Иван Павлович Подласый
Энергоинформационная педагогика
© Подласый И., 2009
© Оформление Дата Сквер, 2009
К читателям
В том, что известно, пользы нет,Одно неведомое нужно.Гете. ФаустВ один прекрасный день выявилось, что для самолетов с бензиновым двигателем есть предел скорости и высоты. Все ухищрения конструкторов – увеличение объема камер сгорания, повышение коэффициента сжатия, очистка горючего – оказались тщетными. Самолеты выше не летали, и скорость их передвижения не повышалась. Наступило, как говорят специалисты, естественное насыщение возможностей.
Что делать? Мировая конструкторская мысль долго билась над разрешением проблемы. После тщетных попыток опереться на все ту же традиционную парадигму двигателя внутреннего сгорания, стало понятно, что нужно вырабатывать новые идеи и принципы полета. Наконец вспомнили о еще одном способе обеспечения движения – реактивной силе, которая возникает при вытекании жидкости или газа. Обратились к теории реактивного движения, сформулированной школьным учителем К.Циолковским. И дело пошло. Спустя малое время были построены мощные турбореактивные двигатели, позволившие самолетам набирать сверхзвуковую скорость. С их помощью мы летаем по сей день.
Ситуация в педагогической теории и практике аналогична. Мы всеми силами пытаемся достичь новых высот, а они почему то нам не покоряются, и воспитание человека замерло на средневековом уровне. Тот идеал человека, который был сформирован лучшими умами человечества, так и остался недосягаемым. Уже долгое время в воспитании нет прогресса. Несмотря на энтузиазм педагогов, лучше учить, развивать обучаемых мы не стали. Скептики утверждают, что возможности школьных технологий уменьшаются с каждым днем из-за процессов, ухудшающих жизнь подрастающих поколений.
Продуктивная педагогика, о которой автор написал несколько книг, – вершина достижений современной науки, выстроенной на традиционной парадигме. Продукт, получаемый продуктивным педагогом, целиком и полностью зависит от реализации в классе дидактических, психологических, кибернетических, организационных и других закономерностей. Продуктивная педагогика рассматривает ученика в свете традиционных представлений о человеке и его возможностях.
Но человек бесконечно сложнее наших нынешних представлений. Он не только носитель физических, психических, социальных качеств. В свете последних достижений науки, человек предстает перед нами как энергоинформационное существо, принадлежащее не только физическому миру, но и миру тонких энергий. Энергетика, информация человека до сих пор оставались вне поля зрения педагогов. О них мало знали, на них никто не обращал внимания, тем самым оставляя вне поля педагогического взаимодействия мощнейшие силы и возможности человека.
Нет сомнения, что обращение к энергоинформационной сущности человека будет для педагогики тем реактивным двигателем, который выведет ее на качественно новую орбиту полета. Трудно даже представить себе, что произойдет с нашими педагогическими взглядами, если ученика мы будем рассматривать не только как физическое тело с набором психических реакций, а энергоинформационным фантомом с неограниченными возможностями.
Классическая педагогика опирается на устоявшиеся положения смежных наук о природе, материи, жизни, а они уже не кажутся бесспорными. Наука переживает период бурного переосмысления знаний, начало которому положила физика. Из курса классической физики мы, например, ничего не знаем об эфире, торсионных полях, а новейшие научные теории отводят им решающую роль в построении и функционировании Вселенной. Как мы сможем понять значение одной из энергетических оболочек человека – эфирной – если не обратимся к современной физике за разъяснениями сущности этого самого эфира? Не лучше обстоят дела и с пониманием других фундаментальных понятий современной науки, без которых нельзя обойтись при рассмотрении энергоинформационных процессов, сопровождающих человека и его воспитание.
В нынешнюю «официальную» науку активно перетекают знания, которые раньше использовались в так называемой «паранауке» (греческое слово «пара» означает «рядом»). Отношение к ней сильно изменилось под влиянием новых открытий и пример показали «объективные» науки – биология, физика, космология. «Сказки» и «выдумки» нетрадиционной науки, как их еще недавно называли, уже активно осознаются, почти всех заставили думать иначе, а многие их приняли за неоспоримую истину.
Еще совсем недавно люди считали, что сакральные, эзотерические знания – плод неразвитого сознания. Оказалось, все не так. Просто человечество еще не доросло до их понимания. В настоящее время эти знания претерпевают бурное переосмысление. Они актуальны, востребованы и необходимы людям, потому что помогают современному человеку лучше понять себя, свои силы и возможности, найти свое место в системе единого живого организма, простирающемуся значительно дальше материального мира. Задача человека, как клеточки этого организма, – понять всю необъятность жизни и научиться ею управлять.
Наибольший интерес эзотерические знания стали вызывать в свете последних достижений и открытий науки. Выяснилось: все, что открывает и доказывает современная наука, – не есть новое, это, скорее, давно забытое старое. «Что было, то будет, и нет ничего нового под солнцем» – учил мудрый Соломон. То, к чему сейчас подошли ученые, фактически известно. В главных книгах человечества уже содержатся заветные знания, осталось научиться их понимать. В современной картине Мироздания, эзотерические знания уже не кажутся нам пугающими, нереальными, мистическими. В сочетании с официальными, они дают возможность сформировать целостную картину мира и человека.
Истинная наука – это изучение непознанного, все остальное – только развитие и приложение знаний, так называемый «научно-технический прогресс». Многие ученые признают, что наука, посвятившая себя исследованиям материального мира, свои возможности почти исчерпала. Но стреножить человеческую мысль нельзя. Она неукротимо стремится понять то, что находится за пределами видимого, осязаемого и осознанного.
Современная наука вплотную пришла к заключению о существовании единого энергоинформационного поля Вселенной. Человек – его частичка. Человек – это прежде всего энергия. К настоящему времени достаточно общепринятыми стали понятия «биополе», «биоэнергия» и др. Это общие названия для того, что связывает биологическую оболочку человека с энергией окружающей среды. Все, что происходит в Космосе, на Земле и в Человеке – звенья одной цепи, потому что энергия и информация есть объединяющее начало Вселенной.
Одним словом, в современной науке накопилось столько важных, новых и необычных знаний, что игнорировать их педагогам больше нельзя. Если мы не хотим безнадежно отстать от жизни со своим архаическим воспитанием, нужно идти в ногу с наукой, осваивать ее новые достижения, создавать более прогрессивные теории и технологии. Пришло время активно опереться на неиспользованный энергоинформационный резерв человека.
В книге изложены основы энергоинформационной педагогики, которой предстоит в недалеком будущем дополнить и существенно изменить традиционную науку и практику. Все пока выглядит необычно и непривычно. И удивительные выводы, полученные в экспериментах по изучению энергоинформационной сущности человека, и модель ученика, в которой на первый план выдвинуты не внимание и способности, а энергетические силы, и дифференциация обучаемых не по успеваемости, а по сходству аур, и практические рекомендации по возвращению души в педагогическую науку и практику. Читателю скучать не придется.
При подготовке этой книги мне впервые не хватало слов для ясного выражения мысли. Хотя, похвастаюсь, в свое время был обладателем премии «За лучший язык научной книги» и никогда не испытывал подобных затруднений. Традиционная педагогическая терминология оказалась совсем не пригодной для введения читателя в неизведанные миры энергоинформационного человека. В педагогике не только не оказалось обозначений для его неведомых характеристик, но и современных научных понятий, опираясь на которые мы можем рассуждать о новых подходах к познанию и воспитанию человека.
Задача этой книги – привлечь внимание педагогов к энергоинформационным силам человека. И не только в плане благих пожеланий – давайте обращать внимание на душу и энергетику, но больше в плане активного изучения и освоения энергоинформационных процессов, пронизывающих воспитание. В России и странах СНГ сегодня трудится немало прекрасных педагогов, которые своей практикой уже пришли к пониманию энергоинформационных сил человека. Они интуитивно опираются на эти скрытые силы, особенно в трудных случаях, когда традиционные педагогические действия оказываются бесполезными.
Надеюсь, книга привлечет внимание специалистов, поможет войти в мир тонких душевных вибраций, подтолкнет педагогов к активному обсуждению проблем. Наша цель – создание целостной педагогики, в которой воспитанник предстанет перед нами в единстве всех его сил – физических, психологических и энергоинформационных.
Успехов в познании и действии, дорогие педагоги!
Глава 1. Познание вселенной и человека
«В начале было Слово». С первых строкЗагадка. Так ли понял я намек?Ведь я так высоко не ставлю слова,Чтоб думать, что оно всему основа.«В начале Мысль была». Вот перевод.Он ближе этот стих передает.Подумаю, однако, чтобы сразуНе погубить работы первой фразой.Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?«Была в начале Сила». Вот в чем суть.Но после небольшого колебаньяЯ отклоняю это толкованье.Я был опять, как вижу, с толку сбит:«В начале было Дело» – стих гласит.Гете. Фауст1.1. От диалектики к метафизике
Нынешнее поколение педагогов формировалось на диалектическом (диалектико-материалистическом) подходе к познанию явлений и процессов, сопровождающих воспитание человека. Накрепко вмонтированный в коммунистическую идеологию, этот подход составлял ее ядро и «обеспечивал правильную точку зрения» на воспитание будущих строителей коммунизма. «Единственно научный» диалектический подход (метод) категорически противопоставлялся «ложному и ненаучному» метафизическому. В Советском Энциклопедическом Словаре (1989 г.) читаем: диалектика – это теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении; метафизика – это 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, 2) в совр. бурж. философии – синоним философии, 3) противоположный диалектике философский метод. Некоторые натурфилософы называют метафизикой некую воображаемую сверхнауку, возвышающуюся над остальными науками. Уязвимым местом метафизики всегда было и остается блуждание в дебрях бесчисленных философских учений. Поскольку опытом проверить ни одну теорию не возможно, и ее можно принимать лишь «на веру», то всегда остается широко открытой дверь для альтернативных воззрений, которой тут же и пользуются.
Философы-материалисты в борьбе с идеалистами оттачивали диалектический метод, который содержит принципы получения научных знаний. Вот они:
1. Примат объективного над субъективным. Природа существует вне и независимо от человека, и объективная информация о ней должна быть основой для разработки теорий и единственным критерием их истинности.
2. Единство содержания и формы. Научные знания о природе должны включать в себя содержательную и формализованную части. Содержательная часть – это объективная информация и разработанные на её основе теоретические предметные модели. Формализованная часть – это математические модели, предназначенные для “углубления и уточнения” содержательной части. Предметные и математические модели образуют теорию и называются субъективной информацией.
3. Теория должна отражать не только следствия, но и их причины.
Метафизический подход обосновывает прямо противоположные принципы познания:
♦ Примат субъективного над объективным.
♦ Примат формы над содержанием.
♦ Примат следствия над причиной.
Борьба диалектиков с метафизиками была долгой и упорной, не утихла она и поныне. Но, если вдуматься, то неправы и те, и другие. «Построения метафизика блестящи, но эфемерны, как мыльные пузыри, и они лопаются, – пишет А.Пуанкаре (Пуанкаре А. О науке. М., 1987). Построения диалектика прямолинейны и топорны, как осиновые колья, и они гниют – добавим мы. Они не долго стоят и валятся под первыми порывами ветра.
Истина, как всегда, оказывается между крайностями. Науке, если она хочет правильно объяснять сущность вещей, необходимо применять и диалектический, и метафизический подходы, а точнее – отказаться от крайностей, приняв за основу единый диалектико-метафизический подход. Это крайне важно для наук о человеке, где большая часть фактов до сих пор не объяснена и не систематизирована. Педагогике, как одной из главных наук о человеке, пора отказаться от «единственно правильного» диалектического подхода и взять все лучшее из метода метафизического. Человека, как мы теперь понимаем, одной диалектикой не постичь: слишком уж много в нем сторон, не поддающихся ни проверке, ни математическому анализу. Только объединив диалектический и метафизический подходы, мы продвинемся дальше.
Долго считалось, что метафизические, сакральные, эзотерические (тайные) знания – это плод неразвитого сознания. Официальная наука решительно отмежевывалась от таких знаний. Когда в прессе появлялись заметки о таинственных и непонятных событиях, тут же давался комментарий официального ученого, развенчивающий мистику и заблуждения.
Сегодня от альтернативных знаний отмахнуться невозможно. Они множатся, вытесняя официальные. Они будоражат умы, раздвигая пределы познанного. Они актуальны и востребованы. Наконец, они необходимы, потому что помогают современному человеку лучше понять наш многогранный мир, найти в нем свое место.
Интерес к эзотерическим знаниям обостряется после каждого крупного научного открытия. Но всегда оказывается, что знания, которые получает наука, давно описаны в главных книгах человечества. Вспомним, например, сколько сил, времени и энергии потрачено на то, чтобы понять, как «прицеплена» к небосводу планета Земля. В Библии об этом сказано точно, кратко и предельно емко: «Земля прикреплена ни на чем». Понимай, как знаешь.
Подтверждается: все, что открывает современная наука, – не есть новое. Истина содержится в дошедших до наших времен эзотерических книгах. Но тексты их становятся понятными лишь после того, как человеческий ум прошел необходимый путь познания, созрел для понимания истины. В древнеиндийских «Ведах», например, изложена стройная, всеобъемлющая система Мироздания, сущность и назначение Человека, его путь в этом мире. Потрясающие откровения можно найти в древних тибетских, шумерских, египетских текстах. Казалось бы, нет ничего проще: бери, человек, пользуйся, развивайся, совершенствуйся. Но не все так просто. На людей, пытающихся организовать жизнь по старинной мудрости, смотрят как на опасных чудаков. Слишком не сходятся с современной наукой и жизнью ее откровения. Сколько же должно пройти еще времени, сколько должны еще потрудиться ученые, чтобы дорогостоящими экспериментами подтвердить истину, чтобы утраченные знания возвратились в нашу жизнь и возродили ее на принципах Гармонии?
Наука – это познание Истины. Игры с материей, которыми она не безуспешно занимается сегодня, направлены в основном на создание и совершенствование всевозможных приспособлений. Это научно-технический прогресс. Истина остается скрытой. Не трудно предвидеть, что достигнув скоростей, близких к световым, и размеров на уровне нанотехнологий, такая наука исчерпает себя. Обеспечив человеку комфортные условия существования, она сама увязла в материальных проблемах – финансировании, организации дорогостоящих экспериментов, проверке и внедрении новых технологий. Словом, многие современные ученые констатируют тупики технологизации науки. Осознавать новые парадигмы, выходящие за пределы материального мира, ученые-материалисты не могут и не спешат. Они предпочитают искать воду на Марсе, не понимая, что настоящая неизведанная территория находится совсем рядом – у человека между ушами. И только некоторые понимают, что не с новой моделью сотового телефона человечество обретет счастье.
Сколько бы мы не совершенствовали технику, знаний о человеке не прибудет. Человек – мера всех вещей. Он пока не познан. И нам волей-неволей придется исследовать то, что находится в нем за пределами видимого, осязаемого и осознанного. В этом смысле Человек – вечно зеленая тема науки.
Научный прогресс может быть охарактеризован лишь одним критерием – насколько выросли наши знания о Человеке и Вселенной, насколько мы приблизились к Истине. Другие критерии, в которых отражается лишь применение известных знаний к новым областям науки или техники, а также успехи в преобразовании материи не могут характеризовать успехи человечества в познании Истины. Истина – великая цель науки. Только на пути Истины мы увидим себя и узнаем о себе.
Педагогика не является исключением из общего правила. В ней, как в капле воды, отражаются все достижения и недостатки науки о человеке. Педагогика переживает острый кризис, понимая, что на фундаменте известных знаний нельзя выстроить храм будущей науки, способной поднять человека к вершине его возможностей и космического призвания. Сегодня она пытается всеми силами приспосабливать человека к реальному миру, вместо того, чтобы изменять этот несовершенный мир вместе с человеком. Педагогическая практика испытывает все большие трудности в связи с ограниченными возможностями успешно решить текущие проблемы. Уже понятно, что они находятся не в плоскостях технических, экономических или политических. Они – в человеке.
Кризис педагогики как науки связан с тем, что ее основоположники – одни из лукавства, другие по недомыслию, третьи из лучших побуждений – занимались, по сути, фальсификацией знаний. Воспитание существует с времен появления Человека на Земле и знания о лучших путях «второго рождения» человека когда-то были совершенными. По тем осколкам древних знаний, которые долетели до наших дней, можно судить, что главные пути очеловечения биологического существа пролегали не через физиологические и психологические, а энергетические пространства.
Современные педагоги упростили схемы воспитания. О человеке, его высших энергетических уровнях, они знают мало. Воздействия создаваемых энергетикой сил подменили силами физиологическими и психологическими. В результате получилось приземленное воспитание тела, ограничивающее жизнь человека только удовлетворением материальных потребностей. Не удивительно, что с таким воспитанием жизнь заходит в тупик.
Разрабатывая свои теории, педагоги обходят «неудобную» информацию о человеке, игнорируют все, что не укладывается в прокрустово ложе диалектико-материалистического подхода. Они не учитывают и не отражают мощнейшие силы – энергетику человека, энергообмен между Человеком и Вселенной, между взаимодействующими субъектами воспитания. Поэтому педагогические теории ограниченно отражают сущность только видимых вещей, часто противоречат практике, в частности, не объясняют, откуда берётся энергия, движущая воспитание, как она циркулирует, к каким результатам может привести ее переориентация и направленность. До сих пор мало уделяется внимания роли души в жизни и воспитании человека.
Тому есть веские причины. Страх в человеке живет долго. Все отступления от марксистской идеологии в советские времена объявлялись «идеализмом» и «метафизикой». За отступления от материалистической «истины» наказания были весьма ощутимыми. За это могли не только отлучить от науки, но лишить свободы и даже жизни. Сущность человека в марксистской педагогике упрощена. Его проблемы рассматриваются приземленно и всегда лишь в материальном плане. Для примера, педагоги ввели в теорию так называемую «борьбу противоречий», из которой якобы возникает движущая сила воспитания. Но в жизни никакой такой «борьбы» не наблюдается, кроме разрешения вечных вопросов – «хочу» – «не хочу», «нужно» – «не нужно», «буду» – «не буду», истоки которых нужно искать в свободной воле человека. А свободная воля – отнюдь не материальное явление, а высшее духовное предназначение человека.
Отказ педагогов от серьезного углубления в природу человека привёл к тому, что педагогика развивалась не как наука о человеке, а как желаемое описание того, к чему его должно привести воспитание, навязанное извне по политическим, экономическим или иным соображениям…
Со времён Аристотеля естествоиспытатели не смогли придти к общему согласию о том, какими должны быть научные знания о природе и человеке. В результате ожесточенной борьбы мнений, они разделились на два противоборствующих лагеря – материалистов и идеалистов. До сих пор неясно, кто из них на правильном пути. И если в естественных науках вопрос решается быстрее и проще, то в педагогике мало заботятся даже о его постановке. А вопрос ведь не в материализме или идеализме, а в том – есть у человека душа или ее нет. Материалисты не признают ее существования, идеалисты – признают. Как результат, в современной педагогике, унаследовавшей все результаты этой борьбы, наблюдается ужасный эклектизм, причем в большинстве случаев совершенно непонятно, от какой отправной точки «танцует» тот или иной исследователь.
Теоретическая педагогика всегда отставала от практики. Даже не отставала, а просто шла с ней параллельными курсами, поскольку ее изыскания оказывались большей частью неприменимыми. Педагоги-теоретики описывали идеальные схемы всеобщего массового воспитания, потому что именно такие схемы были востребованы в новые времена, а практика копалась в разрешении ежедневных «вечных» вопросов. Все полезные педагогические открытия были сделаны учителями – подвижниками методом “проб и ошибок”, а теоретики подгоняли свои теории под результаты массовой практики, прибегая часто к догадкам и вымыслам. В.Шаталов нашел свои приемы в классе, и лишь спустя много лет американцы начали подкладывать под них свои идеи организации мыслительной деятельности на основе «карт интеллекта». Отечественные академики все еще клюют Шаталова за его «ненаучный» подход.
Метод подмены реальных явлений воображаемыми облегчал или ускорял решение задач, однако фантомы были перенесены из практики в фундаментальные теории, поэтому педагогика как наука, которая должна бы, по идее, открывать пути практике, постепенно отставала, пока не зашла в тупик. Дошло до того, что маститые академики стали сводить ее назначение к изучению и распространению передового педагогического опыта.
А как обстоят дела в других науках, с которыми педагогика тесно связана? В науках о человеке, однозначно, прогресса мало, а физика дошла до критической точки. В Санкт-Петербурге в 2004 году проходил Международный научный Конгресс-2004 «Фундаментальные проблемы естествознания и техники», на котором были рассмотрены итоги развития науки и техники.(см.: http://www.physical-congress.spb.ru/2004rus.asp). Вот выдержка из обращения конгресса к научному сообществу мира: «Уважаемые коллеги, творящие на тяжком тернистом пути познания Реальности! Конгресс-2004 констатирует, что за многие годы обсуждения на конференциях и конгрессах установлено большое количество проблем, не решаемых в рамках существующей в физике парадигмы… Научная и техническая литература засвидетельствовала эту ситуацию как кризис в современной науке, заключив, что “…хваленая современная физика – сплошное надувательство” (курсивом выделены слова лауреата Нобелевской премии Р.Фейнмана). И это касается науки, призванной открывать и формулировать законы Природы, формировать логику познания реальности… Заложенные в аппарат физики ложные основания привели к неверной методологии и логике познания действительности…»
Состояние педагогики намного хуже.
Пришло время ей отмежеваться от сугубо диалектических методов изучения педагогических явлений и процессов, перейти на новые уровни объяснения природы человеческого обучения, применяя, в том числе и отвергнутый метафизический метод.
Педагогика уже прошла первые важные ступени познания. Нам хорошо известен Человек физический – строение тела, всех его органов, физиологические процессы, происходящие в нем, функционирование органов восприятия окружающего мира. Познан человек психологический с его чувствами, волей, характером и темпераментом. Пришло время познания человека энергетического.
Ступени познания человека и его обучения тождественны ступеням развития жизни и восходят от физического мира к метафизическому, находящемуся за пределами человеческих ощущений. Жизнь, как нам теперь известно, простирается далеко за пределы физического мира. В ней присутствуют более высокие уровни, и первый наиболее близкий к психофизиологическому – это уровень энергетический (рис. 1.1).