Книга Записки вокального тренера. Часть 2 - читать онлайн бесплатно, автор Евгения Ордина. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Записки вокального тренера. Часть 2
Записки вокального тренера. Часть 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Записки вокального тренера. Часть 2

Поэтому так и получается: вокалист выходит на сцену, пытается делать все то, что он делал много раз в классе, а голос дает другую картину, «пришел кто-то другой» и на него этот костюмчик, который отглаживали два месяца, – не лезет. Наступает паника, зажим – и гейм овер.

Вот почему мы должны за голосом как бы наблюдать со стороны и применять к нему наработанные на технических занятиях инструменты, которые позволят наилучшим образом работать с «тем, кто пришел сегодня».

Интересная мысль, которую я подцепила у зарубежных коллег, звучит так: «Работать на уроке с учеником нужно над тем, что получается плохо, постепенно добавляя то, что не получается совсем». Опять обратимся к прошлому. Как мы работали с учеником? Мы его распевали – для чего? – чтобы голос разогрелся. Что такое «голос разогрелся»? Как мы поймем, что голос разогрелся? Как мы поймем, что он разогревается? Совершенно справедливо заметить: обобщенное учение дает обобщенное звучание. А это плохо.

В начале этой главы мы говорили о том, что педагог должен максимально точно установить причину проблемного звучания ученика, чтобы подобрать максимально эффективный комплекс упражнений. И здесь конкретика важнее всего.

Если я даю какие-то упражнения конкретному ученику, я ставлю ему конкретную задачу, потому что понимаю, что у него не так. К примеру, у ученика плохое смыкание связок (чисто на слух – он «посвистывает», голос тусклый, с примесью воздуха и т.д.). Мы будем с ним делать определенные упражнения, которые дают более близкий и долгий контакт голосовых мышц. Это – наша цель. И тут масса вариантов. Когда мы научаемся понимать, как нам думать про этого ученика, как нам думать про эту проблему, нам придет в голову масса упражнений и не нужно будет бегать по интернету, выискивая чужие. Потому что мы будем понимать, что можем дать ученику упражнение всего на двух нотах, но, поставив правильную задачу и способствуя ее выполнению, мы позволим нашему ученику «прирасти» технически. Таким образом, мы не просто «в общем» поем, а используем это время, чтобы поработать над конкретными проблемами в звучании голоса.

Самый главный аргумент, который летит в мою сторону, когда я говорю: «Не надо просто петь песни», это – «А ученики хотят петь песни!» Так пусть хотят, че… У меня тоже такие бывают. Я тоже раньше не могла найти слов, чтобы убедить немного погодить. Не стоит пугаться, что в какое-то время вы не сможете найти нужных слов и будете вынуждены вести тот тупой диалог, когда вам говорят: «Я сюда петь пришел!», а вы сидите и думаете: «Ну по факту же так и есть…» Это нормально, это пройдет. Чем больше вы будете в этом вариться, чем больше будет знаний и практики, тем больше у вас будет аргументов.

Я со временем перестала спорить с теми, кто скандалит по поводу «петь». Я говорю: «Ок, давай пой, что ты там принес?» И человек начинает, корявенько, без понимания стилистики, совершенно не готовым голосом, абсолютно безобразно технически… Супер!!! А потом на арену выходит кто? Выхожу я, Баба-Яга. И говорю: «Значит, так… слушаем оригинал». А потом сравниваю этот оригинал с исполнением ученика, конкретно, «по костям». Фигурально говоря, играем с ним в игру «Найди 10 отличий». И ученик понимает, что погорячился. Проблема почти всегда снимается.

Кто читал Сета Риггса? Автор довольно подробно объясняет, почему нельзя брать песню в репертуар, если предварительно не отработаны трудные технические моменты.

Бесполезно петь песню, если технический прием не отработан отдельно заранее. Если ученик хочет петь, например, песню Уитни Хьюстон, а у него в арсенале нет бэлта, нет микста, у него плохое переключение типов смыкания и т. д. – то о чем речь? Песню нельзя петь «любым» голосом»! В любом случае наборчик известных стилистических приемов должен быть. Это не говорит о том, что исполнитель будет точь-в точь повторять все, что сделала в песне Уитни. Но набор этих приемов должен у исполнителя быть, чтобы свободно передать материал, не исковеркав, не покалечив и не кастрировав песню.

Какой вывод здесь очевиден? Необходимо отдельно отрабатывать бэлт, микст, переключение типов смыкания… Это только на бумаге так коротенько выглядит. Те, кто занимается тренировками голоса, знают, что каждое определение здесь – это чертова матрешка.

И это то, о чем очень хорошо должен быть осведомлен педагог. Потому что мало знать самому, какой путь пройдет ученик, отдельная головная боль – это убедить ученика, что путь придется пройти. Однако позволю себе повториться: чем больше у педагога профессиональных компетенций, тем быстрее он находит убедительную аргументацию. Это так работает.

И если мы правильно объяснили, то ученик понимает, зачем он сидит на упражнениях: он нарабатывает себе нужные скилы, чтобы потом петь то, что ему хочется. И, как показывает практика, после определенного времени таких тренировок голоса ученик берет микрофон и без всякого дополнительного с вашей стороны усилия, долгого разучивания и траты времени поет желаемую песню.

Ученики иногда приносят песни «сильно на вырост». Ну вот есть у человека мечта, он очень хочет! Приходится объяснять, что, дружище, мы обязательно ее споем, но попозже. Если нету пока еще у него, например, микста, нет поддержки, с регистрами он не сработает… и т. д. Ну зачем? Такую песню лучше отложить. И таких песен «в отложке» у ученика может быть много. К ним интересно возвращаться периодически, чтобы посмотреть, что изменилось. Да, мы работаем над техникой, «ставим на место» аппарат. И когда эти метаморфозы происходят, управление своей биомеханикой там нарабатывается до определенного автоматизма, человек возвращается к отложенной песне и спокойно ее поет. Хотя все это время мы работали, как казалось, над другими вещами. Не поверите, до сих пор сама удивляюсь!

Когда я заметила такую закономерность несколько лет назад, то поняла методику – как работать. И это было главное. Потому что первое время я просто занималась вокально-техническими маневрами, совершенно не понимая, что это даст в конечном итоге. Как будто речь шла о чисто механической настройке аппарата. Так, кстати, думают многие, кто шапочно знаком с современными вокальными техниками. Но это не совсем так, мягко говоря.

На самом деле даже просто изучив эту главу впервые, можно вывести некую схему работы с учеником на конкретном уроке:

• набор упражнений на отработку конкретных технических косяков в голосовом аппарате конкретного ученика;

• набор упражнений на отработку вокально-технических приемов, необходимых для конкретной песни;

• работа над фрагментами песни, которые не требуют никаких специальных технических навыков, если не считать работу над повышением качества акустики звука на этих более простых фрагментах песни.

Упражнения по отработке сложных технических приемов должны опережать пение песни где-то на полгода. Это необходимо, чтобы сформировался навык и выполнение приема перешло в автоматический режим. Всё условно, не нужно в календаре ставить галочку… За этот период мои студенты берут в разучивание порядка трех-пяти разных песен, работа над которыми напоминает сборку конструктора: отдельно тренируются технические элементы, отдельно отрабатываются локальные фрагменты, и в конце концов через некоторое время репертуар исполнителя пополняется не одной замученно-заученной песней, а некоторым количеством довольно живого в вокальном плане материала.

………………………………………………………………….

Так в чем же мы должны быть креативными?

Возможно, в выборе вокально-педагогических практик, когда мы находим решения и не ждем, что количество бесплодных попыток вытащить ученика на результат перейдет в качество.

Возможно, в интерпретации методических рекомендаций, когда наш выбор тех или иных приемов работы зависит не от того, какой «гуру» нам их дает, а того, насколько эти приемы резонируют с нашей профессиональной компетенцией.

Возможно, в чем-то еще, что делает каждого из нас удивительным, неповторимым и бесконечно нужным нашим ученикам…

Технический и вокальный звук

17 марта 2021 года


Один из главных вопросов любого вокалиста в России: как мне изменить академическое (народное) звучание на эстрадное? Ко мне обращается огромное количество народу с просьбой быстренько объяснить им, как петь бэлт, микст и всякие другие фишки, потому что привычный для них способ пения не дает им извлечь те звуки, которые хочется. Для тех, кто хочет «быстренько», скажу, что быстренько не получится. Я могу рассказать, объяснить и показать, что надо делать. Но ваши мышцы сами себя не натренируют. А тренировка – это некоторое время как минимум.

В своей первой книге, «Современные вокальные техники», я довольно подробно объясняла, откуда растут ноги у возможности издавать абсолютно разные по качеству звуки. Во второй – «Записки вокального тренера. Часть 1» – подробно объясняла, как научиться определять свои вокально-мышечные усилия и пользоваться этим в пении. Здесь хочу рассказать о звуке еще кое-что, и, возможно, многие достигнут понимания, как с ним работать дальше.

Тема злободневная. Несмотря на то, что мало кто вообще задумывается о существовании понятий, которые я написала в заголовке. А как оказалось, осознание этой разницы помогло мне дать студентам максимально быстрое избавление от целой кучи проблем с пением.

Тема неизвестная. До последнего времени про это никто не говорил и не рассматривал работу со звуком с этой точки зрения.

Неудивительно, что раньше мы никогда не сталкивались с подобными определениями. Я сама долго думала, сопоставляла факты и причины работы тех или иных технических приемов, пока меня не осенило! Дело в том, что ко мне прилетает очень много вопросов и от членов нашего комьюнити, и от подписчиков, и от студентов моего онлайн-курса. Вопросы по изучению современных вокальных техник разные, но абсолютно все первое время натыкаются на одни и те же подводные камни. Ну, например:

– Евгения, я не могу использовать в песне поддержку звука.

– Евгения, у меня неприятные ощущения в гортани, когда я выполняю маневры.

Узнали себя? Знакомая ситуация? То есть одна из проблем в том, что вам сложно выполнять маневры, в том числе тесситурно. А вторая проблема в том, что «я вчера потренировался и уже сегодня хочу использовать новые знания в песне, а у меня ничего не выходит». Реально, подобные проблемы – общие для многих. Давайте поговорим, почему так происходит, как этого избежать и как к этому нужно относиться.

Вопроса технического и вокального звука раньше вообще не стояло, потому что вокальная работа на уроках вокала сводилась именно к пению. И звук рассматривался одним-единственным способом: мы пели свои распевки точно таким же голосом, которым потом пели песни репертуара. Современные вокальные техники, на мой взгляд, внесли бо́льшую ясность в этот процесс и как бы по умолчанию разграничили технический и вокальный звук. Технический звук более лаконичный и более тихий. Почему?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Somatic VoiceworkTM Method Jeanie LoVetri – это организованный метод обучения вокалу для стилей современной коммерческой музыки (ССМ), тех стилей, которые раньше называли неклассическими, основанный на соматическом (физическом) осознании и слуховом распознавании.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги