Ещё с малых лет Грозный стал свидетелем борьбы за власть, вражды бояр. Именно тогда стала появляться в нём подозрительность, враждебность, мстительность. Эти качества с годами приобретали характер мании.
Первый раз Иван Грозный прибыл в Нижний Новгород, когда ему исполнилось 17 лет. Его уже венчали на царство. И сразу же возникла проблема: нужно было покончить с беспределом казанских ханов и военачальников, то и дело совершающих опустошительные набеги на русские земли.
В 1545 году вроде бы установился относительный мир. Набеги прекратились, когда московское войско подошло к Казани. Хан Сафа-Гирей бежал. Его место занял Шах-Али, который был ставленником Москвы. Но вскоре Сафа-Гирей при поддержке крымских татар вернул себе власть. И набеги на Московскую Русь стали повторяться ещё чаще. При этом больше всего страдали нижегородцы. Татары появлялись в окрестностях Нижнего, опустошали его ближайшую округу. Нападениям поверглись селения Ельня, Высоково, Вишенки, Печёрский монастырь; на Бору «слободка запустела от казанской войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли» (Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО).
Страдало не только русское население, но и другие народы Поволжья. И в ответ Иван Грозный во главе многотысячного войска выступил на Казань. В его рядах, кстати, были и мордовские ратники.
Поход начался 20 декабря 1547 года, когда Волгу сковал лёд (в другое время переправиться через неё было довольно сложно). Но основные полки Грозного выступили лишь в январе, а артиллерия — в феврале 1548 года. Сбор армии состоялся на Волге между нынешними населенными пунктами Кадницей и Нижними Работками. Но, по одним источникам, из-за оттепели тяжелая осадная артиллерия провалилась под лёд, а согласно другим, учитывая, что скоро наступит весна (она в том году действительно была ранняя), и дороги станут непроходимыми, царь решил вернуться в Нижний Новгород, где его накануне встречали с большими почестями. Только в начале марта 1548 года он соизволил осчастливить столицу своим присутствием.
В Нижнем Новгороде Ивану Грозному понравилось. Здесь завершилась реконструкция нижегородской крепости, был возведён каменный кремль. Царь был поражён дешевизной продуктов. С удовольствием ел стерляжью уху.
Другая половина армии под руководством Шах-Али и князей В. Воротынского и Б. Горбатого-Шуйского дошла до Казани к началу февраля и около недели не пропускала никого из приезжих в город. Татары, не ввязываясь в бой, отступили за крепостные ворота, и штурм не состоялся.
У историков нет единодушного мнения, почему это случилось. Всё вроде бы благоприятствовало русичам. Пушки все-таки имелись. Крымский хан Челбек и сын Сафа-Гирея были убиты во время артиллерийского обстрела. Возможно, вмешалась погода. Потеплело, надо было возвращаться в Москву до начала распутицы…
Однако этот поход нельзя назвать безрезультатным. Неподалеку от Казани, при впадении реки Свияги в Волгу, было решено возвести крепость. Её стали строить тайком. Эта крепость станет плацдармом для покорения столицы Казанского ханства.
Взятие Казани
В те годы в Русском государстве происходили большие перемены, причём немалая роль в проведении реформ принадлежала Ивану Грозному. Создавались элитарные войска, к военной службе в них привлекались дворяне из провинции, совершенствовались артиллерия и инженерно-фортификационное дело. А самое главное – царь задумался о причинах неудач русской армии и сделал соответствующие выводы. Во-первых, была отвергнута идея о проведении военных походов зимой, что было правильным решением. Во-вторых, была создана специальная комиссия по разработке плана предстоящей операции – Казанское ханство представляло угрозу для самого существования Руси. Нужно было освободить и многочисленных пленников.
Очередной казанский поход начался в апреле 1551 года. Начался он со сплава леса, который стали использовать для строительства крепости на Свияге. Туда же были переправлены и готовые срубы, заготовленные в Угличе и Балахне. И крепость была готова в считанные дни.
Для того, чтобы перекрыть все водные пути и полностью блокировать Казань, было сформировано четыре отряда, направленные на Вятку, Каму, Свиягу и малые реки. Иван Грозный не жалел денег на подкуп чувашей и марийцев, его эмиссары убеждали их в необходимости принять русское подданство. За это их обещали на три года освободить от податей, дарили шубы и даже лошадей. Такая тактика принесла успех.
Хозяйственная жизнь, и прежде всего торговля, в Казанском ханстве практически были полностью парализованы. Казань лишилась продуктов питания.
Первыми взбунтовались крымские татары. В конце июня они покинули Казань, но попали в засаду. Все они были убиты. Сдавшихся в плен утопили, а 46 главных военачальников доставили в Москву и там казнили. Татарам объявили, что Казанское царство делится на две части: правобережную и левобережную, причём первая из них отходит к Москве. Казанцы, опасаясь, что Иван Грозный истребит всех татар, выдали ему малолетнего хана Утямыша и царицу Сююн-Бике.
Но многие казанцы остались недовольными разделом страны. Это были князья и мурзы во главе с Нур-Али и даже марионеточный правитель Шах-Али. Зрело вооружённое выступление. Иван Грозный понимал, что полного повиновения он не дождётся. И решил добиться его с помощью силы.
На этот раз он отправил артиллерию на судах, а сам с конницей и пехотой двинулся в обход Нижнего Новгорода через Муром. Сделано это было по поручению тогдашней жены Ивана Грозного Анастасии Захариной-Юрьевой. В Муроме останавливались, чтобы отслужить молебен по Петру и Февронии, которых царь всегда считал своими родственниками. Он дал обет поставить над их мощами каменный собор. А потом войско, состоявшее из стрельцов, копейщиков, пушкарей, гранатчиков и прочих служилых людей, двинулось дальше. Впереди шли отряды князей Юрий Шемякина и Фёдора Троекурова, «дабы на речках и ржавницах (ручьях, — С.С.-П.) мосты мостить» (ЦАНО).
Армия царя была раза в полтора больше рати Дмитрия Донского во время сражения на Куликовом поле, то есть примерно 150 тысяч человек. Двигалась она несколькими колоннами, каждая из которых занимала в длину 6—7 верст. Согласно легенде река Пьяна мелела, когда коней выводили на водопой — их было более 30 тысяч (там же).
Войско шло по старой казанской дороге. 20 июля 1552 года полки остановились на ночевку на реке Велетьме, на другой день ночевали на Шилекше, третья стоянка была под Саканьским городищем. Маршрут Грозного пролегал мимо сёл Неледино, Ветошкино, Гагино, Субботино, Паново-Осаново, деревень Сумароково и Ханинеевка. Сам Иван Грозный один раз ночевал в деревне Ломакино недалеко от Покрова. Много лет спустя в той самой дереве родился генерал Власов. Молва связывала это с тем, что, согрешил здесь царь, дескать, от него и пошло такое потомство. Разумеется, это – выдумка чистой воды.
В татарской деревне Пора царь взял в проводники и переводчики мурзу Бахметку. Он при штурме Казани первым взберётся на городскую стену и «возьмёт в полон царицу Узбеку» (ЦАНО). Царь расцеловал и крестил мурзу, сделал его дворянином и при крещении нарёк Юрием Ивановичем Бахметьевым, одарил его земельным наделом. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» мурза назван Аслан-Бахметом. Здесь говорится о том, что он «принял крещение с именем Иеремии и стал родоначальником Бахметевых… Потомки его служили в воеводах, в стряпчих, стольниками» (Нижегородский край вы словаре Брокгауза и Ефрона. Нижний Новгород, издательство «Нижегородская ярмарка», 2000).
В Казани погода испортилась. Лили дожди, а в сентябре разразилась страшная буря. Легенды связывали это с заклинаниями мусульманских колдунов, и в это верили, потому что шторм разбил в щепки все суда с провизией. Теперь голод царил уже в стане нападавших.
Иван Грозный был вне себя от гнева и послал в Москву за чудотворным крестом с вделанной в него частичкой Креста Господня. Доставили его очень быстро: от Москвы до Нижнего Новгорода – на подводах, а потом – водным путём на вятских лодках. И после крестного хода, как решили ратники, чары колдунов сошли на нет. Пушки наконец-то вытащили из непролазной грязи, но палить из них не спешили. Грозный сделал вид, что снимает осаду. А тем временем под крепостные стены подкладывали пороховые заряды…
Прогремела дюжина взрывов, слившись в один. Адское пламя поднялось до небес. Едва ли не весь город рухнул к ногам русского войска. Шесть тысяч татар бросились в речку Казанку, пытаясь преодолеть её вплавь. Все они были убиты.
Грозный был доволен. Он дарил отличившимся воинам бархатные шубы на собольем меху, золотые ковши и кубки, драгоценные камни. Богатые трофеи достались победителям. Казанское ханство было ликвидировано.
Любопытно, что состав штурмовавших Казань был весьма пёстрый. Русские составляли лишь 50,3 процента всего войска, касимовские татары – 40 процентов; воевали с казанцами также татары астраханские, нижегородские и казанские, ногайцы, чуваши, марийцы, вотяки и мордва. Отрядом последних вроде бы командовал мурза Дивей.
Но в древних источниках много путаницы. Мне удалось выяснить, что Дивей — личность реальная. Он был татарином и воевал в составе касимовской конницы под началом Як-Сеит-Черевсеева. За участие в третьем походе на Казань мурзе был пожалован княжеский титул и земли в Кадомском уезде по речке Вичкинзе, о чём свидетельствует царская грамота 1559 года (ЦАНО). Здесь селилась мордва, и земли эти стали называться Дивеевскими, а их поселение — Дивеевым.
Архивные документы рассказывают и о тех, кто оборонял Казань. Всего защитников города было 33 тысячи, то есть превосходство Ивана Грозного было пятикратным. Местных татар насчитывалось лишь 30—35 процентов, остальные, за исключением крымских татар и турков, представляли всё тот же набор: русские, астраханские татары, ногайцы, марийцы и вотяки. Соплеменники воевали с соплеменниками.
Казань подверглась чудовищному разгрому. По данным татарских историков, всё мужское население было уничтожено. Тела убитых для устрашения ещё непокорённого населения Поволжья привязывали к бревнам и спускали вниз по Волге.
19 октября 1552 года нижегородцы, чей город утратил роль пограничной крепости, торжественно встречали Ивана Грозного. В Москву он уехал через Балахну и Владимир. Он спешил: у царя родился сын Дмитрий. Как и его сёстры Анна и Мария, рождённые от первой жены Грозного Анастасии Романовны Захарьиной-Южиной, Дмитрий умер ещё младенцем (не надо путать его с царевичем Дмитрием, рожденным от Марии Нагой тридцать лет спустя – тот погиб в Угличе).
Легенды и реальность
Там, где в Пьяну впадает её приток Ежать, войско Ивана Грозного встретилось с касимовской конницей. На этом месте возникло село Юрьево Гагинского района. Но самое интересное, что на всём пути следования царя и его войска таких населённых пунктов, которые живут и здравствуют по сей день, образовалось много. Это — Воротынец, Арзамас, Горбатов, Княгинино, Ардатов, Большое Мурашкино, Дивеево, Ивановское, Шатки, Сыресово, Большое Череватово, Выползово… Потом здесь появлялись православные храмы, монастыри. Первым зданием Арзамаса была заложенная Иваном Грозным деревянная церковь Воскресения Христова.
Село Сеченово основано в 1552 году Иваном Грозным. Согласно преданию, погода тогда была хуже некуда: лил дождь, ветер валил деревья. И вдруг ветер улёгся, выглянуло солнце. Царь окрестил эту уютность Тёплым Станом. Так село и называлось долгое время.
В начале 1840-х годов у П. И. Мельникова-Печерского возник замысел описать местности Нижегородской губернии, через которые пролегал путь Ивана Грозного на Казань. Исследователь выявил реальных людей, которые стали героями легенд. Это проводники Торш, Ардатка, Келейка, Кужендей, сын Пуреса, его старший брат Ерзи. Все они — мордвины. Мордвинами были также Вачайка из села Тоторшево и его дочь Саманька, которая помогла взорвать крепостные стены Казани. Всех их Иван Грозный одарил земельными наделами.
А вот легенда, рассказанная жителями деревни Сосновка: «Царь, чтобы всё видели, какое у него войско мощное, повелел возле нашей деревни, которая вблизи села Анненково, каждому своему воину высыпать по шелому земли. Вот они выполнили приказ, и у деревни вырос большой курган. А как царь назад шёл, остановился снова в этих местах, вспомнил-припомнил погибших ратников своих и велел, чтобы сравнить свое оставшееся войско с прежним, рядом с первым насыпать второй курган. Маленьким он получился, потому что много пало воинов в той тяжелой борьбе» (Нижегородские предания и легенды». Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1971).
Весьма поэтично предание о мордовской девушке, предупредившей Ивана Грозного о готовящемся против него заговоре. Его записал В.Н.Морохин в селе Девичьи горы Большеболдинского района: «В ту пору, когда царь вёл свое войско против татар, жители этого села ополчились на царя. Они устроили заговор и решили убить его. Но одна девушка узнала про замысел односельчан, села на коня и поскакала к царю. А царь уже недалеко от их села находился. Она рассказала царю про злые козни. Иван Грозный выслушал девушку, поблагодарил её и наградил подарками. Жители села узнали, что девушка предала их и убили её. Царь велел похоронить несчастную с великими почестями, как славного воина, ведь девушка спасла ему жизнь. А после похорон приказал насыпать на могиле высокий холм. И с того давнего времени селенье стало именоваться Девичьими Горами» (там же).
Подводя итог, следует признать, что из легенд мы мало узнаём о человеческих качествах Ивана Грозного. Как, впрочем, и о его деяниях. И оценки самодержца весьма противоречивы: от восторженных до крайне негативных. Наверное, прав Василий Ключевский. Он писал: «Положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, который производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал… Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно было при нём» (Ключевский В. О. Характеристика царя Ивана Грозного. Исторические портреты. Москва, издательство «Правда», 1991).
Больная тема
Надо сказать, что тема завоевания Казани Иваном Грозным — тема, которой стараются не касаться. Тут затронута национальная гордость, сразу же поднимается вопрос о геноциде татарского народа. Но если признать, что такой геноцид проводился, следует признать, что был и геноцид наоборот — геноцид русских. И он продолжался на протяжении столетий.
Татарские историки утверждают: Батый и его соплеменники, завоевавшие Русь и истреблявшие её население, имеют мало общего с татарами. Но ведь и предки современных татар тоже творили беспредел, от этого никуда не деться.
Два народа давно уже живут в мире и согласии. Но нет-нет, и вспоминаются давние распри. Храм-памятник русским воинам, погибшим при штурме Казани в 1552 году, нередко подвергается осквернению.
Храм этот находится на острове. Во время весеннего паводка вода постоянно проникает в склеп. И вандалы тоже не перевелись. Особенно часто храм-памятник подвергался осквернению в 90-е годы прошлого века.
В 1999 году на курултае так называемого «Всетатарского общественного центра» было выдвинуто требование о сносе храма. Вскоре неизвестные злоумышленники повредили крышу, разрушили внутренние колонны, взломали железную дверь. В 2007 году храм-памятник вновь осквернили. Были похищены иконы и церковная утварь. Ещё через шесть лет здесь нашли самодельное взрывное устройство.
Сколько это будет продолжаться, не знает никто. Наверное, было бы справедливо установить памятник татарам, погибшим при завоевании Казани.
2.ВРЕМЕНА САМОЗВАНЦЕВ
БЫЛА ТА СМУТНАЯ ПОРА…
В летописях о Смутной поре сведений – с гулькин нос. Видимо, было не до того. Извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года вызвало, как сейчас говорят, ядерную зиму. Это была самая страшная катастрофа в истории Южной Америки. Она унесла жизни десятки тысяч человек и вызвала неурожаи и в Америке, и в Африке, и в Европе на протяжении трех лет подряд.
1601 год был самым холодным за шесть предшествовавших столетий.
Последний из Рюриковичей
Смута началась после смерти Ивана Грозного. Он умер в 1584 году, и трон достался слабоумному и болезненному сыну тирана Фёдору Иоанновичу. Грозный видел своего преемника не в нём, а в старшем сыне Иване, но тот скончался на три года раньше отца. Хрестоматийную версию, что он был убит отцом в порыве гнева, современные историки отвергают. Так, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, например, что царевич умер после болезни, которая продолжалась 11 дней. Но, похоже, его отравили. Когда в 1963 году вскрыли гробницу Ивана Иоанновича, оказалось, что его останки содержат ртуть, которая в 32 раза превышала допустимый уровень. В несколько раз больше было также мышьяка и свинца.
Последний из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, родился 11 мая 1557 года. Он был женат на сестре Бориса Годунова, Ирине, и в государственных делах не участвовал. Власть в стране принадлежала его шурину. Правда, надо заметить, что прибрал он её к рукам не сразу. Пришлось побороться, а конкурентов-бояр сжить со света.
После смерти Фёдора Иоанновича, а прожил он 40 лет, царем в 1558 году был избран, наконец, Борис Годунов. Мечты его сбылись. Вдова умершего государя, который таковым не являлся, Ирина Фёдоровна Годунова, правила всего восемь дней. На девятый день она постриглась в монахини.
Голод
Личность Бориса Годунова тоже до сих пор вызывает много споров. Версия о том, что по его приказу был убит малолетний царевич Димитрий, не подтверждается. Кто знает, как бы сложилась обстановка в России, если бы не голод. Дожди лили в 1601 году всю весну, и всё лето. Монах Авраамий Палицын писал, что они довели народ до такого состояния, что «все человецы в ужас впадоша», а 15 августа «ударил мраз великий». Следующей весной хлеба вообще не взошли. Голод косил людей целыми селениями. Дело дошло до того, что они грызли дверные косяки, «ядоша всякую листву, траву и мертвечину, и пси, и кошек» (ЦАНО).
Хлеб подорожал примерно в сто раз, деньги обесценились. Начались стихийные бунты. Самым крупным из них было восстание Хлопка. Против него было послано войско во главе с воеводой Иваном Басмановым, сыном знаменитого опричника Фёдора Басманова. Воевода погиб, но Хлопка взяли в плен и казнили.
Голод продолжался, хотя, как утверждал голландский посланец Исаак Масса, он поддерживался искусственно. «Во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его», — писал он (Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Москва, издательство «Прометей», 1991).
Первый самозванец
Вот тут-то и активизировались враги России, прежде всего поляки. Откуда ни возьмись, нарисовался Григорий Отрепьев, выдававший себя за убиенного царевича Димитрия. Он впервые заявил о себе в октябре 1604 года, хотя молва о том, что царевич Димитрий чудесно спасся, ходила и раньше. Лжедмитрий с небольшим войском двинулся к Москве, но был разбит Василием Шуйским и отступил в Путивль. Впрочем, казалось, что сама Судьба на его стороне. В апреле 1605 года царь Борис Годунов умер. В правительственных войсках произошёл раскол. Многие ушли под знамена Лжедмитрия. Сын Бориса Годунова, Фёдор, правил всего семь недель. Его, как и мать (она была дочерью Малюты Скуратова), Марию, задушили незадолго до торжественного вступления самозванца в Москву.
Фёдору Годунову было всего 16 лет. Как писал шведский дипломат Пер Эрлесунд, четверо убийц во главе с подьячим Иваном Богдановым долго не могли справиться с крепким и сильным юношей.
Народу сообщили, что царь и его мать отравились. Никто, конечно же, этому не поверил. Но никто и не возмущался — так велика была ненависть к Борису Годунову (там же).
Но и Лжедмитрий продержался на троне меньше года. Он был убит во время восстания в Москве, и власть перешла к Василию Шуйскому. Но тут началось восстание Ивана Болотникова, объявился новый самозванец — Лжедмитрий II, и Русь снова была ввергнута в пучину хаоса. Занялись грабежами вторгшаяся в пределы страны ногайская орда, крымские татары.
ТАЙНЫ КНЯЗЯ ПОЖАРСКОГО
В епанче из алого атласа с золотым позументом, в шапке на собольем меху — исключительной принадлежности князей и бояр, — в сафьяновых сапогах с серебряными шпорами въехал на кауром жеребце в Нижний Новгород князь Дмитрий Пожарский. Это было 28 октября 1611 года, после того, как он согласился возглавить народное ополчение, чтобы избавить Русскую землю от поляков.
Был он бледен и худ, поскольку еще не совсем оправился от ран, полученных в конце марта того же года, когда произошла жестокая сеча первого ополчения с иноземцами. Пожарский сильно хромал: после перелома ноги кости срослись неправильно.
Но о жизни князя мы знаем крайне мало. Она таит немало загадок.
Где была родовая вотчина?
Первая тайна князя — время и место его рождения. Тут мнения историков расходятся. Одни считают, что Пожарский появился на свет 29 апреля 1578 года, но называют и другие даты, хотя, впрочем, они не слишком разнятся между собой. В любом случае Дмитрий Михайлович прибыл в Нижний в возрасте 33 лет. И это весьма символично: Иисусу Христу, когда он принял смерть, чтобы искупить вину человечества, тоже было 33 года. Князь не знал, что его ждет, может быть, и скорая гибель.
Сложнее с его родовой вотчиной. Павел Иванович Мельников-Печерский докладывал на заседании Нижегородского губернского статистического комитета, что она находится в Горбатовском уезде, в местечке Пожар или Жары. В путеводителе по Москве говорится, что Пожарский родился в селе Медведково (теперь это 2-я Медведковская улица столицы). В Писцовых книгах за 1630 год значится, что она в Суздальском уезде то ли в селе Волосынино, то ли в Мугреево. В подмосковном Воскресенске уверены, что родиной князя следует считать село Марчуги, которое стало частью этого города. Короче, полной ясности нет.
Стряпчий с платьем
Ещё одна тайна — кто являлся матерью Пожарского. Называется, в частности, Ефросинья Беклемищева, потомком которой, кстати, был Александр Пушкин. Другие источники упоминают княгиню Марию Федоровну.
Отец князя умер рано. Он похоронен, как и дед, в Суздальском Спасо-Евфимовском монастыре. Там же находятся могилы сестры Дмитрия Михайловича, его двоюродного брата и сыновей: Ивана, Петра и Федора. Про Ивана известно, что он был окольничьим при царе Алексее.
В 1593 году, в возрасте 15 лет, Пожарский поступил на службу. Он носил звание стряпчего с платьем. То есть был, выражаясь современным языком, гардеробщиком. Делал заказы портным, подавал одежду государю, принимал подарки. Но должность эта была, конечно же, второстепенной и далека от политики.
Надо сказать, что с таким положением дел Пожарский не хотел мириться. В 1598 году в числе других дворян подписал прошение об избрании в цари Бориса Годунова. Но крупно просчитался. Вскоре Годунов подверг Пожарского опале и уволил. Между прочим, такая же опала выпала при Иване Грозном на долю его деда. Он был сослан в Нижний Новгород. Мать жила здесь до воцарения на престол Михаила Романова. Но какая из двух претенденток на эту роль, история умалчивает.
Князь служил и самозванцу
Российские историки не упоминают о том, чем занимался Дмитрий Михайлович при Лжедмитрии. Молчат, как в рот воды набрали. И на то есть причины. Мне удалось выяснить: он был стольником. То есть служил самозванцу, но это не вписывается в героическую биографию князя. А между прочим, приводился сей факт со ссылкой на архивные источники в книге «Место земного успокоения и надгробный памятник Д.М.Пожарскому в Суздале», изданной в 1885 году во Владимире. К сожалению, самих источников мне разыскать не удалось. Похоже, они уничтожены. Но зато не скрывается, что князь присутствовал при убийстве Лжедмитрия и горячо его одобрил. Нравы, конечно, были еще те. Затем, имея чин дворецкого, участвовал в избрании на трон боярина Василия Шуйского. И снова — прокол. Шуйского «сняли с работы без выходного пособия» и постригли в монахи. И как-то не вяжется такая непоследовательность и готовность присягнуть любому самодержцу с привычным портретом освободителя. Сразу вспоминаешь движение флюгера, зависящего от направления ветра.