Книга О фотографии - читать онлайн бесплатно, автор Елена Счастливая
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О фотографии
О фотографии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О фотографии

Елена Счастливая

О фотографии

О чем эта книга?

О чем эта книга?

О фотографии и о том, что к ней близко примыкает и без чего фотография перестает быть фотографией.

Я написала для вас книгу, которую можно открыть на любой странице и получить заряд силы, радости и уверенности в своем творчестве. Вы можете положить ее на тумбочку около кровати и просто открывать на любой страничке, когда захотите, подпитываясь идеями и вдохновением.

Почему в книге нет фотографий?

Потому что я хочу оставить ваш визуальный мир свободным, наполненным вашими фантазиями и примерами. Помните, как бывает у детей: сначала они любят книги, где только одни картинки, потом они выбирают книги с крупным шрифтом, где мало текста, но много картинок. Далее, взрослея, мы выбираем книги, где картинок все меньше и меньше. А потом и вовсе не нуждаемся в них, иной раз они нам даже мешают. Иллюстрации и реконструкции у нас в голове. И это прекрасно!

Эта книга – не самоучитель. В ней я буду делиться заметками, которые родились в процессе преподавания фотографии в моей фотошколе www.photohappy.pro. Темы будут подняты разные: от лайфхаков для съемки до психологии и самопродвижения. Фотографии этой книге не нужны.

В книге я буду использовать три скобки, которые будут обозначать улыбку: )))

Эти три скобки так прочно вошли в мою жизнь, что я решила использовать их и в книге.

В апреле 1969 в журнале The New York Times Владимир Владимирович Набоков пророчески заметил: «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки».

Прошло 50 лет, и мне кажется, что скобки, обозначающие улыбку, вполне можно использовать в книгах. Автор имеет право передавать свою улыбку. А иной раз просто обязан сориентировать читателя, когда он улыбается.

Обо мне

С 2007 года я веду проект своей фотошколы, которая так и называется: «Фотошкола Елены Счастливой» www.photohappy.pro. Монобрендовый проект, небольшой и уютный.

Помните 2007 год?

Тогда в «Озоне» продавали только книги, и казалось, что даже косметику продавать через Сеть будет невозможно, не то что обувь, одежду и лекарства. В том году еще не было Lightroom, он появится только в 2009 году. Instagram появится еще позже. В те времена жизнь кипела на локальных площадках, одной из которых был форум моей фотошколы. Он до сих пор является идеальной библиотекой вопросов и ответов.

Этот проект родился у меня в день моего рождения, когда я поняла, что надо что-то срочно менять в моей устоявшейся и вполне сложившейся карьере. Шло время, фотошкола развивалась, расширялась, совершенствовалась.

Почему я до сих пор работаю в фотошколе? Потому что это очень крутая история: делать творчество других людей радостным, открытым, легким и вдохновенным. Это меня сильно мотивирует. Больше, чем деньги, амбиции, известность и другие плюшки цивилизации. Есть такое мнение, что признание лежит в деятельности, которой ты готов заниматься совершенно бесплатно, потому что она тебе очень нравится. Моя фотошкола – это та самая деятельность. )))

Фотографирую беззеркалкой FujiFilm. Перешла на беззеркалки в 2013 году после выхода первой беззеркалки FujiFilm X-E1. Я купила первую модель беззеркальной камеры в 2013 году, поверив в эту систему. Сначала я была совсем «белой-белой вороной». Никто даже не понимал, на что я фотографирую. Сейчас я уже не так выделяюсь и вижу, что люди переходят на удобные беззеркальные системы. Я рада, что рвутся шаблоны и мнения о профессиональных камерах и беззеркалки занимают свое истинное место. Помню, на один коммерческий заказ клиент попросил меня взять свою большую камеру, потому что переживал за результат. Я ответила, что даже если возьму спичечный коробок и буду снимать им, то и в этом случае результат будет тот, который от меня ждут. Кстати, моя фотошкола числится в списке рекомендованных компанией FujiFilm. Этим статусом я горжусь.

Мне повезло: я человек и цели, и процесса. Мне не нужен весь мир, мне нужно быть востребованной в моем деле и приносить радость людям. При этом мне важно, чтобы процесс был максимально комфортным для меня и тех, кто работает со мной. Знаете, это очень важное сочетание: когда умеешь держать цель в голове, но умеешь заботиться о том, что процесс доставлял как можно больше удовольствия и комфорта. Нас с детства приучили игнорировать текущий момент на пути достижения цели. В творчестве это приводит к выгоранию, механизированности, и творчество перестает быть источником силы, радости и вдохновения. Я об этом еще расскажу на страницах книги. Ну, мы начнем, пожалуй. ))) А то вступление затянулось. )))

Что такое творческий путь?

Что такое путь в творчестве?

Это дорога.

Многие представляют эту дорогу, ведущей в гору, уходящей ввысь за облака. Ну как Эверест, например, или Эльбрус. А вокруг него такая дорога, вверх и вверх, без остановки и передышек на позавтракать. Представляя такую дорогу, мы сразу понимаем, что означает словосочетание «творческий рост».  Я не люблю это словосочетание, как и не люблю образ крутой дороги, уходящий далеко ввысь.

А теперь представьте, что творчество – это ровная дорога. Бесконечно прекрасная, чуть извилистая, уходящая за горизонт, окруженная прекрасными цветущими полями. Или не цветущими, как хотите. )))) Ровная, ухоженная дорога.  Она бесконечна. Представьте, что это дорога вашего опыта. И тогда словосочетание «творческий рост» превращается в словосочетание «творческий опыт». И только от вас и от вашего отношения к творчеству зависит, какой это будет опыт. Тут вообще все зависит прямо и линейно только от вас и ваших убеждений.

Идя по этой дороге, вы никогда не увидите ее конца. Дорога просто становится шире и постоянно уходит за горизонт. Иногда бывают развилки, и вы делаете выбор. Важно понимать, что, сделав выбор и поняв, что дорога не нравится, можно вернуться в точку выбора и пойти по другой дороге. Начинаете вы с узкой тропинки, и постепенно дорога становится шире и увереннее. Изучив и освоив что-то в творчестве так, что вас могут назвать мастером, вы расширяете границы своего творческого пути, осваивая что-то новое или по-новому. Расширяется и дорога.

А теперь самое интересное!

Качество дорожного покрытия. )))

Оно зависит от вашего характера: будет ли на этой дороге ровный асфальт, будут ли на этой дороге ямы, разметка, горки и вообще будет ли на этой дороге что-то похожее на покрытие. А может быть, это будут сплошные кочки и ухабы, на которых очень не просто ехать со скоростью выше 50 км/час. )))

Представляете, да?

Взлетел и ухнул, взлетел и ухнул.

Или так: едешь, едешь, только расслабился и тут ба-бах, колесо в яму угодило.

Или, например, как в кино: едешь по бесконечной, идеально ровной дороге в кабриолете, шарф развивается на ветру, перчатки на руках… рядом бутылочка прохладной воды и вазочка  винограда… в динамиках красивый джаз… Погода, кстати, тоже от вас зависит. Будет ли это сумрак или ясный день. Зима или лето? Как долго будет длиться ваше лето? Или весна. Она может быть бесконечной. )))

Творчество – это территория свободы. Только ваш выбор влияет на то, каким будет ваше творчество. Даже если вы со мной не согласны, это так. Так было и будет всегда. Именно поэтому нам иногда так тяжело в творчестве: никто не может сделать выбор за нас. Но давайте не будем драматизировать этот момент: в творчестве всегда можно изменить выбор. )))

О чем ваше творчество? Какой у вас творческий путь? Вы создали его сами, или это были навязанные трендами мечты? А есть ли у вас какая-нибудь книжечка по правилам движения? Как это вообще происходит? Есть! Есть небольшая табличка в начале этой дороги. На ней написано всегда одно и то же: «Следуй за вдохновением. Там, где твое вдохновение, – там твое творчество».

Делайте в своем творчестве только то, что вам нравится. Получайте вдохновение и радость. Следуйте за своим вдохновением и творческим куражом. Творите с улыбкой и помните о своей дороге, бесконечно прекрасной, одной такой на весь мир. )))

Почему фотография так популярна?

На этот счет существует очень много ответов, начиная с того, что фотография – это самый быстрый вид искусства до того, что именно фотография позволяет нам зафиксировать, остановить дорогие моменты нашей жизни.

Проводя разные творческие курсы, я заметила, что именно свет дает больше всего вдохновения почти всем участникам. И это действительно так: как только мы видим интересный, необычный свет, мы хотим сделать фотографию. Это рефлекс. Это потребность. Фотографы – это люди света. Люди, стремящиеся к свету. Звучит немного пафосно, но это так. )))

Любой, кто держит в руках любую камеру и увлечен фотографией любое количество времени, реагирует на свет. Как только вокруг нас возникают лучи солнца, переотражаясь, проявляя тени, мы хотим взять в руки камеру и сохранить это у себя в своей черной магической коробочке. Свет – острая потребность фотографов. Люди света не могут жить без него.

Конечно, есть фотографы, которые снимают войну, порно, репортажи для скандальных статей, и мы сейчас уверенно их вычеркиваем из списков. Они используют фотоаппарат как инструмент для совершенно других целей. Эти люди могут называть себя как угодно, и фотографами в том числе. Но в нашем списке их нет. Я сейчас говорю о людях, которые являются творческими фотографами.

Так вот, Люди Света, я точно знаю, что для вас очень важен свет. Вы его любите, он для вас как воздух. И это не метафора. У меня ощущение, что за последние 50 лет мир изменили несколько вещей:

1. возможность быстро и комфортно путешествовать;

2. появление и распространение компьютеров;

3. сеть Интернет;

4. фотография.

Все эти штуки изменили мир к лучшему и невероятно быстро меняют до сих пор. Так, что это поражает воображение. Вот прямо сейчас тоже, в эту секунду. ))))

Люди Света показали мир друг другу, его лучшие моменты, то, что любят, и то, чем хотят поделиться. Наполнили этой пульсацией весь мир!

Вы представляете, сколько в мире делается фотографий? С 2003 года продан один миллиард фотоаппаратов. Один миллиард фотоаппаратов щелкает беспрерывно, ловя свет! Вы представляете этот процесс? И большинство из этих людей делятся светом, снимают любовь, свое счастье, свой мир, все то, что красиво! Это невероятный по силе вклад в коллективное бессознательное. А сколько продано хорошо фотографирующих смартфонов? Прибавим еще миллиард. ))) Получится невероятно число людей, которые все вместе меняют этот мир. Буднично. Незначительно. Каждый миг. А вместе – невероятная сила и настоящая магия.

Так что, фотографы, свето-писцы и Люди Света. Вы – Маги современности. ))) Вы показываете людям жизнь. Вы делитесь с другими Светом, моментами, счастьем, красотой, радостью. Представьте эту Силу, пожалуйста. ))))

Вы – часть этой Силы.

Искусство больших чисел

Фотография – искусство момента.

Но еще фотография – искусство количества. У фотографии есть свойство из количества перерастать в качество. Этим надо пользоваться. Чем больше вы снимаете, чем чаще вы жмете на кнопку спуска, тем больше у вас материала, тем больше вероятность получить хороший кадр, шедевр. Снимайте больше и не стесняйтесь этого!

Свойство количества, я его еще называю свойством больших чисел в фотографии, часто презирается снобами и людьми, которые усложняют процесс съемки. Им надо нажать один раз на кнопку и получить Шедевр. Они презирают серийную съемку. Им кажется нечестным жать на кнопку спуска тысячу раз, чтобы получить один хороший кадр. Эта позиция усложняет им жизнь и делает условия для творчества более жесткими, научными. Кстати, эти же люди, как правило, презирают постобработку фотографий, считая ее проявлением нечестности. Такие удивительные правдорубы. Рубят правду, не глядя. Правде от этого больно. )))

Будем легче. ))))

Не надо усложнять и прикручивать лишнюю тяжесть к творческому процессу.

Если у вас есть возможность снимать на карту памяти огромное количество фотографий, пробовать, изучать, исследовать, то почему бы этим не воспользоваться?

Вам за это ничего не будет. ))))

Делайте дубли!

Снимайте серийной съемкой. Особенно людей. Особенно тех, кто двигается во время съемки. )))

И произойдет волшебство:

– сначала кадров будет много, а толку мало;

– потом кадров будет много, но хороших снимков будет все больше и больше, количество перерастет в качество в первый раз;

– потом логично предположить, что вы станете лучше думать о своем творчестве (это важный шаг, его не надо пропускать);

– а потом кадров будет меньше, но среди них хороших будет больше. Количество перерастет в качество второй, окончательный раз.

Занавес и аплодисменты. )))

Свойство больших чисел в фотографии сделало ваше творчество лучше, а вы получили гигантский опыт. )))

Очень часто в ответ на мое предложение не бояться снимать серийной съемкой, я слышу, что отбирать фотографии будет сложно, что будет очень много фотографий и процесс выбора превратится в мучение. Нет! Хороший кадр очень быстро найти среди 20 дублей. Проверьте. )))

Природа гениальности

У меня есть интересное наблюдение: лучших результатов мы достигаем в том жанре и теми способами, которые нам наиболее комфортны, которые даются нам легче всего. В общем-то, это бывает во всех сферах. Присмотритесь к мастерам, у которых так называемый талант к выбранному делу: они все делают легко, в их руках серьезная работа чаще всего выглядит подозрительно простой.

Так вот, лучших результатов мы достигаем в том жанре и теми способами, которые даются нам легче всего. И тут нас подстерегает ловушка: мы изнутри процесса можем подумать, что эта легкость означает отсутствие профессионализма, что тут что-то не так и надо сделать что-то, чтобы процесс был преисполнен важности, сложности, ведь он не может быть таким легким! Странно местами устроен наш мир: использовать то, что у тебя лучше всего получается, почему-то считается слабостью. Знакомо, не правда ли?

В творчестве я всегда предлагаю идти по пути наименьшего сопротивления. И это не от слабости. Это от радости, от ощущения творчества как источника радости и вдохновения. Слушайте, у нас в жизни столько поводов проявить силу воли, напористость и собранность, что, наверное, творчество имеет право нести нам радость, удовольствие и счастье? ))))

А еще у меня есть не менее интересное наблюдение: свою гениальность чаще всего человек не видит и не замечает, потому как для него это «обычное дело», «повседневность» или «само собой разумеющееся». Именно в этой области стоит поискать свою гениальность. Там, где для вас «обычное дело», для других поле восторга вами и саморазвития. Почему так случается? Потому что у нас есть таланты к определенным функциям. Развить их для нас не представляет сложности. И развивая свои сильные функции, мы оттачиваем свою гениальность вполне легко. Все. Мы не замечаем усилий и в итоге и своей гениальности. Пробуйте смотреть на себя глазами других, спрашивайте, слушайте обратную связь о своих фотографиях и себе и помните: если вас хвалят, то люди обычно это делают искренне!

Зона комфорта

Считается, что творческое развитие происходит в ситуации, когда мы выходим из зоны комфорта. Когда нам брошен вызов. Тема выхода из зоны комфорта, тема челленджей – это весьма популярная тема в последнее время. Написаны сотни книг, проданы миллионы палаток и снаряжения, а также других приспособлений для подвигов. Красивый маркетинговый ход, вносящий огонь приключения в наши размеренные жизни.

Но давайте сначала разберемся с понятиями. Образ зоны комфорта в последнее время выглядит как болото, отсутствие развития и интереса к новому. Возможно, в некоторых случаях так оно и есть. Чаще всего в клинических. Я думаю, что зона комфорта – это в первую очередь зона безопасности, зона знакомого понимания своего ближайшего будущего. Некоторые называют эту зону «зоной покоя». Я считаю, что реальное и полноценное творческое развитие начинается и развивается именно в этой зоне.

Начнем с того, что любой выход из зоны комфорта – это стресс, а на территории стресса постоянного и стабильного развития нет. Есть место подвигу, драйву, адреналину и кортизолу. В момент стресса наш разум и организм входит в состояние выполнения приоритетной задачи, все остальные задачи выводятся на третий план. Второго плана в стрессе просто нет. Как правило, приоритетная задача – это защита, спасение или дойти до конца. О каком творчестве может быть идти речь в такой ситуации? О жестком, о репортажном, о четком и сосредоточенном. Но не о том творчестве, которое дарит нам эмоции вдохновения и радости, любовь к жизни.

А вот комфортный почти-выход из зоны комфорта в творческом потоке, в дружелюбном сопровождении дает гораздо больший эффект, чем жесткий пинок палкой и уверенный вылет из той самой «зоны покоя». Я заметила, что в зоне комфорта предпочитают находиться люди, которые уважают себя, признают свои неординарности, свой темп, свои предпочтения. Это важный вывод, но я не буду на нем заострять внимание, однако вы можете выделить маркером эту фразу и подмечать этот момент в окружающей вас действительности. Вы найдете таких людей, почувствуйте их, присмотритесь к ним и делайте, как они. ))))

Я уверена, что творчество, которое наполнено «высокими» эмоциями и чувствами, очень важно для людей, потому что делает их жизнь более ценной, интересной, осознанной, наполняет ее любовью. Такое творчество возможно только в зоне комфорта или как максимум на ее границе, когда одной ногой там, а другой здесь.

Если вы устали, если вам хочется спать, если у вас апатия, дайте себе отдых. Дайте себе вкусный и полезной еды. Отложите все второстепенные дела и отдохните. Не рвите себя на части и не подгоняйте себя. Особенно не критикуйте себя, не оценивайте. Отдохнувший, вполне сытый и довольный человек, находящийся в зоне комфорта – это человек, полный энергии и желаний. Правда же, это гораздо лучше, чем голодный уставший путешественник, вышедший из зоны комфорта и потерявший обратную дорогу?

Когда дел наваливается так, что рвется голова на части, возьмите лист формата А4, сложите его вдоль, получите такой узкий и длинный листочек и напишите все те дела, которые надо сделать. Посмотрите на этот список и начинайте делать то, что горит сильнее всех. По мере выполнения дела у вас в голове будут вспыхивать идеи или необходимость сделать еще вон то или вот это. Записывайте эти дела сразу в свой длинный листочек. Как дело сделано, вычеркивайте его из списка. И очень скоро вы почувствуете, что вас отпустило. )))

Пока будете работать с этим списком, не забудьте про то, что у вас есть тело и душа:

– телу дайте чая, удобный стул и одежду, комфорт;

– душе дайте радость выполнения той задачи, которую хочется делать прямо сейчас, или приятную музыку, освещение.

И постепенно этот горящий список станет холодным. И вы вернетесь в зону комфорта. )))

Композиция в фотографии

Запомните: идея важнее композиции. Если вы снимаете что-то и понимаете, что вы снимаете, какая у этого кадра идея, о чем он, то вы начинаете очень хорошо выстраивать композицию, чувствовать стиль, психологию кадра. Идея первостепенна.

Фотограф чаще всего снимает уже имеющийся перед ним Мир. Художник создает Мир на чистом листе. Это очень разные вещи. Фотограф как бы вырезает часть пространства в свой кадр, забирает его к себе (take a photo). Художник это пространство создает, даже рисуя с натуры, он изменяет его, подстраивает под формат листа, идею, свои собственные предпочтения (make/create a picture). Именно поэтому фотографам часто легче работать с композицией, легче ее выстраивать, а точнее выбирать, что именно и как обрезать. А уж если у фотографа мощный опыт насмотренности, анализа других фотографий, фильмов и вообще всего, что можно проанализировать визуально, то с композицией у такого фотографа вообще проблем быть не может, даже если он не знает ни одного правила композиции, типа золотого сечения, которое по сути своей создано для того, чтобы его нарушать.

Вас не должно смущать то, что вы не понимаете или не помните, что такое золотое сечение и как его получить математически. Еще более вас не должно смущать возникновение спирали Фибоначчи, например. Все это знать можно, но оно становится бесполезным грузом информации, если не переведено в опыт. А опыт возникает в момент анализа композиции, в момент накопления опыта насмотренности. И в момент съемки, конечно.

Представляете, это все, что я хотела сказать о композиции!

Если вы расстроились и хотели услышать что-то конкретное, то давайте я дам вам конкретику, алгоритм, как улучшить свою композицию:

вы идете в свою любимую соцсеть, например, «Инстаграм»;

находите там прекрасных фотографов, от фотографий которых у вас мурашки по всему телу;

подписываетесь на этих фотографов;

отписываетесь от тех, кто вас демотивирует и даже раздражает, кто бессмысленным грузом наполняет ваше инфо-пространство;

смотрите свою ленту каждый раз, останавливаясь на пару секунд взглядом для анализа того, что именно вам понравилось в кадре;

сохраняете себе подборку самых любимых фотографий, чтобы потом повторить понравившиеся детали (о копировании мы обязательно поговорим в отдельной главе);

ощущаете, как накапливается ваша насмотренность, как растет визуальный опыт.

Эволюция насмотренности

Мы продолжим тему насмотренности. Как накапливать этот опыт?

Надо смотреть на те фотографии, которые превосходят ваши, которые могут быть для вас ориентиром в вашем творчестве. Это, как правило, фотографии признанных мастеров и фотографии ваших успешных коллег.

Где искать эти фотографии? Следите за выставками. Выставки и имена фотографов на них – отличный ориентир для расширения своего кругозора. Следите за теми фотографиями, которые находятся в постоянных экспозициях музеев. Загляните в соцсети именитых авторов, посмотрите, на кого подписаны эти фотографы (там бывает много вкусного). Вообще, смотреть на мир глазами своих кумиров – это идеальное решение, и спасибо соцсетям за эту возможность! Вы просто подписываетесь на тех, за кем следит уважаемый вами фотограф и смотрите на инфо-мир его глазами, смотрите на то, что вдохновляет и интересует именно его. Конечно, иногда такой прием дает осечки, но часто работает идеально. ))))

Обычно путь фотографа начинается с самого простого и лучшего – с радости того, что он может делать технически грамотные кадры с правильной тональностью и композицией, но потом подход усложняется, и становится все более и более сложным.

Когда в начале своего фотографического пути мы смотрим на некоторые работы именитых мастеров, то часть из их кажутся нам странными. Не отвергайте их, придет время, и они станут вам ближе и понятнее. Отложите их на потом. )))

Есть хитрый способ проверить уровень вашей насмотренности. Надо зайти на сайт агентства Mаgnum [https://www.magnumphotos.com/] и начать смотреть портфолио фотографов, которые в нем состоят. Если большинство фотографий останавливают вас, понятны вам, некоторые вызывают восхищение и восторг – это значит, что насмотренность ваша хорошо прокачана. Если же вы понимаете меньше 30% фотографий – это значит, что у Вас все впереди. Загляните в Mаgnum через полгода. Посмотрите на динамику. Но эти полгода не теряйте зря: развивайте свою насмотренность, подписывайтесь на тех фотографов, которые вам нравятся и которые вас вдохновляют, делайте свою ленту в соцсетях вдохновляющей, интересной, фотографической. Пусть соцсеть работает на вас в автоматическом режиме. Не останавливайтесь на этом: пробуйте копировать что-то из понравившихся работ, читайте, смотрите, учитесь. )))

Скорость творческого роста

В фотографии люди растут очень быстро. Иной раз в начале своего творческого пути архив фотографий двухмесячной давности иногда вызывает странное неприятное ощущение: «Неужели это снял я? Как я мог так ужасно снять!»

Надо быть к этому готовым и воспринимать это как норму. Понимаете, это нормально, что творческий рост в фотографии очень стремителен!

Все начинающие фотографы в начале своего творческого пути, когда они учатся, набираются опыта, имеют много практики и растут очень быстро, воспринимают свои фотографии, не учитывая тот факт, что архив даже месячной давности, а тем более и трехмесячной давности не показывает их реального уровня творчества. Реальный уровень творчества показывают фотографии только недельной давности. Расскажите это и своим друзьям-фотографам.

И, знаете, когда заглядываете в архив, не надо в ужасе смотреть на фотографии. Надо видеть рост! Свой рост!