В годы обучения в Академии художеств общался с прозаиком В.Я. Шишковым, с которым познакомился в Смоленске; Шишкову принадлежит первая большая статья об «Арене» в центральной печати. «В 1925 г. Китаев написал его портрет. Работой, как вспоминают, остались довольны и писатель, и художник» (Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. С. 102).
Написал пьесы «Гибель Венеры Милосской, или Преступление в Доме Писателей» (1926; ВЭМ), «Король-отшельник» (середина 1920-х; ВЭМ), «Революционный Версаль» (середина 1920-х; ВЭМ), «Дико-польские педагоги, иди Женская стыдливость» (1927; запрещена Главреперткомом), «Кукушкин женится в Африке» (1934; собрание Г.В. Леоненкова), «Счастливая облигация» (собрание А.Л. Соболева), «Золото, жемчуг и бриллианты», «Живая статуя». Сведениями об их постановке и публикации не располагаем. В относящемся к середине 1920-х годов списке «Пьесы, которые нужно написать в ближайшее время» перечислены: «1. Революционный Версаль. (Сатанаил). 2. Электрофикация Дикого Поля. 3. Женитьба отца Сергия. 4. Монгольский князь Кукушкин, или «Стул Великий». 5. Продавцы воздуха. (Торговцы воздухом). 6. Трагедия молодого автора. Комедия» (ВЭМ).
«Не закончив Высших художественных мастерских, А.В. Китаев уезжает в Ульяновск (в начале 1926 г. – В.М.) и активно включается в художественную жизнь города». Преподавал в Ульяновском чувашском педагогическом техникуме им. И.Я. Яковлева, организованном на базе Симбирской чувашской школы, который 11 января 1929 г. выдал ему аттестацию: «Отличный и беспредельно преданный своему специальному делу педагог-художник. Прекрасный организатор коллективного труда. <…> Как художник-общественник приблизил искусство к массам». «В 1927 г. в Ульяновске состоялась выставка художников города. Китаеву было отведено две комнаты. <…> Кроме большой педагогической и общественной работы, Китаев выполнял обязанности заведующего Ульяновским чувашским историко-этнографическим музеем. Улучшал экспозицию, пополнял фонды» (Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. С. 103–104).
В 1929 г. участвовал в первой выставке Объединения ульяновских художников (Википедия).
«Из Ульяновска Китаев переехал в Миргород Украинской ССР (в 1929 г. – В.М.), где в течение нескольких лет работал «лектором художественных предметов» в индустриально-керамическом институте» (Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. С. 105).
Не позднее весны 1932 г. вместе с женой и двумя детьми поселился в г. Раменское Московской области. Вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР; распущена в том же году) и Московский областной союз художников (МОСХ). 19 августа 1932 г. писал художнику Виктору Николаевичу Перельману, одному из учредителей АХРР и МОСХ:
«Несколько месяцев тому назад я просил Вас поддержать мое ходатайство о предоставлении мне временной жилплощади в одном из домов, находящихся в распоряжении Стройкома Городка Художника. Вы внимательно отнеслись к моей просьбе, любезно поддержали мое ходатайство и передали его в Стройком. Таким образом, вопрос как будто исчерпан. Тем не менее в силу создавшихся обстоятельств, я считаю совершенно необходимым обратиться к Вам вторично с той же просьбой и внести полную ясность в дело, которое может или осчастливить или погубить меня.
Прежде всего, я должен сказать, что по «объективным причинам» (клянусь, такие существуют в действительности!) я не сумел внести на текущий счет Стройкома ничего, кроме вступительного взноса. Этот «тяжелый случай» может сыграть роковую роль при распределении временной жилплощади. Поэтому прошу Вас пустить в ход Ваши дипломатические таланты, чтобы защитить меня на сем скользком месте. (Почему я не делал последующих взносов в Стройком? Потому что работать в Москве и жить в Раменском – каторжное дело; потому что положение «Раменское – Москва», «Москва – Раменское» поглощало все мое время, весь мой труд, весь мой заработок).
Осенью истекает срок договора на мою раменскую квартиру, хозяин продает дом и не подписывает нового соглашения ни на каких условиях. Другую квартиру или комнату найти невозможно. Таким образом, к нынешней зиме я с семьей остаюсь без крова.
Однако даже при более счастливых жилищных условиях нельзя долее оставаться в Раменском. Уже сейчас, в августе, моя жена и дети (8-ми и 7-ми лет) живут впроголодь (от слабости и истощения случались обмороки). Отсутствует нормальная выдача ничтожного пайка. Невозможно покупать продукты на колхозном рынке, ибо цены на 30–40 % выше московских. Зимой в Раменском для моей семьи неминуемо должен наступить голод, холод и смерть. <…>
11-го сего августа Жюри Правительственной Комиссии отобрало девять моих работ для Юбилейной Выставки («Художники РСФСР за 15 лет» – В.М.). Есть надежда, что некоторые из этих работ будут куплены.
Смелые люди считают меня талантливым человеком» (РГАЛИ. Ф. 2650. Оп. 1. Ед. хр. 75. Сообщил А.Л. Соболев).
С 1934 г. жил в городке художников на Верхней Масловке. Член Московского отделения Союза советских художников (МОССХ).
«Китаев вошел в состав групп подчеркнуто-реалистической направленности. <…> В его живописи и графике стали чаще появляться работы бытового жанра, темы и сюжеты, отражающие современные явления жизни. <…> Вместе с тем в его картинах мы увидим живописно-пластическую систему, сложившуюся в советском искусстве еще в 20-х годах. Свойственные ей живописное, образное восприятие действительности, соответствие формы изображения его смыслу были определяющими» (Попова Е. Смоленский имажинист).
В 1933–1937 гг. МОСХ организовал две персональные выставки Китаева. На второй, проходившей на культбазе ЦПКиО им. Горького, экспонировались 44 картины. После выставки «Китаев, втянутый в антиформалистскую мясорубку, исключен из МОССХа. Далее кружок изо на заводе, в каморке бывшей школы позади дома именитых художников на Масловке что-то пишет, уничтожает. Эйфория начала – вершина на полпути – низвержение» (Ройтенберг О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были… М., 2008).
В 1938 г. принят во Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительных искусств (Всекохудожник) (Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. С. 105).
В годы войны – не ранее чем до ноября 1943 г. – находился в эвакуации в Башкирии, в селе (ныне городе) Туймазы (ВЭМ).
В августе-сентябре 1943 г. после длительного перерыва вернулся к писанию стихов (рукопись в собрании А.Л. Соболева, Москва).
С конца 1943 г. работал художником в Музее революции СССР (Иванов-Ехвет А.И. По следам находок. С. 105).
«Трудные послевоенные годы ослабили здоровье художника. Это сказалось на его творческой активности. Изменилась и его художественная манера. Bo многом она была обусловлена условиями времени, господством реализма в изобразительной форме, в теме и сюжете. Стремление к созданию художественного образа, «очищенного от пыли содержания», провозглашенное имажинистами, приняло совершенно иные, нежели в 20–30-е годы, формы» (Попова Е. Смоленский имажинист).
Умер 2 марта 1953 г. Место и обстоятельства смерти, место захоронения пока не установлены.
Стихотворения 1906–1914 гг.
«Нет больше сил нести страданья…»
Нет больше сил нести страданья.Я весь расслаблен. Я устал.В душе убиты все желанья,И уничтожен идеал.Я вышел в жизнь со светлым сердцем.Безумно мне хотелось жить.Я знал, что в жизни есть несчастья,Но все же думал победить.Я понял, что мой взгляд был ложный.Жизнь оказалася сильней.Я перед нею наг, ничтожный!Мне стыдно! Больно! Жизнь! Добей!1906Стихотворения из казанских изданий
1908–1909[1]
Сарре
Я вижу вас впервые, —И дерзко полюбилО, очи – ночи грозовые!Мой меч! Мой щит! Я все разбил!О, черный бархат длинных косИ юные ланиты!Они – в огне и ярче роз!Пред ними все цветы побиты!Ваш голос звонко расцветает,Улыбка знойно опалитИ в сердце говорливо тает…Иегова! Кто устоитПред лаской алых жал и ков?!О, мир! О, Сарра! Я в плену!Я весь горю… Нет больше слов…Скорей, скорей к любовному вину!..<1908>«Я взглянул в глаза глубоко…»
Я взглянул в глаза глубокотемнокудрой, черноокойи ушел далеко…Вьюга жадно след мой съела.Я ушел на север белый,грустный и несмелый.Здесь живу я в вихрях снега.Обнят знойно снежной негой,не хочу побега.Тихо-тихо сдавлен белым;умираю сладко телом. —Милая велела…Но в оковном, льдистом краеумирая, расцветаюсеребристым маем…Слышу в небе звон игривый…Вижу лес и переливыизумрудной нивы.Солнце пляшет. Солнце пьяно.Сонмы птиц поют «осанна!»Травы запах льют медвяный…Я припал к земле цветистой…В струйке трельно-серебристойоблик королевы…Я стал пить и в губки впилсяей, – и вдруг ручей затмился,зашумели севы…И в согласности напеваИз воды выходит дева…Ты ли, панна Катя?!Мы счастливы. Мы счастливы!..Задрожали губ извивы…Колют, жгут объятья…Мы упали – не взглянули…Мы упали… В свет ли… в тьму лиУтопили… Утонули…<1908>«Серым днем весны печальной…»
Серым днем весны печальнойлаской хмурой я овеян…Светлый образ, что взлелеянсолнцем мая,убегая,шлет привет прощальный…И тоскую, одинокий,в трепетном молчаньи…Кто же близкий и далекий,вновь найденныйи влюбленный,будет на свиданьи?Отуманен грустью странной,я не знаю цели…Грезы тихо отлетелитяжким летомпо тенетаммертвым караваном.<1908>«Сады полны благоуханий…»
Сады полны благоуханий.Так сладок вешний чернозем.Мы в алом трепете желанийТела истомные сольем.Под серебристый шепот мая,Под ярый рокот горных струй,В напевный час, изнемогая,Испьем грозовый поцелуй!На изумруды трав уронимБезумно-белый шелк одежд.Потонем – бешеные кони —В огне исполненных надежд.И подойдем к последним граням…Я вскину к звездам светлый стон!..А на заре печально раннейГлубоко канем в мудрый сон…<1908>Из книги «Белые пожары»
Звонкая пена поет под кормою…Грозный пред нами вздымается вал…В радужной радости правим ладьею,Славим опасности скал…Весело, белые, в ветре трепещут,В синие дали несут паруса…Чайки поют нам… А издали блещетБелых огней полоса…Волны взбегают взбешенною стаей…– Брат! Полюби дерзновенность преград! —Белое знамя над нами взлетает…Мы не вернемся назад!..<1909>Первая и последние весны мои
I
Мир опостылел… И остылОгонь ночей, истомный пыл…Весне и ландышам цвести,А сердце шепчет: «Милая, прости!Прощай, забудь навек!» И сноваЖаль жутких вечеров в лесу сосновом…Я помню бледность обнаженныхНог… в ореоле трав темно-зеленых…В открытых широко глазах —Печаль и темная гроза…Как острый яд, уста пьянят…И странен черный вскинутый наряд…Я помню все… Но лишь однаждыЦветут цветы весною каждой…. . . . . . . .Весною новой, ночью лунной,С тобой ли встретим миг безумный?II
Не правда ли, печальная весна?И дождь, и снег попеременноМутят стекло закрытого окнаИ кажется, нет солнца во вселенной…Везде, во всем – пустая тишина…Лишь тенькают часы жестоко-неизменно…Природа точно вся заражена…Не расцвести цветам и грезам сокровенным!..Растления полна, земля не губитЛишь яркого цветка любви моей…Больное сердце беззаветно любитВ тоскливых буднях серых дней…<1909>«На берег моря, на берег моря…»
На берег моря, на берег моря,На дикий берег я убежал.Я в страшном горе! Я в страшном горе!Я черный призрак судьбы меж скал.Шумите, ветры, бушуйте, ветры,И заглушите мою тоску!Все песни спеты. Все песни спеты!Хочу умереть на морском берегу.Давайте челн мне! Скорее челн мне!Мои глаза, как ночи, черны.На горизонте зажглися молньи,Хочу умереть на гребне волны!Я – черный призрак, я черный демон,Хочу умереть на высоком и белом Гребне волны!1909«С рассветом дня я умираю…»
С рассветом дня я умираю.Когда ж вечерняя заряЗаймется, приближаюсь к раю,И невесомый, и горя.Приди, последнее молчаньеМоих торжественных высот, —И небожителя венчаньеСвершит безмерный хоровод,И обменюсь кольцом венчальнымС подругой вечною небес,С земным концом моим печальнымСвяжу небесных нить чудес.20 января 1910В осенние сумерки
Тоска. Великая тоска.И нет речей. И нет мечты.Устало осени цветыСрывает слабая рука.Устало падают дожди,Загонят ветер в темный дом.Застонут ставни под окном.О молодость! О подожди!Как пусто в доме! Свет свечейВстревожит темноту на миг.Как скучно мне! Как много книг!Хоть пару бы живых очей!..1910«Бессилен род людской и зол…»
Бессилен род людской и зол.И Твой, о Господи, престолВ его неистовых пирахКощунственно повергнут в прах!Нет, не был человек велик.И Твой, о Господи, Твой лик,Века сиявший красотой,Оплеван смрадною толпой.Познанья бич небесный сводЖестоко много лет сечет,Но тщетная пытка. Страж молчит.И только звезды мечет, спит.15 декабря 1910«Благословил унылым словом…»
Благословил унылым словомГосподь страну мою.Под серым облаков покровомЯ от тоски пою.Мне золотых не жаль созвучийВливать в печаль и боль.Пою – осенний лес дремучий,Когда молчу – король.Где тайна синих океановНетронутых земель —Там в тьме пророческих тумановМой трон, моя свирель.1911Золотая лестница
…И у верховного предела,За гранью роковой черты —Ко мне, как Голубь, мысль слетелаИной нездешней красоты.Сиянья Голубиной ТайныЩедры и горячи лучи,И так же в мире не случайны,Как и возмездия мечи.Есть мост перекидной, как пламя,К земле с лазоревых небес:Даруй Святого Духа знамя,Ступеней золотой навес.1911Моя тоска
Моя тоска, как свет вечерний.Моя тоска, как бледный сон,Сплела венок. Венок из терний —Одну из царственных корон.Как мрамор вековой гробницы,Мое чело, моя рука.И веют сумрачные птицы.Царица сумрачных – тоска.В глухом я замурован ДомеБезумия и страхов жизни.Что, палачи, скажу вам, кроме:«О кровь моя! Скорее брызни!»1911Аквариум
Серый день. Тоска по счастью?Треск огня, как хриплый кашель…Верим бледному ненастью.Не до замков! Не до башен!Ах, раскрой портьеры окон!Тусклый свет таит улыбки.Как поблек твой светлый локон!Блекнут золотые рыбки…Где же счастье? Вот весеннийМесяц март. А солнце где же?Уж восторгами сближенийНаши взгляды светят реже.В безразличной смене весенГаснут мысль, любовь и слово…Этот серый день несносен.Подождем дня золотого?..1911«Какие тихие долины…»
Какие тихие долины!Какая бедная любовь!Долины дева! приготовьВино, и миро, и рубины!Я расскажу, как бедный воинСбирал веселые цветы,Как полдень знойный был удвоенУ роковой его черты.Я припаду к твоим коленям.В твоих блистательных шелкахМоя любовь, и страсть, и страхБезумным пробегут оленем.И воссиявший свет полночныхТвоих очей, как свет зари,Напомнит мне часов урочныхМое безумие: гори!8 ноября 1911Сонеты св. Антония
I
Я от людей бежал к неведомой горе.И труден был мой путь среди песков пустыни…И обольститель бес встал на пути к святынеИ бросил под ноги мне блюдо в серебре.Откуда ж быть ему? Для птиц и для зверейПечальный этот путь; и, кажется, донынеНе проходил никто песчаных сих морей…Я произнес: «Соблазн диавола да минет!В погибель серебро твое с тобою, бес,Да будет!..». Блюдо – в дым… и дым тотчас исчез…Так избежал врага молитвой я Господней…И груду золота вновь на моем путиРассыпал он… Но я, как пламень преисподней,Перескочил ее… и продолжал идти.II
Однажды бесы мне явились в светлом виде:«Антоний! Мы пришли, чтоб дать совет. Взгляни!».Но я, зажмурясь, стал молиться, чтоб не видетьБогопротивный свет… погасли их огни…И стали дьяволы сильнее ненавидетьМеня с тех пор. И вот все ночи и все дниКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Подзаголовок дан составителем. Тексты сообщил А.В. Бурлешин.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги