После смерти Иоханана в 80г. главою Синедриона в Явне сделался Гамлиель 2-ой … . Римские власти утвердили Гамлиеля 2-го в этой должности и дали ему звание патриарха, то есть старшины палестинских евреев (С. Дубнов)».
«Фарисейские старейшины, переселившиеся в Ямнию …, ставили себе целью, как в своё время левиты в Вавилоне, установить новый “центр” власти и контроля, чтобы держать в повиновении рассеянную по всему миру организацию. Они привезли с собой богатый опыт из Иерусалима и Вавилона, вместе с накопленными вековыми тайнами управления, и образовали своего рода кочующее правительство, которое с тех пор и до сегодняшнего дня осуществляет власть над евреями (Д. Рид)».
«В 130г. римский император Адриан посетил Иудею и отдал ряд распоряжений. На месте Иерусалима он приказал основать колонию Элию Капиталину, а на месте иерусалимского храма построить храм Юпитера. Особым эдиктом было запрещено евреям делать обрезание.
В 132г. в Иудее началось восстание. Во главе его встал Симон по прозвищу Бар – Кохба (Сын Звезды). Повстанцы выбили римлян из Иудеи и только в 135г., стянув сильные подкрепления, Адриан подавил восстание (И. Дьяконов)».
«В 140 г., когда смуты прекратились, законоучители собрались в галилейском городе Уша на совещание. Здесь было решено возобновить деятельность Синедриона и вновь открыть упразднённые школы. … Как Синедрион в Явне (Ямнии) после разрушения Иерусалима Веспассианом, так действовал и Синедрион в Уше после неудачного восстания Бар-Кохбы. Цель нового Синедриона также состояла в том, чтобы объединить общими законами всех евреев, рассеянных по различным странам.
Патриарх Симон 3-ий (сын Гамлиеля 2-го) отправил в Вавилонию посольство с требованием чтобы тамошние евреи закрыли свой Синедрион (образован во время опустошения Палестины (“Циона”) при императоре Адриане). … вавилонские евреи покорились и снова признали над собой власть палестинского Синедриона. …
Синедрион собирался сначала в Уше, а потом в галилейских городах Тивериаде и Ципоре, … (С. Дубнов).
«В 226г. Ардехир (Ардашир) основал Новоперсидское царство и под именем Артаксеркса 1-го начал новую династию Сассанидов (В. Битнер)».
«Преемник Ардашира (Ардехира) воинственный царь Шабур 1-й (Сапор 1-й) (241 – 272) возвратил евреям свободу вероисповедания и внутреннего управления. При нём и последующих персидских царях еврейские общины в Вавилонии процветали. Самые большие и богатые общины находились в городах: Нагордее, Суре, Пумбадите и Махузе.
Во главе всех еврейских общин стоял верховный начальник из евреев, носивший титул …“экзиларх”, что означает “начальник изгнанников”. Экзилархи, подобно палестинским патриархам, вели свой род от царя Давида; власть их переходила от отца к сыну. Экзиларх считался высшим судьёй и правителем вавилонских евреев. Персидские цари утверждали каждого нового экзиларха в его должности, и он считался одним из высших персидских сановников (С. Дубнов).
В 337г. римский император Константин (306 – 337) принял христианскую веру.
«При преемнике Константина, императоре Констанции (337 – 361) были запрещены браки между евреями и христианами. Стали мешать евреям изучать в синагогах свой закон, и поэтому многие законоучители должны были переселиться из Палестины в Вавилонию. …
При византийском императоре Феодосии 2-ом (408 – 450) жил последний еврейский патриарх в Палестине, Гамлиель 6-ой. Император сначала утвердил Гамлиеля в его сане и присвоил ему звание “префекта” (начальника иудеев).
Но когда патриарх позволил себе нарушить императорский указ, стеснявший права евреев (император запретил евреям строить новые синагоги, занимать государственные должности и держать в своих домах христиан для услужения), Феодосий лишил его почётного сана, а затем совершенно упразднил должность патриарха в Палестине (около 425г.).
Так закончилась власть палестинских патриархов из рода великого законоучителя (раввина) Гилеля, после трёхвекового существования (С. Дубнов)».
«… центр вновь переместился назад в Вавилон, где ещё жила иудейская колония, которая 800 лет назад предпочла остаться там, не пожелав переселяться в Иерусалим. Талмудистское правительство обосновалось в Суре, а Академия переселилась в Пумпедиту. Талмуд, начатый в Ямнии и Уше, был закончен в Суре и Пумбедите (Д. Рид)».
«Вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.) объединившиеся под флагом ислама арабские племена вышли за пределы Аравийского полуострова и начали завоевание соседних византийских и иранских земель (В. Семёнов)».
«Первые арабские халифы (наместники пророка; выборные вожди арабской военной общины) были отличными полководцами. Во главе своих войск, они завоевали Сирию, Палестину, Персию, Египет. …
Евреи из Вавилонии вновь получили право иметь над собой начальника из своих соплеменников. Первым таким начальником или экзилархом при господстве арабов был Бостанай, потомок прежних экзилархов, ведших свой род от царя Давида. …
После смерти халифа Али (656 – 661), во всех владениях бывшей Персии царствовали халифы из арабского рода Моавия, или Омайады (661 – 750). Столица их находилась в главном городе Сирии – Дамаске.
При этих халифах самоуправление евреев в Вавилонии окончательно упрочилось. Установилась двоякая верховная власть над еврейскими общинами: светская и духовная. Светская власть принадлежала экзилархам из рода Бостаная. … Представителями духовной власти у вавилонских евреев были начальники двух главных талмудических школ или академий, находившихся в Суре и Пумбадите. Эти начальники получили новый титул: гаоны, что означает – великие, превосходные. Сурский гаон считался старшим духовным сановником, а пумбадитский – вторым после него. Наравне с экзилархом гаоны были верховными судьями евреев. Хотя сан экзиларха был наследственным в роде Бостаная, тем не менее утверждение в этом сане зависело от обоих гаонов. … (С. Дубнов)».
«Руководители академий в Суре и Пумбедите назывались гаонами и начали осуществлять полную власть над рассеянными по всему миру евреями. Призрачные экзилархи, впоследствии именовавшиеся назимами или князьями, назначались или утверждались ими, а синедрион вынужден был передать им свои полномочия, или же был их лишён (Д. Рид)».
«Основанное арабами в Испании государство – Кордовский халифат (711г.) расширилось и достигло процветания в 10 в. … Одним из влиятельных государственных людей этого времени был еврей Хасдай ибн Шапрут (915 –970). … Он сделался начальником еврейских общин в Испании, чем-то в роде вавилонского экзиларха. …
Высшую талмудическую школу в Кордове возглавил Моисей бен Ханох, вавилонский талмудист, поселившийся в Кордове. … Моисей носил титул не гаона, а раввина (от слова рабби – учитель) и этот титул утвердился среди европейских евреев (С. Дубнов)».
«В эпоху гаона Саадия (928 – 942) еврейская образованность в Багдадском халифате достигла своего полного расцвета. Но вскоре началось уже распадение Багдадского халифата; вместе с тем близилась к упадку общественная и духовная жизнь вавилонских евреев. …
Гаон Гай умер в 1038г. Начальником пумбадитской академии и гаоном был провозглашён Хизкия, … Хизкия должен был соединить в своём лице сан экзиларха с саном гаона; но он властвовал недолго. По чьему-то доносу, багдадский халиф велел схватить еврейского князя и бросить его в темницу, где Хизкия вскоре умер (1040 г.). Сыновья его бежали в Испанию (С. Дубнов)».
«Талмудистское правительство еврейской нации внутри наций продолжало свою деятельность с испанской территории. Гаонат или раввинат издавал свои декреты, талмудистская академия обосновалась в Кордове; время от времени существовал даже номинальный экзиларх, правивший евреями. …
Господство мавров (арабов) в Испании длилось почти 800 лет. Затем последовали освободительные войны, и когда в 1492г. Испания окончательно сбросила это долгое иго, то не только мавры, но и евреи были изгнаны. …
Центр талмудистского правительства был после этого переведён в Польшу (Д. Рид)».
«В Польше же, где в 16в. скопилась огромная масса евреев, они жили более спокойно, пользуясь свободою и широким самоуправлением внутри своих общин. Польша сделалась для евреев тем, чем была в древности Вавилония, а в средние века – Испания, то есть духовным центром, к которому тяготели все остальные части рассеянного народа (центр национальной гегемонии) (С. Дубнов)».
Три раза, в 1772, 1793 и 1795гг., Пруссия, Австрия и Россия делили Польшу – Речь Посполитую (лат. Respublica – общественное дело).
«В 1772г. произошёл раздел Польши и эта громадная община “восточных евреев”, сплочённая как государство в государстве, оказалась разъединённой новыми государственными границами, причём большая её часть оказалась в пределах России.
В этот момент, впервые за два с половиной тысячелетия и меньше, чем за двести лет до наших дней, центр еврейского правительства вдруг исчезает из поля зрения. До 1772г. он существовал непрерывно: в Иудее, Вавилоне, снова в Иудее, в Галилее, опять в Вавилоне и, наконец, в Испании и в Польше. … Не подлежит ни малейшему сомнению, что центр продолжал существовать и после 1772г., но работал тайно. Последовавшие события ясно показывают, почему ему выгодно было уйти в подполье (Д. Рид)».
В своей книге «Евреи и Талмуд» (Примечание 59) Флавиан Бренье предполагает, что центр талмудистов переместился из Польши в Европейскую Турцию – город Салоники (Фессалоники), город: «…почти совершенно еврейский и близкий к Константинополю (Стамбулу). …
Отметим также, что “Салоники еврейские” (“Saloniquela Jurve”) и теперь ещё являются городом беспокойным, откуда вышла младотурецкая революция (1908 г.), и где зародился комитет “Единение и прогресс”».
Ф. Бренье обращает внимание и на то, что в Салоники доставлялись налоги, взымаемые с евреев, «отметим также, что взымание дидрахмы с евреев всех стран было всегда обязательным и всегда посредством синагог; …».
«Турецкая империя, занявшая место бывшей Византии, возникла за 40 лет до изгнания евреев из Испании. Еврейские летописи говорят, что Провидение как будто заранее приготовило испанским изгнанникам спокойное убежище. И действительно, значительная часть изгнанных из Испании и Португалии евреев нашла приют во владениях Турции. …
В 16в. в Европейской и Азиатской Турции образовалось много еврейских общин. В Константинополе, столице государства, было около 30 тыс. евреев, имевших 44 синагоги. … Положение евреев в Турции особенно упрочилось в царствование султана Солемана Великолепного (1520 – 1566). […]. Еврейские общины находились в Константинополе, Салониках, Адрианополе, Никополе, в Крыму, в Палестине.
Во главе всех турецких евреев находился верховный раввин (“хахам”), который утверждался в своей должности султаном. Этот раввин, как представитель еврейства, имел право заседать в государственном совете Турции (С. Дубнов)».
«Есть основание считать, что в настоящее время (2-я половина 20в.) “центр” не расположен в какой-либо одной стране, и что, хотя его власть сконцентрирована главным образом в Соединённых Штатах Америки, она осуществляется в форме директората, размещённого внутри многих государств и работающего согласованно, поверх голов правительств и народов этих стран (Д. Рид)».
Буржуазные революции в Европе.
К началу 16в. в Германии социальные противоречия достигли высокого напряжения.
«Добыча золота и серебра оказалась, по мнению Энгельса, “последним толчком, поставившим Германию в 1470 – 1530 гг. в экономическом отношении во главе Европы и тем самым сделавшим её центром первой буржуазной революции в религиозном облачении так называемой Реформации (1517 – 1555гг.)” (З. В. Удальцова, С.П. Карпов)».
Идеологами Реформации были:
Эразм Роттердамский (Дезидерий) (1469 – 1536).
Иоганн Рейхлин (1455 – 1522).
Ульрих Цвингли (1484 – 1531).
Мартин Лютер (1483 – 1546).
Ульрих фон Гуттен (1485 – 1523).
Томас Мюнцер (ок. 1489 – 1525).
Филипп Меланхтон (1497 – 1560).
Жан Кальвин (1509 – 1564).
Основные цели Реформации: а) подрыв власти католической церкви; б) подрыв власти императора.
«Реформация завершилась заключением Аугсбурского религиозного мира в 1555г. Он признавал равноправие католиков и лютеран. Вне рамок соглашения были оставлены цвинглианцы, кальвинисты и анабаптисты. …
В результате религиозного мира в Германии в 1555г. образовались две группировки немецких княжеств – католическая (…) и протестанская. Протестанские князья оставались противниками великодержавной политики Габсбургов. После заключения религиозного мира, подтвердившего фактический распад “Священной Римской империи германской нации”, Карл 5-й (1500 – 1558) отрёкся от престола (З. В. Удальцова, С.П. Карпов)».
«Наиболее полно выразил буржуазную направленность Реформации кальвинизм. … С середины 16в. кальвинизм начинает распространяться за пределами Швейцарии – во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше (М. П. Новиков)».
«Нидерландская буржуазная революция 1566 – 1609гг., принявшая форму войны за независимость от испанского владычества, оказалась успешной. Её результатом стало образование первой в Европе буржуазной Республики Соединённых Провинций (З. В. Удальцова, С. П. Карпов)».
«Когда образовалась свободная Голландская республика (1579г.), туда устремились евреи, гонимые за веру из Испании и Португалии. … Тысячи марранов (евреев-выкрестов) переселялись в свободную Голландию и здесь открыто переходили в иудейскую веру (С. Дубнов)».
В 1640 – 1649гг. в Англии была совершена буржуазная революция, в результате которой Англия была объявлена республикой.
«Оппозиция против абсолютизма развивалась в Англии под религиозным знаменем пуританизма, то есть борьбы за “очищение” веры (purus по-латыни – чистый).
Реформационные учения 16в. создали благоприятную почву для идеологии английской буржуазной революции. Этой идеологий стал кальвинизм, догматы и церковно-политические принципы которого ещё в период Реформации послужили основой для устройства церкви в Швейцарии, Шотландии и Голландии и были знаменем
революции 1566г. в Нидерландах (А. Л. Нарочницкий)».
«Группа еврейских коммерсантов в Амстердаме (Голландия) решила воспользоваться благоприятным обстоятельством, чтобы ходотайствовать о допущении евреев в Англию. Они избрали своим представителем Манассу бен Израиля и поручили ему вести переговоры с английским правительством. …
В 1655г. Манасса бен Израиль подал правителю пуританину Кромвелю записку (“адрес”) от имени “еврейской нации”, прося допустить евреев на жительство в Англии и предоставить им свободу религии, промыслов и общинного самоуправления. …
Мало – помалу в столице Англии образовалась порядочная еврейская община, преимущественно из голландских сефардов, а позже евреи свободно селились во всех городах Великобритании (С. Дубнов)».
«Оливер Кромвель (1599 – 1658) был первый из многих после него, которые называли себя “ветхозаветными христианами”, и уже одно это показывает антихристианскую сущность этих устремлений, ибо, как мы хорошо знаем нельзя одновременно служить Богу и Маммоне. Кромвель запретил праздновать Рождество Христово, он сжигал церкви и убивал игуменов, и одно время евреи хотели даже провозгласить его своим Мессией (Д. Рид)».
В 1789г. во Франции началась Великая буржуазная революция, идеологами и руководителями которой были масоны.
«Величайшие деятели революции (Мирабо и другие) требовали во французском Национальном собрании, чтобы евреям были предоставлены все гражданские права наравне с христианами. О том же ходотайствовали уполномоченные от еврейских общин Парижа и других городов. Против равноправия евреев высказались в Национальном собрании только депутаты от католического духовенства и населения Эльзаса. После горячих прений во многих заседаниях, решено было предоставить евреям во Франции все гражданские права (28 сентября 1791г.), ….(С. Дубнов)».
В июне 1847г. в Германии еврей Карл Маркс на базе «Союза справедливых» – тайного общества немецких ремесленников – образовал «Союз коммунистов» (1847 – 1852), ставший предтечей 1-го Интернационала. Союзом коммунистов руководил Центральный комитет, находившийся в Лондоне.
25 февраля 1848г. во Франции под натиском парижского восстания пала монархия Людовика-Филиппа Орлеанского (1773-1850). Началась буржуазно-демократическая революция. В течение марта месяца она приняла общеевропейский характер, привела к ограничению монархической власти в Австрии, Пруссии, сопровождалась широким национально-освободительным движением среди итальянцев и венгров, поляков и чехов, румын и ирландцев.
«В 1848г. в политической жизни западно-европейских народов совершился большой переворот. В Германии, Австрии и Италии произошли революции, приведшие к ограничению власти правителей и усилению участия народов в государственном управлении (“конституционный порядок”). Следствием общего освободительного движения было и провозглашение гражданского равноправия евреев, представители которых принимали деятельное участие в этом движении (С. Дубнов)».
В 1860г. в Париже известный масон и еврей Исаак Адольф Кремье (1796 – 1880) создал “Всемирный союз израэлитов” (“Альянс израэлит”).
«… в 1860 в Париже был создан громогласно Всемирный Еврейский союз … – “с целью защиты интересов еврейства всего мира”, с Центральным комитетом (во главе которого вскоре стал Адольф Кремье) (А. Солженицын)».
23 мая 1863г. в Лейпциге был образован Всеобщий германский рабочий союз. Организатор и председатель – еврей Фердинанд Лассаль (1825 – 1864).
28 сентября 1864г. в Лондоне Карл Маркс создал Первый Интернационал (Международное товарищество рабочих), во главе которого стоял Генеральный Совет (около 100 членов). Из Генерального совета был выделен Постоянный комитет, руководивший всей деятельностью Интернационала.
Зная изнутри политическую обстановку в Европе, знаменитый революционер-эмигрант Бакунин М. А. писал:“… весь еврейский мир, который является одной бандой
эксплуататоров, пиявок и паразитов, который лишь обжирается за чужой счёт, не считаясь с государственными границами …, находится сегодня, с одной стороны, в распоряжении Маркса, а с другой стороны, – Ротшильда”.
«Ротшильд – богатейшая европейская банкирская контора. Основатель её Майер Ансельм (1743 – 1812) завещал свой громадный капитал своим сыновьям, которые открыли конторы в Париже, Франкфурте, Лондоне, Вене и Неаполе. Ротшильд имеет громадное влияние на денежный рынок (В. Битнер)».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ.
3 июля (21 июня) 1853г. началась Восточная (Крымская) война (1853 – 1855).
Против России выступили Турция, Франция и Англия. Австрия и Пруссия отказались от всякой политической поддержки России.
«По мысли Маркса и Энгельса, война с царской Россией должна была превратиться в борьбу против “международного жандарма”, за разрешение великих задач, выдвинутых революцией 1848 года (О. Платонов)».
2 марта (18 февраля) 1855г. умер император Николай 1-й (1796 – 1855), а в августе был сдан Севастополь.
11 апреля (30 марта) 1856г. был заключён Парижский мир.
«Крымская война обнажила все признаки экономической катастрофы, которая неумолимо надвигалась на Россию изнутри, и причины её лежали в структуре самого государственного уклада».
Поражение России в Крымской войне породило в стране три мощные политические явления:
царский реформизм;
общественный либерализм;
революционное народничество.
Реформизм.
«Первые месяцы царствования Александра 2-го отмечены целым рядом распоряжений, отменявших различные запретительные и ограничительные меры в отношении печати, литературы, просвещения и т. д., введённые при его родителе.
Были возвращены из ссылки декабристы и многие поляки-повстанцы, упразднён учреждённый 14(2) апреля 1848г. Комитет по печати, осуществлявший безгласный надзор за действиями цензуры».
«В 1863 – 1877 годы в России были годами коренных реформ (лат. reformare – преобразовывать): земская, финансовая, народного образования, судебная, городская, военная. Если сюда добавить крестьянскую реформу (1861г.) и отмену телесных наказаний (1863г.), то Россия на глазах преображалась».
Либерализм.
Либерализм (лат. liberalis – свободный) – идеологическое учение определённых групп или классов:
для дворянства – ограничение власти монарха посредством парламента;
для буржуазии (в широком смысле слова) – отстранение дворянства от власти и установление республиканского способа правления.
Известный публицист Катков Михаил Никифорович (1818 – 1887) так определил принципиальную разницу в позициях революционера и либерала: «Революционер говорит правительству: “Уступи, или я буду стрелять!”, а либерал говорит правительству: “Уступи, или он будет стрелять!”».
Народничество.
Народничество, как идеология крестьянского социализма, утвердилась в России на рубеже 50-х – 60-х годов 19в.
Народничество базировалось на следующих положениях:
1.Опираясь на крестьянскую общину, Россия может войти
в социализм, минуя капитализм.
2. В России возможна крестьянская революция, предвестниками которой были восстания Степана Разина и Емельяна Пугачёва.
3. Установление в России республиканского правления.
4. Историю творят «вожди», за которыми слепо идёт «толпа», то есть народ.
Родоначальниками и доктринёрами народничества считаются (по алфавиту):
Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876).
Герцен (Яковлев-Гааг) Александр Иванович (1812 – 1870).
Кропоткин Пётр Алексеевич (1842 – 1921).
Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900).
Мечников Лев Ильич (1838 – 1888).
Михайловский Николай Константинович (1842 – 1904).
Огарёв Николай Платонович (1813 – 1877).
Ткачёв Пётр Никитич (1844 – 1885).
Флеровский (Берви) Василий Васильевич (1829 – 1918).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889).
Первая «Земля и Воля» («Великорусс») (1861 – 1864).
К концу 1861г. в Петербурге были сформированы руководящие органы 1-ой «Земли и воли»: Центральный и Городской комитеты.
В состав «Русского Центрального народного комитета» вошло 12 человек:
1. Благосветлов Григорий Евлампиевич (1824 – 1880).
2. Курочкин Василий Степанович (1831 – 1875).
3. Обручев Николай Николаевич (1830 – 1904).
4. Слепцов Александр Александрович (1836 – 1906).
5. Путята Александр Дмитриевич (1828 – 1899).
6. Пушторский Пётр Васильевич (1840 – 1906).
7. Рымаренко Сергей Степанович (1839 – 1871).
8. Серно-Соловьёвич Александр Александрович (1839 – 1869).
9. Серно-Соловьёвич Николай Александрович (1834 – 1866).
10. Утин Николай (Нахум) Исаакович (1841 – 1883).
11. Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889).
12. Шамшин Иван Иванович (1835 – 1912).
В Петербургский комитет вошло 9 человек:
1. Боков Пётр Иванович (1835 – около 1915).
2. Гулевич Михаил Семёнович (1841 – 1874).
3. Жук Александр Антонович (1841 – ?).
4. Лавров Пётр Лаврович (1823 – 1900).
5. Пантелеев Логин Фёдорович (1840 – 1919).
6. Слепцов Александр Александрович (1836 – 1906).
7. Ровинский Павел Аполлонович (1831 – 1916).
8. Судакевич Фёдор Степанович (1843 – 1883).
9. Утин Николай (Нахум) Исаакович (1841 – 1883)
«Само название тайной организации «Земля и воля», созданной революционными народниками, говорило само за себя: «Земля» – экспроприация всех земель в пользу крестьянства и «Воля» – свобода от монархического управления».
Организация 1-ой «Земли и воли» строилась в расчёте на крестьянское восстание в 1863г. (весной 1863г. истекал срок ввода в действие уставных грамот, предусмотренных манифестом об отмене крепостного права в 1861г.).
22 (10) января 1862г. в Петербурге Чернышевский Н.Г. открыл Шахматный клуб, из которого «исходили революционные замыслы».
28(16) мая 1862 в Петербурге начались массовые пожары, совпавшие с распространением прокламации «Молодая Россия». Прокламация призывала к решительным практическим действиям против царизма.
В столице было введено осадное положение. Для борьбы с «крамолой» был создан комитет, который возглавил генерал-адъютант Зиновьев Николай Васильевич (1801 – 1882).
4 июня (23 мая) 1862 петербургский обер-полицмейстер Анненков Иван Васильевич (1814 – 1887) доносил в Третье отделение: “Из отдельных партий по преимуществу высказались крайними более других партия литераторов и партия студентов. Главным руководителем и действователем первой есть Чернышевский Н.Г. … Представителем второй партии считают профессора Утина Б. И. и студента Николая Утина. Вероятность относительно Чернышевского и его компании не подлежит сомнению”.
20(8) июня 1862 в Петербурге был закрыт знаменитый Шахматный клуб, служивший местом встреч революционной интеллигенции.