ЕГЭ по русскому языку: теория и алгоритмы решения
Пособие для выпускников
Оксана Березуева
© Оксана Березуева, 2021
ISBN 978-5-0053-4431-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступление
Пособие предназначено для подготовки выпускников к Е Г Э по русскому языку. Под одной обложкой собраны теоретические материалы по каждому заданию и алгоритм их решения. Предлагается авторский вариант клише и примерное сочинение. Книга будет полезна выпускникам и учителям, может быть использована в качестве справочного пособия на уроках русского языка в 5—11 классах.
Задание 1. Работа с текстом. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте
При выполнении задания следует помнить, что предложения связаны ЦЕПНОЙ связью.
Строение предложений с цепной связью можно представить следующим образом:
1) Данное (Д1) + Новое (Н1)
2) Н1становится Д2 + Н2
3) Н2 (Д3) + Н3
При поиске ответа следует найти вариант, в котором отражено Д1+Н1+Н2+Н3
Затем найти «зеркальное» предложение. Рассмотрим на примере:
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Задание 2. Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска
Чаще всего требуется подобрать
1) Наречие (наречное местоимение) – Поэтому, потому, потом, затем, отчего, почему др.
2) Вводное слово – Например, наоборот…
3) Союзное слово – Который, какой…
4) Подчинительный союз – что, потому что…
5) Сочинительный союз – Но, однако, зато…
6) Частицу – Лишь, только, даже
7) Местоимение – Такой, таков, их, его, свой…
– Выучи все местоимения :
Личные: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Возвратное: Себя
Притяжательные: Мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой
Указательные: Этот, тот, такой, таков, столько
Вопросительные: Кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, когда, откуда, как. (употребляются для вопроса)
Относительные: Кто, что, какой, который, чей, сколько, (местоимённые наречия где, куда, когда, откуда, как) (употребляются для связи частей сложноподчинённого предложения)
Определительные: Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой
Отрицательные: Никто, ничто, некого, нечего, ника-кой, ничей и др.
Неопределённые: Некто, нечто, некоторый, некий, не-сколько, кое-кто, кто-либо, как-нибудь, как-то и т. д.
– Служебные части речи определяются по роли, которую они выполняют в предложении.
1) Предлоги служат для связи слов в словосочетании. Необходимо помнить о производных предлогах (в течение, насчет, впереди и т.д), которые всегда можно заменить на непроизводные или на синонимичные производные, например: напротив дома – у дома, впереди отряда – перед отрядом, возле реки – у реки, внутри палатки – в палатке, насчёт работы – о работе, навстречу маме – к маме, вследствие засухи – из-за засухи, в продолжение суток – за сутки, в силу обстоятельств – из-за обстоятельств; а предлог несмотря на можно проверить при помощи словосочетания «все равно» – несмотря на усталость, мы добрались быстро – несмотря на усталость, мы все равно быстро добрались
2) Союзы служат для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного. Необходимо выучить все союзы.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни – н то – то и др.) по значению делятся на три р ряда:
– Соединительные: и, да, ни – ни, и и, не только – но и, как – так и, тоже, т же. Эти союзы имеют значение соединения (и э и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щ дят победителя годы. (А. Пушкин)
– Противительные: а, но, да (в значени * но), зато и др. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту. (Пословица) Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. (Пословица)
3. Разделительные: или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет. (К. Паустовский) Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. (Пословица).
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчинённое: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба. (Д. Гранин)
Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:
– временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. (А. Чехов);
– причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шёл дождь. (Н. Гоголь);
– целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. (М. Светлов);
– условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. (Пословица);
– уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было ещё рано, но ворота оказались запертыми. (В. Короленко); Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток. (К. Былинский, Н. Никольский); Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. (М. Горький);
– сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстаро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. (А. Чехов);
7) следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что
едва не погасла свеча. (А. Чехов);
8) изъяснительные (указывают на то, о чём говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.
(А. Фет)
– Частицы вносят оттенок значения в предложение или служат для образования форм слова (формообразующие частицы):
– для образования наклонений глагола: повелительного – да, пусть, пускай, давай: пусть скажет, условного – бы (б): пришёл бы, рассказал бы;
– для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий – более, менее, самый: более интересный, менее важный, самый отважный, более интересно, менее вкусно;
– для образования неопределённых местоимений – -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, какой-нибудь, какой-либо, кто-либо и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.
Значения частиц
Частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки.
Вопросительные частицы неужели, разве, ли (лъ) выражают вопрос: Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. Чуковский) Разве может быть скучно в парке, где много ат
тракционов?
Восклицательные частицы что за, как передают восхищение, удивление, негодование: Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков)
Указательные частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание: Вот мельница! Она уж развалилась. (А. Пушкин)
Усилительные частицы даже, ведь, -то, всё-таки, же призваны усиливать определённое слово в предложении: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки. (К. Чуковский)
Отрицательные частицы не и ни по-разному выражают отрицание. Помни, что частицу можно опустить
Задание 3. Определение лексического значения слова
Теория к заданию 3 из ЕГЭ по русскому языку
Лексическое значение слова – это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово. Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными.
Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение. Например: троллейбус, Владивосток, фломастер.
Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений. Большинство русских слов многозначны. Значение таких слов определяется по контексту (законченный отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений). Многозначное слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи. Например: Тихий
1. Медленный. Тихий ход. 2. Негромкий. Тихий голос. 3. Спокойный. Тихий ребенок. Земля
1. Планета. Земля движется вокруг Солнца. 2. Суша. Моряки увидели землю. 3. Почва. Землю необходимо удобрять. 4. Территория. На русской земле прошло много сражений.
Прямое значение слова – это то значение, которое точно указывает на предмет, действие или признак. Например: золотое кольцо – слово «золотое» употреблено в прямом значении («сделанное из золота»)
Переносное значение слова – значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет на основании сходства или ассоциаций. Например: золотые волосы – слово «золотые» употреблено в прямом значении («имеющие оттенок желтого цвета, цвета золота»)
При решении задания подставляем на место заданного слова примеры из словарных статей.
Задание 4. Ударение. Акцентологические нормы
Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, ~ безударные.
В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, как, например, во французском языке, в котором ударение падает на последний слог, или в польском языке – на предпоследний: де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дйтъ.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
Большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. Оно обозначается знаком «*». Железнодорожный, водогрязелечебница.
Некоторые слова не имеют ударения: в тексте они присоединяются к предыдущим или последующим ударным словам. Обычно это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы: под горой, ко мне, принеси-ка.
Роль ударения в слове:
1) различает разные слова: мука – мука, замок – замок;
2) различает некоторые формы разных слов: ношу – ношу, круж ки – кружки;
3) различает формы одного слова: снега – снега, носите – носите.
Орфоэпические ошибки, связанные с неправильной постановкой ударения, часто встречаются в устной речи. В некоторых случаях эти ошибки настолько распространены, что правильный вариант произношения вызывает удивление или недоумение («Так ведь никто не говорит!»).
Итак, некоторые слова следует выделить особо, обратив внимание на правильный вариант произношения:
Апостроф; асимметрия; балованный; баловать; благовест; генезис; догмат; запломбировать; заключит; закупорить; знамение; иконопись; кашлянуть; коклюш; отключит; пломбировать; пеня (штраф); перчить; премировать; прибывший; принудить; приручит; украинский; факсимиле; черпать.
Особое внимание стоит уделить словам, в которых постановка ударения зависит от значения.
Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли, есть ирис – расцвел ирис, злая острота – острота лезвия характерный поступок – характерный человек, языковая политика – языковая колбаса.
«Популярные» ударения
– А: афе́ра (не афёра!),аниме́, апостро́ф
– Б: балова́ть, бензопрово́д, ба́нты, ба́нтов, букси́ровать, буржуази́я
– В: ветряна́я (мельница), взята́, во́ры
– Д: дремо́та, догово́р, догово́ры, догово́ров, докуме́нт, доне́льзя
– Ж: жалюзи́
– З: звони́т, занята́
– К: катало́г, кварта́л, краси́вее, киломе́тр, кре́мы, кре́мов, костюми́ро́ванный
– Л: ла́тте
– М: мусоропрово́д
– Н: нача́вший, на́чатый, начала́, начался́, нефтепрово́д
– О: облегчи́ть, о́бняли, одновре́ме́нно, отдали́сь
– П: подня́вший, по́ двое, по́днятый, по́дняли, подняли́сь, подро́стковый, позвони́т, позвони́шь, положи́ть, поло́жишь, поняла́, поня́вший, по́нятый, портфе́ль, приня́ться, принялся́, принята́, про́дал, путепрово́д
– Р: разобрали́сь
– С: свё́кла (не свекла́!), созвони́мся, со́здал, создала́, со́здали, сре́дства, сре́дствами, столя́р, стригу́, стри́гла
– Т: тво́ро́г, то́рты, то́ртов
– У: углуби́ть, углуби́т, уд́алс́я, уполномо́чивать
– Ф: фено́мен
– Х: хво́я, хребе́т
– Ц: цеме́нт, це́нтнер, цепо́чка
– Ч: че́рпая
– Ш: ша́рфы, ша́рфов, шкафы́, шка́фа, шкафо́в
– Щ: щаве́ль
– Э: эпи́граф
– Я: языково́е (явление), языко́вая (колбаса)
Задание 5 Паронимы и парономазы
(Паронимы (от греч. para «возле» + onyma «имя») – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: абонемент – абонент, великий – величественный, враждебный – вражеский, домашний – домовитый – домовый и др.)
В чем заключается различие между паронимами и парономазами?
(От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю») – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: кларнет – корнет, боцман – лоцман, инъекция – инфекция. Такие слова сближает лишь случайное звуковое сходство.)
Смешение паронимов – очень распространенная лексическая ошибка. Например, нередко можно услышать: Не забудь одеть шапку! (Правильно: надеть). В рекламной листовке парикмахерской можно прочитать: Мы создадим вам эффективную внешность (правильно: эффектную). Подобные ошибки связаны с тем, что говорящие и пишущие не видят различий в значениях паронимов, неправильно понимают значения слов.
Неправильное употребление слов и смешение их приводит к непониманию услышанного и прочитанного, к обеднению языка.
Задание 6. Исправьте лексическую ошибку
При выполнении задания обратите внимание на формулировку. Если сказано «ИСКЛЮЧИВ ЛИШНЕЕ СЛОВО», значит, речь идет о плеоназме или тавтологии
Алгоритм выполнения задания 6
1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова; 2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). 3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности). 4. Если это ошибка, исправь ее.
Теория. Типы речевых ошибок
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки
Примеры
Плеоназм
Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология
Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости
Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)
Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение – золотые руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.
Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
Алогизм (соединение несовместимых понятий)
Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима
Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
Употребление паронимов
Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).
Плеоназм
Плеоназмы – словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.
Тавтология
Тавтология (разновидность плеоназмов) – неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т. д.
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки – это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»); Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»); Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело …; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей – актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» – интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками – Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».