При проверке с участием сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, целесообразно до начала проверки провести совместное совещание с ними для обмена поступившей информацией и выработки общей стратегии проверочных и надзорных мероприятий. При этом, исходя из специфики выявляемых правонарушений и с целью предотвращения утечки информации, должно быть принято решение о персональном участии в проверке конкретных работников.
В ходе проверочного этапа прокурор непосредственно проверяет исполнение законодательства о противодействии коррупции. Проверка может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого. В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из проверяемых органов и организаций.
При выездной проверке обычно о проведении таковой заблаговременно ставится в известность руководитель органа, где ее предстоит проводить. Проверка начинается со встречи прокурора с руководителем органа, который ставится в известность о цели прибытия прокурора и задачах, которые ему требуется разрешить в ходе проверки. По просьбе прокурора в его распоряжение выделяется сотрудник органа для оказания помощи прокурору в предоставлении необходимых материалов и документов, вызове сотрудников органа и т.п.
При проверках прокуроры как сами, так и с помощью специалистов выясняют различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов о противодействии коррупции. Характер выясняемых вопросов зависит от характера сведений о нарушении закона, которыми обладает прокурор. В этом смысле каждая проверка индивидуальна, не похожа одна на другую.
Во всех случаях в первую очередь подлежат проверке сведения о нарушении норм Федерального закона «О противодействии коррупции», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации в части совершения правонарушений (преступлений) коррупционной направленности.
Прокурор обязан выявить все нарушения законов и принять меры к их устранению. Коррупционные правонарушения, выявляемые в процессе проверки, должны быть оценены прокурором с точки зрения юридической квалификации, отнесения их к числу уголовных деяний, административных правонарушений, дисциплинарных проступков или иных нарушений закона.
Результаты оценки служат основанием для принятия тех или иных мер прокурорского реагирования, направления материалов в компетентные органы для принятия процессуальных решений, в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Достижению полноты проверок исполнения законов о противодействии коррупции способствует комплексное применение прокурорами различных проверочных действий, таких как ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчетами и другими документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных или письменных объяснений; направление запросов и получение информации от компетентных органов; снятие копий с документов. Аналитический этап.
Проверка, как правило, заканчивается анализом ее результатов и докладом (справка, заключение, докладная записка) прокурору, назначившему проверку, с предложением об актах прокурорского реагирования. Этому может предшествовать рассмотрение результатов проверки с руководителями проверяемого органа, структурных подразделений, должностными лицами кадровой службы, государственными и муниципальными служащими, имеющими отношение к выявленным нарушениям законов.
В ходе такого рассмотрения возможно снятие разногласий по поводу квалификации тех или иных действий в качестве правонарушающих, поскольку это будет способствовать более полному устранению причин и условий совершения правонарушений коррупционной направленности, предупреждению подобных нарушений закона в последующем. На основе анализа результатов проверки вносятся акты прокурорского реагирования, принимаются иные меры к устранению нарушений закона, привлечению виновных лиц к ответственности.
§ 4. Методика проведения прокурорских проверок по нарушениям законодательства о противодействия коррупции
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» под поступившей в органы прокуратуры информацией понимаются обращения граждан, должностных лиц, сообщения о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.
В качестве повода для прокурорских проверок необходимо также рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также сообщения средств массовой информации и другие материалы, содержащие данные о нарушениях закона.
Исходя из изложенного, следует выделить две исходные типичные ситуации на первоначальном этапе прокурорской проверки: 1) при отсутствии конкретной информации об имеющихся коррупционных правонарушениях; 2) при наличии конкретной информации об имеющихся коррупционных правонарушениях.
При этом проверки могут основываться на: общих методиках проведения прокурорских проверок; частных методиках проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции и иного законодательства (например, о распоряжении государственной и муниципальной собственностью, целевом расходовании бюджетных средств и т.п.); методах и способах, разработанных и принятых в различных органах прокуратуры; лично разработанных прокурорским работником методах и приемах; личного опыта надзорной деятельности иных прокурорских работников; использовании положительного опыта, обобщенного в указаниях, обзорах, информационных письмах по данной тематике вышестоящих прокуратур, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и т.п.
В первой исходной типичной ситуации обосновано применение общих методик проведения прокурорских проверок. В последующем после выявления нарушений законов о противодействии коррупции проверочные действия могут осуществляться и по частным методикам, позволяющим выявлять, устранять и предупреждать коррупционные правонарушения.
При отсутствии конкретной информации об имеющихся коррупционных правонарушениях наиболее полному выявлению нарушений законов о противодействии коррупции способствует комплексное применение прокурорами различных проверочных действий, основными из которых являются: ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическими отчетами и многими другими документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных или письменных объяснений; направление запросов и др.
Основными правовыми актами, подлежащими изучению и проверке, могут служить приказы и распоряжения об образовании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; об образовании конкурсных комиссий; об объявлении конкурсов на замещение вакантных должностей; об утверждении должностных регламентов (должностных инструкций) государственных (муниципальных) служащих; о порядке проведения служебных проверок, проверок сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения государственными служащими требований к служебному поведению.
Кроме того, проверке подлежат правовые акты индивидуально-правового характера: о принятии на государственную (муниципальную) службу; о назначении на должность государственной (муниципальной) службы; об освобождении от замещаемой должности государственной (муниципальной) службы и увольнении с государственной (муниципальной) службы; о применении дисциплинарных взысканий.
Также изучаются решения и материалы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, конкурсных комиссий, комиссий по служебным спорам; личные дела государственных (муниципальных) служащих, материалы служебных проверок, проверок сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверок соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих (соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами), а также иные материалы государственных и муниципальных органов.
Выяснению подлежит:
1) полнота и достоверность сведений, представляемых государственным (муниципальным) служащим в соответствии с законодательством в кадровую службу государственного (муниципального) органа, об образовании, о стаже работы (службы), дееспособности, наличии судимости, состоянии здоровья, родственных отношениях с государственными (муниципальными) служащими этого же органа, о гражданстве другого государства, предпринимательской деятельности, об участии в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
2) соблюдение квалификационных требований и конкурсных процедур при приеме на государственную (муниципальную) службу, при замещении должностей государственной (муниципальной) службы;
3) исполнение обязанностей государственных и муниципальных служащих, установленных ст. 8, 9, 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;
4) соблюдение ограничений на государственной и муниципальной службе, установленных соответственно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;
5) соблюдение запретов на государственной и муниципальной службе, установленных соответственно ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ;
6) соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих, установленных ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», другими нормативными правовыми актами;
7) соблюдение требований законодательства к формированию комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (соответствующих аттестационных комиссий), конкурсных комиссий;
8) законность принимаемых представителем нанимателя (руководителем органа), указанными комиссиями, кадровыми службами решений, в том числе применение дисциплинарных взысканий;
9) реализация профилактических антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ; 10) реализация кадровыми подразделениями (уполномоченными должностными лицами) функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Наличие в органах прокуратуры достоверной информации об имеющихся коррупционных правонарушениях позволяет прокурорскому работнику сразу применить частную методику для подтверждения или опровержения полученных сведений о конкретном нарушении закона. В выявлении коррупционных правонарушений наименьшую сложность представляют осуществление предпринимательской деятельности и участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации.
Сведения об индивидуальных предпринимателях, исполнительных органах юридического лица или лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ, а также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, а также ряд иных сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Данные сведения открыты и общедоступны и предоставляются органами Федеральной налоговой службы Российской Федерации по соответствующему запросу в форме выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре, справки об отсутствии запрашиваемой информации. Указанные открытые сведения в органы прокуратуры могут быть представлены также на электронных носителях или в режиме электронной почты.
Ряд других данных налоговых органов, позволяющих проверить соблюдение проверяемым лицом запретов, ограничений и исполнение обязанностей, закон относит к конфиденциальной информации. Так, в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, за исключением данных о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Налоговые органы предоставляют органам прокуратуры сведения и материалы о налогоплательщиках, относящиеся к конфиденциальной информации (например, персональные данные конкретных налогоплательщиков, информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика и др.), при строгом соблюдении Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.
Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица органа прокуратуры подтверждается печатью.
При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование, связанное с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, при реализации которых необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2- НДФЛ.
Налоговыми агентами согласно п. 1 ст. 24 НК РФ признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов. Пунктом 1 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
На основании таких сведений, представленных налоговыми агентами в налоговые органы, формируется федеральный информационный ресурс «Сведения о физических лицах».
Получение информации из федерального информационного ресурса «Сведения о физических лицах» позволяет по количеству налоговых агентов (организаций) и по размерам перечисленных ими удержаний в бюджетную систему Российской Федерации сравнить данные, предоставленные проверяемым лицом в сведениях о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также проверить замещение проверяемым лицом других должностей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, осуществление таким лицом предпринимательской деятельности, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, иной оплачиваемой деятельности, владение ценными бумагами, акциями (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), получение в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждений (ссуд, денежного вознаграждения, услуг, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов), получение гонораров за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, и т.п.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и п. 1 и 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ запрет установлен для государственных и муниципальных служащих на незаконное участие (для гражданских служащих – на платной основе) в деятельности органа управления коммерческой организацией, на осуществление предпринимательской деятельности. Поэтому в ходе прокурорской проверки необходимо получение сведений именно о реальном осуществлении государственным (муниципальным) служащим предпринимательской деятельности или реальном участии в управлении коммерческими организациями.
Факт регистрации физического лица в качестве предпринимателя или учредителя юридического лица не служит основанием для принятия мер прокурорского реагирования, а подлежит дальнейшей проверке с целью получения объективного подтверждения совершения коррупционного правонарушения.
В случае привлечения к проверке представителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, полученные из налоговых органов сведения могут быть переданы им для ознакомления с целью планирования и проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.
Документальным подтверждением факта осуществления государственным (муниципальным) служащим предпринимательской деятельности или его участия в управлении коммерческими организациями могут служить выявленные у налоговых агентов трудовые договоры (контракты), подписи на финансовых документах, заключенные договоры (сделки), бухгалтерские балансы, выписки из банковских счетов о движении денежных средств, протоколы собраний учредителей, акционеров, ведомости на выплату заработной платы, перечисление дивидендов и др., а также установление местонахождения юридического лица.
О владении проверяемым лицом акциями будет свидетельствовать выписка из реестра акционеров, представленная реестродержателем. Сведения о реестродержателе также содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также размещены в сети Интернет на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru).
При направлении запросов на получение этих сведений в организации, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра, необходимо учесть, что в соответствии с действующими в указанных организациях правилами списки проверяемых лиц должны быть заверены гербовой печатью.
Передача принадлежащих государственному (муниципальному) служащему ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии со ст. 1012 ГК РФ должна производиться на основании заключенного договора доверительного управления имуществом.
Сведения о недвижимом имуществе могут быть получены из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения, содержащиеся в указанном реестре, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с п. 3 ст. 7, ст. 8 указанного Федерального закона).
Данные реестра предоставляются Росреестром по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.
Вместе с тем в соответствии со ст. 7, 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, сведения о переходе прав на объекты недвижимости по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам.
Проверка, проводимая прокурорами в рамках общенадзорных мероприятий, к такого рода делам не относится. Кроме того, органы прокуратуры не включены в закрытый перечень органов, полномочных на получение сведений о правах на недвижимость, что дает основание территориальным органам Росреестра отказывать прокурорам в требуемой информации, что препятствует реализации полномочий, предусмотренных п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В то же время органами прокуратуры принимаются меры к изменению существующей практики.
Например, по информации прокуратуры Томской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области требуемые сведения не предоставляются со ссылкой на абз. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с отказом в предоставлении запрашиваемой информации в отношении государственного регистратора Управления Росреестра по Томской области прокурором области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ («Невыполнение законных требований прокурора»).
По результатам рассмотрения постановления прокурора мировым судьей государственный регистратор признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и на последнего был наложен административный штраф в размере 2 тыс. руб.
В итоге требуемые сведения были предоставлены. Информация о наличии у государственного (муниципального) служащего автомототранспортных средств может быть запрошена в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, а тракторов, самоходных, дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним – в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий, выдаются подразделениями ГИБДД МВД России, Гостехнадзора на основании письменного запроса. Аналогичная информация о маломерных судах предоставляется подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Сведения о сделках и финансовых операциях лица могут быть получены органами прокуратуры посредством обращения в Росфинмониторинг в соответствии с Инструкцией по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета при прокуратуре РФ, Росфинмониторинга от 05.08.2010 № 309/566/378/318/1460/43/207.