Михаил Петрович Буров
Дорогой жизни – дорогой судьбы. Записки экономиста
© Буров М. П., 2019
© Буров М. П., 2021, с изменениями
© ООО «НТК «Дашков и К°», 2019
© ООО «НТК «Дашков и К°», 2021, с изменениями
Вместо предисловия
При достижении определенного почтенного возраста, каждый человек в большей или меньшей степени оценивает ход своего жизненного пути, трудовую и общественную деятельность, работу и встречи с людьми, с обществом и, особенно, как дорогой жизни у него возникали какие-то плодотворные и наносные творческие мысли, идеи, высказывания, научные оценки происходящих событий, экономических и общественно-политических явлений. Как правило, по нашим наблюдениям, это в основном свойственно производственникам и непосредственно экономистам, связанным с реальной экономикой и совмещающим основную трудовую деятельность с научно-преподавательской работой, ибо экономика как хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления выступает, по сути, – дисциплиной жизни!
Глубоко убежден, что каждый человек, рождаясь на свет, обязательно несет в себе предназначение – для какой цели он рожден. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни. И главное на жизненном пути – узнать свое предназначение и реализовать его как можно с более полной отдачей.
В детстве, да и в зрелые годы, мы часто о чем-то мечтаем, но я не склонен слепо верить в мечту, а верю в дорогу жизни, предопределенную судьбой, и считаю, что мой путь – моя судьба, хотя и за исполнение судьбы тоже надо бороться. В судьбе нет случайностей. Человек, скорее создает, нежели встречает свою судьбу. В каждом человеке скрыта мудрейшая сила строителя – созидателя, и нужно ей дать волю развиваться и совершенствоваться. Природа предопределила земное назначение человека творить, созидать, строить, оберегая, дополняя и совершенствуя уже сделанное предками.
Послевоенное детство, школьные годы и воспитание в духе государственного патриотизма, коммунистические идеалы, время так называемой «перестройки», время демократизации, гласности, понимания и не понимания социализма, время, которое перечеркнуло весь ход исторического развития страны и наряду со свободой мысли, горбачевским «плюрализмом мнений», утратой коммунистической идеологии, развалом Советского Союза, породило в стране хаос и анархию, отчасти потерю Человеческой Совести, разрушило элементарные нормы нравственности, общественной культуры, дисциплины и порядка, перечеркнуло роль Великой Победы в Великой Отечественной войне, завоеванную нашими отцами и дедами и разбудило в людях дремавшие многие годы чувства национал-шовинизма, терроризма и экстремизма, что и привело страну фактически к межнациональной, гражданской войне.
Да, жизнь наша круто изменилась. Появились новые веяния и новые взгляды, подчас наносные. Вдруг все как нас воспитывали и чему учили учителя – фронтовики, что мы делали под их руководством, оказалось не так или не совсем так. В результате сами организаторы «демократической» вакханалии запутались в своих оценках и не смогли отделить суть зерна от шелухи, а сами именно и увязли в шелухе.
Согласно некоторым исследованиям за 2018 год, даже сегодняшняя американская молодежь более 51 % поддерживает социализм, а менее 45 % просто разочарованы в капитализме.
Сегодня мы ощущаем резкое обострение международных отношений, снижение мирового авторитета страны и упадок ее экономики. На опасно низком уровне находятся отношения России с Соединенными Штатами Америки.
Мы живем в такой ситуации, когда все последние годы только и слышим про кризисы: кризис ипотеки, кризис экономический, банковский и т. д. и т. п. И мало кто задумывается о том, что на самом деле это лишь внешняя оболочка того, что происходит где-то в глубине. Сегодняшняя ситуация в России характеризуется переплетением ряда кризисов. На самом деле цивилизация переживает, во-первых, глобальный структурный кризис, пожалуй, самый сложный кризис за всю историю своего существования, охвативший с 2008 года все развитые и некоторые развивающиеся страны. Дело связано с тем, что мы живем в высокотехнологичном мире, вся наша жизнь, цивилизация основаны на высоких технологиях. И кризис той базы цивилизационной, то есть на самом деле науки, и определяет то, что мы с вами видим и обсуждаем в настоящее время. Во-вторых, это стандартный циклический кризис и, в-третьих, кризис внешних шоков.
Лидерство сегодня обеспечивается технологическим превосходством, фактически военная колонизация заменилась технологическим порабощением. И, что крайне важно, под эту колонизацию подпадают развитые страны в первую очередь.
В чем причина этих кризисов, почему так случилось? Дело в том, что наша природа миллиарды лет существует в абсолютно гармоничном самосогласованном виде: светит солнышко, его энергия преобразуется с помощью фотосинтеза в химическую энергию, и вся система – био-, геомиллиарды лет живет гармонично абсолютно самодостаточно, без ресурсного дефицита. Затем мы построили техносферу, которая есть основа нашей цивилизации фактически за последние 150–200 лет. И что произошло? Есть одна цифра: общее количество кислорода, которое было потреблено всей цивилизацией до нашего времени, составляет 200 млрд. тонн. Мы это же количество кислорода истребили за 50 лет.
До того времени, как мы изобрели паровую машину, наша технологическая жизнь, цивилизация были частью общей техносферы, мускульная сила плюс сила ветра и воды. Мы не знаем имен изобретателей колеса, серпа, молота и других столь же великих открытий, но мы знаем, что это дело разума и рук человека. По крохотной песчинке, по маленькому камешку, тысячелетие за тысячелетием человек неустанно мостил и мостил свой путь к сегодняшнему всемогуществу. И тут надо отметить, что история любого дела – история Человека. Так мы жили и не нарушали баланс в природе.
Дальше мы придумали паровую машину, потом электричество и построили техносферу, которая полностью антагонистична природе. Значит, фактически причина названных кризисов – в противоречии, антагонизме между природой и созданной человеком техносферой. И это наступило за последнее десятилетие по факту.
Человечество находится в некой очень сложной ситуации, перед выбором. Фактически перед нами стоит проблема о том, что будет с человечеством дальше, и она очень глобальная и глубокая. Поэтому выбор приоритетов сегодня для цивилизации в целом и для каждой конкретной суверенной страны является наиважнейшим делом.
Все приоритеты можно поделить грубо на две части. Есть тактические приоритеты, которые позволяют нам жить сегодня. Если мы не будем производить лекарства, продукты, или модернизировать армию, мы сегодня потеряем все и не сможем выжить. Но если мы не будем думать о стратегических вызовах, то завтра мы исчезнем.
Сегодня мы живем в суверенном государстве благодаря тому, что были созданы атомное оружие, бомба, подводные лодки и ракеты, сегодняшние «ракеты – невидимки» и др. Причем, в основном, все это создавалось в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны и тогда никто ничего не обсуждал, никто не говорил про инновации, про экономическую выгоду. Все это делалось, чтобы выжить.
Затем наши разработки были повернуты в ядерное энергетическое устройство, и в 1958 году была создана первая подводная лодка, а через год – первый в мире атомный ледокол. И мы сегодня вне конкуренции на высоких широтах, на шельфе, в Арктической зоне. При этом заводы, которые строят атомные подводные лодки, безальтернативно могут создавать платформы для добычи нефти и газа на шельфе.
И такой момент. Мы все пользуемся компьютерами. И никто не задумался, что, вообще, компьютер и вычислительная математика возникли только потому, что надо было обсчитывать теплофизические характеристики нейтронных реакторов и траекторию выхода в космос. Поэтому возникли вычислительная математика и компьютеры. А суперкомпьютеры сегодня, которые составляют основу наших современных разработок, возникли в ответ на запрет испытания ядерного оружия. Но это испытание переместилось в суперкомпьютер, который возник только поэтому. Ну а дальше, возникают – ядерная медицина, изотопы, ускорители, нейтронные реакторы. Фактически вся исследовательская мировая база выросла из атомного проекта.
Если мы решаем стратегическую задачу, она взрывает цивилизацию, она и превратила в свое время Советский Союз в сверхдержаву и сегодня сохранила нашу российскую суверенность, но при этом она родила новую экономику – высокотехнологичную. Мы сегодня практически, например, единственная страна, которая имеет полный атомный цикл. Одна страна – мы. И мы практически создали десятки индустрий…
Если оценить эти рынки, то они доминирующие, высокотехнологичные рынки в мире, и мы на них имеем ключевые позиции. Поэтому выбор стратегического приоритета – ключевой вопрос для перспектив развития любого государства, и в первую очередь такого, как наше.
И вот сегодня мы столкнулись с переплетением названных кризисов. Выхода из них два. Выход первый – двигаться, как есть, через череду кровавых войн за передел и доступ к ресурсам, который уже идет. Тогда мы придем фактически к первобытному состоянию. Либо второй вариант – создать принципиально новую технологическую базу природоподобных технологий, то есть фактически включить технологии в цепочку замкнутого ресурсооборота, самодостаточного, который существует в природе.
Глобализация мировой экономики и мировое разделение труда срабатывают в пользу усиления управляемости макроэкономическими пропорциями, снижения рискоемкости. Правда, некоторые страны, например Китай, идут по пути копирования передовых достижений других стран и в то же время ищут собственный инструмент выхода из кризисного состояния путем существенных вложений, в-первую очередь, в науку и образование.
Сто лет назад революционеры скинули царя, забрали у буржуев заводы и фабрики, а у помещиков – землю. И обещали раздать отнятое народу. А заодно уничтожить сословия и привилегии, положить конец войне и отдать хлеб голодным.
Так нас учили в школе. Но вот что интересно – существует статистика забастовок и стачек в России по различным поводам. Так вот, накануне революции, в 1916 году, менее одного процента бунтов произошло из-за длинного рабочего дня. Треть стачек – из-за плохих условий труда и быта, а также тогдашних порядков на производстве (в основном пролетариев не устраивали штрафы за плохую работу).
А львиная доля бунтов – свыше 70 %! – произошла из-за недостаточной, как тогда рабочим казалось, зарплаты.
То есть революция победила не потому, что трудящиеся мечтали о повальной грамотности, бесплатной медицине и восьмичасовом рабочем дне. Пролетариат яростно, не щадя себя и страну, требовал отнюдь не это, а больших зарплат.
Впрочем, во все времена люди идут на митинги под одними лозунгами, а получают потом совсем иное – как правило, чего не ждали.
Крестьяне получили не землю, а дикую продразверстку. К ним приходили продотряды и забирали хлеб, зерно, картофель. Взамен давали деньги, на которые ничего было не купить. Только в 1921 году эту дикость заменили продналогом. Хоть что-то оставалось.
После революции наступили годы гиперинфляции, цены сравнивать некорректно. Лишь после 1935 года, когда в СССР отменили карточное распределение продуктов, можно сравнивать цены и доходы.
Средняя месячная зарплата в 1936 году составляла: в промышленности – 231 руб., в совхозах – 140 руб., в медицине – 189 руб. В среднем по стране выходило около 200 руб. на работающего. Что на них можно было купить? Отстояв очередь, банку сардин (4 руб. 75 коп), кусок хозяйственного мыла (2 руб. 27 коп.), бутылку водки (6 руб. 55 коп). Гусь тогда стоил 10 руб., 1 кг яблок – 50 коп.
В 1935 году рабочие тратили на питание 67 % своей зарплаты. При Николае II, напомню, – 47 %.
Если перевести среднюю зарплату в килограммы картошки, то по данным некоторых исследователей получается, что самое лучшее историческое время – 1913 год, когда россиянин мог купить на жалованье аж 1230 кг картофеля. В октябре 1917-го – только 148 кг. Во времена НЭПа положение улучшается – около 900 кг. С 1934 по 1938 год – 450 кг.
А приблизились мы к предреволюционному уровню лишь в конце 1980-х…
Спустя более 100 лет после Октябрьской революции мы вновь оказались перед теми же проблемами, которые были в 1917 году. Но тогда Россия получила шанс на равенство и справедливость, но утратила свободу. В настоящее время мы пожертвовали тем, что имели, ради свободы. В этой связи нужны новые идеи для будущего «приемлемого неравенства» и сохранения единства нации.
Наука об экономическом регулировании в теоретическом плане, как форма существования научных знаний предполагает синтез, интеграцию отдельных методологических положений вокруг проблемы регулирования. Поэтому регулирование предполагает в высшей степени целесообразность и точность управленческих действий. Жизненной установкой поколения XXI века, фактически, должен стать лозунг: «Всемерный переход от неопределенности к определенности, от дерегулирования к регулированию».
Обо всем этом и пойдет речь в предлагаемой книге с позиции моей квалификации – инженера-экономиста, строителя, а впоследствии доктора экономических наук, профессора по специальности «Экономика и управление народным хозяйством».
Однако отмечу, что смотреть на прошлое из настоящего, применяя, как правило, к сожалению, для его оценки только сегодняшние критерии, – просто, хотя иногда и очень болезненно. Судить людей и их деятельность некорректно по нормам времени, в котором живем мы. Да и православная культура тут не всегда в силах. В настоящее время примерно 34 % населения российских городов активно вовлечены в православную жизнь. Наибольшее их число проживает в Белгороде, Воронеже, Курске, Липецке, Москве (включая подмосковные Химки и Балашиху), а самый низкий уровень вовлеченности населения в православную культуру отмечаем в Улан-Удэ, Уфе, Якутске, Махачкале и Грозном. Конечно, сама по себе жизнь человека не представляла бы широкого интереса, не окажись она волей обстоятельств, связанных с решающими судьбоносными периодами в жизни нашей страны и вообще мирового сообщества.
Моя жизнь по сей день сопровождается насыщенными кипучими событиями, которых хватило бы не на одну книгу.
Я родился в Воскресенье в 8 часов утра 14 ноября 1954 года в родильном доме города Курска (ул. Энгельса, д. 10).
По системе, известной еще со времен античности, день недели, в котором мы появились на свет, во многом предопределяет наш биоэнергетический потенциал, основные черты характера, отношение к окружающему миру и людям, сферу деятельности, где мы можем достичь наибольших успехов, то есть, по сути, фонд всей нашей жизни.
Черты характера человека, рожденного в Воскресенье: положительные – доброта, уверенность в себе, организованность, мудрость, творчество, энергичность и отрицательные – амбициозность, эгоцентризм, беспечность.
Покровительствующая планета Воскресенья: Солнце.
На пятый день нас с мамой выписали из роддома домой. В то время мы жили в собственном доме города Курска по улице Дзержинского, дом 101, который по наследству от родителей перешел к моей бабушке Марии Ивановне Буровой (Хохловой). Это был большой дом с флигелем во дворе, с цветочной клумбой и густыми кустами персидской сирени, посаженной еще прадедом Иваном Викторовичем Хохловым, которая и сейчас каждую весну радует курян всеми оттенками лилового и белым буйным цветом.
В этом доме проходило мое беззаботное детство. Меня воспитывали и отец, и мать, и бабушка в строгости, и одновременно, очень баловали. По прошествии лет я думаю, что это главное. У детей должно быть золотое детство, и оно у меня было! Может быть, поэтому я так хорошо помню своё детство – ведь главное в мире – память добра! Меня очень любили. У меня было множество действующих игрушек, спортивных снаряжений, папой были установлены прекрасные железные качели во дворе дома, по возрасту приобретались различные марки велосипедов, папа обучал меня верховой езде на лошадях, а дедушка Мефодий смастерил замечательный автомобиль из дерева. Мне на день рождения родители всегда дарили познавательные подарки, пекли маковые и воздушные пироги, торг «Наполеон», выпекали пирожки с различной начинкой, «жаворонков» и вкусные пирожные. Не все сегодняшние дети знают, что это такое…
Самого родового дома по улице Дзержинского уже давно нет, его снесли в 1980 году, когда через Курск проносили Олимпийский огонь. Но остались старый вяз, что пророс из семечка, который помнит и меня и моих родителей, акация и роскошная сирень.
В июле 1955 года я был крещен в Всехсвятском Храме города Курска по ул. Энгельса, д. 5А. Там же в 1928 году крестили и мою маму.
Мои родители – Петр Мефодьевич Буров (Умрихин) и Людмила Евгеньевна Бурова – русские, познакомились в ноябре 1953 года и вступили в брак 6 февраля 1954 года.
По себе знаю: ничто так не омолаживает душу, как достигнутая цель, красиво выполненная работа. И, конечно, чувство юмора. Оно никогда, ни при каких обстоятельствах не должно изменять человеку. За это понимание я бесконечно благодарен моим родителям, учителям и товарищам по жизни.
Сердечно благодарю всех, кто встретился мне на жизненном пути, кто поделился своими впечатлениями и воспоминаниями, которые, безусловно, были использованы при написании этой книги.
Особую благодарность и признательность выражаю инженеру-строителю Михаилу Бурову, моему сыну, настоящему ближайшему другу и помощнику за неоценимую помощь в работе над рукописью и участие в подготовке книги к изданию.
Михаил БуровЧасть I
Формирование дисциплины, жизни и трудового пути
Глава 1. Родители (отец, мать, дедушки, бабушки)
Отец
Образ отца был создан еще моим детским воображением и навсегда в неизменном виде шел по жизни и запечатлелся в памяти, и до сих пор не покидает меня, став неотъемлемым спутником жизни, составной частью моей души.
С детства и на протяжении всей жизни я сохранил в себе светлые добрые чувства об отце и горжусь этим. Отец жил, воевал и трудился в тревожную сложную эпоху, которую мы долго восхваляли, и вдруг в одночасье решили полностью перечеркнуть, опорочить, представить всех людей, живших и работавших в этот период примитивными, жалкими созданиями под общим некорректным названием – совки. А среди этих людей было много ярких личностей. К ним отношу и своего отца.
Высокий, стройный, с красиво уложенной природой русой шевелюрой, с широким разбросом плеч, отец по земле ходил уверенно, прямо, здороваясь на ходу со всеми прохожими и ловя их восхищенные взгляды. Мне и брату Евгению доставляло особую радость и гордость присутствовать при этом. Нам казалось, и мы видели себя в те минуты почти равными с отцом.
Вера в новую жизнь, в социализм, коммунизм, преданность Коммунистической партии Советского Союза двигала по жизни моим отцом и его товарищами. Конечно, было чрезмерное почитание Ленина, Сталина, Жукова и их соратников, наделяемых сверхчеловеческими качествами и всевышней мудростью. А весь секрет заключался в том, что, поверив в таких людей, как мой отец, и наблюдая за их работой в повседневной жизни, рядом с собой, они не могли по другому смотреть на вождей и оценивать их деяния.
А мой отец и его товарищи по партии, поверив сами в возможность создания светлого будущего для всех людей, освятили этой верой свои семьи, своих детей, соратников по работе, окружающих людей и повели их за собой. И они пошли, и пошли именно потому, что из года в год ощущали результаты своего труда в новых городах, поселках, селах, заводах, фабриках, совхозах и колхозах, вузах, техникумах, школах, детских дошкольных учреждениях, учреждениях науки, культуры и здравоохранения. Впервые на памяти трудящегося человека, его дети, как в свое время дети буржуев и интеллигенции, пошли в детсады, школы, техникумы и вузы.
Отец принадлежал к поколению мужественных, последовательных, преданных партии людей. Он считал заслугой Сталина, что ему удалось выстроить такую вертикаль, при которой принимаемые сверху решения в считаные часы доводились до самых низов и немедленно приводились в действие, без всякого формализма, без любой бюрократии, без любого администрирования во всем, что касалось человека и его интересов.
Отец никогда не поступался своими принципами, никогда не лгал и не позволял это делать своим детям и близким людям, всегда оставался хозяином своего слова, ненавидел предательство и предателей.
Папа, урожденный Умрихиным Петром Мефодьевичем, родился 28 мая 1923 года в селе Мальцеве, которое располагалось при р. Сейм по правую сторону автодороги из г. Курска в г. Льгов и г. Рыльск и входило в состав Дьяконовской волости 2-го стана Курского уезда Курской губернии (с 1973 г. село Мальцеве вошло в состав поселка городского типа Прямицыно Октябрьского района Курской области).
Летом 1923 года папа был крещен в Храме Нерукотворного Образа (адрес в настоящее время: Курская область, Октябрьский район, пос. Прямицыно, ул. Октябрьская, д. 189; в период 1930–1992 гг. здесь находился Районный дом культуры). 19 июня 1992 г. по благословению Архиепископа Курского и Белгородского Иувеналия (Тарасова) Храм был возвращен РПЦ.
Трудовая биография отца началась в шахтерском крае, именно в Домбассе (Горловка) мой отец в 1939–1941 гг. перед уходом на фронт работал на сверхкатегорных шахтах с крупнопадающими пластами, там вступил в комсомол, именно там у него были воспитаны традиции рабочего класса, дисциплины жизни и государственного патриотизма. Почему отца притягивал шахтерский край? Потому что ему хотелось быть похожим на Артема (Сергеева Федора Андреевича), тоже, как и он, уроженца Курской области, государственника – патриота, хорошо чувствовавшего колорит Донбасса и жизнь шахтеров.
Большое впечатление на отца производил памятник Артему работы скульптора Кавалеридзе, установленный в 1924 году в городе Артемовске. Разрушенный в войну фашистами, памятник был в свое время символом могучего трудового революционного Донбасса.
Всегда для отца, в течение всей его жизни, Донбасс являлся святой землей, землей глубоких трудовых и боевых традиций, землей закаленного рабочего класса.
Работая на ответственных постах в Курском областном управлении сельского хозяйства, в Белгородском облисполкоме, Министерстве заготовок СССР, отец постоянно ощущал колорит Донбасса, имел много друзей и гордился, что его трудовая биография началась именно в Донбассе.
Отец – Буров (Умрихин) Петр Мефодьевич прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, испытал горечь первых неудач и поражений и торжество Великой Победы. На фронт папа ушел со словами: «Я хочу жить также храбро, как Николай Островский. Я хочу быть таким же мужественным человеком, каким был он».
Он проявил в боях с немецким захватчиком за Советскую Родину отвагу, храбрость, доблесть и завоевал множество наград в ключевых сражениях войны в составе Западного, Центрального и 1-го Белорусского фронтов – форсировал Днепр и Днестр, освобождал Варшаву, Белоруссию, Румынию и Венгрию от фашистов, принимал участие во взятии Берлина, штурмовал рейхстаг.
Старший сержант Буров (Умрихин) П.М., будучи в 23 Глуховско-Речицкой танковой бригаде 9 танкового корпуса на 1-м Белорусском фронте в должности механика-водителя бронетранспортера в бою на Бобруйском направлении 23 июня 1944 года в результате прямого попадания вражеского снаряда загорелся бронетранспортер и механик-водитель Буров (Умрихин) П.М. получил ожог второй степени пальцев правой кисти и левой части лица.
Вторично получил ожог второй степени левой кисти руки и контузию головного мозга. 19 января 1945 года на р. Висла от прямого попадания вражеского снаряда в танк, будучи в должности командира орудия 122 мм танка «ИС-2» 95 танковой бригады 9-го танкового корпуса.
Война для папы закончилась не 9 мая 1945 года, когда он уже находился в Берлине, а в конце 1947 года, продолжая служить в 11-м Учебном танковом полке 8-й Учебной танковой бригады.
Сразу же после войны папа получил третью группу инвалидности, но об этом никому не сообщал, а документ порвал.
О своих ровесниках фронтовиках, отец не раз говорил, «мои одногодки 1923 года рождения – бойцы самого расстрельного года, только 3 % дожили до Великой Победы.»
Несмотря на проблемы со здоровьем, отец весьма плодотворно работал на руководящих должностях всю свою трудовую деятельность, только выйдя на пенсию, он восстановил свое звание Инвалида Великой Отечественной войны (удост. серия I № 966021 от 16 января 1978 г.).
До знакомства с мамой отец работал старшим ревизором Курского спиртотреста. В то время это было богатое мощное предприятие. Зарегистрировав брак с мамой – Буровой Людмилой Евгеньевной, которую он очень полюбил и проявляя свое великодушие взял фамилию Буров.