Уступая на первых порах своим ближайшим соседям – крупным и мелким государствам Центральной Мексики, ацтеки искусно использовали в своих целях постоянную вражду и соперничество между ними. Они всегда стремились вступить во временные союзы и коалиции с наиболее могущественным партнером. В этом отношении решающим для ацтеков был 1367 г., когда они стали наемниками быстро растущего тепанекского царства со столицей в Аскапоцалько. Но вот настал момент, когда ацтеки сочли удобным повернуть оружие против своего вчерашнего союзника и покровителя.
В 1428 г. с помощью армий Тескоко и Уэшоцинко ацтеки наголову разбили огромное войско тепанеков и превратили в руины их великолепную столицу. Вскоре в долине Мехико сложился новый военно-политический союз из городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан (Такуба).
В течение последней четверти XV и начала XVI вв. этот могущественный триумвират, используя свою объединенную армию, сумел завоевать и обложить данью почти всю территорию Центральной Мексики и некоторых близлежащих к ней областей: от Дуранго и Колимы – на северо-западе до Чьяпаса и Табаско – на юго-востоке.
В начале XVI в. свыше 38 отдельных провинций и государств вынуждены были платить Тройственной лиге большую дань, хотя они и сохраняли при этом известную самостоятельность в вопросах внутреннего управления. Для поддержания системы подчинения других (иногда и чуждых этнически) областей там были установлены в ряде стратегических пунктов ацтекские гарнизоны, а за своевременным сбором дани следили специальные чиновники-«кальпишке».
Постепенно роль Теночтитлана и его правителей внутри Тройственной лиги возрастала. И к моменту конкисты «тлатоани» (правитель) ацтеков фактически диктовал уже свою волю вчерашним партнерам по союзу. Испанское завоевание прервало процесс дальнейшего становления и развития ацтекского государства, так и не успевшего выработать механизм полного включения всех зависимых от Теночтитлана территорий в рамки единой «империи». Ацтеки сделали лишь первые шаги в этом направлении, не успев лишить внутренней самостоятельности все захваченные ими области…
Города ацтеков: Тула – центр искусных мастеров
Он расположен в 75 км на север от Мехико-Сити. Слово «тольтек» означает «искусный мастер», и Тула раскрывает перед нами богатое творческое прошлое тольтеков. Тула был основан ориентировочно в 1000 г. н. э. после падения Теотиуакана и до расцвета Теночтитлана. Тула славится своими колоннадами, просторными помещениями, воинами-«атлантами» – вырезанными из камня фигурами, высотой 4,5 м, которые стоят на вершине пирамиды Утренней Звезды.
Тула, центр мастеров
Эти устрашающие фигуры похожи на тотемные столбы и являются главной достопримечательностью города.
Города ацтеков: Теотиуакан – «Место богов»
Он находится в 50 км на северо-восток от Мехико-Сити. Это одно из поселений доиспанской Мексики и первый настоящий город страны. В момент наивысшего расцвета население города достигало 200 тыс. Теотиуакан был не только религиозным, политическим и экономическим центром Мезоамерики, но и самым урбанистическим городом того времени. Главные достопримечательности города – это Пирамида Солнца, Пирамида Луны, Улица Смерти, Храм Пернатого Змея с орнаментом в виде огромных змеиных голов. Недавно был открыт центр исследования культуры Теотиукана.
Название города, в переводе с языка науатль, означает «место богов» и, возможно, было дано Теотиуакану впоследствии, ведь до сих пор неизвестно, на каком языке разговаривали его жители.
На начальном этапе экономика Теотиуакана основывалась на земледелии и собирательстве, дополняемых охотой и рыбной ловлей. В Теотиуакане имелись ремесленные мастерские, жилые комплексы, рынки, улицы, храмы, дворцы. Город располагал системами водоснабжения и дренажа. Обширные торговые связи Теотиуакана способствовали распространению его влияния на другие регионы Мезоамерики. Особенно это заметно в области керамики и архитектуры.
Первостепенное место в теотиуканском обществе занимала религия. Почитаемые божества, связанные с водой, землей и плодородием, – такие как Тлалок, бог дождя; Чальчиутликуэ, богиня воды и Кетцалькоатль, Пернатый змей, – выражали основные религиозные понятия теотиуканцев.
В VII в. начался экономический упадок города. Уже в следующем веке город был полностью покинут. Никто в точности не знает, чем это было вызвано. Однако уже после своего угасания Теотиуакан превратился в место паломничества других народов.
Первые испанцы, посетившие это место, назвали его «Цитаделью» за сходство с крепостью, которое придают ансамблю центральная постройка, или «замок» и внутренняя площадь. Раскопки начала XX в. доказали, что «замок» являлся Храмом Кетцалькоатля и что «стена» состояла из 7 м, в верхней части которых находились пирамидальные постройки. Как показали исследования, эти строения представляли собой небольшие храмы, в которых проводились церемонии и празднества.
Пирамида Солнца в Теотиуакане
Пирамида Солнца первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. Ее высота достигала 66 м. В древности на ее вершине располагался храм, в котором находился каменный идол, уничтоженный во время Конкисты.
Жилой комплекс Тепантитла на протяжении времени неоднократно перестраивался. В 1940-е гг. во внутренних помещениях были обнаружены настенные фрески, которые ученые идентифицировали с так называемым Тлалоканом или Раем Тлалока, поскольку на них изображены празднества, игры, развлечения, а кроме того, повторяется изображение божества в головном уборе из перьев хищных птиц с широко разведенными руками, с которых крупными каплями стекает вода.
В центре археологической зоны Теотиукана, рядом с пирамидой Солнца, находится музей. Его вестибюль украшает каменное надгробие с рельефным изображением, представляющим одно из главных божеств теотиуканцев, связанное с водой, землей и плодородием. В залах музея можно ознакомиться с образцами полезных ископаемых региона, архитектурой, местными ремеслами. Как пример священных ритуалов теотиуканцев, представляет научный интерес групповое захоронение девяти мужчин и четырех женщин, принесенных в жертву при закладке храма Кетцалькоатля. Оно было обнаружено у одной из боковых стен храма.
В главном зале музея, под прозрачным полом, расположен масштабный макет Теотиукана, помогающий создать полное впечатление о грандиозности археологической зоны, которое усиливается видом на пирамиду Солнца из большого окна, находящегося в этом же зале.
Дорога мертвых – путь, длина которого составляет 2 км на участке от пирамиды Луны до Цитадели и далее на юг еще примерно 3 км. По всей своей протяженности она не раз прерывается: сначала Цитаделью, затем Большим Ансамблем (местом, где располагался городской рынок). В результате такого рода пересечений, а также строительства улиц, параллельных дороге Мертвых, город оказался поделенным на районы и пригородные зоны, ориентированные строго по частям света. Здания, расположенные вдоль дороги Мертвых на протяжении 2 км, имеют очень похожий и типичный для Теотиуакана архитектурный стиль, несмотря на то, что каждое из них обладает своими особенностями.
Пирамида Луны в Теотиуакане
Пирамида Луны, возвышаясь в северной части города, повторяет очертаниями силуэт горы «Толстая», название которой на языке науатль означает «каменная мать или защитник из камня». Пирамида Луны заключает в себе другое, более древнее сооружение (0–200 гг.) точно такой же формы.
В верхней части этого сооружения находилась платформа, на которой проводились ритуалы в честь Чальчиутликуэ, богини воды. Жители Теотиуакана считали, что она находится в зависимости от Луны. Именно этой богине был посвящен храм на вершине Пирамиды, а ее статуя стояла у подножья.
(По материалам книги Д. Соди «Великие культуры Мезоамерики», М., 1985)
Майя, или Жертвы Священного колодца
…Из этого огромного естественного колодца в карстовой воронке древние майя, несмотря на засуху, никогда не брали воду для орошения или питья. Священный колодец в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили чтобы принести жертвы Юм-Чаку – богу лесов и полей. В него бросали не только драгоценности, но и прекрасных девушек и даже детей.
Древний город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан привлекает туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями. Особенно сильное впечатление производит ступенчатая пирамида Пернатого змея – храм Кукулькана. Однако не меньшей популярностью среди туристов пользуется так называемый «Колодец смерти», или «Колодец мертвых девственниц», представляющий собой естественную карстовую воронку диаметром около 60 м и примерно такой же глубины.
Жертвы приносились индейским божествам, чтобы вымолить у них дождь. Дело в том, что реки на Юкатане почти отсутствуют, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу же уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.
Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 г. испанский епископ Диего де Ланда, который на полуострове Юкатан усиленно боролся с язычниками. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Де Ланда упоминал также о драгоценностях, которые паломники бросали в колодец, что особенно заинтересовало охотников за сокровищами индейцев. «Майя бросали туда и многое другое, – отмечал де Ланда, – например самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце наверняка находилась большая часть его, таким великим почтением индейцы окружали это место».
Неизвестно, пытались ли испанские конквистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу: большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила на дне служили надежным препятствием для любителей наживы.
Священный колодец в Чичен-Ице
Первое обстоятельное изучение Колодца смерти связано с именем Эдварда Томпсона, который в 1885 г. получил место консула США на Юкатане. Томпсон через влиятельных знакомых из известных археологических исследовательских центров США специально добивался этого назначения. Его привлекала не работа консула привлекала его: он просто хотел иметь возможность совмещать полезное с приятным – консульские и изучение цивилизации древних майя. Особенно Томпсона интересовал Колодец смерти, ведь он поверил записи в де Ланды о том, что на его дне должны были сохраниться несметные сокровища.
Хотя Эдвард Томпсон не был археологом, но он буквально посвятил свою жизнь исследованию Колодца смерти. Томпсон истратил почти все свое состояние, чтобы стать владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находился Колодец смерти. Оставшиеся деньги ушли на закупку необходимого оборудования. С большими сложностями из США в Чичен-Ицу была доставлена специальная землечерпалка, которую в 1904 г, установили на южном берегу сенота.
Землечерпалка исправно поставляла со дна колодца порции грязи, которую тщательно осматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время, кроме полусгнивших веток и камней, в грязи ничего не попадалось, но вот индейцы обнаружили в ней два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп молодой девушки и пару женских сандалий, что подтвердило записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях.
Землечерпалка поднимала на поверхность все новые и новые кости жертв и древние предметы – сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита… Но Томпсон понимал, что, только погрузившись на дно сенота, можно обследовать все его впадины и расщелины.
В 1909 г. Томпсон вызвал по телеграфу двух водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование. Он был полон решимости лично спуститься под воду и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого дайвера». Индейцы с тревогой наблюдали, как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить, опускался в воду Колодца смерти… Они считали, что в колодце обитают не только духи, но и страшные чудовища.
Ни духов, ни чудовищ Томпсон на дне колодца не увидел, там царила абсолютная темнота. Хотя искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой – статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги