Книга Мудрость жизни - читать онлайн бесплатно, автор Максим Власов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мудрость жизни
Мудрость жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мудрость жизни

Конечно, когда ты ничего из себя особо не представляешь, то никому нет до тебя дела, поэтому и страха перед тем, что о тебе многое будет известно и эту информацию можно будет использовать против тебя, у тебя может и не быть. Мне так многие и говорили, с кем я общался на эту тему: «Кому мы нужны, чтобы против нас какие-то козни строить?» Отчасти это верно. Но и тут не все так просто. Любого человека можно подставить, обокрасть по мелочи, побудив его, например, перевести деньги человеку, которого он хорошо знает, чтобы ему помочь, тогда как на самом деле это окажется обманом и перевод будет совершен мошенникам. Но человек даже и не подумает об этом, потому что к нему так обратятся, как могут обращаться только те, кто его хорошо знает. Мне такие случаи известны. Вся хитрость тут в том, что человек и не подозревает, что о нем могут знать так много, как это возможно только при хорошем знакомстве с ним. А знакомым он доверяет больше, чем чужим, поэтому готов больше сделать для них. Тут может быть масса разных вариантов обмана. И цели у всевозможных мошенников и вредителей тоже могут быть разные, в том числе и очень коварные. Поэтому, даже если ты никто и звать тебя никак, это не означает, что информацией о тебе никто не воспользуется против тебя. Под руку подвернешься, пойдешь, что называется, под нож.

Даже самому простому человеку есть чего опасаться, рассказывая о себе слишком много, а тем более в таком публичном пространстве, как интернет. Кто угодно может воспользоваться информацией о нем, чтобы потом войти к нему в доверие и затем использовать этого человека в своих интересах. Преступники могут использовать ее для того, чтобы сфабриковать улики и втянуть человека в свои грязные дела. Может быть, кого-то неподалеку от вас ограбили или собираются ограбить и нужно кого-то подставить. И тут вы, с точки зрения вашего текущего географического расположения подходящая кандидатура для подставы. И владея информацией о вас можно будет разыграть для этого необходимую комбинацию, чтобы вы понесли ответственность за преступление, которого не совершали. И вы ее понесете, если вас умело подставят. Вы же знаете, правоохранительным органам все равно, кого ловить и наказывать, лишь бы улики против человека можно было собрать. И преступники им помогут в этом, зная о вас слишком много, чтобы такие улики сфабриковать. Да и те же коллекторы имеют больше шансов влиять на людей, когда многое о них знают, чем они давно успешно пользуются. Причем совсем необязательно, что вы кому-то что-то задолжали, чтобы на вас началась охота этих людей. Задолжать мог ваш сосед, коллега, друг, да и просто вас могут перепутать с другим человеком – настоящим должником, коллекторам тоже не так важно, кто отдаст долг, главное, чтобы его отдали. Они будут давить на кого угодно, лишь бы добиться своей цели. Мне такие случаи тоже известны, когда коллекторские службы покупали информацию о людях, а потом использовали ее для грамотного давления на них. Причем давили не всегда на тех, кто должен, а на тех, кто слабее и кто при этом может повлиять на должника или, что тоже иногда бывает, расплатиться за него.

Вот и подумайте, зачем давать людям, в особенности нехорошим, злым людям, дополнительную силу против себя, распространяя о себе информацию, да еще и в публичном пространстве. Ну зачем? Славу таким образом не обретешь, а вот проблемы нажить можно. Что и кому будет о нас известно, зависит от нашей скрытности или открытости. У нас у всех могут быть враги, даже если мы о них не знаем, и они могут жадно собирать о нас любую доступную информацию, чтобы потом спланировать против нас какое-то нехорошее дело. Существуют целые группы, можно сказать, преступные, которые живут тем, что собирают информацию о людях, а потом шантажируют их, подставляют или обманывают. Это бизнес, такой же, как и профессиональное нищенство. Мы же устанавливаем на свой компьютер какое-нибудь антишпионское программное обеспечение, чтобы защититься от разного рода хакеров. А зачем же тогда о себе распространяться без особой необходимости, зачем рассказывать о себе всем? Или люди думают, что одно дело пароли какие-то защищать на своем компьютере и совсем другое, рассказывать другим о своем образовании, работе, увлечениях, месте жительства и так далее? Да от утечки такой информации вреда может быть больше, чем от украденных паролей. Все зависит от того, к кому она попадет и кто с ней будет работать.

И еще, друзья, я вам скажу о таком своем наблюдении: люди больше уважают тех, о ком не очень много знают. Кто-то из них уважает таких людей из-за того, что побаивается их, а кто-то за их умение держать информацию о себе в тайне. Это как уметь держать язык за зубами, для чего необходимо обладать хорошим самоконтролем. Поэтому, если вы хотите, чтобы в вас видели серьезного человека, не выкладывайте о себе все, что только можно, ни в письменном виде, ни в устном, ни в интернете, ни где бы то ни было еще, если есть такая возможность. Совсем уж закрыться от мира не получится, но хотя бы не трубить о себе всюду вам вполне по силам. Я вот, как психолог, который отвечает за конфиденциальность своих клиентов, всегда советовал людям рассказывать о себе поменьше, в основном только то, что касается того вопроса, с которым они ко мне обратились. И не потому, что я что-то могу разболтать, а потому, что это может войти в привычку и, собственно, входит в нее – всем рассказывать о себе все. Кто знает, на кого вы нарветесь в тот или иной период своей жизни, может оказаться так, что вам такой удар нанесут по вашим слабым местам, заранее о них узнав, что вы уже никогда после этого не оправитесь.

Не малое значение сегодня имеет и общение в интернете по разным вопросам, когда за наше мнение нас могут привлечь к ответственности, найдя в нем что-то противозаконное. Формально у нас никакой цензуры нет, но на деле определенные силы могут преследовать каждого, чье мнение может быть опасно для кого-то или чего-то, или просто неприятно, неугодно. Это могут быть люди из бизнеса или имеющие отношение к власти, к различным силовым структурам. Здесь даже дело не в том, чтобы вас наказать за какие-то высказывания, а в том, чтобы просто для галочки кого-то наказать. Люди иной раз и не догадываются, что попали в поле зрение определенных сил, которые ищут себе жертву, чтобы выполнить план своей работы, за которую они получают немаленькие деньги, которые должны как-то и чем-то оправдывать.

Экономические моменты тоже могут быть причиной повышенного внимания к человеку. Много зарабатываешь, хорошо живешь, собственности у тебя много, этим ты можешь быть интересен не только мошенникам и бандитам, но и различным государственным структурам, которым, например, надо выполнять план по сбору налогов или раскрывать как можно больше экономических преступлений. Не крупную же рыбу им ловить, в само-то деле, которая стоит над законом. Она им будет не по зубам. Поэтому, лучше поймать кого-то, кто хоть и мало зарабатывает или не очень много, но зато не имеет силы, чтобы себя защитить. И неважно, что вы не нарушаете закон, что вы честный человек, что у вас все учтено, вы соблюдаете букву закона. Думаете, людям, получающим зарплату за то, что они находят плохих людей и забирают у них деньги и имущество, это важно? Для них любой может стать плохим, если им это выгодно. Главное, жертву наметить, а уж скелеты в ее шкафу найдутся, а не найдутся, тогда их придумают. Мне известны такие случаи с предпринимателями, которых откровенно шантажировали, причем не бандиты какие-нибудь, а государственные структуры, которые их, что называется, разрабатывали. Они просто требовали у них денег с тех излишков, которые, как казалось этим структурам, у этих предпринимателей были. В противном случае им грозили наказанием за разного рода нечистые дела, которые за ними числились. А таковые можно найти у каждого человека, в особенности у более или менее состоятельного. Ну не может быть такого, чтобы человек хорошо жил и при этом был белым и пушистым. Что-то у него нехорошее, противозаконное, обязательно, либо было, либо есть. Это закон жизни, о котором всегда надо помнить.

Поэтому, раз уж жизнь так устроена, что придраться можно к любому, в особенности к тому, кто чего-то достиг в жизни, то зачем лишний раз о себе рассказывать, зачем хвалиться чем-то, в особенности своим богатством? Скромнее надо быть и по возможности скрытным. С очень богатых людей пример брать не нужно, у них своя защита, свои связи, где надо. Да и то, временные. Любые изменения могут произойти и после них даже самых могущественных людей сместят и все их богатства изымут. Поэтому, даже им, лучше лишнего о себе не рассказать, чтобы не давать дополнительные козыри в руки своих врагов. Многие из них об этом знают и следуют этому правило. Они обычно не столько скрывают о себе что-то, сколько замещают истинную информацию ложной.

Анонимность в интернете является пока единственной гарантией свободы слова и гарантией отсутствия цензуры в этом информационном пространстве. Конечно, все эти свободы потихоньку подавляются, причем не только в странах, склонных к тоталитаризму, а вообще по всему миру. Сильные мира сего понимают, какую силу дает любое средство массовой информации, которым может воспользоваться каждый. Чем свободнее ходит информация между людьми, тем сложнее в таком обществе творить беззаконие, сложнее пользоваться своей властью, чтобы подавлять других людей без сопротивления с их стороны. Те, кто имеет власть, всегда творили беззаконие, да и по закону тоже подавляли общество, вредили людям, но уходили от ответственности, потому что никто не мог их к ней привлечь. В информационном обществе это проще сделать, благодаря массовому давлению на органы власти, которые должны следить за порядком и гарантировать соблюдение законов. Мы знаем, что в некоторых странах даже президента могут отстранить от власти с помощью протестов. Поэтому, это создает большое неудобство людям, которые хотят жить так, как им нравится, ни с кем и ни с чем не считаясь, а не так, как это положено делать в нормальном обществе. Так что вся эта информационная свобода, ну совсем не нужна тем, у кого есть власть, и кто привык ею злоупотреблять. И первым делом им, конечно, хотелось бы решить вопрос с анонимностью в сети. Когда ты можешь найти любого, кто о чем-то говорит широким массам, ты можешь его либо заткнуть, если тебе его слова не нравятся, либо заставить говорить то, что тебе нужно. В таком случае может возникнуть цензура без официальной цензуры, когда просто будут контролироваться наиболее влиятельные члены общества, но официально любой может свободно высказывать свое мнение. А пока анонимность существует, пусть и не абсолютная, но хотя бы такая, как есть, мы с большим спокойствием за себя и свое благополучие можем делиться друг с другом практически любой информацией, что очень важно для нашего развития. Человек должен жить в реальном мире, а не в том, который ему рисуют цензоры. Но эта реальность требует того, чтобы человек был защищен от воздействия на него определенных сил.

Если говорить о том, почему люди пренебрегают анонимностью, зачем всю информацию о себе выкладывают, как на исповеди, то я считаю, что они это делают из-за чувства ущербности. Я прав? Если вы о себе рассказывает слишком много, то вы просто хотите компенсировать этим недостаток внимания и уважения к себе, хотите получить признание, потому что других способов добиться этого у вас нет. Каждый человек хочет признания, внимания, хочет, чтобы им восхищались, чтобы его уважали, но при этом далеко не каждый что-то из себя представляет, чтобы все это получать в достаточном количестве. Только такое стремление к известности ничего хорошего все равно не принесет. Даже если вас и похвалят за какие-то фотографии в сети, то эта похвала не стоит того, чтобы из-за нее подвергать себя риску, пусть и не очевидному, но вполне вероятному. Лучше постараться в чем-то важном преуспеть, например, в своей работе добиться успехов, стать одним из лучших специалистов в какой-либо области, в каком-то творчестве можно себя показать и вообще, во всем, что близко и интересно вам, чтобы получить, если уж и не всемирную известность, то по крайней мере признание определенных людей, чье мнение имеет вес для вас. Ваши успехи, вот что важно. А в вопросе анонимности, будьте мудрее, сохраняйте ее, эту анонимность, насколько это возможно. Незачем людям, а тем более большому количеству людей знать о вас слишком много. А иногда им и вовсе не нужно ничего о вас знать.

Глава 6. Агрессия и враждебность

Эта жизненная мудрость поможет вам сохранить бдительность в отношениях с любыми без исключения людьми. Суть ее в том, что каждый человек может причинить вам вред, потому что от природы люди достаточно агрессивны и враждебны, поэтому нельзя открываться перед ними полностью, нельзя на них во всем полагаться. Мое изучение этого вопроса [я одно время работал психологом-криминалистом] показало, что большой ошибкой является вера человека в то, что для агрессии и враждебности нужны причины, а без таковых люди, якобы, существа вполне миролюбивые и добрые, не способные на дурные поступки. Ничего подобного. Даже пребывая в абсолютном комфорте, будучи сытыми и всем довольные, люди все равно остаются очень опасными из-за своей враждебности и агрессивности. Взять хотя бы ту же «золотую молодежь», которая живет в сказочных условиях, но может при этом совершать чудовищные преступления. Какая у них необходимость причинять вред другим? Необходимости нет, зато есть желание это делать, вызванное их врожденной агрессивностью. Дай только почувствовать человеку, что его не накажут за причинение вреда другим и в нем проснется дьявол. Мы все агрессивны, вот что есть истина. Просто проявляться эта агрессия может по-разному, в зависимости от того, что нужно людям, они или защищаться от чего-то могут с помощью агрессии, или какие-то цели свои корыстные преследовать с ее помощью, или просто ради удовольствия вредить другим и причинять им зло.

Все дело в том, что мы созданы для борьбы друг с другом, мы должны бороться за свое существование, за свои интересы, за ресурсы на этой планете, которые всегда были и скорее всего будут в ограниченном количестве, мы должны бороться за все, что для нас ценно и важно. А для борьбы нужна агрессия, она дает человеку необходимый настрой, решительность, смелость, психическую энергию. Поэтому, агрессия нужна. И что еще интересно, человека сложно задобрить, чтобы он не был агрессивным. Мы ведь никогда не бываем довольны тем, что имеем, нам всегда мало, сколько нам всего не дай. Поэтому, даже если у человека все есть, он все равно способен причинить вред другим людям, ради получения еще больших благ или, как я уже сказал, ради удовольствия. Та же зависть распространяется на все. Люди умудряются завидовать даже тем, у кого вообще ничего нет. И зависть вызывает у них агрессию, которая переходит во враждебность к тем, кому они завидуют. После чего человек может совершить злой поступок. Вот к этому данная мудрость жизни и должна вас подготовить. Любой может вам навредить, перед кем вы раскроете душу. Другое дело, не каждому это нужно делать, по крайней мере до поры до времени.

Некоторые люди не любят, когда я говорю им, что человек от природы очень агрессивен и враждебен по отношению к себе подобным. И это понятно, нам всем хочется думать, что мы добрые и хорошие, способные помогать друг другу, это приятнее слышать. Ведь среди таких людей ты будешь чувствовать себя в безопасности, ты всегда сможешь рассчитывать на их помощь, ты можешь расслабиться и ничего не бояться, когда думаешь, что вокруг тебя миролюбивые существа. И я вам скажу, что это тоже в нас есть. Я в этом вопросе в крайность не впадаю, а лишь предупреждаю всех, кто не хочет стать жертвой других людей из-за своего доверия к ним, что человек от природы агрессивен, враждебен и может быть очень жестоким. И говоря о человеке, я имею в виду всех людей. Все мы агрессивные. И кто и когда из нас может навредить другому, и каким именно образом, предугадать сложно. Мне известны уголовные дела, в которых говорилось, чуть ли не о святых людях, которые в один момент превратились в чудовищ и совершили ужасное преступление. Никто бы никогда не подумал на них, что они на такое способны. А вот, оказалось, что способны. Поэтому, никогда не следует перекладывать ответственность за свою судьбу на других людей, всегда и во всем надо стараться рассчитывать на себя, по крайней мере до тех пор, пока это возможно. Никогда не стоит всецело доверять людям, они в любой момент могут причинить вам зло. Никогда не стоит полагаться на их честность, порядочность, нравственность, жалость. Людям хоть и свойственны эти качества, но они их не всегда проявляют, и уж точно не у всех они развиты. Если бы я не видел тех катастрофических последствий, к которым приводит вера человека в доброту, честность, порядочность и миролюбивость людей, я бы не стал писать эту главу. Я бы не стал запоминать этот закон жизни, не стал бы его записывать для себя. Зачем писать о плохом, когда вокруг много хорошего. Но в том-то и дело, что все хорошее не представляет для нас угрозы, об этом беспокоиться не стоит. Беспокоиться стоит о плохом, что способно причинить нам вред, погубить нас. Вот поэтому и важно помнить о враждебности и агрессивности людей, даже тогда, когда вы ее не наблюдаете вокруг себя. В любом человеке может проснуться зверь, который уничтожит все и всех, с кем сможет справиться. А причин для пробуждения такого зверя может быть много. Одной из них является безнаказанность.

Стэнфордский тюремный эксперимент – слышали, читали о нем? Почитайте в интернете. Прекрасный пример того, как определенные условия могут пробудить в человеке зверя.

Знаете, что интересно в этом вопросе? Интересно понять мотивы, которые вынуждают людей быть добрыми, а не злыми, даже когда у них есть все основания для злости. А добрыми люди бывают в основном тогда, когда они очень слабые и нуждаются в помощи окружающих, и когда им просто страшно, что другие люди могут им навредить и они никак не смогут этому противостоять. Слабость и зависимость людей – это благо для тех, кто их окружает, потому что в таком случае враждебность этих людей снижается практически до нуля. А стоит им обрести силу в виде богатства, власти, авторитета и доброта их уходит. Не всегда она уходит полностью, но уходит и человек становится более злым. Злым, не в плане эмоций, а в плане отношения к другим людям. Он уже может позволить себе такое отношение к ним, которое раньше боялся проявить, не не хотел, а именно боялся. Сила дает человеку возможность не считаться с теми, кто слабее его, она дает ему возможность унижать, обижать, оскорблять, подавлять, эксплуатировать более слабых и делать все это безнаказанно. Собственно говоря, человек, до того, как обрел силу, добрым был не по убеждениям, по убеждениям очень немногие люди ведут себя с другими хорошо и уважительно, что называется, по-доброму, а именно из-за страха перед наказанием. Именно страх вынуждает людей быть хорошими друг с другом, а также нужда, а не здравый смысл и убеждения. Поэтому, тот, кто хочет управлять людьми без больших усилий, всегда старается окружить себя слабыми, зависимыми, в чем-то даже неполноценными человеческими существами, которые даже если и будут иметь повод для враждебности, из-за своей слабости, трусости, зависимости, неполноценности, то все равно, просто не смогут ее проявить. Ведь одно дело быть враждебно настроенным по отношению к кому-то человеком и совсем другое, эту враждебность демонстрировать и воплощать в конкретных действиях.

Страх, тот самый страх, из-за которого люди могут быть агрессивными, чтобы защищаться, часто делает их и очень добрыми, дружелюбными, покладистыми, дисциплинированными просто потому, что только так они видят для себя спасение от чужой силы. А как только страх уходит и вместо него приходит сила, то необходимость вести себя с другими нормально отпадает. Теперь ты можешь безнаказанно вести себя со всеми, кто слабее тебя, как пожелаешь. Ты можешь поступать, как тебе вздумается и если ты не понимаешь умом, зачем тебе по-человечески к другим относиться, то ты и не будешь этого делать. Зачем с кем-то считаться, если проще и удобнее этого не делать. Задавил всех, подчинил своей воле и все стало так, как ты хочешь. Примитивная логика вообще подсказывает, что нет смысла разговаривать с тем, кого ты можешь просто раздавить, как клопа. Незачем тратить время и силы на человека, который тебе не ровня. Вот примитивные люди этого и не делают. А таковых больше, чем мы можем себе представить. Иначе бы в обществе не было такого количества законов, в том числе и очень суровых, подразумевающих серьезное наказание за плохое отношение людей друг к другу. А под плохим отношением мы можем понимать много всего, в разных законах все это прописано. Другое дело, что не для всех они написаны и потому не всегда помогают справиться с человеческим злом. Заметьте, нет необходимости ограничивать людей в доброте, мы не создаем таких законов, которые бы подразумевали наказание человека за излишнюю доброту. А вот за злость, за агрессию, за враждебность, за насилие, за всякого рода вредительство, мы вынуждены людей наказывать, чтобы жизнь в обществе была нормальной и вообще возможной. Так что, нет никаких оснований сомневаться в агрессивной природе человека, ибо это есть истина. Ее надо признать и научиться жить с ней.

А как с ней жить, с нашей агрессией? Надо, как я уже сказал, помнить о том, что каждый человек может причинить нам вред и первым делом никому безоговорочно не доверять и ни на кого полностью во всем не полагаться. А также важно стараться ограничивать в возможностях любого человека, любую группу людей, не позволяя ему, им обрести большую силу. Вот даже такая политическая теория, как разделение властей или такое понятие, как военный паритет, говорят о том, что для того, чтобы одни люди не позволяли себе слишком многого в отношении других людей, нужно уравновесить их силы, кого-то надо ограничить любыми способами, а кому-то надо помочь стать сильнее. Нельзя, чтобы сила была сосредоточена в каком-то одном месте, в руках узкой группы людей или, что еще хуже, в руках одного человека. Следовательно, такие теории надо поддерживать на любом социальном уровне, хоть на политическом, хоть на корпоративном, хоть в отношениях с друзьями и партнером. Надо стараться сделать все, чтобы никто не был на голову сильнее вас. Используйте все возможности, чтобы не позволить кому-то стать слишком сильным, даже если это будет ваш партнер или любой другой близкий вам человек. Вредите ему, если потребуется, чтобы только не допустить его большого превосходства над вами. Объединяйтесь с другими против какой-то силы, чтобы ослабить ее. Если кто-то, в том числе и ваш партнер станет сильнее, вы, скорее всего, пострадаете.

Та же борьба с монополиями, как раз-таки является хорошим примером искусственного ограничения растущей власти и силы определенных групп людей, которые, если станут очень сильными и обретут огромную власть, начнут диктовать свои правила всем остальным и это будут очень суровые, очень злые правила. Для любой сферы деятельности, хоть для политики, хоть для бизнеса, хоть для семейной жизни, нужна взаимозависимость и взаимоограничения, чтобы не было ни у кого абсолютной власти или огромной силы. Иначе быть беде. Человеческая агрессия, не видя ограничений, вырвется наружу и натворит столько зла, что в итоге даже тому, кто эту агрессию проявляет будет причинен вред. Человек – это уничтожитель, если не поддерживать в нем созидательность, в том числе и с помощью ограничений. Все белые и пушистые, пока не обретут силу. А потом люди часто превращаются в монстров.

Поэтому, когда я слышу, что какой-то человек мухи в своей жизни не обидел, я не приписываю эту заслугу его врожденной или приобретенной доброте, хотя по убеждениям он и может быть достаточно добрым, но это не всегда можно понять, пока не испытаешь человека силой, дав ему возможность обидеть и муху, и слона, и очень многих людей. Вот я в таких случаях и думаю о том, а была ли у этого человека возможность обидеть муху, или хоть кого-то, над кем он властвовал? Прошел ли он испытание силой, когда ты можешь причинить кому-то зло, но не делаешь это, считая такой подход неправильным? Или он никогда не имел необходимой силы и власти, чтобы показать свою натуру? Если такого испытания он не проходил, у меня нет оснований считать этого человека добрым во всей его основе, а следовательно, безобидным и неопасным. Ибо дай ему силу, в виде тех же денег, власти и тогда он может раскрыться так, что никому мало не покажется. Все станут для него мухами, которых он начнет давить. Вернее, может начать.

Хороших людей в этой жизни тоже немало. И это замечательно. Благодаря им нам всем легче жить. Но надо понимать, что делает их хорошими и что может сделать их плохими и злыми. Если от рождения мы агрессивны, а это хорошо видно по детям, которые могут причинять зло друг другу и другим живым существам и даже порой не понимать, что они кому-то делают больно, то ценными являются все те механизмы, которые позволяют нам усмирить агрессивную человеческую природу. Культура, образование, воспитание, религия, всевозможные ограничения, в виде тех же законов, которые позволяют сдерживать человеческую враждебность посредством страха перед наказанием, все это такие вещи, без которых люди вели бы себя гораздо хуже. Те же дети, без должного воспитания, ведут себя очень жестоко, и мы все это видели в детстве. Поэтому с ними надо работать, чтобы они стали более дружелюбными и миролюбивыми, и не только по необходимости, когда какая-то сила вынуждает их вести себя приемлемо, но и по убеждениям, когда они головой понимают, зачем нужно проявлять доброту или хотя бы не делать никому зла. Человек должен дорасти до того, чтобы не суровые законы и жестокие наказания делали его социально ответственной личностью, а здравый смысл. Даже такая великая ценность, как свобода, не может быть предоставлена неподготовленным к ней людям, которые просто не смогут ею грамотно распорядиться, а используют ее для удовлетворения своих низменных желаний, большая часть из которых непременно будет подразумевать причинение вреда, ущерба другим людям. К свободе, как отдельно взятого человека, так и общество в целом, нужно подготовить. А это прежде всего задача образования, которое должно дать такое представление об этом мире, чтобы каждый человек понимал, что нельзя делать все, что хочется, даже если есть такая возможность, чтобы не создать такие условия в обществе, от которых он потом сам пострадает.