Книга Тайны малых народов. От басков до бушменов - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Васильевич Яровой. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Тайны малых народов. От басков до бушменов
Тайны малых народов. От басков до бушменов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Тайны малых народов. От басков до бушменов

Сохраненные традиции

В наши дни большинство активного населения Бретани занято в сельском хозяйстве и рыболовстве. Мореходство, рыбный промысел, ловля омаров, улиток, раковин, сбор водорослей и всевозможных морских трав, устричный промысел – основная деятельность жителей прибрежной полосы. В прошлом порты северного побережья Бретани были знамениты как центры ловли трески, а также тунца, сардин, макрели и лангустов. Для сельского хозяйства большое значение имеет сбор водорослей, которые используются для получения йода и кислот, а также в парфюмерии.

Крупных городов в Бретани немного. Лишь Нант, Ренн и Брест имеют более 100 тысяч населения. Большинство городского населения живет в морских портах и в небольших городах, часто состоящих из одной улицы. Крестьянские бретонские жилища просты и лишены излишеств. Обычно это приземистые прямоугольные постройки из гранита с двумя дымоходами. Они не имеют хозяйственных помещений и хорошо приспособленные к особенностям местного климата. Дом обычно возводится за холмом, а окна и двери выходят только на юг.

Бретань – почти единственная область во Франции, где можно увидеть сельскую кустарную мебель, богато орнаментированную резьбой. Традиционную обстановку жилого дома составляли кровати-шкафы и стоящие перед ними скамьи-лари, служившие хранилищем белья и одежды. Резьба по дереву составляет одну из самых развитых форм бретонского народного искусства, так же как и искусство бретонских кружевниц и вышивальщиц.

В Бретани национальный костюм сохранился до нашего времени. На праздники мужчины надевают узкие куртки различной длины, жилеты разных фасонов, рубахи, широкие штаны, гетры и широкополые шляпы с бархатными лентами. Но особое многообразие наблюдается в женской моде, в которой специалисты выделяют 66 видов народного костюма. До сих пор пожилые женщины носят высокие белые кружевные чепцы (наколки) и ходят в черной обуви, чулках, юбках и шерстяных накидках черного цвета. Во многих деревнях в ходу деревянная обувь – сабо.

Перечень реликтов традиционной жизни можно приводить еще долго. Они свидетельствуют, что бретонцы – один из сохранившихся кельтских народов. Возможно, поэтому в Бретани дольше, чем в других областях Франции, сохранялись дохристианские верования: поклонение камням, святым источникам, культ огня, паломничество к святым источникам и особенно – к дольменам и менгирам. Несть числа народам, которые исчезли с исторической арены, не оставив сколько-нибудь значительных следов. Но бритты (бретонцы) прошли сквозь столетия и донесли свою самобытность и национальную идентичность до наших дней.

Счастливые люди Европы

Эта узкая полоска побережья, омываемая теплым Лигурийским морем, с виду ничем не примечательна. Если не считать благодатного климата без сильной жары, затяжных дождей и холодов, здесь только море и скалы. Таких районов на земле тысячи, но сложно найти место, где человеку было бы столь комфортно жить, как в Монако. Несмотря на микроскопические размеры, Монако – независимое государство, хотя фактически находится под протекторатом Франции. Потому и государственный язык, и все нужное для жизни здесь – французское. Население Монако – около 32 тысяч человек, но его коренные жители – монегаски составляют примерно 16 % населения. Кроме них, здесь живут французы, итальянцы и граждане других стран Европы. Из-за своей малочисленности монегаски не только ценят, но и гордятся своим происхождением.

Рождение династии

В Х в. местное побережье с теплым морем и удобной бухтой заселили финикийцы. Позже их сменили греки, основавшие здесь колонию. По легенде, порт Монако построил Геркулес, когда возвращался из Испании. Рядом на скале греки возвели храм Геракла Пустынника. «Монойкос» в переводе с древнегреческого означает «одинокий». Отсюда, по одной из версий, происходит не только имя княжества, но и название его жителей – «монегаски».

В I в. до н. э. Монако было захвачено римлянами. Еще Вергилий в своих поэмах упоминал эту землю как «неприступную крепость, тихий порт, укрытый от всех ветров». Юлий Цезарь собирал здесь свой флот, готовясь к войне с Помпеем. Затем побережье попало под власть варварских племен и арабских пиратов. Однако в X в. граф Прованса Гильом I Освободитель изгнал арабов, а в XI в. император Генрих VI утвердил сюзеренитет (верховное право) Генуи над Монако. В 1215 г. начинается строительство крепости, и с этой даты начинается история нового государства. К концу XIII в. на этой полосе Лигурийского побережья прочно обосновались феодалы Гримальди. Захват ими власти напоминает историю в духе античной Трои.

…В одну из ночей января 1297 г. несколько францисканских монахов постучали в ворота Монакского замка, прося предоставить им кров. Все они были в рясах и надвинутых на лица капюшонах. Сжалившись над замерзшими странниками, хозяева крепости проявили милосердие и распахнули ворота. Этим они подписали себе смертный приговор. Оказавшись во дворе, пришельцы сбросили монашеские одежды, и перед охраной засверкали мечи и доспехи. Защитники крепости были полностью перебиты, а Монако, таким образом, перешло от генуэзцев к представителям клана Гримальди. С тех пор оружие и оружейные хранилища княжеского дома украшают изображения двух вооруженных монахов, а за воротами внутри крепости стоит памятник Франсуа Гримальди как символ обретения власти. С другой стороны, это один из немногих монументов, воспевающих, мягко скажем, не самые достойные человеческие качества.

С тех пор на протяжении семи столетий монакский престол передается потомкам рода Гримальди. Это непременное условие самого существования княжества: согласно договору 1815 г., прекращение династии означает немедленное вступление Франции во владение территорией княжества. В XVI–XVII вв. княжество находилось под испанским господством, затем под французским протекторатом и только в 1815 г. обрело независимость. В 1997 г. род Гримальди торжественно отпраздновал 700-летие своего правления. Сегодня Монако представляет собой одну из последних на планете абсолютных монархий.

Коренные жители Монако

Считается, что монегаски являются народом смешанного окситано-генуэзского происхождения. Они появились на Французской Ривьере в конце XIII в. Тогда же возник и их разговорный язык – смесь французского с итальянским, или генуэзский диалект итальянского языка. Монако занимает примерно 2 квадратных километра. И всего лишь чуть более 5 тысяч из его населения называют себя монегасками.

Монегаск, пожалуй, наиболее престижная национальность в мире. Если ты им родился, то шансов иметь какие-либо материальные проблемы у тебя минимальны. Престижная работа, различные льготы, стабильное положение и проживание на круглогодичном курорте – все это практически гарантировано каждому гражданину крошечного государства. В многонациональном местном парламенте только монегаски имеют право решающего голоса. Поэтому стать монегаском невозможно ни за какие деньги. Даже в случае брака с ним после развода это гражданство сразу же теряется. Тем не менее мечта многих француженок и других европеек – стать женой монегаска, который по традиционной культуре больше всего близок южным французам.

Монако – типично феодальное общество, где князь обладает безраздельной властью. Благополучие монегасков напрямую зависит от их близости к княжескому двору. Но они вместе с князем с энтузиазмом берутся за всякие интересные проекты и реализуют их на удивление быстро и качественно. Наверное, этим можно объяснить процветание страны-города, где нет никаких природных ресурсов.

Существует Монако в значительной степени на доходы от игорных домов в Монте-Карло и от продажи марок. Предметом же особой гордости служат Океанографический музей, Научно-исследовательский институт океанографии и Международное гидрографическое бюро – все организации мирового уровня. Много сил и средств тратится на экологические цели, бережно сохраняются местная флора и фауна, а город украшают ухоженные сады и парки. В мягком благодатном климате прекрасно растут небывалой красоты цветы со всех уголков планеты. Здесь нет вредных производств, и не случайно именно в Монако зародилось движение «Гринпис».

Сказка, воплощенная в жизнь

По своим размером Монако является вторым по величине государством в мире после Ватикана. Еще 150 лет назад княжество представляло собой обычное поселение, где основными занятиями были рыболовство и сельское хозяйство. Однако тогдашний монарх, принц Флорестан решил превратить его в центр красивой жизни и изысканного вкуса. Первым пунктом в своем проекте он поставил казино, запретив при этом своим подданным его посещать.

Потомки Флорестана достойно продолжают воплощать в жизнь сказку о лучшем мире. И уже многого добились. Во всяком случае, в Монако царят мир, красота и благополучие. Все тридцать с небольшим тысяч граждан освобождены от налогов. Княжество никогда не упоминается в контексте войн и конфликтов. Здесь нет политических партий. Старинные монегаскские традиции бережно сохраняются в виде религиозных празднеств, карнавалов и красочных шоу. По серпантинам городских улиц проводятся престижные ралли Монте-Карло, происходят ежегодные фестивали цирка и магии, а в концертных залах устраиваются благотворительные балы и знаменитые балетные сезоны, у истоков которых стоял наш земляк Дягилев.

Сам город воплощает в жизнь известную аксиому, что жить надо не только богато, но и красиво. А это намного сложнее. Тем не менее в Монако успешно справились с этой задачей. Здесь все предназначено для человека: в подземных переходах имеются эскалаторы, в скале вырублен огромный суперсовременный железнодорожный вокзал, почти на всех крышах устроены газоны и зоны отдыха, много обзорных площадок с прекрасными видами на море и город, везде цветы и экзотические растения. В центральных районах имеются бесплатные лифты, которые за минуту-полторы поднимают на верхние улицы или спускают к морю. И везде поразительная чистота, несмотря на довольно интенсивное строительство на склонах скал!

Монако имеет имидж, узнаваемый во всем мире. Это мини-государство ассоциируется с престижными казино, знаменитыми автогонками, роскошными отелями и минимальными налогами. По этой причине стать монегасками мечтают многие воротилы бизнеса, а также представители спортивной и культурной элиты различных стран.

Но за всю историю гражданство Монако давалось лишь несколько раз. Как правило, его получали заслуженные и известные во всем мире люди. Однако с 2002 г. появилась возможность сравнительно легко стать почетным гражданином княжества. Им может стать любой желающий, кто готов выполнить три простых условия: купить недвижимость площадью не менее 170 квадратных метров, находиться за последние три года более двух лет на территории княжества и, самое главное, израсходовать за этот период не менее 10 миллионов евро! За это муниципалитет выдает новоиспеченному горожанину диплом и золотую медаль на фиолетовой ленте. Обладатель этих регалий получает уникальную пожизненную привилегию: ежегодно в день города он может бесплатно выпить чашку кофе в любом кафе и ресторане княжества! Наверное, ради нее стоит добиваться столь желанного гражданства.

Граждане горы Титано

Крошечное государство Сан-Марино само по себе является европейской достопримечательностью. Здесь на горе Титано почти два тысячелетия живут своей обособленной жизнью около 32 тысяч человек. Еще 19 тысяч граждан этой вполне серьезной страны живут за ее пределами. Несмотря на то, что она со всех сторон окружена разными областями Италии, санмаринцы не только сохранили свою независимость, но и создали уникальную этническую общность, объединенную идеями своего основателя.

По заветам каменотеса

Имя этого государства появилось не случайно и связано с конкретным человеком. Согласно легенде, история Сан-Марино началась в 257 г. н. э., когда на горе Титано, на высоте 749 м над уровнем моря, поселился каменотес по имени Марино. Он исповедовал христианство и бежал сюда с далматинского острова Арбе (современный остров Раб в Хорватии), спасаясь от религиозных репрессий римского императора Диоклетиана (245–313). Сначала он жил в уединении, но со временем сюда в поисках утешения и свободы стали стекаться единомышленники-христиане. Приходили целыми семьями, обустраивались в труднодоступных местах. Здесь, в горных пещерах Монте-Титано, они сумели укрыться, а впоследствии создать монастырь и общину.

Уже к в 301 г. н. э. на неприступной горе существовало несколько небольших поселений, где царили христианские идеи равенства и свободы. Признанным лидером местных жителей стал Марино, который и заложил основы старейшей европейской республики, построенной на принципах мира и совместного труда. Епископ Римини Гавденций посвятил Марино в сан диакона, а римская патрицианка Донна Феличиссима, обращенная в христианскую веру, подарила ему в дар гору Титано. Утверждают, что последними словами Марино на смертном одре были: «Я оставляю вас свободными от других людей». Потомки канонизировали Марино, а его имя вошло в название нового государства.

После смерти своего основателя община не распалась, а ее члены решили жить в соответствии с его заветом. Сначала она называлась «Земля Сан-Марино», позже – «Община Сан-Марино» и наконец – «Республика Сан-Марино». Возможно, именно этот принцип основателя позволил санмаринцам успешно защититься от врагов в течении Средневековья. Согласно документам, первые укрепления и крепостные стены появились здесь уже в Х в.

К ХI в. относится становление на горе Титано коммуны – самоуправляемого города-государства, – имевшей собственных консулов. Сейчас Республика Сан-Марино – единственная оставшаяся из средневековых самоуправляющихся итальянских коммун. За свою историю она лишь дважды была оккупирована вражескими войсками, да и то лишь на несколько месяцев. Сан-Марино удалось дважды избежать объединения с Италией – в XV и XIX вв. В то время как в Италии население страдало от жестоких тираний нескольких властных семей, санмаринцы сумели сохранить демократию.

Старейшая земля свободы

В течение всего Средневековья маленькую республику неоднократно испытывали на прочность. Но лозунг «не зависеть ни от кого» стал для местных жителей законом, и, возможно, именно он помог им сохранить независимость и защититься от врагов. Лишь однажды, в 1463 г. территория Сан-Марино несколько увеличилась, когда папа Пий II подарил ее жителям ряд земель в благодарность за участие в войне против правителя Римини. Тогда же к республике добровольно присоединился и городок Фаэтано. После этого ее расширение прекратилось.

Во времена Итальянского похода Наполеон прошел вблизи границ крошечного государства и свое дружеское расположение выразил словами: «Необходимо хранить Сан-Марино как пример свободы». Мало того, в 1797 г. он предложил санмаринцам расширить их территорию, но этот дар принят не был. Не меньшее расположение к этой республике испытывал и американский президент Авраам Линкольн. В 1861 г. он написал санмаринцам письмо, в котором особо отметил: «Несмотря на то, что Ваше Государство маленькое, оно одно из самых почитаемых в истории…»

За свою историю республика неоднократно предоставляла убежище тем, кто в нем нуждался. Так, в 1849 г. после падения Римской республики Джузеппе Гарибальди вошел в Сан-Марино и попросил убежище. В результате почти две тысячи его солдат получили приют и медицинскую помощь. Когда же австрийские войска окружили гору, он с помощью санмаринца Николы Дзани вместе с 250 верными соратниками вырвался из окружения за 15 минут до окончательной блокады.

Граждане республики приняли активное участие в Первой мировой войне. В частности, на фронте действовал военно-полевой госпиталь с сан-маринским персоналом. А во время Второй мировой войны государство Сан-Марино, сохраняя нейтралитет, открыло свои двери для беженцев. В то время число его жителей насчитывало всего 15 000 человек, но они приютили 100 000 беженцев из Италии, которую непрерывно бомбили союзники! Поэтому не случайно на въезде в горную республику висит плакат: «Добро пожаловать на древнейшую землю свободы», а над входом в базилику, где хранятся мощи святого, имеется надпись: «Святому Марино, покровителю свободы, от сената и народа».

Несмотря на свои размеры (Сан-Марино находится на 5-м месте среди самых маленьких), это вполне самодостаточное государство. С 2008 г. столица республики вместе с горой Монте-Титано являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из самых посещаемых туристических центров мира. Кроме этого, здесь достаточно развиты сельское хозяйство, легкая промышленность и кустарные промыслы. Немалую прибыль (10 % ВВП) приносит и выпуск коллекционных почтовых марок и монет для нумизматов! Поэтому благодаря, в первую очередь, туризму средняя зарплата в Сан-Марино несколько выше, чем в соседней Италии.

А есть ли мальчик?

Так кто же такие санмаринцы? И есть ли такая национальность или этническая общность? Ведь вокруг этого маленького анклава проживают итальянцы, и, скорее всего, итальянцами являются и граждане этого крохотного государства. Однако если вы выскажете эти соображения жителю Сан-Марино, то в подавляющем большинстве случаев вызовете горячие возражения. Уж они-то итальянцами себя не считают, хотя и говорят на тосканском диалекте этого языка.

Казалось бы, расположены рядом – вернее, в окружении Италии. Но при этом имеют свой национальный характер. Почти двухтысячелетняя история независимого государства и самой старой на планете республики создали уникальную общность людей. Их совсем немного. Но они обладают совершенно незаурядными темпераментом и нравом. Есть у них и особое чувство достоинства, которое можно заметить только при личном общении. Случалось, что санмаринцы отстаивали свои границы с оружием в руках. Никого к себе не пускали, ловко используя знание родных гор, пещер и тоннелей. При этом в чужие дела не лезли, сохраняли нейтралитет, но всегда были на стороне правды.

Согласно переписи 2010 г., около 80 % жителей крохотного государства считают себя санмаринцами и лишь 19 % – итальянцами. Подавляющее большинство из них (93 %) принадлежат к католикам, хотя есть и некоторое число протестантов. Однако стать гражданином горной республики практически невозможно. Для этого здесь надо прожить не менее 30 лет! Даже создание семьи с местным жителем не дает гарантии получения гражданства в будущем. Возможно, это связано с высокой плотностью населения, которая составляет 408 человек на 1 квадратный километр. Но, скорее всего, местные жители трепетно относятся к своей стране и ее традициям, прекрасно понимая, к чему могут привести миграционные процессы. В то же время очень многие из них связаны родственными узами.

Сегодня более 16 % населения страны моложе 15 лет, а 67 % – в возрасте от 15 до 64 лет. Таким образом, средний возраст местных жителей составляет около 40 лет. С середины прошлого века в республике введено и действует бесплатное медицинское обслуживание и школьное обучение. Жить здесь комфортно, даже несмотря на огромное число туристов – более трех миллионов в год! Каждого жителя на горе Титано с рождения окружает живописная природа, неповторимая по красоте средневековая архитектура, колоритные старинные обычаи и продуманная социальная поддержка. Может быть, поэтому средняя продолжительность жизни санмаринцев составляет 87 лет (2016) и продолжает расти!

Потомки горных орлов

«Албанец любит лишь войну, корысть и гостеприимство; еще недавно он одинаково был чужд и турку, и греку, и одинаково друг им, когда ему это было выгодно. В личных делах албанский горец верен дружбе и слову; он любит кровь и месть и не боится смерти», – писал русский дипломат, философ и писатель Константин Леонтьев в 1869 г.


Эта маленькая страна на западе Балканского полуострова в значительной степени находится в горах с зубчатыми вершинами, крутыми, обрывистыми склонами и многочисленными ущельями. Здесь берут начало многочисленные реки, очень бурные в верховьях и более спокойные в нижнем течении. Ни одна из них не судоходна. Лишь на крайнем юге имеется узкая равнинная полоска у моря, которую за мягкий климат называют Албанской Ривьерой. Поэтому не удивительно, что жители Албании считают себя горцами и даже потомками горных орлов.

От албанов до арнаутов

Для албанского этногенеза определяющим стал поздний бронзовый век. В эту эпоху на западе Балканского полуострова проживали иллирийцы, на востоке – фракийцы, а на юге – ахейские, ионийские и дорийские племена эллинов. Археологи на основании находок последних лет склонны считать предками албанцев иллирийские племена. В свою очередь, лингвисты утверждают, что в ХХI в. албанский язык остался единственным живым представителем исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которой принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. При этом спор, какой из них является предком албанского, до сих пор не разрешен.

Впервые о народе «албанцы» или «албаны» упоминает древнегреческий ученый Птолемей во II в. н. э… Именно он сообщил о племени албаной, от имени которого и произошло название Албания. Возможно, оно образовалось от иллирийского слова olba – «селение». Византийские географы и историки писали о народе под названием «алвани», «арвани», «албани», «арбаниты», а русским летописцам албанцы были известны как «арбореши». Пришедшие позже турки называли албанцев арнаутами. А это название хорошо известно по Арнаутским улицам в Одессе и южных городах России.

Сами же албанцы в зависимости от диалекта называют себя шкиптар или шчиптар, что в переводе означает «выговаривать, говорить четко, внятно». Но эта версия до сих пор оспаривается. Как оспаривается и утверждение, что самоназвание албанцев произошло от слова shqiponja – «горный орел» или shqipёri-shqipni – «орел». Однако сомнения ученых не мешают местным жителям сравнивать себя с этой гордой и сильной хищной птицей.

Албанцы наряду с греками считаются одним из древнейших народов Европы. В I–IV вв. н. э. Иллирия входила в состав Римской империи, а с IV в. – в состав Византии. С середины I тысячелетия сюда начали проникать славяне. Под влиянием Византии не позднее IX в. албанцы приняли христианство. После раскола христианства их земли оказались в сфере борьбы за влияние между православием и католицизмом, главными проводниками которого являлись венецианцы.

После разгрома Византии крестоносцами в 1202 г. в горах появилось несколько албанских княжеств получивших на короткое время самостоятельность. Однако в итоге все их правители стали вассалами соседних владык.

В XIV в. на Балканский полуостров обрушились армии турок-османов, наряду с другими странами завоевавших и Албанию. В результате, начиная с XVI в., влияние восточной культуры и мусульманского быта стало проникать в жизнь албанцев преимущественно через ислам.

Скандербег: памятник, орден, коньяк

В Албании Скандербег считается национальным героем, ведь в течение четверти века он вел ожесточенную борьбу с турками, которая имела широкий международный резонанс. Однако память о нем бережно сохраняется лишь в Албании, где возведен величественный памятник в центре Тираны, учрежден государственный орден и выпускается знаменитый коньяк его имени – по мнению многих, лучший албанский сувенир.

Будущий великий воин был младшим сыном князя Иоанна Кастриоти, который в венецианских документах упоминается как «могущественный албанский сеньор, почетный гражданин Венеции и Рагузы». Когда ему исполнилось 18 лет, он вслед за двумя старшими братьями был отправлен заложником в османскую столицу Адрианополь, ко двору султана Мурада II. Там он принял ислам и, получив военное образование, много лет прослужил в турецкой армии. Изучив все тонкости военного искусства, он блестяще проявил себя в армии, где его сравнивали с Александром Македонским. Турки даже дали ему прозвище Искандербей (Искандер по-турецки Александр, «бей» – князь или господин). По-албански это имя стало звучать Скендербеу, а позже – Скандербег.

Существует предание, что султан отравил его братьев. Вскоре после этого умирает его отец, и через шесть лет после этого, в ноябре 1443 г., Скандербег делает решительный шаг. Во время битвы при Нише, где венгерско-польское войско Яноша Хуньяди разбило 80-тысячную турецкую армию, он переходит на сторону противника. Взяв с собой триста славян-янычар, он отправился на родину.

В городе Круе он уничтожает турецкий гарнизон и поднимает восстание. В знак верности возвращается в православие и венчается в монастыре Арденица с дочерью князя Георгия Арианити Доникой. Там же, в Круе, Скандербег произносит замечательные слова: «Не я принес вам свободу. Я сам нашел ее среди вас в ваших сердцах». Собрав 12 тысяч человек, он уже через месяц освободил от турок несколько крепостей.