Книга ДАО детского фотографа - читать онлайн бесплатно, автор Инга Жилкина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
ДАО детского фотографа
ДАО детского фотографа
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

ДАО детского фотографа

Инга Жилкина

ДАО детского фотографа

От Автора

Одним прекрасным утром я потеряла работу.

И утро, действительно, было прекрасным. Набухали долгожданные почки. Птиц разрывало от гормонов разноголосым пением. С востока слепило теплыми лучами. Я налила кофе, вдохнула все это великолепие. Задумалась.

– И что…, блин, теперь делать?

Да. Когда у меня стресс, в лексиконе появляется запрещёнка. Не пью, не курю, не злоупотребляю косметикой. Надо же как-то стресс снимать.

В 2008 страну накрыл очередной кризис. А этот экономический злодей, как известно, мощным ударом в первую очередь опрокидывает сферу обслуживания и развлечений: многочисленные редакции, в которых я трудилась, стали закрываться, как муравейники с заходом солнца.

Журналы были разные, и применение моих трудовых способностей тоже было разносторонним. В одном (удивляюсь, как он раньше не накрылся медным тазом) – просиживала штаны ведущим дизайнером, во втором – ломала ноги фотографом, ну а в других – крутилась журналистом. В общем, работала трудно, много, но хлебно.

Закрывались не только издательства, но и фотостудии, имидж-салоны, агентства развлечений… Неизменно в ТОПе оставались лишь казино. Но работать в индустрии иллюзий мне не светило.

Страна нуждалась в грубой рабочей силе. Я задумалась над профессией швеи-мотористки. Потому что на уроках труда лихо управлялась с выкройками и швейной машинкой. В девяностые обшивала себя и маму несложными вещичками. Мечтала стать модельером. Даже диплом в художке защищала по моделированию одежды. Но выучилась на экономиста.

Кто был в ситуации, когда "первое образование – для папы", – или для кого-то ещё, но только не для человека, которому по этой профессии предстоит работать, – тот поймёт.

Остальным объясняю.

«Диплом для папы» – это когда гуманитарий на всю голову сидит пять лет от звонка до звонка в техническом ВУЗе, озарение высиживает, типа: "А вдруг…! И папа прав, что «Экономика" меня прокормит?»

Друзья, ходить мне голодной, прозрения не случилось.

Особенно отчётливо помню высшмат. Я – с округлившимися, как у совы, глазами, в голове каша с комочками, смотрю на препода и не понимаю: «Он, вообще, ЭТО ВСЁ – на русском?»

Оглянулась по сторонам – остальные студенты с такими же глазами. Я подуспокоилась.

Но на бухучете снова напряглась, когда подруга все эти дебеты/кредиты щелкала, как шустрая белочка золотые орешки, а я снова – сова.

Думаю не сильно удивлю признанием, что по первой профессии не работала ни секунды. Ведь я творческая! Поэтому закончила еще один универ по дизайнерской специальности, что после окончания художественной школы было вполне логично.

В общем, в экономику не пошла даже в кризис, а запустила в hand made производство футболки с animal-аппликацией. Об этом даже писали в журнале «Лица». Тем творческий полёт и закончился. У людей денег – разве что на хлеб, какие уж там hand made-тряпочки.

Папина теория приобретала вполне себе осязаемые очертания.

Когда я совсем приуныла, вынужденная сама носить футболки своего же пошива, в двери безнадёги, как это обычно бывает в добрых сказках, постучал счастливый случай: знакомые попросили пофотографировать утренник в детском саду.

Частный садик только открылся и ещё не имел своего фотографа, что на фоне прочих аналогичных учреждений выглядело довольно странно. Если вчерашний методист становится заведующей, моментально увольняет прежнего фотографа и учреждает это почетное звание своему брату, свату, племяннику… Фотография – зачастую не считается профессией и носит номинальный характер. Ну а что там…на кнопочку нажимать…

Даже анекдот есть: «Фотограф, просто нажимает на кнопочку. Дальнобойщик просто давит на педальку. Ну а врач просто выписывает пилюльку».

Из-за того, что я – «не просто», мои фотографии отличаются художественным стилем, а работа – творческим подходом. Мы с директором садика решили, что можем быть полезны друг другу.

Но на многое я не рассчитывала: фотосалоны, фотостудии и типографии закрывались из-за отсутствия спроса. Фотографы всех мастей и жанров сидели без работы.

Каким же удивлением стало для меня попадание в антикризисную нишу! Если составить разумную цикличность фотосессий, предложить заказчику адекватную цену и отшлифовать всё отменным качеством, работа фотографа в детском саду и дошкольных учреждениях не заметит кризиса, в противовес индивидуальной фотосессии в студии или на пленере.

Оказывается, профессия фотографа может приносить доход и в кризисные времена. Но для этого нужно стать востребованным. Как?

Как любил повторять мой главред, перефразировав слова знаменитого Эрнста Хааса о том, что «не имеет значения, какой фотоаппарат вы используете. Любой из них может зафиксировать то, что вы видите. Но вы должны видеть», и, вручая мне дешевую офисную камеру, чтобы я отсняла звезд мирового кинематографа: «Не важно, что этот фотоаппарат Г, главное, что именно ты держишь его в руках».

Надо уточнить, что мой редактор был щедр на эмоции, но скуп на деньги, поэтому безоговорочно доверял моим знаниям и художественной чуйке, но экономил, когда приходилось платить по счетам. Наверное, поэтому мы не выстояли кризис. И прекрасным весенним утром я пополнила ряды безработных.

Но как говорят наши бабушки: «Не бывает худа без добра».

Судьба подарила новую работу, где я зависла на 11 лет. Только PRESCHOOL фотография дала профессию, превратив интересное хобби в очень даже интересный доход. Затянуло не по-детски, я и не заметила, как стала востребованным столичным фотографом. Работы так много, что приходится отказывать. Я наслаждаюсь свободой выбора и сотрудничаю исключительно с приятными заказчиками.

Собрав воедино знания, навыки, опыт, хочу рассказать, как победила кризис творческой профессией, став востребованным фотографом в дошкольных учреждениях столицы.

В связи с этим, у меня первое предложение: Давайте перестанем называть фотографа, работающего в дошкольных учебных заведения, – садиковским. Предлагаю новую формулировку – PRESCHOOL фотограф.

P.S.:

1. Все истории реальны. Все имена вымышлены.

2. Не стала удалять с фотографий даты, чтобы было легко проследить путь моего творческого развития.

ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКАЯ

ГЛАВА 1. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ

1. Антикризисная ниша (Вводная)

По моему глубокому убеждению и, что более доказательно, опыту – PRESCHOOL фотография – ниша антикризисная.

Таковой ее делают несколько факторов.

В первую очередь – дети. Они всегда были, есть, и будут самым дорогим – у родителей. И каждый родитель стремится сохранить память о взрослении ребенка в фотокарточках. Дошкольный возраст – особенный – от 2 до 6 лет дети интенсивно развиваются, растут и меняются внешне. Хочется запечатлеть каждый момент этих метаморфоз.

Что делают родители, если в садике, где ребенок проводит большую часть времени, нет фотографа, а получить фото любимого чада очень хочется? Стоят на распутье у камня преткновения:

Налево пойдешь – деньги потеряешь.

Направо пойдешь – время потеряешь.

Прямо пойдешь – ничего не потеряешь.

И основная масса двигается в направлении «ни чо», фотографируя четверых сыночков и лапочку дочку на смартфон.

Но ведь так хочется иметь художественно оформленные, эмоционально окрашенные портреты, которые не стыдно разместить в интерьере.

Тогда некоторые – заморачиваются сходить направо, и только единицы – налево.

Можно съездить в фотостудию или заказать выездную фотосессию на пленере. Но здесь вступает в игру второй фактор – время, которое придется потратить на «весь этот балаган», как часто выражаются папы – не особые любители позировать перед камерой.

Допустим, глава семейства все же уговорился, и вы срочно звоните в фотосалон. Сразу же начинаются нестыковки: время, удобное вашему семейству, которое не так уж просто собрать в кучу, у фотографа будет обязательно занято.

Подскажите, только я настолько везучая или сообщество счастливчиков «Перезвоните позже» намного шире?

Если же у вас нет клубной карты в это закрытое сообщество, и вы с первого раза записались на фотосессию, не торопитесь радоваться. Ведь теперь придется отобрать у плотного жизненного графика полдня на саму фотосессию. И хорошо, если в студии есть одежда напрокат! А если нет?! Придется держать активную связь с фотографом и, не дай Бог, стилистом! Советоваться, какую одежду подобрать или купить для фотодня! Примерять! Отбраковывать… И снова примерять!

Ну и последний фактор, о чем мы так не любим говорить, – деньги, мани, злоты… Индивидуальная сессия – удовольствие не из дешевых. Ваш кошелек похудеет мгновенно без изнурительных диет. Конечно, получите целый пакет фотографий и бонусы, которые могут, вообще, никогда не пригодиться, но… – All Inclusive, однако. Помните советское выражение «В нагрузку»? Вот это именно оно и есть.

Абсолютное большинство родителей мечтает получить ОДНУ красивую отчетную (как называют их сами родители) фотографию. Отчетных фотографий за учебный год может быть несколько. Необходимо разработать удобный график фотосессий на год вперед, чтобы цикличность не напрягала заказчика финансово.

Художественный портрет в дошкольных учреждениях – тема всегда актуальная. Этому способствует то, что родитель, абсолютно не заморачиваясь, получает на руки красивый портрет ребенка без серьезных финансовых затрат.

Грамотный PRESCHOOL фотограф всегда в цене. Садик без такого фотографа, как нарядная девочка без красивой заколки, как модный жакет без стильной броши: вроде, можно жить и так, но чего-то не хватает. Чего-то, что украшает нашу жизнь.

Забегая вперед, скажу, что эту теорию доказал анализ клиентской базы: я всегда имею девяностопроцентный заказ от общего охвата. Опрос, неохваченных 10 %, показал, что если родитель не заказал фото ребенка, причина – в финансах.

Но нужно быть «грамотным». Можно быть невероятно талантливым, но если не можешь организовать процесс, то востребованность не состоится.


РЕЗЮМЕ

В главе «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ» поговорим о том, как организовать процесс и быть удобным коллегам и заказчикам – быть удобным всем вокруг, но не забыть про себя.

2. Транспорт фотографа

Первое, что нужно фотографу для удобной работы – это личный транспорт. Так считают все. Но не я. И противостояние между нами продолжается: «Первое слово – дороже второго! Первое слово – съела корова!»

Что я несу? А несу я, обычно, кофр с фотоаппаратом и разную техническую дребедень, фон, «рамку» для фона, какой-нибудь старый чемодан, художественно расписанное ведро, ящик из под огурцов, сундук с несметными пиратскими сокровищами, пару офисных коробок, куда аккуратно упакованы шляпки и тряпки. Сбоку болтается костюм в чехле. А на голове моей – беркут.

– Здрасте, дети! Я ваша, – нет! не тётя, – Фотографша!

Так выглядит любой нормальный фотограф, безумно влюбленный в профессию. Но если любой нормальный фотограф имеет возможность запихать все это добро в личный транспорт, у меня такой возможности нет. У меня есть ОН – номер такси!

И таксист терпеливо ждет, пока я, как та дамочка сдаю в багаж «…Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку и маленькую собачонку». Только вместо шпИца пытаюсь втиснуть в машину беркута с размахом крыльев больше метра. Вы вообще представляете глаза того таксиста?

Наверное, вместе с птицей надо выносить сильное успокоительное для водителя. Валерьянка – не вариант.

Шутки шутками, но хочу сказать: «Не обязательно фотографу иметь автомобиль». Не у каждого есть средства на личный транспорт, или, как в случае со мной, смелость. Я как трусливый лев из «Изумрудного города» – все в наличии: и дерзкая внешность, и сила в 100 лошадей, припаркованная под окном, и разрешение на вождение, а смелость в этот комплект не вложили. Кто-то свыше решил, что если буду ездить на такси, всем – спокойнее, в первую очередь мне.

Пока еду до места, собираюсь с мыслями, раскладываю по полочкам предстоящий день, укрепляюсь духом и настраиваюсь морально. Что совершенно невозможно, когда ты за рулем. Нервотрепка и стресс! Приезжаешь к детям не в отличном настроении, а на эмоциональном пределе. Не добрая Фотографша, а баба Яга на метле.

Главное, чтобы перевозчик был надежным и пунктуальным. Фотосессии в дошкольных учреждениях строго регламентированы по времени: опоздаешь – не успеешь отснять всех деток. Минус – в копилку авторитетности. А, следовательно, и минус из свиньи-копилки. Кстати, дополнительного времени на «доснять вот того рыженького» могут не дать, потому что расписание учебного процесса очень плотное – бедные наши дети! А невыполненная работа влечет разочарование. Пригласят ли фотографа, не оправдавшего доверие, повторно, когда такая конкуренция?

Чужой транспорт в этом смысле – дисциплинирует. Вызываешь авто на определенное время, и нет возможности, как с личным транспортом, всплеснуть руками: «Ой! Не успеваю! Выйду на 5 мин позже. Не страшно!» А потом 10… 15… Глядишь уже на час опаздываешь.

Также, в чужой транспорт не потащишь лишние вещи. Была свидетелем остросюжетного момента: коллеге не хватило места в ГАЗели. Здесь хочется поставить смайлик – «я в ужасе!». Видимо она решила поместить в кузов весь дом и не разобрала на части мобильную студию, не сложила костюмы, затолкала их в китайские сумки как попало (дополнительно пришлось брать отпариватель, чтобы привести их в порядок), на всякий случай прихватила две фотозоны… В итоге, приехав на точку, запуталась в разноцветном бардаке, разнервничалась и расстроилась. Баба Яга – не иначе.

Когда знаешь, что в распоряжении только багажник легковушки, мобилизуешься, собираешься тщательно, все аккуратно складываешь, мысленно размещая поклажу по местам.

Я давно поняла для себя, что собранность и организованность – залог уверенности и душевного равновесия.


P.S.: Если есть личный транспорт – отлично! Если нет – не беда! И вовсе не причина отказываться от мечты стать фотографом. Заказ такси, напротив, играет в плюс: дисциплинирует, мобилизует, даёт возможность поразмышлять в дороге.


Сторис

Однажды меня довозил родственник. Чудно пообщались. Вспомнили всю родню до пятого колена. Обсудили плохих жён наших хороших братьев. В итоге на сессию я приехала без части костюма: забыла шляпу. Лететь обратно было некогда, поэтому фотографировала детей с непокрытой головой. Шляпу вставляла в Photoshop-е. В результате никто ничего не заметил.

Но работы я себе прибавила нехило…

3. Строго по плану

С транспортом разобрались, теперь поговорим о том, как воплотить мечту в реальность. Попробуем подружиться с коллективом. Для этого надо стать удобным для людей, с которыми предстоит работать. Удобным, значит незаметным, не в смысле – надеть шапку-невидимку, а влиться в коллектив так, будто вчера отмечали твой трудовой юбилей.

И сделать это, кстати, не сложно. Надо заполнить собой пустоты. Процесс жизненный и поэтому всем до боли знакомый – это все равно, что приехать на летние каникулы к бабушке с дедушкой. Скрасить одинокую старость. Непонятно, вообще, как они год без тебя жили, от скуки не померли?

Внук – это тот самый фотограф, без которого коллектив прекрасно обходился.

Но с другой стороны, старики же рады внуку и как-то вписывают его в привычный ритм жизни.

Так и любимому фотографу обязательно найдётся место в жизни коллектива.

Итак, становимся любимчиками!

Сначала нужно встроиться в расписание – обсудить дату и время фотосессии с человеком, который рулит на данной территории и хорошо ориентируется в расписании всего учебного процесса. Главного видно невооруженным глазом – с ним лучше подружиться (у меня это получалось само собой, потому что педагоги – замечательные люди). Это может быть заведующая, методист, администратор.

С расписанием неизменно возникают заморочки. Например, в моей практике был образовательный центр на 300 учеников, который работает в три смены. При этом не все дети приходят каждый день. Например, «раннее развитие» – детки двух лет – учатся только два раза в неделю и всего по одному часу. Таких групп четыре. Есть ученики трёх лет, которые приходят через день на два часа – семь групп. И только, начиная с четырёх лет, ребята топают в центр ежедневно и сидят за партами по три часа.

Во всей этой каше-малаше, которую прочитать-то страшно, не то чтобы разгрести, надо разобраться. Не запутаться. Никого не забыть. И составить расписание так, чтобы фотосессия приходилась на день, когда ребёнок учится: ради фотографирования родитель ребёнка в центр не потащит.

И – вишенка(!) – отработать надо за два дня! А лучше за один! Это сложно, но возможно. Зато коллектив не успеет возненавидеть тебя за сбой в накатанной системе. Не забываем о том, что внук хоть и любимый, но привычный ритм жизни – дороже сентиментальностей.

Когда разобрались с расписанием, можно составлять объявление, но нелишним будет уточнить, в каком именно помещении можно проводить фотосессию. Чтобы в день Х случайно не оказалось, что с 12:00 до 15:00 (а это ни много ни мало вся вторая смена), тебе нет места даже в кладовке.

А вот теперь – объявление! Как правильно составить и написать, обсудим в следующей главе. Здесь – лишь о том, что повесить его надо заранее, чтобы заказчик-родитель мог всё хорошенечко обдумать, выбрать образец, посоветоваться дома. А то был случай, когда мамочка на радостях разместила заказ на кругленькую сумму, на следующий день пришёл муж и со словами «Жена-дура» вообще отказался от фотосессии.

Понимаю: заранее – понятие растяжимое.

Конкретизирую: например, в образовательном центре, куда дети ходят через день, объявление надо повесить дней за 7-10, чтобы даже тот, кто пропустит один день учебы, успел его увидеть.

Если речь идёт о садике с ежедневным посещением, количество дней лучше сократить до трёх. Иначе те, кто запишется заранее, успеют заболеть – детям это свойственно. А ни о чем не подозревающие болеющие выйдут с больничного именно в день съемок – таков закон подлости. Проверено!

Финальный штрих любви с коллективом – приехать в день фотосессии заранее и в индивидуальном порядке обсудить с педагогами время фотосессии их классов. Это сориентирует педагога, который сможет откорректировать учебный процесс по ситуации, и дисциплинирует фотографа не выбиваться из графика.

В общем: будьте, как дома, не забывайте, что в гостях!


P.S.: В новом коллективе заполни пустоты: не противопоставляй свое расписание режиму дня дошкольного учреждения. Действуй по плану, будь предсказуем, удобен и незаметен. Коллектив оценит твою педантичность.

Не забывай – именно от коллег зависит объем заказа.


Сторис

Какими бы разными ни были коллективы, в них есть одна перманентная величина – много начальников. То есть – все!

Приходится метаться между ними, как шарик в головоломке Лабиринт.

Заведующая разрешает: «Фотографируй!», но приезжает директор на крутом джипе и говорит: «Нельзя!».

Только воспитатель подмигнет, мол, можно начинать, обязательно прискачет техничка с ведром.

Технички – они, вообще, самые строгие. С ними лучше не ссориться.

4. Мы с тобой одной крови

Чтобы иметь большой заказ, недостаточно голого фото-профессионализма. Недостаточно создавать красивые фотографии. Недостаточно даже того, что стал коллективным любимчиком и твоё присутствие никого не раздражает. А даже наоборот.

Обязательно нужно создать человеку, собирающему заказ, удобные и комфортные условия.

Маленькое отступление: заказ собирает не фотограф. Как правило этим занимаются педагоги. Напоминают родителям, что "на доске объявлений висят образцы фотографий" и, что фотосессия пройдет через три дня, – это все написано в объявлении, но родители летят кометой, не замечая ничего по сторонам. Так же педагоги в десятый раз объясняют, что А4 – это альбомный лист, а не плакат. Предупреждают фотографа, что «Вовочка, заболел, но сфотографироваться все равно придет». И записывают, что Анечке – одну фотографию, а Вовочке – комплект. Ах да! Анечке надо волосы распустить и расчесать, расчёска в портфеле, портфель в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук дома забыли!

Так куда же они всё это записывают? Я разработала таблицу, где педагогу удобно оформлять заявку и писать комментарии, а мне потом удобно по ним работать. Элементарно, Ватсон! Вертикальные столбцы – ФИО, номер образца, сумма, оплата. Строки по горизонтали – 1, 2, 3 и т. д. – это количество детей в группе.

Количество столбиков зависит от количества фотографий-образцов. Образцам для удобства лучше дать названия: «с биноклем», «с ружьём», а не перечислять цифрами: 1, 2, 3… Для наглядности (некоторым воспринимать информацию проще визуально) – можно вставить аватарки образцов.

Эту таблицу я гордо именую бланк-заказ (рис. 1).

Здесь же прошу педагога указывать ЦУ, типа: Анечке распустить волосы, Вовчик – вне очереди… Практика показала: когда подобная информация говорится на ходу, я её забываю – слишком большой информационный поток в день фотосессии. А эта шпаргалка всегда под рукой.

Как-то спросила у сестры – практикующего психолога – как она ничего не забывает? Оказывается, все записывает в маленький блокнот, который помещается в карман. Вот и для меня бланк заказа в день фотосессии становится таким «блокнотом-выручалочкой.

Нелишним будет, перед тем как повесить фотографии-образцы на информационный стенд, показать их педагогу. Объяснить концепцию. Предпочитаю доносить информацию тет-а-тет, а не скидывать в группу в WhatsApp. Человеку, возможно, что-то не понятно, а переспросить в общей группе – неловко. Иногда объяснить «на пальцах» проще, чем словами. Раскладываю перед педагогом весь спектр продукции и тычу пальцем:

– Это фотографии. Это магнит. Это закладка…

Также не стоит перегружать мозг педагога (впрочем, как и мозг заказчика) разнообразием предложений – не более трёх образцов – это дизайнерская аксиома.

Неизменно должно присутствовать так называемое базовое предложение, к которому все постепенно привыкнут, если фотосъемка не одноразовая.

Если провести аналогию, базовое предложение – это как пресловутое маленькое чёрное платье, которое можно украсить аксессуарами.

Мое базовое предложение – это ПОРТРЕТ А4 формата. Далее оно обрастает «аксессуарами» в виде подарочной продукции: открытки, магниты, закладки и так далее. «Аксессуары» добавляем по одному за раз. Не забываем, что лучшее – враг хорошего.

Люди в целом консервативны, и абсолютное большинство ограничивается базовым заказом.

У коллектива и постоянного заказчика постепенно вырабатывается привычка заказа, что существенно всем облегчает жизнь.

Если съёмка первая или одноразовая, лучше обойтись только базовым предложением.

Ну и стоимость. Она тоже должна быть удобной. Деньги собирает педагог, а поскольку он не касса супермаркета, дать сдачу бывает не просто. Определить цену надо, ориентируясь, не только на рынок, но и на дензнаки своей страны. Либо снабдить каждого педагога мелочью на сдачу.


P.S.: Чтобы увеличить объем заказа, человеку, собирающему заявки и деньги, необходимо создать удобные условия для работы.


Сторис

Когда заказ готов, я словно Золушка, вкладываю фотографии в файлы, чтобы они не замарались и не помялись. Сортирую по группам, чтобы каждому педагогу отдать стопочку фотографий его класса.

Коллега, подменяющая меня однажды, сказку про Золушку, видимо, не любила: привезла триста фотографий единой стопкой – хряп их на стол администратору. По группам не рассортировала, на упаковку не заморочилась.

Только небу известно, как педагоги искали в этой перемешанной куче фотографии «своих» детей.

А я на подмену больше никогда не соглашалась. Точнее, коллектив мне это запретил.


5. Заявить о себе. Образцы

Как представиться заказчику-родителю в детском дошкольном учреждении на 250–300 детей, которое работает в три смены и у многих групп плавающее расписание?

Не будешь же стоять у входа с протянутой для приветствия рукой весь световой день: «Здрасть! Я ваша Фотографша! Приятно познакомиться!»

По сути, родителям не важно, кто сфотографирует их ребенка, важен результат.

У фотографа есть два инструмента презентации себя: фотографии-образцы и объявление. И то и другое должны быть идеальными.