А если к этому прибавить тот факт, что мы все чаще сталкиваемся с иностранцами, будь это на работе или просто общаясь с людьми из разных стран, то важность CQ вырастает как никогда. Глобализация отражается на всем человечестве. Она привела нас к серьезному соревнованию между молодыми людьми из развитых стран с юношами из развивающихся. Дети, поступая в высшие учебные заведения или устраиваясь на работу, вынуждены конкурировать не только с соседскими ребятами, но и с детьми из других стран. Это значит, что они должны учитывать стандарты поведения, мыслительные процессы и навыки, о которых они мало что знают. Тем, кто покидает Россию, хорошо это знакомо.
На своей бывшей работе я часто сталкивалась с разными культурами. Знание особенностей каждой помогало мне не только находить общий язык с коллегами, но и лучше выстраивать свою работу. К примеру, я знала, что у грузин все держится «на честном слове». Если немец говорил, что сделает или закончит проект к завтрашнему дню, так и происходило, но если мне индиец говорил, что решит какую-либо проблему, он мог пропасть на три дня. Чтобы добиться от него результата, мне нужно было поднять все начальство на уши, объяснить всю важность вопроса с указанием конкретного срока ее выполнения.
Описывая каждый из «ингредиентов», мне хотелось бы немного сместить фокус с привычного нам IQ. В погоне за успехом, как мне кажется, важно не только смотреть на одну составляющую нашего серого вещества и развивать ее, но и стараться развивать остальные, скрытые возможности мозга. Это вовсе не значит, что чему-то надо уделять больше времени, а чему-то – меньше. Достаточно понимать, что на пути к успеху не стоит держать фокус на чем-то одном, к примеру, только на хороших оценках ради оценок или на навыках общения. Как говорят англичане: «У нас нет отдельно сильных и слабых сторон, все взаимосвязано. При определенных обстоятельствах наши сильные стороны становятся слабыми и наоборот». Если нам сегодня кажется, что эмпатия в мальчике – его слабая сторона, завтра она может помочь ему с травлей в школе, установить взаимоотношения в семье и с коллегами на работе, отчего он будет чувствовать себя по жизни намного лучше.
Мы не знаем, где завтра будут наши дети, с кем им придется жить и взаимодействовать, поэтому гонка только за IQ делает их как минимум ограниченными в возможностях, которыми они могут выгодно воспользоваться в будущем. Вся наша образовательная система по большей части нацелена только на показатели IQ. А мне со своей стороны хочется дополнить ее, чтобы жизнь наших детей была более успешной.
Треугольник счастья
Итак, что нам конкретно делать ради успеха наших детей? Как его гарантированно достичь?
Суммируя предыдущие главы, успех, в моем понимании, состоит из возможностей, которые мы, родители, можем предоставить нашим детям. Чем больше возможностей, тем шире круг интересов. А интерес – это начало длинного пути, в совокупности с мотивацией и действиями. Вот тут и нужен родитель, который создает почву «семенам» – «интересам», который мотивирует на пути и проверяет со стороны действия, чем не позволяет провалиться в непродуктивность.
Там, где встречаются интерес, мотивация и действия, всегда рождается успех. Личный успех, за которым и кроется счастье каждого человека. Этот треугольник мне ближе всего по духу, и я буду стараться делать все возможное, чтобы воплотить его в жизнь моих детей. Причем необязательно рассматривать успех как конечную цель. Безусловно, есть краткосрочные и долгосрочные цели. Но никто не мешает нам применять этот же принцип как на один день, так и на год, 10 и 20 лет вперед. Меняется лишь отрезок времени, в связи с которым вступает в силу правильная мотивация на наши действия. Когда есть интересный фильм, он сам нас мотивирует купить билет и пойти на него. Мы так и поступаем, отчего в конечном итоге счастливы. Разумеется, кому-то сложно в таком «узком» контексте видеть успех, но на длительных дистанциях к целям, таким как выучить иностранный язык или освоить новую профессию, все становится на свои места. Без интереса, мотивации и действий мало что хорошего получается.
В отличие от краткосрочных целей, в долгосрочных придется учиться пошаговым действиям и фокусу, которые нужны, как фонарик в темной комнате. И если с действиями все более или менее понятно – они либо есть, либо их нет, – то с фокусом уже не так просто.
Нам, родителям, и мне в том числе, свойственно обращать «особое» внимание на слабые стороны ребенка. Критиковать его налево и направо. Причем богаты на критику не только мы, но и люди в целом. Всегда легче осуждать, чем говорить о плюсах человека. Но сейчас речь о родителях. Нет ничего плохого в том, чтобы «вытягивать» слабые стороны ребенка до достойного уровня. Главное – понимать, как критиковать и сколько.
Все дело в тонкостях мотивации. Будет ли у нас желание двигаться вперед, если критики больше, чем поддержки? Как говорится, погода в доме и настрой ребенка играют немаловажную роль. Отбить желание что-либо делать – легко, восстановить – сложно. Гораздо целесообразнее, на мой взгляд, не тратить силы и время на борьбу со слабыми сторонами, а минимизировать их влияние и приложить энергию к развитию сильных сторон.
Такой же принцип действует со школьными предметами. «Слабые» отнимают у ребенка столько времени, что не хватает сил на «сильные», даже если начинать делать уроки с того, что получается легко. Мотивацию не поделить на части. Она не вырастет просто так. Если что-то не получается, ребенок перестает этим заниматься. Что делать?
– Вместо того чтобы критиковать, можно помогать со «слабыми» предметами, чтобы поддерживать их хотя бы на базовом уровне. Это вовсе не означает позволять ребенку скатываться на двойки, но дело в общем настрое и духе. Есть ведь другая крайность. Из-за частой критики с нашей стороны может отпасть желание учиться даже там, где ему нравилось изначально. Вот по этой причине мне и не нравится наша оценочная система в школах, от которой никуда не деться. А чрезмерная критика дома – как масло в огонь.
– Брать школьную программу наполовину мы не можем. Уйти от «слабых» предметов возможности нет, а вот акцентировать внимание на «сильных» – в нашей власти. Даже на экзамене мы учим детей сразу делать то, что легко дается, чтобы выиграть время. А в жизни, чтобы не растворяться и не размениваться, важно научить ребенка правильно распределять силы, «выигрывать» их. Этот навык пригодится позже, ведь можно и нужно выбирать дальнейшую специализацию с упором на «сильные» стороны.
Что в итоге от нас, родителей, требуется? Поддержка на пути, акцент на «сильные» стороны, безусловная любовь и вера в то, что все обязательно получится. И все получается, если мы помогаем нашим детям. Не сковываем, не замыкаем, а достаем наружу все то хорошее, что есть у них. Рождаем интерес, мотивируем на пути и ведем их к личному успеху, а там до счастья – рукой подать. Такие родители, в моем понимании, – люди, которые меняют мир.
План по выживанию
Дистанционное обучение
Традиционная школа трещит по швам. Кто-то тихонечко подрывает ее авторитет, чтобы отобрать у монополии свой лакомый кусочек. Кто посмел?
Дистанционное обучение – это словосочетание, которое в последнее время звучит в устах родителей чаще, чем «поход за продуктами». Как только о нем не отзываются! Минусов определенно больше, чем плюсов, но я не стану их описывать. О них может рассказать каждый родитель в России. К ним спокойно присоединятся остальные, со всего мира, которые за последнее время столкнулись с тем же и прошли через огонь и воду. Я, пожалуй, промолчу и сосредоточу свое внимание на плюсах.
Самый большой, который мне пригляделся, – это возможность обучаться с лучшими специалистами мира, не выходя из дома. Мы можем получать образование в России, одновременно быть зачислены в школу в США и брать дополнительные курсы в Лондоне. Согласитесь, такая перспектива, какая есть у наших детей сегодня, нам и не снилась в свое время. Что делать со всем этим? Боюсь, бежать и прятать голову в песок мы больше не сможем, а вот грамотно пользоваться благами цифровой жизни нам никто не мешает. Можно ведь совместить традиционный подход с новейшими технологиями так, чтобы это было удобно и ученику, и учителю. Кстати, об учителях: благодаря дистанционному обучению перед нами открывается весь мир. Теперь педагогом нашего ребенка может быть не только соседка по улице, но и китаянка с русскими корнями, которая преподает математику в Гонконгском университете.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
https://theconversation.com/genes-shown-to-influence-how-well-children-do-throughout-their-time-at-school-102520
2
https://paperpaper.ru/campus/kak-nasledstvennost-vliyaet-na-harak/
3
https://www.forbes.ru/column/48259-glavnoe-kachestvo-lidera-energiya-ne-intellekt
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги