Книга Оценка персонала: первое впечатление - читать онлайн бесплатно, автор Олеся Филиппова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Оценка персонала: первое впечатление
Оценка персонала: первое впечатление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Оценка персонала: первое впечатление

– принимает решения вопреки принятым в обществе нормам;

– грамотно формулирует цели;

– умеет руководить людьми;

– умеет разрабатывать план действий, которые приводят к результатам;

– обладает «глобальным» мышлением.

Для нас важно прояснить:

1. Как кандидат описывает решение задачи в канве главной цели и миссии компании?

2. Как проявляет лидерские качества? В частности: как мотивирует подчиненных на выполнение заданного им пути решения задачи?

3. Какие приводит аргументы заданного им планирования?

4. Как прогнозирует развитие решения и следование его целям компании?

Также фиксируем направленность кандидата на профессиональное и карьерное развитие. В этом нам поможет заранее составленная карта-кейс для кандидата (опорные отделы компании) и 2-3 задачи компании на определенный период. Ключевые маркеры – описание примеров изменений после реализации своих предложений, соответствие процесса ключевой формулировке задачи.



Творческое мышление.

Указав такое сильное качество, соискателю важно подчеркнуть свое нетривиальное свойство решать задачи. Наряду с вариативностью подходов выполнения задачи он может применять необходимые именно нашей компании умения.

Кроме этого, указав данную сильную сторону, соискатели обычно имеют в виду следующее:

– умение решать проблемные ситуации, приводящие к новым идеям;

– умение генерировать идеи;

– умение выбирать лучшие идеи из множества;

– умение мыслить для создания нового;

– способность удивлять при решении задач;

– нелюбовь использовать привычные шаблоны.

На интервью задаем вопросы, по которым уточняем:

1. Способен ли кандидат найти решение в сложной ситуации?

2. Следует ли он в своих действиях стандартным алгоритмам?

3. Какой опыт он привлекает для описания процесса?

4. Как озвученные предложения повлияют на сложные задачи?

Здесь наглядной демонстрацией будет кейс – задачи отдела, в который рассматривается кандидат. Ключевые маркеры – красочное описание своих предложений и их разнообразие при решении задачи.

Таким образом, мы с вами рассмотрели только небольшую часть «сильных» сторон, которые указывают соискатели в резюме. Как мы видим, не всегда можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что именно имел в виду соискатель, указав своей сильной стороной то или иное качество. Личное качество, которое присуще кандидату может быть не выражено, или мало выражено в рабочих процессах. Поэтому никогда не оценивайте соискателя по тем личным качествам, которые он указал в резюме, а встречайтесь и задавайте на собеседовании уточняющие вопросы. И, имея совокупность устных ответов и указанных в резюме личных качеств, вы сможете максимально точно определить и оценить главные «сильные» стороны кандидата.



В резюме, помимо описания опыта, достижений, сильных сторон и компетенций, соискатели также перечисляют свои ожидания/важные аспекты новой работы. Давайте далее разберем: что важно уточнить на собеседовании. Обращаем внимание на комплекс/набор тех потребностей, которые озвучивает на собеседовании кандидат.

Нам важно прояснить соответствие его ожиданий и реальных возможностей нашей компании. Также подобные вопросы разные компании используют в анкетах, которые предлагают заполнить кандидатам перед собеседованием.

Деньги/зарплатные ожидания.

Чаще всего среди других ожиданий от новой работы кандидаты озвучивают именно материальную сторону. Здесь проясняем желаемый уровень дохода и рассказываем поэтапно основные ступени расчета.

Обязательно акцентируем внимание на соответствие уровня необходимых компетенций и спектра выполняемых обязанностей. Также объясняем карьерную траекторию в нашей компании.

Конечно, редкий кандидат озвучивает только один запрос к новой работе. Для специалиста по подбору персонала важно определить ключевые потребности и понять, как сможет реализоваться кандидат.

Первое впечатление: время собеседования.



И вот мы пригласили кандидата на собеседование и начинаем оценивать кандидата по «времени»:

– вовремя ли он пришел на собеседование;

– если опоздал, то предупредил ли он о том, что задерживается;

– пришел раньше назначенного времени;

– не пришел на собеседование;

– постоянно переносит время и дату собеседования.

Для специалиста по подбору персонала, которые сами часто не следят за временем эти моменты, не всегда важны. А вот для тех, которые на это обращают внимание, очень часто это «болезненная» тема. Да и многие руководители, которым мы в дальнейшем показываем кандидата и у которых четко расписан рабочий график – это важный момент.

В связи с этим мы часто оцениваем кандидата по времени собеседования, и для нас уже внутренне складывается первое впечатление, такое как:

– обязателен ли кандидат;

– ответственно ли он относится к поиску работы;

– действительно ли ему нужна работа и т.д.

Разберем причины, по которым кандидат может не прийти на собеседование, не предупредив специалиста по подбору персонала:

1. Не интересна стала вакансия. В наш век информационных технологий мы все чаще коммуницируем через различные мессенджеры. Если раньше считалось плохим тоном не отвечать на вопросы сразу, то сейчас это считается нормой. Сейчас легче заблокировать контакт, нежели честно дать ответ своему собеседнику. Кандидаты просто избегают прямого отказа от вакансии, им тяжело признаться, что вакансия им стала не интересна, и они как бы «блокируют» ее в своем сознании, таким образом, не отказываются, а просто избегают ответственности за свое решение;

2. Не считают нужным предупредить специалиста, о том, что не придут. Связано это еще с обратной связью. Многие кандидаты считают, что не обязаны предупреждать, так как менеджеры по персоналу часто сами не выполняют свои обязательства. Например, мы обещаем соискателям дать обратную связь, а сами пропадаем, блокируем или не отвечаем на звонки (письма) кандидатов. Давайте всегда обратную связь кандидатам! Работая в массовом подборе, я всегда говорю о том, что каждому кандидату необходимо обязательно давать обратную связь, ведь этот момент работает еще и на HR-бренд компании. Никогда не забывайте, что каждый пришедший или звонивший кандидат дальше может стать не только сотрудником компании, или порекомендовать вас, как работодателя, но также может стать клиентом вашей компании;

3. Страх соискателей приходить на собеседование. Сейчас на рынок труда вышло молодое поколение, которое идет трудоустраиваться на линейные позиции в компанию. Учитывая, что они привыкли общаться через мессенджеры, у них есть боязнь приходить на собеседование и в очном формате общаться с людьми, тем более с незнакомыми. К тому же часть из них не смогли поступить в вуз по причине того, что просто не определились, в чем им хотелось бы развиваться. И уже включились родители, которые вытолкнули их на рынок труда.

Когда мы приглашаем соискателей данного поколения на собеседование, то необходимо:

– дружелюбно разговаривать по телефону, ни в коем случае не повышать голос, либо формально вести диалог. Кандидаты должны «услышать», что мы будем рады их видеть на собеседовании;

– рассказать им с кем они будут общаться, какая команда у нас работает. Показать плюсы, которые они хотят услышать (молодой коллектив, руководитель очень классный и т.п.);

– ответить на все интересующие вопросы, даже если они вам кажутся неуместными. Например: «А сколько лет руководителю?», «А работают в основном женщины, или мужчины?» и т.д.;

– не давить, чтобы они пришли к вам на собеседование. Если вы слышите в их голосе сомнение, дайте им время подумать над вакансией, обозначив промежуток времени для ответа.

Не поддавайтесь своему первому впечатлению и не оцениваете кандидата, как безответственного и за того, что он не пришел к вам на собеседование! Позвоните ему – узнайте, что произошло, почему он не пришел на собеседование, ведь может быть у него просто банальная причина неявки. Например: заболел, адрес собеседования не получил, заблудился и не смог найти офис и т.д. В массовом подборе персонала я также всегда говорю подчиненным: «Обязательно обзвоните всех своих кандидатов, которые не пришли на собеседование. Выясните, что случилось, ответьте им на возникшие возражения и т.д.

Кандидат постоянно переносит дату и время собеседования. Особенно это часто встречается в массовом подборе. Помните, какие чувства у нас возникают в данной ситуации?

– безответственный;

– не умеет планировать свое время;

– не выполняет свои обязательства.

А давайте разберем с вами, почему это могло произойти:

1. кандидат работает и не смог отпроситься с работы в назначенное время;

2. появились неотложные дела;

3. на один день назначено было несколько собеседований, и он не рассчитал время;

4. забыл о дате и времени собеседования.

Как же правильно оценить кандидата в данном случае?

– Если кандидат два раза подряд перенес собеседование, то лучше предложите ему позвонить самому, когда он четко будет знать, что сможет прийти на собеседование;

– Спросите на собеседовании более подробно, что произошло ранее, и почему он часто переносил дату собеседования. Сравните с теми формулировками, которые он говорил при переносе. Таким образом, вы проверите – склонен ли кандидат ко лжи;

– Понаблюдайте за ним в первые дни работы на предмет повторения ситуации;

– Задайте рабочие кейсы. Например, что он будет делать, если есть неотложные рабочие вопросы, а у него назначены личные встречи и т.п.;

– Возьмите рекомендации с предыдущих мест работ, сделайте на это акцент.

Кандидат опоздал на собеседование.

Мы должны понимать, что если кандидат предупредил, то он:

1. ответственный;

2. заинтересован в новом месте работы;

3. надежный;

4. внимательный.

Кандидат, который предупреждает о том, что опаздывает, правильно оценивает временные возможности для решения поставленных перед ним задач.

Опоздание кандидата не оцениваете как безответственность. Мы должны в данном случае использовать ряд факторов и самый основной – это предупредил ли об этом кандидат. Ведь кандидат мог просто заблудиться и долго искать ваш офис: дорожные пробки, изменения погодных условий и т.п.

А вот как правильно оценить кандидата, если он опоздал и не предупредил об этом? Я здесь не имею в виду опоздание до 5 минут, а вот опоздание на 15 и более минут считается не приемлемым. Согласитесь, сильно раздражает, когда вы знаете о том, что кандидат вовремя не пришел на собеседование и не предупредил об этом, вы начали заниматься другими рабочими вопросами, и здесь вам сообщают о том, что пришел кандидат на собеседование. У вас сразу возникает ваша оценка кандидата исходя из этого первого впечатления, и вы уже идете общаться с кандидатом с низкой оценкой его личного качества «ответственность». Часто мы не уделяем должного внимания данному соискателю уже на собеседовании и, таким образом, теряем сильных кандидатов. Поэтому на собеседовании мы должны выяснить:

– Почему кандидат опоздал на собеседование?

– Почему он не предупредил нас о том, что задерживается?

– Как он действует в ситуациях, если он опаздывает на важную встречу, а его телефон разрядился?

– Уточняем, как он сам относится к людям, которые постоянно опаздывают.

Собрав совокупность факторов, мы оцениваем кандидата, а точнее его личные качества, такие как «ответственность», «тайм-менеджмент» (как он внутренне развит), «умение расставлять приоритеты».

Есть у меня знакомая, которая со времен нашей еще учебы в институте постоянно опаздывала как минимум на 15 минут. Я уже к этому за много лет привыкла, хотя меня саму сильно раздражают опоздания, что уже когда мы планировали встречаться, я приходила не к назначенному времени, а на 15 минут позже. Как-то придя на встречу, я увидела, что она уже ждет, я была сильно удивлена, что решила выяснить, что произошло. Ее ответ меня сильно удивил: она пояснила, что ранее опаздывала, так как ее автобусы не всегда приходили по расписанию, ей приходилось ждать следующего, и почти всегда она опаздывала, а постоянно предупреждать меня о том, что опаздывает, было не комфортно, так как она считает, что это ее вина. А сейчас, чтобы не опаздывать на встречу, она ездит на такси и теперь данная проблема «опоздания» была дня ее разрешена.

После этого я пересмотрела свой взгляд на людей, которые опаздывают и не предупреждают, я стала разбираться, почему это произошло.

Если кандидат пришел на 10-15 минут раньше, то обычно на этот момент никто не обращает внимание, и наоборот ставит себе «плюс», что кандидат ответственно подошел к собеседованию. А вот если он пришел сильно рано, то это может быть раздражающим фактором. И опять мы оцениваем кандидата как:

1. не умеет планировать свое время;

2. не соблюдает договоренности;

3. не уважительно относится к вашему времени;

4. будет недобросовестно относиться к работе;

5. не соблюдает деловой этикет.

Давайте разберем, почему кандидат мог прийти на собеседование раньше?

– не любит опаздывать;

– большая внутренняя ответственность;

– заинтересованность в вакансии;

– неправильно рассчитал время на дорогу;

– освободился раньше на предыдущем собеседовании.

Не поддавайтесь своему первому впечатлению, узнайте, почему он пришел раньше. Если вы свободны, проведите собеседование, если у вас нет такой возможности, подойдите и попросите подождать, так как он пришел раньше. Ведь причин может быть множество, а хороших кандидатов нужно ценить.

Я вот лично очень не люблю опаздывать, и даже на работу прихожу на час раньше. Многим моим руководителям это не нравится, но мне так комфортно и за этот час я успеваю разобрать почту и подготовится к своему рабочему дню правильно, так как успеваю прописать план на день.

Кандидат пришел вовремя на собеседование. Идеальная ситуация в нашей работе. Мы сразу оцениваем кандидата с положительной стороны:

1. ответственный;

2. пунктуальный;

3. заинтересованный;

4. соблюдает деловой этикет;

5. уважительно относится к вам;

6. умеет правильно рассчитать свое время.

Да в основном такие личные качества присуще данным кандидатам, но это тоже может быть ошибочным впечатлением! Поэтому всегда задаем уточняющие вопросы на собеседовании, если для нас данные качества важны.

– Как кандидат относится к опозданиям;

– Как планирует свое рабочее время;

– Что делает, в случае, если видит, что опаздывает;

– Как ставит приоритеты при планировании своего рабочего дня;

Таким образом, мы рассмотрели возможные ситуации, которые возникают со «временем» и увидели, что нельзя оценивать определенные личные качества только по своему первому впечатлению, а именно «времени» собеседования – это еще одна составляющая в «комплексном» первом впечатлении.

Первое впечатление: цвет.



Итак, наш кандидат пришел на собеседование. И первое, что бросается нам в глаза – это цвет, который преобладает в его одежде и аксессуарах. Даже если кандидат пришел одетый в стандартные цвета одежды, его предрасположенность к определенному цвету себя выдаст, так как этот цвет будет в чем-то явно выражен.

Работая в HR управлении, мы каждый день обращаем внимание на то, что каждый цвет несет свою информацию. Одни цвета притягивают внимание, другие напротив, отталкивают.

Разбираясь в значениях цветов можно управлять впечатлением и создавать необходимый имидж, а он помогает нам оценить психологическое состояние, в котором находится в данный момент соискатель.

Следует учитывать, что существует факторы, которые влияют на восприятие цвета:

1. возраст;

2. индивидуальные особенности;

3. социальный статус соискателя;

4. психологические особенности.

Общеизвестно о возможности влияния цвета на восприятие образа в целом. Цвет передает энергию, заряжает, поддерживает, направляет поток информации о кандидате. Поэтому необходимо знать, как его использовать. Но, к сожалению, не все соискатели это умеют.

Существует несколько классификаций цветотипов, общепринятых и более часто применяемых:

– зима;

– лето;

– весна;

– осень.

Возможно, вы спросите: «И зачем необходимо об этом знать HRу? Что такого интересного можно извлечь из этого?» Если кандидат знает свой цветотип, то он знает какой цвет ему нужен для выигрышного создания образа на собеседовании. Для HRa это полезная дополнительная информация о текущем состоянии кандидата и возможность адаптировать вопросы собеседования для данного кандидата.

Например, кандидат знает, что он холодное лето, то тогда он подберет одежду в холодных тонах! А вот если он не знает, то он сделает ошибку в подборе цветовой гамме в одежде. Поверьте это видно сразу, и это наше с вами первое впечатление. Очень полезно владеть данным инструментом при оценке персонала.

Вернемся к нашему кандидату «холодное лето». Он знает, что особенности цветов холодных оттенков забирают из образа теплые нюансы:

1. веснушки;

2. цвету кожи прибавляет сияние;

3. белки глаз становятся светлее;

4. цвет радужки ярче и т.д.

И мы оцениваем кандидата, как кандидата с «горящими глазами». А на самом деле – это не так ведь он просто обыграл свой образ правильно, и мы сделали ошибку, не задав уточняющих вопросов на собеседовании.

Как определить цветотип? Необходимо внимательно ознакомиться с природными цветами:

– волос;

– глаз;

– кожи.

В нас природа уже задала цветотип, но…иногда даже опытный имиджмейкер может дать не совсем точный ответ, слишком много нюансов и разногласий. Чистых цветотипов мало!

О цветотипах очень много разнообразной информации, и мы рекомендуем в нее погрузиться более глубоко. Здесь мы рассмотрим те инструменты, которые помогут при оценке кандидатов – именно они помогли нам на практике (более чем 15 лет опыта).

Цвета бывают яркие и приглушенные, пастельные и агрессивные, притягивающие и отталкивающие.

Привычными цветотипами считаются:

1. Зима – холодный, яркий, насыщенный, контрастный;

2. Весна – теплый, яркий, насыщенный, менее контрастный;

3. Лето – холодный, приглушенный, низкой концентрации, постельный;

4. Осень – теплый, яркий, контрастный, насыщенный.

Всем нам приходится думать об этих представлениях, когда возникает вопрос встречи, собеседования, взаимоотношения с кем-либо.

Первое впечатление!

Мы так устроены: обладаем жизненно необходимыми сенсорными анализаторами, которые определяют это самое – впечатление:

– обоняние;

– слух;

– зрение;

– прикосновение.

Именно они определяют:

1. нравится;

2. не нравится;

3. приятно;

4. безобразно;

5. безразлично.

Можно долго перечислять, но первое впечатление исправить невозможно!

Оно возникает за доли секунды и остается навсегда! Что именно понравится, а что послужит для вас отторжением?… увы, не всегда можно найти ответ… Важно помнить об этом.

Например, что может сказать о кандидате цветовая гамма предпочтений, приведем приоритетные качества:

1. Красный – человек жизнерадостный, напористый, любит приключения;

2. Синий – дистанция важное место занимает в жизни человека, он аккуратный, надежный;

3. Желтый – свободолюбивый, восторженный, общительный, непредсказуемый;

4. Зеленый – рассудительный, отличается постоянством и стремится к здоровому образу жизни.

Существуют варианты интерпретаций:

– Красный – агрессия, напористость;

– Синий – спокойствие, уверенность;

– Желтый – радость, переменчивость;

– Серый – затишье, умиротворённость;

– Белый – безграничность, пространственность;

– Черный – замкнутость, ограниченность.

Знаете ли вы, то существуют только три основных цвета: красный, желтый и синий? Все остальные получаются путем смешивания. Красный или желтый смешиваем с синим – получаем холодные цвета. Синий или красный смешиваем с желтым – получаем теплые цвета.

От интенсивности смешивания зависит контрастность!

Амбициозные, общительные – экстраверты всегда будут одеты в яркие тона. Интроверты отдадут предпочтение скромным, неярким оттенкам.

Можете ли вы охарактеризовать, какой цвет вы видите – теплый он или холодный? Какой вам более приятен?

Имидж.

Давайте немного разберем, а что такое имидж и насколько он важен.

Имидж – наука и искусство, изучающая закономерности восприятия, их особенности, следствия и последствия. Большое влияние на актуальный имидж также накладывает окружение и социум в целом.

В своем жизненном цикле и движении, каждый совершает несколько основных выборов:

1. между поисками своего пути;

2. ориентацию на то, что ему предлагает общество;

3. субъективное против объективного;

4. индивидуализм или принадлежность;

5. принятие правил игры либо сопротивление и вызов;

6. сохранить свой мир или изменить.

Решает и выбирает каждый самостоятельно. Субъективное мировоззрение важно, особенно, если оно применяется в качестве успешного средства достижения цели.

В собеседовании главное правило для соискателей: преуспеть, понравиться, увлечь, восхитить, и тут срабатывает принцип ситуативности. Как быстро соискатель адаптирует свой опыт под потребности вашей компании.

Дресс код: как к нему относиться? Существуют ли его правило? Какие же они? Они только для офиса или также применимы для жизни в разных условиях?

Например, кандидат любит свои «желтые, мягкие, удобные, потрепанные жизнью ботинки». Ему в них очень комфортно, они ему приносят удачу.

В процессе собеседования вы акцентируете внимание на «желтые ботинки», они у вас вызовут визуальный интерес, неординарные мысли и вибрации (при этом они визуально укорачивают соискателя в росте). Кандидат добьется успеха в том, что вы его запомните надолго, как «субъекта в желтых ботинках», что может сместить фокус внимания с ценных качеств.

При этом, если соискатель придет на собеседование в максимально приближенных к природным цветах, у вас это вызовет спокойствие и внимание к соискателю. Приятные ощущения, здоровый и ухоженный вид, гармонично располагают к восприятию собеседника.

Имиджлогия – наука о стратегиях образа, мнения, впечатления, изучающая способы коррекции для достижения необходимого результата.

Имидж соискателя – это мнение, которое подобно пазлам складываются в общую картину.

«Создать мнение об имидже» – не верно, «Создать о кандидате мнение» – верно! Эти суждения предопределяют варианты отношений между соискателем и специалистом по подбору персонала. Ведь именно учитывая имидж, можно составить комплексное представление о кандидате.

Существуют две формы получения информации:

– Подсознательная (80%)

– Сознательная (20%)

По статистике 75% успеха кандидата на собеседовании зависит от впечатления, которое он произвел своим внешним видом, поведением, голосом.

Что влияет на качество формирования впечатления?

1. Осанка, походка;

2. Состояние кожи, макияж;

3. Стрижка, цвет волос;

4. Одежда, ощущение фигуры в ней и т.д.

Как уже говорилось, «имидж – искусство управлять впечатлением». Это искусство стали изучать многие кандидаты, ведь с помощью него (создания образа) можно легко войти в любую социальную среду и оптимально адаптироваться к ситуации.

Эффект первого впечатления формируется в течение от 30 секунд до 4 (+/-) минут, остается навсегда и изменить его практически не реально. Эффект впечатления складывается из эффекта ощущения симпатии и антипатии, далее происходит эффект осознания – почему нравиться или не нравится.

Психологические исследования показали: первое впечатление складывается из:

– 55% – визуального восприятия (глазами, общую картину в целом);

– 38% – акустической системы (тембр голоса, темпоритм, интонация);

– 7% – смысла информации (образование, опыт, знания, навыки).

Личностный опыт при этом транслируется и воспринимается как базовый, профессиональный – как его надстройка.

Главная цель построения успешного имиджа кандидатом – стать таким, каким он хочет показаться. Одежда меняет его на столько, на сколько он может сам поменяться, но это не панцирь… Человеческая природа просвечивается сквозь нее.