Александр Козлов
Математика флота. Фантастика и реальность
© Оформление. ООО «Русское литературное общество», 2021
© Александр Васильевич Козлов, 2021
Предисловие
В нашем сложном и бушующем мире без чтения бумажных книг не обойтись. Без чтения электронных книг, впрочем, тоже. Но о них чуть позже. Книги же бумажные, изданные типографским способом, имеют особую привлекательность и ценность. Во-первых, читатель тактильно ощущает «непосредственную связь» с книгой. А во-вторых, информация в книге изложена, как правило, системно и должным образом структурирована. Как говорят в таких случаях: буквально разложена по полочкам. Кроме того, издаваемые известными издательствами книги всегда проходят вычитку и корректуру редакторами. Что далеко не является фактом для электронных книг и тем более для различного рода интернет-публикаций. Соответственно, информация, подаваемая классическими книгами, наиболее удобна для освоения и осмысления. И особенно это актуально, когда речь идет о жанрах книг, несущих нужную, важную и полезную информацию.
Книга, которую вы держите в руках, относится к жанру научно-популярной литературы. Как ни странно, по своей популярности такого рода литература сегодня уступает лишь детективам, историческим и приключенческим романах, далеко опережая в рейтингах и поэзию, и публицистическую литературу, и даже фэнтези; а также, как это не парадоксально, научную и учебную литературу. Научно-популярная литература, по определению, направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков. То есть можно сказать, что данная литература предназначенные для широкого круга читателей. Возможно, поэтому и имеет такие высокие рейтинги.
Автор данной книги флотский офицер, капитан 2 ранга запаса Козлов Александр Васильевич. Многим читателям он стал известен после издания серии книг для детей и юношей о флоте «Азбука моряка», «Морской Букварь», «Морской букварик», «Все о морских узлах», «Миссия флота». Поэтому не случайно, что и эта книга преимущественно о Военно-Морском Флоте Российской Федерации. Ведь она так и называется: «Математика флота: фантастика и реальность». Но не спешите люди «не флотские» ее сразу же откладывать в сторонку! Данная книга еще и о космическом флоте, о флоте воздушном и гражданском, а также вспомогательном и добровольном. А значит и вы наверняка сможете в ней найти очень много полезной и нужной информации. В частности, автор расскажет вам «об истории развития математики как науки, обо всех существующих системах счисления, о знаменитых математиках мира и нашей страны, о ментальной арифметике, о ленте Мёбиуса, о числе Маха и гиперзвуке…» Но и чисто флотские понятия, такие как «морской узел», «остойчивость и плавучесть корабля», «морская миля», также наверняка будут интересны широкому кругу читателей. Не говоря уже о новомодной теме применения искусственного интеллекта в военной среде. Ответит автор и на такие глобальные вопросы: «Как ходят под водой подводные лодки? Архимедова сила или что держит судно на воде?» Впрочем, достаточно одним глазком взглянуть в оглавление книги, чтобы убедиться в широте рассматриваемых тем и самому прийти к однозначному выводу: данную книгу нужно обязательно прочитать!
Как известно, немецкому ученому XVIII–XIX века Карлу Фридриху Гауссу принадлежат знаменитые слова, ставшие со временем крылатой фразой, о том, что математика является «царицей всех наук». Наверное, это слишком громкое заявление. Тем более, что полностью знаменитая фраза звучит следующим образом: «Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики. Она часто предоставляет услуги астрономии и другим естественным наукам, но во всех смыслах она обладает правом находиться в первых рядах». И все-таки большая доля истины в крылатой фразе есть. Поэтому читать о математике, изучать ее основы, а также знакомиться со сложнейшими и до сих пор нерешенными математическими задачами нужно! Равно как и узнавать самые большие числа Космоса или количество звезд во Вселенной. И поможет вам в этом новая книга данного автора, моего коллеги по флотской службе и писательскому ремеслу.
Могу утвердительно заявить, что Александр Козлов – настоящий патриот нашей страны и российского Военно-Морского Флота, в частности. С 2017 года является членом Союза писателей России и членом Военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской армии имени М. В. Фрунзе Министерства обороны Российской Федерации. Активно печатается в журналах и газетах, выступает на радио и творческих встречах, являясь также заместителем главного редактора Интернет-журнала «За тех, кто в море!». Наверное, еще и поэтому он так скрупулезно разбирается в технических характеристиках современных двигателей космических и обычных крылатых ракет, и убедительно доказывает, что наши гиперзвуковые ракеты самые быстрые и эффективные. И Военно-Морской Флот Российской Федерации, как подводные силы, так и надводные корабли, – одни из самых сильных и мощных в мире. Так что книга будет интересна еще и для людей, живо интересующихся как военной, так и космической тематикой. А для любителей фантастики книги и вовсе станут настольным справочником по изучению характеристик и возможностей всех космических движителей, уносящих героев этих книг в заоблачные таинственные миры.
А в завершении моего представления этой книги хотел бы сказать пару слов в защиту электронных книг. Тем более, что в начале этого предисловия пообещал это сделать. Электронные книги приобретают сегодня особую популярность. Ведь они занимают не так много места в памяти смартфона, всегда под рукой, удобны для скачивания с многочисленных ресурсов и для передачи «из рук в руки»: быстрого обмена между читателями. И так далее и тому подобное, ведь достоинств у электронных книг действительно не мало.
Не случайно, что Александр является одним из авторов издательства «Горизонт», специализирующегося на издании электронных книг военной тематики. Поэтому большинство книг Александра Козлова продается в электронном виде в самом крупном в России интернет-магазине электронных книг «ЛитРес». А значит, если читатели захотят ознакомиться, кроме этой книги, и с другим творчеством автора, то легко это смогут сделать.
Приятного вам чтения, дорогие читатели! И как говорят в таких случаях: «Попутного ветра и семь футов под килем!»
Секретарь Союза писателей России,
писатель-маринист, журналист,
капитан 1 ранга запаса
Владимир Шигин
От автора
Эту книгу я задумывал как продолжение серии книг для детей и юношей о Военно-морском и гражданском флотах. Четыре книги – «Азбука моряка», «Морской букварь», «Морской букварик» и «Все о морских узлах» – давно уже изданы, и их можно приобрести во многих книжных сетях. А «Математика флота» завершает эту серию.
Математика используется в военно-морском деле на каждом шагу: в морской практике, в кораблестроении, в расчетах остойчивости кораблей, в оценке волнений моря и т. д. и т. п. Я уж не говорю про столь актуальные сегодня расчеты предельной дальности поражения объектов ракетными установками и точности такой стрельбы. Не случайно, целая глава этой книги рассказывает об особо «модном» сейчас гиперзвуке и числе М, которые на слуху буквально у каждого внимательного читателя современной публицистики и разнообразных СМИ.
Но есть и еще один аспект применения математики на флоте! Впрочем, флот в данном случае рассматривается в книге не в узко специализированном, а в широком смысле. Ведь космический флот – это тоже флот! А есть еще флот морской (или иначе говоря, гражданский), воздушный, вспомогательный и даже добровольный. Конечно, мне – как капитану 2 ранга запаса – более близка тема именно Военно-морского флота! Поэтому книга едва ли не на 80 % состоит из информации по ВМФ России. Но реальные скорости применяемых на флоте крылатых ракет и математические выкладки по их практическому использованию в условиях современного морского боя настолько выросли в современном мире, что впору их реально сравнивать с выдуманными некогда математическими значениями и параметрами писателей фантастов! Ну а коль фантастика занимает сейчас лидирующие позиции в книгопечатании, то и желание расширить круг своих читателей за счет этой темы, надеюсь, вполне объяснимо. Тем более, что мое участие в различного рода программах на РЕН ТВ и канале «Звезда» по данной тематике позволило накопить большой объем информационных материалов. Поэтому с радостью поделюсь ими и с удовольствием подискутирую с моими читателями на тему востребованности нашего Военно-морского флота в современном мире, о его тактико-технических характеристиках и возможностях.
Также отдельная тема этой книги – обзор всех существующих и перспективных двигателей, как для реальных космических кораблей и российской ракетной техники, так и для фантастических межпланетных кораблей. Реальная ситуация сегодня в этой области такова, что фантастика и реальность находятся буквально в полушаге друг от друга. Не мудрено, что сейчас приходится говорить об этом уже в едином блоке освещения новостей и проведения аналитических сравнений. Именно поэтому и называется моя книга «Математика флота: фантастика и реальность».
Наверное, читатель вправе задать мне свой вопрос: «А откуда взялась у меня, флотского офицера, такая тяга и любовь к математике?» Охотно отвечаю: «Мне привили ее еще в средней школе, когда я вместе со своими школьными друзьями, в свое время, поступил в ЗФТШ (заочно физико-техническую школу) при МФТИ (Московском физико-техническом университете) в г. Долгопрудный. Этот ВУЗ до сих пор является «кузницей кадров» для Российской академии наук. Наш преподаватель по математике средней школы № 2 города Кузнецка Яков Иванович Сорокин оставил неизгладимый след в моей жизни! И если бы я не стал офицером военно-морского флота, то обязательно связал бы свою жизнь с математикой! Так что данная книга – своего рода дань той моей детской мечте и увлеченности этой замечательной научной дисциплиной! А еще – благодарная память о моем замечательном Учителе!
Соответственно, главная задача этой книги состоит в том, чтобы наглядно показать, насколько наука математика удивительна и полезна, ведь недаром ее считают «царицей наук». В этой книге рассказывается не только о практическом применении математики на флоте, но и об ее использовании во всех областях, где она так или иначе применяется! Читателя ждет рассказ о самых интересных числах и огромная подборка занимательных фактов, в цифрах и о цифрах, во всем широчайшем многообразии подобной информации. В книге собрано множество необычных сведений о флоте, моряках и морских путешествиях! Книга поведает об истории развития математики как науки, обо всех существующих системах счисления, о знаменитых математиках мира и нашей страны, о ментальной арифметике, о ленте Мёбиуса, о числе Маха и гиперзвуке и т. д. и т. п.
Фантастика и реальность будут повсеместно соседствовать на страницах этой книги! И даже о ДНК человека будет рассказано достаточно много малоизвестных и сногсшибательных фактов. Одним словом, читателей ждет увлекательнейшее путешествие в удивительный мир математики!
Итак приготовьтесь – мы начинаем свое очередное путешествие в увлекательный мир знаний!
О роли математики на флоте и об истории ее использования
Значение цифр жизни общества и флота
Цифры (от латинского слова cifra, или от арабского j (sifr) – «пустой, нуль») – система знаков для записи конкретных значений чисел. Цифрами называют только такие знаки, которые сами в отдельности описывают определённые числа (так например, знаки «-», «,» хоть и используются для записи чисел, но цифрами не являются). Слово «цифра» без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков (т. н. арабские цифры):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Существуют также много других вариантов («алфавитов»):
• римские цифры (I VX LC D М);
• шестнадцатиричные цифры
(0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F);
• цифры майя (от 0 до 19);
• в некоторых языках, например, в древнегреческом, в иврите, в церковнославянском существуют система записи чис
ел буквами и другие системы.Рис. 1. Цифры числовой системы майя
В обиходной речи во множественном числе слово цифры также может обозначать «числовые данные», так как любое число записывается набором цифр. Например, выражение «приведём такие цифры» на самом деле говорит о числах, и даже когда речь идёт об одном числовом данном, записанном одной цифрой, следует употреблять множественное число. Однако неверно говорить «здесь цифры больше», так как сравниваются не цифры, а числа. В современном русском языке слово цифра пишется через букву «и», в отличие от слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки и др.
Понятие о числе зародилось в глубокой древности, когда человек научился считать предметы: два дерева, семь быков, пять рыб… Сначала счёт вели на пальцах. В разговорной речи мы до сих пор иногда слышим: «Дай пять!», то есть подай руку. А раньше говорили: «Дай пясть!» Пясть – это рука, а на руке пять пальцев. Когда-то слово пять имело конкретное значение – пять пальцев пясти, то есть руки.
Позднее вместо пальцев для счёта начали использовать зарубки на палочках. А когда возникла письменность, для обозначения чисел стали употреблять буквы. Например, у славян буква А означала число «один» (Б не имело числового значения), В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять.
Постепенно люди стали осознавать числа независимо от предметов и лиц, которые могли подвергаться счёту: просто число «два» или число «семь». В связи с этим у славян появилось слово «число». В значении «счёт, величина, количество» его начали употреблять в русском языке с XI века. Наши предки использовали слово число и для указания на дату, год. С XIII века оно стало обозначать ещё и дань, подать.
В старину в книжном русском языке наряду со словом число имело хождение существительное чисмя, а также прилагательное чисменый. В XVI веке появился глагол числити – «считать».
В европейских странах получили распространение специальные знаки, обозначающие числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, только во второй половине XV века. Изобрели их индийцы, а в Европу они попали благодаря арабам, поэтому и получили название «арабские цифры». Индийское происхождение так называемых «арабских цифр» было признано в науке лишь в XIX веке. Первым учёным, высказавшим эту, для того времени новую мысль, был русский востоковед Георгий Яковлевич Кер (1692–1740). Кер с 1731 года служил в Москве переводчиком коллегии иностранных дел.
В нашей стране арабские цифры появились в Петровскую эпоху. В то же время в русский язык прочно вошло слово цифра. Арабское по происхождению, оно тоже пришло к нам из европейских языков. У арабов, как было сказано выше, первоначальное значение слова цифра было «нуль, пустое место». Именно в этом значении существительное цифра и вошло во многие европейские языки, в том числе в русский. С середины XVIII века слово «цифра» приобрело новое значение – знак числа.
Совокупность цифр в русском языке называлась «цифирь» (в старой орфографии «цыфирь»). Дети, изучавшие счёт, говорили: учу цифирь, пишу цифирь. (Вспомните учителя по фамилии Цыфиркин из комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», который обучал нерадивого Митрофанушку цифири, то естьарифметике.) При Петре I в России открыли цифирные школы – начальные государственные общеобразовательные учебные заведения для мальчиков. В них кроме других дисциплин детям преподавали цифирную науку – арифметику, математику.
Итак, слова «число» и «цифра» различаются и по значению, и по происхождению. Число – единица счёта, выражающая количество (один дом, два дома, три дома и т. д.). Цифра – знак (символ), обозначающий значение числа. Для записи чисел мы используем арабские цифры – 1,2, 3… 9, 0, а в некоторых случаях и римские – I, II, III, IV, V и т. д.
В наши дни слова «число» и «цифра» употребляются и в других значениях. Например, когда мы спрашиваем: «Какое сегодня число?», то имеем в виду день месяца. Сочетания «в том числе», «из числа кого-нибудь», «в числе кого-то» обозначают состав, совокупность людей или предметов. А если мы доказываем что-то с цифрами в руках, то обязательно используем числовые показатели. Словом «цифра» называют также денежную сумму (цифра дохода, цифра гонорара).
В разговорной речи слова число и цифра часто заменяют друг друга. Например, числом мы называем не только величину, но и знак, который её выражает. Об очень больших в числовом отношении величинах говорят астрономические числа или астрономические цифры.
Интересно, что похожее слово «количество» появилось в русском языке в XI веке. Оно пришло из старославянского языка и образовано от слова колико – «сколько». Существительное «количество» употребляется в применении ко всему, что поддаётся счёту и измерению. Это могут быть люди или предметы (количество гостей, количество книг), а также количество вещества, которое мы не считаем, а измеряем (количество воды, количество песка).
На военных кораблях цифры тоже играют большую роль. Например, все корабли имеют свой ранг: от 1-го до 4-го.
В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы: штурманская боевая часть – БЧ-1; ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) – БЧ-2; минно-торпедная – БЧ-3; боевая часть связи – БЧ-4; электромеханическая – БЧ-5; авиационная – БЧ-6; радиотехническая – БЧ-7. А еще три службы: радиационной, химической и биологической защиты – Сл-Х; медицинская – Сл-М; снабжения – Сл-С. То есть всего 10 боевых частей и служб.
Сами корабли и подводные лодки разделяются на отсеки. И их тоже, как правило, бывает от 7 до 10.
И даже всем мичманам, старшинам и матросам кораблей, в соответствии с боевой организацией корабля, присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава.
Рис. 2. Схема расположения отсеков подводной лодки.
Боевой номер состоит из трех частей:
• первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;
• вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;
• третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра – порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.
Боевым сменам присваиваются следующие цифры:
первой боевой смене – 1,5, 7;
второй боевой смене – 2, 4, 8;
третьей боевой смене – 3, 6, 9.
При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1,2, 3, до 18 человек – 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек – 1,5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.
Развитие математики и основные системы счисления
Как известно, слово «математика» произошло от греческого слова μαθηματικός, первоначально означающего восприимчивый, успевающий, позднее относящийся к изучению, впоследствии относящийся к математике. В частности, μαθηματικὴ τέχνη, на латыни ars mathematica, означает искусство математики. Термин древнегреческий μᾰθημᾰτικάв современном значении этого слова «математика» встречается уже в трудах Аристотеля (IV век до н. э.). По мнению Макса Фасмера-автора Этимологического словаря русского языка – в русский язык слово пришло либо через польское matematyka, либо через латинское mathematica.
В текстах на русском языке слово «математика» или «маеематика» встречается, по крайней мере, с XVII века, например, у Николая Спафария в «Книге избранной вкратце о девяти мусах и о седмих свободных художествах» (1672 год).
Одно из первых определений предмета математики дал Декарт: «К области математики относятся только те науки, в которых рассматривается либо порядок, либо мера, и совершенно не существенно, будут ли это числа, фигуры, звёзды, звуки или что-нибудь другое, в чём отыскивается эта мера. Таким образом, должна существовать некая общая наука, объясняющая всё относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов, и эта наука должна называться не иностранным, но старым, уже вошедшим в употребление именем Всеобщей математики».
В советское время классическим считалось определение из Большой Советской Энциклопедии, данное А.Н. Колмогоровым: «Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира». Но самым известным определением является: «Математика – царица всех наук…». Это часть знаменитой фразы, которая принадлежит известному немецкому ученому XVIII–XIX века Карлу Фридриху Гауссу.
Вопрос об основах математики и о том, что представляет собой, в конечном счете, математика, остаётся открытым. Мы не знаем какого-то направления, которое позволит, в конце концов, найти окончательный ответ на этот вопрос, и можно ли вообще ожидать, что подобный «окончательный» ответ будет когда-нибудь получен и признан всеми математиками. «Математизирование» может остаться одним из проявлений творческой деятельности человека, подобно музицированию или литературному творчеству, ярким и самобытным. Но прогнозирование его исторических судеб не поддаётся рационализации и не может быть объективным.
Мы знаем, что Математика как учебная дисциплина подразделяется в Российской Федерации на элементарную математику, изучаемую в средней школе и образованную дисциплинами:
• арифметика;
• элементарная алгебра;
• элементарная геометрия: планиметрия и стереометрия;
• теория элементарных функций и элементы анализа;
и высшую математику, изучаемую на нематематических специальностях вузов. Дисциплины, входящие в состав высшей математики, варьируются в зависимости от специальности.
Развитие математики началось вместе с тем, как человек стал использовать абстракции сколько-нибудь высокого уровня. Простая абстракция – числа; осмысление того, что два яблока и два апельсина, несмотря на все их различия, имеют что-то общее, а именно занимают обе руки одного человека – это качественное достижение мышления человека. Кроме того, что древние люди узнали, как считать конкретные объекты. Они также поняли, как вычислять и абстрактные количества, такие, как время: дни, сезоны, года. Из элементарного счёта естественным образом начала развиваться арифметика: сложение, вычитание, умножение и деление чисел.
Развитие математики опирается на письменность и умение записывать числа. Очевидно, что древние люди сначала выражали количество путём рисования чёрточек на земле или выцарапывали их на древесине. Древние инки, не имея иной системы письменности, представляли и сохраняли числовые данные, используя сложную систему верёвочных узлов, так называемые кипу. Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») – это так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Подробно о ней я рассказал в своей книге «Все о морских узлах». Здесь же к сказанному добавлю лишь, что в настоящее время известно более 800 кипу, и почти три сотни из них хранятся в Этнографическом музее Берлина.
В мире существовало множество различных систем счисления. Первые известные записи чисел были найдены в папирусе Ахмеса, созданном египтянами Среднего царства. Индийская цивилизация разработала современную десятичную систему счисления, включающую и концепцию нуля. А вот в Древней Греции была распространена так называемая аттическая нумерация. Числа 1, 2, 3, 4 обозначались черточками:
I II III III
Число 5 записывалось знаком Г (древнее начертание буквы «пи», с которой начинается слово «пенте» – пять). Числа 6, 7, 8, 9 обозначались так:
ГI ГII ГIII ГIIII
Число 10 обозначалось Δ (начальной буквой слова «дека» – десять). Числа 100, 1000 и 10 000 обозначались Η, Χ, Μ – начальными буквами соответствующих слов.