Книга Созидательная технократия. Новая эпоха возможностей - читать онлайн бесплатно, автор Петр Григорьевич Заборцев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Созидательная технократия. Новая эпоха возможностей
Созидательная технократия. Новая эпоха возможностей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Созидательная технократия. Новая эпоха возможностей

Суть нового подхода к образованию, воспитанию и здравоохранению можно сформулировать как «новые возможности для всех». Этот подход предполагает, что общество, родители, дети – все окажутся в выигрыше от его внедрения.

Наиболее подходящим методом решения данной задачи видится инвестирование.

Инвестиции – это вложение ресурсов в определенные виды деятельности с целью получения прибыли. Но ведь инвестировать можно не только в газодобычу, нефтепереработку и транспортировку. Инвестировать можно в человеческий капитал. Вкладываясь в подготовку высококлассных специалистов, в их здоровье и развитие, общество и бизнес обеспечивают свое будущее на много десятилетий вперед. К тому же, подходя к социальным вопросам с инвестиционными мерками, мы получаем возможность с точностью до рубля оценивать результаты текущих вложений в человеческий капитал.

Ниже мы рассмотрим различные аспекты этого подхода. И дадим ответ на вопрос: «Как будет выглядеть работа с людьми в новой социально-экономической системе?»

2.1. Рождаемость. Демография

На минутку представим, что созидательная технократия стала реальностью в нашей стране. Люди с их чувствами, стремлением к благополучию и поисками счастья нисколько не изменились. Изменились только подходы к решению проблем, пути обретения благополучия и рецепты счастья. Как именно? Мысленно перенесемся на несколько десятилетий вперед и понаблюдаем, как новые люди ведут себя в ситуациях, хорошо знакомых нам самим.


Взгляд в будущее

Игорь с Таней сидели на террасе и любовались закатом. Солнце забрызгало золотисто-желтой охрой верхушки сосен и елей, и от этой солнечной шалости склон горы заискрился, засверкал и будто рассмеялся.

– Какой волшебный вечер, – мечтательно вздохнула девушка. – Включи что-нибудь романтическое.

Игорь взял со стола телефон. Узнав хозяина, тот радостно пиликнул и включил экран с заставкой: «Я СУПЕР!»

– Ты супер, – произнес кодовую фразу парень и попросил: – Создай романтическую обстановку.

Зазвучала музыка. Панели под перилами террасы раздвинулись, и засветился экран встроенного телевизора.

Таня взяла мужа за руку.

– Хорошо, что мы поехали в свадебное путешествие сюда, в Приэльбрусье. Ты такой молодец, что отыскал это удивительное место. Какой здесь воздух! Какие красоты!

– Спасибо, милая! Мне, конечно, приятно купаться в лучах славы, но скажу честно: эту идею мне подсказала СУПЕР.

– Да, она молодец, – улыбнулась девушка и обняла парня.

Укутавшись в пушистый плед, они сидели, забыв обо всем на свете, наслаждаясь прекрасным закатом, тихой музыкой и нежностью влюбленных губ.

Минут пять спустя парень вдруг рассмеялся.

– Ты с чего это? – удивленно спросила Таня.

– Мне кажется, что СУПЕР к чему-то нас подталкивает. Посмотри на экран – сплошные объятия, поцелуи, милые малыши на руках у пап и мам. Я-то не возражаю ни против объятий, ни против детишек, но хотел бы принимать такие решения обдуманно – я имею в виду детей.

– А давай-ка мы поговорим с СУПЕР, – оживилась Таня и громко произнесла кодовую фразу.

Экран Таниного телефона приветливо отозвался заставкой: «Я СУПЕР!»

– Скажи-ка, СУПЕР, – заговорила Таня, – нам с Игорем показалось или ты реально намекаешь, что нам пора завести ребенка? Прошло всего десять дней после свадьбы…

СУПЕР не стала медлить с ответом и сразу же произнесла:

– Сегодня, завтра и послезавтра – самые лучшие дни, чтобы зачать малыша. Ради этого я и рекомендовала вам отправиться в путешествие в горы. Я учла все: состояние вашего здоровья, экологию, психологический фон, физиологические циклы и экономические перспективы. Поэтому советую не терять времени на разговоры и переместиться с террасы в комнату.

– Постой-ка, постой… Какие это экономические перспективы ты тут упоминала? – прервал Игорь наставление искусственного интеллекта.

– Я прогнозирую высокую потребность экономики в трудовых ресурсах через двадцать пять лет. Что это значит? Во-первых, государство увеличит размер субсидий на детей до максимального за последние годы уровня. Эти выплаты всегда зависят от текущей демографической ситуации, и поэтому в будущем могут уменьшиться. Так что имеет смысл поторопиться. Как только Татьяна забеременеет, государство станет вашим инвестиционным партнером на всех этапах вынашивания, рождения, воспитания и обучения ребенка. Вам не придется тратить на него только свои средства. Этот ребенок нужен не только вам, в его рождении заинтересованы государство и те производственные объединения, в которых он будет трудиться. А во-вторых, получив высшее образование, ваш сын или дочь смогут хорошо трудоустроиться, получить отличный оклад и сделать блестящую карьеру. Все расчеты, включая разовые выплаты и ежемесячные субсидии от постановки на учет в женской консультации до устройства вашего первенца на работу, можете посмотреть в приложении «Мой ребенок». Кстати, там же приведен примерный расчет вашего пенсионного дохода – он образуется за счет удержаний из зарплаты ребенка на родителей.

Парень с девушкой переглянулись и, не сговариваясь, отключили телефоны.

Сумерки быстро спускались на горы и укладывались в ущельях на ночь. На террасе становилось зябко…


Примерно так мог бы сложиться вечер у вымышленных персонажей Игоря и Тани, вступающих во взрослую жизнь в новом обществе. Позже мы не раз еще вернемся к нашим молодым героям и понаблюдаем, как они справляются с различными житейскими ситуациями. И это поможет нам лучше понять, как все устроено и работает в обществе созидательной технократии.

А пока сформулируем принципы, относящиеся к рождению детей, к демографической политике государства. И тогда станет ясно, почему искусственный интеллект информационной системы СУПЕР приводил именно такие аргументы, чтобы сподвигнуть молодую семью на решительные действия.

Рождение детей должно признаваться полезной работой.

Сразу оговоримся: трудно рассуждать экономическими категориями о таких вечных ценностях, как материнство, детство, здоровье, воспитание. Однако это необходимо сделать, если мы хотим, чтобы данные понятия обрели реальное наполнение, а не были хотя и красивыми, но пустыми словами. Ведь для того, чтобы женщины рожали здоровых детей, необходимы современные поликлиники и больницы. Без светлых и просторных школ с компьютерными классами, интерактивными досками, электронными учебниками и дневниками невозможно вырастить и воспитать умных малышей, обеспечить им счастливое детство и вырастить полноценными членами общества XXI века.

Еще с советских времен многие женщины считают, что беременность и роды по уровню стресса и трудности жизненного периода сопоставимы со службой в армии у мужчин. Да и сейчас, судя по отзывам, около 30 % «бесплатных» рожениц и 23 % «платных» остаются недовольны своим пребыванием в роддоме. И если на этом фоне просто разглагольствовать, как это здорово – рожать и растить детей, то слова останутся словами.

Вот почему к рождаемости и демографии необходимо подходить с мерками экономического анализа и планирования.

От чего зависит, насколько приоритетны в обществе те или иные проблемы? От размера, формы и порядка их финансирования. Поэтому новое общество будет так перестраивать экономические отношения, чтобы вопросы рождаемости финансировались и стимулировались принципиально иным образом.


А что сегодня?

Государство стремится укреплять материальную и техническую базу здравоохранения. Строятся новые родильные дома, улучшается их оснащение. К 2020 году в каждом регионе будет построен перинатальный центр. На программы по охране детства и материнства выделяется до 40 % больше денег, чем прежде.

До 2021 года продлена программа выдачи материнского капитала. С 1 января 2018 года введена ежемесячная выплата на первенца. Власти пытаются стимулировать рост рождаемости некоторыми разрозненными выплатами в пользу родителей. Среди них есть весьма нестандартные. Так, в Липецкой области малоимущим выдают по 50 тыс. рублей на покупку коровы. Вместе с другими мерами это привело к увеличению за три года количества многодетных семей на 18 %.

Однако все эти выплаты чаще всего воспринимаются как социальные пособия. В расходных статьях бюджета они стоят рядом с выплатами нетрудоспособным и малоимущим. А это в принципе неверно – ни по форме, ни по сути.


Рождение нового человека с экономической точки зрения – это первый шаг к созданию дополнительной единицы человеческого капитала. Этот шаг влияет на проектирование будущего, планирование перспективы. По сути, это начальное действие на пути создания новой ценности. Оно, как и все последующие, должно признаваться полезной работой. Мать, родившая ребенка, будет получать вознаграждение так же, как и все работающие. Она имеет право на базовую выплату от государства и стимулирующие платежи из специальных государственных фондов развития человеческого капитала.

Считая, что наиболее эффективным методом решения демографических проблем является инвестирование, созидательная технократия рассматривает все вышеперечисленные выплаты именно как долгосрочные инвестиции. Инвестиционные стимулы придадут новый смысл и лучшее качество поддержке рождаемости, бо́льшую нацеленность на результат.

Однако вложения на этапе беременности, родов и первых месяцев жизни ребенка должно осуществлять не только государство, но и родители. Поэтому доход матери не будет таким же, как и доходы работающих граждан. Родители должны чувствовать, что вместе с государством соинвестируют в рождение и воспитание нового члена общества. В то же время затраты на ребенка будут признаваться инвестиционными, а не затратами на потребление. В этом своем качестве они дадут родителям право на получение дохода в будущем.

Рождаемость должна системно поддерживаться на основе долгосрочных экономических прогнозов.

Опираясь на долгосрочные прогнозы, государство будет определять потребности экономики в людских ресурсах через 20–30 лет. На их основе формируется «инвестиционный заказ» – программа поддержки рождаемости. Одна из целей этой программы – проинформировать общество о размере планируемых выплат за рождение и воспитание детей. По своей сути это предложение семьям со стороны государства совместно профинансировать рождение новых членов общества. Выплаты будут производиться из специальных фондов развития человеческого капитала.

Семьи (домохозяйства) принимают решение о рождении детей, учитывая данную информацию, соотнося ее со своими жизненными планами и имеющимися финансовыми возможностями. Вместе с тем домохозяйства понимают, что инвестиции в рождение ребенка принесут им впоследствии дополнительный доход.

Государство через размер субсидий в разные периоды времени стимулирует или, наоборот, ограничивает рождаемость в зависимости от долгосрочных прогнозов. Ограничения вводятся в случаях, когда дополнительные людские ресурсы могут уменьшить созидательный потенциал общества. Однако эти ограничения не являются запретом на рождение детей. Государство лишь убирает часть экономических стимулов, делая такие инвестиции в детей дороже для домохозяйств.

Для России такие ограничения не будут актуальными в ближайшей исторической перспективе. С учетом нашей территории и потенциала технологического роста можно утроить население страны и не ощутить переизбыток человеческого капитала.

Экономическая система должна стимулировать рождаемость.

В инвестициях важнейшим фактором является показатель возврата на инвестиции. Он выражается в отношении полученного дополнительного дохода к вложенным средствам. Для стимулирования рождаемости необходимо либо увеличивать дополнительный доход участников инвестиций, либо обеспечивать получение того же дохода при меньших вложениях.

Рассмотрим обе возможности.

1. Рост дополнительного дохода.

Родители будут получать часть дохода детей, когда те пойдут трудиться и зарабатывать деньги. Эта перспектива будет стимулировать родителей рожать и воспитывать новых членов общества, неся при этом определенные финансовые затраты. Данный подход в будущем сможет заменить распределительное пенсионное обеспечение.

Методом получения такого дохода будет безусловный адресный сбор на содержание родителей. Этот сбор будет выплачиваться либо непосредственно родителям, либо, в случае их смерти, в общественные фонды.

Государство же получит инвестиционный доход в виде роста производственного потенциала, производительности труда и эффективности. Это позволит ему полнее реализовывать общественные цели и амбиции на длительную историческую перспективу.

2. Уменьшение вложений.

Как государству, так и родителям выгодно наличие партнера, вкладывающегося в рождение и воспитание ребенка, поскольку их собственные затраты за счет этого уменьшаются. А следовательно, такие инвестиции становятся более привлекательными.

Планируя родить ребенка в обществе, называемом созидательной технократией, семья изначально настроена позитивно и конструктивно. Позитивно – потому что уверена в безболезненных родах, высококлассном медицинском уходе для матери и ребенка и мощной поддержке государства на всех этапах взросления и социализации малыша. Конструктивно – потому что видит в рождении ребенка выгоду для него самого, общества, членом которого ему посчастливится стать, и для себя лично.

Родители радуются за своего ребенка, поскольку знают, что он будет жить с той самой уверенностью в завтрашнем дне, которой всем катастрофически не хватает сегодня. Старшее поколение, родившееся при социализме, еще помнит то приятное чувство, когда живешь, не особо беспокоясь, что потеряешь работу и не прокормишь себя и свою семью. Или, вступив в пенсионный возраст, цинично именуемый сейчас «периодом дожития», не сможешь оставаться полноценным, социально активным человеком. Увы, но современной молодежи, воспитанной на безжалостных идеалах рыночной стихии, это чувство неведомо. А ребенку, появившемуся на свет в новом обществе, все это будет даровано по праву гражданина страны, избравшей данный путь развития.

Но еще родители радуются и за себя, поскольку знают, что сыновья и дочери – это их будущее не только в общечеловеческом, но и в прямом финансовом смысле. Родив, воспитав и дав образование своему ребенку, любой родитель может быть уверен в безбедной старости, когда сможет не только пропитаться и одеться, но и заниматься любимым хобби, путешествовать, общаться с единомышленниками.

Это сейчас финансово грамотные люди, думая о пенсии, вкладывают свободные средства в акции, недвижимость, хранят деньги на депозитах. А в созидательной технократии никакой инвестиционный инструмент не даст такой отдачи, как инвестиция в воспитание и образование своих детей. Многие и сейчас придерживаются этой же линии поведения и не бывают внакладе: умные дети, добившись успехов в различных отраслях деятельности, не оставляют бедствовать своих родителей. Однако если сейчас такие инвестиции окупаются лишь при желании детей отблагодарить отца и мать за заботу, то в новом обществе это будет обеспечено на законодательном уровне. И поэтому для родителей никакое вложение денег не будет более выгодным, чем инвестиции в собственных детей. Особенно когда государство оказывает инвестиционную поддержку.

2.2. Подготовка человеческого капитала. Воспитание и образование

Вовлечение объединений в воспитание и образование

За воспитание, образование и овладение профессией в новой системе будут отвечать: а) родители, б) государство, в) предприятия и объединения.

Всем им должно быть выгодно вкладывать свои силы и средства на разных этапах превращения ребенка в полноценного участника экономических отношений.


А что сегодня?

Государство и родители сейчас несут на себе всю нагрузку воспитательно-образовательного процесса. А вот организации пока вовсе не вовлечены в него.

В современной России связь между образованием и реальной экономикой практически отсутствует. Предприниматели жалуются на качество выпускников учебных заведений, так как те в подавляющем большинстве случаев оказываются не готовыми к практической профессиональной деятельности. И это часто является причиной отказа в трудоустройстве.

Сегодня почти каждый третий выпускник вуза в России не находит работу после окончания обучения. А если считать и тех, кто работает не по специальности, то картина вовсе становится ужасающей. К примеру, если физик-теоретик после окончания МГУ идет в грузчики, то статистика считает этого выпускника трудоустроенным.

И таких невостребованных специалистов, на подготовку которых потрачены немалые бюджетные средства, многие тысячи. Министерство образования пытается влиять на эти процессы, внедряя партнерские программы вузов с работодателями. Так, с начала 2019 года запущена новая программа целевого обучения, в рамках которой студента будут учить только тому, что надо конкретной компании. Однако единичные положительные примеры не способны кардинально изменить общее положение дел в этой сфере.


Ситуацию изменит системное вовлечение в воспитание подрастающей смены предприятий и объединений. Но им для того, чтобы инвестировать в это, необходимо видеть, как, когда и в каком размере вложенные средства вернутся с прибылью. Без инвестиционной привлекательности таких шагов ни одно предприятие или объединение не захочет этим заниматься.

Но что применительно к подготовке специалистов могло бы считаться привлекательным инвестиционным доходом для предприятий? Очевидно, это получаемое конкурентное преимущество. Оно возникает благодаря росту интеллектуальных и производственных возможностей после прихода на предприятие выпускников, которых предприятия сами воспитали и в образование которых вложились.

Борьба за получение такого преимущества приведет к тому, что объединения станут конкурировать за таланты. В свою очередь, талантливые специалисты будут конкурировать за наиболее перспективные объединения.

Чтобы гарантировать право организаций на данный инвестиционный доход, необходимо установить срок, в течение которого молодой специалист должен проработать на курирующем его предприятии и в курирующем его объединении. Этот срок должен обеспечить возврат инвестиций с определенной прибылью. В противном случае специалист обязан заплатить за открепление.


А что сегодня?

Ряд предприятий еще с советских времен обучает своих сотрудников в вузах по нужным специальностям. Дальновидные сельхозпредприятия, испытывая нехватку квалифицированных кадров, направляют выпускников сельских школ на учебу по таким профессиям, как агроном, ветеринар, инженер и т. д.

Все IT-компании знают, каких денег стоит талантливый программист, какой доход он может сгенерировать своему работодателю. И за таких ребят им приходится бороться не только с российскими, но и с зарубежными лидерами рынка. Поэтому уже сегодня софтверные компании заключают договоры с ведущими вузами страны и оплачивают обучение абитуриентов, которых сами отбирают, когда те еще учатся в школе. Уже сейчас победители всевозможных конкурсов и олимпиад юных программистов находятся под пристальным вниманием кадровых служб многих известных фирм.

Ярким положительным примером вовлечения крупного бизнеса в воспитание кадрового резерва может послужить всероссийская студенческая олимпиада «Я – профессионал». В ее заключительном этапе в 2019 году приняли участие более 10 тыс. человек из 43 городов. В числе организаторов – Российский союз промышленников и предпринимателей, Сбербанк, ВТБ, Росатом, «Яндекс». Руководители этих и многих других компаний уже начали «драться» за победителей олимпиады.


Подобные формы в созидательной технократии станут основой для построения новых отношений между предприятиями и учебными заведениями. И в этом контексте их можно рассматривать как те самые инвестиции в подготовку кадров, которые являются частью общих инвестиций в человеческий капитал.

Подготовка – фундамент инвестиций в человеческий капитал.

Успех инвестиций в человеческий капитал зависит от многих факторов. Как нельзя построить красивый и прочный дом на хлипком фундаменте, так нельзя вырастить классного специалиста, не вложившись в его воспитание и образование. Именно воспитание и образование являются базисом инвестирования в нового человека. Образовательный и профессиональный рост будущего специалиста должен быть абсолютно прозрачным и понятным для инвестора.

Эту прозрачность обеспечит система СУПЕР. Она, используя информацию от родителей, воспитателей и учителей, будет автоматически определять, какого прогресса достиг ребенок. Государственные структуры смогут отслеживать и анализировать эту информацию. А чтобы мотивировать родителей вводить нужные данные в СУПЕР, будет установлен порядок, при котором получение государственных субсидий на ребенка жестко увязывается с предоставлением данной информации.

Государственное финансирование, как уже отмечалось, будет осуществляться из специального фонда развития человеческого капитала. Он формируется из двух частей: а) за счет налогов, б) за счет целевых отчислений от объединений и предприятий.

Если система СУПЕР фиксирует успехи в обучении, то финансирование увеличивается. Неудачи же влекут за собой его уменьшение.

Пока же отслеживание образовательного прогресса только начало входить в жизнь. Оно выражается в обработке и использовании результатов единого государственного экзамена. Все шире в практику входят электронные журналы и дневники, показывающие текущий прогресс учащихся. Кроме этого, для поддержки наиболее успешных учеников и студентов государство использует систему специальных грантов. Эти разрозненные компоненты будут основой для единой системы стимулирования образовательного прогресса.


Этапы подготовки

Подготовка включает следующие компоненты: а) базовые знания, умения и навыки, б) универсальные знания, умения и навыки, в) специализированные компетенции.

Методической базой для подготовки новых членов общества будет общегосударственная политика в форме единой концепции воспитания. Эта концепция опишет цели и задачи, участников воспитания и их роли, используемые методы и ожидаемый прогресс на каждом этапе общественного становления. К таким этапам можно отнести следующие:

1. Закладку базовых знаний, умений и навыков. На этом этапе ребенок учится ходить, говорить, общаться, понимать окружающий мир.

2. Формирование универсальных знаний, умений и навыков. К таковым относятся чтение, письмо, основы культуры, математика, общие представления о естественных и общественных науках.

3. Создание специализированных компетенций. Это этап, на котором человек учится находить решения прикладных задач, относящихся к его будущей сфере деятельности, и реализовывать их на практике.


Общий алгоритм работы

На первом этапе, когда у детей еще только закладываются базовые знания и навыки, система СУПЕР в соответствии с вычисленным профилем способностей автоматически приписывает каждого ребенка к тому или иному направлению будущей деятельности. Эти направления будут учитывать прогнозные потребности общества в специалистах через 15–20 лет, к тому времени, когда дети вырастут и получат специальность.

Эти направления отражаются в СУПЕР и определяют специальный инструментарий воспитания. Например, детям, которые станут специалистами в промышленности, в детском саду и дома будут рекомендованы игры с конструкторами и трансформерами, а в школе – повышенное внимание к точным наукам.

Проектируя будущее ребенка, родители определяют, кем он должен быть, решают, как сделать его жизнь более результативной для общества. Речь идет не о мечтах и намерениях, а о конкретных планах и целях. Отмечая в системе СУПЕР успехи и неудачи ребенка в различных видах творчества, играх и занятиях, родители смогут убедиться в правильности заданной профессиональной ориентации или, наоборот, в необходимости ее скорректировать. В последнем случае переориентацию на другую профессию можно будет осуществить путем «обмена» с другим заинтересованным ребенком. Или принудительно с потерей части финансирования.

Специфика выбранного для ребенка направления должна проявляться начиная с первого, базового, этапа воспитания. В жизнь малыша должно входить больше таких знаний и представлений, такого творчества и игр, которые помогут в дальнейшем лучше овладеть профессиональными навыками.


Взгляд в будущее