Книга Из уроков обыденной жизни - читать онлайн бесплатно, автор Вячеслав Григорьевич Александров. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Из уроков обыденной жизни
Из уроков обыденной жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Из уроков обыденной жизни

Как противостоять неблагоприятным обстоятельствам жизни. Во-первых, необходимо чёткое понимание того, что, находясь в несовершенном мире, всю свою жизнь будем сталкиваться с разнообразными проявлениями зла. Во-вторых, принимая наличие зла в мире, мы не должны принимать его за что-то само собой разумеющееся, неизбежно-естественное. Да, наше наличное бытие полно грязи, но из этого следует лишь то, что необходимо очищать свою жизнь от зла. Если наш дух устремляется к свету, то он и душу нашу наполняет огнём, очищающим от скверны всё, к чему мы прикасаемся.

Влияние зла на нашу жизнь не устранимо, оно не будет изгнано до самого окончания земной истории человечества. Но это не означает того, что у нас нет возможности создавать в своей жизни преимущественно добрые дела. Для этого каждый человек от рождения наделён соответствующими силами и талантами. Какие возможности скрывает человеческая природа, Господь нам, в лице выдающихся людей, показывает непрерывно. Надо понимать: когда человек покоряет вершину, она непременно становится доступной и для других. У каждого из нас свои возможности, а раскрывая их, неизбежно помогаем делать то же самое и окружающим.

Мы так привыкли лгать, в первую очередь себе, что, когда нам говорят сущую правду, не верим сказанному и ждём, чтобы нас вновь обманули. Кривда всегда слаще правды, и мы плюём на последствия, как алкоголик-наркоман, которому прямо сейчас необходима доза.

Создаваемое нами добро, проявляемая любовь являются тем, что делает нашу надежду на достойную жизнь в вечности не тщетной. Если нами управляет дух любви, то куда бы мы не устремлялись, – будем следовать к Истине.

Если наша, душа исполнена злобой и раздражением, даже одно слово, как спичка, может запалить огонь такой силы, что он сожжёт дотла годами складывающиеся добрые отношения, и может из близкого человека породить врага на всю оставшуюся жизнь.

Пока дух не смирён, язык должен быть на замке, ибо каждое произнесённое слово будет таить опасность, порой смертельную, Слово – это и энергетический заряд, умножающий мощь ответного хода. Поэтому осмотрительно и ответственно поступает тот, кто даже, пресекая жёстко зло, делает это, смирив своё сердце. Насколько бы не были справедливы наши действия, если, при этом, в сердце полыхает ненависть к пусть даже откровенному преступнику, мы неизбежно становимся соучастниками преступления, ибо сами творим зло. Настроение, господствующее в нашей душе – заразительно. Оно немедленно передаётся от нас к тем, кто от нас зависит, т. е., к самым близким нам людям, делая их беззащитными перед лицом опасности.

Правда достигает цели только через слова кроткого сердцем. Настоящая сила может быть обретена путём непрерывного смирения духа. Сильный человек всегда найдёт по-настоящему действенные способы уничтожении зла, недобрых энергий, т. е., облагораживания жизни и тех, с кем имеет дело.

Не следует отказывать в помощи тому, кому ты можешь её оказать (не путать помощь с милостыней). Кто знает, не волю ли Самого Господа ты выполняешь, давая возможность опереться другому на себя. Ведь кто-то её исполнил по отношению к нам; кто-то её исполняет, быть может, и сейчас. Ибо всё, что имеем, имеем по Его воле, а то, чего не имеем, например, совести, любви, милосердия, терпения- не имеем по причине своеволия, т.е., воли отступника.

Желая выстроить с кем-либо нормальные отношения, необходимо следить, чтобы во время разговора тёмные энергии, возможно исходящие из души собеседника, не находили союзника в нашем сердце. Пока мы не в состоянии понять общего настроения того, с кем имеем дело, не должны горячо демонстрировать свои убеждения, ожидания и устремления. Мы просто можем не совпасть по своим ритмам, а потому неизбежно возникнет отчуждение, хотя формально наши идеи, планы могут и совпадать. Если нам необходимо получить в лице кого-то союзника, то на принятие наших предложений должны подвигать его, становясь на его позицию. Если мы не в состоянии понять убеждения и цели того, на кого надеемся, то и в нём не найдём опоры.

Успеха добивается часто не тот, кто обладает необходимыми навыками и мастерством, но тот, кто знает о деле больше. Любое дело всегда есть только часть определённого плана. По причине того, что не владеем необходимой информацией, мы либо терпим неудачу, либо попадаем в ловушку и нас, с нашим умением и мастерством, используют в виде средств, для достижения целей, которые могут представлять для нас опасность.

Когда работаем по чьему-либо заданию, или просьбе, мы, не редко, даже не догадываемся о тех задачах, которые решаем. Именно сам лукавый часто представляя нам ложь в свете истины, заставляет нас с полной отдачей делать то, что нужно ему. Чем более приземлены преследуемые нами цели, тем легче попадаем в ловушки. Но их не избежать и тем, кто слишком оторвался от реальности. Правильно действует тот, кто, опираясь на действительность, передаёт ей энергии преображения. Специально это сделать невозможно, получается это всегда только естественным образом у людей совестливых, стремящихся к очищению собственной души.

События наступают с жёсткой необходимостью, исключающей возможность их изменения, только в определённый момент времени, и только на внешней стороне личного бытия. До наступления события имеем возможность исключить своё участие в его подготовке. Но после того, когда что-либо произойдёт у тех, у кого последствия не унесли жизнь, вновь возникает свобода выбора. И так до нового перехода, до нового рубежа. Только нам, на возникающих остановках, необходимо внимательно поглядеть, куда движемся на самом деле: от смерти к жизни или от жизни к смерти.

Мудрость в отношениях с людьми появляется тогда, когда следим за тем, чтобы нам не завидовали; чтобы нас не жалели и не ненавидели, тогда будут пресечены причины возникновения напрасных надежд и разочарований, а, потому не будем окружать себя ни «врагами», ни «друзьями». Те и другие таят опасность уже потому, что часто переходят от одного состояние в другое. Ко всем следует относиться справедливо, т.е., любить в них образ Божий, но зная, что в любой момент в человека может вселиться бес, а потому должны быть способны хотя бы понимать происходящее. Необходимо, насколько это возможно, не сближаться во внешней жизни слишком тесно ни с кем, ибо сами можем послужить причиной их слабости.

Мы слишком немощны, чтобы любить по-настоящему, ибо истинная любовь уничтожает причины собственных недостатков, а наша любовь к себе такова, что не позволяет увидеть себя в истинном свете; не терпит ограничения желаний, хотя бы и спасающего нас. Что нам остаётся делать, видя тех, кто пропадает во зле и грехе – молиться, что бы Сам Господь надоумил нас и дал силу действовать; молиться за то, чтобы Он надоумил заблудшего и дал ему силы, спасающие его. По-настоящему помочь другому мы можем только тогда, когда научимся узнавать и уничтожать в себе то, что нас самих оставляет во власти зла и греха. Ведь сказано: спасайся сам и вокруг тебя станут спасаться и другие.

Господь оказывает помощь людям посредством наших рук. Но для этого мы должны быть готовы к сотрудничеству с Ним. Тот, кого можно было спасти, бывает не спасён, не редко. по причине нежелания – это делать теми из нас, кто имел для этого возможность. Господь иных спасает и через болезнь, и через несчастья, и всех через смерть. Памятование о смерти рождает в нас ответственное отношение к жизни, (так страх Божий уничтожает все иные страхи, парализующие нашу волю к жизни) даёт ощущение полноты бытия, позволяет собрать в нём именно то, что можно взять с собой, перейдя рубеж земного существования.

Господь всеведущ и всемогущ. Тогда можно задать вопрос: к чему молитвы, Господь и так знает, что с нами произойдёт; ведает Он и то, что нам необходимо. Но это знает Он, а от нас сокрыто, что с нами будет. К одной цели ведёт бесконечное множество дорог и тропинок и по какой из них будем двигаться зависит от того, открыты ли наше сердце и ум Спасителю, и насколько открыты. Поэтому, лишь памятование о Боге, определяет добрый характер нашей судьбы. Именно оно даёт нам силы уйти с неестественного пути нисхождения. Это от нас зависит, до какой глубины опустимся, и каких вершин достигнем.

В нашей воле избрать путь к жизни или смерти. Но, часто по причине духовного невежества и недостатка веры, мы не в состоянии их различить, хотя непрерывно получаем подсказки, наказы, наказания. Молитва, позволяющая отвлечься от житейской суеты, от праздности, даёт возможность услышать то, что нам жизненно важно. Вера и любовь способны очистить своей силой тёмную часть нашей души, привести её в естественное состояние отторжения греха.

Хотя и известно, что может с нами произойти, но неизвестно: будет ли наша жизнь к смерти или смерть к жизни. Именно это в нашей воле.

Попытки сложить добрые отношения с другими, сделать их союзниками, достичь взаимопонимания часто оказываются тщетными, и, не редко, приводят к нежелательным результатам. Дело здесь, часто, не в злой воле людей, а в том, что мы своими планами-идеями вторгаемся в их жизнь, пытаемся, пусть невольно, изменить их настрой-настроение.

Даже если цели совпадают, взаимодействие может не получится из–за выбираемых нами средств, использование которых предполагает изменение у возможного союзника привычного ритма действий, смену настроения. Это вообще способно привести к полному разрыву отношений с нами. Наша точка зрения может быть принята, если мы, стремясь к её утверждению, не покушаемся на одну из главных ценностей, за которую люди нередко готовы вести настоящую войну: свободу, свободу выбора. Для установления союза с кем-либо, должны понять, что движет человеком, куда он стремится. Только встав рядом, следуя за ним, мы можем изменить его отношение к тому, что предлагаем.

Личную точку зрения мы можем довести до собеседника и даже сделать так, что он её примет, как свою, только приняв его позицию, как свою.

Даже если не из чего выбирать, и лучшие средства достижения цели известны, человек должен иметь возможность осуществить дарованное ему право выбора. Желая, чтобы наши планы были осуществлены, нам не следует навязывать участникам те варианты действий, которые нам по сердцу. Предпочитаемый нами путь должен быть скрыт так, чтобы при выборе средств и другие остановились на нём. Для обретения союзника необходимо делать всё, чтобы наша точка зрения воспринималась как его личная находка. Когда дело наше правое, а одни мы его не в состоянии начать, лучше всего встать на «чужую» позицию и с неё двигаться к цели.

Самое тяжёлое – это преодоление инерции движения, особенно если катимся вниз, тогда не требуется усилий. И так до самой смерти. Для того чтобы поменять жизнь к лучшему, задать ей иное направление, прежде всего, следует остановиться, поразмыслить о будущем. Оно определяется нашей свободой, тем как мы её понимаем. Мы не свободны до тех пор, пока не проявляем усилий, обеспечивающих какие-либо изменения в жизни. Мы несвободны, пока не берём на себя ответственность за происходящее с нами. У нас всегда есть возможность укрепления своей жизни. Для этого иногда достаточно просто терпения, удержания своего разума и сердца от злых мыслей и недобрых чувств. Поступая таким образом – уже поступаем ответственно, то есть отвечаем на призыв Господа: «Да любите друг друга!». Главное в том, что мы всегда способны совершить нужный выбор. Каждая душа окружена благодатной силой, не иссякающей и неизменной. Но получить её можем только, проявляя волю к жизни; только поставив перед собой такие цели, устремившись к которым, можно преодолеть инерцию падения.

Пока ищем и находим причины своих проблем во внешней среде, до тех пор у нас не будет возможности для восстановления сил. Без установления целей, ритмы и энергии которых соответствуют очищению души, духовному подъёму, ничего изменить невозможно. Благая весть в том, что именно для этой работы у нас всегда остаётся неприкосновенный запас сил. Путь к спасению проходит через собственное сердце, и скорая помощь рядом всегда.

Никто книгу нашей жизни за нас не пишет. Вдруг, по воле случая, злого рока ничего с нами не происходит. И мы, в глубинах души, это сокровенное знание сохраняем. Главная причина несчастной, никчёмной жизни корениться в личной безответственности. Мы сами оставляем без ответа знаки, предупреждения, наказы-наказания, указывающие на неверное направление, на то, где необходимо проявить осторожность. Это очень похоже на поведение безалаберного водителя, не соблюдающего в пути правил движения. Так и мы, двигаясь по дороге жизни, не только себя подвергаем опасности, но всех, кто оказался с нами рядом. Мы всегда представляем часть целого и отвечаем за то, что происходит с ближним окружением.

Безответственное поведение – это есть результат расстройства организма; следствие смятения души, все силы которой направлены на достижение земных благ. В итоге этой деятельности воздвигаются крепостные стены, удерживающие крепкую крышу, отделяющую землю от неба. Но душа, не видя небесного света, не может не тосковать о нём. Хотя причину своей тоски может и не понимать. Дух приземлённой души не находит места, в результате – бунт, болезнь, утрата гармонии в земных делах.

Безответственность, как одна из форм душевной болезни, может лечиться только одним средством – верой, возвращающей душе способность сочетать в себе небесные и земные энергии; способность воспринимать естественную силу, пронизывающую творение. Только укрепляясь в вере, душа будет возвращаться к тем вибрациям-энергиям, которыми она была наделена изначально, ритмы которой соответствовали ритму Жизни-Космоса-Бытия.

Для обретения душой настроя на жизнь, она должна учиться молитве – искусству отвлечения от мирской суеты, смирения сердца. Молитва, особенно во время литургии в Храме, и есть то, что настраивает душу на Жизнь, пробуждает в ней исконное знание о пути к истине, даёт возможность различать знаки жизни. Молитва пробуждает естественное желание-потребность следовать-отвечать на призыв жить, т.е., не совершать по отношению к себе злодеяний. Безответственное отношение к жизни – не личное дело, а потому государству, обществу необходимо, совместно с церковью, нести людям главное знание – знание о том, что такое жизнь. Это уже одно приведёт к тому, что человек поостережётся следовать путём смерти, увлекая за собой и других.

Основные проблемы в отношениях с людьми возникают тогда, когда мы, желая их видеть, как союзников-помощников, не понимаем того, что наше дело никто кроме нас не исполнит. Чаще всего нам просто необходимо, что бы кто-то был рядом; что бы нас понимали или сочувствовали нам. Любовь может быть проявлена через множество форм. И если она направлена на нас – это уже реальная нам помощь. Когда же мы не способны воспользоваться энергией добросердечного отношения, то любые виды содействия окажутся пустой тратой взаимных сил. Это, в свою очередь, может легко испортить отношения необоснованными ожиданиями. Если нам необходим союзник, в лице конкретного человека, прежде всего разберись в том, где сам можешь быть ему полезен. Если не способен понять этого, то искренняя молитва за его благополучие, может оказаться именно тем, что человеку необходимо на самом деле. Очень часто так оно и есть! Обращаясь к другому, ожидаем помощи от него, а не он от нас. Вот и должны действовать, встав на его точку зрения, а порой помогать решению задач, которые он сам старается разрешить. Каждый из нас нуждается в силе, которую неизбежно дарует доброе расположение нашей души, т.е., бескорыстные любовь-участие-сочувствие-уважение.

Тайна добрых взаимоотношений скрывается в понимании простой истины: нам никто ничего не должен, – это мы должны, особенно тем, кого хотели бы видеть в качестве опоры. Прежде чем получить что-либо от других, мы должны научиться дарить им своё внимание, время, любовь.

В основе дружбы лежит ответственность, сотрудничество, сотворчество, союзничество. Чтобы дело наше двигалось к завершению, обязаны понимать то, что от нас ждут другие участники дела и давать им соответствующий ответ, основанный на наших реальных возможностях. Часто мы переоцениваем свои силы, происходит это потому, что наряду с одним делом у нас имеется немало обязательств, неисполнение которых либо невозможно, либо навредит любому делу, совершаемому нами.

Ответственное отношение к принимаемым обязательствам складывается из суммы ответов на весь комплекс решаемых задач, если не справляемся с теми, которые стоят перед нами прямо сейчас, то бесполезно браться за реализацию новых планов. В противном случае неизбежно станем барьером на пути достижения целей теми, кто с нами рядом. Если не оправдываем надежды, которые сами и породили, то и уровень доверия к нам постепенно снизится до такой степени, что нас будут считать пустыми болтунами.

Лучше сказать, «нет», но постараться помочь или исполнить дело, нежели сказать «да» и обессилить, от взятых обязательств. Безответственность и торопливость – это молот и наковальня, которые могут уничтожить (и уничтожают) наши добрые намерения-планы; уважение людей к нам. Это то, что делает недостижимыми и планы других, а потому, нередко служит причиной того, что друзья обращаются во врагов.

Лучший корректор наших отношений с людьми – это сознательная недооценка своих возможностей, когда мы склоняемся к тому, чтобы сказать «да». Но и здесь должна быть мера, дабы нас не заподозрили в лицемерии, видя, что за нашим «да» на самом деле подразумевается «нет».

В жизни случайных событий не происходит. Судьба – это суд, т.е. переживание следствий, совершённых ранее деяний. Почему бывает так, что одни гибнут в расцвете сил, а иные, отъявленные злодеи, доживают до глубокой старости? Эту тайну нам не разгадать. Но если честно посмотрим на то, что творим в своей жизни, особенно во внутреннем её круге, то поймём и то, что заслуживаем кары. Мы никогда не будем в состоянии узнать, почему Господь нас милует. Ибо даже если и пытаемся следовать Его закону, то делаем это исключительно небрежно. В мире невероятного смешения добра и зла у нас нет иного пути укрепления жизни, чем узнавание и устранения из собственной души того, что её делает немилосердной и лживой.

Желание возвыситься над другими, похвастаться – есть лишь свидетельство нашей духовной слабости, часто проявляемой как глупость. Мудрость заключается в понимании того, что наши действия не должны служить причиной слабости других. Деятельность мудрого человека всегда связана с порождением в душах людей воли к жизни.

Силу ударов судьбы может погасить только сила собственного духа. Эта сила проявляется в способности ума и сердца действовать трезво, опираясь на совесть. Дух, укрепляющий свою связь с совестью, создаёт главный ресурс личной жизни, который может возрастать до самого перехода её земных границ. Но что означает опора на совесть? Это сохранение знания и чувства об истинной, божественной природе человека, которая делает нас едиными с другими людьми, в своём основании. Совесть указывает на то, что если своими действиями начинаем уничижать жизнь других, то наносим вред в первую очередь своей жизни.

Зло, прежде чем нанести удар, выискивает наши слабые места. Потому таким важным делом является развитие способности трезво оценивать своё поведение и стремление укреплять внутренний круг своей жизни. Если этого не делаем, бесполезно ставить защиту в месте удара, ибо он обязательно будет нанесён с такой же сокрушительной силой на другом участке. Важно знать и помнить то, что часто для уязвления нас, происходит нападение на самых близких нам людей. Наши недостатки не редко бывают причиной того, что для их пробуждения используются самые слабые места тех, кого мы любим. Вот где решение вопроса безопасности наших близких.

Возвращая долги, даже через тех, кому не должны. Сохраним своё.

Погасить пламя ада, возгорающееся в душе стремлением построить собственный рай на земле – всё равно, что тушить костёр бензином. Если душа, не освобождается от зла и лжи, то любое дело, совершаемое нашими руками будет чёрным.

Причины недобрых обстоятельств жизни в ней и скрываются. Но с нами происходит самое лучшее из возможного. Зло преследует нас, как следствие проявления слабости. Она перестаёт быть таковою, когда используется как повод для её преодоления. Удары судьбы следует рассматривать не как наказание, но как испытание силы; как возможность остановить дальнейшее падение. У нас всегда остаётся в неприкосновенности запас энергии, необходимой для того, чтобы выбрать жизнь, даже за мгновение до смерти.

Меньше всего нам хочется делать необходимое. Не замечаем того, кто нам нужен на самом деле. Реже всего исполняются наши добрые задумки. Мы, не редко, из своей жизни упускаем главное – саму жизнь. Она не может быть разделена между прошлым и будущим. Она сохраняется, как единый поток, от зарождения до слияния её с вечностью. Но глубина, чистота, наполненность его, – есть отражение происходящего в нашей душе. И он, бывает, вместо обретения мощи у точки слияния, иссякает и теряется в песках опустошённого нами жизненного поля.

Происходит это по причине преследования нами ложных целей, не имеющих основания в вечности. Двигаясь к ним, мы не в состоянии восполнять утрачиваемые силы. А их нам может дать только тот, кто ими обладает на самом деле. Находящийся же во власти времени-смерти-разрухи, сам нуждается в энергии его сохраняющей, и взять её он, может только пленяя души людей.

«Спасите наши души,» – проникновенно в своей песне-балладе взывает Певец. Но путь к спасению всегда пролегает через собственную душу, и проводник никогда её не покидает. Если свет совести начнёт просветлять разум, то и смысл жизни перестанет быть тайной. Нас вводят в заблуждение только для того, чтобы лишить сил, и делают это так, что в нас самих пробуждается желание жить за счёт других. Любая деятельность, в результате которой стремимся взять от других больше, чем можем им дать, ведёт к утрате сил, т.е., не даёт, но отнимает у нас то, что имеем на самом деле – время.

Как только нам в руки что-либо идёт без труда – внимательно посмотри, где сокрыта опасность-ловушка.

С нами случается только то, что уже не может не случиться. Иными могли бы быть только особенности происходящих событий, но степень уязвления нас злом не может быть изменена. То, что совершается, – подобно нарыву, который может возникнуть в любой точке тела. Боль одна. Возмущаться по поводу того, что пришла болезнь глупо, да и опасно. Но нам никто не мешает залечивать раны, искать и уничтожать причины болезни.

Беда, болезнь, если они уже уязвляют нас, то, как следствие, которое хочешь –не хочешь, а пережить придётся. И очень хорошо будет, если, при этом, не впадём в печаль и уныние. Только таким образом сможем преодолеть проблемы, укрепить силы. Но даже если не восстановим в прежнем виде своё телесное здоровье, богатство, власть, славу – это мало значит, по сравнению с укреплением воли к жизни.

Происходящее с нами всегда можно обратить себе на пользу. Нет ни одной причины для того, чтобы пожертвовать внутреннею силой, в пользу внешних обстоятельств. А для этого нужно быть готовым к главному испытанию, которое придётся пройти всем. Древние справедливо и мудро говорили: «Помни о смерти», ибо именно в этом случае будем не забывать о жизни, и чувство ответственности станет оберегать нас от легкомысленного отношения к собственной жизни, выражающегося в нежелании предпринимать усилия для распознания правды за завесою лжи.

Всё, что у нас отнимается, то и лишнее. Всё, что нам не даётся в руки – связано с испытанием силы духа, воли, мудрости. Значимо только то, что достигнуто трудом в поте своего лица. Развращение излишками происходит всегда, когда они получены за чужой счёт. У нас никогда не отнимаются возможность достойного существования, при котором удовлетворяются насущные потребности, без нанесения урона кому-либо. Это становится возможным при условии проявления нашей душой способности любить. Когда мы отдаём свои силы другим, чтобы укрепить их волю к жизни, тогда прибывают силы и у нас.

Причиной наших поражений, чаще всего, служит то, что мы переоцениваем свои возможности. Но настоящую победу одерживает враг только тогда, когда её не используем для наращивания мощи своего духа, обретения новых возможностей для управления внешними обстоятельствами жизни. Поражение всегда представляет возможность расширения границ свободы. А силы свои переоцениваем, во-первых, потому, что возможное принимаем за действительное. И на самом деле, мы, по большому счёту, всегда лучше, чем выглядим в действительности. Когда нас припирают к стенке, будь то болезнь, или потеря работы, многие из нас находят способы решения тех задач, которые в обычное время казались бы нам неразрешимыми. Наши планы реальны настолько, насколько облагорожены духом веры. Когда их проявляем в свете совести, обнаруживаем и силы, необходимые для их достижения.

Чаще всего не получаем то, в чём не нуждаемся; либо то, что навредит; или то, что не готовы использовать во благо ни себе, ни людям. Господь не вмешивается в наши мелкие дела, но, так как, несём в себе Его образ, то несмотря ни на что, в глубине души сохраняем знание о том, что нам необходимо, которое, бывает, вопреки уму, погружённому в мир, нас ведёт к истине. Мы же по своему духовному невежеству думаем, что нам кто-то мешает. Да это сам Господь отводит нас от беды. Если же продолжаем проявлять своеволие, – то неизбежно получаем наказание. Мы слишком часто уподобляемся неразумному ребёнку, играющему с огнём, которому всё время говорится об опасности этого занятия. Если несмотря на предупреждения он продолжает действовать по-своему, разве он избежит ожогов, разве он не может спалить всё вокруг? Вот и болезни наши и утраты – это и следствие, и наказание на текущее и будущее время.