он протянул их Тимуру.

– Откуда у тебя с собой столько денег? Ты что, ставки на лошадей принимаешь? – удивился Тимур, но Ренат ему ничего не ответил и ушел.

– Слушай, Тимур, а если бы он случайно вазу разбил, тогда как с ответственностью? – спросил Вова.

– Уголовной ответственности не было бы, поскольку не было бы злого умысла, направленного на порчу имущества, но остается гражданская ответственность, то есть обязанность возместить стоимость причиненного ущерба, – объяснил Тимур.

Когда мальчики вернулись в школу, ребята уже навели порядок в классе, расставили и накрыли столы.

– Тамара Михайловна, а вот и ваша ваза, целая и невредимая, – с ходу сказал Тимур и протянул учителю красиво упакованную вазу.

– Ой, ребята, спасибо! – глаза учителя снова засияли, а все ребята захлопали в ладоши от радости. Праздник был спасен, и школьники вместе с учителем как ни в чем не бывало сели пить чай с тортом и конфетами.


Глава 6. Убийство


Солнце ярко светило в окно, и совершенно не хотелось думать об учебе. Но учебный процесс одним желанием не отменить. В классе проходило обсуждение романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

– Что вы поняли из данного произведения? – задала вопрос классу учитель.

– Что убийство – это очень страшное преступление и что если даже человеку удастся на какое-то время уйти от наказания, то он будет мучиться и жить в страхе, – ответила умная девочка Маша.

– Это очень правильный вывод! – покивала головой учитель литературы.

– Лично мне этот роман вообще не понравился! Скучный и мрачный! Я считаю, что такие негативные вещи вообще нельзя читать, можно в депрессию впасть. И вообще, я читал, что Достоевский выпить любил, вот потому он и видел жизнь в серых тонах, – высказался Вова, и весь класс рассмеялся.

– Точно, точно, а еще он в карты любил поиграть и часто был в долгах, оттого в редакции, где он печатался, платили ему в несколько раз меньше, чем Максиму Горькому, деваться-то некуда, долги отдавать надо, – задорно подхватил беседу Вася.

– Но тем не менее это не умаляет его творческое мастерство! Федор Михайлович был великим писателем! – строго сказала учитель, а потом перевела взгляд на Тимура.

– А что расскажешь нам о данном произведении ты?

– Ну что тут рассказывать. Студент Раскольников совершил тяжкое преступление, а именно убийство – умышленное причинение смерти, предусмотренное частью 2 статьи 105 Уголовного кодекса РФ. Совершил он его в целях получения выгоды, то есть в корыстных целях. Также отягчающим обстоятельством является использование доверия потерпевшего, поскольку старушка знала и доверяла ему, спокойно запускала в дом, не подозревая об опасности.