Книга Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Васильевна Акулич. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья
Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Техники нейролингвистического программирования (NLP techniques). Часть третья

При осуществлении бесед с людьми фиксируйте их реакции на ваши действия и слова. Поначалу это может показаться вам сложным. Вы можете либо заниматься фиксированием, либо думать о том, что и как вы говорите, либо наблюдать за реакциями собеседника. Вам будет легче, если вы отработаете какую-либо NLP-технику (к примеру, технику отзеркаливания), а после – станете ее использовать при наблюдении за собеседником.

Настойчивость вам, конечно, не помешает. И в итоге у вас, несомненно, все получится.

Упражнение «Чтение мыслей по глазам»

Вы уже научились слежению за словами и жестами людей. Теперь – самое время для вас научиться «чтению» взгляда.

Когда люди беседуют, их глаза не фокусируются на одной точке. Имеет место постоянное перемещение взгляда, сужение и расширение зрачков, моргание век, изменение морщинок вокруг глаз – то они собираются, то происходит их разглаживание.

Если вы будете внимательно следить за глазами своего собеседника, то сможете догадываться, как и о чем он думает и когда он начинает терять интерес к разговору с вами. Вы обретете проницательность.

Помимо прочего, «чтение» движения глаз нередко способно содействовать выявлению способа мышления человека по модели VAK. Задумавшийся визуал склонен смотреть вверх и влево, аудиал – водить глазами вправо-влево, а кинестетик – вниз и вправо (конечно, имеется в виду, что люди являются не левшами, а правшами).

Когда вы знаете эти особенности, вы станете думать и действовать более эффективно. Переведите свой взгляд в сторону «задумчивости» – и плодотворность вашего мышления повысится.

Движения глаз вправо-влево и вверх-вниз связаны с процессом активации разных частей головного мозга. Специалисты по неврологии называют эти движения латеральными глазными движениями, а NLP-специалисты называют их глазными сигналами доступа, так как наблюдая за ними, вы можете обеспечивать определение того, как люди думают и получают информацию.

В то же время вам не стоит забывать, что:

Из любых правил могут быть исключения.

Свойственные конкретному человеку глазные сигналы доступа отличаются устойчивостью и неизменностью.

Для являющихся левшами людей обычно наблюдается такая ситуация,

что «право» и «лево» меняются местами, а «верх» и «низ» остаются такими же, что и для правшей.

2.5 Упражнение «Читаю взгляд»

Способ упражнения первый



Выполнение данного упражнения возможно при обычном разговоре с кем-либо. Вам надо задать вопрос с задействованием визуального, аудиального или кинестетического мышления, и обратить внимание не столько на ответ, сколько на движение глаз вашего собеседника.

Вопросы могут быть примерно такими:

«Что теплее – столешница из дерева или из пластика?»

«Как звучала мелодия из фильма Х?»

«Вы не помните, в библиотеке на улице У есть диваны или поставлены только кресла?».

Способ упражнения второй

Вам предлагается обеспечивать выполнение упражнения совместно с вашим приятелем или другом. Загодя придумайте и запишите перечень вопросов (по два—три вопроса в каждую из 7-ми клеток таблицы) и перемешайте их таким образом, чтобы не попадались подряд вопросы из одной и той же клетки.

Затем вам следует сесть напротив друг друга. Задавайте вашему другу вопросы из перечня, следя за движениями его глаз и не вслушиваясь в его ответы.

Отмечайте, в какую сторону произошло смещение взгляда вашего друга при каждом из задаваемых вами вопросов. При этом пусть он лучше не видит, как вы ведете запись. Если вы вместе с другом сидите за столом, то вам целесообразно положить листок с заранее изображенной  таблицей себе на колени и просто вписывать в нужные клетки этой таблицы номера ваших вопросов.

Далее вам нужно поменяться со своим другом местами. Пускай теперь задаванием вопросов занимается он. А ваша задача – на его вопросы отвечать.

Обманывать друг друга вам настоятельно не рекомендуется. При переведении вашего взгляда не туда, куда он движется естественным образом, вы допустите нарушение своих мыслительных способностей, а если вы станете обманывать неоднократно, вы рискуете выглядеть ну уж очень неумным (мягко говоря).

После первого занятия к вам придет понимание того, как это классно – обладать умением наблюдения и фиксирования движения мыслей другого человека!

Оценивая собственные успехи, будьте самокритичными. Вы ведь хотите быть настоящим мастером, а настоящие мастера не довольствуются узнаванием о чем-то: они научаются в легкой и непринужденной манере выполнению любого кульбита. Им это удается с помощью упорных и настойчивых тренировок.

III NLP-техника «Позиции восприятия»

Эта техника – от тренера Майкла Била [40].

3.1 Понятие позиций восприятия. Пять позиций восприятия



Понятие позиций восприятия

Позиции восприятия – это форма моделирования, позволяющая вам встать на место другого человека и увидеть то, что видит он, услышать то, что он слышит, и почувствовать то, что он чувствует.

Позиции восприятия помогают вам получить гораздо лучшее представление о «реальности» клиента. Это потому, что когда вы представляете, что сидите или стоите как кто-то другой, в его позе, говорите его голосом, вы получаете большое количество информации о том, что он думает и чувствует.

Объяснение этого состоит в том, что принятие позиции другого человека активирует наши зеркальные нейроны, позволяющие нам лучше понимать других, чем в противном случае. В NLP этот процесс дает нам возможность улучшать наши межличностные результаты, видя (а также слыша и чувствуя) вещи не со своей собственной точки зрения, а с чужой.

Далее мы рассмотрим пять позиций восприятия.


Пять позиций восприятия

Есть 5 позиций, которые мы можем принять, чтобы полностью понять точку зрения другого человека. Эти позиции следующие:

1-я позиция – это место, где вы связаны сами с собой, и вы видите вещи со своей собственной точки зрения.

2-я позиция – это когда вы отделяетесь от себя и представляете, что находитесь в чужом теле. Вы видите вещи с «его» точки зрения (с точки зрения другого человека).

3-я позиция – это место, где вы являетесь независимым наблюдателем и можете вести наблюдение за взаимодействием между позициями 1 и 2. Вы видите вещи со стороны.

Есть также 4 -я и 5 -я позиции восприятия, которые используются редко.

4-я позиция наблюдает за 3-й позицией по отношению ко 2-й позиции, то есть в этой позиции вы можете понять, насколько вы нейтральны как наблюдатель.

5-я позиция – это место, где вы наблюдаете, как вы относитесь к себе как к наблюдателю.

3.2 Упражнение с предлагаемыми позициями восприятия. Улучшение отношений с помощью упражнения

Упражнение с предлагаемыми позициями восприятия

Допустим, вам предстоит важная встреча с клиентом или заинтересованным лицом.

Представьте себя на 1-м месте. Представьте тридцатисекундный фильм о встрече с вашей точки зрения, а теперь опишите встречу одним словом.

Представьте себя клиентом во 2-й позиции, затем переиграйте фильм. Одним словом, опишите встречу с точки зрения клиента. Представьте, что вы – независимый (невидимый) наблюдатель в 3-й позиции, а теперь воспроизведите фильм.

Участники демонстрируют одинаковое или разное поведение?

Как каждый участник влияет на атмосферу встречи. (Например, оба они агрессивны, дружелюбны, уважительны и т. д., или один настроен дружелюбно, а другой недружелюбно, или же один агрессивен, а другой пассивен?)

Затем вернитесь на 2-ю позицию и снова проиграйте фильм с точки зрения вашего клиента. Что-нибудь изменилось?

Наконец, подумайте, что вы могли бы сделать для улучшения встречи, а после вновь воспроизведите фильм на 1-й позиции, но со своими улучшениями. Теперь что изменилось?


Улучшение отношений с помощью упражнения

Большинство клиентов NLP-тренеров удивляются тому, как много они узнают о своих собственных клиентах и о себе! – из этого упражнения. Следовательно, дополнительная информация помогает обеспечить улучшение отношений.

IV NLP-техника рефрейминга

4.1 Понятие рефрейминга. Рефрейминг контекста

«Рефрейминг. Очень ресурсная и позитивная техника. Когда ситуация вышла из под контроля и все происходит не так – нужно довериться пространству и придать ситуации другой контекст, можно сказать себе «Вселеная заботится так обо мне и сейчас происходит так как нужно для меня и замысел этого приоткроется чуть позже, поэтому доверяю!» [21]



Понятие рефрейминга

Термин «Рефрейминг» (по-английски frame-это рамка) является термином, широко используемым в NLP для описания используемых в нем процедур перестройки и переосмысления механизмов восприятия, мышления, поведения – ради избавления от неудачных (возможно, даже патогенных) психических шаблонов.

Слово «рефрейминг» является отглагольным существительным от глагола «reframe», что означает «вставить в новую рамку (картину или рисунок), «заново приспособить», «по-новому сформулировать».

В качестве примеров рефрейминга могут выступать многие анекдоты, сказки, в которых имеет место помещение событий в определенные «рамки».

Рефрейминг исходит из предположения, что люди придают смысл событиям. Это естественная часть человеческой структуры, необходимой, чтобы понять мир. Это означает определение вещей или событий как хороших или плохих, правильных или неправильных, или того, что они значат для человека, – исходя из его собственной карты мира. Истории, метафоры и сказки – все это рефреймы. Юмористы зарабатывают на жизнь переосмыслением того, что они замечают в жизни.

Фактически, «апсайклинг», современная тенденция, является примером того, насколько распространен рефрейминг. Каждый добавляет еще одну точку отсчета к тому, на чем фокусируется внимание.

Рефрейминг контекста

Поскольку рефрейминг происходит естественным образом, NLP рефреймирует для разных точек зрения и значений, которые больше связаны с изобретательными результатами и исследованием других возможностей.

Для НЛПера очень важен контекст. Так как любое поведение имеет положительное намерение (одна из NLP-предпосылок), можно исследовать поведение путем рефрейминга:

В каком контексте уместна созданная ссылка?

В качестве альтернативы, когда это не будет актуально?

Каков внутренний контекст, на который ссылается значение, и, следовательно, является ли он правильным для данной ситуации?

Реклама и продажи используют рефрейминг контекста иной раз очень успешно. Так компания Volvo Trucks хотела продемонстрировать устойчивость и точность динамического рулевого управления Volvo на своих грузовиках. Она наняла для рекламы Жан-Клода Ван Дамма – отличный рефрейминг, чтобы продемонстрировать свою точку зрения. Эта реклама стоимостью 4 миллиона долларов принесла Volvo 170 миллионов долларов дохода.

4.2 Общение как важная часть NLP и обрамление разговора в NLP. Фрейм

Общение как важная часть NLP и обрамление разговора в NLP

Общение для понимания людей, положительного влияния и достижения хороших результатов для себя и других людей является важной частью NLP. Обрамление разговора в NLP побуждает практикующего NLP помещать разговор в определенный контекст. Это дает возможность разговорам течь, чтобы элементы разговора обсуждались с разных точек зрения или предлагали разные значения. Это может быть особенно полезным в сложных беседах и на деловых встречах, их используют, чтобы начать разговор и преодолеть точки преткновения.


Khaled @ Pexels. Источник: https://dconnect.co.nz/neuro-linguistic-programming-key-methods-and-techniques-part-2/


Фрейм

С помощью фрейма (рамки) мы можем добиваться формирования нужного нам отношения к любой информации. Фрейм является незаменимым приемом в продажах, рекламе, в PRе, да собственно в любом акте убеждения людей.

Фрейм представляет собой рамку (или фон), в которой воспринимается информация. Фрейм является дополнительной информацией, дающейся перед основной информацией либо параллельно ей, задающей рамки (эмоциональные или логические) восприятия основной информации – ради формирования определенного отношения.

Несомненно, использование фрейма также возможно, чтобы провести время, замечая, что что-то может пойти не так, – для нахождения выхода!

4.3 Рамка вокруг рисунка как хорошая метафора. Экологическая рамка

Рамка вокруг рисунка как хорошая метафора

Рамка вокруг рисунка – хорошая метафора, благодаря которой можно добиться понимания сути и механизма рефрейминга.

Информация о содержании рисунка и восприятие того, что на нем изображено изменяется в зависимости от того, что именно попадает в его рамку,

Экологическая рамка

Перемещение разговора или постановка вопроса позволяет рассмотреть последствия любых действий, предпринятых в отношении более широкого сообщества, семьи, друзей, рабочего места, окружающей среды или даже всего человечества. Соответствует ли это тому, кто этот человек или что представляет собой бизнес? Является ли он цельным? Эта рамка предлагает движение с мудростью и во благо.

4.4 Фрейм «Как будто». Фрейм «если бы». Паттерны « Ловкость рта»

Фрейм «Как будто»

Эта простая рамка дает возможность проявить творческий подход к решению проблем. Потратьте время, чтобы представить задачу «как будто» она успешно решена. Какие шаги были предприняты или преодолены, чтобы обеспечить этот успех?


Фрейм « если бы»

Этот фрейм также можно использовать, чтобы думать так, как думал бы кто-то, кто в данный момент не участвует в разговоре (например, «если бы Анна была здесь, что бы она сказала?»). Его можно использовать для получения помощи в преодолении проблем до того, как они возникнут (например, «если бы это случилось, что бы мы сделали, чтобы преодолеть это?»).

Многие люди застревают по причине замечания только того, что может пойти не так. Фрейм «если бы» дает возможность выйти за рамки этого мышления, чтобы идти дальше.


Паттерны « Ловкость рта»


«Ловкость рта – разработанная Дилтсом модель языковых паттернов Бэндлера. Эти паттерны приложимы к любой комплексной эквивалентности или причинно-следственной цепочке как языковой способ изменения убеждений» [12]

Во время обучения NLP будущие НЛПеры изучают паттерны ловкости рта – это еще один способ рефрейминга. Их примерно 13, и они предлагают другие способы взглянуть на событие или на придаваемое событию значение.


Рассмотрим утверждение:

«Моя жизнь в смятении. Сейчас она выходит из-под контроля!»

Это можно переформулировать с помощью обобщения: «В связи с пандемией, охватившей мир, многие люди так себя чувствуют».

Шаг вниз :

«Что конкретно сейчас выходит из-под контроля в вашей жизни?»

Положительный результат:

«Я понимаю, что сейчас все выходит из-под контроля. Если бы вы задумались на мгновение, что может быть хорошего в этом опыте?»


4.5 Примеры рефрейминга

«Я использую рефрейминг каждый день в своей жизни. Если мой партнер говорит мне: „Гррр, мы застряли в этой пробке“, я намеренно говорю: „Это такая замечательная возможность провести время вместе“. Получайте удовольствие от этого и переосмысливайте позитивно, когда слышите негатив».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги