Подвижные игры для уроков гимнастики
Артем Юрьевич Патрикеев
© Артем Юрьевич Патрикеев, 2021
ISBN 978-5-0053-3503-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Во время уроков или занятий, посвященных гимнастике, зал зачастую заставлен различным оборудованием, и там остается очень мало места для игр, поэтому желательно во время их проведения это оборудование использовать. Причем сделать это необходимо так, чтобы никто не получил травму, а все прошло весело и интересно.
На таких уроках вполне можно проводить игры, для которых требуется небольшое пространство. И подобных игр довольно много. Но в данной книге мы разберем только те, в которых будет использоваться гимнастический инвентарь и оборудование.
Данное пособие будет полезно как учителям и работникам физической культуры, воспитателям, так и студентам учебных заведений физкультурной направленности.
Игры расположены в алфавитном порядке для простоты поиска в случае необходимости.
Подвижные игры
Белки в лесу
Потребуются: гимнастическая стенка (чем больше пролетов, тем лучше), обруч.
Хорошо, если в зале есть несколько гимнастических и шведских стенок (было бы замечательно, если бы они находились напротив друг друга, впрочем, вместо одной из стенок можно использовать скамейку). Чем больше лестничных пролетов будет, тем лучше.
Выбираем водящего – охотника. Он становится в домик – круг (обруч, кольцо), расположенный на другой части площадки. Остальные играющие – белки. Они размещаются: половина на гимнастической или шведской стенке, половина на скамейках – деревьях.
По сигналу ведущего «Берегись!» все белки меняются местами: быстро слезают, спрыгивают со своих мест и занимают другие. В это время охотник их ловит (касается рукой).
Пойманными считаются белки, которых водящий осалит, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и сидят там до смены водящего. После двух-трех перемен мест охотник меняется.
Белочка защитница
Потребуются: гимнастическая стенка, средние мячи (8—10 штук).
На верхние рейки гимнастической стенки раскладываются мячи (8—10 штук). Выбирается водящий – это белка, которая защищает свой лес от пришедших грибников и туристов – остальных игроков. По сигналу начинается игра – белка лазает по гимнастической стенке (она не имеет права спускаться на пол), берет мяч одной рукой и бросает в игроков. Тот игрок, в которого попали, выбывает. Когда белка бросит все мячи, водящий меняется. Если зал большой или места много, то игровую площадку сокращаем, чтобы дети далеко не убегали. Если в зале стоит какое-то оборудование, его можно использовать, даже можно соорудить защитные сооружения из матов, чтобы белке пришлось постараться попасть в кого-либо. Кроме того, мячи играют до самого конца, то есть, водящий бросает мяч, мяч ударяется в стенку, катится, останавливается, стоит и т. п. Все это время если этот мяч кто-нибудь заденет, то будет считаться осаленным.
Водящими выбираем только тех игроков, которые умеют хорошо лазать. В противном случае необходимо водящего подстраховывать.
Береги предмет
Потребуются: гимнастические маты, небольшие предметы (кубики, кольца, мешочки и т. п.).
Обычный вариант игры.
Игроки располагаются по кругу, внутри круга стоит водящий. Каждый игрок получает в руки предмет, который кладет на пол перед ногами. По сигналу ведущего начинается игра. Задача водящего попробовать выхватить предмет у кого-нибудь из-под ног. Игроки могут защищать предмет, для этого нужно успеть присесть и накрыть предмет руками.
Более сложный вариант игры.
Перед каждым игроком находится гимнастический мат, предмет находится с другой стороны мата. Маты располагаются вокруг водящего или в одну линию. Водящий находится в 3—4 метрах от ближайшего мата.
По сигналу начинается игра. У водящего задача остается прежней, но у игроков она усложняется. Теперь, чтобы спасти предмет, им необходимо сделать кувырок вперед и накрыть предмет руками.
Перед тем, как проводить усложненный вариант, сначала нужно потренироваться и убедиться, что все могут точно рассчитать свой кувырок, чтобы четко прикатываться к предмету, а водящий не находится слишком близко. И у водящего должен быть шанс успеть к предмету, и у игроков должна быть возможность успеть сделать кувырок и накрыть предмет.
После того, как игрок спас свой предмет, он может подождать пока водящий отойдет на нужное расстояние, а затем вернуться обратно любым удобным способом (или кувырком назад).
Чтобы не было спорных ситуаций лучше ввести правило, что нельзя два раза подряд нападать на одного и того же игрока. В этом случае игрокам будет проще возвращаться в исходное место. Они не будут опасаться за свой предмет.
Бросаем мяч ногами
Потребуются: мячи разных размеров, разные снаряды (в зависимости от ситуации) – брусья, перекладины, кольца, гимнастические маты и т. п.
Задача заключается в следующем – необходимо зажать мяч ногами, а затем выполнить бросок мяча с выбранного снаряда.
Броски можно выполнять на дальность и на точность.
Варианты:
Перекладина – задача выполнить несколько махов и отпустить мяч в нужный момент, чтобы тот полетел как можно дальше вперед или как можно выше. Можно отпускать мяч на махе назад, тогда соревнуемся у кого мяч улетит дальше назад.
Брусья – выполняются махи на брусьях, выполняется бросок мяча. На параллельных брусьях это сделать проще. Но если играют девушки на разновысоких брусьях, тогда им нельзя делать слишком широкий мах, чтобы не биться о нижнюю жердь.
Кольца – тот же вариант, что на перекладине. Но с кольцами можно сделать броски и поинтереснее, например, выполнять броски с переворотом. Главное научиться вовремя отпускать мяч и хорошо держаться руками.
На матах – исходное положение – упор присев, мяч зажат ногами. Выполняется кувырок вперед и в нужный момент мяч нужно отпустить, чтобы тот улетел вперед.
Бросаем мяч руками
Потребуются: мячи разных размеров, разные снаряды (в зависимости от ситуации) – перекладины, кольца, гимнастические маты и т. п.
Перекладина – махи выполняются на одной руке и бросок делаем одной рукой. Это задание для хорошо подготовленных ребят.
Кольца – здесь можно или выполнять махи на одном кольце, второй рукой держа мяч, а можно закрутиться на одном кольце (самому или с помощью партнеров), затем повиснуть, чтобы началось раскручивание. После того, как вращение завершится, тут же выполняется бросок мяча. Бросать можно просто на дальность или на точность.
Если во время вращения мяч вылетает из руки, то бросок считается выполненным. В качестве усложнения можно предложить выполнять бросок во время вращения. Пусть ребята попробуют бросить в нужный момент и попасть хотя бы в нужную сторону.
На гимнастических матах – исходное положение упор присев перед матом, мяч в руках. Опираемся на мяч. Выполняется кувырок вперед с опорой на мяч. Как только переворот через мяч совершен и тот отрывается от мата, уже можно выполнять бросок. Нужно точно рассчитать, когда отпустить мяч, чтобы тот полетел в нужное место. Если отпустить слишком рано, то мяч полетит вверх, если поздно, то сразу в пол.
Броски с возвышения (Броски свысока)
Потребуются: возвышение, малые мячи, мешочки для бросков и т. п., корзина, мешочки для складывания предметов.
В качестве предметов для бросков можно использовать маленькие мягкие мячи. Желательно, чтобы они не были слишком прыгучими.
Варианты игры:
1. Игрок залезает на гимнастическую стенку на заданную высоту. В руках у него мешочек с предметами. Сколько дать предметов, зависит от того, что используем и сколько их удобно взять с собой. Желательно 5—10 штук, не больше.
Задача игрока залезть, а затем выполнять броски в заданную цель, например, в корзину. Попадание засчитывается, если мяч остается в корзине.
2. Теперь идет работа в парах. Один наверху с предметами, второй внизу с корзиной. Теперь уже напарник помогает верхнему попадать точно в корзину, подставляя ее или даже самостоятельно ловя в нее летящие предметы. Сначала броски выполняет один, затем второй, их попадания суммируются. В конце все результаты сравниваются, побеждает та пара, чья сумма попаданий будет наибольшей.
3. Командный. Теперь уже все игроки команды по очереди выполняют броски, а кто-то из команды их ловит. Считается командный результат. Интересно сразу запустить наверх 4—5 игроков и теперь уже по команде ведущего бросок будет выполнять тот, кого назвали. Например, звучит команда: «Второй!», значит бросок выполняет второй игрок и именно от него нужно ловить летящий мяч. Тут уже задача усложняется для ловящего, так как ему нужно успевать подстраиваться под названного игрока.
4. Соревнуются командами. Представитель одной команды залезает, представитель другой ставит корзину в разрешенный коридор. Выполняется бросок, затем соперник переставляет корзину. Выполняется второй бросок и так далее. То есть после каждого броска соперник переставляет корзину в другое место. Можно давать каждому игроку по два-три броска, чтобы долго не ждать. Сначала все броски выполняет одна команда, вторая переставляет корзину, затем они меняются ролями.
5. Теперь залезаем на канат, но зажав мяч ногами. То есть залезать придется только с помощью рук. Игрок залезает на заданную высоту, затем выполняет бросок на точность или на дальность, после чего спускается. Такой вариант подходит только хорошо подготовленным игрокам.
6. Залезаем на канат с мешочком через плечо. Когда игрок залезет на заданную высоту, то достает предметы из мешочка и выполняет броски. Это задание только для очень хорошо подготовленных игроков.
Будь осторожен
Потребуются: возвышение, тонкий канат или скакалка.
Водящий стоит на возвышении, у него в руках тонкий канат. Его задача – крутить канат перед собой, а игроки должны суметь пробежать рядом с возвышением, да так, чтобы канат их не задел. Крутить канат можно по кругу (по часовой стрелке или против), а можно скрестно – то вправо, то влево. При первом варианте вращения у игроков есть возможность подойти поближе, при втором – у них появляется больше времени на пробежку, но и бежать придется дальше.
Роль водящего лучше исполнять преподавателю, так как он всегда сумеет вовремя среагировать и притормозить движение каната, чтобы сильно не задеть ошибающегося игрока.
Для усложнения рядом с возвышением можно класть какие-нибудь предметы (кубики, кегли и т. п.), теперь игрокам надо не просто пробежать мимо, но и успеть подхватить предмет.
Игра хорошо развивает смелость, а так же чувство времени.
В палки
Потребуются: гимнастические палки по количеству занимающихся.
Участники делятся на две команды. Команды выстраиваются напротив друг друга на расстоянии 3—4 метров в шеренгу с интервалом между игроками в каждой шеренге 50 см. Каждый игрок ставит перед собой (немного сбоку) на расстоянии прямой руки гимнастическую палку (перпендикулярно к земле), придерживая ее за конец указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
По сигналу ведущего все отпускают свои палки, делают несколько шагов вперед, и каждый старается схватить палку, отпущенную стоящим впереди игроком противоположной команды.
Сколько палок не поймано командами, столько они получают штрафных очков. Игра продолжается несколько конов. Команда, первой набравшая 10 штрафных очков, считается проигравшей.
Игрокам не разрешается, отпуская свою палку, сообщать ей ускорение. За это команда штрафуется одним очком. Палку можно ловить только руками.
Это основные правила игры, нам же правила лучше слегка изменить. Каждая команда встает в круг с дистанцией между игроками 1,5—2 метра. По сигналу ученики отпускают свои палки и быстро перемещаются по кругу, стараясь успеть подхватить (прижать) палку стоящего впереди партнера. Теперь уже команда сама будет отвечать за палочки. Сами ставили, как говорится, сами и уронили. Пройдя полный круг подсчитать, сколько падений палочек было в одной и другой команде.
Волшебные елочки
Потребуются: гимнастическая стенка и гладкие стены.
Правила таковы: игроки встают у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В этот момент они изображают волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, а неровных забирает с собой.
Вышибалы с возвышения (Берегись, попаду!)
Потребуются: возвышение (горка гимнастических матов, мягкий мяч на резинке).
Выбирается водящий, который встает на возвышение и берет в руки мяч на резинке. Длина резинки 2,5—3 метра.
Возвышение должно быть безопасным – это может быть горка матов, гимнастический конь или козел (их лучше тоже обложить матами).
Игроки располагаются вокруг возвышения и двигаются как им удобно. Задача водящего бросать мяч и стараться выбивать игроков. Тот, кого мяч заденет, тот выбывает. Если водящий научится бросать так, чтобы сразу же с помощью резинки возвращать мяч обратно себе в руки – это будет идеально. Поэтому перед игрой желательно потренироваться выполнять такие броски и ловить возвращающийся мяч.
Если ловить мяч сразу не получается, водящий просто подтягивает его к себе за резинку и бросает вновь.
Чтобы ребята не уходили далеко, желательно игровую территорию ограничить. Или можно использовать предметы, который нужно забирать у водящего. Для этого рядом с возвышением расставляются кубики, кегли, кладутся мешочки и т. п. Теперь водящий старается никого не подпускать к предметам, защищаясь мячом. Но тут есть один нюанс – если водящий бросил мяч и сразу не смог притянуть его обратно, то ему потребуется довольно много времени, чтобы вновь вернуть мяч в руки, поэтому лучше ввести правило, при котором если после броска водящий сразу не смог вернуть мяч в руки (за счет резинки), игроки отступают и ждут, когда водящий вновь будет готов к игре.
В конце можно подсчитать, кто из игроков стащил наибольшее количество предметов, и какой водящий сумел выбить наибольшее количество игроков.
Вышибалы через коня
Потребуются: гимнастический конь, маты, средние мячи.
В принципе, можно использовать любое возвышение, которое удобно располагается в зале, чтобы для команд хватало места с двух сторон. То есть идеально, если бы оно стояло посередине зала.
Коня обкладываем матами, чтобы уменьшить обзор команд.
Игра проходит по обычным правилам вышибал, но теперь игрокам хуже видно друг друга (и чем больше разного оборудования будет мешать видеть, тем интереснее). За конем можно прятаться, но нельзя на него опираться при бросках.
Можно играть командами, а можно проводить дуэли. В этом случае дуэлянты располагаются с разных сторон коня. У каждого есть два мяча. По сигналу нужно постараться попасть в своего соперника, но на это есть только два «патрона». Оба бросили, считаются попадания. Дуэлянты меняются или победитель соперничает со следующим. Только нужно смотреть, чтобы все время не играли одни и те же, лучше, чтобы игроки почаще менялись. Поэтому можно просто постоянно менять пары, чтобы все попробовали посоревноваться со всеми.
Диверсанты
Потребуются: гимнастическая стенка (чем больше пролетов, тем лучше), «красные кнопки» – мишени по количеству пролетов.
Такую игру можно проводить только с теми ребятам, которые уже хорошо освоились с лазанием и которым можно доверять, что они не будут нарушать правила и, например, хватать соперников.
Игра проводится на гимнастической стенке – минимум три пролета, но лучше больше – четыре-пять.
На каждом пролете на второй сверху рейке обозначается «красная кнопка» – это может быть нарисованный красный кружок, приклеенная или привязанная картинка и т. п.
Выбирается водящий, который будет охранять эти кнопки. Он залезает на стенку и готовится ловить диверсантов. Ниже середины стенки водящий не спускается. Чтобы проще было ориентироваться, середину лучше отметить.
Остальные игроки – это диверсанты, они будут стараться добраться до «красной кнопки». Запускаются ребята по двое, как начать атаку, они могут решить сами. Задача, чтобы не каждый нажал на свою кнопку, а чтобы хоть кто-нибудь нажал на кнопку. Поэтому ребятам нужно действовать с оглядкой на партнеров. Один может отвлекать, другой атаковать, потом по ситуации меняться и т. п. Важно сыграть единой командой, а то ничего не получится.
Чтобы два игрока одновременно не полезли с двух сторон (в этом случае водящий может физически не успеть осалить обоих), лучше ввести правило – два диверсанта не могут одновременно быть выше середины гимнастической стенки. В этом случае им уже придется подергать водящего, покачать из стороны в сторону, чтобы обмануть в конечном итоге.
Можно одному пересечь середину и тут же вернуться обратно, давая возможность партнеру рвануть наверх.
Каждая нажатая кнопка – это заработанное очко паре. Как только кнопка нажата, игра останавливается, пара слезает, освобождая место для следующей. На атаку диверсантов дается не более минуты. Если ребята не успевают за это время забраться наверх, то они проваливают задание, отходят, давая возможность попробовать другой паре.
Можно дать каждой паре несколько попыток и по результатам всех попыток определить победителей.
Для разнообразия напарников можно постоянно менять. В этом случае очки записываются отдельным игрокам. Но все по тому же принципу – один нажал, оба игрока из пары получили по одному очку.
Можно играть на выбывание. Пара, которая проиграла – выбывает, а та, которая добралась до кнопки переходит в следующий круг.
Следующий круг водящий должен быть другим.
В таком случае в конце можно определить лучшую пару или лучших игроков, а еще можно объявить лучшего водящего, кто сумел поймать наибольшее количество диверсантов.
Перед тем, как проводить игру, обязательно нужно обговорить все правила безопасности – нельзя спрыгивать со стенки, внизу должны быть гимнастические маты, друг друга нельзя хватать, водящий может только касаться игроков.
Чем шире расположены кнопки, тем труднее действовать водящему. Желательно провести несколько пробных заходов, чтобы оценить, насколько далеко друг от друга можно распределить кнопки.
Длинная скакалка
Потребуется: длинная скакалка.
Проводятся своего рода соревнования с помощью длинной скакалки, которую могут крутить два человека, а можно один конец привязать к какой-то конструкции, а другой конец будет крутить ведущий.
Вариантов игры может быть множество.
Первый
Выполняется вращение скакалки, задача игроков по очереди пробегать под крутящейся скакалкой на противоположную сторону. Перепрыгивать скакалку нельзя, нужно поймать нужный момент, чтобы пробежать. Тот, кто пробежал и не задел скакалку, тот получает одно очко. Можно просто несколько раз пробежать туда и обратно, в конце подсчитывая очки, а можно усложнить задачу и попросить каждое следующее пробегание выполнить другим способом, например, правым, левым боком, спиной вперед, пропрыгать, с ведением мяча и т. п.
Чтобы удобнее было пробегать, лучше, чтобы скакалка крутилась на набегающих, а не от них.
Первый вариант хорош для того, чтобы вообще познакомить ребят с такой скакалкой и научить их не бояться.
Второй
Немного усложняем задачу. Теперь нужно забежать внутрь, сделать два-четыре прыжка, затем выбежать. Также считаются набранные очки.
Третий
Первый игрок забегает, показывает свой вариант прыжка через скакалку и выбегает. Все по очереди повторяют этот вариант. Затем второй забегает, показывает свой вариант, все повторяют. И так далее. Каждый раз считаются или штрафные очки (ошибки) или просто набранные очки при безошибочном выполнении.
Можно посоревноваться командами. Тогда представитель команды показывает свой вариант другой команде, та выполняет, затем наоборот.
Четвертый
Кто сумеет сделать максимальное количество прыжков через длинную скакалку.
Можно соревноваться командами. В этом случае все результаты одной команды суммируются, а в конце сравниваются с общим результатом другой команды.
Пятый
Игроки делятся на тройки. Сначала двое крутят – один прыгает, затем меняются и так далее, чтобы каждый и покрутил, и попрыгал. Результаты прыжков у игроков суммируются. В конце сравниваем, какая тройка сумела совершить наибольшее количество прыжков.
В этом варианте нужно настроить ребят на то, что важно не только хорошо прыгать, но и удобно крутить для своего партнера.
Чем больше длинных скакалок и места в зале, тем быстрее можно провести все прыжки.
Шестой вариант
Игроки делятся на тройки. Они выбирают того, кто лучше прыгает и стараются крутить скакалку так, чтобы он напрыгал как можно больше. То есть записывается результат от одного игрока. И вот тут важно правильно выбрать прыгуна и хорошо ему крутить скакалку. Можно ограничить время и дать 30 секунд на прыжки. То есть, сколько успел напрыгать за 30 секунд, столько и записывается. Так что уже придется поторопиться, чтобы показать максимальный результат.
Защита мишени
Потребуются: гимнастическая стенка, ракетка для бадминтона, две мишени, 8—10 небольших мягкий мячей.
Игра для тех ребят, которые могут легко удерживаться на гимнастической стенке одной рукой.
Первый участник получает в руки ракетку, залезает на стенку, справа и слева от него располагаются мишени. Мишени можно сделать любого размера, чем они будут меньше, тем труднее в них будет попадать мячом.
Когда игрок готов, подходит его соперник, у него в руках короб с мячами. По сигналу начинается игра. Задача одного бросать мячи в мишени, а второго отбивать. Расстояние до стенки для бросающих определяется в зависимости от подготовки игроков.
Варианты игры могут быть разными:
а) все бросают одному защитнику;
б) защитник меняется после пропущенного мяча;
в) соревнуются командами – каждая команда выставляет своего защитника против соперников;
г) все должны побывать в роли защитников и нападающих.
В конце подсчитывается, какой защитник сумел отбиться лучше остальных, а какой нападающий попал больше остальных. Если соревнуются команды, тогда все попадания идут в копилку команде. Соответственно, в конце сравниваются результаты команд.
И ведем, и висим
Потребуются: гимнастическая стенка, резиновый мяч (2—4 шутки).
Это может быть игровым упражнением или же полноценной игрой.
Задача следующая: ребенок находится на гимнастической стенке, одной рукой держится за рейку, в другой руке держит мяч. По сигналу игрок начинает выполнять ведение мяча. Возможны несколько вариантов:
а) просто выполняется ведение на месте, кто дольше продержится (можно задействовать сразу несколько пролетов);
б) во время отбивания мяча от пола нужно залезать наверх и спускаться вниз, кто сумеет выше забраться, тот и побеждает;
в) тот же вариант, но считаем уже кто больше остальных залезет и спустится не упуская мяч (ведение мяча не прекращается, если есть остановка, то всё);
г) ведение мяча с передвижением вдоль всей стенки – кто дальше сумеет пройти, тот и побеждает.
Обычно для безопасности под гимнастической стенкой должны находиться маты, но отбивать мяч от матов намного сложнее, поэтому если мы не залезаем высоко, то можно маты и убрать, пусть ребята отбивают мяч от пола. Но это в том случае, если вы доверяете участникам и знаете, что они с этим справятся и не упадут лицом вниз.
Более игровой вариант, когда нужно выполнить ведение, пройти от начала гимнастической стенки до конца, а потом выполнить бросок в цель – в корзину, кеглю или просто в мишень. Считаем количество попаданий. Если играем командами, то каждый попавший приносит одно очко своей команде.
Игра в мяч с фигурами
Потребуются: гимнастические скамейки по количеству команд, средние мячи по количеству водящих.
Все игроки встают на гимнастические скамейки. Можно разбить ребят на команды по количеству скамеек. Выбирается один водящий или несколько, чтобы игра была более динамичной. Задача водящих – бросать мяч тем, кто стоит на скамейках. Кому мяч бросили, тот должен его поймать, а затем бросить обратно водящему. Если у игрока не получилось поймать мяч, он должен замереть в той позе, в которой пытался это сделать (и не упасть со скамейки). Игра проводится или какое-то время, или пока все игроки не станут такими «статуями». После чего выбирается новый водящий.