Отметим, что в отличие от природной экосистемы населенные территории представляют собой искусственную конструкцию, встроенную в природную среду. Их можно рассматривать, как «целевые экосистемы». При их анализе необходимо ответить на вопросы: как естественная и искусственная окружающая среда влияет на процессы, как человек управляет ее функционированием, какие цели решаются и как они могут меняться.
Сбалансированный массо- и энергообмен окружающей среды регулируется природными информационными обменами. Любое же присутствие человеческого фактора (антропогенное воздействие) должно компенсироваться с помощью природных сил воздействия или же за счет искусственных решений. Ясно, что устойчивое развитие в целях обеспечения населения всеми необходимыми жизнеобеспечивающими товарами и услугами в настоящее время и перспективе должно основываться на сбалансированных ресурсных решениях территориальных образований
Усложняющаяся система жизнеобеспечения порождает на всех уровнях от глобального до регионального громоздкую систему администрирования. Попытка решить все проблемы логистики всех ресурсов от материальных до духовных приводит к бюрократизации человеческого общества и нарастанию хаоса. Интенсивное нарастание потребления всех без исключения ресурсов обществом потребления исчерпало себя из—за конечного размера планеты Земля. Для поощрения сбережения ресурсов нужно перенести налоговое бремя на потребление, на использование невозобновляемых энергоресурсов, при этом необходимо поощрять созидательные сферы деятельности приложения трудовых ресурсов, увеличивая налогообложение в социально непродуктивной предпринимательской деятельности, например в кредитно-финансовой и спекулятивной. То есть необходимо принудить платить тех, кто берет у природы и общества, в пользу тех, кто способствует общественному развитию и сохранению природной среды, соблюдая баланс интересов рынка, природы и общества. Важнейшей проблемой при этом является обеспечение равного доступа к нормированным количествам жизнеобеспечивающих ресурсов для всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода, как основы поддержания социально-политической стабильности в обществе. Необходимо ввести повышенные тарифы (экологический налог) за сверхнормативное использование любых ресурсов, в том числе и энергетических на уровне всех потребителей.
В системе рыночных координат оптимизировать любые технологии нужно, исходя из минимизации общественно необходимых затрат и получения прибыли, дающей возможность поддерживать и развивать производство на уровне современных научно-технических достижений, минимизировать воздействие на окружающую среду, обеспечить достойную зарплату работникам и прибыль инвесторам и владельцам. Последние десятилетия к проблеме устойчивого развития обратились многие ученые и политики, которые сформулировали это понятие. Понятие устойчивости появляется при переходе системы (природной, антропогенной) из одного состояния в другое, характеризуется способностью сохранять свои определенные свойства в течение времени и противостоять внешним воздействиям без изменения этих свойств или, приспосабливаясь к ним.
Стратегия устойчивого развития сегодня – это основа стратегии выживания [1]. При этом потребление материальных ресурсов должен быть нормировано (принцип достаточности) на определенном уровне, который обеспечивает жизнедеятельность и воспроизводство человеческого сообщества и его развития. При этом норма потребления зависит от конкретных условий расселения, культурно-исторических ценностей, этических норм конкретных групп населения. В условиях свободы и демократического выбора развития ограничивать уровень потребления в принципе нельзя, однако плата за сверхпотребление экологического налога должна обеспечивать восстановление потребленного сверх норматива количества ресурсов. Чтоб общество могло развиваться, необходимы ресурсы, которые должны возобновляться или замещаться (Медоуз, Дейли и др.). Окружающая среда и природные ресурсы должны оставаться пригодными для поддержания жизни людей до «скончания века». Только так может быть реализован основной принцип устойчивого развития.
Чтобы избежать этого, обществу необходимо постоянно работать над просвещением, обеспечить устойчивое развитие в условиях свободы, понимая под свободой не вседозволенность несовершеннолетнего подростка, а ответственность перед своими согражданами и будущими поколениями.
Только в таком случае человечество может рассчитывать на устойчивое развитие и пригодное для жизнедеятельности будущее.
В конце двадцатого столетия различные общественно-политические организации, правительства многих стран и представители всех слоев населения стали понимать, что безудержный рост потребления, который доминирует в странах так называемого «золотого миллиарда», породил у большинства безответственное отношение к природной среде как к чему-то бесконечному. На эту тему четко высказался Эрнст фон Вайцзеккер: «Непрерывный рост ведет в экологическую пропасть» [5]. Переход от неудержимого затратного экономического роста к зеленой экономике устойчивого энерго- и ресурсосберегающего развития с уважительным отношением к окружающей среде и условиям жизни всего населения, а не отдельным привилегированным его группам, – это требование, сформированное сегодняшним положением дел в системе планетарного жизнеустройства. Поэтому необходима смена нынешней экономики безудержного роста на мало затратную «зеленую экономику».
По определению, данному в докладах Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), «зеленая» экономика» определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и перспективы ее деградации. Такая экономика основана на сберегающих природные ресурсы технологиях, снижающих загрязнение окружающей среды, при росте благосостояния населения и снижении антропогенного давления на природу. Концепция «зеленой» экономики» является основой устойчивого развития. Понятие устойчивого развития основывается на конструктивных определениях прав и обязанностей по отношении к природным ресурсам, а также справедливом их распределению. Лишь это ведет к обеспечению ныне живущих и будущих поколений нормированными количествами жизненно важных ресурсов при условии сохранения среды обитания человека. На этом должно основываться любая программа развития. В этой связи, по нашему мнению, суть термина устойчивое развитие можно определить так: удовлетворение потребностей нынешних и будущих поколений людей на Земле нормированным количеством жизнеобеспечивающих ресурсов для всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода, достаточных для поддержания здорового образа жизни и работоспособности при снижении рисков деградации окружающей среды. как основы поддержания экологической, социально-экономической и политической стабильности в мировом сообществе [6].
Повестка дня сегодня – выход из состояния неопределенности, который может продлиться по разным оценкам до 5 лет. Поэтому нужно обсуждать возможные решения, которые должны иметь общесистемный характер. Локальная оптимизация может в некоторых случаях даже принести вред.
При этом очень важную роль должны играть правительственные структуры. Правительство – это управляющая система всеми социально – экономическими и инфраструктурными субъектами государства, которые нужно рассматривать как материальные объекты, встроенные в окружающую среду – источник материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Под управлением обычно понимают принуждение. По нашему мнению – это создание и поддержание комплекса информационных воздействий на процессы по достижению сформулированных целей в активно – адаптивном режиме, основанного на принципах гомеостаза и обратной связи
Формирование и реализация планов развития должны опираться на новую инфраструктуру, которая является экологически и экономически дружественной к потребителям, энерго и ресурсосберегающая сетевая система, в отличии от классических затратных систем транспорта, связи и логистики.
Некоторые форсайты
1. Экономика должна расти, чтоб обеспечить всеми необходимыми жизнеобеспечивающими ресурсами и услугами растущее население планеты в соответствии с региональными нормами потребления, исходя из принципа достаточности. Расточительность должна быть ограничена с помощью экологического налог.
2. Однако, бесконтрольный рост ВВП ведет к неравенству, расслоению общества, конфликтам и вызывает социальное напряжение в обществе, так как у большинства материальное положение становится разительно хуже, чем у меньшинства. Отметим, что рост ВВП при достижении определенной величины на душу населения не является объективным показателем улучшения жизненного уровня, а становится фактором бессмысленной траты ресурсов.
3. Погоня за деньгами вытесняет из массового сознания мораль, ведет к деградации общественных отношений. Деньги становятся мерилом успеха, заповеди и совесть становятся анахронизмом.
4. Глобализация в понимании транснациональных компаний, которые ведут борьбу за сверхдоходы, разрушает окружающую среду и уничтожает общечеловеческие духовные ценности, в том числе и религиозные.
Наступивший век по видимому станет веком заката огневой ископаемой энергетики. Доступ к местам добычи, транспорту и распределению углеводородного топлива сегодня определяет ход мировых событий. Расходы на энергоснабжение углеводородным топливом мировой экономики по данным МЭА в 2013 году составили около 9 триллионов долларов США, что составляет примерно 12% всего мирового ВВП. Тем временем, во всех экономически развитых странах ведутся активные работы по альтернативным возобновляемым источникам энергии. В ЕС принята программа доведения доли ВИЭ до 20% от общего потребления энергоресурсов к 2020 году и отказу от огневой и атомной энергетики к середине столетия, до которого осталось совсем не много – 35 лет. Это требует новой организации энергоснабжения на основе децентрализованной локальной генерации. То есть уход от классической вертикально организованной электроэнергетики 20 века, к сетевой «зеленой» распределенной «умной» энергетике 21 века.
Ясно, что мониторинг и принятие решения в сетевой «зеленой» экономике должно осуществляться «умным» активно – адаптивным электронным правительством. В основе такого правительства лежит концепция минимизации транзакционных издержек (минимум посредников), информационный обмен через сетевые коммуникации, децентрализованные локальные системы энерго- и ресурсоснабжения в виде возобновляемых источников энергии и максимальное использование местных материальных ресурсов. Так что информационные технологии становятся главной инфраструктурой наступающего нового технологического уклада жизнеустройства, как база социально – экономического развития территории во всех сфер деятельности социума. Это позволит разгрузить грузовой и пассажирский трафик. Совмещение глобализации, регионализации, глобального краудсорсинга, дистанционного обучения и лечения, «умных» активно-адаптивных сетевых систем различной природы, в том числе и информационных систем мониторинга и принятия решения резко снизят общие затраты всех ресурсов и издержки на посреднические услуги различной природы. Так использование децентрализованных систем возобновляемых источников энергии ликвидируют, во—первых, зависимость регионов от ископаемых энергоносителей, во—вторых, создаст тысячи рабочих мест на местах и в—третьих – ликвидирует гигантские затраты на добычу, доставку и распределение ископаемых энергоносителей с мест добычи к местам потребления. При этом мы не учитываем огромные политические и материальные издержки мирового сообщества при решении проблем сегодняшней энергетики.
Отметим, что несущая способность территории – количество населения, которое неопределенно долгое время может поддерживать свою жизнедеятельность при заданном уровне пищевых и не пищевых потребностях и утилизацию отходов. Сегодня на планете больше людей, чем количество возобновляемых ресурсов для поддержания пищевых и не пищевых потребностей в достаточном для здорового образа жизни и обеспечения работоспособности в зависимости от географии территории проживания, культуры и образа жизни населения региона.
Пищевые потребности колеблется от 2000 до 10000 ккал в сутки для конкретного жителя. Непищевые потребности состоят из двух сфер: материальные объекты и виртуальные – духовные ценности, объеденные под общим термином «культура». Непищевые потребности включают в себя различные материальные предметы и сооружения, которые обеспечивают потребности в жилье, одежде, предметы быта, обустройства мест промышленного и аграрного производства, офисы и специальные здания различного назначения, оборудование, транспорт, здравоохранение и образование, безопасность и т. д. Все виды потребления должны обеспечиваться энергией. Это главная субстанция, которая является основой жизни и основой человеческой деятельности. Основой всех материальных объектов и основная часть энергоносителей являются не возобновляемыми ресурсами, содержащиеся в теле нашей планеты Земля. Для того, чтоб их получить, необходимо в начале их найти – локализация (геология), добыть (горное дело), переработать (металлургия и строй индустрия), в удобное для дальнейшего использования состояния, как исходного материала для получения различных предметов не пищевого потребления.
В этой связи, необходим поиск новой ресурсо- и энергосберегающей парадигмы жизнеустройства. Формула, сформулированная американским экономистом Паулем Эрлихом и физиком Джоном Холденом в конце прошлого века, для определения антропогенного воздействия конкретного региона на окружающую среду/7/ (экологического следа) I: I = P*A*T, где Р – численность населения территории, А – внутренний валовый продукт региона, величина которого в среднем определяет благосостояние проживающего там населения, Т – технологический фактор, технологическая нагрузка на среду в рассматриваемой зоне. Он определяется ресурсоемкостью, которая ведет к истощению среды, и связан с уровнем потребления, что совместно с технологиями жизнеобеспечения и жизнеустройства региона вызывает разрушение и загрязнение окружающей среды. Эта формула исходит из существующей парадигмы не ограниченного экономического роста и потребления. Известным следствием подобного поведения является эффект рикошета, который основан на идеологии общества потребления и либерального подхода к жизнеустройству.
К сожалению, данная формула не учитывает влияние образа жизни и культурологического фактора, в том числе и религии, на поведение людей, то есть самоограничение и бережное отношение к природе и ресурсам. Поэтому, нами предложено включить в данную формулу нужно ввести фактор С-культурологический фактор и R-региональный фактор, учитывающие вышесказанное: I = P*A*T*С*R.
Показатель С является интегральным показателем, он может изменяться от 1 до 0 и требует проведения исследований всех сторон человеческой деятельности. Предварительно рассмотрим два крайних случая:
1. Общества, в которых жизнеобеспечение осуществляется за счет безотходных технологий коэффициент С равен нулю.
2. Сообщества, в которых отсутствуют системы утилизации отходов и жизнеобеспечение осуществляется за счет энерго- и ресурсозатратных технологий, коэффициент С будет равен 1. Отметим, что величина коэффициента С мало зависит от количества населения, величины ВВП и технологий жизнеобеспечения региона. Это показатель общественной морали и духовного состояния народа, рассматриваемой территории. При этом необходимо помнить, что еще средневековые ученые указывали на самоограничения в потреблении. Так, например, Фома Кемпийский в конце 15 века писал: И пища, и питие, и одежда, и все прочие, что служит на потребу к поддержанию сил телесных, – все тягостно пламенеющему духу. Даруй мне умеренно пользоваться этими земными благами, чтоб не опутало меня излишество желаний. Невозможно отвергнуть все, потому что природу надобно поддерживать, но святой закон запрещает требовать излишнего и того, что служит более к наслаждению, ибо иначе плоть утвердилась бы против духа. Среди всего того, молю, да управит меня и да наставит рука Твоя, чтобы не дойти ни в чем до излишества. (Фома Кемпийский, О подражании Христу, стих 291). На это же указывают доклады Римского клуба и публикации отдельных авторов, таких как, В. Каттон, Эрнст фон Вайцзеккер, Д. Медоуз, И. Хузмиев и др. /3,4,5,9,10/
К сожалению, ведомственность на всех уровнях (эгоизм корпоративный и личный), коррупция нравственная и политическая глушит экономику и в условиях администрирования и отсутствия реальной, а не декларативной, конкуренции, могут привести к глубокому кризису всех систем обеспечения устойчивого развития и создать чрезвычайно сложную, трудно осознаваемую многими гражданами ситуацию. Ясно, что мир сегодня находится в состоянии смены парадигмы жизнеустройства. Затратная экономика, основанная на безудержном потреблении вошла в противоречие с ресурсным обеспечением. Население на Земле увеличивается, а количество ресурсов не прибавляется. Необходим переход к новой системе жизнеустройства, основанной на «зеленой» концепции устойчивого развития, на базе новых ресурсо и энергосберегающих технологий, встроенных в экосистему, чтоб сохранить способность окружающей среды поддерживать жизнедеятельность ныне живущих и будущих поколений для сохранения устойчивого развития. Поэтому разработка нормативов потребления с учетом региональных особенностей и экологически чистых технологий должно стать ответом на вызовы 21 века для обеспечения счастливого и обеспеченного настоящего и будущего для всего населения планеты.
Литература
1. Устойчивое развитие в России, под редакцией Сергея Бобылева и Рената Перелета, Берлин – Санкт-Петербург.2013
2. Поль Чефурка, Мировая Энергия и Население Перспективы с 2007 по 2100 г.г., http://www.paulchefurka.ca/WEAP/WEAP.html Октябрь 2007 г.
3. Эрнст фон Вайцзеккер, Фактор 5. «АСТ-Пресс», М. 2012.
4. Вильям Каттон, Конец техноутопии, Эко-Право, Киев, 2006
5. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандере Й. За пределами роста: М. Прогресс, 1994.
6. Хузмиев И. К.,Концепция устойчивого развития, Национальные проекты, №10, 2012г, М. www.footprintnetwork.org
7. Нехаев С. А., Лаговский А. И., Муравьев В. Е. Автономные «зеленые"поселения http://poselenie.ucoz.ru/publ/avtonomnye_quot_zelenye_quot_poselenija/4-1-0-315
К вопросу о социально – экономическом развития Северного Кавказа
(совместно с доц. О. Гассиевой)
Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа (далее СКФО), принятая несколько лет назад, к сожалению, была разработана без учета предложений и мнений местных специалистов. Это стало причиной ее несоответствия реальному положению вещей на Северном Кавказе. Поэтому инвестиционные проекты развиваются значительно медленнее, чем планировалось, не обеспечивая создание должного числа современных рабочих мест, консервируя, в том числе, и сложившиеся тенденции депопуляции горных территорий. Отсюда срыв сроков реализации наиболее значимых инвестпроектов, неэффективное расходование бюджетных средств, рост безработицы, низкие темпы роста экономики. В стратегии отсутствует ясное целеполагание и четкое понимание значения экономики СКФО в общехозяйственном комплексе России. В этой связи предполагается рассматривать Северный Кавказ как единую территорию хозяйственного и социально-культурного развития с охранными природными зонами. По сути горские народы Кавказа по традициям, менталитету, культуре мало отличаются друг от друга. Национальные и по большому счету религиозные отличия нивелируются общей историей и совместным проживанием на протяжении столетий. Это должно быть ключевой идеей любых планов развития. Отметим при этом, что разговоры об особом менталитете и специфическом пути развития Северного Кавказа ничего объективного за собой не несут. Примером является Северная и Южная Кореи. Один и тот же народ разделенный 65 лет тому назад создали совершено разные государственные образования: с одной стороны диктатура и нищета, с другой демократия и процветание.
Миссия стратегий и программ развития должна быть: Эффективное использование природных и энергетических ресурсов с помощью безотходных, малозатратных и малообъемных экологически чистых технологий и технических средств с целью обеспечения устойчивого развития региона. По нашему мнению, определить суть термина устойчивое развитие можно так: устойчивое развитие – это удовлетворение потребностей нынешних и будущих поколений людей на Земле нормированным количеством жизнеобеспечивающих ресурсов для всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода, достаточных для поддержания здорового образа жизни и работоспособности при снижении рисков деградации окружающей среды. как основы поддержания экологической, социально-экономической и политической стабильности в мировом сообществе. (Хузмиев).
Необходимо учитывать также основные демографические особенности региона. Население по территории Северного Кавказа размещено неравномерно, густо заселены предгорья Большого Кавказа. Так, в Северной Осетии средняя плотность населения составляет более 80 чел./км2, в Краснодарском крае более 60 чел./км2. В остальных северокавказских субъектах РФ, показатели, хотя и меньше, но значительно превышает аналогичные в других регионах страны. Если посмотреть, например, на демографическую ситуацию в горной зоне Республики Северная Осетия (Алания), которая занимает половину территории республики, то можно наблюдать стремительный отток населения, в основном – в столицу. Сегодня в горах проживает постоянно не более 5 тыс. человек, горы превращаются в дачный пригород Владикавказа, хотя известно, что в прошлом их население составляло ориентировочно 200 тыс. человек. Аналогичная ситуация характерна и для других регионов Северного Кавказа.
Стратегия развития Северного Кавказа должна отражать ясное целеполагание и четкое понимание значения экономики макрорегиона в общехозяйственном комплексе России. Важно при этом честно оценить все наши беды, угрозы и ресурсы и попытаться, осмыслив ситуацию, изложить наше видение решения проблем для создания условий для устойчивого развития по достижению процветающего общества, сосредоточив на этом энергию и политическую волю народа. При этом необходимо учитывать необходимость осуществления цивилизационного перехода к новой парадигме жизнеустройства в условиях истощения ресурсов, основанного на концепции устойчивого развития, предполагающей обеспечение ныне живущих и будущих поколений людей нормированным количеством необходимых ресурсов. Главной идеей стратегии должно быть эффективное использование всех доступных ресурсов с помощью малообъемных малозатратных экологически чистых технологий и технических средств с целью повышения жизненного уровня населения.
В числе таких проектов можно рассматривать, например, производство оборудования для развития возобновляемой децентрализованной энергетики в горной зоне, создание экологически чистого электрического транспорта, создание общекавказского центра обработки данных (ЦОД), разработку новых целевых сетевых технологий управления и оптимизации сложных технологических и административных систем с применением методов нейропрограммирования, решение задач саморазвития и самодостаточности на пути «зеленой» экономики и создания «зеленых» поселений в горной зоне, создание современных высокотехнологических аграрных производств на базе конвейерных теплиц, мостовых технологий и др. с использованием возобновляемых источников энергии для организации экологически чистого семеноводства и получения лечебной растениеводческой и животноводческой продукции. Проекты должны разрабатываться с учетом мнения местных специалистов, а к их исполнению возможно также привлечение и специалистов из закавказских государств, например, предприятий по производству гидротурбин (Республика Армения).
Общей для всего Северного Кавказа также может стать тематика по исследованию устойчивого развития горных территорий. Создание единых производственных кластеров, как общего дела, будет способствовать, помимо всего прочего, и решению межнациональных конфликтов и закреплению творческой молодежи у себя на родине. Сегодня одной из причин, отрицательно влияющих на развитие региона, является отток квалифицированных молодых специалистов. Основные причины этого – отсутствие современных производств и чрезвычайно низкий уровень заработной платы в науке, образовании, культуре, здравоохранении. В то же время, в регион регулярно приезжают, высококвалифицированные специалисты (например, медики), среди которых достаточное количество выходцев из северокавказских республик. А ведь если платить здесь на месте высокую заработную плату и создать необходимые жилищно-бытовые условия эти профессионалы выберут Северный Кавказ местом постоянного жительства. И это касается профессионалов всех отраслей. Отметим, что достойные условия для творческой работы не только приостановят отток кадров, но и обеспечат их возврат в горную зону на новой основе. Всем процессам развития должна способствовать современная система подготовки кадров – от детского сада до послевузовской подготовки – с организацией корпоративных учебных заведений, а также – с обеспечением условий для постоянного обмена учащимися и преподавателями.