В «третьем мире» СССР успешно соперничал с США в области военного сотрудничества. По некоторым данным, на Советский Союз приходилось свыше 40 % общемировых военных поставок этим странам. Конкурентоспособность советского оружия способствовала его быстрому продвижению во многие развивающиеся страны. С 1966 по 1975 год его получали 29 стран, а с 1980 по 1984 год – 36[205].
Увеличивались размеры военной помощи. В 1955–1968 гг. объем военных поставок составил 4,5 млрд, долларов, в 1966–1975 гг. – 9,2 млрд., а в 1978–1982 гг. – 35, 4 млрд.[206] Основными потребителями советского оружия среди этой группы стран являлись Индия, Сирия, Египет, Ирак, Иран, Ангола, Ливия, Эфиопия. Огромная помощь была оказана в создании национальных армий некоторых ближневосточных стран. Это признавалось на самом высоком уровне. В частности, на XXV съезде КПСС Л.И. Брежнев отмечал: «Советский Союз оказывал последовательную поддержку борьбе ограбленных народов за ликвидацию последствий израильской агрессии. Наша страна помогла и, как показали октябрьская война 1973 года, помогла эффективно – укреплению военного потенциала стран, противостоящих агрессору, – Египта, Сирии, Ирака»[207].
Одним из крупнейших покупателей советского оружия был Ирак. СССР поставлял в эту страну современное оружие на коммерческой основе. Ирак расплачивался за военные поставки твердой валютой. В 1980-е гг. СССР получил от него за военный экспорт 13 млрд, долларов[208]. Более половины военных заказов в эти годы он осуществлял в Советском Союзе[209].
Нужно заметить, что от экспорта оружия СССР не смог получить столько, военных доходов сколько было возможно. Зачастую военные поставки осуществлялись в кредит и за него расплачивались сырьем и другими разными товарами. А нередко оружие выдавалось бесплатно.
Во второй половине 1970-х гг. подобная политика стала корректироваться, сокращались бесплатные поставки, экспорт оружия все больше переводился на коммерческую основу, особенно со странами, идущими по капиталистическому пути развития. Пересмотреть политику в этой области в немалой степени побудил отход от СССР Египта и Сомали, в результате которого были потеряны миллиарды рублей.
Советскому Союзу важно было направить развивающиеся страны на путь социалистической ориентации. Неслучайно поэтому на XXV съезде КПСС в феврале 1976 года главными достижениями во многих развивающихся странах были названы такие перемены как перенесение центра тяжести в развитии промышленности на государственный сектор, ликвидация феодального земледелия, национализация иностранных предприятий[210]. Тем самым было подчеркнуто, какой вектор развития будет поддерживаться КПСС и дальше.
Однако характерным становилось то, что принимающие помощь страны начали отбрасывать одну за другой основные черты экономической модели, которую пытался привнести СССР. Сохраняя прежние лозунги на социалистический путь развития, многие страны фактически стали переходить к капиталистической модели. Так, только за 1986–1988 гг. от принципов централизованного планирования и господства госсектора отказались Ангола, Бенин, Бирма, Танзания, Алжир, Конго, Гана. От ограничений иностранной собственности – Ангола, Бирма, Бенин, Танзания. Перешли к открытой экономике – Ангола, Танзания, Эфиопия, Бенин, Алжир.
Конфронтационный подход двух сверхдержав к борьбе за влияние в «третьем мире» нанес серьезный ущерб национальным интересам Советского Союза. Длительное, в течение десятилетий неэквивалентное научно-техническое, экономическое и торговое сотрудничество с освободившимися государствами, особенно со странами так называемой социалистической ориентации, оказало огромную нагрузку на собственную экономику СССР. В условиях ухудшавшегося экономического положения в стране, расходы на подобное противоборство с США в этой части мира становились все более обременительными для советского бюджета.
Глава III
Ухудшение отношений СССР с Западом в конце 1970-х – начале 1980-х гг
1. Ракетный кризис в Европе
Почему возник ракетный кризис во второй половине 1970-х годов? Установление примерного паритета в стратегических вооружениях между СССР и США не привело к прекращению гонки вооружений. Каждая страна стремилась увеличить уязвимость потенциального противника. Местом огромной концентрации войск и вооружений, в том числе и ядерных, стала Европа.
Большие усилия в наращивании вооружений в Европе прикладывали США. Создав новый тип ядерного оружия – нейтронную бомбу – они предполагали разместить ее в европейских странах. Это оружие было направлено на массовое поражение живой силы, но при этом не обладало разрушительным свойством для материальных объектов. Размещение этого оружия аргументировалось тем, что оно не является в полном смысле ядерным. Однако европейскую общественность обмануть не удалось. Против размещения этого «неядерного оружия» поднялись миллионы людей в Европе. В мощное антивоенное движение включились сотни тысяч людей и в странах, являющихся союзниками США по НАТО. Под давлением европейского антивоенного движения президент США Джимми Картер 7 апреля 1978 года вынужден был дать указание приостановить нейтронный проект.
Политика Советского Союза в тот период также была направлена на модернизацию своих ракетных ядерных сил, размещенных в европейской части страны. Такая политика была направлена не на то, чтобы добиться преимущества перед НАТО, а для того, чтобы ликвидировать свое отставание в этой области. Г.М. Корниенко указывает, что СССР на советско-американских переговорах по ОСВ-1 и ОСВ-2 настойчиво ставил вопрос об американских ядерных средствах передового базирования, географическое расположение которых позволяло наносить удары по Советскому Союзу. Потенциальную угрозу СССР несли Англия и Франция, обладающие ядерным оружием[211]. По данным Корниенко, соотношение по ядерным боезарядам на стратегических носителях было 3:1 в пользу США[212].
В этих условиях в 1976 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о замене устаревших ракет средней дальности, установленных в европейской части СССР, на новые. Позднее А.А. Громыко, министр иностранных дел СССР, вспоминал: «Это была не совсем продуманная инициатива. На начальном этапе ни Андропов, ни я, не знали, что Брежнев с Устиновым еще в 1975 г. приняли решение об их размещении, и в 1976 г. оно началось без серьезного обсуждения на Политбюро. Это был отход от обычной практики. «Здесь телегу – ракеты СС-20 – поставили впереди лошади – большой политики в отношении США и Западной Европы. Не было должного политического обеспечения этой военной акции, обоснования появились с опозданием»[213].
В 1976–1977 гг. Советский Союз приступил к замене устаревших и небезопасных ракет средней дальности – РСД-4 и РСД-5 (по западной классификации СС-4 и СС-5) на новые РСД-20 (СС-20). По мнению Корниенко замена старых ракет на новые была вопросом не целесообразности, а вопросом необходимости, еще точнее – неизбежности[214].
Замену старых ракет на новые США и ее союзники использовали как повод для модернизации своего ядерного потенциала в Европе. Известно, что заказ на разработку ракет средней дальности «Першинг-2» был выдан американской промышленности еще в 1968 году. «Четырьмя годами позже США, – пишет В.М. Фалин, – вступили в контакт с ФРГ и Англией на предмет размещения на их территории нового ракетно-ядерного оружия и координации усилий для продвижения соответствующего решения в Атлантическом союзе»[215]. Ведь даже Киссинджер вынужден был признать, что «СС-20 явились скорее предлогом для развертывания американских ракет, чем его причиной»[216].
На сессии НАТО 30–31 мая 1978 года было принято решение о довооружении ядерными ракетами. Однако по вопросу целесообразности размещения в Европе новых американских ракет, как в НАТО, так и в правящих кругах США, единства не было. Это открывало хорошую перспективу для советской стороны с тем, чтобы реально предотвратить размещение американских ракет в Европе. Но советское руководство не сумело воспользоваться данным обстоятельством. Как вспоминает Г.М. Корниенко, «Запад подавал нам соответствующие сигналы: пусть СССР «раскроет карты», из которых было бы видно, что он не станет развертывать ракет СС-20 больше (в пересчете на боеголовки), чем были ракеты СС-4 и СС-5, а еще лучше – ограничиться несколько меньшим их числом с учетом более высоких качественных характеристик. Тогда озабоченность западноевропейцев, как и вопрос о размещении новых американскихракет в Европе, будет снята»[217].
Сторонник довооружения НАТО канцлер ФРГ Гельмут Шмидт и тот «долго не захлопывал дверь, не запирал на ключ. Еще один шанс он предоставил советской стороне летом 1979 г., когда по дороге на Дальний Восток (или обратно) специально делал остановку в Москве. На аэродроме в Шереметьево канцлера приветствовали А.Н. Косыгин и АА. Громыко. Главный предмет беседы – «довооружение» Запада перед лицом «сверхвооружений» Востока. Шмидт добивался – или Советский Союз раскроет, куда он клонит чашу весов, или ФРГ поддержит «профилактические защитные» контрмеры НАТО. Наши представители сыграли в молчанку»[218].
Одним словом, западноевропейцы хотели прозрачности советской позиции по этому вопросу. Их озабоченность могла быть снята, если бы СССР заявил им, что количество ракет СС-20 не будет превышать количество старых ракет СС-4 и СС-5, тем более что последние должны были быть сняты вообще с вооружения. «Делалось это у нас в глубокой тайне, – пишет А.Ф. Добрынин, – и без объяснения, что эти ракеты ставились на замену, а не в дополнение к уже существующим ракетам старого поколения»[219].
Глава советского правительства А.Н. Косыгин о содержании беседы с Гельмутом Шмидтом доложил в Политбюро. Министр обороны Д.Ф. Устинов был бескомпромиссен: «Ишь чего захотели, раскрыть им наши планы. Да еще скорректируй их! А кто даст гарантии, что они после этого откажутся от своих планов?» [220]. Устинов был совершенно убежден в том, что «НАТО все равно, что бы мы не сделали, разместит в Европе свои ядерные ракеты сродней дальности», и потому неважно, дадим ли мы им поводы. «Что, снова будем плестись в хвосте?» – добавил он в разговоре с Громыко[221]. Жесткая позиция Устинова на Политбюро взяла верх. Возможность плодотворного диалога с западноевропейцами в этот короткий, но очень важный отрезок времени была нашей дипломатией упущена. Хотя, конечно, и нельзя утверждать, что был упущен шанс предотвратить принятие решений НАТО и последующее развертывание американских ракет средней дальности.
Администрация Картера информировала Кремль о том, что на декабрьской сессии НАТО (1979 г.) она будет добиваться решения о размещении американских ракет в Европе. В Кремле с запозданием оценили масштабы угрозы, которая в будущем может нависнуть над Советским Союзом. В Москве стали категорически возражать против этих планов. 6 октября 1980 г. Брежнев предложил демонтировать часть уже размещенных ракет СС-20, а также вывести из ГДР 20 тыс. советских войск и 1000 танков в течение следующего года, в обмен на отказ НАТО разместить американские ракеты в европейских странах. Однако со стороны США инициатива Брежнева не нашла поддержки.
Позиция советского руководства по евроракетам на том этапе в отечественной и зарубежной историографии подвергалась критической оценке. По мнению Дж. Боффа, «советская дипломатия оказалась не на высоте. Ракеты СС-20 бросили ФРГ, Францию, Италию и другие европейские страны в объятья США и в то же время отдаляли Варшаву, Прагу и Будапешт от Москвы»[222]. Некоторыми российскими историками решение о размещении на европейской части СССР ракет РСД-20 также рассматривается, как создание нашей страной нового очага международной напряженности [223]. Это был серьезный просчет середины 70-х годов, который привел к созданию в Европе второго стратегического фронта против СССР и к обострению военного противоборства не только с США, но и со всеми странами Запада Европы, а также содействовал отходу от разрядки напряженности в конце 70-х годов[224].
12 декабря 1979 года на сессии НАТО было принято убийственное решение о развертывании в 1983 году 672 ракет средней дальности с ядерными боеголовками (108 «Першинг-2» и 464 крылатых ракет «Томагавк» на территории Англии, Италии, ФРГ, Бельгии и Нидерландов)[225].
В ноябре 1981 года Рональд Рейган выступил с инициативой, получившей название «нулевой вариант». Он предусматривал ликвидацию размещенных ракет СС-20 за отказ разместить в Западной Европе «Першинг-2» и крылатые ракеты[226]. Однако, по мнению Г.М. Корниенко, последующие события показали, что это был всего лишь пропагандистский ход, рассчитанный на то, что Советский Союз никогда не согласится с таким вариантом[227]. Инициатива Рейгана выносила за скобки ракеты Англии и Франции, а также ракеты морского базирования, и это сохраняло перевес сил потенциальных противников СССР в ядерных средствах средней дальности и не могло удовлетворить советскую сторону.
Это предложение Рейгана сразу же в Москве было встречено отрицательно. Трудно было согласиться на это, прежде всего по психологическим соображениям. Ведь СССР уже произвел ракеты, поставил их на вооружение, обучил офицеров, потратив значительные деньги в обмен лишь на обещание США не размещать в будущем свои ракеты (помимо пропагандистского выигрыша они сэкономили бы еще немалые средства).
Однако советская дипломатия и на этот раз, как нам представляется, допустила просчет. Следовало бы с американцами вступить в переговорный процесс. Можно согласиться с А.Ф. Добрыниным, констатирующим, что «мы получили бы неплохой пропагандистский выигрыш, если бы сделали это. Дело в том, что весь замысел Рейгана строился именно на нашем отказе» [228]. Добрынин подкрепляет свои выводы высказываниями Уорнке, являвшегося главой делегации США на переговорах по ОСВ-2, который крайне пессимистически оценивал перспективы этих переговоров. По его словам, «Рейган поставил себе целью ускоренными темпами наращивать военную мощь Америки и американское ядерное присутствие в Европе… президент все равно нашел бы повод отказаться от собственного предложения только из-за того, чтобы добиться развертывания американских ракет в Западной Европе». «Показательно, пишет Добрынин, – что впоследствии, когда мы стали проводить более продуманную линию, американской дипломатии пришлось отбиваться от их же собственного «нулевого варианта», выдвигая всякого рода «промежуточные решения»[229].
В будущем, когда международная обстановка несколько улучшилась и опасность развязывания ракетно-ядерной войны отошла, новый советский Генсек М.С. Горбачев согласился на принятие «нулевого варианта», заставив по существу пойти на радикальное сокращение ядерных вооружений в Европе.
Однако в тот период американцы, одержимые стремлением разместить свои ядерные ракеты на европейском континенте, не хотели обсуждать никакие предложения советской стороны, направленные на достижение компромисса. В частности, 15 марта 1982 года Брежнев объявил мораторий на размещение новых ракет средней дальности в европейской части СССР, но у США он никакого интереса не вызвал.
В возникновении ракетного кризиса в конце 1970-х – начале 1980-х гг., ответственность несут обе сверхдержавы. СССР, разметив свои ракеты СС-20 в европейской части страны, дал серьезный повод США для размещения на территории своих европейских союзников еще более современных ракет, нацеленных против СССР и его союзников. О размещении советских ракет именно как о поводе, а не причине ракетного кризиса, есть основания говорить потому, что последующие действия США показали, что они искали лишь предлог.
Ракетный кризис положил начало кризису разрядки, кризису в отношениях между Востоком и Западом. Но были еще афганский и польский кризисы, которые политику разрядки похоронили окончательно.
2. Вхождение СССР в Афганистан: геополитические расчеты и просчеты
Другим событием, еще более обострившим отношения СССР с США и в целом со всем Западом, был ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 года. Этот факт был использован американцами, как для окончательного преодоления «вьетнамского синдрома», так и для сплочения на антисоветской основе своих союзников, как по Североатлантическому блоку, так и в странах «третьего мира». И в этом они немало преуспели. К середине 1980-х годов более 120 государств-членов ООН, то есть подавляющее большинство, последовательно выступало на всех форумах этой организации против вооруженных действий СССР в Афганистане[230].
Принятие решения о вводе войск в Афганистан можно считать одним из самых недальновидных решений советского руководства в период правления Л.И. Брежнева. Огромные негативные международные последствия того решения, с которыми руководству СССР придется столкнуться уже в ближайшей перспективе, не были в должной мерее просчитаны. Реакция Запада, в особенности США, оказалась значительно более агрессивной, чем предполагалось ранее, а вместо кратковременного пребывания войск и их неучастия в боевых действиях, им пришлось воевать почти десять лет. Кроме людских потерь, Советский Союз вынужден был нести большие материальные и финансовые траты, усугубляя тем самым свое собственное социально-экономическое положение.
Второй съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 года принял резолюцию о том, что решение о вводе войск в Афганистан «заслуживает морального и политического осуждения»[231].
К настоящему времени по теме афганской войны опубликованы серьезные научные работы[232], защищены диссертации[233]. Очень важным является наличие значительного количества мемуаров, без которых, едва ли возможно исследование данной темы. Среди них можно выделить воспоминания Б.В. Громова, Г.М. Корниенко, А.А. Ляховского, В.А. Меримского, В.И. Варенникова и многих других[234]. Доступнее стали некоторые архивные материалы. Все это в совокупности позволяет получить более объективное представление по данной проблеме, чем прежде.
Как и почему произошло принятие решения о вводе советских войск в Афганистан? Ответ на данный вопрос предполагает хотя бы коротко разобраться в тех обстоятельствах, которые предшествовали принятию этого важного решения. Между Афганистаном и Советским Союзом традиционно существовали многолетние добрососедские отношения. Он был первой страной Востока, которая установила дипломатические отношения с Советской Россией в мае 1919 года, а в феврале 1921 года был подписан советско-афганский договор о добрососедстве. Советско-афганская граница с тех пор была одной из самых спокойных.
Отношения между СССР и Афганистаном в XX веке имели богатую историю и традицию. С представителями этой страны встречались В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев. В декабре 1955 года первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев и председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин осуществили официальный визит в Кабул [235], а в октябре 1963 года его посетил председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев[236].
Определенные проблемы в советско-афганских отношениях начались после свержения в 1973 году афганского короля Захир-шаха и прихода к власти двоюродного брата короля Мохаммеда Дауда, ставшего премьер-министром, а затем и президентом Афганистана. Однако, в целом, как при свергнутом короле, так и при Дауде, несмотря на заигрывания последнего с Западом, отношения с Советским Союзом были дружественными[237].
К 1978 году при технико-экономическом содействии СССР были построены и введены в эксплуатацию 70 промышленных, энергетических и транспортных объектов. Они составили до 60 % всех предприятий госсектора. Были подготовлены около 60 тыс. специалистов различного профиля. Советский Союз обеспечивал также до 40 % внешнеторгового оборота Афганистана. Он занимал первое место по объему предоставляемой Афганистану иностранной экономической помощи, его доля составляла 54 % общего объема внешних займов и кредитов (для сравнения – доля США составляла 15 %)[238]. До апреля 1978 года в Афганистане трудились более 2 тысяч советских специалистов и советников, в том числе и военных. В Советском Союзе военную подготовку прошли около 3 тысяч афганских военнослужащих [239]. Однако Афганистан оставался одной из бедных стран мира с нестабильной политической обстановкой.
Во внутренние противоречия все более втягивалась и афганская армия, среди офицеров которой имелись приверженцы Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), считавшей себя марксисткой. Именно эти офицеры совершили военный переворот 27 апреля 1978 года, в ходе которого свергли правительство Дауда. Этот переворот был назван Саурской или Апрельской революцией. Власть в стране перешла в руки Военно-революционного совета, преобразованного вскоре в Революционный совет во главе с Нур Мухаммедом Тараки, являвшимся одновременно Генеральным секретарем ЦК НДПА и премьер-министром Афганистана.
Современники и историки отмечают, что этот переворот стал неожиданным для Москвы. Г. М. Корниенко, являвшийся тогда первым заместителем министра иностранных дел СССР, позднее напишет: «Для Москвы этот переворот был полной неожиданностью – первое известие о нем появилось по линии английского агентства Рейтер, а уже потом постфактум пришло сообщение от посольства СССР в Кабуле. По линии наших спецслужб заблаговременной информации не поступало. Даже имена деятелей, пришедших к власти Н.М. Тараки, Б. Кармаля, X. Амина и других, ни о чем не говорили ни министру иностранных дел СССР А.А. Громыко, ни другим членам советского руководства и были известны лишь работникам Международного отдела ЦК КПСС и КГБ.
Позже Тараки в беседе со мной (Г.М. Корниенко – М.П.) откровенно говорил, что, хотя у них имелась возможность уведомить советских представителей в Кабуле о готовящемся перевороте, они сознательно не стали делать этого…»[240].
Афганская «революция» оказалась неожиданной как для советского посла А.М. Пузанова, аккредитованного в Кабуле с 1972 года, так и для зарубежных дипломатов в афганской столице, – пишет норвежский историк Вестадт [241]. Подобная оценка этого события содержится и у других зарубежных авторов. В частности, американские публицисты Оливер Стоун и Питер Кузник отмечают: «Советский Союз, имевший дружественные отношения с прежним правительством, хотя оно и проводило репрессии против афганских коммунистов, не стремился к перевороту»[242]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Историографический раздел содержится в: Елисеева Н.В. История перестройки в СССР. 1985–1991 гг. Учебное пособие. 2-е изд. М.: РГГУ, 2017.
2
Монография включает материалы, ранее опубликованные в книге: Полынов М.Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. Вторая половина 1940 – первая половина 1980-х гг. СПб.: Алетейя, 2010.
3
См.: Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945–1985) – Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. М., 1995; Чубаръян А.О. Новая история холодной войны // Новая и новейшая история. 1997- № 6. С. 10–18; Холодная война: новые подходы, новые документы / Отв. ред. М.М. Наринский. М., 1995; Сталин и холодная война / Отв. ред. А.О.Чубарьян. М., 1998; Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 1999; Зубок
B. М., Печатнов В.О. Отечественная историография «холодной войны»: некоторые итоги десятилетия // Отечественная история. 2003. № 4.
C. 139–148; № 5. С. 139–148 и др.
4
См.: Чубаръян А.0.1) Новая история холодной войны // Новая и новейшая история. 1997- № 6. С. 10–18; 2) О «новой истории» холодной войны (материалы дискуссии) // Сталинское десятилетие холодной войны: факты и гипотезы. М., 1999- С. 223–247.
5
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. От Великой Победы до нашихдней. М., 2002. С. 252.
6
Мальков В.Л. Путь к имперству. Америка в первой половине XX века. М., 2004. С. 555.
7
Стоун Оливер, Кузник Питер. Нерассказанная история США / Пер. с англ. М., 2015. С. 11, 269.
8
Согрин В.В. Энциклопедия истории США. М., 2018. С. 204.
9
Там же. С. 270.
10
Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 257.
11
Там же.