Марат Заиров
18. Я – подросток
Посвящается Гагиеву Магомед-Баширу
Об авторе
Родился Марат Заиров в 1968 году в г. Актюбинске Казахской ССР. Его отец был партийным работником, мать преподавала русский язык и литературу, брат учился в школе. Ничего необычного в его жизни не происходило, если не считать переход в другую школу по окончании 8-го класса, где в новом классе собрались одни отличники и хорошисты.
В советское время, то, что он был сыном большого начальника, не имело никакого значения. Закончил он школу с золотой медалью и поступил в МГУ им. М. В. Ломоносова на экономический факультет, специальность – «политическая экономия». Поступил он с первого экзамена «обществоведение». В этот год в Москве проходил международный фестиваль студентов, и такие вузы как МГУ, МВТУ, МИФИ и МГИМО принимали экзамены последними во всем Советском Союзе, кроме республик Прибалтики. А раньше было так: вначале эти вышеперечисленные вузы, затем остальные московские вузы, а последними – все вузы СССР. Так что он очень сильно рисковал вообще остаться не у дел, но велико было желание учиться в МГУ.
По окончании 1-го курса Марат Заиров был призван в ряды Вооружённых сил СССР. Служил он в учебке в Туле, а затем в Сергиевом посаде. Армия для него была сущим адом, можно было и «закосить», но тогда было немодно не служить, да и в партию вступить было гораздо легче, а в будущем, как ему казалось тогда, перед членом Коммунистической партии открывались все дороги! Он был демобилизован в звании старшины и кандидатом в члены КПСС. Марат Заиров вернулся в родной университет на 2-й курс и продолжил учёбу.
Русский менталитет ему более близок по нескольким причинам: он был один в классе парень-казах, закончил университет в Москве, служил в Подмосковье. Русским владеет в совершенстве. После окончания с отличием университета начал свою трудовую деятельность в «Казпищепроме» ведущим специалистом. И тогда он понял, как ему пригодились уроки отца, учёба в университете и служба в армии. Затем министерство экономики, корпорация «Алемсистем», продолжительный и успешный путь банкира. Начался он с должности начальника кредитного отдела в «Алембанк Казахстан». Затем был «Эксимбанк Казахстана» и массовый уход в «Казкоммерцбанк» по приглашению его ровесника и учителя Татишева Е. Н. Начинали они работать в «Насихате» в квартире на 4-м этаже всей честной компанией.
Их слаженную работу заметили, и вскоре был образован департамент кредитования и управления филиалами, начальником которого стал Ваш покорный слуга. В департамент помимо его ребят были приглашены еще дополнительно доморощенные казкомовцы, вот лишь некоторые из них: это Жанна Кисамиева, Жанна ныне Субханбердина, Джамиля Сарсенбаева. Всего в департаменте работало 73 человека. Это был достаточно большой департамент по тем временам, в 1995 году. Директорами филиалов в то время были Якушев А., Возный В. и т. д.
В скором времени ныне покойный г-н Татишев Е. был назначен Председателем правления «Банка ТуранАлем», а в 1995 году Марат Заиров в 29 лет был им приглашен на должность заместителя Председателя правления «Банка ТуранАлем». До сих пор неизвестна ему роль г-на Татишева Е. Н. в подготовке объединения «Казкоммерцбанка» и «Банка ТуранАлем».
Он выполнял лишь свою работу и большая политика его мало интересовала.
Как-то Ержан пригласил его в кабинет для обсуждения вопроса поднятия доли банка в долгосрочных депозитах банковского сектора с 7 % до 24 % и выше. Тогда и родились всеми известные депозиты «Солнышко», «Зимушка зима» и т. д. Они первыми в Казахстане дали название депозитам. И поставленная задача была решена. Тогда же они открыли свои кассы дверь в дверь с Народным банком, что принесло им колоссальное преимущество.
Что и говорить, это была золотая пора его банковского пути. Но как часто бывает, его пути с Ержаном разошлись, и Марат Заиров принял предложение Председателя правления Народного банка Карима Масимова и его владельца Тимура Кулибаева и перешёл в Народный банк на должность заместителя Председателя правления. В этой должности и проработал 8 лет.
В 2009-м году он был назначен на должность Председателя правления Нурбанка. Конечно Нурбанк это далеко не Народный банк, но тем не менее пришло время поработать самостоятельно первым руководителем. В конце 2010 г. Нурбанк был продан новым хозяевам, с которыми у него сложились нормальные рабочие отношения, и всё-таки он воспользовался возможностью и в августе 2011 года занял пост Председателя правления «БТА БАНКА». Он понимал всю сложность положения «БТА БАНКА», но не вернуться в свой банк первым руководителем Марат Заиров не мог.
В банке его ждали сплошные разочарования, к тому времени на личном фронте, как и на трудовом, все складывалось не так, как хотелось бы. Не знаю, в чем причина, вина в нём или в ком-то другом, но в итоге он через полгода уволился из банка по собственному желанию. Казалось, что он уже никогда не вернётся в банковскую систему, но спустя 4 года Марат Заиров вернулся в Нурбанк в должности заместителя председателя правления. Председателем правления в то время и до его увольнения был сын владельца банка Сарсенов Э. Р.
В г. Санкт-Петербурге в апреле 2019 года с ним случился ишемический инсульт, после которого он успешно восстановился.
Магомед-Башир ГагиевПредисловие
Данная книга является продолжением моей предыдущей книги касательно детского воспитания.
В книге я стараюсь охватить проблемы, связанные с подростковым периодом. У моей жены есть братишка 17-летнего возраста, и его жизнь – это новый непознанный мир для меня. Мой подростковый возраст кардинально отличался от его. Ещё не вступив в юность, подросток находится в своём развитии между детством и юностью, фактически большая дилемма для родителей в его воспитании – он вроде ещё ребёнок, и одновременно он стоит на пороге взрослой жизни. Лично я считаю, что отрочество – один из сложнейших этапов становления личности, когда молодой человек выбирает свой жизненный путь и этот выбор осознанный.
В детстве закладывается фундамент развития, а если пользоваться строительной терминологией, то в подростковом возрасте строится дом, а крыша этого дома уже юность. В жизни я встречал много подростков, да и сам я был подростком. Жизнь только начинается, впереди – заманчивые перспективы, и кажется, всё в твоих руках, но не хватает опыта, и подросток вынужден будет ошибаться, и иногда очень серьёзно, на глазах будут рушиться его стереотипы.
Жизнь – это университет, только здесь не ставят отметки. Только спустя много лет ты понимаешь, правильно ли всё делал в этом возрасте, надо ли было отказываться от советов родителей, пренебрегать мнением окружающих, не слушать советы старших. Обычно в отрочестве ты сам себе режиссёр, познаешь мир методом проб и ошибок, целиком полагаясь на собственную интуицию.
Часть 1
Об этапах становления человека
В настоящее время у нас всё больше возникает вопросов относительно этапов становления человека.
Я считаю, что на начальной стадии можно выделить 3 основных этапа.
1. Детство. До 13 лет. Когда осуществляется 90 % воспитания человека. Очень важный этап в формировании человека, именно в этот период закладывается фундамент его развития.
2. Отрочество. До 18-ти лет. Некоторые считают, что этот период можно ограничить и 20-ю годами. Вопрос, конечно, спорный, но в этом возрасте в наше время согласно конституции было разрешено быть избранным, у тебя появлялось право голоса. В 18 лет осуществляется призыв на службу в ряды вооружённых сил. Конечно, бывают исключения, но в целом я остановлюсь на возрасте в 18 лет. На этом этапе человек формируется на 5 %.
3. Юность. До 25-ти лет. Это важный переходный период для человека. Именно на этом этапе человек формируется окончательно и вступает во взрослую жизнь. Можно говорить о завершении воспитания человека, и на это я выделяю 5 %.
Итак, мы для себя понимаем, что человек как «скелет» окончательно формируется к 25 годам. Обратите внимание, что этот возраст совпадает с началом 3-го мушел жас у казахов. Поэтому все мои книги о человеке в 13, 18 и 25 – это периоды воспитания!
О самостоятельных поездках
Наступило время для моих самостоятельных поездок. Это и с классом в Харьков, и в Жамбыл с командой на соревнования по футболу, и в группе на Средиземное море. Я думаю, независимо от возраста мама всегда будет переживать, разлучаясь с детьми.
Конечно, с родителями в поездках есть свои плюсы, всё постирано, за тебя всё продумано! Да и с классом неплохо, а вот когда я поехал сам, то радости было мало, поездки мне давались с трудом.
Но ничего не поделаешь, став подростком, ты уже выезжаешь из дома самостоятельно. А после окончания школы едешь поступать в другую страну, и тебя ждёт новая жизнь в общежитии. Всё меняется, и растёт твоя ответственность!
Конечно, я очень скучал по дому, особенно живя в общежитии, но постепенно привык. Сейчас многие уезжают учиться в другие страны. Отправляя сына в 15 лет в Англию, я не представлял, как он справится, но, ничего, выдержал.
Сегодня самостоятельные поездки для подростков – как глоток свободы и независимости от родителей. А мне во всех отношениях было лучше дома: короткую разлуку я переносил нормально, но когда мои родители приехали в Москву меня проведать, я в сердцах порвал студенческий билет – так мне хотелось домой… Однако папа мне популярно объяснил, что трудности в жизни надо преодолевать!
О новой школе
Когда после экзаменов в 8-м классе ко мне подошла Эмма Семёновна с предложением перейти в новую школу, где она собирает лучших учеников города из разных школ, я категорически отверг её предложение.
Это один из примеров болезненного выхода из зоны комфорта. Один её аргумент был решающим – здесь-то ты молодец среди овец, а попробуй-ка стать молодцом среди молодцов. В родной же школе в 9-10-х классах передо мной маячили радужные перспективы: секретарь комитета комсомола школы, дни самоуправления, радиогазета… А там всё надо начинать сначала, незнакомые люди, новые учителя, до школы добираться на автобусе и пр. В общем, одни положительные мотивы остаться в старой школе!
От идеи перехода я сразу отказался, но Эмма Семёновна оказалась настойчивой женщиной, и всё лето названивала с целью переубедить меня! После каждого звонка я всё больше начинал сомневаться в первичном решении, в итоге на линейку с другом Игорем Вьюником я пошёл в новую школу. Эмма Семёновна с целью познакомить всех в классе провела контрольную работу по математике, и я сдал её последним. Это был сильнейший удар по моему самолюбию. Возникло острое желание вернуться в старую школу, но для меня это означало бы поражение! Нельзя было сдаваться! Вот так закаляется характер. А сколько в жизни будет ещё таких моментов, когда надо проявить волю и, стиснув зубы, идти вперёд! Через 2 года я закончил новую школу и стал единственным мальчиком в классе, получившим золотую медаль, девочек было больше.
О спектакле
Наш новый класс был очень дружным, конечно, в единый кулак нас сплотила классный руководитель Эмма Семёновна.
И вот однажды в 9-м классе с её доброй воли мы решили поставить спектакль «12 стульев» по мотивам одноимённого произведения И. Ильфа и Е. Петрова. Я играл Кису Воробьянинова, а мой друг Игорь – Остапа. Сама подготовка спектакля – увлекательнейшее мероприятие! Как мы были одержимы, мы не жалели времени и сил, так хотелось, чтобы спектакль получился на славу! Конечно, мы не были профессиональными актёрами, но азарта и креативности нам было не занимать!
И вот наступил долгожданный день премьеры, как мы ждали этого дня! Сказать, что было волнение, это ничего не сказать! Казалось, я знал весь свой текст наизусть, но меня не покидала мысль, что я его забуду. Публика наше выступление встретила великолепно. После спектакля мы стали ещё дружнее! Никто из нас не продолжил путь в искусстве, но этот спектакль сильно отразился на наших человеческих качествах.
То, что было в нас заложено в детстве, начало потихоньку раскрываться и дополняться! Если я до сих пор вспоминаю наш спектакль, значит он стоил того.
О первой любви
Однозначно сказать, что в отрочестве твои взоры устремлены строго на девочек, я не могу. Но, тем не менее, чувства к противоположному полу начинают просыпаться. У некоторых этот этап проходит активно, а кто-то так и остаётся созерцателем. Девчонки, безусловно, растут быстрее и взрослеют на глазах, и в нашем классе, как в старой школе, так и в новой, на своих ровесников они редко когда обращали внимание. Ученицы же младших классов нам были неинтересны.
Казалось бы, в силу своей тяги к учёбе я был далёк от привязанности к противоположному полу, однако, этого наваждения чувств не избежал. И моей избранницей была девочка с моего двора. Для меня пропал не только всякий интерес к учёбе, но и игры с дворовыми друзьями стали в тягость, а поездки на любимую дачу превратились в настоящую каторгу.
Первая любовь очень важна в формировании и становлении подростка. Прежде всего она отличается чистотой, и в основном здесь, кроме любви, не присутствует ничего, тем более всяческий расчёт. Конечно, у всех эти чувства разные, но они едины в своём душевном порыве, в своей детской наивности.
Обычно первая любовь редко заканчивается заключением брака, но след, который она оставляет в душе молодого человека, колоссален. Этот след может быть и добрым, а может и разочаровать на долгие годы.
Очень нужно быть осторожным, чтобы не задеть неокрепшие чувства подростка и не ранить его душу.
О вредных привычках подростка
Помните курящих одноклассников на заднем дворе школы? Первая сигарета – это был своеобразный символ вступления во взрослую жизнь, хотя в наше время распитие алкоголя было обычным явлением для подростков. Запоев, конечно, не было, но процесс погружения в мир спиртного начался.
Сам я избежал этой участи и даже не думал об этом в подростковый период. Сам факт не встречал моего одобрения, я считал, что всему своё время, но и не вмешивался в действия окружающих, мне казалось, что это больше подходит взрослым. Сейчас я понимаю, что к вредным привычкам лучше не привыкать в любом возрасте, а если уж очень горите желанием попробовать, то в этом нет ничего страшного, главное – не втянуться. Лучше не рисковать лишний раз, такая тонкая грань между попыткой и привычкой.
Жизнь надо беречь, в ней столько всего интересного, чтобы портить своё здоровье с ранних лет и тратить время на ненужные вещи! Молодежь это поймёт с годами, но будет уже поздно. Если бы мне дали возможность прожить жизнь второй раз, я бы не стал пить спиртное и курить. Ничего в этом хорошего нет!
Правда, одними запретами ничего не добьёшься, необходимо внушать подростку, что это губительное увлечение меняет саму сущность человека. И самим не надо в этом деле подавать пример, а то сила внушения серьёзно уменьшается! Кроме питья и курения, в жизни есть другие, полезные занятия.
О гитаре
В наше время было повальное увлечение гитарой, но я так до сих пор этому не научился, хотя желание было огромное.
Очень были популярны песни групп «Кино», «Машина времени», «Динамик». Мои друзья регулярно в дворовом кругу перепевали эти песни, особо выделялся игрой на гитаре Темирлан Жусупов. Очень душевные слова были в этих песнях, а какой был завораживающий мотив…
А можно вспомнить ещё детские походы, и посиделки возле костра под гитару, романтика, да и только. Дикая природа, палатки и друзья – это всё, что тебя окружает. Сейчас, при наличии мобильных телефонов, вряд ли получится быть вне зоны доступа, подросток находится под неусыпным оком своих родителей, да и время сейчас другое, небезопасное.
Гитара для подростка была своеобразным окном в другой мир. Независимо от полученных отметок в школе, от физической силы, от авторитета мы вместе садились в беседке и пели под гитару известные песни. Прохожим нас было не понять, даже это вызывало осуждение, ведь те песни не соответствовали нормам советской морали, а некоторые авторы, к примеру Высоцкий, вообще не выражали поддержку советскому строю.
Конечно, мы были далеки от политики, пели о дружбе, любви, человеческих ценностях, никто и не мог предположить, что уже в юности мы будем жить в другой системе, а став взрослыми, окажемся в той эпохе, где обман ближнего, пошлость, человеческие пороки станут обычными атрибутами нашей жизни, и также, как песни под гитару в беседке, канут в лету наши подростковые мечты!
О подростковых мечтах
В подростковом возрасте мечты становятся более приземлёнными и практичными. Стать космонавтом – это уже явно не звучит из их уст. А что тогда?
Я провёл небольшой социологический опрос среди подростков о их мечтах, условно выделив 3 опции ответа: богатство, карьера, убеждения, а для девочек ещё добавил – удачное замужество. Опрос проводился среди мальчиков 16-ти лет, правда, с девочками не повезло, многих не было в городе.
Сразу скажу, что некоторые опрошенные просили добавить ещё одну опцию в ответы: жить посредственно. Меня удивил тот факт, что из 25 опрошенных только трое стремятся к богатству, пятеро готовы строить карьеру, трое – готовый материал для революции, а остальные собираются жить посредственно. Честно говоря, я ожидал, что на фоне тотальной любви к деньгам желающих разбогатеть в будущем будет больше. Что касается карьерного роста, то карьеристов, я думал, тоже будет больше. А вот относительно посредственности – большой вопрос.
Посредственность – это состояние, когда индивидуум живет ниже своего известного, истинного потенциала. Это принятие норм и выполнение лишь того, что достаточно.
И тем не менее почему же столько людей удовлетворяются посредственностью?
В общем, есть повод задуматься, правильно ли мы ставим подросткам цели и формируем мечты!
О книгах
Мне кажется, что сегодня это две несовместимые вещи – книга и подросток!
Однажды я ехал в метро, и у меня в руках была книга, многие на меня смотрели, как на инопланетянина, а некоторые отрывали взор от мобильных телефонов только на остановках, да и то не все.
На мой вопрос: «А чем объясняется такая нелюбовь к книгам?» один из подростков мне ответил, что в эпоху интернета книга – это абсурд. Я не стал вступать в полемику, но ответ меня сильно расстроил. Значит, чтение книг ушло окончательно в прошлое, и стараться привить любовь подростка к чтению книг – весьма сложное занятие.
Я делаю свой вывод, что у подростков с их достаточно продолжительным сном времени практически мало, и они не меньше заняты, чем вы. Следовательно, проблему оставаться в гуще событий интернет успешно решает. Сам излагаемый материал представлен в виде коротких заметок, не связанных между собой. То есть создаётся впечатление, что подросток знает всего понемногу. Из вышесказанного мною вряд ли создастся иллюзия, что подросток будет читать «Тихий Дон» или художественные произведения современных авторов.
Надо искать варианты, чтобы книга заинтересовала подростка, это уже зависит от каждого, но если подросток хочет быть начитанным, то лучше чтения книг я других методов не знаю.
О ночёвках
Этот феномен мне не понять, но в подростковом возрасте резко возникает желание остаться ночевать либо у родственников, либо у друзей.
Конечно, это касается не всех, но я сам, будучи подростком, с удовольствием оставался ночевать в гостях, естественно, с согласия моих родителей и принимающей стороны. Если говорить обо мне, то мною двигало естественное желание допоздна играть, я очень радовался продолжительному общению с ровесниками. Честно говоря, в ежедневном общении с родителями был необходим перерыв.
Нельзя сказать, что, будучи подростком, я хорошо разбирался в поведении окружающих меня людей, но сейчас я чётко понимаю, что искренность этих отношений вызывает много вопросов, ведь я был своеобразным ключом к папиному хорошему расположению. В жизни с таким лицемерием часто приходится сталкиваться, но сейчас ночёвка моей дочери ничего не означает, и возможные просьбы родителей её подружек я восприму на общих основаниях, меня уже на мякине через детей не проведёшь.
Таким образом, мотивы подростков становятся понятными, но надо родителям держать ухо востро и объективно оценивать ситуацию.
О моде
Такой избитый вопрос, но очень важный для подростка, мода сейчас так быстро меняется, что за ней трудно угнаться, и это требует достаточных финансовых средств.
Здесь два варианта: либо родители работают на износ, чтобы подросток следовал моде, либо подросток начинает сам зарабатывать на одежду. А то, что подросток будет равнодушен к моде, – это редкий случай. На улице он или она будут стараться выглядеть как с обложки, при этом дешёвая это подделка или оригинал – легко определяется! Вроде неплохое стремление выглядеть как с иголочки и соответствовать моде, но если при этом подросток садится на голову родителям, отдавая дань моде, в этом нет ничего хорошего. Ведь деньги имеют свойство заканчиваться, а родители итак максимально стараются исполнять любую блажь.
В данной ситуации от вас требуется спокойное разъяснение, без наездов и унижения подростка, о трудностях материального характера семьи. В этот период подросток может почувствовать себя обузой и просто замкнуться в себе или, ещё хуже, совершить суицид. Без нормального разговора подросток в редких случаях сделает вывод о том, что необходимо в жизни добиваться успеха. Будучи иждивенцем по натуре, он затаит обиду на жизнь, и какие будут выводы – непредсказуемо. Поэтому в вопросах материального обеспечения в условиях меняющейся моды надо быть предельно осторожными!
О репетиторстве
В современном мире очень актуальная тема, а в моё время – редкое явление. Школьных знаний было достаточно, но иногда требовалось подтянуть.
Перейдя в новую школу, я остро понял, что мои знания по физике требуют существенного улучшения, и вопрос репетиторов встал ребром. Один из сильнейших преподавателей в городе по физике уже не работала в школе, а работала посменно на заводе, поэтому она не могла под меня подстроить свой график. Но я хотел заниматься именно с ней, и в итоге мои занятия проходили с 3.00 до 5.00 утра. Что поделаешь, знания требуют жертв, иного было не дано.
Результат превзошёл все ожидания, по физике я стал одним из лучших учеников в классе, выиграл городскую и областную олимпиады, занял 7-е место на республиканской олимпиаде среди 40 участников, так что можно уверенно сказать, что ночные уроки не прошли даром.
Какой можно сделать вывод? Старания и труд всё перетрут, нет недостижимых целей, и к любому делу надо подходить ответственно.
О республиканской олимпиаде
Помню прекрасно своё участие в республиканской олимпиаде по физике в 1984-м году в Таразе (тогда Жамбыл).
Поселили нас в гостиницу в центре города. Кто знал, что спустя много лет я буду здесь взрослым и в другом качестве… Все тогда вокруг были такими ботаниками, что я чувствовал себя не в своей тарелке. Большинство из них говорили только о физике, а остальные темы не обсуждались, что резко контрастировало с моими соревнованиями по футболу в этом же городе 2 года назад. Но город был для меня не новый, правда, одно дело быть в спортивном костюме, и другое – в деловом. Во время завтраков и обедов я столько узнал нового о физике, что чуть было не стал фанатом этой науки, хотя она мне никогда не нравилась, мне как любителю литературы и истории было явно не по пути с этими ребятами.
Наступил день олимпиады, и я не мог понять, куда я попал, когда читал задания, само чтение заданий мне далось с трудом, а их ещё надо было решать… Я до сих пор не понимаю, как, но свою работу я сдал, и, надо же, еще занял 7-е место.
У страха глаза велики, и не боги горшки обжигают. С высоко поднятой головой я вернулся домой, и для всех по физике стал местным гением, хорошо, что никто и никогда не обращался.
Об английском языке
В наше время изучение английского языка в связи с «железным занавесом» не было таким популярным, и ему не придавали особого значения. Конечно, человек, знающий английский язык, тогда вызывал восхищение, но практическая ценность этих знаний была мала, сейчас – другое дело.
Английский язык я начал изучать в 6-м классе, и для получения отличной оценки не требовалось особого напряжения мозга. Я даже не могу вспомнить тех преподавателей по английскому, потому и учил его спустя рукава. Тем не менее, английский язык я более или менее знаю, но это, скорее, самообразование на службе в армии в караулах, но точно не уникальная методика изучения языка в школе.