Приходим: «Батюшка, вот так и так» – объясняем, что поросенка купили, да без вашего, мол, благословения… Какой-то еще будет? А батюшка и говорит: «Будет-то хороший… Да вот только как бы его не унесли… А вот сейчас его у вас и украдут». Мы отвечаем, что «нет, не украдут, он заперт – под ключом». А батюшка все свое: «Нет, нет, его сейчас украдут, украдут». Потом говорит: «Беги, Александрушка, беги скорее, – а сам мне просфору дает, завертывает в бумажечку, – бегом беги, и в гору все беги, беги, а то сейчас его уведут… А папаша пусть остается. И ты потом возвращайся». И вот прибегаю я к этому дому. Уже не в те ворота иду – там лошадь чья-то заведена и закрыто; я с другой в двери вбегаю.
Слышу разговор на дворе: по-эстонски говорят. Смотрю: двое мужчин, лошадь, сани с решеткой – с озадками, а в решетке – наш поросенок! Стоят эти двое с хозяином дома и рассчитываются – дают ему 350 рублей за поросенка: тогда это деньги были немалые. А я-то бежала прямо через коридор – видела уже, что чулан открыт и все сено разбросано: хозяин замок сорвал – на водку деньги понадобились. И вот вижу: деньги ему отсчитывают. Я кричу: «Граждане, прекратите! Вы что тут делаете? Этот поросенок арестован! Сейчас здесь милиция будет». А эстонцы отвечают: «Так мы же купили – вот хозяин». Я говорю: «Не платите деньги – никакой это не хозяин». Тут «хозяин» как пустится бежать – он хоть и немного, но знал меня. Хорошо, что они деньги у него успели отобрать… Убежал. Я, конечно, поросенка сразу взяла. Да тут же и отправила к нам – нашлась машина из нашей стороны: увезли.
Вернулась я в монастырь к отцу Симеону. Батюшка говорит: «Животина-то будет хороша, да вот видите – сейчас бы у вас ее и украли». Такой был прозорливец!
…Я часто к нему приезжала. Вот так приехала я как-то к батюшке рано утром, а в этот день выборы проводились – голосовать надо. Говорю: «Вот, батюшка, я приехала литургию постоять у вас, причаститься, а потом уеду – я спешу, голосовать нужно». А он смеется: «Это игра в снежки. Не надо никуда ехать. Оставайтесь – у меня побудете». Я говорю: «Я же тогда не проголосую, и моего голоса не будет!» – «Ничего, – отвечает, – ничего, как-нибудь уж переживут, как-нибудь без нас обойдутся. Все это – игра в снежки, пусть поиграют. Оно ведь и так, и этак: все равно всех выберут, и все пройдут – и без наших голосов; без пользы все это. Оставайтесь-ка лучше тут; а я буду принимать вас: побеседуем – будем за Царство Небесное “голосовать”!».
…Батюшка меня учил читать не только одно Евангелие, но и Псалтирь. По умершим я много читала – это не в похвалу себе говорю. В Псалтири 118-й псалом, 17-ю кафизму, нужно больше читать – для смирения. Это его благословение – так и сказал: «Это спасет тебя». С 1950-х годов-то я и на память выучила. Евангелие, по его совету, я по три главы в день прочитываю. Батюшка говорил: «Старайся молиться даже во время беседы; больше слушай не себя, а других людей; а мысли свои в то же время занимай Иисусовой молитвой».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Проповеди. М., 1993. С. 207–208.
2
Протоиерей Евгений Пелешев. При пяти настоятелях/В Псково-Печерском монастыре (Воспоминания насельников). М.: Отчий дом, 1998. С. 108–110.
3
См. о нем: Священник Алексий Ионов. Блаженный монах Корнилий. Биографический очерк. Рига, 1944.
4
Публикуется по наиболее полному машинописному варианту краткого «Жизнеописания иеросхимонаха Симеона» (36 страниц текста, в который включена и автобиография старца), хранящегося в библиотеке-архиве Псково-Печерского монастыря (№ 9293). Хотя монастырское «Жизнеописание…» и не имеет подписи автора-составителя, известно, что самое деятельное участие в сборе и первоначальной систематизации исторических материалов в последние десятилетия принимал псково-печерский архимандрит Нафанаил (Поспелов).
5
Здесь и далее пояснения и дополнения, внесенные при настоящей публикации составителями, даются в квадратных скобках, сокращения – отточиями в угловых скобках. – Ред.
6
Архимандрит Мефодий (Холмский; 1831–1906) был наместником Псково-Печерского монастыря с 1894 по 1906 год, особенно проявил себя в качестве неутомимого строителя обители. Неоднократно бывал гостем Царской Семьи и сам принимал ее в монастыре в 1903 году.
7
Епископ Евсевий (Гроздов; 1866–1930) – перед революцией возглавлял кафедру Псковскую и Порховскую; затем в Эстонии был в 20-х годах архиепископом Нарвским. Краткая биография его такова: «Евстафий Гроздов (в монашестве Евсевий) родился 17 марта 1866 года. В 1890 году окончил С. – Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 6 марта этого же года рукоположен во священника и назначен служить в Виленский кафедральный собор. Одновременно является законоучителем образцовой школы при Литовской духовной семинарии. В 1895 году избирается сверхштатным членом Литовской Духовной Консистории. В 1899 году он уже инспектор Литовской духовной семинарии. В 1902 году отец Евстафий принимает монашеский постриг с именем Евсевий. Через год возведен в сан архимандрита с назначением ректором Ярославской духовной семинарии. А по прошествии еще трех лет, в 1906 году, архимандрит Евсевий хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1909–1910 годах последовательно занимал Рыбинскую и Тобольскую (Сибирскую) кафедры. Участвовал в прославлении святителя Иоанна, митрополита Тобольского. С 17 апреля 1912 года Преосвященный Евсевий занимает Псковскую кафедру. Здесь застала его революция и гражданская война. В 1918 году вместе с отступающими белыми войсками армии генерала Юденича Владыка Евсевий покидает Псков, взяв с собой причт кафедрального собора, во главе с настоятелем Черноезерским и протодиаконом Сахаровым. Последние годы своей жизни Владыка провел в Эстонии. В апреле 1918 года он был возведен в сан архиепископа. С 1924 года возглавлял автономную Нарвскую русскую епархию в Эстонии. Скончался в 1930 году (по другим сведениям в 1929 году). Погребен в Нарве». (см.: Благодатные лучи//Вестник Псковской Епархии. № 3 (22). Май – июль 1995. С. 18).
8
Печ. по: Большаков С. Н. На высотах духа. – М., 1993. – С. 25–29. Книга написана в 1966 году и вышла из печати заграницей; в Москве впервые издана в 1993 году.
9
Речь идет об одном из входов в монастырские помещения, где находилась келья отца Симеона, а именно о входе сверху из сада – со Святой горы. Основной же вход в келью находится у западного края площади перед Успенским храмом, непосредственно на уровне самой площади. – Сост.
10
Судя по ответу отца Симеона, автор воспоминаний высказал опасение о возможности близкой смерти из-за ран. – Сост.
11
Старинное монастырское «било», применявшееся некогда вместо колокола, и поныне находится на том же месте – около здания ризницы. – Сост.
12
Днепров Р. У святых пещер//Журнал Московской Патриархии. 1952. № 10. С. 26–27.
13
Судя по монастырским архивным данным, «Записки…» составлены в 1965 году.
14
Рассказано отцом Евгением составителям жизнеописания летом 1994 года.
15
Сообщено игуменом Давидом составителям жизнеописания летом 1994 года в Печорах.
16
О замечательном единстве православного опыта подвижников и в такой особо сложной сфере духовной жизни, как христианские пророчества, еще раз свидетельствует следующий удивительный факт: о будущем патриаршестве Владыки Пимена тогда же предсказала и известная подвижница соседнего с Печерской обителью Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии блаженная старица Екатерина (Е. В. Малков-Панина; 1889–1968). Об этом случае пюхтицкая монахиня Е. позднее вспоминала так: «Многое мать Екатерина провидела. За много лет вперед знала, например, кто Святейшим Патриархом станет. Владыка Пимен, когда еще наместником Псково-Печерского монастыря был, к нам в обитель часто приезжал. Один раз рано утром мать Екатерина будит меня: «Вставай! Святейшего встречать будем! Ты как, по правую сторону встанешь или по левую?» – спросила она и одела меня как иподиакона и сама полотенцем крест-накрест опоясалась. Пришел Владыка Пимен к нам в богадельню, гостинцы принес – мандарины, конфеты, розовое масло. Мы с матерью Екатериной встречали его в дверях как два иподиакона. Она ему «Ваше Святейшество» говорила». Но более того! Точно так же она предсказала патриаршество и нынешнему нашему Первосвятителю – Святейшему Патриарху Алексию II (см.: Блаженная Екатерина, подвижница Пюхтицкого монастыря//Русский Паломник. 1996. № 13. С. 26). – Сост.
17
Сообщено А. П. Васильевой составителям жизнеописания в 1993–1994 годах в Пскове.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги