Приказом №14 по 1-й партизанской армии Тамбовского края от 14 января 1921 г. комендантом штаба армии назначался А. П. Сажин. За сформированным Абакумовской организацией СТК полком закреплялось наименование 9-й Битюговский партизанский полк. Командиром этого полка назначался Д. Г. Иванников42. Приказом №9 от 15 января 1921 г. производились кадровые назначения и перестановки. Назначенных командирами полков Т. С. Гаврикова (1-м Каменский полк) и Г. В. Крудских (10-й Семеновский полк) вывели из состава членов штаба 1-й партизанской армии. Назначались командиры бригад: 1-й бригады – Гавриков, 2-й бригады – К. И. Баранов, 3-й бригады – И. М. Кузнецов и 4-й бригады – Г. В. Крудских. Устанавливалась структура полков в составе 1-й бригады: 1-й Каменский полк, 2-й Тамбовский полк; 2-й бригады – 3-й Пановский полк и 9-й Битюговский полк; 3-й бригады – 7-й Павлодарский полк и 6-й Волче-Карачанский полки; 4-й бригады – 5-й Борисоглебский и 10-й Семеновский полки. Командир 5-го Борисоглебского полка А. Б. Кулдошин прикомандировывался к штабу армии, а на должность командира вышеуказанного полка назначался Д. П. Бенедиктов. Помощником командира армии стал Н. М. Изофатенко, заведующим оперативной сводкой – С. Д. Богомолов43.
В целом организация и стиль руководства антоновцев оказались эффективными для ведения успешных военных действий партизанского типа в условиях трех лесных уездов Тамбовщины, наличии прекрасных природных укрытий, в условиях всемерной поддержки населения. Об этом свидетельствовали оперативные сводки о деятельности партизанской армии. В оперативных сводках только за один день – 11 января 1921 г. сообщалось о следующих военных действиях 1-й Партизанской армии Тамбовского края: «1-м Каменским полком совместно с 5-м Борисоглебским полком в районе М. Алабухи при наступлении красных войск со стороны Уварова, численностью 350 кавалерии и 150 человек пехоты при 4 пулеметах, 3 автоматических винтовках, полк отразил это наступление, но вследствие выхода из строя пулемета пришлось отойти с потерей командира 1-го Каменского полка Е. И. Казанкова и местного организатора П. А. Иванова и 12 убитых, 3 раненых партизан. Вслед за тем контратакой партизан красные были выбиты из Малых Алабух по направлению Орловки с потерей у красноармейцев 50 человек убитыми и несколько раненых, среди убитых командиры Морозов и Альтов, политком Курников и тяжело ранен Лобанов… Вновь организованным Сукмановским отрядом был задержан поезд, взято 62 человека в плен, захвачено 100 винтовок, много патрон и разных продуктов. Битюговским полком был произведен набег на Воронковский совхоз, в котором были забраны лошади, коровы и свиньи, хлеб и много других предметов, зарублено 3 коммуниста, отобрано 10 винтовок и небольшое количество патрон. Сукманской организацией на ст. Есипово была произведена порча железной дороги и телеграфного сообщения между Жердевкой и ст. Терновкой. 2-м Тамбовским полком была остановлена у Танковского моста летучка, которую подвергли сильному ружейному обстрелу, захватив у охранника железнодорожного моста ящик патрон»44. Все перечисленные операции происходили в течение лишь одного дня – 11 января 1921 г.
Показательно донесение командира 5-го Борисоглебского партизанского полка командиру 4-й бригады 1-й партизанской армии Тамбовского края Г. В. Крутских о выполнении боевой задачи от 18 января 1921 г.: «Доношу, что часть заданной вами боевой задачи исполнена ночью 17-го под 18 января (1921 г. – авт.). Путь жел. дороги в районе Отхожая – Уварово разобран, остальная часть – Уварово – Моисеевский разъезд – будет разобрана сегодня ночью. Красных в Уварово 200 человек или около этого при 2 пулеметах»45.
Разрушению железнодорожных линий и уничтожению различных государственных сооружений (мостов, телеграфных проводов, столбов, аппаратов, станционных зданий, будок, стрелок и т.п.) повстанцы придавали большое значение. Подтверждением служит целый ряд изданных приказаний и распоряжений. Причем к участию в разрушении государственных сооружений партизанами привлекалось население данной местности и близлежащих сел и деревень, как мужчины, так и женщины46. Так, 5-й Пановский партизанский полк имел непосредственную задачу производить поломку железнодорожной линии на участке Жердевки-Токаревка. В обязанности этого полка входила задача осаживания с рельсов бронепоездов и бронелетучек, создавать препятствия для исправления железнодорожной линии путем обстрела и устройства засад. Об этом, в частности, говорилось в сводке 5-го Пановского полка, в сводках войсковых частей партизанской армии. Были случаи нападения на поезда с целью ограбления, как, например, на станции Сабурово бригадой козловских полков «Карась» был захвачен товарный поезд, взяты большие военные трофеи, а паровоз разогнан и пущен под откос47.
В оперативных сводках Главного штаба о действиях частей, находящихся в непосредственном подчинении штаба, говорилось: «20.01.21 г. полками Антонова при наступлении красных со ст. Жердевка разбит особый полк (красных), из которого побито 650 человек татар, взято 3 пулемета, масса патронов и оружия. 11.02.21 г. произошло столкновение с противником, наступающим на село Каравайня. Красные бежали в панике. Захвачены пленные. 12.02.21 г. разведчиками партизан в селе Курдюках – взято 9 человек красных. 17.02.21 г. столкновение при селе Отъяссы с отрядом красных численностью в 150 человек. Отряд обезоружен. Взято в плен 118 человек, винтовки и патроны. 22.02.21 г. столкновение с красными при селе Двойни. Отход партизанских частей. 25.02.21 г. столкновение с красными при деревне Кобылинка, в результате которого взяты пулеметы, винтовки и патроны. Обезоружено около 60 красных. 20.02.21 г. нашими разведчиками в районе Калугино, Трескино и Богданово обезоружены 32 красных. 27.02.21 г. нападение на красных, расположившихся в селе Богословке, после непродолжительной перестрелки партизаны отошли ввиду явного превосходства сил противника. 01.03.21 г. произведено нападение на отряд красных, расположенных в селе Отхожем, противник выбит из села с большими потерями и, преследуемый кавалерией партизан, поспешно отошел в село Уварово. Партизанами взято 4 орудия, около 500 снарядов, винтовок, масса патрон, седла, обоз с провиантом и пленные. 01.04.21 произведен налет на красных численностью в 250 человек, расположенных в деревне Калиновка. Отряд разбит, часть, около 70 человек, бежала, остальные обезоружены. Взято 2 пулемета, масса патронов и седла. 02.04.21 наступающий на деревню Калиновку полк красных из группы Дмитриенко партизанским контрнаступлением был обращен в бегство. Взято 3 пулемета, много седел и патронов. 07.04.21 при преследовании красных в составе одного эскадрона от деревни Федоровской до ст. Волхонщина, взято несколько седел. 08.04.21 г. налет на полк красных, расположенный в селе Трескино. Красные, бросившись бежать, были окружены и, за исключением трех человек, взяты в плен. Взято 5 пулеметов, 60 лент и огромное количество патронов»48.
Конкретность задач и успешность результатов военных действий повышали боевой дух армии и привлекали к ней новые силы: число бойцов в антоновском войске в феврале 1920 г. достигло 40 тыс., не считая «вохры» (охраны). Но это был предел. К началу мая их численность сократилась до 21 тыс. в результате начавшихся решительных действий Красной Армии, а также в связи с отменой продразверстки и наступлением весенней страды49.
В повстанческой партизанской армии были хорошо поставлены разведка и осведомление партизан, о чем свидетельствовали имевшиеся у них сведения не только о войсковых частях, активно боровшихся против них, но и о расположенных в гарнизонах, а также о настроении граждан и внутреннем распорядке городов. Донесения в штаб партизанской армии Тамбовского края, в губком Союза трудового крестьянства показывают, что главное участие в осведомительной деятельности принимали местные жители: женщины, старики и даже подростки, дети, пробиравшиеся из местностей, охваченных восстанием, по тем или иным причинам в города. Здесь они получали необходимые и интересующие партизан сведения путем личного наблюдения и разговоров со знакомыми, проживающими в городах. Эти сведения поступали в местный комитет СТК или в штаб какой-либо партизанской части, откуда по инстанциям докладывались в штаб армии50. Имели место случаи направления замаскированных разведчиков в город Моршанск под видом женщин и монашек. В оперативной сводке советских частей отмечалось: «В отношении же существования резидентов, сотрудников и осведомителей на местах в утвердительном смысле за отсутствием данных сказать не представляется возможным, а относительно лиц, находящихся на службе в советских учреждениях, то некоторые из таковых, несмотря на их партийность, стараются и оказывают поддержку бандитизму… Разведка и осведомление о противнике являлись наиболее налаженным аппаратом в военном отношении, и как первое, так и второе поставлены у него идеально. Помимо войсковой разведки, действовавшей согласно инструкции, громадную услугу в этом отношении оказывали местные, враждебно относящиеся к Советской власти жители. Они добывали и немедленно передавали все сведения о движении, перемещении и местонахождении, а иногда даже численности и вооружении наших войск»51.
В оперативной сводке особого отдела советских войск также говорилось: «В каждом селе волости или деревне… имеются: милиция, вохра и связь, выставляющая в селах наблюдательные посты. При появлении в том или ином районе советских войск местной милицией производится за их движением и действиями наблюдение, а связь в это время передает другим комитетам сообщения о движении войск. Сообщения доходят до штаба или отдельных (в случае их вблизи нахождения) войсковых соединений, которые, зная численность вооружения противника, нападали на них с той стороны, с которой они меньше всего ожидали. При превосходстве сил противника партизанские части путем хорошо налаженной связи, зная расположение своих частей, соединяются вместе несколькими отрядами или полками и, таким образом образовав группу, нападают»52
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. М., 1973. С. 480.
2
Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-179. Оп. 1. Д. 806. Л. 18.
3
ГАТО. Ф. Р -1. Оп. 1. Д. 212. Л. 2—6.
4
ГАТО. Ф. Р-1236. Оп. 1. Д. 831. Л. 14.
5
РГВА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 12. Л. 37.
6
Тамбовская губерния входила в состав Орловского военного округа.
7
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда (г. Ржакса Тамбовской обл.). 1988. №146, 6 дек.
8
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда. 1988. №148, 10 дек.
9
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда. 1988. №147, 8 дек.
10
ГАТО. Ф. Р – 1832. Оп. 1. Д. 631. Л. 12.
11
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда. 1988. №147. 8 декабря.
12
Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 840. Оп. 1. Д. 189. Л. 13.
13
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 4306. Л. 201.
14
ГАТО. Ф. Р – 179. Оп. 1. Д. 1032. Л. 28.
15
ГАТО. Ф. Р – 179. Оп. 1. Д. 1032. Л. 32.
16
ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 1021. Л. 22—23.
17
ргва. Ф. 235. Оп. 2. Д. 13. Л. 13.
18
ГАТО. Ф. Р -1832. Оп. 1. Д. 631. Л. 16—16 об.
19
ГАТО. Ф. Р – 1832. Оп. 1. Д. 631. Л. 63.
20
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда. 1988. №148. 10 дек.
21
ГАТО. Ф. Р -197. Оп. 1. Д. 932. Л. 18.
22
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 3. Л. 21.
23
Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг.: «Антоновшина»: Документы и материалы. С. 71.
24
Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг.: «Антоновшина»: Документы и материалы. С. 77.
25
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 4306. Т. 4. Л. 14—20.
26
Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг.: «Антоновшина»: Документы и материалы. С.77
27
Там же. С. 77
28
Самошкин В. Антоновщина: первый период войны // Знамя труда. 1988. №150, 17 дек.
29
ГАТО. Ф. Р – 179. Оп. 1. Д. 1094. Л. 112.
30
Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919—1921 гг.: «Антоновшина»: Документы и материалы. С. 77.
31
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 108. Л. 16 об.
32
РГВА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 483. Л. 8—11.
33
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 468.
34
РГВА. Ф. 235. Оп. 5. Д. 133. Л. 46.
35
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 470—471.
36
ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 1110. Л. 1—3.
37
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 468.
38
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 456—461.
39
РГВА.. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 456—461.
40
Там же.
41
Там же.
42
Там же.
43
Там же.
44
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 4306. Т. 4. Л. 117.
45
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 646. Л. 473.
46
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 4306. Т. 4. Л. 14.
47
Архив УФСБ РФ по Тамбовской области. Ф. 10. Д. 4306. Т. 4. Л. 15—16.
48
Там же. Л. 20.
49
ГАСПИТО Ф. 840. Оп. 1. Д. 1110. Л. 1—3.
50
ГАСПИТО Ф. 840. Оп. 1. Д. 1110. Л. 1—3.
51
Там же.
52
Там же.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги