Книга Всемирная история глазами кошек - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Юрьевич Нечаев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Всемирная история глазами кошек
Всемирная история глазами кошек
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Всемирная история глазами кошек


Сергей Нечаев

Всемирная история глазами кошек

О чудесная кошка, дарованная навеки…

Надпись на обелиске в Небре (Египет)

Когда кошка заводит человека, тому ничего не остается, как только с этим смириться.

Томас Стернз Элиот, лауреат Нобелевской премии по литературе 1948 года

© Нечаев С.Ю., 2021

© ООО «Издательство «Аргументы недели», 2021

Предисловие

Устные рассказы, частью записанные современниками, частью с их слов представителями следующего поколения или же по преданиям, составляют материал этого исследования. И если в этих рассказах некоторые подробности не всегда верны, если в них встречаются иногда ошибки, например, в указаниях времени или действующих лиц, то в основе почти всегда лежит действительно совершившееся событие.

Это может показаться странным – специальное исследование посвящено простым котам и кошкам, то есть представителям биологического подвида Felis silvestris catus. Самку этого подвида называют кошкой, а самца – котом. Считается, что слово «кот» является родственным латинскому слову cattus, и оно выглядит близким названиям во многих языках: английскому cat, французскому chat, ирландскому catt, испанскому gato, итальянскому gatto, немецкому katze, литовскому kate, прусскому catto и т. д. Первоначальный источник неизвестен, но принято считать, что во многие языки это слово попало из латинского.

Кто-то тут же скажет, что невозможно дать полную картину, касающуюся гораздо более значимых представителей того же семейства млекопитающих. Не говоря уж о более значимых детях природы – о людях, отделенных сообразно с их предназначением (в этом некоторые почему-то уверены) резкой чертой от животного царства. Но мы этот свой труд смеем все-таки считать не излишним. И побуждение к этому труду у нас было не внезапным мечтательным начинанием, а обдуманным желанием, ибо, на наш взгляд, нельзя отрицать то великое влияние, какое имеет внешняя природа на человека, причем не только в его первобытном состоянии, но и на всех ступенях его исторического развития. Думающих же иначе горький опыт может тяжело наказать за их горделивое самообольщение.

На самом деле, что бы ни говорили те, чье незнание служит им густым туманом, застилающим все вокруг, ни одно живое существо не может считаться отверженным по своей природе. Не может быть выделено из общего призвания человечества к совершенствованию. И люди должны, как бы дорого ни стоило это их самолюбию, признать своих братьев даже в самой низшей, даже в полуживотной еще породе. А те гордецы, которые забывают в своем победоносном шествии, что они идут по костям и трупам подавленных ими младших братьев, за которыми они умышленно не захотели признать не только прав на родство, но даже и самого права на жизнь, – да свершится над ними правосудие Всевышнего и неизбежный суд Истории.

И в этой связи достойно замечания, что те, кого ученые мужи называют «малыми кошками», приняли настоящий свой вид не вдруг и уже давно перебрались из роскошных дворцов и редких мастерских не знавших устали алхимиков в жилища простых людей и в кабинеты писателей, предназначение которых состоит не только в переосмыслении прошлого и настоящего, но и в том, чтобы «слышать будущего зов» и владеть умами и сердцами своих читателей. И теперь «малые кошки» настолько слились с их произведениями, что возникает ощущение, что сами коты и кошки давно уже начали писать.

На то оно и ощущение. И все мы лишь черпаем горсть песка в безбрежной пустыне ощущений вокруг нас, а потом называем ее миром. Ощущение – суть начало познания мира.

Как и все живые существа, которые провоцируют ласки, то есть которые дарят и получают их, коты и кошки любимы одними и ненавидимы другими.

Например, многие готовы были бы подписаться под словами иезуита отца Бужана, утверждавшего, что животные – это злые демоны, а во главе этих демонов, посланных, чтобы вечно терзать людей, стоят коты и кошки.

Рене Декарт – автор знаменитой формулы «Я мыслю – значит я существую» – в отличие от человека в животных видел лишь сложные автоматы, ничем принципиально не отличающиеся от автоматов, созданных людьми. Он утверждал, что природа – это механизм. А все, что не является мышлением, есть более или менее искусная конструкция. С этой точки зрения животное или растение якобы ничем принципиально не отличаются от того же минерала.

Люди таковы. Воображение, повелитель страстей, направляет их, смотря по тому, что им приятно или противно. Но это же абсолютно ложное представление! А еще все тот же Декарт говорил, что у животных разума не только меньше, чем у человека, но у них его вовсе нет. Несчастный человек! Пусть умный, но такой горемыка! Впрочем, заблуждение – это не только обязанность глупца, но и право гения…

Мы же имеем основательные причины предпочитать воззрения Аристотеля, Плиния, Плутарха или Монтеня – воззрения людей с талантами, которые, избегая крайностей, базировали свои рассуждения на фактах, доказанных логикой и наблюдениями.

Натуралисты, на мнение которых так удобно полагаться, доказывают наличие интеллекта у животных.

«Вся жизнь животных, – учит Аристотель, – есть несколько действий, которые представляют собой имитацию человеческой жизни».

Согласно Аристотелю, на самом верху находится человек, обладающий способностью к разуму. Разум в широком смысле является «душой», присущей в системе планетной природы только человеку. Человек является разумным животным, но в человеке его животные формы как бы облагораживаются разумом.

Аристотель полагал, что право человека управлять животными слишком очевидно, и каких-то особенных аргументов тут не требуется. Он считал природу иерархией, в которой объекты с менее развитой способностью к мышлению существуют ради тех, у кого она более развита. Он говорил:

«Растения существуют для животных, а животные – для человека: домашние животные предназначены для использования и для получения пищи, дикие (или по меньшей мере большая их часть) – для еды и других целей, таких как одежда и разные инструменты. Поскольку природа ничего не делает бессмысленно или зря, неоспоримым является тот факт, что она создала всех животных для человека».

С Мишелем де Монтенем, жившим в XVI веке, мы становимся более избалованными выбором. В своих «Опытах» он утверждал, что человек – частица природы. Но он сближал человека с «нашими братьями животными», понимая, что строение их тела сходно и животные обладают зачатками разума.

Зачатки разума… Хорошо сказано. Но разве мы с вами не встречали людей, у которых никогда не имелось и этих зачатков?

Кстати, Монтеню принадлежит замечательная фраза: «Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными». Или вот еще: «У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь – рабом другого коня».

Но если животные обладают разумом, то о чем они думают? И прежде всего о чем думают коты и кошки?

Могут спросить, почему именно они? Да потому что коты и кошки сопровождали людей, этих рабов своих страстей и властелинов (как они сами считают) над всеми земными творениями, с самых давних времен. Они разделяли с ними наиболее печальные последствия их эгоизма, и именно они оказали самое большое влияние на историю всего человечества.

А еще потому что покровителем котов и кошек является святой Патрик, и во многих церквях до сих пор сохранились кошачьи статуи. И потому что их хранит святая Гертруда Нивельская, молитва к которой избавляет от засилья отвратительных мышей. Помогает им и святой Франциск – великий заступник и благодетель всех животных.

В целом покровительствует котам и кошкам и Святой престол, и при отдельных папах, являющихся для христиан наместниками Господа на земле, они чувствовали себя весьма вольготно на суверенной территории в Ватикане. Вам нужны примеры? Их немало. Прежде всего это папа Григорий I Великий, который способствовал распространению котов и кошек в Европе. Он слыл их большим почитателем, постоянно носил с собой в рукаве рясы котенка и позволил этим замечательным созданиям (единственным, кстати, из домашних животных) жить при монастырях. В далеком 596 году он изрек, что коты и кошки – суть «драгоценные дары Божьи».

Кстати, коты и кошки долгое время были единственными животными, которых разрешалось держать в монастырях. И их количество настолько возросло, что мантии служителей церкви отделывались только кошачьим мехом. А в 1127 году Вильгельм де Корбейль, архиепископ Кентерберийский, издал указ о том, что ни один монах или монахиня не имеет права носить мех дороже кошачьего.

У Григория III, бывшего папой с 731 по 741 год, рядом жили три кота. И несчастного папу Пия VII его кот сопровождал в тяжелые годы заключения в Фонтенбло, и именно он помог павшему было духом понтифику не подчиниться власти Наполеона Бонапарта, занявшего в 1808 году Рим. А следующий папа Лев XII был очень привязан к своему коту Мичетто. Ну и конечно, невозможно не отметить доброту Его Святейшества Пия IX, окружавшего себя котами и кошками еще в период, когда он был просто графом Джованни Мастай де Ферретти.

И папа Бенедикт XIII (в миру Пьетро Франческо Орсини де Гравина) еще в бытность свою кардиналом подкармливал бездомных котов и кошек неподалеку от своего дома. Причем для каждого животного у него была своя специальная плошка. Этот досточтимый папа любил беседовать со своими любимцами, и, как утверждают очевидцы, они всегда внимали ему с благоговением.

Так о чем же думают те, кому позволительно было и позволяется и поныне проживать в Ватикане, свободно гулять по покоям и вокруг трона с тремя ступенями наместника Бога на земле?

На этот вопрос постарается основательно ответить данное исследование, а пока же отметим, что острота зрения домашних котов и кошек отличается от человеческой. Это обусловлено размером и строением глаза. Острота зрения котов и кошек, как это ни покажется кому-то странным, хуже человеческой во много раз. Если человек с нормальным зрением может хорошо видеть на расстоянии более 25 метров, то та же кошка может разглядеть детали только на расстоянии шести метров.

Но зато коты и кошки обладают одним очень чувствительным инструментом – усами. Длинные волоски на их щеках измеряют ширину отверстия, благодаря чему они загодя знают, смогут ли в него пролезть. И одному Господу известно, сколько раз это дивное качество помогало котам и кошкам, а вместе с ними и людям, находившимся рядом. Кроме волосков, торчащих на щеках, у котов и кошек есть также более мелкие волоски на мордочке, над глазами и на нижней части лап. Благодаря последним даже слепое животное может идти, очень точно обходя препятствия. Человеку такое и не снилось. А огромное количество нервных клеток, отвечающих за эти усики, занимает очень большое пространство кошачьего мозга (подобно тому как в мозге человека преобладают клетки, отвечающие за функционирование рук и пальцев).

И обоняние у котов и кошек гораздо лучше, чем у людей, но тут им далеко до собак, обонятельные нервы которых чрезвычайно развиты. Однако оно достаточно хорошо, и коты с кошками могут, например, почуять, что еда начала портиться (и отказаться ее есть), задолго до того, как это почувствуют люди. Обоняние чрезвычайно важно для животных, которые помечают свою территорию и различают друг друга по запаху.

Кроме того, коты и кошки имеют превосходный слух. Они гораздо лучше людей различают звуки. Они даже могут слышать «неслышимый звук», испускаемый мерзопакостными крысами и мышами.

По сравнению с теми же собаками коты и кошки имеют более сложный механизм мозга, отвечающий за функционирование их конечностей. Они могут с удивительной ловкостью хватать предметы и манипулировать ими. Они также умеют двигать своими пальцами по отдельности. Это говорит о том, что хватание у кошачьих – это не просто бездумная рефлективная реакция в ответ на прикосновение к подушечке лапы, а (как бы кто ни возражал против этого) многосложный мыслительный процесс.

Кому-то коты и кошки, может быть, кажутся флегматичными животными, но, поверьте тем, кто в этом разбирается, они способны испытывать очень даже сильные чувства: если хозяева из самых добрых побуждений берут в дом, например, вторую кошку, это может привести к хронической депрессии первой кошки. И к болезням. Но в отличие от людей и собак гордые коты и кошки всегда страдают молча.

Коты и кошки могут подражать друг другу. Могут проявлять благородные порывы. Могут врачевать таких уверенных в себе людей. Любой доктор вам подтвердит, они даже могут предупредить беззаботного человека о возможном приступе. Коты и кошки обладают способностью унять мигрень, избавить от усталости, понизить давление, нормализовать частоту пульса, содействовать душевному и умственному преобразованию человека. Кому-то это может показаться удивительным, но люди, которые всю свою жизнь держали в доме прекрасное пушистое создание, живут в среднем на десять лет дольше, чем те, у кого кота и кошки никогда не было.

И, пожалуй, самое главное – коты и кошки воспринимают человека не как живое существо какого-то иного вида, а как свою собственную мать-кошку. При этом их совсем не смущают такие отличия от них, как крупные размеры людей или отсутствие шерсти на их теле. Так что, если гордый и независимый кот ласкается и трется о ваши ноги, это значит, что он принимает вас за себе равного. Коты и кошки никогда не нуждались в одомашнивании, они всегда жили и живут по своим законам. Просто они в один прекрасный момент поняли все выгоды, которые дало им так называемое «одомашнивание». При этом, повторимся, если гордый и независимый кот ласкается и трется о ваши ноги, то это не значит, что он вам что-то должен, и люди всегда должны помнить об этом.

Единственная вещь, которую невозможно понять, – почему кошка когда-то решила стать домашним животным.

Кеннет Маккензи Кларк,британский писатель и историк

Бог, сотворив Вселенную, украсив небо солнцем, месяцем и звездами, покрыв Землю растениями и плодоносными деревьями и оживив ее всевозможными животными, создал по образу и подобию своему человека, венец творения. Наделив его разумом и даром слова, он предназначил ему сделаться господином Земли. А потом люди разошлись во все четыре стороны, населили территории трех древнейших частей света (Азии, Африки и Европы) и составили, по различию языков, разные народы.

А рядом с этими разными народами сразу же появились коты и кошки, далекими предшественниками которых были креодонты (Creodonta), маленькие плотоядные млекопитающие, появившееся примерно 50 миллионов лет назад, на закате эпохи динозавров. От мелких креодонтов, обладавших сравнительно большим головным мозгом, произошли хищные, в том числе – Pseudoailurus, первый представитель семейства кошачьих. Он, в свою очередь, стал прародителем таких похожих друг на друга саблезубых зверей, как Smilodon, ископаемые останки которого были найдены в Северной Америке, и Megantereon, следы пребывания которого обнаружены в Северной Индии, Африке и Средиземноморье, а также львов, гепардов и рысей, бродивших по Европе. Из всего этого многообразия появился африканский подвид дикой кошки, потомками которой стали современные домашние усато-полосатые.

Вообще род кошек представляет нам высший образец плотоядных животных: сила, ловкость, хитрость, злость – все развито в них до чрезвычайности. Напротив, собаки, имеющие склонность бежать за командующим ими человеком, во всех этих отношениях заметно уступают котам и кошкам. В диком состоянии последние питаются мясом и кровью. Они нападают только на живых животных и уже не дотрагиваются более до своей жертвы, если ее оставили. Собаки же, которые не могут даже изгибать спины и лазить по деревьям, при недостатке живых животных едят даже падаль, и если не могут сразу съесть свою добычу, то прячут ее до следующего дня.

Коты и кошки прячутся, стерегут и смелыми прыжками бросаются на свою жертву; собаки гоняются за животными, стараясь догнать их, а потому совершенно не могут ловить зверей, превосходящих их самих по быстроте бега.

И нигде коты и кошки не почиталась так, как в Древнем Египте.

Коты и кошки в Древнем Египте

О Древний Египет – кошачья синекура… Это государство возникло в северо-восточной части Африки – именно там, где Африка примыкает к Азии.

Вопрос о происхождении египтян до сих пор не разрешен еще удовлетворительным образом. Одни считают их африканскими выходцами, принадлежащими к одной породе с чернокожими. Другие утверждают, что часть населения Египта, образовавшая высшие касты, пришла из Азии и принадлежит к кавказскому племени. Наконец, третьи стоят за кавказское происхождение всех вообще египтян без различия каст. В любом случае все, что в этом государстве произрастало и произрастает, – это дар Нила, дар его неспешных и богатых плодородным илом вод.

Первым в числе царей Древнего Египта, по праву считающегося одним из древнейших центров цивилизации, был Менес, основоположник I династии, живший приблизительно в XXXI веке до Рождества Христова. Его считают основателем Мемфиса – великого города, каковой был выстроен на Ниле, у самого выхода его из долины, в том месте, где он разветвляется на рукава дельты. В течение многих веков этот город был естественной столицей страны. Десять династий правили в нем одна за другой, а потом появился другой город, построенный выше Мемфиса на Ниле. Это были Фивы.

Мемфис и Фивы стали двумя отдельными царствами, и они некоторое время существовали рядом самостоятельно.

Правили в Древнем Египте фараоны, сыновья солнечного бога Ра, и у каждого из них был свой особенный храм и свои жрецы. И что характерно, только на юге фараонам приходилось проявлять какую-то воинственную деятельность и бороться за свои границы, между тем как с востока страну защищало Красное море, а с запада – пустыня.

Неразрушимые памятники фараоны воздвигли себе в десятках громадных островерхих пирамид, каковые непрерывным рядом тянутся на запад от Мемфиса. Сколько бы ни было высказано догадок об истинном значении этих сооружений, можно предположить, что это именно усыпальницы для боготворимых правителей Египта. И самая невероятная из них – суть пирамида Хеопса высотой около 150 метров, на постройке которой работало 315 тысяч человек в продолжение 20 лет (по самым умеренным вычислениям, количество находящегося в ней каменного материала составляет более 6 миллионов тонн).


Древнеегипетская статуя кота


Великолепные храмы и дворцы стоят по обоим берегам Нила, и они тоже прославляют своих древних владельцев: государей, принадлежавших к XVIII, XIX и XX династиям. Аменхотеп, Тутмос, Рамзес, Тутанхамон – кто не слышал хотя бы раз эти великие имена?


Восхождение животных на Ноев ковчег. Худ. Якопо даль Понте Бассано (1570 г.).

Национальный музей Прадо, Мадрид (Испания)


Все это не может не поражать даже самое изощренное воображение, но путешественник, посещающий древние египетские памятники, видит еще и множество кошачьих мумий или изображений котов и кошек в бронзе, и он просто не может не задаться вопросом, откуда идет поклонение этим животным в стране, которую именуют «страной фараонов».

Это вопрос, на который современные исследования не могут дать ответ. Не считать же серьезным утверждение о том, что когда праведный Ной, спасаясь от Потопа, собрал в ковчеге всех животных, а дьявол превратился в мышь и начал грызть дно ковчега, чтобы затопить его, то Ной ударил палкой льва по голове, лев после этого чихнул и вычихнул кошку, которая стала преследовать мышь и не дала ей времени нигде прогрызть ковчег, – якобы с того времени и повели свой род кошки, а до Потопа их будто бы не было.

Эту историю, кстати, можно найти у Монтескьё – в его «Персидских письмах» (первое издание этого его романа вышло анонимно в Амстердаме в 1721 году). Там же говорится, что слон в ковчеге Ноя наложил столько помета, что из него родилась свинья. А она чихнула, и из носу у нее вышла крыса. Или мышь. Короче, то мерзкое существо, что принялось грызть все подряд, включая дно ковчега. Якобы сам Бог повелел Ною ударить льва палкой по голове, отчего лев и чихнул…

Интересно было бы посмотреть на человека, который осмелился бы треснуть палкой льва.

И еще. Получается, до Ноя кошек не было. А Ной – это персонаж из Библии. Он был человеком праведным и непорочным, и за это Ной с семьей был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа. Когда же это было? Ной был потомком Адама в десятом поколении. Он родился в 1056 году от Сотворения мира, и его возраст исчислялся сотнями лет. Например, ко времени начала строительства ковчега Ною уже было 500 лет, а умер он в возрасте 950 лет. А когда был Всемирный потоп? Дата начала Всемирного потопа – 12 ноября 3268 года до н. э. по юлианскому календарю.

Венецианский художник Якопо даль Понте Бассано (Jacopo Dal Ponte Bassano), живший в XVI веке и писавший картины на библейские сюжеты, придерживался по этому поводу другого мнения, изначально поместив кота и кошку среди других животных, направляющихся на ковчег Ноя (они у него в нижнем левом углу, рядом с парой собак и овец).

Откуда и когда появились коты и кошки

Некоторые достопочтенные египтологи считают, что коты и кошки стали жить рядом с людьми одновременно с лошадьми, то есть примерно с 1700–1650 годов до н. э.

Однако это не так. Они появились гораздо раньше. Когда точно наиболее смелые и предприимчивые дикие кошки начали долгий процесс приручения людей, встретив с их стороны полную взаимность, до конца не ясно. Возможно, это было за 3000 лет до Рождества Христова. Возможно, даже раньше – за 4000 лет. Во всяком случае, впервые иероглифы, обозначавшие слово «кошка», появились на стенах пирамид V династии фараонов, правившей примерно в 2504–2347 годах до н. э. А первые отчетливые изображения котов и кошек относятся к XVIII династии, правившей в 1550–1292 годах до н. э.

По одной из версий, первые кошки были завезены в Египет из Персии около 2000 года до н. э. С другой стороны, археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге Египта мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение это якобы датируется примерно 6000 годом до н. э. Ничего себе! И кому тут верить?

Есть и такое утверждение: «Кошки были одомашнены около 2000 года до н. э. А собаки – примерно около 3000 года до н. э.»

И так далее… И тому подобное… И понять что-то тут совершенно невозможно: все-таки 6000 год и 2000 год – это, как говорится, две большие разницы.

В любом случае коты и кошки – это довольно позднее обретение человека. Более того, они являют собой явное порождение цивилизации. Это же очевидно: эти животные появились рядом с человеком только после того, как тот от кочевого перешел к оседлому образу жизни. Какая связь? Да очень простая. Появление земледелия стало великим шагом человека, ведущим из первобытной дикости в цивилизацию. Поверьте, идея о том, что растения можно выращивать, чтобы ими питаться, была не менее гениальной, чем идея создания пороха, бумаги или маятниковых часов. Но те же зерновые надо было научиться не только выращивать и превращать в хлеб, но и хранить в амбарах, и тут моментально возникла проблема прожорливых мышей. Эти отвратительные четвероногие проникали в любой амбар, и они бы уничтожили все, если бы рядом с растерявшимися людьми не появились коты и кошки. Так что не будет преувеличением такое утверждение – человеческой цивилизации вообще не было бы, если бы не было домашних котов и кошек.


Саркофаг Та-Миу, кошки принца Тутмоса.

Известняк. Высота 64 см. XIV в. до н. э. Каирский музей


Фрагмент египетской стелы. XVIII династия, примерно 1450 г. до н. э.


Погребальный обряд кошки. Худ. Джон Рейнхард Вегелин (1886 г.)


Многие законы и обычаи египтян показывают, что они представляли собой умный и серьезный народ, и они прекрасно понимали великое значение котов и кошек. Одно из старейших изображений этих великолепных животных можно найти в Фиванском некрополе на западном берегу Нила. И там есть гробница времен XI династии с изображением правителя, на коленях которого царственно восседает кошка. Из сохранившихся надписей удалось узнать ее имя – Бухаки. По всей видимости, это самое древнее кошачье имя, дошедшее до наших дней.