Для нас важен не сам монотеизм, как форма религии, а то, что народ создавал образ единого бога как образ некоего «надчеловеческого человека». Это абсолют, в котором абсолютизируются черты субъекта, личности. Подобно античной судьбе, он бессмертен, могуч, но подобно человеку – способен на ненависть и презрение, сочувствие и переживание, а главное – на диалоге другими людьми. При всем кажущемся качественном отличии Ветхого завета от Нового в нем сохранилось главное: глубокий интерес к Богу как личности, тем более теперь, в Новом завете, на первый план выдвигается Богочеловек со своей биографией, личной судьбой, переживаниями, проблемами, горестями и радостями, рождением и смертью. Художественный образ Иисуса Христа стал гениальнейшим завершением не только образа единого бога, но и явился одним из самых ранних этапов осуществления мечты о «положительно прекрасном человеке» (Достоевский). Конечно, работа над образом бога была сопряжена с глубочайшим переосмыслением древних мифов, предшествующей традиции и не только восточной, но и всей средиземноморской. История сложилась так, что античная культура, шедшая к человеку своим путем, и библейская, тоже прошедшая свой путь, стали той базой, основой, на которой возникла цивилизация, в которой мы существуем уже два тысячелетия.
Библия – книга о личности и нравственных законах и, несмотря на то, что это одна из древнейших книг, одним из главных замечательных ее качеств является то, что представления о личности и этических законах… эволюционируют.
При изучении библейских текстов необходимо выйти на путь широкой подачи материала:
а) через миф и фольклор;
б) через мировую литературу разных эпох.
Одновременное обращение к мифам (примитивному, античному, восточному, политеистическому) и литературе очень плодотворно. В частности, образы героев Библии (Иов, Еклизиаст) возникли примерно в эпоху формирования великих античных трагедий. Сравнивая с античной трагедией произведения, входящие в Библию, можно показать сходства и отличие взаимоотношение человека с судьбой и человека с Богом, а также сделать вывод, что в конечном итоге интерес мировой литературы концентрируется на человека, а судьба в трагедиях Софокла или Бог в библейской «Книге Иова» является лишь «пробным камнем» для человеческой личности, ее естественным противником, союзником или собеседником.
Обращение к первобытным мифам, а также к мифам политеистических религий, сравнение их с библейскими мифами, нахождение в них глубинных изначальных аналогий не принижает библейского текста, а наоборот дает возможность понять его, как более высокую стадию осмысления мира человеком.
В прошедшие со времен революции десятилетия истинный атеизм, лишенный истерического богоборческого начала и дешевого антиклерикализма, был большой редкостью, особенно в школе, и учитель должен обладать особым тактом, чтобы, показав, например, общие черты первобытного охотничьего тотема, земледельческого божества политеистических религий, не просто увидел в них черты, которые нашли затем развитие в образе Иисуса Христа (избранник, жертва, спаситель), но и в полной мере показал, что образ Христа по сравнению с ними находится на необычайно высоком уровне. Тотем – спаситель племени от голодной смерти, насыщающий своих потомков собственным телом, приносимый ими в жертву себе, вечно уходящий и возвращающийся, умирающий и возрождающийся; земледельческое божество, жертвующее собой ради возрождения природы и продолжения цикла существования человечества; оба они и генетически близки и предшествуют образу Христа, но во многом от него отличаются; Иисус Христос – тоже избранник, жертва и спаситель, но спаситель духовный – это огромный шаг в развитии культуры человечества.
На наш взгляд, в рассказе об эвхаристии (причастии), когда под ритуальной салфеткой хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Христа, которые вкушают верующие, учитель должен избежать двух крайностей, каждая из которых является бестактностью:
а) однозначно религиозного безапелляционного толкования, в то время как ученик должен иметь возможность мыслить и самостоятельно выбирать свой путь;
б) грубого осмеяния, превращения в аттракцион; учитель обязан быть тактичным, дабы не оскорбить чувства верующих учеников.
Изучение Библии не только своевременно, но и необходимо (многие произведения искусства невозможно понять без знания Библии), но однако, если к этому произведению подходить не как к великому памятнику мировой культуры, а как к изолированной религиозной книге и главной задачей сделать проповедь покорности человека, проистекающей из его изначальной ничтожности, можно нанести учащимся огромный вред. Необходим объективный взгляд, дающий право на толкование и переосмысление канонических текстов. Существуют две традиции в изучении Библии:
а) старая традиция изучения Библии как исключительно религиозного произведения;
б) марксистско-ленинская традиция (марксизм – учение, которое прошло огромный путь, в нем есть рациональное зерно, но внедряемое насильственно через лицемерие, дешевый пафос, отсутствие раздумий и размышлений, оно вызвало к себе скептическое отношение).
Оба эти подхода неприемлемы, ибо оба они авторитарны. Для настоящего педагога, умеющего мыслить или хотя бы знающего психологию подростка, одной из основных задач является формирование дивергентного (творческого) мышления у школьников, «которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему, как таковую)»[2]. Человеком с конвергентным мышлением легче управлять, уровень интеллекта его обычно невысок, нет склонности к глубокому анализу; ему присуща в большей степени конвенциональная мораль, «ориентирующаяся на внешние нормы поведения», в отличие от автономной, ориентирующейся на «внутреннюю систему принципов». Сами того не сознавая, мы продолжаем следовать теории превращения людей в «винтики» большой государственной машины, вместо того, чтобы формировать творческую личность, обладающую теоретическим мышлением.
То, что Библия – одна из основ, на которой строилась европейская культура, показать необходимо, но очень сложно, ведь для этого придется обратиться не только к гениальным произведениям русской литературы, входящим в государственную программу (Ф. М. Достоевский «Идиот», «Мальчик у Христа на елке», А. Н. Островский «Гроза», И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. С. Пушкин «Станционный смотритель», «Маленькие трагедии»…), но и к произведениям зарубежной литературы, которые в достаточно большом объеме из-за элементарного недостатка времени использовать окажется невозможным; поэтому отбор должен быть строгим и принципиальным. Библейские тексты тоже нуждаются в строгом отборе в зависимости от особенностей подростковой и юношеской психологии, степени интеллектуального и эмоционального развития школьников. Психологи отмечают, что для 5–6 и даже семиклассников очень важна занимательность или интересны остросюжетные, фабульные произведения, поэтому в 5 классе мы начинаем анализировать короткие, но динамичные истории из Ветхого Завета в сопоставлении с мифами и эпосом народов мира. В 6 классе продолжаем изучать фрагменты героического эпоса древних евреев, вошедшие в Библию, соотнося их с эпосами других народов.
В 7 классе мы переходим к произведениям проблемного, в том числе и психологического характера, обращаемся к образу Иисуса Христа – библейскому, историческому, литературно-трансформированному. Произведения, отобранные для анализа, являются безусловно фабульными, но за «событийным» контекстом подросток должен будет увидеть «внутренние» психологические аспекты. Свойственная девятиклассникам переориентация с фабульно-приключенческой литературы на проблемно-психологическую дает возможность обратиться к более сложным философским вопросам, например, к таким, как диалог культур в период античности. Весь материал, изучаемый в 10–11 классах, строится на произведениях, ставящих сложные философские вопросы человеческого бытия, это особенно актуально, потому что «своеобразный фокус мировоззренческих исканий юности – поиски смысла жизни. Юноша ищет формулу, которая бы разом осветила ему и смысл собственного существования и перспективы развития всего человечества…»[3]. Указать ученику единственно правильный путь мы не можем, не можем и раскрыть ему смысл жизни, но мы можем помочь ему сформировать этические принципы и эстетические запросы, которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.
Методические рекомендации для 5 класса
Основная задача учителя в 5 классе – показать, что Библия – особая книга. Это очень сложная задача, решать которую необходимо на конкретном материале Ветхого Завета: на сказаниях о сотворении мира и человека, грехопадении, о Каине и Авеле, Исаве и Иакове, о вавилонской башне.
Знакомить детей с библейскими персонажами необходимо так, чтобы имена Авраама, Моисея, Христа и т. д. не были непонятными, функционировали и соотносились с Хроносом, Гераклом, Одиссеем, Ильей Муромцем…
Следует при помощи комментариев постепенно приучать школьников к чтению библейского текста с характерным для него риторизмом, краткостью, скупостью словесного выражения, к формульному построению предложений: с этой целью отказаться от любых пересказов.
Целесообразно сделать первые попытки исторического анализа и толкования библейских текстов. Например, фрагмент о грехопадении и изгнании из рая авторы предлагают соотнести с мифами о первочеловеке и возникновении мира в культурах других народов; «древо познания добра и зла» истолковать, опираясь на мифологические сказания народов мира о так называемом «мировом дереве», объяснив мифологические истоки этих сказаний, объяснив функции «мирового дерева» в миропонимании ранних культур, показать, как в Библии делается определенное движение к новому представлению о «мировом дереве», которое раньше было «древом жизни и смерти» соединяющим и разделяющим нижний и верхний мир, предков и потомков; а в Библии, где основное противостояние человека и Бога, стало «древом добра и зла». Произошла смена прежних бытийных категорий: «жизнь – смерть» новыми этическими «добро – зло».
А если проанализировать сказания о Каине и Авеле, используя библейский текст, а не искажающие смысл пересказы, в сопоставлении с древнеримским мифом о Ромуле и Реме, то можно прийти к выводу, что все народы размышляют на эту тему. Миф о Ромуле и Реме сводится к мысли о том, что убийство должно быть справедливым, невинного убивать нельзя, обычно созидатель жизни убивает разрушителя (демиург – трикстера). В Библии убийство не позволительно, даже если человек виновен. Интересно, что античная культура тоже приходит к такому выводу, для примера можно проанализировать басню Эзопа «Убийца».
Предлагаемый в качестве иллюстрации урок «Каинова печать» затрагивает вечные этические проблемы: разрешено ли человеку убивать, должен ли он нести ответственность за убийство, может ли он заслужить прощение… Для пятиклассников эти вопросы крайне сложны, поэтому авторы убеждены, что нельзя ограничиваться назидательными пересказами, а необходимо обратиться к древнейшим представлениям о мире и человеке; желательно ознакомить учеников с древними обрядами, связанными с убийством.
Задания, предложенные авторами, могут быть изменены в зависимости от уровня подготовленности класса и желания учителя. Например, вместо басни Эзопа «Убийца» можно проанализировать библейское сказание об Исаве и Иакове, повествующее о том, как люди учились смирять в себе гнев. Если есть время, желательно побеседовать об эпиграфе к уроку, обращая особое внимание на то, что Ш. Бодлер просит «милости к падшим» у самого Бога.
Урок 1
Каинова печать
Цели урока:
побудить учеников к размышлению над одним из основных этических вопросов: имеет ли человек право на убийство себе подобного; используя сопоставленный анализ произведений разных эпох и народов, определить, в чем особенность библейского подхода к убийству.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982,– С.165.
2
Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. —С. 49.
3
Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.—С.136.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги