Книга Послушай из уст любви - читать онлайн бесплатно, автор Джамальнур Саргут. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Послушай из уст любви
Послушай из уст любви
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Послушай из уст любви

НС: Дай Бог! Если мы доброжелательны и можем жить, не привнося ложь в свою жизнь, и говорим неправду только для того, чтобы примирить двух людей, это значит, что мы познали всю суть вышесказанного.

ДС: Иншаллах.

НС: Дай Аллах всем нам способность постичь этой мудрости!

ДС: Я молюсь за всех, включая, в первую очередь себя! Если мы будем честны с самим собой, то станем прекрасным примером для окружающих. И Аллах будет доволен нами, иншаллах.

НС: Да, и наверное, самое важное, что можно сказать по этому поводу, это то, что наш Пророк (с.а.с.)объяснял нам это не только словами, но и показывал личным примером в течении всей своей жизни.

ДС: Да, когда была ниспослана сура «Тоуба» («Покаяние», девятая сура Корана) Пророка попросили разъяснить смысл этой суры. Чтобы не солгать, достопочтенный Пророк не стал сам раскрывать толкование суры и месяцами ждал ответа от Всевышнего. Дай Бог, чтобы это стало примером и для нас.

НС: Дай Бог! Вместо того, чтобы советовать другим, что им делать и чего не делать, лучше задуматься над тем, что мы сами делаем и чего не делаем в своей жизни. Прежде всего, нам самим надо научиться не лгать и только после этого советовать другим.

ДС: Как хорошо вы это отметили. Сказанное вами имеет большое значение в процессе воспитания, поскольку невозможно повлиять на кого-либо без личного примера. Достоин внимания пример муршида, который для того, чтобы заставить ребенка отказаться от меда сам сорок дней не ел мед и только после этого сказал ребенку: «Не ешь мед, не ешь мед, не ешь мед». Как мы можем говорить своему ребенку «не ври!», если мы лжем сами. Дай Бог нам всем возможность сохранить это состояние постоянно.

НС: Дай Бог! Маснави говорит нам: «Будьте благовоспитанными!», естественно так, как велено в Коране. Будьте благовоспитанными не только на словах, применяйте это также в жизни.

ДС: То, о чем вы говорите, очень важно. Когда посланника Аллаха (с.а.с.) спросили, что такое религия, он ответил: «Благовоспитанность». То есть, те люди, которые сегодня говорят «Я неверующий», наверное, хотят сказать «Я невоспитанный, безнравственный». Быть неверующим, в этом смысле, означает быть безнравственным. Религия не шаблон, не форма, она существует, чтобы дополнять нравственность. Дай Бог, чтобы мы были нравственными верующими и таким образом полезными для окружающих.

НС: А на самом деле, когда вы говорите, что вы верующий, вы одновременно декларируете, что вы благонравственны и за нравственность, и делаете все возможное, чтобы быть благонравным, и стараетесь быть примером для окружающих.

ДС: Да, правильно.

НС: И если мы утверждаем, что мы – верующие, то не должны забывать, что ложь является самым большим из грехов.

ДС: Да.

НС: И все действия нашей жизни должны быть согласованы с тем, что мы сейчас сказали.

ДС: Вы правильно говорите. Обман есть идол, он ведет человека от одной лжи к другой и снимает его защиту. Храни Аллах нас всех ото лжи.

НС: Да, храни Аллах. Давайте вернемся еще раз к понятию «идола», потому что в Маснави много говорится про идолов. Идолом для нас является наш нафс: злопамятство, зависть, ревность – все эти качества одновременно являются идолами, чуть позже мы рассмотрим их по отдельности. Наша религия является религией, противостоящей идолам, поэтому мы против них. Люди иногда отказываются вешать дома фотографии, картины, видя в этом идолов, но при этом затрудняются ломать свои внутренние, невидимые извне идолы.

ДС: Рассказывать о себе, говорить «Я» доставляет нафсу очень большое удовольствие и он часто произносит ложь, чтобы восхвалять себя, показать и привлечь к себе интерес окружающих. Поэтому говорить неправду является своего рода душевной болезнью. Поскольку наша цель – угодить Аллаху, использование лжи при этом является очень ошибочным шагом.

НС: Не лучше ли стараться угодить Великому Аллаху и любимому Пророку (с.а.с.), вместо того, чтобы привлекать внимание незначительного раба Божьего, ведь это принесет больше счастья.

ДС: Но, можно привлечь интерес окружающих своей нравственностью, дай Бог, чтобы мы могли служить людям, дабы Пророк (с.а.с.) и Аллах были довольны нами!

НС: Дай Бог! В действительности, самой большой милостью и наградой для человека является возможность оказать услуги окружающим; близким, семье, своему народу, всем людям. Если Аллах проявил к нам такую милость, нужно с честью выполнить ее, не так ли?

ДС: Да будет Аллах доволен вами!

НС: От всей души желаем вам, уважаемая Джамальнур ханум, чтобы Аллах ниспослал такую милость и вам, и закончим нашу сегодняшнюю беседу словами:

«Ложь подобна колючке в вашей душе, вонзится и причинит боль, давайте откажемся от нее».

Зависть и ревность


НС: Приветствуем вас всех на чтениях Маснави. Сегодняшняя наша тема – ревность и зависть. Знакомая тема, не правда ли? В Маснави это часть названа завистью.


«Если вы идете по праведному пути, и вдруг вас душит зависть, знайте – в этой зависти присутствует бесчинство дьявола.

Дьявол позавидовал досточтимому Адаму, поэтому ему стало неудобно преклониться перед ним. Он лишил себя счастья из-за этой зависти.

На праведном пути нет ничего труднее и опаснее зависти. Человек, не впустивший в свою душу зависть – счастливый человек.

Знайте, это тело является жилищем зависти, поэтому и обитатели этого жилища – наши ощущения: сознание, слух, зрение загрязняются по вине зависти. Хотя тело и является жилищем зависти, Всевышний при желании может сделать его совершенно чистым. Айат «Очистите мой дом» приказывает телесную и духовную чистоту. Хотя тело наше и создано из земли, в действительности оно является сокровищницей света.

Если ты будешь завидовать и строить козни человеку, в котором нет и примеси зависти, твоя душа потемнеет от этого, запятнается. Стелись под ногами праведных мужей Божьих, стань землей, ты тоже покрой зависть землей, как и мы».53


Да, наш любимый Хз. Мевлана рассказывает тут о вреде зависти используя также изречение достопочтенного Пророка (с.а.с.). В наши дни люди не могут не завидовать друг другу и даже не могут отказаться от того, чтобы считать зависть нормой.

ДС: Есть прекрасные слова моего наставника Кэн'ана Рифаи: «Если выйдя на улицу, ты не ощущаешь себя ниже всех сотворенных, значит, ты еще не поднялся на человеческий уровень». В ответ спросили: «Эфенди, вот по улице идет осел, неужели, мы должны считать себя недостойнее осла?». И он ответил: «Да, мы же не можем таскать те тяжести, которые тащит он?!». Видите ли, у каждой вещи есть особенность, по которой он превосходит нас, кому завидовать в таком случае? Ведь каждое сотворенное существо несет в себе одну из Имен Аллаха. Когда человек завидует, он подобен Абу Джахилю, подумайте только, вначеле его имя было Абу аль-Хикем (отец мудрости), поскольку он обладал обширными знаниями, но впоследствии, он прославился как Абу Джахиль (отец невежества) и всю свою жизнь прожил с чувством зависти к достопочтененнему Пророку. Понятно, что зависть наносит вред только самому человеку, и никому кроме него. Когда человек все время думает о том, как бы унизить собеседника, как справиться с ним, он полностью уничтожает себя, загружает негативной энергией, что способствует появлению заболеваний. Если зависть или ревность находятся в таком виде, который наносит вред другому человеку, то это большая трагедия. А если зависть существует в форме восхищения, то такое чувство заставляет человека проявлять усердие, чтобы достичь еще больших успехов в жизни.

НС: То есть, можно восхищаться, стараться подражать, думать «если бы я тоже так смог», проводить свое собственное маленькое соревнование с самим собой, одним словом, превращать восхищение в источник положительной энергии для личного роста. А вот рассматривать с завистью и ревностью все то, что сделано другими, сразу же высказывать негативное мнение, например, об одежде другого, типа, я сейчас скажу ей, что она не по вкусу оделась, или надо ему сказать, что полученное им звание не имеет абсолютно никакого значения – все это является черной завистью, которая губительна для человека. Есть еще зависть к тому, что любят не тебя, а другую: «вот ты меня не любишь, а любишь ее, как ты можешь любить ее такую, она же …?».

ДС: Помолимся за то, чтобы Аллах уберег нас от этой болезни. На самом деле, это недуг, отнимающий у человека свободу, потому что свобода не привносится извне, человек обретает свободу, только тогда, когда освобождается от всей внутренней злобы и зависти. Внутренне свободный человек, даже будучи заточенным в темницу, будет воспринимать темницу дворцом, раем. Дьявол стал «Дьяволом», то есть перешел на макам Иблиса (Сатаны) именно тогда, когда произнес: «Я лучше Адама». Фраза «Я лучше» делает человека подобным себялюбивому Дьяволу и может стать причиной изгнания из Божественных небес. Дальше Дьявол (Сатана) переходит в оборону: «Господи, это Ты заставил меня так поступить, я бы преклонился перед Адамом», а согрешивший досточтимый Адам (а.с.) произнес: «Нет, это моя вина!».

Аллах спросил у Сатаны:


«Ты утверждаешь, что это Я заставил тебя. Да, Я являюсь и Действующим и Вынуждающим к действию. А нет ли в этом немного и твоей вины?». «Нет, я не виноват, мой Господин, сила и могущество принадлежат только Тебе», – ответил Дьявол. А досточтимый Адам сказал: «Да, сила и могущество принадлежат Тебе, но я же частичка, составляющая, как я могу применить вину отдельной части к целому, ко всему».


Значит, признавать себя несовершенным, виновным, слабым означает подняться на уровень Адама перед Всевышним, возвыситься до макама проявления (теджелли).

НС: Сегодня находясь здесь, в этом мире, мы уже не помним того, что являемся частичкой Всевышнего Аллаха, созданы Его Дыханием. Мы не являемся примитивными сотворенными существами. Если мы сможем ощутить это, понять, что являемся частью Целого, частью величия, красоты и великолепия Аллаха, то наверное, нам будет легче освободиться от всей этой невидимой, неблаговидной внутренней грязи.

ДС: Вы хорошо отметили это. Однажды кто-то из учеников спросил моего учителя Корана: «Почему я не умею так хорошо объяснять, как Джамальнур?». Я помню, как на это он ответил: «А она не такая щедрая, как ты». То есть, у каждого из нас есть различные особенности, преимущества перед другими. Если вместо того, чтобы завидовать другому постараться проявить собственную особенность, которая на самом деле принадлежит Всевышнему, и попробовать обрести бесконечную свободу, то тело и душа обретут счастье, освободятся от неблаговидных черт и от желания казаться лучше.

НС: Несчастным людям нужно сказать, что их несчастья совершенно не связаны с тем, что им сделал какой – то там конкретный человек извне – муж, жена, товарищ, мать, отец и прочие люди. Несчастье нам приносит наша внутренняя загрязненность, но, к сожалению, мы не понимаем, что оно рождается оттуда, и поэтому не можем правильно понять и раскрыть его.

ДС: Наш наставник говорил, что есть три преграды, мешающие исцелению от душевной хвори: первая – зависть, вторая – глупость, третья – несообразительность. А зависть к благочестивому, святому человеку, подобная зависти Абу Джахиля, приводит человека к трагедии. Стремление унизить того, кто перед ним, вредит взаимоотношениям человека с Всевышним. Да защитит нас Аллах от такой зависти!

НС: Аминь!

ДС: Надо понимать, что зависть, в действительности направлена против Имен и Атрибутов Всевышнего в другом человеке. То есть, в конечном счете, мы, как бы завидуем Аллаху, не дай Бог, да защитит нас Всевышний от этого. Во-вторых, если один велиюллах, авлия (святой, благочестивый человек), ученый, далек от зависти, то он настоящий святой. Говорят, что посланник Аллаха (с.а.с.) и Абу Джахиль жили напротив друг друга. Абу Джахиль все ночи напролет только и думал о том, как бы справиться с Пророком (с.а.с.) и не мог спать, а Пророк проводил часть ночи за молитвой, а потом спокойно и умиротворенно спал. Теперь посмотрите на разницу между ними, кому из них было хуже? Абу Джахиль навредил только самому себе. Он был настолько эгоистичен и высокомерен, что когда один солдат-мусульманин нагромоздился на него, чтобы убить, он спросил: «Как ты, мусульманин, можешь расположиться выше меня?». Подумайте только, даже умирая, он думал об этом, какую боль при этом испытывал, он согласен быть убитым, лишь бы никто не находился выше него.

НС: Его эгоизм настолько велик, настолько превыше всего и настолько обвит ревностью, что он согласен быть убитым, но желает прежде показать собственное превосходство, а затем умереть.

ДС: Давайте постараемся не доводить свой эгоизм до уровня Абу Джахиля. Как вы сказали, наш нафс тоже является Абу Джахилем, стоит кому-нибудь задеть нас, как он тут же выскакиват с местоимением «Я». Сразу же на передний план выходит зависть: его дом лучше, он здоровее, выглядит счастливее меня – как много людей вокруг, утверждающих это. А в действительности, что мы можем знать наверняка?

НС: Многие наблюдая по телевизору за жизнью знаменитостей, думают, вот смотри, как он живет, где отдыхает, во что одевается и как питается. И те, в свою очередь, рассказывают о своей жизни, все приукрашивая, как будто они построили себе рай на земле, и это становится причиной зависти для зрителей. Люди завидуют, не ведая, что за всем этим кроется.

ДС: Хотя, на самом деле, только скромностью можно добиться большого счастья и покоя. По-моему, нет лучшего пути для исцеления от этой болезни, чем отказ от своего «Я», умение оставаться в тени, молиться Аллаху для других, осознавать, как ты счастлив тем, что имеешь.

НС: Да, Джамальнур ханум, очень важно осознавать ценность того, что мы непосредственно имеем. Часто мы недооцениваем свои возможности, все время оглядываемся на других, как говорят в таких случаях, даже курица соседа кажется нам гусем. Возможности других всегда кажутся нам больше наших, и таким образом, мы проживаем свою жизнь с чувством постоянной неудовлетворенности и зависти. И не задумываемся о своих преимуществах, о собственных способностьях, о достаточности окружающих нас благ, будь то семья, работа, или любимые, и нередко понимание этого приходит только после потерь.

ДС: Самое большое лекарство от всех этих болезней – служение народу, другим людям. Если просыпаясь утром, человек задает себе вопрос: «Как я могу помочь тем, кому хуже, чем мне?», то у него не будет времени рассматривать свои морщины и думать о том, что он стареет, или портить себе настроение тем, что его ребенок не получил по всем предметам наивысшую оценку, или же думать о том, чем занимался супруг в течение дня. Свой день он начинает с мыслью о помощи людям, и весь мир в его глазах превращается в Рай. Это состояние угодно Всевышнему и дай Бог нам тоже достичь этого.

НС: Аминь! Дай Бог! Все это позволит нам стать благонравными, хорошими мусульманинами, причем, не только для показухи, выполняя определенные процедуры в определенные дни, а очищаясь внутренне. Как говорил наш любимый наставник, трудно быть мусульманином; гораздо легче завидовать другим.

ДС: Наверное, потому, что завидовать и ревновать естественно для человека, однако, эти качества не были присущи нашему Пророку (с.а.с.). Ему принадлежат великие слова: «Самая большая моя особенность – служение умме». 54 Если мы тоже сможем служить умме, то возвысимся, если сможем быть никем, то будем выше всех, и кому тогда мы будем завидовать? А кто будет завидовать человеку, ставшему никем?

В связи с этим я хочу рассказать одну короткую историю. Как то один дервиш пришел к начальнику городской администрации. В комнате было много людей, и дервиш отошел в сторону и стал потихоньку перебирать четки. Как раз в это время в комнату вошел глава городской власти. Все поднялись, приветствуя его, и поскольку дервиш перебирал четки, он не заметил появления главного чиновника. А чиновник разозлился: «Ты, почему сидишь? Быстро поднимайся!». Он встал, но немного смутился: «Простите, пожалуйста, я не узнал вас, извините, а кто вы?». Чиновник ответил, что он глава исполнительной власти, быть может, вскоре станет губернатором, даже возможно, главным министром, а может быть, поднимется на самую высшую ступень и станет президентом. На это дервиш спросил: «А что дальше?». Человек задумался и ответил: «А что дальше, кто может быть выше президента? Никто!». А дервиш сказал: «Да! Я и есть этот самый никто, поэтому и не поднялся». Если мы сможем быть этим «никто», то избавимся от зависти, ненависти, гордыни, от всего. Дай Аллах нам всем стать такими.

НС: Да, пусть Аллах соизволит нам всем это состояние. От постоянного следования за чужой жизнью люди настолько устают, что впадают в депрессию – в модную болезнь современности. Давайте завершим нашу сегодняшнюю беседу афоризмом дня:

«Основной причиной многих несчастий является зависть».

Сплетни


НС: Мы снова с вами на чтениях Маснави и рассмотрим ту часть из Маснави, которая связана с нашей сегодняшней темой. А тема у нас – сплетни.


«Надо обратить особое внимание на слово.

Этот язык подобен железу и кремнию. А слово, вырвавшееся с языка, подобно огню.

Не используй это железо и камень только лишь для того, чтобы что-то сказать, или что-то разъяснить, передать. Потому, что вокруг темно, и везде есть одна только вата. А что будет, если искра перескочит на вату?

Деспоты те, кто желая причинить людям зло, закрывают глаза и произнесенными словами только сеют вокруг смуту. Знай, что вылетевшее из уст слово, подобно стреле, выпущенной из лука. Сын мой! Эта стрела больше не вернется обратно. Воду нужно остановить в устье. Если не пресекать селевой поток в начале и не остановить его, то он затопит весь мир, смоет многие места на своем пути. И нечему тут удивляться!

Есть такое слово, которое способно разрушить весь мир, превратить его в руины; и есть слово, которое способно придать львиную храбрость лисе, притворившейся безжизненным мертвецом.

Все души, имеют дыхание Иисуса (а.с.), поскольку исходят из одного и того же места. Иногда, подчиняясь нафсу они превращаются в рану. А иногда, подчиняясь Истинному (Хакк), они становятся лекарством от горестей и страданий, бальзамом для ран.

Если бы души смогли избавиться от желаний нафса, порвать завесу вины, слово каждой души было бы подобно оживляющему дыханию Иисуса (а.с.).

Если захочешь сказать слово, сладкое, как сахар, наберись терпения, откажись от алчности и не вкушай халву удовольствий нафса. Потому, что только дети желают халвы; а умные, мыслящие мужи желают терпения. Терпеливый возвысится до небес; а вкушающий халву будет отставая, отставать».55


Да, уважаемая Джамальнур ханум. У нас есть такие понятия, как закят 56 и орудж 57 (пост) языка. Да, этот язык может нанести нам огромный вред, а может и помочь сделать нашу жизнь легче, краше. Однако, если иметь в виду то, что сегодня самые рейтинговые телепрограммы – горячие слухи и сплетни, очевидно, что нужно поговорить на эту тему, и о том, как правоверные могут спастись от этой напасти.

ДС: На самом деле, наихудшим из прелюбодеяний является прелюбодеяние глаза, то есть проявление интереса к чужой жизни. К сожалению, сегодня мы предпочитаем обсуждение чужой жизни многим религиозным служениям, однако, сейчас месяц Рамадан, и надо особо отметить, что наивысшей степенью поста является пост языка: отказ от сплетен, от пустословия, а также отказ от мирских утех. В этом месяце усиливается взаимосвязь со Всевышним и поэтому проявление интереса к мирским удовольствиям, критика другого человека (пусть даже справедливое), разговоры о подробностях, которых не желает раскрывать другой и которое понесут за собой высказывания типа: «Я лучше него, я бы так никогда не сделал», являются самыми большими проступками, богохульством (куфр), возбраняемым Всевышним. Поэтому нужно искоренить сплетни и слухи из своей жизни. Вам, наверное, известен тот случай, когда досточтимый Пророк (с.а.с.) беседовал со своей женой Аишей (р.а.) и она ему сказала: «Ой, какой высокий человек идет». На это Пророк (с.а.с.) ответил: «Аиша, ты сплетничаешь, выплюнь». Аиша (р.а.) сплюнула и в ее плевке была видна кровь. Как видите, высказываться против других – как плевать кровью.

НС: Это еще не успев произнести ничего негативного про человека. Однако, сегодня мы повсюду наблюдаем, как многие стоят перед камерой или перед публикой, и просто издеваются над незнакомыми людьми: обсуждают все – рост, телосложение, что не так делает и прочее, то есть, в буквальном смысле сплетничают о незнакомых людях. Тем самым, сплетничать становится чуть ли не естественным действием, частью нормальной жизни.

ДС: А все дело в том, что духовно неудовлетворенный человек начинает искать для себя иные способы получения удовольствия и часто находит их в пустых разговорах. Хотя известно, что Пророк (с.а.с.) говорил:


«У того, кто познает Аллаха, язык длинный; у того, кто познает Аллаха, язык короткий». 58


Вы можете подумать, что здесь имеет место несуразность, поскольку оба действия от Всевышнего Аллаха. А все дело вот в чем: у того, кто познает Аллаха язык становится коротким, поскольку он отказывается говорить о мирском, и одновременно язык становится длинным, когда речь заходит о Всевышнем, поскольку у него есть что сказать о Нем.

НС: Да, при этом человек увлекается, наполняется любовью.

ДС: Несомненно, и не иссякнут те слова. А когда речь заходит о мирском, такой человек чувствует себя ограниченным и не находит что сказать. Если кто-то на самом деле занят Всевышним, то в каждом другом человеке он будет видеть проявления Его Имен и Атрибутов и поймет, что сплетни и пересуды о другом, на самом деле являются не чем иным, как сплетнями и пересудами (не дай Бог) об Аллахе.

НС: В одной истории о пророке Моисее (а.с.) рассказывается, как его народ просил Всевышнего прийти к ним в гости. Он согласился, а в назначенное время к ним пришел голодный и уставший путник и попросил еду, но они отказались покормить его. Тогда Всевышний сказал Моисею (а.с.): «Я просил хлеба у тебя, а ты мне не дал». Он удивился: «О, упаси Аллах, Ты ведь не ешь хлеба». «А Я приходил к тебе в облике Своего раба» сказал Всевышний 59. Поскольку все мы – проявления Всевышнего, Он является к нам в лице раба Своего, а мы то издеваемся над ним, то сплетничаем о нем, то завидуем, то ревнуем, то желаем ему зла. Сейчас месяц Рамадан, и суть поста, которого мы держим в этом месяце, заключается, наверное, не просто в воздержании от питания в течении дня.

ДС: Вы совершенно правы! Одновременный пост и закят языка являются двумя самыми большими обрядами богослужения этого месяца. Воздержание от ошибочных изречений и пустословия есть пост языка, а распространение знаний о Всевышнем всему человечеству есть закят языка. Таким образом, пост, который мы держим без соблюдения этих правил, не принесет особой пользы. Существует также пост глаза, который заключается в том, чтобы не замечать дурное и уродливое. О чем мы будем сплетничать, если не будем видеть дурное и уродливое?

НС: Тогда сразу исчезнут все пересуды.

ДС: Вы совершенно правы.

НС: На самом деле, сплетни всегда связаны с нашим поиском дурного, безобразного у других. А за этим, как вы правильно отметили, кроется наше стремление доказать свое превосходство над другими. А это все нафс, мы так поступаем по причине собственного эгоизма.

ДС: Действительно так, но если вы попросите у Аллаха помощи, Он удержит вас от сплетен. Я очень хорошо помню, как подверглась оскорблению со стороны одной коллеги во время своей преподавательской деятельности в лицее. Этого человека никто в коллективе особо не любил и если бы я рассказала всем, как этот товарищ со мной обошелся, все стали бы за ним судачить. Я помню, что очень долго молилась, чтобы Аллах уберег меня от сплетен и случилось невероятное, то, чего не случилось за все давадцать лет моей работы. Впервые за все это время моя мама пришла ко мне на работу и повела меня обедать. А сплетничать с моей матерью было абсолютно невозможно, поскольку она все время говорила только о Боге.