Книга Служил Советскому Союзу! - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Александрович Блытов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Служил Советскому Союзу!
Служил Советскому Союзу!
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Служил Советскому Союзу!

Виктор Блытов

Служил Советскому Союзу!

Книга посвящается первому командиру ТАКР «Минск» контр-адмиралу Гокинаеву Виктору Александровичу.


От автора

Морской роман «Служил Советскому Союзу!» написан на базе вышедшего в 2010 году в Германии морского романа «На вахте».

В течение нескольких лет, прошедших с момента издания, вышедший роман «На вахте» автором переосмыслен, переработан, значительно дополнен и подготовлен к новому издательству.

Показанные в романе события происходили в 70-90 годы 20 столетия.

Противостояние двух ведущих государств СССР и США требовало реализации новых подходов в создании оружия противостояния. Основной упор создания оружия нападения в США оказались направленными на военно-морской флот и авиацию. Все планы по реализации мирового господства направлены на уничтожение противоборствующих им сил и стран именно с морских направлений.

СССР тоже в 70-х годах был вынужден начать развитие стратегии противодействия силам США с морских направлений. Начал экстренно создаваться океанский ракетно-ядерный флот. Для обеспечения его боевой устойчивости в удаленных районах океанов потребовалось создание авианосцев и сил их обеспечения.

В рамках этих программ были построены тяжелые авианесущие крейсера, называвшиеся на первом этапе в честь городов-героев – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». Эти корабли были построены, введены в строй ВМФ и участвовали в сдерживании военно-морских сил США и блока НАТО с морских направлений. На этих кораблях «становилась на крыло» палубная авиация, готовились летчики, отрабатывались приемы боевого применения палубной авиации. Авианосные крейсера к середине восьмидесятых годов стали органической частью Военно-морского флота СССР перед которыми ставились свои задачи.

После смерти Леонида Ильича Брежнева – руководителя СССР, начала реализовываться немного другая концепция и авианесущие корабли начали называться в честь столиц республик СССР – «Баку», «Тбилиси». Впоследствии они были переименованы.

К 90-м годам программа строительства авианосцев и судоремонта уже бывших в составе флота затормозила свою реализацию, из-за нехватки средств. Как многие аналитики считают, создаваемой искусственно, теми людьми во власти России, которые считали, что противников у новой России нет.

И тем не менее, при наличии на море вероятных противников, угрожающих территории России, ее суверенитету и независимости с морских направлений, встали в полном объеме перед руководством России в полном объеме, необходимость восстановления военно-морского флота, создания новых более современных образцов вооружения.

В морском романе показывается период становления авианосных кораблей, названных в романе просто авианосцами. Рассмотрена как бы изнутри служба на этих кораблях, подготовка экипажей, сложности, которые переживали офицеры, мичмана, старшины и матросы, проходившие там службу.

Образы моряков, описанные автором в романе, имеют реальных прототипов, однако названия, фамилии, имена изменены. Не все реальные события имели место, но могли быть.

Собран собирательный образ всех четырёх советских авианесущих кораблей (тяжелых авианесущих кораблей («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку» (позднее адмирал флота Советского Союза Горшков)). В романе, показанный тяжелый авианосный крейсер назван авианосцем и имеет название «Брест».

Прототипом авианосца «Брест» является, прежде всего, тяжелый авианосный крейсер «Минск», на котором проходил службу автор в должности командира БЧ-4 и некоторое время исполнял обязанности старшего помощника командира корабля.

Все события и герои, показанные в романе взяты из реальности, служба и жизнь адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов показана реальной, такой, какой она и была в 70-80-х годах.

Читайте и переживайте все события вместе с героями. Это их жизнь и они в ней уже живут, любят, переживают, женятся, разводятся, терпят жизненный крах и даже умирают.

Вместе с людьми строятся, живут, служат и потом умирают их корабли.

Роман составлен из отдельных самостоятельных рассказов о службе на флоте в указное время, связанных между собой одними героями, кораблями и службой.

Продолжением романа «Служил Советскому Союзу!» являются романы написанные этим же автором «После флота» о судьбе героев романа «Служил Советскому Союзу», выброшенных в 90-е годы с флота и оказавшихся в непривычной для них обстановке, где надо выживать им и их семьям.

А так же продолжением является и роман «Кузя» о жизни и участии одного из героев романа «Служил Советскому Союзу!» в первой чеченской войне.

Введение

Что такое авианосцы и зачем они нужны нашей стране?


Авианосец – класс военных кораблей, основной ударной силой которого является палубная авиация (ударная, противолодочная, десантная, спасательная).

Авианосец – универсальный боевой корабль, предназначенный для боевого использования палубной авиации, там где необходимо обеспечить силам флота воздушное прикрытие, содействия развертыванию сил флота в районы боевого предназначения, нанесения ударов по объектам и кораблям вероятного противника, уничтожения подводных лодок противника, а также для обслуживания авиационной группы с целью дальнейшего применения.

Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок трудно назвать успешными). Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.

Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в морском военном деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре по мере развития самолётостроения и улучшения характеристик лётных машин стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации.

Общие черты концепции авианосцев были предложены в докладе военно-морского атташе США во Франции в 1908 году. Более детально концепция авианосцев была описана в книге Клемана Адера «L’Aviation Militaire», изданной в 1909 году.

Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» (англ. USS Birmingham (CL-2)). Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания» (англ. USS Pennsylvania).

Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.

Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.

Особым типом авианесущих кораблей в годы первой мировой войны плавучие стали базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и впоследствии поднимались на борт судна кранами.

Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в Русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью».

Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев.

Весной 1910 года подполковником К. Конкоткиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910.

Проект Конокоткина, после его перевода на Амурскую Флотилию был закрыт, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено».

С началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы «Императрица Александра», «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния» в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера «Алмаз» гидропланом. «Императрица Александра» была сразу переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» были переименованы в «Республиканец» и «Авиатор» после Февральской Революции.

Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне.

При Советской власти господствовало мнение, высказанное В.И.Лениным, что авианосцы являются оружие агрессии. Постольку, поскольку СССР воевать ни с кем не собирался, проекты авианосцев в предвоенное время не разрабатывались.

Вторая мировая война наглядно показала эффективность использования авианосцев, такими странами как США, Япония, Великобритания. На некоторых участках мирового океана именно авианосцы, решали успешность ведения боевых действий. В тематическом сборнике составленном Разумным И.А. «Боевое использование авианосцев» собранном по материалам зарубежной печати и изданном в 1973 году, наглядно показано применение авианосцев всеми странами, их имевшими в годы второй мировой войны.

США имели к концу войны более 40 авианосцев различных классов. В послевоенные годы программа строительства авианосцев в США была значительно расширена. Авианосцы имели основные страны блока НАТО, такие как Великобритания и Франция.

Все попытки наркома ВМФ Кузнецова строить авианосцы в послевоенные годы успеха не принесли. Сталин считал не разумным расходовать средства на строительство дорогостоящих кораблей, так как говорил, что у берегов Америки мы воевать не будем.

Никита Сергеевич Хрущев был категорически против строительства любых больших кораблей.

И только через десять лет была принята программа по строительству нескольких вертолетоносцев типа «Москва» проекта 1123. В декабре 1967 года главком ВМФ С.Г. Горшков предложил построить корабль комплексного базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета. С 1967 года Невского ПКБ начало проектирование первого советского авианосца или правильнее сказать авианосного крейсера, так как на его вооружении помимо вертолетов и самолетов было еще и ударное ракетное и противолодочное оружие.

Первая посадка самолета вертикального взлета была произведена на противолодочный крейсер «Москва» в 1972 году. Первый корабль проекта 1143 «Киев» впервые вышел в море в 1975 году. Флот начал получать на вооружение тяжелые авианосные крейсера «Киев», «Минск», Новороссийск», «Баку». А после них планировалось строить настоящие авианосцы, такие как «Тбилиси» и «Варяг». На Черноморском судостроительном заводе был заложен первый атомный авианосец «Ульяновск». Но СССР распался, в программа строительства авианосцев была благополучно уничтожена нашими новыми «партнерами» из США. Уже построенные авианосцы были срочно уничтожены по их же рекомендациям. В строю случайно остался лишь один «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Сейчас снова рассматриваются проекты создания российских авианосцев. Первый эскизный проект условно назван «Шторм».

Зачем СССР, а теперь и России понадобилось строить такие дорогостоящие корабли? Была ли в этом насущная необходимость?

В 1967 году флот СССР вышел на океанские просторы. Впервые была создана в уделенных районах океанов и морей, система боевой службы, с постоянным присутствием кораблей вне зоны прикрытия своей береговой авиации.

Авиация являлась наиболее эффективным оружием по борьбе с надводными кораблями и подводными лодками. Во время Великой Отечественной войны, флот СССР потерял, только от авиации, 289 кораблей и судов.

Оружие нападения, на военные и гражданские объекты СССР получило развитие в послевоенное время. Одним их которых, явились крылатые ракеты «Томагавк», способные поражать береговые цели на расстояниях до 2500 километров и корабли на расстояниях до 540 километров. Появилась необходимость противодействия носителям этого оружия на максимальной дальности. Но корабли без надежного авиационного прикрытия, в районах предполагаемых пусков этих ракет, обладали очень низкой живучестью. Повысить эту живучесть могли только авианесущие корабли.

70-ые и 80 годы 20 столетия годы стали годами становления советских авианосных кораблей, отработки ими способов боевого использования всех видов оружия.

Именно эти годы и описываются в представленном, на суд читателей, романе. Заканчивается роман бесславной и предательской продажей большинства авианосных кораблей.


Дело «Зорро»


Из открытых окон и дверей ресторана «Парус», на вечерние улицы Севастополя, выплескивало разудалое веселье, в виде всем известной одесской мелодии, называемой «семь-сорок».

Утомленные дневной жарой жители близлежащих домов, укрываясь в спасительной вечерней тени балконов, с интересом наблюдали за происходящим на пятачке у ресторана, куда выходили покурить, поговорить или выяснить отношения, слегка подвыпившие посетители ресторана.

В стороне, молчаливо и независимо, стояли патрульные курсанты, наблюдая как их начальник, что-то горячо объясняет двум вспотевшим флотским офицерам и слегка подвыпившей девушке с красивыми, загорелыми и стройными ногами, вышедшими покурить, или отдохнуть от изнурительных танцев.

Севастополь – город флота, город для флота и каждый проживающий на так называемых «Остряках», названных в честь командующего авиацией Черноморского флота в годы войны генерала Острякова, в той или иной мере имел или имеет отношение к Черноморскому флоту, служил на флоте или находится на заслуженной пенсии после нелегкой корабельной службы.

Поэтому, происходящее в ресторане, было интересно и волнующе знакомо, всем наблюдающим.

Семейные парочки, на балконах, осуждающе смотрят вниз, на вышедших из ресторана офицеров и их дам проветриться, после разудалых танцев.

В зале ресторана, запах табака смешивается с запахом женских духов от простеньких «Быть может» до изысканных «Желаю счастья» или «Красной Москвы». Можно было различить запахи мужских одеколонов «Шипр», «Консул или более строгих «Командор».

Запах пота распространялся по залу от весело отплясывающих на пятачке у оркестра. Опять гремел разудалый одесский танец «семь-сорок». В веселом и строгом ритме танца смешалась строгая черная форма офицеров, отдающая золотом погон, пуговиц и нашивок, с открытыми декольтированными платьями, коротенькими юбочками их веселых и сверкающих молодостью партнерш.

Заложив большие пальцы за лацканы, предполагаемой тужурки, высоко выбрасывая ноги вверх, под одобрительные возгласы как танцующих, так и сидящих в зале. В центре танцплощадки лихо отплясывал сам с собой невысокий круглолицый, и с небольшими остатками былой шевелюры, зачесанной от левого уха до правого инженер-капитан третьего ранга в слегка помятой желтой рубашке и сбившимся на бок галстуке, с “инженерными молоточками” на погонах.

– Давай Николай Иванович! Жги! – неслись крики со столика расположенного неподалеку, за которым сидели офицеры с инженерными молоточками на погонах.

Под аплодисменты офицеров и одобрительное повизгивание их партнерш, солист откалывал такие коленца, что даже видавшие виды музыканты, молча переглядывались между собой, и покачивали головами.

Зачесанный через всю голову остаток волос взлетал вверх как оселедец бравого запорожца, а спускающиеся вниз концы шикарных усов довершали это заметное сходство.

С шумом открывались бутылки «Муската Игристого» и поднимались вверх хрустальные бокалы и рюмки кристально чистой водки.

– За тех, кто в море! За знакомство и любовь. За прелестных дам – неслись с разных столиков тосты.

Временами, будто пробуждаясь ото сна, солист оркестра объявлял, что танец исполняется для офицеров с «Красного Крыма», «Сдержанного», Николаева» или крейсера «Москва» или просто для какой-то Надежды с Воронцовой горы.

Зал жил своей, непонятной со стороны жизнью, но большинство обитателей чувствовали себя как рыбы в воде, заранее зная, по каким правилам, надо играть в этой непонятной со стороны игре.

Периодически в зал заходили новые офицеры и радостно приветствуемые своими друзьями и девушками, подсаживались на дополнительные стулья, приносимые из темноты подсобных помещений слегка меланхоличной, но радушно относящейся к флотским офицерам, молодой и симпатичной официанткой Зиной, весело встречавшей всех одной фразой:

– Ну, вот и вы. Мы вас давно уже ждем.

Кто-то тихо пояснял девушкам:

– Это с «Красного Кавказа» ребята подошли, а это с «Бреста», а это механики с «Беззаветного».

Многие офицеры уже сидели за принесенными откуда-то из недр служебными столиками, но еще зал продолжал наполняться.

Официантка Зина знала, от девушек занимавших в ресторане заранее столики, что завтра двадцать первая бригада кораблей уйдет на стрельбы в Феодосию и сопровождать авианосец «Брест» заодно обеспечивать полеты самолетов, и в течение недели ресторан будет практически пуст.

Об уходе тех или иных кораблей, даже на выполнение боевых задач в море, женщины в Севастополе, узнавали почему-то всегда раньше самих моряков. Это служило в городе причиной для многих шуток. Офицеры весьма удивлялись, когда им их жены или просто любимые рассказывали, когда и на сколько и куда, они уходят в море.

Периодически в зал из служебного помещения заходила высокая женщина с большим пуком волос на голове и спрашивала у старшего администратора Маши:

– Ну как у нас здесь Марья Ивановна?

На что Маша неизменно отвечала:

– Все в полном порядке Ирина Николаевна. Сегодня план будет. С «Бреста» еще пришли ребята.

Офицеры флота – хорошие клиенты, денег не жалеют, и расплачиваются исправно и всегда больше, чем им выставляют счет. Некоторые, особо приближенные и лично знакомые, правда иногда, в самые трудные времена, отдыхали в ресторане, с разрешения директора Ирины Николаевны в долг. Она хорошо знала почти всех офицеров, которые приходили поужинать в ее ресторан, и даже знала, что можно от кого ожидать.

– На этот столик больше водки не давать – шептала они официанткам Зиночке или Милочке.

К директору офицеры флота, относились с любовью, и каждое появление директора встречали с неизменным:

– Николаевна приглашаем к нам за столик. Отдохните от трудов праведных с нами.

А упоминавшийся выше инженер-капитан третьего ранга, так похожий на запорожца, неизменно подходил и целовал аккуратно наманикюренные и ухоженные белые ручки директора ресторана, под бурные аплодисменты, присутствующих, и всегда с дежурным фужером муската игристого в руках.

Мускат игристый был любимым напитком офицеров в Севастополе того времени.

Все знали, что Ирина Николаевна на работе пить не будет, но тем не менее, отработанный ритуал исполняли каждый раз исправно.

В центре зала за квадратным столиком сидел невысокий черноволосый молодой человек в рубашке в клеточку и темно синим галстуком в очках с тремя красивыми девушками. Гражданский человек в зале, где большинство были офицерами флота, казался инородным телом, и все как бы сторонились его. Даже девушки, пришедшие с ним в ресторан, больше заглядывались на молодых и симпатичных флотских офицеров.

Сидевшие за соседним столиком офицеры с авианосца «Брест», обратили свое внимание на вышеуказанных девушек.

Офицеры с «Бреста» отличались от других офицеров наличием на груди тужурок, так называемых авианосных «крылышек». Было видно, что они ждали еще кого-то, и периодически поглядывали то на часы, то на двери ресторана.

– Скоро наш бечепятый придет? Так весь вечер пройдет. Не надо было обещать – говорил темноволосому капитан-лейтенанту, с черными глазами и тонким лицом кавказца, посмотрев в очередной раз на часы, худощавый, с легко кучерявыми темными волосами, старший лейтенант, начальник химической службы «Бреста» Сергей Огнинский.

Они о чем-то пошептались, подняли бокалы, наполненные «мускатом игристым», чокнулись.

Выпив Сергей Огнинский, повернулся в сторону столика, за которым сидели, упоминавшиеся ранее, девушки. Он поднял свой фужер. Его глаза и выражения лица, как бы говорили:

– Мы пьем за Вас! За вашу молодость и красоту!

Наконец, старший лейтенант, видимо принял решение, допил свой бокал, поставил его на стол.

Встал, посмотрел вокруг, одернул тужурку. Рукой поправил волосы, и тяжело вздохнув, решительно направился к заинтересовавшему офицеров столику.

Он подошел твердым шагом, смущенно прокашлял, стоя за спиной стула единственного за столиком мужчины, сделал поклон головой, как это умели делать представляясь, только офицеры царского флота.

А затем, немного заикаясь, спросил у мужского представителя столика разрешения потанцевать с одной из его соседок. Взгляд его остановился на красивой светловолосой девушке с короткой прической, одетой в светлое облегающее платье, подчеркивавшее ее идеальную фигуру и тонкую талию.

Молодой человек за столиком, страшно смутился, снял очки, затем снова надел, достал носовой платок, вытер лоб, и наклонив голову, кивнул ей, как бы разрешая. Видно было, как трудно далось ему, это решение.

И тогда резко подхватив приглашенную, и по виду согласную партнершу под локоть, старший лейтенант, блеснув золотыми шевронами тужурки и идеально отглаженными стрелками брюк, как бы вырывал приглашенную девушку из объятий скучного столика. И повел ее через весь зал навстречу, тесным и жарким объятиям, забитой уже полностью танцующими парами, танцевальной площадки в центре зала.

Парень, в гражданской или партикулярной форме одежды, как любил говорить командир «Бреста» капитан 1 ранга Гиоев, сел и стал что-то горячо говорить оставшимся партнершам, но те уже лукаво поглядывали на разгоряченных теплым вечером и шампанским капитан-лейтенантов, сидевшими за «брестским столиком».

Их взгляды как бы говорили:

– Вот мы. Мы согласны потанцевать. Приглашайте нас. Что же вы сидите?

Аккуратно касаясь завитка волос, у ушка свой партнерши, старший лейтенант Огнинский, в танце, наслаждаясь запахом весьма хороших духов, тихонько представился:

– Сергей Огнинский, начальник химической службы с авианосца «Брест». Позвольте узнать ваше имя, а заодно узнать с кем это вы сегодня пришли в ресторан отужинать? С мужем или братом?

Девушка со смущением ответила:

– Меня зовут Зоя. Этот молодой человек, сотрудник, с нашей работы. Мы все работаем в институте «Коррозии металлов». Он кандидат технических наук, доцент и руководитель нашей лаборатории. Сегодня он пригласил нас в ресторан, в честь своего дня рождения.

– А знаю, мы когда выходим в море, всегда видим на южном берегу здание вашего института на Хрустальной горе. Мы называем его «Институтом ржавчины» Вот никогда не думал, что когда-нибудь познакомлюсь с обитателями этого загадочного для нас учреждения.

– Наверно с точки зрения неспециалистов, это правильно – улыбнувшись, ответила Зоя – не буду утомлять вас подробностями нашей работы, но могу сказать, что из окна нашей лаборатории, тоже хорошо видны, уходящие в море корабли. А у многих наших сотрудниц во флоте служат близкие люди. Теперь, когда я увижу ваш «Брест», выходящий в море, я буду вспоминать о вас Сергей. Кстати мы часто видим ваш корабль, а недавно видели даже, как с него в море упал самолет. Он перевернулся, в воздухе и разбился прямо у борта. Ужас. Летчик остался жив?

Сергей смутился:

– Действительно был такой случай. Летчик, к нашему сожалению погиб.

Поняв, что разговор о службе лучше не продолжить, Сергей, перешел в атаку и задал прямой, как выстрел крейсера «Аврора» вопрос:

– А как зовут этого хм … кандидата наук и девушек, которые составляют вашу компанию?

Зоя кокетливо улыбнулась:

– А зачем это вам? Вы его тоже хотите пригласить на танец?

– Нет, конечно – смутился Сергей – это просто так спросил для разговора, а то мы все о нашем корабле, да о корабле. А нам об этом не рекомендуют говорить в городе.