Даже после того, как правительствам региона было ясно заявлено о продолжающихся долгосрочных угрозах окружающей среде, не было предпринято никаких существенных усилий для сохранения земель или устранения нанесенного ущерба. Многие ученые, историки, защитники окружающей среды и писатели на протяжении веков отмечали, что люди не учатся на собственном прошлом – индивидуально или коллективно. Как известно, философ Джордж Сантаяна отметил, что «те, кто не может вспомнить прошлое, обречены на его повторение», и эта парадигма так же верна для Плодородного Полумесяца, как и для любого другого региона в сегодняшнем мире.
Караваны верблюдов
Караваны верблюдов, которые пересекали большие дюны пустыни Сахара, начинались в древности, но достигли своего золотого периода с 9 века нашей эры. В пору своего расцвета караваны состояли из тысяч верблюдов, путешествующих из Северной Африки через пустыню в регион саванн на юге и обратно в опасном путешествии, которое могло занять несколько месяцев. Останавливаясь по пути в жизненно важных оазисах, караваны в значительной степени контролировались берберами, которые действовали как посредники при обмене такими желанными товарами, как соль, золото, медь, шкуры, лошади, рабы и предметы роскоши. Транссахарская торговля принесла с собой идеи в искусстве, архитектуре и религии., преобразуя многие аспекты повседневной жизни в городах прежде изолированной части Африки.
Караван верблюдов, Марокко Фред Данн (CC BY-NC-SA)
Верблюд
Хотя в Северной Африке когда‑то жил верблюд, Camelus thomazi, он вымер в каменном веке. Верблюд-одногорбый верблюд (Camelus dromedarius), возможно, был завезен из Аравии в Египет в 9 веке до нашей эры, а в остальную часть Северной Африки не раньше 5 века до нашей эры (хотя точные даты оспариваются историками). Однако верблюды не стали обычным явлением до 4 века нашей эры. Караваны лошадей и ослов пересекали некоторые части Сахары в древности, но именно выносливые верблюды позволяли древним народам перевозить больше товаров через негостеприимную Сахару и делать это быстрее, снижая как затраты, так и риски. ВВ Энциклопедии древней истории есть следующее краткое изложение преимуществ верблюдов как транспортных средств:
Ценность верблюда заключается не только в его высокой адаптации к суровым условиям пустыни и регуляции тепла и воды через потовые железы: его способности преодолевать дальние расстояния примерно 48 км в день и его высокой грузоподъемности (240 кг) сделать его «кораблем пустыни» по сравнению с грузоподъемностью лошадей, ослов и мулов примерно 60 кг. Действительно, продолжительность жизни верблюда, составляющая 50 лет, превышает продолжительность жизни осла (30–40 лет) и лошади (25–30 лет). (1281)
С 8‑го века нашей эры марокканцы успешно разводили верблюдов в огромных масштабах и даже создали помесь верблюда-одногорбого и двугорбого двугорбого верблюда из Азии (Camelus bactrianus). В результате этих экспериментов были получены два варианта дромадеров: гладкий, быстро бегающий верблюд, полезный для курьерских служб, и более тяжелый, медленный верблюд, который мог нести больший вес, чем чистый дромадер.
Караваны в древности
Задолго до появления великих транссахарских караванов средневекового периода существовала более локальная торговля между кочевыми народами пустыни и племенами региона саванн к югу от Сахары, часто называемого регионом Судан. Каменная соль из самой Сахары, которая остро нуждалась в обедненной солью саванне, была обменена на злаки (например, рис, сорго и просо), которые нельзя было выращивать в пустыне.
МАРШРУТЫ МЕНЯЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ, КАК ПЕСЧАНЫЕ ДЮНЫ ПУСТЫНИ, КОГДА ИМПЕРИИ РОСЛИ И ПАДАЛИ.
Греческий историк Геродот, писать в BCE 5 века (летописи, Bk 4. 181—5), отметил верблюжьи караваны маршрута, который отправился из Фив в Египте в Нигер (хотя Мемфис, скорее всего, была отправной точкой). Римский писатель Плиний Старший (23–79 н. э.) отметил в своей естественной истории (5.35—8), что караваны управлялись гарамантами, вероятно древними берберами, жившими к югу от Ливии. Гараманты, контролирующие оазисы финиковых пальм в Феццане, выступали посредниками между народами Северной Африки и Африки к югу от Сахары. Такой порядок сохранялся на протяжении всей истории транссахарской торговли, потому что те, кто контролировал пустыню, знали секреты решения ее огромных проблем, также контролировали торговлю.
Римская Триполитания (современная Ливия) снабжалась золотом, слоновой костью, черным деревом, кедром и экзотическими животными, предназначенными для цирков, в то время как оливковое масло и предметы роскоши, такие как прекрасная керамика, стеклянная посуда и ткань, отправлялись на юг в обмен. Дальше на восток были также караваны верблюдов, связывающие Дарфур на северо-западе Судана с Асьютом на Ниле, по крайней мере, с 1 века нашей эры. Известный как Дарб аль-Арбейн («Дорога 40 дней»), он принес слоновую кость и слонов из глубин Африки и процветал в эпоху поздней античности.
Транссахарские торговые пути
По-настоящему большие караваны верблюдов, которые преодолели минимум 1000 километров (620 миль), чтобы пересечь всю пустыню Сахара, действительно начали свое развитие в 8 веке нашей эры с появлением исламских североафриканских государств и таких империй, как Ганская империя в регионе Судан (6-й век—13 век н. э.). Маршруты менялись на протяжении веков, как песчаные дюны пустыни, по мере того как империи поднимались и падали по обе стороны Сахары, и когда открывались новые ресурсы, которые можно было использовать в торговле, которая никогда не прекращалась.
Первый маршрут, похоже, пролегал между Вади Драа (южное Марокко) и империей Гана. (юг Мали) в середине 8 века н. э. и проходил через территорию Сахары, контролируемую берберами Санхаджа. В течение 50 лет были проложены еще два основных маршрута, которые проходили через территорию Сахары, контролируемую туарегами, ответвлением санхаджи. Они проходили от западного Алжира до королевства Сонгай на излучине реки Нигер и от Ливии до озера Чад (маршрут, благословленный множеством маленьких оазисов и очень большим, Кавар). В середине 11 века н. э. главный маршрут пролегал между городами Альморавидов Сиджилмаса к северу от Сахары и Авдагостом на юге. В следующем столетии, с возвышением Альмохадов в Северной Африке, Валата заменит Авдагхост на южном конце маршрута. Валата находилась дальше на восток и, таким образом, могла лучше действовать в качестве сборного пункта после открытия новых месторождений золота. Тимбукту на реке Нигер теперь также привлекал достаточную торговлю, чтобы стать конечным пунктом назначения для караванов, отправляющихся из нынешнего Туниса и южного Алжира. Великие города Северной Африки Марракеш, Фес, Тунис и Каир были важными отправными точками или пунктами назначения для транссахарских караванов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги