Книга Комбриги РККА 1935-1940. Том 45 - читать онлайн бесплатно, автор Денис Юрьевич Соловьев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комбриги РККА 1935-1940. Том 45
Комбриги РККА 1935-1940. Том 45
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комбриги РККА 1935-1940. Том 45

Денис Соловьев

Комбриги РККА 1935-1940. Том 45

Чистяков Владимир Михайлович

Советский военачальник. (07.1894 – 16.07.1938). Русский. Член ВКП(б). В РИА с 09.1915. В РККА с 04.1918. Окончил 2-ю Омскую школу прапорщиков (1916); КУВНАС при Военной академии РККА М.В.Фрунзе (1930); Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе (1936). Должности в РИА: С 05.1916 – младший офицер 168-го Миргородского пехотного полка. С 09.1917 – младший офицер 251-го запасного пехотного полка. С 10.1917 – командир роты 251-го запасного пехотного полка. Должности в ВЧК: С 01.1918 – рядовой 9-го железно-дорожного полка войск ВЧК. Должности в РККА: С 04.1918 – командир роты. С 05.1918 – командир батальона. С 11.1919 – помощник командира 455-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии. С 03.1920 – командир 455-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии. С 02.1921 – командир 64-й отдельной бригады войск ВНУС. С 01.1922 – командир 72-й бригады 24-й стрелковой дивизии. С 07.1923 – командующий ЧОН Витебской губернии затем командующий ЧОН и военный комиссар Башкирской автономной республики. С 04.1924 – командир 101-го стрелкового полка 34-й стрелковой дивизии. С 02.1928 – командир и военный комиссар 101-го стрелкового полка 34-й стрелковой дивизии. С 03.1930 – командир и военный комиссар 63-го стрелкового полка 21-й стрелковой дивизии. С 04.1931 – помощник командира 21-й стрелковой дивизии. С 23.01.1932 – командир и военный комиссар 78-й стрелковой дивизии Сибирского ВО. С 12.1934 – слушатель особого факультета Военной академии РККА имени М.В.Фрунзе. С 02.12.1936 – командир и военный комиссар 94-й стрелковой дивизии Сибирского ВО. 11.07.1937 – уволен в запас. 18.07.1937 – арестован. 16.07.1938 – приговорен к ВМН. 28.05.1957 – ВКВС реабилитирован. Воинские звания: комбриг (17.02.1936 приказ НКО СССР № 0748). Награды СССР: орден Красного Знамени (31.07.1920 № 1732).

Чистяков Михаил Николаевич

Советский военачальник. (18.11.1896 г. Санкт-Петербург – 26.04.1980 г. Москва). Русский. Из семьи железнодорожника. Окончил реальное училище, зарабатывал репетиторством. На военной службе в Русской императорской армии с 1915 года. Окончил учебную команду вольноопределяющихся в запасном артиллерийском дивизионе Западного фронта. Участник Первой мировой войны: разведчик-наблюдатель и унтер-офицер в 19-й артиллерийской бригаде 19-й пехотной дивизии на Юго-Западном фронте. Награждён двумя Георгиевскими крестами. В 1917 году был произведён в чин прапорщика, назначен командиром артиллерийского взвода. Весной 1918 года демобилизован. В РККА с сентября 1918 года. В Гражданскую войну воевал командиром артиллерийского взвода, батареи, дивизиона в 21-й и в 29-й стрелковых дивизиях на Восточном и Западном фронтах. После окончания Гражданской войны на командных должностях. С ноября 1922 года – помощник начальника артиллерии стрелковой дивизии. С октября 1923 года – начальник артиллерии дивизии и командир 81-го артиллерийского полка 81-й стрелковой дивизии Московского военного округа. Окончил артиллерийские курсы усовершенствования командного состава в 1926 году (Ленинград), курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе в 1930 году. С ноября 1926 года – помощник начальника артиллерии 2-го стрелкового корпуса. С ноября 1929 года – командир 116-го артиллерийского полка. С ноября 1930 года – начальник артиллерии 2-го стрелкового корпуса. С июня 1936 года – помощник по артиллерии инспектора Белорусского военного округа. С марта 1938 года – начальник курсов усовершенствования высшего комсостава артиллерии при Артиллерийской академии РККА имени Ф. Э. Дзержинского. С февраля 1941 года – начальник Управления боевой подготовки наземной и зенитной артиллерии Главного артиллерийского управления РККА. В Великой Отечественной войне – с июля 1941 года. Воевал начальником артиллерии Западного фронта, с осени 1941 – начальник артиллерии 34-й армии Северо-Западного фронта. В декабре 1941 года назначен начальником управления боевой подготовки Главного управления артиллерии, а в июне 1943 года – заместителем командующего артиллерией Красной Армии. М. Н. Чистяков участвовал в подготовке и проведении операций на Сталинградском, Донском, Южном, Воронежском, Степном, 3-м Украинском и 4-м Украинском, 3-м Белорусском, 1-м, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах. Участник Смоленского оборонительного сражения 1941 года, Сталинградской битвы, Курской битвы, Донбасской наступательной операции 1943 года, Крымской, Белорусской, Прибалтийской наступательных операций. С июня 1945 года – командующий артиллерией советских войск на Дальнем Востоке, участник разгрома японской Квантунской армии во время советско-японской войны. Звание маршала артиллерии присвоено 25 сентября 1944 года. С октября 1945 года Чистяков был вновь назначен заместителем командующего артиллерией Вооружённых Сил СССР. С 1953 года – заместитель командующего артиллерией Советской Армии по военно-учебным заведениям. С ноября 1957 года – генерал-инспектор Главной инспекции Министерства обороны СССР. С декабря 1964 года назначен военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го созыва (1947–1951). В ВКП(б) вступил в 1944 году. Скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Воинские звания: комбриг (05.02.1936 приказ НКО СССР № 0594); генерал-майор артиллерии (04.06.1940); генерал-лейтенант артиллерии (17.11.1942); генерал-полковник артиллерии (3.04.1944); маршал артиллерии (25.09.1944). Награды СССР: 3 ордена Ленина (21.02.1945, 26.11.1956, 1966); орден Октябрьской Революции (17.11.1976); 3 ордена Красного Знамени (3.03.1942, 3.11.1944, 20.06.1949); орден Суворова 1-й степени (18.11.1944) 2 ордена Кутузова 1-й степени (17.09.1943; 8.09.1945); орден Богдана Хмельницкого 1-й степени (29.07.1944); орден Суворова 2-й степени (16.05.1944); орден Отечественной войны 1-й степени (04.02.1943); орден Красной Звезды (22.02.1938); орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За победу над Германией В Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945). Иностранные ордена и медали.

Чичканов Александр Семенович

Советский военачальник. (29.01.1889, с. Старо-Тишанка Верхне-Тишанской вол. Бобровского уезда Воронежской губ. – ?). Русский. Ассистент по кафедре общей тактики (1939). В РИА с ноября 1911 по февраль 1918 г. В РККА с июня 1918 г. Окончил учебную команду 188-го Карского полка 47-й пехотной дивизии (1912), Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе (1927). В ноябре 1911 г. А. С. Чичканов был призван на военную службу и зачислен рядовым в 188-й Карский полк 47-й пехотной дивизии Казанского ВО. По окончании учебной команды с 1912 г. проходил службу в том же полку унтер-офицером. С началом Первой мировой войны в его составе воевал на Западном фронте. В августе – октябре 1915 г. полк вместе с дивизией находился в МВО, затем был направлен на Юго-Западный фронт. В 1916 г. в боях был дважды ранен (10 января и 17 августа), после последнего ранения находился во 2-м земском госпитале еврейской общины в г. Луганск, затем в отпуску по ранению. За боевые отличия А. С. Чичканов был награжден 2 Георгиевскими крестами и произведен в старшие унтер-офицеры. По излечении в январе 1917 г. зачислен в 90-й запасной полк в г. Саратов. В апреле вновь убыл на Юго-Западный фронт, где проходил службу в телефонной команде штаба 47-й пехотной дивизии 16-го армейского корпуса. В феврале 1918 г. демобилизован. В Гражданскую войну А. С. Чичканов в июне 1918 г. был призван Воронежским уездным военкоматом как кавалерист унтер-офицер и назначен в формируемый 1-й Воронежский кавалерийский полк. В этом полку проходил службу командиром взвода, политкомиссаром 1-го эскадрона, командиром эскадрона. В составе Павловско-Богучарского боевого участка участвовал с ним в боях с белогвардейскими войсками генерала А. И. Деникина в районах Павловск, Воронеж, Калач, Бутурлиновка, Лиски, затем переброшен в Донскую область. В марте 1919 г. при подавлении Вешенского восстания А. С. Чичканов был ранен, но остался в строю. С апреля 1919 г. служил в 3-м кавалерийском полку 40-й стрелковой дивизии 8-й армии, и. д. командира эскадрона, пом. командира и врид командира полка. В его составе сражался в Донской обл. и на Кубани, под Ростовом-на-Дону, Батайском, Кущевкой, Уманской, Новороссийском, Лабинской, Баталпашинском, Нальчиком, Железноводском, Пятигорском. В феврале 1920 г. Постановлением ЦИК РСФСР за боевые отличия он был награжден серебряными часами с надписью «Честному воину РККА от РВС СССР». С марта 1920 г. командовал 4-м кавалерийским полком этой же дивизии. 26 июля 1920 г. в бою под Марьяновкой вновь был ранен и до 20 сентября находился в госпитале. По излечении в сентябре получил назначение во 2-ю Ставропольскую кавалерийскую дивизию им. М. Ф. Блинова. Пом. командира и врид командира 10-го Саратовского кавалерийского полка в составе 2-й Конной армии участвовал в боях в Крыму. В апреле 1921 г. назначен командиром 9-го Камышинского кавалерийского полка этой же дивизии. Участвовал с ним в походе с Кавказского на Южный фронт, в ликвидации вооруженных формирований Н. И. Махно в Ставропольской губ. и Терской обл. Приказом по дивизии от 22.9.1922 за отличия, беззаветную храбрость и доблесть в боях в 1920–1921 гг. награжден орденом Красного Знамени. В начале февраля 1923 г. полк вошел в состав 6-й отдельной кавалерийской бригады, выделенной из дивизии, и в конце месяце убыл с ней на Туркестанский фронт. Командиром 11-го кавалерийского полка этой бригады участвовал в боях с басмачами в Восточной Бухаре. Постановлением Всебухарского ЦИК от 27.3.1924 за разгром банды турецкого офицера Селим-паши под Кулябом награжден орденом Красной Звезды и Красного Полумесяца Бухарской Народной Советской Республики 2-й степени. В августе 1923 г. А. С. Чичканов был зачислен слушателем на подготовительный курс Военной академии РККА (с 5 ноября 1925 г. – им. М. В. Фрунзе), затем был переведен на основной курс академии. По ее окончании в июле 1927 г. зачислен в распоряжение Главного управления РККА. С сентября и. д. преподавателя Краснознаменных кавалерийских КУКС РККА в г. Новочеркасск. В сентябре 1928 г. назначен начальником штаба 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии им. М. Ф. Блинова (бывшая 2-я). С января по апрель 1931 г. временно и. д. командира 28-го Таманского кавалерийского полка, затем вновь вернулся на прежнюю должность. За боевые заслуги и в честь 10-летия РККА Постановлением крайисполкома Северо-Кавказского края от 23.2.1928 был награжден золотыми часами. С мая 1933 г. А. С. Чичканов занимал должность начальника 1-го сектора Управления по конскому составу РККА (с января 1935 г. – начальник 1-го отделения, он же пом. начальника отдела Управления по ремонтированию конского состава РККА), с мая 1935 г. был пом. инспектора кавалерии Инспекции кавалерии РККА. С февраля 1937 по июль 1939 г. находился в спецкомандировке в МНР в должности инструктора 2-го корпуса. По возвращении в СССР назначен на преподавательскую работу в Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе, и. д. преподавателя кафедры общей тактики и кафедры службы штабов. В том же году ему была присвоена ученая степень ассистент. 14 марта 1941 г. комбриг А. С. Чичканов был назначен командиром 189-й стрелковой дивизии КОВО. С 18 июня дивизия в составе 55-го стрелкового корпуса начала выдвижение к государственной границе на р. Прут в район Липканы. С началом Великой Отечественной войны 189-я стрелковая дивизия под командованием комбрига А. С. Чичканова продолжала выдвижение к границе. К исходу 22 июня 1941 г. она вышла в район Шпиков (70 км северо-восточнее г. Могилев-Подольский). 24 июня 1941 г. дивизия в составе корпуса вошла в подчинение Южного фронта и участвовала в приграничном сражении. С выходом к р. Прут она в составе корпуса находилась во втором эшелоне 18-й армии в районе Единцы, затем была выведена в армейский резерв. В ночь на 30 июня армия с разрешения Ставки ГК начала отвод своих войск в направлении Каменец-Подольского укрепленного района (по р. Збруч), части дивизии прикрывали при отходе левый фланг армии. Затем дивизия отходила в направлении Могилев-Подольский, Шаргород, Жмеринка и далее на Винницу. 15 июля 1941 г. она была передана 6-й армии Юго-Западного и участвовала в Киевской оборонительной операции (с 25 июля – в составе Южного фронта). 3 августа 1941 г. армия была окружена противником в районе г. Умань, в тяжелых оборонительных боях дивизия фактически была разгромлена, лишь незначительной части ее бойцов и командиров отдельными группами удалось выйти к своим войскам. Директивой НКО от 19.9.1941 дивизия была расформирована. В январе 1943 г. комбриг А. С. Чичканов был арестован органами МГБ и до августа 1953 г. находился под стражей. Приказом ГУК НКО от 30.10.1946 уволен по ст. 44, п. «в». Постановлением Совета Министров СССР от 15.8.1953 реабилитирован и освобожден из мест заключения. Приказом министра обороны СССР от 28.8.1953 восстановлен в кадрах ВС СССР и зачислен в распоряжение ГУК. Приказом министра обороны от 29.9.1953 ему было присвоено звание полковник и он был уволен в запас по болезни. Воинские звания: полковник (1935); комбриг (26.04.1940 приказ НКО СССР № 01801); полковник (29.09.1953). Награды Российской Империи: 2 Георгиевских креста. Награды СССР: орден Красного Знамени; орден Красной Звезды; орден Красного Полумесяца Бухарской Народной Советской Республики 2-й ст., медали.

Чкалов Валерий Павлович

Советский военачальник. Родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво (ныне город Чкаловск) в семье рабочего-котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошел учиться в Василёвскую начальную школу, и рос, как все другие его сверстники. В 1916 г., когда Валерию исполнилось 12 лет, он окончил сельскую школу в селе Василёво, и отец направляет его на учёбу в Череповецкое ремесленное техническое училище. Время было голодное, и Валерий, не окончив ремесленного училища, в 1918 г. вернулся домой. Отец взял его к себе на работу подсобным рабочим. В возрасте 15 лет Валерий уже был сильным, широкоплечим парнем, поэтому начал трудиться наравне со взрослыми. В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян», ходил по Волге. Однажды, стоя на берегу реки, он увидел кружившийся в небе самолёт и залюбовался им. А почему бы и мне не стать лётчиком? – мелькнула мысль у Валерия. Сначала эта мечта казалась ему несбыточной, потом появилось непреодолимое желание почувствовать себя в небе, пережить ощущение летающего человека. Валерий решил пойти к летчикам и попросить их, чтобы они научили его летать. Он принял решение и, уволившись с парохода, приехал в Нижний Новгород. Там явился в авиационный парк и добровольцем поступил в ряды Красной Армии. Его определили слесарем-сборщиком самолётов. Он плёл тросы, покрывал лаком самолётные плоскости и фюзеляжи и присматривался к опытным мотористам, которые ремонтировали самолёты. Работа Валерию нравилась и он не только выполнял то, что ему поручали, но всегда успевал помочь другим, а помогая спрашивал, что к чему, изучал технические описания моторов и самолётов. Валерия за усердие в работе, за любознательность полюбили лётчики и механики. Вскоре он добился, что лётчики стали его брать с собой в полет. Побывав в воздухе, Валерий почувствовал, что другой жизни, кроме летной, у него быть не может. Вскоре его желание было удовлетворено. Он получил направление в Егорьевскую авиационную школу. Там для Валерия начался трудный перид. Нужно было освоить не только специальные авиационные предметы, но и общеобразовательные – физику, математику, русский язык, политграмоту. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Чкалов 16 апреля 1923 г. прибыл в Борисоглебск. Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков. В ней в числе лётчиков – инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красных военлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроградом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича, очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете «Моран-Парасоль». Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге – посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. 9 октября 1923 года состоялся первый выпуск лётчиков новой школы. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова, великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М.М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении – к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин (впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы) или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» – пересадив его на более прочный самолёт – «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте – самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте. Страх? Восторг! Изумление?! Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт. Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах! Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета. А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов. В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Эразмовне Ореховой. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск. Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, т. к. все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю. Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы». Чкалов предполагал наказание – на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе. Но суда не ждал, а, тем более, приговора – год тюремного заключения. Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии. Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. 11 ноября 1930 г. приказом по Научно-испытательному институту ВВС он зачислен в штат института. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях). Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года – в запасе. С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16. С января 1933 года Валерий Чкалов работал лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского и ОКБ Н.Н. Поликарпова. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. арестовали двух техников за аварию самолета. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Однажды, осенью 1935 года на завод к Чкалову зашёл его друг лётчик-испытатель НИИ ВВС Георгий Байдуков. Он предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Чкалов и до этой встречи мечтал о дальних перелётах, но тут было конкретное предложение и назван самолёт = "АНТ- 25". Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Кудоярова. 1936 г. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва – Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте – через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня самолёт взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обмерзание и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер, пролетев расстояние 9130 км. за 63 часа 16 минут. Советские летчики после перелета через Северный Полюс в США. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков. 20 июня 1937 г. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. После легендарного перелёта Чкалова через Северный полюс в США он был награждён легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и Чкалов был выдающимся лётчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков – лётчик более высокого класса, и что именно он вёл самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый лётчик. 12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой. Учитывая выдающиеся заслуги В.П. Чкалова, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. – полковника, а в феврале 1938 г. – комбрига. Став знаменитым лётчиком, Чкалов остался самим собой и снова пошёл на завод, чтобы испытывать самолеты. К началу 1938 г. наш основной истребитель И-16 уже не отвечал новым требованиям. Конструкторское бюро Поликарпова начало готовить новый истребитель И-180. Его схема мало чем отличалась от И-16, но скорость и потолок его были выше чем у И-16. 1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180. Гибель Чкалова: Испытания И-180 Чкалов начал 15-го декабря 1938 г. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года. Стоял морозный зимний день. Чкалов благополучно взлетел с Центрального аэродрома. Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей по маршруту над Центральным аэродромом, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя. В этот день температура воздуха была −24°C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и, при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице от полученных травм. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. На месте его гибели на Хорошевском шоссе установлен мемориальный камень. Память: Его имя увековечено в названии улиц многих городов, населенных пунктов. Его именем названы пароходы, дома культуры, колхозы. Имя Чкалова носит один из крупнейших самолётостроительных заводов. Постановлением СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 г. имя Чкалова присвоено Борисоглебскому училищу лётчиков. Образ Валерия Павловича Чкалова, его замечательный жизненный путь, его дерзновенная воля, бесстрашие, его преданность Родине служили и служат вдохновляющим примером для каждого лётчика, курсанта. Имя Чкалова носит улица в городе Воронеже и городе Борисоглебске. Именем лётчика названы улицы в Канавинском районе Нижнего Новгорода, Фокинском районе Брянска, г. Жуковский и станции метро «Чкаловская» в Москве, Харькове, Петербурге, Нижнем Новгороде и Ташкенте. Ему установлен памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля, у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле установлен его бюст. Бюст Героя установлен на территории Борисоглебского лётного училища. Именем Чкалова названы город Чкаловск в Нижегородской области и город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана. С 1938 по 1957 гг. имя Чкалова носил Оренбург. Воинские звания: полковник (1936); комбриг (22.02.1938 приказ НКО СССР № 0170). Награды СССР: орден Ленина 5 мая 1935 За создание лучших самолётов-истребителей; орден Ленина (24.07.1936 За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина); медаль Золотая Звезда, была учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова, была вручена его детям только в 2004 году; орден Красного Знамени 09.08.1937 За перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США). Был награждён весь экипаж АНТ-25; медаль «XX лет РККА» 22 февраля 1938. Сочинения: Наш трансполярный рейс Москва – Северный полюс – Северная Америка. М., 1938; Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. М., 1954.