Степан Разин собрал на речном острове, где было военное казацкое поселение, новый круг.
– Гей, хлопцы! Завтра выступаем! Идём на Волгу, под Царицын город!
– Дело, атаман-батько, давно не сверкали боевые клинки!
– С нами знаменитый Васька Ус со своими соколиками!
– Знаем его… Смелый казак!
– Ходили с ним под Воронеж и Тулу, грабили бояр и помещиков.
– Добре, хлопцы!.. Теперь вместе погуляем. До Волги по степи два дня ходу! Идём конями и обозами, челны и струги волоком тащим.
– Где коза прошла, там казак пройдёт, атаман!
– Добре, соколы!
Вышел есаул, отдал команду:
– Готовься к походу, сухари суши, кашу вари, сабли точи!..
Дон притих: лишь в камышах изредка плеснётся бобёр, да вдали хлопнет крыльями бекас или утка. Донская часовня – деревянный сруб, перекрытый двухскатной крышей с маковкой и крестом – безмолвным силуэтом растворилась в вечерних сумерках.
Стенька Разин с есаулами сидел у костра.
– Монах из пришлых прочитал молитву за удачу в походе, батько!
– Добре, Петра! Кроме удачи нам бы добыть ещё коней и челнов.
– Добудем, атаман! На Волге под Царицыным пасут коней калмыки и татары.
– Пришли к нам тайно, батько, царицинские мужики, говорить желают.
– Зовите хлопцев.
У костра присели несколько человек, сняли шапки, поздоровались.
– Ждут тебя, атаман-батько, в городе.
– Что думает царицынский воевода?
– Воевода Тургенев город не сдаст, а стрельцов мало, половина на нашей стороне будет. Пушек, которые палить могут, всего пяток. Воевода жаден, нас жмёт, казну набивает, запаса воды в городе мало, хлеба тож нехватка будет.
– Добре, хлопцы, возвращайтесь и ждите вскорости моё войско. Всем говорите, за царя идёт Степан Разин, но против бояр да воевод, которые не дают простому народу жить вольно!
– Сказано-сделано, атаман-батька!.. Поспешим.
Степан Разин призадумался. Васька Ус молвил:
– Думаю я, атаман, ударим с воды на судах и с суши конницей.
– Добре, Васька! Возьмём город, воеводой тебя посажу.
– Разживёмся золотишком, будут радоваться наши хлопцы.
– Слушайте меня, други-соколики! Наши деды сказывали, когда город Азов у турок отбили: «Не дорого нам серебро и злато, дорога нам слава вечная!»
– Эх, атаман, наши казаки не за славой пришли: за кафтанами боярскими да казной серебряной.
– Знаю, Васька! За обиды свои поквитаться народ хочет да пожить вольной казацкой жизнью.
– Верно, батько, поплясать да спеть в боярских кожаных сапожках!
– Гей, есаулы, затягивай песню!
Эх, гулял казачок да по донским степям,
Да в кафтанчике да подпоясанном,
Дева русая на скрипице посиживала,
Песню кручинную одинешенько пела…
Стенька Разин встал, развёл затёкшие плечи, взглянул в ночное небо, украшенное ожерельем мерцающих звёзд.
– Гей, други, сколько наших хлопчиков ушли в небеса буйных коней ловить!
– Не вернуть их, батько!
– Гей, Петра, казак ты бывалый… Сказывай нам, что там на небесах?
– Ангелы там, батько, зажигают лампадки, как только рождается человек, и гасят, когда умирает.
– Что ж одна лампадка яркая, а другие еле светят?
– Яркие у атаманов, батько!
– Где ж моя горит, Петра?
– То, батько, даже мне неведомо! – засмеялся казак.
– А что ж тебе ведомо, Петра?
– А то, батько, что на Волге много боярских лампадок затушим.
– Добре сказано, Петра! Зови-ка бандуриста. Всё одно до зари глаз не сомкнуть!
– Эх, вот это мне по душе!
– Гей, други, разбудим да всколыхнём Русь необъятную от Каспийских морей до самой Москвы!..
Глава 13
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Зипун – верхняя одежда у крестьян, представляет собой кафтан без воротника.
2
Кремль – название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.
3
Пятиалтынный – пятнадцать копеек.
4
Бердыш – холодное оружие в виде топора (секиры) с искривлённым, наподобие полумесяца, лезвием, насаженным на длинное древко.
5
Ледник – погреб со льдом или снегом.
6
Сударики – судаки.
7
Алтын – русская монета достоинством три копейки.
8
Свайка – заострённый железный стержень длиной около 12 см с массивной головкой для одноименной игры.
9
Батог – палка или прут для телесного наказания.
10
Баять – говорить.
11
Трофеи – вооружение и имущество противника, захваченное победителем в ходе боевых действий.
12
Челн – небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева
13
Круг (казацкий) – общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления.
14
Тын – забор.
15
Курень – жилой дом в казацких станицах.
16
Тулумбас – ударный музыкальный инструмент.
17
Майдан – место собраний, сходов у казаков; станичный круг.
18
Рать – битва, сражение.
19
Дуванить – делить добычу.
20
Узвар – прохладительный напиток из сухих фруктов и ягод, иногда с добавлением мёда.
21
Ендова – низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками (из меди, серебра, дерева) для разливания или коллективного питья кваса, браги, пива за столом большой семьей. Изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха.
22
Гулящие люди – общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян, посадских людей и прочих лиц без определённых занятий и места жительства.
23
Рундук – в русском деревянном зодчестве площадка крыльца, пристроенного к дому.
24
Стеношные бои – бои стенка на стенку – старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 16 до 60 лет. Количество участников варьируется от 10—15 до нескольких сотен человек. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленицу.
25
Клобучок – колпачок, надеваемый на голову ловчим птицам.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги