***
0040
Христианство
Феофан Затворник / "Ларец мудрости духовной. Поучения святых отцов и подвижников благочестия".
"Начинайте всё с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением. Всякое дело и будет окутано Божеским одеянием… Затем, переходя от дела к делу, на переходе выгоняйте из души всё житейское и будьте с Богом вниманием и чувством…"
***
0041
Индуизм
Шри Чинмой "Внутреннее обещание".
"Вы помните, что Сын Божий
сказал человечеству?
Он сказал: "Я и Отец мой – одно".
Я верую в Сына Божьего.
Я стараюсь жить по этой истине.
Я также верю индийским
Ведическим провидцам седого прошлого.
Они говорили: "Я – Брахман.
Я Один без второго".
У меня есть также абсолютная вера
в учение Шри Кришны,
которое я постиг из Бхагавад-Гиты,
Песни Небесной:
"Человека творит вера.
Какова его вера, таков и он"".
***
0042
Цитаты и афоризмы
Роберт Пирсиг "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом".
"Когда не довлеют чувства отъединённости от того, над чем работаешь, можно сказать, что ты "неравнодушен" к тому, что делаешь. Вот что такое неравнодушие: ощущение тождества с тем, что делаешь. Когда есть такое ощущение, то видно и обратную сторону неравнодушия – само Качество".
***
0043
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Сердце.
"Каждый, улучшающий качество труда своего, уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу".
***
0044
Дзэн-Буддизм
"Притчи Дзэн-Буддизма" / Сборник "Притчи. Ведический поток". Сост. С.А.Кукушкин, Г.А.Ганус.
"Лин-чи принёс послание Бодхидхармы из Китая в Японию и преобразил мировоззрение всей страны, показав совершенно новый духовный мир.
Он отрицал пользу сидячей медитации, считая её подготовительным этапом к медитации постоянной, ежеминутной. Он считал, что человек, живя с полным осознанием окружающей обстановки и не отделяя себя от неё, при полном сосредоточении на выполняемом им деле, неизбежно проявляет, по мере очищения, свою истинную божественную природу. Лин-чи говорил, что стремление к просветлению точно так же скрывает от нас нашу истинную природу, как и мирские стремления и привязанности.
Ученик обратился к Лин-чи:
– Я только что пришёл в ваш монастырь. Пожалуйста, учите меня!
– А ты уже поел рисовой каши? – спросил Мастер.
– Да, поел, – ответил тот.
– Так пойди вымой получше миску, – сказал Лин-чи.
В этом момент монах осознал дзэн".
***
0045
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Озарение.
"Если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего Блага удаляет безмерно, …отказ от Общего Блага свалит в яму даже великана".
***
0046
Одухотворенный материализм
Фидель Кастро "Агрессивные Штаты Америки".
"С древних времен самые передовые философы и мыслители искали социальной справедливости".
***
0047
Теософия
Конкордия Антарова "Наука радости".
"Всякая разлука только до тех пор мучительна, пока у человека не созреет сила духа настолько, чтобы посылать творческий ток любви своему любимому с такой энергией, которая сплетала бы в любую минуту в одну общую сеть преданность обоих. Эта мощь духа так же развивается, как и всякая иная способность человека".
***
0048
Адвайта
Муджи "За пределами сознания".
"– Как мне остановить ум?
– Не останавливай ум, оставь его в покое. Не обращай на него внимания и оставайся Собой".
***
0049
Бахаизм
Бахаулла / "Жемчужины истины: Для ежедневного чтения. Духовное Собрание Бахаи России".
"Цель религии, явленная с небес святой Божией Воли, – установить единство и согласие среди народов мира; не делайте её поводом для разногласий и ссор. Религия Бога и Его священный закон суть самая могущественнейшая сила и надежнейшее средство, способное возжечь свет единства среди людей".
***
0050
Индуизм
Свами Рама "Жизнь среди гималайских Йогов".
"Я абсолютно твёрдо убеждён в тождественности всех великих мировых религий, несмотря на кажущиеся различия между ними… Если духовные лидеры будут встречаться, дискутировать и пытаться понять другие пути, они смогут помочь своим обществам и тем самым привести их в контакт с другими группами и религиями мира. Всякий, берущийся утверждать, что лишь его религия истинна, является невежественным человеком, вводящим в заблуждение своих последователей. Предубеждение подобно яду, убивающему человеческий рост. Любовь примиряет и является основой всех великих религий".
***
0051
Религиоведение
Владимир Миргородский "Шестиконечная звезда".
"Шестиконечная звезда:
в Индуизме – Звезда Вишну,
в Иудаизме – Звезда Давида,
в Теософии – Символ Макрокосма,
в Агни-Йоге – Символ Владык".
***
0052
Теософия
Е.П.Блаватская "Разоблаченная Изида".
"Как белый луч света разлагается призмой на различные цвета солнечного спектра, так же и луч божественной истины, проходя через трехстороннюю призму человеческой природы, преломился на разноцветные осколки, называемые религиями".
***
0053
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Зов, Надземное.
"Направьте мысль на общность идей религий всего мира… Окажется, что Наставники, принадлежащие к разным религиям, утверждали нечто единое… В разные века Наставники, не знающие друг друга, произносили схожие слова, не только схожие по внутреннему смыслу, но и по темпераменту. Даже незнающий человек может подумать, что один человек давал эти заветы. Знающие, конечно, сделают свои выводы.
Полезен будет труд, который укажет общечеловечность таких заветов".
***
0054
Религиоведение
Религии мира: Энциклопедический словарь / Сост. и общ.ред. А.А.Грицанов, Г.В.Синило. – Мн.: Книжный Дом, 2012.
"Редколлегия полагает, что идеи о возможности отыскания общего первоисточника религиозной мудрости во всех её самых разнообразных вариантах заслуживают пристального профессионального внимания".
***
0055
Буддизм
Лама Оле Нидал "О богатстве ума".
"Мы развиваемся быстрее всего, когда несём в мир свои прекрасные качества".
***
0056
Индуизм
Шри Чинмой "Крылья Радости".
"Истинный духовный ищущий всегда будет испытывать глубочайшее уважение и высочайшее благоговение по отношению ко всем религиям. Мы можем дорожить всеми религиями и считать их своим сокровенным достоянием. Каждая религия подобна ветви дерева-Бога. Как можно отрицать ценность ветвей, если мы считаем всё дерево своим? Каждая религия по-своему права, абсолютно права, но когда мы взываем к высочайшей Истине, единственной нашей религией становится любовь к Богу".
***
0057
Каббала
Карен Берг "Простой Свет. Мудрость женского сердца".
"Пойти по прямой, когда что-то идёт не так, – это и есть настоящая духовность".
***
0058
Буддизм
Лама Сопа "Преобразование проблем в радость".
"Радость и страдание зависят от вашего ума, от вашей интерпретации. Они не приходят извне, от других. Всё счастье и все страдания созданы вами, вашим собственным умом".
***
0059
Индуизм
Свами Вивекананда "Раджа-Йога".
"Только для души, достигшей созерцательного состояния, мир становится действительно прекрасным. Для того, кто ничего не желает и не отождествляет себя ни с чем, бесконечные изменения природы представляют одну сплошную панораму красоты и величия".
***
0060
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Озарение.
"Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку".
***
0061
Христианство
Никодим Святогорец "Невидимая брань".
"Св. Иоанн Златоуст утверждает, что "тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто".
***
0062
Индуизм
Свами Вивекананда "Раджа-Йога".
"Йога делится на две части. Одна называется Абхава, другая – Маха-Йога. Йог посредством каждой из них познает свое "Я".
Размышление о себе, как о нуле и лишённом свойств, называется Абхава.
Йога, в которой практикующий видит себя полным блаженства, лишённым всякой нечистоты и соединившимся с Богом, называется Маха-Йога".
***
0063
Религиоведение
к.ф.н. И.П.Игнатьев "Как стать буддой".
"Можно предложить следующую приблизительную классификацию приёмов психотехники…
В первую очередь это воздействие на сознание. Психотехнические приёмы позволяют коренным образом преобразовать самосознание, привести к разрушению индивидуально-личностного понимания "я", к переживанию тождества или единства с абсолютным "Я".
Далее следует выделить работу с воображением. Активизация воображения, фантазии приводит к тому, что субъективная реальность, внутренний мир человека становятся такими же актуальными, как реальность объективная. Наряду с удвоением мира психотехнические приёмы, воздействующие на воображение, могут изменить восприятие окружающей действительности. Диапазон этих восприятий достаточно широк – от восприятия мира как иллюзии до материализации бога.
Манипуляция эмоционально-чувственной сферой также является одной из задач психотехники. Методики… вызывают ощущение потоков энергии, циркулирующих внутри человека или проникающих в него извне".
***
0064
Цитаты и афоризмы
Вероника Тоева "Единая Религия и социальная справедливость".
"В наше время существуют две великие идеи, посланные человечеству Богом. В них выражена вершина Божьей Воли по отношению к современному человечеству, поэтому не ищите их в устаревших книгах. Обе эти идеи являются основой Общего Блага на духовном, душевном и физическом уровнях. Они ведут человечество к Светлому Будущему – раю на земле и на Небесах.
И первая из этих идей – Единство Религий.
Вторая – социальная справедливость".
***
0065
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Сердце.
"…труд должен быть как бы укладкой всех ценностей в дальний путь. Качество труда открывает врата сердца".
***
0066
Индуизм
Свами Рама "Жизнь среди гималайских Йогов".
"Однажды я отпpавился повидать одного свами, жившего довольно глyбоко в Гималаях, междy Уттаpкаши и Хаpсилом. Когда я добpался до него, он спpосил: "Что пpивело тебя ко мне?" "Я хочy полyчить мантpy", – ответил я. Когда евpопейцы или амеpиканцы пpиходят к комy-нибyдь за мантpой, они обычно бывают готовы заплатить кyчy денег, но не хотят ждать. Я стpадал тем же недостатком и сказал: "Свамиджи, я тоpоплюсь". "Тогда пpиходи в следyющем годy", – сказал он. "А если я останyсь, то сколько дней мне пpидётся ждать?" – спpосил я. "Тебе пpидётся ждать столько, сколько я сочтy нyжным", – ответил он. Тогда я остался и теpпеливо ждал день, два, тpи. Hо свами всё не давал мне мантpy. Hа четвёpтый день он сказал: "Я хочy дать тебе мантpy, но обещай, что ты бyдешь помнить её всё вpемя". Я дал такое обещание. Он сказал: "Давай пойдём к Гангy". Бесчисленное множество мyдpецов пpактиковали садханy и полyчали посвящение на беpегах священного Ганга. Я остановился возле pеки и сказал: "Я обещаю, что не забyдy этой мантpы". Я повтоpил своё обещание несколько pаз, но он всё медлил. Hаконец, он сказал: "Где бы ты ни жил, всегда сохpаняй бодpое состояние дyха. Это и есть мантpа. Hикогда не yнывай, даже если окажешься за pешёткой. Сохpаняй бодpость дyха в любой обстановке, и, если тебе пpидётся отпpавиться в какое-нибyдь адское место, создай pай и там. Запомни, мой мальчик, бодpость дyха зависит только от тебя самого. Она лишь тpебyет yсилия со стоpоны человека. Ты должен быть хозяином своего настpоения. Запомни этy мантpy, котоpyю я тебе даю". Я был очень счастлив и одновpеменно очень печален, потомy что ожидал полyчить от него какой-нибyдь необычный звyк для повтоpения. Hо этот свами оказался более пpактичным. Я пpименяю этy "мантpy" в своей жизни и нахожy, что она всюдy даёт пpекpасный pезyльтат. Его дyховное пpедписание пpедставляется мне лyчшим вpачебным pецептом – настоящим ключом к исцелению самого себя".
***
0067
Христианство
Преподобный Авва Дорофей / "Добротолюбие", Том II.
"Не увлекайся помыслами, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для тебя; но, воодушевясь верою, дерзновенно положи начало, яви пред Богом доброе произволение и старание, – и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели".
***
0068
Религиоведение
Религии мира: Энциклопедический словарь / Сост. и общ.ред. А.А.Грицанов, Г.В.Синило. – Мн.: Книжный Дом, 2012.
"Беспрестанное нахождение людьми на протяжении всей человеческой истории всё новых и новых смысложизненных ориентиров было связано с просветительской деятельностью представителей тех или иных религий".
***
0069
Агни-Йога
Б.Н.Абрамов "Грани Агни-Йоги", 1951.
"Есть одно качество – сострадание. Не пожалеем ничего, чтобы его приобрести. Его можно назвать кузницей мощи, ибо оно победило мир. Им и будем восходить. Майтрейя – любовь, сострадание. Сынами Света назовутся сыны сострадания и оявятся наиприближёнными к Престолу Света. Это чудеснейшая грань алмаза сознания. В ней отразятся лучшие дары Света".
***
0070
Даосизм
Лао-цзы "Дао Дэ Цзин".
"Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создаёт порядок в мире".
***
0071
Религиоведение
к.ф.н. И.П.Игнатьев "Как стать буддой".
"Остро осознавая утерю нравственных основ жизни и говоря об общечеловеческих ценностях, экологическом мышлении, чувстве добра и зла, мы не отдаём себе отчета в том, что осознание проблемы без понимания механизма её решения – бесплодно. Пока ещё в основе воспитания, в том числе и нравственного, лежит слово, но дидактика – назидательность или увещевание – неэффективное средство нравственного воспитания, потому что в основе добродетели и неприятия зла лежат чувства…
А каким образом можно было бы решить эту проблему с точки зрения восточных традиций?
Для того, чтобы научиться сострадать, надо испытать чувство единства с миром и другими людьми. Переживание этого чувства и является одной из основных задач восточных психотехнических приёмов…
В индуизме единство понималось как отождествление всех людей с Атманом, в даосизме – как вхождение в поток Дао, в буддизме – как очищение от иллюзии эгоизма".
***
0072
Конфуцианство
Конфуций / "Лунь Юй".
"Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки".
***
0073
Христианство
Никодим Святогорец "Невидимая брань".
"…мы, несмотря на расслабление своих духовно-нравственных сил, обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном самопрельщении не перестаём верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Эта, однако ж, духовная немощь наша, весьма трудно притом замечаемая и сознаваемая, паче всего в нас противна Богу, как первое исчадие нашей самости и самолюбия, и источник, корень и причина всех страстей и всех наших падений и непотребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати сей войти внутрь и возобитать в человеке".
***
0074
Индуизм
Свами Рама "Жизнь среди гималайских Йогов".
"Эго создает завесу, отделяющую ученика от процесса его обучения. Становясь эгоцентричным, человек изолирует себя, и, лишаясь таким образом возможности общаться с учителем и прислушиваться к голосу своей совести, перестаёт следовать наставлениям учителя. Такое эго нуждается в строгой дисциплине и аскетическом образе жизни, без соблюдения которых всякая передача знания окажется напрасной".
***
0075
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Надземное.
"Учителя давали наставления, различные по наречию и обычаю, но сущность преподанного оставалась неизменной. Ещё не произведён труд сопоставления этих Учений. Говорят о сравнительных религиях, но мы сейчас имеем в виду разбор основ, данных Учителями. Если прилежный учёный отберёт все особенности народов и веков, то в основании он найдёт заветы, данные как бы одним лицом. Можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование".
***
0076
Христианство
Евангелие от Матфея 22:37-40.
"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
***
0077
Буддизм
Далай-лама XIV / "Медитации на каждый день". Ред. А.В.Солдатов.
"Вы не должны мириться с причинённым вам или другим людям злом. Боритесь со злом, но не с теми, кто его причиняет. Не сердитесь на них и не пытайтесь мстить. Таким образом, ваша реакция не будет иметь форму мести или гнева, вспыхнувшего в ответ на чужой гнев. В этом и заключается терпение".
***
0078
Каббала
Майкл Берг "Стать подобным Богу".
"Желание получать только для себя противоположно божественной сути – природе бесконечного желания делиться. Сопротивляясь своим эгоистическим желаниям и отдавая, мы уподобляемся Богу. Но отдавать не значит время от времени проявлять щедрость. Это значит постоянно двигаться к Свету и стать существом, которое мыслит, говорит и действует, руководствуясь желанием делиться и заботиться о других".
***
0079
Христианство
Серафим Саровский "Духовные наставления инокам и мирянам".
"Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовём Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему".
***
0080
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Мир Огненный, Том III.
"К чему называть огненную энергию психической? Только для лучшего усвоения большинством людей. На явлении психической энергии они ещё примирятся, но понятие Огня будет совершенно неприемлемо. Не пугайте боящихся. Пусть они входят через свои двери. Наслоение названий не мешает сущности познавания. Люди боятся того, что им с детства показано грозным. Но не может иметь лишь один признак грозная энергия".
***
0081
Индуизм, Религиоведение
Религии мира: Энциклопедический словарь / Сост. и общ.ред. А.А.Грицанов, Г.В.Синило. – Мн.: Книжный Дом, 2012.
"АГНИ (санскр. "огонь") – один из главных богов в Риг-Веде… В ранневедической традиции Агни – основной бог, от которого берут начало все остальные. Впоследствии – главный посредник между людьми и богами".
***
0082
Древний Рим
Марк Аврелий "Наедине с собой. Размышления".
"Совершающий несправедливость впадает в нечестие. Ведь природа Целого создала разумные существа друг для друга, и поэтому они должны помогать друг другу по мере достоинства, а отнюдь не вредить".
***
0083
Христианство
"Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".
"Молитва подаст тебе просветление ума, утишит и отгонит все неуместные помыслы. Сие утверждает св. Григорий Синаит: "Если хочешь, – советует он, – прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли"".
***
0084
Агни-Йога
Учение Живой Этики: Мир Огненный, Том I.
"Без Бога нет пути. Можно называть Его как хотите, но Высший Иерархический Принцип должен быть соблюдаем, иначе не к чему прикрепиться. Так нужно понимать, как устремление воли кверху окружает планету как бы защитною сетью".
***
0085
Индуизм, Психология, Религиоведение
д.м.н. Б.Л.Смирнов "Махабхарата. Вып.VII, часть 2". 1963г.
"…законы реакций нервной системы были подмечены древними йогинами и использованы в сознательной работе овладевания собственным организмом и психикой. Для сознательного воздействия на организм и психику требуется создание безусловной, всепоглощающей доминанты, или, как говорил один из выдающихся йогинов Свами Вивекананда, познакомивший западный мир с настоящей йогой Индии: "Кто хочет стать йогином, должен сойти с ума на йоге", а его гуру Шри Рамакришна Парамахамса развил ту же мысль в притче: "Однажды к великому гуру пришёл ученик и спросил, как можно достичь йоги. Учитель привёл его к водоёму и окунул с головой. Сначала ученик покорно ждал, потом стал вырываться, наконец, отчаянным рывком освободил свою голову, вынырнул и стал жадно дышать. Тогда гуру сказал: "Когда ты будешь стремиться к йоге, как стремился к воздуху, находясь под водой, – ты достигнешь успеха в йоге"".
***
0086
Каббала
Михаэль Лайтман, Колин Кэнрайт "Каббала".
"Любая ситуация – хорошая возможность для молитвы. Если вы спросите себя: "Почему я делаю то, что делаю?" – это будет вашей молитвой. Помните, молитва – это работа в сердце".
***
0087
Буддизм
Лама Оле Нидал "О богатстве ума".
"Через любое озарение, возникшее само по себе и без усилий, определённо проглядывает богатство Просветления".
***
0088
Индуизм, Психология, Религиоведение
д.м.н. Б.Л.Смирнов "Махабхарата. Вып.VII, часть 2". 1963г.
"Йога с её удивительно тонким учётом психофизиологических моментов для упражнения в сосредоточении и отвлечении органов чувств от предметов рекомендует сосредоточить взгляд на каком-либо маленьком предмете… (так или иначе нужно создать доминанту, подавляющую все другие центры возбуждения – доминанты). Легче всего такая доминанта создаётся в зрительном анализаторе. Современный физиолог вряд ли мог бы указать приём, более точно соответствующий намеченной цели, чем это сделали древние риши, создатели йоги. Техника может варьировать, но сущность пратьяхары остаётся та же: нужно создать доминанту, поглощающую возбуждения, идущие от другихорганов чувств или, выражаясь языком современной физиологии, от иных корковых анализаторов. Когда упражняющийся достаточно овладел техникой фиксации взора, он переходит к упражнениям такого же характера, но технически более трудным: фиксации внимания на какой-нибудь внутренней точке тела: на своде носоглотки, на кончике языка или, как советует Вивекананда, на сердце. В Индии способность сосредоточения развивают с детства, эта способность, по-видимому, в какой-то мере закреплена в народном характере. В этом отношении показательна черта из жизни Вивекананды: будучи пяти-шестилетним ребёнком, Нарен обладал такой силой сосредоточения, что однажды, сидя в сосредоточенном состоянии на веранде своего дома, он не заметил вставшей перед ним кобры, и остался неподвижным, а товарищ его убежал с криком. Кобра, постояв, уползла. Когда Нарена спросили, почему он не убежал, он ответил, что никакой змеи не видел. В другой раз, в юношеском возрасте, Нарен погрузился в размышление где-то вне дома; с ним был один из его друзей, который при всём желании не мог последовать примеру Нарена – ему мешали москиты. Взглянув на сидевшего рядом Нарена, он увидел, что лицо того покрыто москитами, как серой маской. По окончании времени размышления друг спросил Нарена, как он мог вытерпеть, не шелохнувшись, такое нападение москитов. Нарен ответил, что он их не замечал.